Вредные предприятия россии: Климат и экология: Среда обитания: Lenta.ru

За пандемию в России обнаружилось 20 тыс. новых предприятий-загрязнителей воздуха

За 2020 год российские предприятия выбросили в воздух 16,95 млн тонн загрязняющих веществ — на 2% меньше, чем годом ранее. По промышленным загрязнениям атмосферы коронавирусный год стал самым «чистым» по крайней мере за последние 20 лет, — сообщается в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, результаты которого были представлены 16 июня на Go Global Summit.

Парадоксальным, на первый взгляд, образом за неблагополучный год, отмеченный локдаунами и общим замедлением экономической активности, в России резко выросло число предприятий-загрязнителей — их стало больше на 19,6 тыс., или 21%.

«Резкий рост численности загрязнителей в основном объясняется не наращиванием производственных мощностей, а уточнением статистики и выходом из тени огромного числа производств, которые ранее попросту не сдавали экологическую отчетность. Не исключено, что фактическое число предприятий-загрязнителей окажется еще выше, и уже в текущем году природоохранные инспекторы обнаружат новых «уклонистов». С учетом того, что статистика по промышленным выбросам за 2019 год была менее полной, реальное сокращение экологического вреда атмосфере в 2020 году должно превышать заявленные 2%. Таким образом, локдаун и спад производственной активности действительно способствовали очищению воздуха и улучшению экологической ситуации», — отметила в своем выступлении президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.

Самый большой относительный прирост предприятий, генерирующих вредные выбросы в атмосферу, зафиксирован преимущественно в регионах с невысоким уровнем социально-экономического развития. В Севастополе таких загрязнителей экологии стало в 3,5 раза больше, значительно выросло число объектов, совершающих выбросы, в Чечне, Тыве, Ивановской, Владимирской области, Забайкальском крае, Удмуртии, Тульской области, Калмыкии, а также в Пермском крае.

По абсолютному приросту предприятий-генераторов выбросов лидируют в основном индустриально развитые регионы. В Краснодарском крае число загрязняющих воздух предприятий увеличилось на 1984 объекта. Также среди лидеров по этому параметру Московская область, Ростовская область, Башкортостан, Забайкальский край, Владимирская область, Удмуртия, Пермский край, Новосибирская область и Ханты-Мансийский автономный округ.

Если судить по объемам выбросов, то во время пандемии стали более энергично загрязнять воздух предприятия в Севастополе (выбросы выросли на 135,6%), Марий Эл, Тверской и Ивановской областях, Северной Осетии, Забайкальском крае, Республике Алтай, Волгоградской, Новосибирской и Пензенской областях. Напротив, сильнее всего снизили выбросы промышленники в Ингушетии (вредные выбросы сократились на 77,5%), Калмыкии, Удмуртии, Магаданской области, Чувашии, Рязанской и Нижегородской областях, Дагестане, Томской области и Москве.

Лидером по тоннажу вредных выбросов является Красноярский край — здесь предприятия отправили в атмосферу 2,5 млн тонн загрязняющих веществ. Также многотонные выбросы отмечены в Кемеровской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округе, Свердловской, Иркутской и Челябинской области, Башкортостане, Краснодарском крае, а также Оренбургской области.

Если смотреть на динамику промышленных выбросов с точки зрения отдельных опасных веществ, пандемический год представляется уже не таким «чистым». За год в полтора раза выросли выбросы бензпирена — вещества первого класса опасности. Интенсифицировались загрязнения атмосферы свинцом, бензолом, формальдегидом, серной кислотой и газообразными соединениями фтора.

13 лет экологизации

Совокупные выбросы российской промышленности достигли максимума в 2007 году — 20,64 млн тонн, в период высоких темпов экономического роста, перед началом мирового кризиса. Затем выбросы начали снижаться и к 2014-2015 годам, то есть во время развернувшегося в стране валютного кризиса, стабилизировались на уровне выше 17 млн тонн. В 2020 году, во время очередного кризиса, который на это раз спровоцировала пандемия коронавируса, общие выбросы впервые опустились ниже 17 млн тонн, до 16,95 млн тонн. В результате вредные промышленные выбросы в коронавирусном году оказались на минимуме за последние 20 лет, насколько позволяет судить доступная статистика. Таким образом, снижение деловой активности и экономический спад вновь положительно сказались на чистоте атмосферного воздуха.

Вредные выбросы предприятий в атмосферу по годам, млн тонн

Выбросы предприятий учитываются как от организованных, так и от неорганизованных источников. К организованным источникам относятся специальные устройства: трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и другие приспособления, посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся горящие (пылящие) терриконы и отвалы, резервуары — то есть источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности технологического оборудования, газоотводов и т. д. Загрязняющие вещества, поступившие в атмосферу в результате аварий на трубопроводах, также учитываются в составе показателя. В 2020 году на организованные источники пришлось 99,89% выбросов предприятий, на неорганизованные — 0,11%.

Вредные объекты

Примечательно, что в условиях карантинных ограничений количество предприятий, генерирующих выбросы вредных веществ в атмосферу, увеличилось в 2020 году сразу на 21%, до 113,8 тыс., причем рост произошел в абсолютном большинстве регионов — 75 из 85.

Наиболее существенный рост предприятий-загрязнителей пришелся на слабо- и среднеразвитые регионы: Севастополь (рост на 258%, до 247 объектов), Чечню (+242%, до 65 объектов), Тыву (+235%, до 104 объектов), Ивановскую область (+115%, до 543 объектов) — применительно к этим регионам важно учитывать эффект крайне низкой базы, также интенсивный рост произошел во Владимирской области (+107%, до 1394 объектов), Забайкальском крае (+84%, до 1589 объектов), Удмуртии (+57%, до 1853 объектов), Тульской области (+51%, до 879 объектов), Калмыкии (+49%, до 241 объектов) и Пермском крае (+45%, до 2117 объектов). Из всей десятки лишь последний регион относится к индустриально развитым: экономика Пермского края опирается на добывающую промышленность.

