Eng Ru
Отправить письмо

Закон об "альтернативных котельных" вступает в силу с 1 января. Закон об альтернативной котельной


Закон об "альтернативной котельной"

19 июля 2017 года Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла ряд поправок в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и иные нормативные правовые акты.

 

Цель поправок заключается в переходе от полного государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения к договорным ценам, ограниченным для потребителей предельным уровнем. Такой подход получил название принципа «альтернативной котельной» - предельный уровень договорной цены определяется на уровне тарифа для потребителя, который бы включал в себя расходы на строительство и эксплуатацию альтернативной котельной, не входящей в централизованную систему теплоснабжения.

 

Ценовые зоны теплоснабжения

 

Принцип «альтернативной котельной» будет действовать на территории ценовых зон теплоснабжения. Муниципальное образование может быть отнесено к ценовой зоне теплоснабжения в случае, если для него утверждена схема теплоснабжения и 50 % и более тепловой мощности составляют источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Решение об отнесении муниципального образования к ценовой зоне будет приниматься Правительством РФ на основе совместного обращения местной администрации и единой теплоснабжающей организации («ЕТО») и согласия высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

 

Предельный уровень цен 

 

На территории ценовых зон теплоснабжения цены будут определяться по соглашению сторон. При этом они не должны превышать предельный уровень цен, утвержденный на уровне субъекта РФ.

 

Исключениями являются договоры аренды государственных и муниципальных объектов теплоснабжения и концессионные соглашения, в рамках которых тарифы будут устанавливаться в соответствии с согласованными в таких договорах и соглашениях долгосрочными параметрами. 

 

Поставка тепловой энергии

 

ЕТО будет являться единственным поставщиком тепловой энергии. Исключением останутся потребители, которые уже сейчас вправе приобретать тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договорной цене, если она не предназначена для реализации населению и приравненным к нему категориям.  

 

Статус ЕТО в настоящее время присваивается организации, владеющей объектами теплоснабжения в границах зоны деятельности и отобранной по таким критериям, как (1) владение источниками теплоснабжения наибольшей рабочей тепловой мощности и (или) тепловыми сетями наибольшей емкости, (2) размер собственного капитала, (3) способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения (в случае если на статус ЕТО претендует несколько заявителей).

 

ЕТО будет заключать договоры теплоснабжения с потребителями и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с иными теплоснабжающими организациями.

 

Важным элементом договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями, станут параметры качества теплоснабжения. В случае их несоблюдения ЕТО должна будет снизить размер платы за тепловую энергию. Аналогичные параметры и ответственность появятся и в договорах ЕТО с теплоснабжающими организациями. 

 

Подключение (техническое присоединение) к системе теплоснабжения

 

Для подключения (технического присоединения) к системе теплоснабжения заинтересованные лица будут обращаться в ЕТО, которая должна выбирать объект теплоснабжения для подключения (технического присоединения) соответствии с зоной эксплуатационной ответственности и исходя их принципа минимизации расходов. Размер платы за подключение (техническое присоединение) будет определяться по соглашению сторон.

 

Распределение тепловой нагрузки

 

Распределение тепловой нагрузки также будет осуществляться ЕТО исходя из принципа минимизации расходов, технических и иных ограничений, а также приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

 

Схема теплоснабжения

 

Разработка схемы теплоснабжения на территории ценовых зон войдет в обязанности ЕТО. В случае если ЕТО не разработает схему, обязанность по разработке перейдёт к органам местного самоуправления. 

 

В схеме теплоснабжения ЕТО будет обязана обосновывать вывод в ремонт и из эксплуатации объектов теплоснабжения, принадлежащих ей на праве собственности. Вывод объектов теплоснабжения иных собственников будет осуществляться по согласованию с ЕТО.

 

Обеспечение исполнения инвестиционных мероприятий, предусмотренных схемой теплоснабжения, также станет обязанностью ЕТО. Для этого ЕТО и муниципальное образование будут заключать соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, в котором будут предусмотрены обязательства ЕТО, в том числе по достижению целевых показателе исполнения схемы, распределение имущественных прав, финансовые обязательства муниципалитета и др. 