Регионы с наибольшим относительным ростом предприятий-загрязнителей в 2020 году

По абсолютному числу новых загрязняющих атмосферу предприятий лидерами стали Краснодарский край (+1984 новых предприятий), Московская область (+1218), Ростовская область (+772), Башкортостан (+738), Забайкальский край (+726), Владимирская область (+722), Удмуртия (+670), Пермский край (+660), Новосибирская область (+596), а также Ханты-Мансийский автономный округ (+571) — в основном регионы с развитой экономикой.

Регионы с наибольшим абсолютным ростом предприятий-загрязнителей в 2020 году

Ядовитый рост

Несмотря на снижение вредных выбросов в целом по стране, в половине регионов промышленные загрязнения воздуха в пандемическом году все-таки возросли. Худшую динамику год к году показал Севастополь (рост выбросов на 135,6%, до 6,9 тыс. тонн), правда, связано это прежде всего с актуализацией статистической информации и массовым выявлением в регионе ранее действующих предприятий-загрязнителей, которые прежде не сдавали отчетность. Следующими в списке регионов с максимальным ростом выбросов относительно доковидного года идут Марий Эл (рост выбросов на 47,1%, до 55 тыс. тонн), Тверская область (+44,9%, до 96,6 тыс. тонн), Ивановская область (+41,4%, до 24,5 тыс. тонн), Северная Осетия (+40%, до 10,1 тыс. тонн), Забайкальский край (+23,3%, до 137,2 тыс. тонн), Алтай (+22%, до 6,8 тыс. тонн), Волгоградская (+21,6%, до 174,6 тыс. тонн), Новосибирская (+20,8%, до 164,4 тыс. тонн) и Пензенская область (+17,9%, до 32,6 тыс. тонн) — в большинстве из них высокая динамика роста выбросов также связана с существенным добором экологической отчетности.

Указанные регионы имеют незначительный удельный вес в общероссийском загрязнении, и, за исключением Новосибирской области, относятся к территориям со средним или слабым социально-экономическим развитием.

Регионы с максимальным относительным ростом выбросов предприятий в 2020 году

Воздушная ответственность

Во многих регионах выбросы предприятий, наоборот, сократились намного сильнее, чем в среднем по стране. Существеннее всего промышленные выбросы снизились в Ингушетии (на 77,5%, до 1,8 тыс. тонн), Калмыкии (-61,3%, до 2,5 тыс. тонн), Удмуртии (-33,4%, до 130,9 тыс. тонн), Магаданской области (-33,2%, до 39,8 тыс. тонн), Чувашии (-32%, до 24,9 тыс. тонн), Рязанской (-25,1%, до 76,6 тыс. тонн) и Нижегородской области (-24,9%, до 122,1 тыс. тонн), Дагестане (-23,8%, до 10 тыс. тонн), Томской области (-21,5%, до 176,6 тыс. тонн), а также Москве (-20,2%, до 59,7 тыс. тонн).

Перечисленные регионы характеризуются разным уровнем экономического потенциала — от высокоразвитой Москвы до слаборазвитых аграрных Ингушетии, Калмыкии и Дагестана или сырьевого Магадана. При этом их удельный вес в совокупном объеме вредных выбросов по стране также незначителен.

Регионы с максимальным относительным сокращением выбросов предприятий в 2020 году

Чемпионы в тяжелом весе

По абсолютным показателям вредных промышленных выбросов в атмосферу лидерами стали индустриально развитый Красноярский край (местные предприятия в 2020 году загрязнили воздух 2,5 млн тонн вредных веществ), угледобывающая Кемеровская область (1,6 млн тонн) и нефтегазовый Ханты-Мансийский автономный округ (1,1 млн тонн). В первую десятку также вошли Ямало-Ненецкий автономный округ (877,9 тыс. тонн), Свердловская область (783,9 тыс. тонн), Иркутская область (655,3 тыс. тонн), Челябинская область (457,1 тыс. тонн), Башкортостан (441,3 тыс. тонн), Краснодарский край (415 тыс. тонн) и Оренбургская область (404,9 тыс. тонн).

В Москве за минувший год было зафиксировано 59,7 тыс. тонн вредных выбросов со стороны предприятий (52-е место среди регионов), в Санкт-Петербурге несколько больше — 67 тыс. тонн (49-е место). Основная загрязняющая отрасль у двух столиц — обеспечение электрической энергией, газом и паром.

Регионы с максимальными и минимальными промышленными выбросами, тыс. тонн

Дымящие отрасли

В 2020 году 83,5% всех вредных воздушных выбросов со стороны российских предприятий пришлось на 10 сфер деятельности. Самое негативное влияние на атмосферный воздух оказывала отрасль энергетики (обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; 2,9 млн тонн, или 17,1% среди всех вредных выбросов), на втором месте — добыча металлических руд (2,4 млн тонн, или 14,1%), на третьем — добыча нефти и газа (2,3 млн тонн, или 13,8%).

Далее следуют металлургия (1,5 млн тонн, или 8,8%), сухопутные транспортные предприятия и трубопроводы (1,45 млн тонн, или 8,5%), добыча угля (1,38 млн тонн, или 8,1%), производство кокса и нефтепродуктов (670 тыс. тонн, или 3,9%), мусорная отрасль (620 тыс. тонн, или 3,7%), предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (то есть разработка месторождений; 480 тыс. тонн, или 2,8%), химическое производство (430 тыс. тонн, или 2,6%).

Распределение выбросов по сферам деятельности, млн тонн

Опасные вещества

Основная часть (28%) вредных промышленных выбросов приходится на оксид углерода, или угарный газ. Это крайне токсичное соединение без вкуса и запаха, образующееся при сгорании топлива. Примерно в одинаковых пропорциях распределены выбросы углеводородов (в основном метана, доля в общих загрязняющих выбросах — 22%) и диоксида серы (21%), далее по нисходящей следуют диоксид азота (11%), летучие органические соединения, не включая углеводороды (ЛОС, 86%; сюда относят этилен, бензол, ксилол, толуол, ацетон, бензин, керосин и др. ) Наконец, на твердые вещества приходится 9% — предприятия выбрасывают в воздух оксиды железа, марганца, никеля, хрома, свинцовые соединения, мазутную золу, пыль и сажу (на нее приходится около одной пятой твердых веществ, или 1,5% в общем объеме выбросов). На прочие газообразные и жидкие вещества приходится 1% вредных выбросов.