 

Преимущественные права ЕТО

 

ЕТО получит преимущественное право на заключение договоров аренды государственных и муниципальных объектов недвижимости и концессионных соглашений без проведения конкурса. ЕТО также будет вправе самостоятельно выступить инициатором заключения концессионного соглашения – в таком случае ее предложение не должно публиковаться на сайте www.torgi.gov.ru для сбора заявок от иных заинтересованных в заключении соглашения лиц.

 

Предполагается, что поправки, принятые Государственной Думой РФ, будут способствовать повышению эффективности управления отраслью и росту инвестиций. 

 

Проект Федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения»

zakon.ru

Закон об "альтернативных котельных" вступает в силу с 1 января

Закон об «альтернативной котельной», который изменит систему регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и позволит найти средства на модернизацию теплосетей, вступает в силу с 1 января 2018 года. Однако пока ни один из российских регионов не заявил о переходе на новый метод тарифного регулирования с первого дня действия закона.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе Минэнерго РФ, в настоящее время регионы ждут принятия ряда необходимых подзаконных актов.

Между тем ранее заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев отмечал, что переход на новый метод тарифного регулирования в тепловой сфере приведет к повышению цен на тепло. Ряд экспертов на фоне этого отмечали, что рост цен на тепло может стать сдерживающим фактором при переходе на метод «альтернативной котельной» и не ожидали массового перехода на новый метод регулирования.

Минэнерго РФ, в свою очередь. утверждает, что в некоторых регионах тепло при переходе на метод«альтернативной котельной» может подешеветь.

Ранее сообщалось, что интерес к новому методу тарифного регулирования проявляли Красноярский край и Татарстан. Решение о переходе на новую модель функционирования теплоснабжения, согласно закону, будет принимать глава региона.

При определении расчетной цены на тепло будет использоваться расчетная полная цена«альтернативной котельной», которую будут устанавливать региональные энергетические комиссии. Королев отмечал, что главное преимущество перехода на новый метод тарифного регулирования — возможность изыскания средств на модернизацию теплосетей и повышение надежности энергоснабжения потребителей.

Основное преимущество перехода на метод «альтернативной котельной» заключается в том, чтобы дать возможность получения более высокого тарифа на тепло для создания инвестиционных средств для модернизации существующих и создания новых тепловых мощностей, для доведения тепла до тех новых и действующих микрорайонов, где нет централизованного отопления, для доведения до технически нормативного состояния тепловых сетей, в том числе в северных регионах. Это созидательная вещь, которая в моменте дает повышение цены, но в итоге должно дать повышение качества обслуживания и надежности получения тепловой энергии там, где это требуется исходя из условий износа, необходимости модернизации и проведения крупных ремонтных работ, говорил Королев, отвечая на вопрос, зачем нужен переход на новый метод тарифного регулирования в тепле.

Об «альтернативной котельной»

«Альтернативная котельная» предполагает новый подход к тарифообразованию. В настоящее время тариф устанавливается регулирующим органом исходя из затрат ресурсоснабжающих организаций(ремонт, модернизация оборудования, зарплата и так далее), а также прибыли, которую может получить поставщик тепла. При рассмотрении тарифа до его утверждения из него могут исключаться необоснованные затраты.

Такой подход существенно ограничивает возможность инвестирования. Например, если ТЭЦ вкладывает в модернизацию производства, то, как следствие, снижается себестоимость гигакалории, и,соответственно, регулирующий госорган уменьшает тариф. Поэтому у инвестора нет заинтересованности вкладывать деньги в модернизацию производства, так как отсутствует понятная схема их возврата.

Метод «альтернативной котельной» предполагает формирование тарифа на долгосрочный период(на 10 лет и более). Инвестор и местные власти просчитывают изначально затраты, необходимые вложения в инфраструктуру, после чего устанавливается верхнее значение тарифа, при этом фактическое может быть ниже.

Закон об «альтернативной котельной» подписан в июле 2017 года.