Структура вредных промышленных выбросов

Все эти вещества имеют разный уровень опасности — от сравнительно безопасных до очень опасных. Например, оксид углерода и метан относятся к четвертому, малоопасному классу, а диоксид серы и диоксид азота причисляют к более опасному третьему классу. При этом отнесение вещества к последнему классу опасности не означает, что данное соединение безвредно — все зависит от концентрации: повышенное содержание соответствующего вещества способно привести к смерти организма.

Сборные категории, такие как твердые вещества, летучие органические соединения и прочие газообразные и жидкие вещества, содержат полный спектр веществ различной степени опасности. Например, толуол, пыль, сажа относятся к третьему классу. Такие вещества как сероводород, сероуглерод, серная кислота, фенол, фториды, формальдегид относятся ко второму классу. К первому, самому опасному классу, относятся бензпирен, соединения свинца, ртути, кадмия, хрома.

В коронавирусном году выбросы твердых веществ сократились на 2,8%, газообразных и жидких — на 1,9%, углеводородов — на 5,9%, диоксида серы — на 2,2%, ЛОС — на 0,8%, оксида углерода — на 0,4%. Если не брать во внимание небольшой рост выбросов диоксида азота (на 1,3%), а также рост на 15% выбросов прочих жидких и газообразных веществ, которые занимают сравнительно малую долю в общей массе выбросов, может создаться впечатление о в целом позитивном тренде на снижение загрязнений.

Однако если рассматривать динамику выбросов отдельных специфических веществ подробнее, картина не выглядит столь радужной. Так, сразу в 1,5 раза возросли выбросы вещества первого класса опасности бензпирена (на 57,3%, до 324 тонн), крайне токсичного канцерогена, выделяемого в процессе горения. Он способен накапливаться в организме, провоцируя онкологические заболевания.

Кроме того, существенно — на 8% (до 81 тонны) — выросли выбросы свинца и его соединений. Он также имеет самый высокий, первый класс опасности и считается мультисистемным токсикантом — попадая в организм и накапливаясь, поражает различные органы и системы, особенно вреден для детей.

Не менее опасны для человека и окружающей среды ряд веществ второго класса опасности, выбросы которых также увеличились за 2020 год: сероводород (раздражает слизистую и дыхательные пути, может вызвать отек легких, привести к потере сознания, не исключен и летальный исход; его выбросы возросли на 28,7%, до 10,4 тыс. тонн), сероуглерод (его пары ядовиты и легко воспламеняются, в зависимости от степени отравления может вызвать наркотическую реакцию с переходом в кому; +15,1%, до 96 тонн), оксид кальция (поражает слизистую и дыхательные пути, вызывая ожоги; +6,8%, до 18,1 тыс. тонн), газообразные соединения фтора (вызывают нарушение формирования и роста костей; +5,7%, до 3,6 тыс. тонн), бензол (вреден для глаз, кожи, нервной системы и легких, может вызывать лейкемию; +4,7%, до 9,4 тыс. тонн), формальдегид (вызывает респираторные проблемы, вплоть до рака носовой пазухи; +4,3%, до 5,1 тыс. тонн), серная кислота (при попадании на кожу или в организм приводит к сильнейшим поражениям, вплоть до летального исхода; +3%, до 16,6 тыс. тонн).

Увеличение выбросов опасных веществ

Помимо классов опасности, вредные вещества подразделяются по эффекту воздействия на живой организм. При этом некоторые вещества относятся сразу к нескольким классам:

  • Общетоксические — вещества, вызывающие отравление организма в целом. При их воздействии наблюдаются судороги, расстройства нервной системы, паралич. Например, это мышьяк, бензол, свинец, ртуть, оксид углерода.
  • Раздражающие — вещества, поражающие кожу, слизистую оболочку дыхательных путей, легких, глаз, носоглотки. Длительное воздействие приводит к нарушениям дыхания, интоксикации и летальному исходу (ацетон, аммиак, хлор, оксиды азота).
  • Сенсибилизаторы — химикаты, вызывающие аллергическую реакцию (формальдегид, гексахлоран, пыль).
  • Канцерогены — одна из самых опасных групп веществ, провоцирующая возникновение онкологических заболеваний (бензпирен, асбест, бериллий).
  • Мутагены — вещества, изменяющие генотип человека. Они снижают сопротивляемость организма к заболеваниям, вызывают раннее старение и могут сказаться на здоровье потомства (бензпирен, свинец, ртуть, марганец).
  • Влияющие на репродуктивное здоровье — вещества, вызывающие отклонения в развитии у потомства, необязательно в первом поколении (аммиак, борная кислота).

Аналитики назвали регионы с наибольшими выбросами вредных веществ в атмосферу

В 2021 году российские предприятия и транспорт выбросили в атмосферу 22,3 млн тонн загрязняющих веществ — это на 0,3%, или 71,9 тыс. тонн, больше, чем в 2020 году, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Вредные выбросы со стороны предприятий увеличились, в то время как транспортные выхлопы, наоборот, сократились. Если сопоставить общую массу загрязняющих выбросов с численностью населения, то получится, что на каждого жителя России в среднем приходится 152,6 кг вредных веществ в атмосфере.

В ряде регионов негативное воздействие на атмосферный воздух усилилось существенно. Сильнее всего увеличились вредные выбросы в Якутии (на 35%), Волгоградской области (+16,6%) и Рязанской области (+14,8%), а также в Калмыкии (+12,8%), Крыму (+11,7%), Приморском крае (+11,6%), Новосибирской области (+9,3%), Камчатском крае (+8,5%), Ямало-Ненецком автономном округе (+7,9%) и Калужской области (+7,5%).

Напротив, заметно сократились выбросы в Воронежской области (на 29,2%), Мурманской области (-28,9%), Тверской области (-24,6%) и Марий Эл (-24,1%) — на четверть и более. Также атмосферные загрязнения снизились в Астраханской (-14,3%), Тамбовской (-11,7%), Московской области (-9,2%), Карачаево-Черкесии (-9,2%), Костромской (-8,1%) и Самарской области (-7,8%).

Больше всего загрязняющих веществ в пересчете на одного жителя фиксируется в Ямало-Ненецком и Ненецком автономном округе — 1,8 и 1,3 тонны на человека соответственно, а также Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Кемеровской области, Коми, Магаданской области, Якутии, Чукотском автономном округе и Вологодской области.

Менее всего вредных веществ в атмосфере приходится на жителя Дагестана (19,8 кг на человека), Кабардино-Балкарии (29,6 кг) и Севастополя (29,7 кг), а также Москвы, Тывы, Чувашии, Санкт-Петербурга, Пензенской области, Ульяновской области и Северной Осетии.

Где растут атмосферные загрязнения

Расчеты основаны на данных Росприоднадзора: выбросы от стационарных источников оцениваются на основании отчетности 2-ТП (воздух), которую ежегодно сдают предприятия; выбросы от передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) определяются расчетным путем.

Выбросы от автостранспорта рассчитываются на основании данных о количестве автотранспортных средств, зарегистрированных в каждом субъекте РФ (предоставляются Росприроднадзору Главным Управлением ГИБДД МВД России), с учетом таких факторов, как категория автотранспортного средства, экологический класс топлива, тип двигателя, также учитываются характеристики дорог (это могут быть дороги в крупных и малых городах либо в сельской местности).

Выбросы от железнодорожного транспорта оцениваются в зависимости от количества израсходованного дизельного топлива (исходные данные Росприроднадзору предоставляет ОАО «Российские железные дороги»).

В 2021 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу вырос по сравнению с предыдущим 2020 годом на 0,3% — с 22,2 до 22,3 млн тонн. Однако допандемийный уровень 2019 года — 22,7 млн тонн — все же достигнут не был. Около 77% всех выбросов исходит от предприятий, а 23% — от транспорта.

Пусть и незначительное, но все же усиление негативного воздействия на атмосферу произошло из-за работы предприятий — за год они увеличили вредные выбросы на 1,5%. Зато выбросы от транспорта, напротив, сократились — на 3,5%. Это объясняется, прежде всего, постепенным очищением автопарка от старых моделей и ростом доли машин с более экологичными двигателями, а также переходом части муниципального транспорта на газомоторное топливо.

Несмотря на относительно небольшой рост суммарной массы выбросов в целом по стране, в ряде регионов показатель увеличился довольно существенно. Лидерами антирейтинга стали Якутия (совокупные выбросы со стороны предприятий и транспорта выросли в регионе на 35%), Волгоградская область (+16,6%), Рязанская область (+14,8%), Калмыкия (+12,8%), Крым (+11,7%), Приморский край (+11,6%), Новосибирская область (+9,3%), Камчатский край (+8,5%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+7,9%), а также Калужская область (+7,5%).

Впрочем, большинство перечисленных регионов характеризуется незначительной общей массой вредных выбросов, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа и Якутии, индустриально развитых регионов с ориентацией на экспорт сырья: на них приходится 4,4% и 1,8% от общестрановых выбросов. Также выделяется Новосибирская область, регион с диверсифицированной экономикой, на который приходится 1,2% всех выбросов по стране.

Регионы с максимальным ростом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2021 г.

Наибольшее относительное сокращение загрязняющих выбросов было зафиксировано в Воронежской области (снизились на 29,2%), Мурманской (-28,9%), Тверской области (-24,6%), Марий Эл (-24,1%), Астраханской (-14,3%), Тамбовской (-11,7%), Московской области (-9,2%), Карачаево-Черкесии (-9,2%), Костромской (-8,1%) и Самарской области (-7,8%).

Регионы с максимальным сокращением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2021 г.

Тонны выбросов

По абсолютным показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лидируют индустриализированные территории — промышленно развитый Красноярский край (в 2021 году в регионе было выброшено в воздух 2,6 млн тонн вредных веществ, что составляет 11,7% всех выбросов по стране), а также угледобывающая Кемеровская область (1,7 млн тонн, или 7,5%) и нефтегазовый Ханты-Мансийский автономный округ (1,3 млн тонн, или 5,8%).

Далее следуют Ямало-Ненецкий автономный округ (971,8 тыс. тонн, или 4,4%), Свердловская область (933,7 тыс. тонн, или 4,2%), Иркутская область (727,4 тыс. тонн, или 3,3%), Челябинская область (577,3 тыс. тонн, или 2,6%), Башкортостан (574,9 тыс. тонн, или 2,6%), Оренбургская область (521,4 тыс. тонн, или 2,3%) и Краснодарский край (495,9 тыс. тонн, или 2,2%).

В десятку регионов с самыми низкими суммарными выбросами вошли Тыва (10,7 тыс. тонн), Севастополь (15,2 тыс. тонн), Республика Алтай (15,5 тыс. тонн), Калмыкия (15,8 тыс. тонн), Чукотский автономный округ (18,9 тыс. тонн), Еврейская автономная область (21,7 тыс. тонн), Адыгея (22,7 тыс. тонн), Карачаево-Черкесия (23,8 тыс. тонн), Кабардино-Балкария (25,7 тыс. тонн) и Ингушетия (26,2 тыс. тонн). На каждый из них приходится около 0,1% и менее от всех выбросов по стране.