Источник: Energy Base

electricalnet.ru

Путин подписал закон об «альтернативной котельной» - Экономика и бизнес

© Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об "альтернативной котельной", который меняет систему регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Документ, принятый Госдумой 19 июля и одобренный Советом Федерации 25 июля, опубликован на официальном портале правовой информации.

Сейчас государство регулирует все тарифы в сфере теплоснабжения. Новая модель предусматривает установление только предельного уровня цены на тепло для конечного потребителя - уровня "альтернативной котельной", который будет использоваться как максимальный уровень цены на тепловую энергию, в то же время гарантирующий окупаемость вложений в отрасль.

В рамках реформы в России появятся ценовые зоны, внутри которых за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО). ЕТО обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения. Также она отвечает за качество предоставления услуг и допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией.

Правительство, в свою очередь, будет утверждать правила подключения к системам теплоснабжения, определять предельный уровень цены на тепловую энергию в ценовых зонах (в том числе индексацию) и технико-экономические параметры работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию.

Новости smi2.ru

Новости smi2.ru

Загрузка...

tass.ru

как это будет работать / Новости экономики Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru

В декабре прошлого года Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в закон «О теплоснабжении». Они предполагают переход на новую модель определения стоимости тепла — так называемый метод «альтернативной котельной». Newslab.ru выяснил, что он подразумевает, и зачем понадобились изменения в регулировании теплоснабжения.

Что изменится с принятием «альтернативной котельной»?

Поправки в закон «О теплоснабжении» предполагают новую модель рынка тепловой энергии. А именно — отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения: производителей и продавцов тепла, и сетевых компаний.

Вместо этого цена на тепло будет устанавливаться по соглашению сторон в рамках предельного уровня, контролируемого государством. Этот предельный уровень будет рассчитываться по тому самому методу «альтернативной котельной»: он позволяет определить такую стоимость гигакалории, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла. Собственно, отсюда и термин — «альтернативная котельная».

«Проще говоря, „альтернативная котельная“ — это формула, которая позволяет нам рассчитать стоимость строительства некоего „виртуального“ источника тепла, и таким образом определить, во сколько нам будет обходиться его тепловая энергия. К примеру, мы хотим построить котельную для одного микрорайона: закладываем в формулу стоимость нового оборудования и котлов, рассчитанных на жилой фонд, больницу, школу и детский сад. Также забиваем в нее расходы на строительство, зарплату рабочих, стоимость земельного участка, количество дней отопительного сезона и т. д. Затем, исходя из итоговой суммы, рассчитываем стоимость одной гигакалории и сопоставляем ее с ценой гигакалории центрального источника теплоснабжения», — поясняет директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.

К слову, на сайте Минэнерго РФ уже существует так называемый «калькулятор», где каждый гражданин может посчитать стоимость конечной цены на тепло в случае перехода на «альтернативную котельную» в своем регионе.

Подорожает ли тепло для потребителя?

Расчеты, произведенные СГК совместно с Минэнерго, показали, что стоимость одной гигакалории «альтернативной котельной» в регионах Сибири будет составлять 2,3-2,6 тыс. руб. Это в два раза выше нынешних цен — 1,2-1,3 тыс. руб. Однако в СГК подчеркивают, что причин для паники нет — речь идет о предельной цене, рассчитанной по стоимости «альтернативной котельной», и это не значит, что стоимость тепла в регионах автоматически подскочит до этого уровня.

«Мы исходим из того, что нам нет необходимости продавать тепло по максимуму. Поэтому совместно с Минэнерго подготовили поправку в законодательство о том, что можем продавать тепло намного дешевле цены „альтернативной котельной“, скажем, по текущим ценам. Сейчас в законопроекте есть формулировка, которая гласит, что по соглашению между администрацией региона, города и единой теплоснабжающей организацией может быть установлена сниженная цена по отношению к цене „альтернативной котельной“.

К примеру, тепловая энергия торгуется по цене „альткотельной“ с применением коэффициента 0,7 или 0,5 в зависимости от региона. Мы понимаем, что у нас объекты уже стоят, их не надо строить заново, и с нашей стороны будет неправильно брать с потребителя плату по стоимости „альтернативной котельной“. В принципе, сейчас примерно найдена та цена, которая нас устраивает и при которой мы готовы вкладывать в систему теплоснабжения в наших регионах значительные инвестиции», — заявила Екатерина Косогова.

В Минэнерго также не прогнозируют резкого скачка цен на тепло при вводе «альтернативной котельной». Так, по данным министерства, 20% потребителей не почувствуют никаких ценовых изменений, для 40% цены вырастут на инфляцию плюс 1-2%, для 36-37% — на инфляцию плюс 4-5%, и только для 3-4% потребителей цена вырастет на 10%.

В чем необходимость «альтернативной котельной»?

Возникает естественный вопрос: если текущие тарифы устраивают участников системы теплоснабжения, более того, и в дальнейшем плата за тепло фактически не изменится, в чем необходимость перехода на новую модель ценообразования?

Как поясняют в СГК, текущий механизм формирования тарифа не дает возможности долгосрочных инвестиций. Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает деньги в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа. Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.

«То регулирование, которое на данный момент сложилось, сдерживает наши инвестиционные возможности. Создана абсолютно нерациональная искаженная среда, которая не дает нам реализовывать длинные проекты», — констатирует основной акционер СГК Андрей Мельниченко.

При этом участники системы теплоснабжения подчеркивают, что требуют немного — единожды посчитать тариф и зафиксировать его. Именно такую возможность предоставляет схема «альтернативной котельной». При ней установленный тариф ежегодно будет изменяться только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.

«По регионам нашего присутствия могу с уверенностью сказать — для того чтобы решить наболевшие проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам не нужно как таковое повышение тарифа — тот, что есть, достаточен. Все, что нам нужно — чтобы он рос вместе с инфляцией и не более того. При этом мы принесем миллиарды инвестиций, решим застарелые проблемы, не повышая тарифов, а в некоторых случаях можем снизить действующие тарифы. Это произойдет потому, что у нас будут гарантии возврата вложенных средств. У нас будет уверенность, что тариф будет расти по инфляции, а не так, как захочется руководителю РЭК, или губернатору, или кому-то в ФАС», — заявил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.

В Минэнерго РФ признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объем вложений в модернизацию, однако существующие механизмы управления делают ее непривлекательной для инвесторов. В то же время, как отметил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры.

По предварительным оценкам переход на «альтернативную котельную» позволит привлечь в теплоснабжение 2,5 трлн руб., увеличит ВВП не менее чем на 600 млрд руб., даст более 35 тыс. новых рабочих мест и более 800 млрд руб. налоговых отчислений.

Что думают в регионах?

Как уже было сказано, поправки в закон «О теплоснабжении» относительно «альтернативной котельной» были приняты Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года. Ожидается, что второе чтение пройдет до осени 2017 года. Законопроектом предполагается, что переход на новую модель рынка будет добровольным — решение будут принимать региональные и муниципальные власти — и постепенным — в течение 5-10 лет.

Материалы по теме

В Минэнерго РФ говорят, что ряд регионов уже вызвались в качестве пилотных для внедрения у себя модели «альтернативной котельной». В их числе Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Алтайский край. В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил о том, что край также готов в числе первых начать отрабатывать у себя новую модель определения стоимости тепла. Он подчеркнул, что изменения должны быть направлены на то, чтобы при тех же тарифах, потребители получали лучшее качество.

«Переход на новую модель не только привлекает инвестиции, но меняет серьезно тарифную политику. Если ориентироваться на тариф преобладающего производителя энергии, не было бы никаких вопросов, тогда как на отдельных котельных тариф в три раза выше», — отметил Толоконский.

В СГК заявляют, что никаких препятствий для внедрения «альтернативной котельной» в регионах своего присутствия не видят.

«Мы прогнозируем, что успешная реализация одного проекта, предположим, в Хакасии, потянет за собой другие регионы. В том числе, Красноярск», — заметила Екатерина Косогова.