В Москве за 2021 год было зафиксировано 387,7 тыс. тонн вредных выбросов в атмосферу (16-е место среди регионов, 1,7% от общероссийских выбросов), в Санкт-Петербурге почти в два раза меньше — 202,2 тыс. тонн (33-е место, 0,9%). В столичных городах большую часть выбросов генерирует транспорт: в Москве — 84%, в Петербурге — 64%.

Регионы с максимальной и минимальной массой суммарных выбросов загрязняющих веществ в 2021 г., тыс. тонн

Вредные вещества на душу населения

При сопоставлении суммарной массы выбросов с численностью населения необходимо иметь в виду, что подобный пересчет не отражает концентрацию вредных веществ в воздухе. Это условный показатель, который дает лишь приблизительное понимание о степени загрязенности воздуха и служит относительным ориентиром для сравнения разных территорий. Очевидно, что атмосферные загрязнения не распределяются равномерно по территории региона, а обнаруживают наивысшую концентрацию в непосредственной близости от промышленных объектов и автомагистралей. При этом, как следует из указанного соотношения, чем меньше людей проживает в конкретном регионе, тем большая масса выбросов приходится на каждого человека.

В 2021 году на среднего жителя России пришлось 152,6 кг вредных веществ, выброшенных в атмосферный воздух предприятиями и транспортом (годом ранее — 151,5 кг). Причем в зависимости от региона эта цифра варьируется от 19,8 кг до 1,8 тонн на человека, то есть почти в сотню раз.

Максимальное количество вредных веществ в атмосфере в пересчете на одного жителя фиксируется в Ямало-Ненецком автономном округе (1,8 тонн на человека) и Ненецком автономном округе (1,3 тонн на человека — столь высокий показатель применительно к данному региону объясняется, прежде всего, малой численностью населения). На третьем месте Красноярский край (913,2 кг на человека), на четвертом — Ханты-Мансийский автономный округ (771,5 кг на человека), пятерку замыкает Кемеровская область (633,3 кг на человека). Эти субъекты, за исключением Ненецкого автономного округа, входят также в пятерку лидеров по абсолютной массе выбросов.

В десятку регионов с самыми высокими удельными выбросами на человека также вошли Коми (516,9 кг на человека), Магаданская область (486,6 кг на человека), Якутия (409,6 кг на человека), Чукотский автономный округ (381,1 кг на человека, при этом абсолютная масса выбросов в регионе минимальна) и Вологодская область (360,9 кг на человека).

Напротив, наименьшее соотношение вредных выбросов и количества людей было зафиксировано в Дагестане (19,8 кг на человека), Кабардино-Балкарии (29,6 кг), Севастополе (29,7 кг), густонаселенной Москве (30,6 кг), Тыве (32,4 кг), Чувашии (34,5 кг), Санкт-Петербурге (37,6 кг), Пензенской области (40,2 кг), Ульяновской области (45 кг) и Северной Осетии (47,7 кг).

Регионы с максимальными и минимальными выбросами на человека в 2021 г., кг

Выбросы на километр

Масштаб вредных выбросов можно также условно оценить, сопоставив их общую массу с площадью каждого из регионов. В этом случае наибольшим показатель оказывается в Москве (151,4 тонн на один квадратный километр) и Санкт-Петербурге (140,5 тонн). Далее следуют Кемеровская область (17,4 т/кв. км), Севастополь (16,8 т/кв. км), Липецкая область (15,2 т/кв. км), Московская область (8,6 т/кв. км), Чечня (7,5 т/кв. км), Белгородская область (7,4 т/кв. км), Тульская область (7,3 т/кв. км) и Ингушетия (7,2 т/кв. км).

Меньше всего выбросов на квадратный километр — на Чукотке и в Тыве (менее 100 кг/кв. км), Якутии, Камчатском крае, Магаданской области и Республике Алтай (до 200 кг/кв. км), в Калмыкии и Хабаровском крае (до 300 кг/кв. км), Ненецком автономном округе (330 кг/кв. км) и Забайкальском крае (380 кг/кв. км).

В среднем по России на 1 кв. км приходится 1,3 тонны отравляющих атмосферу выбросов в год.

Выбросы вредных веществ на единицу площади в 2021 г., т/кв. км

«Данные о загрязнениях атмосферного воздуха зависят от качества мониторинга, необходимость улучшения которого постоянно констатируют профильные ведомства. Зачастую на данный момент далеко не все вредные выбросы могут быть отслежены специалистами. Регулирование в этой сфере постепенно ужесточается, и перед современными предприятиями стоит важная задача экологической модернизации производства. Сокращение вредного воздействия на окружающую среду становится для государства и бизнеса важной экономической и социальной темой. Этот вопрос увязан с технологической оснащенностью предприятий, которая в свою очередь зависит от финансовых возможностей бизнеса и импортных поставок оборудования. Поэтому в условиях санкционного давления возникают риски замедления процесса экологизации российской промышленности», — обращает внимание член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.

Санкции против вредоносной иностранной деятельности в России

Подпишитесь на рассылку новостей о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России.

 

ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ

  • Оповещение OFAC-BIS: Влияние санкций и экспортного контроля на военно-промышленный комплекс России (14 октября 2022 г.)

Информационный бюллетень о последних изменениях в российских санкциях против вредной иностранной деятельности

  • июль 2022 г.
    • Неанглийские переводы Информационного бюллетеня за июль 2022 г.: Санкции в отношении России и торговля сельскохозяйственной продукцией
  • , апрель 2022 г. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Сохранение торговли сельскохозяйственной продукцией, доступа к коммуникациям и другой поддержки тех, кто пострадал от войны России против Украины

Часто задаваемые вопросы

OFAC собрало сотни часто задаваемых вопросов (FAQ) о своих программах санкций и связанных с ними политиках. Ссылка ниже отправляет пользователя к полному списку часто задаваемых вопросов OFAC.

  • Russian Вредная иностранная деятельность Санкции Часто задаваемые вопросы Тема Страница
  • Часто задаваемые вопросы OFAC

Российские директивы о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности

  • Директива 1 – В соответствии с Указом Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года о блокировании имущества в отношении указанной вредоносной иностранной деятельности (Заменена Директивой 1А)
  • Директива 1A – Запреты, связанные с определенным суверенным долгом Российской Федерации (22 февраля 2022 г.)
  • Директива 2 – Запреты, связанные с корреспондентскими или сквозными счетами и обработкой транзакций с участием определенных иностранных финансовых учреждений (24 февраля 2022 г.)
  • Директива 3 – Запреты, связанные с новыми долгами и капиталом некоторых связанных с Россией организаций (24 февраля 2022 г. )
  • Директива 4 – Запреты, связанные с операциями с участием Центрального банка Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации (28 февраля 2022 г.)

Интерпретационное руководство

OFAC выпускает разъясняющее руководство по конкретным вопросам, связанным с программами санкций, которые оно администрирует. Эти интерпретации политики OFAC иногда публикуются в ответ на публичный запрос на предоставление рекомендаций или могут быть опубликованы OFAC заблаговременно для решения сложной темы.

  • ​Предварительное руководство по реализации политики морских услуг и связанных с этим ценовых исключений для морских перевозок российской нефти (09 сентября, 2022)
  • Руководство по предоставлению определенных услуг, связанных с требованиями санкционного законодательства США (12 января 2017 г.)
  • Указатель рекомендаций по толкованию

Подача заявки на получение конкретной лицензии OFAC

В ваших интересах и в интересах правительства США может быть выдано разрешение на конкретную экономическую деятельность, связанную с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности. Некоторые виды деятельности, связанные с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности, могут быть разрешены, если они лицензированы OFAC. Перейдите по ссылке ниже, чтобы подать заявку на получение лицензии OFAC.

  • Подать заявку на получение лицензии OFAC через Интернет — Разрешение OFAC на участие в операции, которая в противном случае была бы запрещена.

Руководство по политике лицензирования OFAC

Определенные виды деятельности, связанные с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности, могут быть разрешены, если они лицензированы OFAC. Ниже OFAC выпустило руководство и заявления о конкретных лицензионных политиках, связанных с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности.

  • Лицензии на оплату юридических услуг и расходов — Руководство по высвобождению ограниченных сумм заблокированных средств для оплаты юридических услуг и расходов, понесенных при оспаривании блокировки лиц США в административном или гражданском процессе
  • Субъекты, принадлежащие заблокированным лицам — Руководство по юридическим лицам, принадлежащим лицам, чье имущество и доли в имуществе заблокированы

Общие лицензии

OFAC выдает общие лицензии для разрешения деятельности, которая в противном случае была бы запрещена в соответствии с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности. Общие лицензии позволяют всем жителям США заниматься деятельностью, описанной в общей лицензии, без необходимости подачи заявки на получение конкретной лицензии.

  • Генеральная лицензия 1А для России — Разрешение на осуществление определенных видов деятельности с участием ФГБУ «Морспасслужба» (20 августа 2021 г.)
  • Генеральная лицензия 2 для России — Разрешение отдельных операций по обслуживанию с участием Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» (22 февраля 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 5, связанная с Россией — Официальный бизнес некоторых международных организаций и организаций (24 февраля 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 6B

  • для России — операции, связанные с сельскохозяйственными товарами, лекарствами, медицинскими изделиями, запасными частями и компонентами или обновлениями программного обеспечения, пандемией коронавирусной болезни 2019 (COVID-19) или клиническими испытаниями (14 июля 2022 г. )
    • Неанглийские переводы Генеральной лицензии 6B
    • для России

  • Генеральная лицензия 7A для России — Разрешение на оплату пролетов, аварийных посадок и услуг санитарной авиации (5 мая 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 8C для России — Разрешение сделок, связанных с энергией (14 июня 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 13B, связанная с Россией — Разрешение на определенные административные операции, запрещенные Директивой 4 в соответствии с Распоряжением № 14024 (8 сентября 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 14 для России — Разрешение определенных клиринговых и расчетных операций, запрещенных Директивой 4 в соответствии с Указом 14024 (2 марта 2022 г.) 
  • Генеральная лицензия № 15 для России — Разрешение операций с участием определенных заблокированных организаций, принадлежащих Алишеру Бурхановичу Усманову (3 марта 2022 г.) 
  • Генеральная лицензия № 18 для России — Разрешение некоммерческих, личных денежных переводов банкнот в долларах США, запрещенных Указом от 11 марта 2022 г. (11 марта 2022 г.)
  • Генеральная лицензия № 19 для России — Разрешение операций, связанных с личным обслуживанием американских граждан, находящихся в Российской Федерации, запрещенных Указом от 11 марта 2022 г. (11 марта 2022 г.)
  • Генеральная лицензия, связанная с Россией 20  – Разрешение на дипломатические и консульские переводы денежных средств в третьи страны (24 марта 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 25C, связанная с Россией — Разрешение операций, связанных с телекоммуникациями и некоторыми видами связи в Интернете (14 июля 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 27 для России – Определенные операции в поддержку деятельности неправительственных организаций (19 апреля 2022 г.)
  • Связанная с Россией Генеральная лицензия 28A — Разрешение определенных сделок с участием Публичного акционерного общества «Транскапиталбанк» и Афганистана (17 октября 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 30A, связанная с Россией. Разрешение сделок с участием SEFE Securing Energy for Europe GmbH запрещено Директивой 3 Исполнительного указа № 14024 (14 июля 2022 г. )
  • Генеральная лицензия 31 для России —  Разрешение определенных операций, связанных с патентами, товарными знаками и авторскими правами (5 мая 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 38A для России — Авторизация операций, связанных с пенсионными выплатами (19 августа 2022 г.)
  • Российская генеральная лицензия 40B – Безопасность гражданской авиации (3 августа 2022 г.) 
  • Генеральная лицензия 41 для России — Разрешение отдельных сделок с сельскохозяйственной техникой (28 июня 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 42 для России — Разрешение определенных операций с Федеральной службой безопасности (28 июня 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 44, связанная с Россией, — Разрешение на экспорт или реэкспорт определенных бухгалтерских услуг физическим лицам США, находящимся в Российской Федерации (14 июля 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 46, связанная с Россией. Разрешение операций в поддержку аукционного процесса для расчетов по определенным сделкам с кредитными деривативами, запрещенными Исполнительным указом 14071 (22 июля 2022 г. )   
  • Генеральная лицензия № 49, связанная с Россией — Разрешение на завершение сделок с участием MMK Metalurji Sanayi Ticaret Ve Liman Isletmeciligi Anonim Sirketi (2 августа 2022 г.)  
  • Генеральная лицензия 50 для России — Разрешение на закрытие счетов физических лиц в финансовых учреждениях, заблокированных в соответствии с Распоряжением № 14024 (19 августа 2022 г.)
  • Генеральная лицензия 52, связанная с Россией, — Журналистская деятельность и создание бюро новостей (15 сентября 2022 г.)
  • Архив генеральных лицензий с истекшим сроком действия