В целом, ожидается, что потребители в регионах выиграют от введения новой модели рынка тепла. Расчеты станут понятными и прозрачными, каждый покупатель сможет прогнозировать свои затраты на тепло на долгосрочный период. А в случае реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению объемов потребления у него появится возможность реальной экономии — при новой системе будет регулироваться только предельный уровень цены, при этом платеж за счет снижения объемов потребления может оказаться ниже, чем при нынешней системе тарифного регулирования.

Толоконский Виктор АлександровичЭкс-губернатор Красноярского края

newslab.ru

Госдума приняла закон об альтернативной котельной

13:5119.07.2017

(обновлено: 13:52 19.07.2017)

140728

МОСКВА, 19 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении закон о целевой модели рынка тепловой энергии, призванный мотивировать участников рынка тепла инвестировать в повышение эффективности работы систем теплоснабжения.

Замминистра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис. Архивное фотоЧибис: метод альтернативной котельной могут опробовать на пилотных регионахЗакон предполагает изменение системы регулирования с переходом от госрегулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки теплоэнергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение источника (цена "альтернативной котельной").

Если предельный уровень цены на тепловую энергию, устанавливаемый впервые, утвержден ниже уровня цены альтернативной котельной, то он поэтапно доводится до предельного уровня, соответствующего цене альтернативной котельной, в соответствии с однократно утверждаемым графиком.

В законе усилен антимонопольный контроль за деятельностью ЕТО (Единая теплоснабжающая организация), для чего введены положения об антимонопольном регулировании и контроле в сфере теплоснабжения. Объектами контроля являются цены, распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения и соблюдение правил заключения договоров в этой сфере.

Машинный зал тепловой станции. Архивное фотоФАС: "Нет цели загнать как можно больше регионов в метод альткотельной…"В документе также предусмотрены дополнительные механизмы сглаживания ценовых последствий от перехода на новую модель рынка тепловой энергии. Предоставлена возможность устанавливать предельную цену на тепловую энергию на уровне ниже альткотельной по соглашению между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом правительством. Закон предусматривает усиление роли региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка теплоэнергии и в части контроля за деятельностью ЕТО.

Документ также регламентирует деятельность ЕТО в целях снижения риска конфликтов между организацией и ее контрагентами, и усиливает ответственность ЕТО. По мнению разработчиков, переход к данной модели должен устранить основные причины проблем в отрасли: избыточное регуляторное давление, отсутствие долгосрочного тарифного регулирования, неправильную ценовую политику, построенную во многом на перекрестном субсидировании тепла и электроэнергии и нечеткое распределение ответственности за качество и надежность теплоснабжения.

ria.ru

Альтернативная котельная как новый способ расчета тарифов теплоснабжения

Любая достаточно сложная система, функционирующая в мире людей, состоит как технических элементов, так и из правовых норм. И для того, чтобы сделать обоснованным привлечение финансов для модернизации систем теплоснабжения, законодатель разрабатывает поправки в Закон «О теплоснабжении».

Они введут понятие альтернативной котельной — экономической модели, которая определит стоимость тепла в регионе исходя как из стоимости энергоносителей и стоимости эксплуатации котельной, так и потребных для строительства теплосистемы инвестиций.

Почему для нашей страны так важны вопросы теплоснабжения? Да потому, что хоть Москва и носит гордое звание Третьего Рима, но калига легионера некогда ступала лишь в самые южные наши регионы. Не любил Рим те края, где средняя изотерма января ниже температуры замерзания воды — южные для нас края, куда сослали Овидия, казались поэту ледяной пустыней… Скажем, в лежащей южнее столицы Тульской области средняя температура января — -10 градусов Цельсия, а в январе 1940 г. на метеостанции в Егнышевке была зафиксирована температура в -48,5 градусов Цельсия.

Первая цифра определяет средние расходы ресурсов на обеспечение теплоснабжения, вторая задает worst-case scenario — худший случай, при котором нам придется поднимать параметры теплоносителя, чтобы обеспечить в домах приемлемые (а лучше — комфортные) условия жизни. Котлы же должны иметь резерв мощности для подъема параметров теплоносителя, а теплотрассы, тепловые пункты, разводка и приборы отопления не должны выйти из строя при увеличении давления и температуры.