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ Санкций Российской Федерации за вредоносную иностранную деятельность

Программа санкций Российской Федерации за вредоносную иностранную деятельность может представлять собой реализацию нескольких юридических полномочий. Некоторые из этих полномочий имеют форму указов президента. Другими органами власти являются публичные законы (статуты), принятые Конгрессом. Эти полномочия далее кодифицированы OFAC в его правилах, которые опубликованы в Своде федеральных правил (CFR). Изменения к этим правилам публикуются в Федеральном реестре.

Распоряжения

  • 14071 — Запрет новых инвестиций и определенных услуг в Российской Федерации в ответ на продолжающуюся агрессию Российской Федерации (6 апреля 2022 г.)
  • 14068 — Запрет на импорт, экспорт и новые инвестиции в связи с продолжающейся агрессией Российской Федерации (11 марта 2022 г.)
  • 14066 — Запрещение некоторых видов импорта и новых инвестиций в связи с продолжающимися усилиями Российской Федерации по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины (8 марта 2022 г.)
  • 14039 — Блокирование собственности в отношении некоторых российских экспортных энергопроводов (20 августа 2021 г.)
  • 14024 — Блокирование имущества в связи с указанной вредоносной зарубежной деятельностью Правительства Российской Федерации (15 апреля 2021 г.)
Определения
    • Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14024 (вступает в силу 15 сентября 2022 г. )

    • Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii) Исполнительного указа 14071 (вступило в силу 15 сентября 2022 г.)

    • Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14068 (вступило в силу 28 июня 2022 г.)

    • Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14024 (вступает в силу 8 мая 2022 г.)

    • Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii) Исполнительного указа 14071 (вступает в силу 8 мая 2022 г.)

    • Определение в соответствии с Распоряжением № 14024 от 15 апреля 2021 г. (вступило в силу 31 марта 2022 г.)

    • Определение в соответствии с Распоряжением № 14024 от 15 апреля 2021 г. (вступило в силу 22 февраля 2022 г.)

    Устав

    • Закон об энергетической безопасности Европы от 2019 г. (PEESA)
    • Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), 50 USC §§ 1701-1706
    • Национальный закон о чрезвычайных ситуациях (NEA), 50 USC§§ 1601-1651
    Свод федеральных правил
    • 31 CFR Part 587 — Положение о санкциях за вредоносную иностранную деятельность в России
    Уведомления Федерального реестра
    • 87 FR 62006-22 — Публикация определений правил о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России
    • 87 FR 62005-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в Интернете Общая лицензия 13B
    • 87 FR 56590-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России — Запреты, связанные с импортом золота российского происхождения
    • 87 ФР 55279-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности. Общие веб-лицензии 14, 15, 16, 17, 17A, 18, 19 и 20
    • 87 FR 55276-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 21, 21A, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и 30
    • 87 FR 55274-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 1, 1A, 2, 3, 4, 5 и 7
    • 87 FR 55267-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Генеральные лицензии в Интернете 9, 9А, 9В, 9С, 10, 10А, 10В, 10С, 11 и 12
    • 87 FR 54897-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности, Общие веб-лицензии 38A и 50
    • 87 FR 54894-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 40A, 43A, 47, 48 и 49 
    • 87 FR 54892-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 40B, 47A и 48A
    • 87 FR 54890-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Генеральные лицензии 8, 8A, 8B и 8C
    • 87 FR 50570-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Общие лицензии 6, 6A, 6B, 25C, 30A и 44
    • 87 FR 47348-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в Интернете, Общие лицензии 13 и 13A
    • 87 FR 47347-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в Интернете, Общие лицензии 45 и 46
    • 87 FR 47344-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 39, 40, 41, 42 и 43
    • 87 FR 40441-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России, общие веб-лицензии 25B, 36, 37 и 38 
    • 87 FR 34169-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России. Общие веб-лицензии 25A, 33, 34 и 35
    • 87 FR 32307-22 — Публикация определений положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности
    • 87 FR 32303-22 — Публикация отраслевых определений и директив 1A, 2, 3 и 4 в отношении финансовых услуг в соответствии с Исполнительным указом 14024 от 15 апреля 2021 г.
    • 87 FR 11297-22 — Российские положения о санкциях за вредоносную иностранную деятельность
    • 86 FR 35867-21  — Публикация Директивы Российской Федерации о вредной иностранной деятельности 1

    Растущие опасности и риски, с которыми сталкиваются компании, если они не разорвут связи с Россией

    УКРАИНА — 2022/01/26: На этой фотоиллюстрации логотип Royal Dutch Shell отображается на экране смартфона с … [+] логотип Royal Dutch Shell на заднем плане. В понедельник Shell стала последней компанией, разорвавшей отношения с Россией из-за вторжения Владимира Путина в Украину. (Фотоиллюстрация Игоря Головнева/SOPA Images/LightRocket через Getty Images)

    SOPA Images/LightRocket через Getty Images

    Список компаний, которые разрывают связи с Россией из-за вторжения президента Владимира Путина в Украину, продолжает расти. Но таковы же риски, если организации останутся в стороне от этого международного кризиса.