Причем, обратите внимание — мы назвали цифры холодов и морозов для весьма умеренного региона. А у нас же есть еще и Сибирь с резко континентальным климатом, есть Севера… Регионы, где проблемы с теплоснабжением резко обостряются. И ситуацию в этом вопросе в среднем по стране нельзя назвать слищком благополучной. По оценкам Министерства энергетики Российской Федерации 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. 68% — это же больше двух третей! Это катастрофический уровень износа жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

Естественно, что функционирование абсолютно (100%!) изношенных коммуникаций приводит к крайне высокому уровню порывов теплотрасс. Количество аварий только на магистральных сетях выросло с 266 случаев/тыс. км в отопительный сезон-2007/08 до 387 случаев/тыс. км в 2013 году, т.е. на 45%. Цифры довольно жестокие — но это только коммуникации, по которым тепло доставляется в дома и объекты социальной инфраструктуры.

А как обстоит дело с тем оборудованием, которое это тепло вырабатывает?

Ответ на этот вопрос дает нам Отчет «О ситуации с теплоснабжением в Российской Федерации», подготовленный Фондом энергетического развития в апреле 2016 года. С этим документом было бы полезно познакомиться всем главам муниципальных образований, всем депутатам и чиновникам коммунальных ведомств, жилищным активистам да и просто ответственным гражданам. Говорит он о весьма неприятных вещах…

«К 2020 году 26-28 ГВт мощностей действующих ТЭЦ в ЕЭС России выработают парковый ресурс и потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.» «К 2020 году 41 % ТЭЦ (или около 11 ГВт), запроектированных на уголь, выработают парковый ресурс. Географически наиболее критичными являются регионы Уральского ФО, где к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса, а также Южного и Приволжского ФО, где в ближайшие 5 лет потребуются инвестиционные решения по 43 % действующих ТЭЦ (2 и 8,2 ГВт соответственно). При этом в 18 субъектах РФ к 2020 году доля мощностей ТЭЦ, по которым надо принимать инвестиционные решения в ближайшие 5 лет, превышает 50% от существующей, а кое-где достигает 75-87%.»

Причем сложилась эта ситуация в условиях, когда тарифы на тепло постоянно росли — к этому приводило то, что исторически снабжавшие население теплом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) оказывались малоконкурентоспособными на рынке электрической мощности из-за высоких эксплуатационных затрат. Но закрыть их было невозможно по условиям обеспечения теплоснабжения — дома же и социальные объекты без тепла не оставишь... В результате потребители несут финансовое бремя по оплате этой мощности, но средств все равно не хватает на нормальную работу энергетиков.

Сложившаяся ситуация не только нестабильна (износ оборудования накапливается!), но и весьма невыгодна для государственных и муниципальных финансов. По подсчетам Минэнерго, ежегодно бюджеты разных уровней субсидируют отрасль теплоснабжения (без учета субсидий за жилищно-коммунальные услуги) в размере 150 млрд руб., тогда как потребность отрасли — 200 млрд руб. Разрыв в 50 миллиардов и обуславливает ускоренное старение оборудования — лишь за год количество тепловых сетей территориальных генерирующих компаний, ТГК, с превышенным нормативным сроком эксплуатации выросло на 3,6%, а количество аварийных ситуаций на магистральных тепловых сетях в течение отопительного периода 2014-2015 гг. увеличилось на 16 % по сравнению отопительным периодом 2013-2014 гг.

Как видим, давящая на бюджеты ситуация складывается из конкретных технических проблем. Но все они сводятся к одному — отсутствию средств на реновацию теплогенерирующих мощностей. Ситуацию призван изменить проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"», принятый в первом чтении ГД ФС РФ 16 декабря 2016 года.

Законопроект этот очень ясен и прозрачен с экономической точки зрения. Он предполагает изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).