    Forbes сообщил, что «Подавляющее большинство американцев поддерживают компании, которые принимают меры для поддержки Украины против российского вторжения, а не просто выпускают корпоративное заявление без конкретных мер, как показывает новый опрос Morning Consult».

    Ниру Пахариа, доцент Школы бизнеса Макдоноу при Джорджтаунском университете, сказал, что компании, «которые занимают определенную позицию, с большей вероятностью извлекут выгоду из настроений потребителей, чем последователи. Кроме того, ранние игроки могут заставить своих конкурентов выглядеть сомнительно (например, Shell против ExxonMobil). Поэтому компаниям следует действовать скорее раньше, чем позже, чтобы они воспринимались как настоящие лидеры». завод по производству сжиженного природного газа, говорится в сообщении в понедельник. «Мы шокированы гибелью людей на Украине, которую мы сожалеем, в результате бессмысленного акта военной агрессии, который угрожает европейской безопасности», — говорится в заявлении генерального директора Shell Бена ван Бердена9.0003

    Все еще на обочине

    Еще не получено известие от компании Exxon, которая насчитывает более 1000 сотрудников в России и работает в стране более 25 лет, согласно CNN .

    БОЛЬШЕ ОТ FORFORBES ADVISOR

    Лидеры бизнеса, которые продолжают оставаться в стороне от этого растущего международного кризиса, вероятно, столкнутся с растущим давлением со стороны клиентов, инвесторов и других заинтересованных сторон, чтобы они высказывались и высказывались против вторжения России — независимо от их деловых интересов при этом страна.

    Неспособность занять какую-либо позицию может привести к различным кризисным ситуациям для компаний, начиная от негативных заголовков и заканчивая бойкотом со стороны потребителей и продавцов, и в буквальном смысле превратиться в серьезную проблему.

    Как и во всех кризисных ситуациях, чем дольше корпорации ждут, чтобы сделать или сказать что-то о кризисе, тем хуже для них может быть. А в случае с войной России против Украины может наступить момент, когда общественность может принять или интерпретировать молчание как 9029 год.0 поддержка из Путин . Когда это произойдет, бизнес-лидеры окажутся в положении, которое будет трудно — если не невозможно — защитить.

    Согласно CNN , «В США [российская телекомпания] RT по-прежнему занимает прочные позиции. И DirecTV, и DISH транслировали своим клиентам американскую версию телеканала RT America.

    «Отвечая на вопрос о комментарии, представитель DISH сказал CNN : «Мы думаем обо всем народе Украины, и особенно о членах нашей команды в стране. Мы внимательно следим за ситуацией».

    «Пресс-секретарь DISH не стал вдаваться в подробности, кроме краткого заявления. Представитель DirecTV не ответил на запрос о комментариях».

    Давление со стороны потребителей растет

    Лиана Семчук — аналитик по вопросам Европы и Евразии в стратегической консалтинговой компании Sibylline и эксперт по России и Украине. Она отметила, что «потребительское давление на Западе существенно возрастет в ближайшие недели, поскольку появятся кадры конфликта, на фоне обвинений в российских обстрелах жилых районов, с возможностью бойкота со стороны потребителей компаний, осуществляющих значительные продажи продукции в России.

    «Фирмы технологического сектора особенно вероятно столкнутся с усилением давления со стороны акционеров и потребителей с целью сократить экспорт в Россию, в частности, после того, как официальные лица в Киеве призвали определенные компании, такие как Apple, прекратить продажи продукции в России, включая блокировку доступа к своему приложению. магазине, — сказала она.

    Семчук отметил, что «гиганты социальных сетей также испытывают растущее давление со стороны западных потребителей, причем давление со стороны правительства может возрасти, если будет воспринято, как российская дезинформация распространяется на их платформах.

    «Таким образом, поскольку Запад демонстрирует беспрецедентный уровень единства и поддержки Украины во время кризиса, давление со стороны потребителей и правительства на компании с целью ухода из России значительно усилится, поскольку Европа готовится к массовому притоку беженцев. из Украины», — заключила она.

    Балансировка сложных факторов

    Барух Лабунски, генеральный директор Rank Secure, сказал: «Мы буквально можем видеть шеренги российских солдат и техники, направляющиеся в Украину. Что мы не можем так легко увидеть, так это ряд компаний по всему миру, которые метафорически бегут из России, опасаясь, что глобальное пренебрежение к стране-агрессору и ее лидеру испортит их имидж.

    «Компании могут уравновешивать сложные факторы, влияющие на их решение продолжать вести бизнес с Россией и в России, такие как потеря доступа к природным ресурсам и забота о российских сотрудниках, но весь мир наблюдает за этим», — сказал он.

    «Принять только одно решение»

    «С точки зрения PR, учитывая подавляющую поддержку Украины, я считаю, что у бизнеса есть только одно решение, и когда — а не если — они должны дистанцироваться от России. Поскольку в новостном цикле продолжают появляться видео и изображения храбрых украинцев, которые отказываются покинуть свою родину, последствия любых действий, которые могут быть расценены как поддержка России, могут быть катастрофическими», — отметил Лабунский.

    «Я считаю, что от бойкотов до публичного порицания мы увидим серьезные последствия для бизнеса, который откажется открыто выступать против Путина и России», — предсказал он.

    Поддержка тех, кто выступает против России

    Хотя компании могут быть наказаны общественностью, если они не выступят против России, они не должны ожидать вознаграждения , когда они это сделают.

    Джереми Кнауфф, основатель Spartan Media, сказал, что «из того, что я видел до сих пор, существует значительный двойной стандарт. Люди быстро демонизируют более мелкие компании, которые так или иначе не оказывают большого влияния на ситуацию, но гораздо медленнее критикуют — если вообще влияют — более крупные транснациональные компании, которые могут повлиять на решения России», — сказал он.

    Вредные предприятия россии: Климат и экология: Среда обитания: Lenta.ru