Эта самая альтернативная котельная не обязательно будет присутствовать в физическом мире — это расчетная величина, как аттический талант или южногерманский талер. Первый содержал 26106 грамм серебра, второй — всего лишь 16,67 грамм того же металла, но и тот и другой никогда не существовали в виде единого целого. Они были способом счета больших количеств драхм или небольших количеств грошей, определения итогового веса серебра. Так и «альткотельная» есть лишь способ учесть, сколько нужно для данного климатического способа энергоносителя, сколько — эксплуатационных затрат, а сколько — инвестиций для производства единицы тепла.

Концепция альткотельной может быть соотнесена с Марксовой концепцией общественно-необходимых затрат. Только тут доминирует не труд, как было удобно считать в индустриальную эру, а инвестиции и плата за ресурсы. Поправки в закон «О теплоснабжении» хороши тем, что позволят привлечь в сферу теплоснабжения рыночные средства, что обеспечит реновацию отрасли, сократит число аварий…

Но — There ain't no such thing as a free lunch, «бесплатных завтраков не бывает». За все придется платить — по подсчетам Натальи Пороховой из Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства, в среднем тарифы на тепло для потребителей после перехода на систему альткотельной вырастут на 30%.

Рост это вполне объясним — приведенные выше уровни износа теплосистем говорят о том, что амортизация длительное время проедалась (потребителями, недоплачивавшими за тепло, или собственниками теплосистем — отдельный вопрос). И износ придется компенсировать… Авторы закона это учли в пояснительной записке:

«Учитывая, что в настоящее время разброс тарифов на тепловую энергию для потребителей по территориям Российской Федерации огромен, а цена «альтернативной котельной» более унифицирована, ценовые последствия от внедрения целевой модели рынка тепловой энергии будут разными для каждого поселения, городского округа, на территории которого будет внедряться целевая модель рынка тепловой энергии.»

В точном соответствии с их предсказаниями, члены Совета Федерации — органа, представляющего в нашей системе власти регионы страны — направили в комитет Госдумы по энергетике письмо с поправками, предлагаемыми к внесению в законопроект. По их мнению, для перехода к новой методике ценообразования на тепло необходимо получить согласие не только исполнительных органов управления в регионах и муниципалитетах, но и представительного органа, равно как и усилить контроль региональных и муниципальных властей за ремонтными работами, объемом инвестиций и прочими расходами.

Предложения выглядят весьма обоснованными, хотя и неизбежно приведут к росту объема согласований инвесторов теплоотрасли с местными властями, росту трансакционных издержек на них. Но учитывая крайнюю социальную важность вопроса, обойтись без этого вряд ли получится. Во всяком случае, нет сомнений, что аффилированные с крупными отечественными энергокомпаниями инвесторы легко справятся с этими проблемами.

Ну а главам муниципальных образований, служащим жилищно-коммунальных и социальных ведомств, членам домкомов и жильцам подальновидней стоит уже сейчас ознакомится с законопроектом об альткотельной, с тем, что он сулит их региону и городу. Ознакомиться с региональным и местным износом теплосетей и котельных, прикинуть цену тепла по методике альткотельной, и начать вместе со своими депутатами вырабатывать меры по максимально безболезненному переходу на новое правовое обеспечение снабжения теплом.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно. При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Владимир Путин подписал закон «об альтернативной котельной» :: Общество :: РБК

Президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Документ, который опубликован на официальном портале правовой информации, предусматривает переход от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на энергию для конечного потребителя.

Под предельным уровнем понимается цена от так называемой альтернативной котельной. Это цена, которая будет рассчитываться исходя из того, сколько тепловая энергия могла бы обойтись потребителям в случае строительства ими собственной котельной.

Для проведения реформы будет создана Единая теплоснабжающая организация, которая будет отвечать за весь процесс доставки тепла от производителя к потребителю. Для нее будет установлен фиксированный потолок тарифов, определять который и будут по принципу «альтернативной котельной». Если существующие расценки превышают планку, их будут замораживать. Если они ниже планки, то их будут плавно повышать в ходе переходного периода, который займет от пяти до десяти лет.

Предполагается, что в некоторых регионах новая модель может привести к снижению тарифов, а, например, в Астраханской и Пензенской областях придется платить больше, поскольку в этих регионах тарифы ниже уровня «альтернативной котельной».

www.rbc.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта