Eng Ru
Отправить письмо

Как правильно сделать заземление в гараже своими руками? Заземление в гараже


Заземление в гараже своими руками: видео, фото, схема

Далеко не всегда гараж находится на территории частного дома и подключен к надежной домашней электросети. Очень часто автолюбители хранят свои машины в расположенных отдельно гаражных кооперативах, которые не очень-то и заботятся о состоянии электропроводки обслуживаемых гаражных помещений. Именно поэтому приходится самостоятельно заботиться о своей безопасности, меняя старую проводку и создавая индивидуальный заземляющий контур. Далее мы расскажем читателям сайта Сам Электрик, как сделать заземление в гараже своими руками и нужно ли это вообще.

Гаражная проводка

Зачем нужен заземляющий контур?

Ctil

Дело в том, что чаще всего гаражи делают металлическими с не очень хорошей гидроизоляцией, в результате чего внутри помещения присутствует повышенная влажность. Одновременно с этим автолюбители при ремонте машины используют мощный электроинструмент – сварочный аппарат, компрессор, обогреватели и т.д. Все эти электроприборы обязательно должны быть заземлены иначе при утечке тока на корпус, а особенно если работы происходят во влажной среде, Вы можете стать жертвой поражения электрическим током. В лучшем случае все может закончиться травмой, которая запомниться Вам на всю жизнь. Чтобы лишний раз не подвергать свою жизнь опасности рекомендуется сделать заземление в гараже своими руками, потратив на это немного времени и денег. Ниже мы предоставим простую инструкцию о том, как правильно провести заземляющий контур и какие схемы лучше не использовать.

Существующие системы

Итак, сначала вкратце рассмотрим, как можно самому сделать заземление гаража. Существует несколько систем, которые используются на сегодняшний день.

  1. TN-C. В этом случае к вводному щитку подводится фаза и совмещенный проводник (ноль с землей, PEN). Этот провод PEN уже на вводе разделяется отдельно на PE и N, что позволяет сделать гаражное заземление своими руками. Недостаток такой схемы заключается в том, что при обрыве совмещенного провода фаза перейдет на все заземленные электроприборы. Как результат – на всех Ваших металлических светильниках и электроинструменте будет протекать 220 Вольт. Одно прикосновение и последствия могут быть с летальным исходом, поэтому самостоятельно делать такой вариант защиты мы не рекомендуем.TN-C
  2. TN-S. Более надежное заземление гаража, однако, встретить его в реальности вряд ли удастся, т.к. для этого кооператив должен протянуть к потребителям отдельный N и PE провод от подстанции к собственному ВРУ. Понятное дело, что заниматься этим не выгодно, поэтому такую схему заземляющего контура мы отбрасываем.TN-S
  3. TN-C-S. Одна из самых безопасных систем, которая представлена следующим образом: от подстанции к ВРУ кооператива протягивается совмещенный провод PEN и организовывается повторное заземление. Уже от ВРУ к потребителям идет пятижильный провод: 3 фазы, ноль и земля. Современные застройщики используют именно эту схему защиты электропроводки на 380 Вольт, но обладателям старых гаражей, скорее всего, придется самому платить за модернизацию проводки. Понятное дело, что тоже не всегда на это согласятся автолюбители.TN-C-S
  4. TT. Ну и последняя схема заземления гаража – сделать индивидуальный контур из нескольких металлических электродов, вкопанных в землю рядом с гаражным помещением. Как Вы понимаете, это самый простой и дешевый способ защиты электропроводки, о котором мы сейчас и поговорим.TT

Ниже мы рассмотрим один из вариантов монтажа заземления в гараже своими руками. Инструкция с фото примерами поможет Вам самостоятельно сделать PE контур с минимальными затратами времени и денег.

Инструкция по подключению

Итак, для начала разберем схему правильного заземляющего контура гаражного помещения.

Во вводном щитке обязательно нужно подключить УЗО, которое защитит проводку при обнаружении токов утечки. Устройство защитного отключения является очень хорошим помощником заземляющему контуру, т.к. при возникновении аварийной обстановки моментально отключает электроэнергию на вводе.

Что касается самой схемы заземления гаража на 220В, она может быть выполнена либо в виде треугольника, либо в виде прямой линии, как показано ниже. Некоторые электрики рекомендуют сделать Т-образную схему защиты – 2 электрода вбить по углам с передней стороны помещения и 2 электрода вкопать в смотровой яме. Все 4 железных заземлителя соединяются между собой и подключаются к соответствующей шине в щитке.

Разновидность контуров

Электроды могут быть представлены уголками из металла, длиной от 2 до 2,5 метров. Размер уголка должен быть не менее 50*50 мм. Если Вы решили использовать металлическую трубу для того чтобы сделать заземление гаража своими руками, ее диаметр должен быть не менее 32 мм, а толщина стенок свыше 3,5 мм.

Ну и последний элемент контура – гибкий провод, соединяющий подземную конструкцию с заземляющей шиной. Рекомендуется использовать медный провод сечением не менее 6 мм.кв. либо алюминиевый с поперечным сечением свыше 16 мм.кв.

Подготовив все материалы можно переходить к сборке контура. Первым делом нужно вкопать электроды в почву. Для этого подготовьте небольшие ямки, глубиной по 50 см, согласно выбранной схеме, и прокопайте между ними траншеи для соединения заземляющей арматуры. Самое подходящее расстояние между электродами – 1,2 метра. Выкопав ямы согласно схеме заземления гаража можно переходить к вбиванию уголка в землю. Для этого рекомендуется заблаговременно подточить его нижний конец болгаркой, после чего кувалдой вбить электрод, чтобы он вошел до конца (верхний конец должен быть ниже земной поверхности на полметра).Траншея

Арматура в земле

Вбитые уголки соединяются между собой металлической полосой, шириной не менее 4 см и толщиной не менее 5 мм. Соединять элементы схемы рекомендуется сваркой, предварительно зачистив металл до блеска.Соединение электродов в земле

Для удобства подключения провода к уголку рекомендуется приварить болт либо специальную клемму, как показано на фото ниже.Зажим для подключения гибкого провода

В последнюю очередь трехжильный провод протягивается от щитка 220 Вольт по гаражу и подключается с заземлением к розеткам и светильникам. Наглядно увидеть весь процесс Вы можете на видео уроках ниже, с которыми мы Вам настоятельно рекомендуем ознакомиться.Заземляющая шина в щитке фото

Первый этап работ

Второй этап работ

Вот по такой инструкции можно запросто сделать заземление гаража своими руками. Как Вы видите, все довольно просто и не занимает много времени. Если гаражное помещение находится на территории дома, то совсем не обязательно делать индивидуальный защитный контур. Правильнее будет изначально сделать заземление частного дома, после чего пустить трехжильный провод от домашнего щитка к гаражу.

Будет интересно прочитать:

samelectrik.ru

устройство, выбор схемы и заземлителя

Для хранения автомобилей многие владельцы используют частные гаражные кооперативы. В силу разных причин состояние электрической проводки на таких объектах оставляет желать лучшего. В связи с этим многим автолюбителям приходится самостоятельно заниматься проблемами электрической инфраструктуры, важнейшая часть которой — заземление в гараже.

При электрификации гаража необходимо решить вопрос с заземлением

Зачем нужен контур заземления

Многие электрические приборы нуждаются в розетках с заземляющим контактом. С помощью этого контакта корпуса техники присоединяются к заземлительному контуру. Изоляционный слой, нанесенный на токоведущие элементы приборов, иногда повреждается, вовнутрь проникают вода или влажный воздух. Результат — образование конденсата на металлических поверхностях электробытовой техники. Вода — отличный проводник электричества.

Гаражи часто бывают достаточно сырыми помещениями. Данные здания квалифицируются как объекты повышенной опасности.

Существуют дополнительные факторы риска, присущие гаражам, корпус которых выполнен из металла. Металлические конструкции, не относящиеся к электроприборам, могут оказаться под напряжением, если выступят в качестве сторонней заземляющей части. Дело в том, что между металлической частью гаража и почвой находится гидроизоляционный слой, стоящий на шпалах или бревнах, поэтому контакт между корпусом и почвой не всегда надежен.

Кабеля обычно прокладывают путем их фиксации к проволоке или металлическим тросам. Последние держатся на гаражных корпусах за счет болтовых или сварных соединений. Нарушение изоляционного слоя на тросе приводит к возникновению потенциала, передаваемого на корпус гаража. Даже при отсутствии прямого контакта кабелей с металлическими поверхностями во время дождя этот контакт неизбежно возникнет.

Устройство контура заземления для гаража

Таким образом, наличие заземления — важнейшее требование, обеспечивающее безопасность как самой электробытовой техники, так и ее пользователей.

Механизм действия заземлительного контура

Разберем ситуацию, когда заземлительный контур отсутствует, а в распредсети гаража нет УЗО. Изоляционный слой фазы внутри сварочного аппарата нарушен, из-за чего на его корпусе возник фазный потенциал.

Так как трансформаторная нейтраль на подстанции, откуда подается электропитание, заземлена (то есть объединена с заземлительным контуром), разность потенциалов между почвой и корпусом сварочного аппарата составляет 220 Вольт. Обувь не выступает в качестве изолятора, так как пропускает ток. Стоит коснуться корпуса, и человек попадает под напряжение. Величина тока, проходящего через тело при напряжении 220 Вольт, будет не ниже 15 мА. Это означает, что мышцы сократятся до такой степени, что человек не сможет разжать руку и, если в этот момент никто не придет на помощь, наступит летальный исход.

Теперь представим ситуацию, когда контур заземления есть, произошло повреждение изоляционного материала фазного провода. В таком случае происходит поэтапное включение защитного механизма. Вначале наступает стадия защитного отключения: при связанных друг с другом контурах гаража и подстанции через фазу идет ток короткого замыкания, а автомат отключает технику на некоторое время. Даже если человек прикоснулся к корпусу под напряжением, период контакта будет слишком кратким, и не будет причинен существенный вред здоровью.

Механизм действия системы заземления при нарушении изоляции

При отсутствии связи между контурами и если данная связанность не позволяет образовать ток, необходимый для подключения защиты, понадобится устройство защитного подключения. УЗО будет защищать отходящие линии. При таком подходе защитное отключение будет срабатывать не на короткое замыкание, а на ток утечки в почву через гаражный заземлительный контур. Как только УЗО обнаружит утечку, тут же выключит сеть. Таким образом, человек стоящий на земле, будет в безопасности.

Сопротивление тела между участком, где есть напряжение, и нижними конечностями составляет сотни кОм. Сопротивление проводника между корпусом и заземлительным контуром гораздо меньше одного Ом, а сопротивление самого контура не выше нескольких десятков Ом. В результате есть два параллельно присоединенных сопротивления — тела и заземлителя. Основная часть электричества идет по пути наименьшего сопротивления (к заземлительному контуру). Человеку достанется небольшая величина тока, не превышающая порога отпускания.

Системы заземления

При наличии глухозаземленной нейтрали имеется три варианта систем подключения рабочих и заземляющих проводников. К рабочим относят нули (по ним течет ток нагрузки). Защитные проводники используются исключительно для транспортировки потребителю потенциала земли от заземлителей. Существует несколько вариантов того, как сделать защитное заземление. Выбор осуществляется между системами TN-C, TN-S, TN-C-S и TT.

Защита по схеме TN-C

Данный стандарт был общепринятым более десяти лет назад. Систему легко узнать по количеству проводников в питающем кабеле: их всегда два. Один — фаза, другой — совмещенный нуль (PEN). Такое название (совмещенный) обусловлено двумя функциями проводника: по нему проходит рабочий ток и выполняется соединение с заземлительным контуром питающего кабеля.

Подключение заземления по схеме TN-C

При подобном подходе нулевой проводник в качестве заземлителя применять нельзя. В противном случае при подключении к заземляющим контактам розеток есть высокая вероятность неожиданно оказаться под напряжением. К такому результату приведет обрыв проводника PEN, что очень вероятно в старых электрических сетях, так как контакты в них обычно в крайне плохом состоянии. Вследствие перераспределения токов по фазам в нулевом проводнике появится потенциал в диапазоне от 0 до 220 Вольт, и все заземляющие розеточные контакты будут под напряжением. Раз под напряжением будут контакты, то же самое произойдет и с корпусами электробытовой техники.

Когда речь идет о гараже, не понадобится даже обрыва нуля для получения потенциала на проводнике PEN. Электрическая проводка отличается небольшим сечением, а дистанция до подстанции большая. Наверняка многие замечали, что при работе со сварочным аппаратом в соседних гаражах свет не только мигает или тускнеет, но и периодически становится ярче — это следствие увеличившегося сопротивления проводки. В такой момент на нуле возникает потенциал.

Защита по схеме TN-S

Трехжильные питающие кабеля, пара нулевых шин — признаки заземлительной системы TN-S. Здесь задачи защитного и нулевого проводника разведены. Какая бы ни была нагрузка в сети гаража, когда бы ни возникли обрывы нулевых рабочих проводников на защите, опасный потенциал не возникнет.

Если гараж расположен неподалеку от подстанции и защитный проводник начинается именно там, изготавливать контур нет необходимости. Однако при значительном расстоянии до подстанции без контура не обойтись. Вывод от контура гаража подключают к шине защитного проводника в распредщите.

Трехфазное подключение электросети по схеме TN-S

Защита по схеме TN-C-S

Данное устройство является переходным от TN-C к более совершенной TN-S. Совмещенный нуль расходится на защитный и рабочий. На участке разделения организуется повторный заземлительный контур. В дальнейшем к потребителям идет уже три провода (согласно системе TN-S).

Создать такой контур своими руками не составит проблем. Однако следует учесть нюанс, сопряженный все с той же потенциальной опасностью разрыва совмещенного нуля. Если при возникновении на проводнике опасного потенциала ток, идущий через контур, вызовет реакцию вводного автомата, — система должна обеспечивать безопасность. В противном случае рекомендуется дополнительно защитить групповые линии устройством защитного отключения.

Схема заземления по системе TN-C-S с РЕ-проводником

Защита по схеме ТТ

Система — аналог TN-C, но есть и отличие, состоящее в отсутствии подключения заземлительного контура к PEN-проводнику. Контур оставляют независимым, соединяют его лишь с корпусами, металлическими поверхностями, заземляющими розеточными контактами. Отводы от электрощита всегда защищены устройством защитного отключения для токов свыше 30 мА.

Минус схемы заключается в неэффективности при повреждении кабеля в случае попадания тока на металлические конструкции гаража.

Создание заземления

Перед тем как своими руками сделать контур заземления, рекомендуется обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

  1. Особое внимание следует уделять контактам. Скрутки запрещены. Действительно надежные соединения позволяют создать клеммы.
  2. Устройство защитного отключения — гарантия безопасности электрической проводки даже в случае утечек тока. При возникновении аварийных ситуаций УЗО моментально отключает питание.
  3. Лучший материал для изготовления электродов — стальные уголки. Рекомендуемый размер уголка — 50 на 50 миллиметров. Оптимальная длина уголка — от 2 до 2,5 метра. Некоторые владельцы гаражей вместо уголка используют трубы. Такой вариант допустим, но толщина стенок труб должна превышать 3,5 миллиметра. Рекомендуемый диаметр трубы — более 32 миллиметров.
  4. Конфигурация заземлительного контура важна. Многие выбирают треугольную схему, однако специалисты настаивают на большей эффективности Т-образной схемы. В этом случае одну пару электродов устанавливают по углам в передней части гаража, другую пару монтируют в смотровой яме. Все электроды объединяют между собой, а затем подключают к шине в электрощите.
  5. Для соединения подземной части системы с заземлительной шиной рекомендуется использовать гибкий провод. Лучший выбор — медный кабель с шестимиллиметровым сечением. Для алюминиевого кабеля необходимо шестнадцатимиллиметровое сечение.

Существующие конфигурации заземлительных контуров показаны на рисунке ниже.

Конфигурации контуров заземления

Вертикальный заземлитель

В большинстве случаев для создания вертикального контура выбирают вертикальные заземлители с использованием (на выбор) уголков, труб или медного проводника. Ниже представлена стандартная схема организации заземления в гараже.

Схема монтажа вертикального заземлителя

Для монтажа заземлительного контура заранее выкапывают яму. Ее глубина должна составлять примерно полметра.

Заземлительные устройства вертикального типа нельзя вкапывать в грунт. Допустимо только вбивание. Между электродами следует поддерживать определенную дистанцию (от полутора до двух метров). Электроды забивают в землю с помощью кувалды. Устройство должно полностью войти в грунт и даже уйти вглубь примерно на 50 сантиметров.

Установленные электроды объединяют друг с другом металлической лентой или прутком. Рекомендуемое сечение ленты — от 100 квадратных миллиметров. Диаметр прутка должен превышать 10 миллиметров.

Соединения выполняют при помощи сварочного аппарата. Все швы подлежат покраске, чтобы защитить металл от коррозийных процессов.

Финальная часть работы — прокладка трехжильного кабеля, который отходит от электрощита. Кабель подключают к розеткам и осветительной технике.

Горизонтальный заземлитель

Данная схема подразумевает укладку металлической ленты на поверхности траншеи. К ленте приваривают болт, к которому направляют кабель (из меди или алюминия). Второй конец провода подводят к шине PE (находится в распредщите). Завершают процесс закапыванием траншеи рыхлой землей. Используемый грунт не должен содержать крупных камней или строительных отходов.

На рисунке ниже показана схема функционирования горизонтального заземления.

Горизонтальный контур заземления гаража

Проверка системы

Вне зависимости от выбранной схемы организации заземления после окончания работы требуется протестировать созданную систему на работоспособность.

С этой целью рекомендуется пригласить профессионального электрика, имеющего специальное оборудование. Результат проверки, дающий показатель свыше 47 Ом, указывает на необходимость установки еще нескольких электродов.

Описанные схемы актуальны для гаражей, находящихся на отдалении от жилых построек. Если гараж расположен рядом с частным домом, оборудованным заземлительным контуром, ситуация принципиально иная. Достаточно подтянуть к гаражному строению трехжильный кабель от распредщита.

220.guru

Как сделать заземление в гараже своими руками

Так как многие гаражи располагаются не на территории частного дома, владельцам приходится внимательно следить за состоянием электропроводки и создавать самостоятельный заземляющий контур своими руками. Чтобы во время проведения таких работ не совершить ошибку, стоит подробнее узнать о таком процессе.

Нужен ли заземляющий контур

Многие гаражи создаются из металла и не имеют хорошей гидроизоляции. При этом в помещениях часто наблюдается повышенный уровень влажности. Во время ремонта автомобиля часто используются электроинструменты, которые должны быть заземлены.

Если это правило не соблюдается, при утечке тока на корпус можно пострадать от удара током. Чтобы не подвергаться опасности, стоит правильно произвести заземление в гараже. На проведение таких работ требуется небольшое количество денег, а все действия осуществляются достаточно быстро. Перед тем, как производить заземление в собственном гараже следует посоветоваться с профессиональными электриками.

Стоит помнить, что из-за отсутствия системы заземления в гараже можно пострадать во время использования различных инструментов. Даже если этого не случалось на протяжение длительного времени, стоит обезопасить себя и произвести описанные работы.

Распространенные системы

Многие владельцы гаражей для заземления используют следующие системы:

  1. TN-C. При выборе такого варианта к щитку подводится совмещенный проводник. Используемый проводник PEN разделяется на PE и N. Благодаря этому можно произвести заземление самостоятельно. Стоит отметить. Что описываемая система имеет серьезный недостаток – пари обрыве провода фаза пойдет на все приборы. Из-за этого во время прикосновения к ним можно получить удар током. Именно поэтому не стоит создавать такую систему самостоятельно, не обладая опытом проведения подобных работ. Если вы уверены в том, что все элементы системы не могут быть повреждены, можно использовать описанную систему.
  2. TN-S. Данная система является более надежной, чем описанная выше. Но стоит отметить, что она создается достаточно редко, так как для этого необходимо от подстанции протянуть провода N и PE отдельно. Для этого придется потратить достаточно большую сумму.
  3. TN-C-S. Указанная система считается одной из самых безопасных. При выборе такого варианта совмещенный проводник протягивается от подстанции, после чего организовывается повторное заземление. После этого от распределительного устройства осуществляется протягивание пятижильного провода. Многие электрики рекомендуют именно эту систему, так как она является очень надежной. Но стоит упомянуть, что за модернизация проводки придется заплатить самому владельцу гаража. Именно поэтому многие автолюбители отказываются от этого варианта.
  4. TT. Данная система подразумевает создание индивидуального контура из нескольких металлических электродов, которые вкапываются в землю около гаража. Данный способ является самым простым и не требует вложения большого количества денег. Именно поэтому многими владельцами гаражей делается именно такая система.

Чтобы самостоятельно произвести заземление, стоит более подробно узнать о данном процессе и следовать всем правилам, приведенным в инструкции.

Как производится подключение

Сначала необходимо разобраться со схемой правильного заземления контура гаража. Во вводном щитке необходимо подключить устройство дифференциального тока. Оно устанавливается для защиты проводки при обнаружении токов утечки. Описываемое устройство при возникновении аварийной ситуации мгновенно отключает ток на вводном устройстве.

Некоторые опытные электрики советуют создавать заземление в форме буквы Т. В таком случае 2 электрода вбиваются по углам, а остальные 2 располагаются в смотровой яме. После этого все элементы соединяются вместе и подключаются к щитку.

В качестве электродов могут выступать уголки, которые сделаны из металла. Они должны иметь длину от 2 до 2,5 метров. Стоит помнить, что размер такого элемента не должен быть меньше 50х50 мм. Если же в качестве элемента системы заземления гаража используется металлическая труба, стоит выбирать изделие диаметр которой составляет не менее 3,2 см. При этом толщина стенок должна быть не меньше 3 с половиной мм.

Также необходим гибкий провод, необходимый для соединения щитка с остальными элементами. Часто опытные электрики отдают предпочтение медному проводу.

После подготовки всех описанных элементов системы можно начинать работу по е сборке. Все происходит в несколько этапов:

  1. Сначала электроды вкапываются в почву. Для этого необходимо создать небольшие ямки, имеющие глубину до 50 см.
  2. После этого между ними необходимо создать траншеи. В них будет укладываться заземляющая арматура. Стоит помнить, что расстояние установленными элементами должно быть не меньше 1,5 метра.
  3. На следующем этапе нужно вбить уголки в землю. Чтобы это происходило быстрее, конец указанного элемента можно подточить при помощи болгарки. Забивание производится кувалдой до тех пор, пока уголок полностью не войдет в дно ямы. Верхний конец должен располагаться ниже поверхности примерно на полметра. Таким же образом происходит вбивание остальных уголков.
  4. Все вбитые в землю. Элементы необходимо соединить полосой из металла, которая имеет толщину около 4 мм и ширину около 4 см. Соединение следует производить сваркой после зачистки металла до блеска.

Чтобы удобнее подключать провод  к уголку, можно приварить к нему болт или клемму. После проведенных работ нужно протянуть трехжильный провод от щитка по всему гаражу и подключить его к розеткам и светильникам. Перед тем как сделать заземление в гараже своими руками, стоит посмотреть видео с описанием данного процесса. Это позволит избежать многих ошибок, которые совершаются неопытными людьми.

Сделанная таким образом система заземления позволит защитить людей, работающих в гараже от удара током.

bouw.ru

Как сделать заземление в гараже своими руками при подключении к сети 220в

Нередко для сохранности автомобилей их владельцы пользуются услугами частных гаражных кооперативов. Последние, в силу определенных обстоятельств, не уделяют особого внимания состоянию электропроводки. Поэтому автовладельцам приходится самостоятельно проводить работы, направленные на устранение любых неисправностей в электрической сети. И одним из главных вопросов, с которым люди сталкиваются в подобных обстоятельствах, заключается в том, как сделать заземление в гараже своими руками.

Зачем делать

Сегодня в основном применяют металлические гаражи. Обустройство подобных сооружений предполагает грамотный монтаж гидроизоляции, которая исключит вероятность образования протечек и, как следствие, короткого замыкания местной электросети. Невыполнение данного требования приводит к тому, что внутри гаража растет уровень влажности.

При повышении температуры вода конденсируется на электропроводке и других вещах, расположенных внутри помещения. После подключения любой аппаратуры (сварочный аппарат, компрессор, обогреватель и даже чайник) к общей электросети пользователя может ударить током.

Исключить вероятность возникновения таких событий позволяет наличие заземляющего проводника (заземления). Соблюдение данного условия является одним из основных требований к безопасности эксплуатации гаража.

Более того, установка заземления необходима, когда сооружение выполнено из металла. В отсутствии данного компонента на стенах гаража может возникать определенное напряжение (обычно меньше 220в). То есть сама конструкция будет нести опасность для человека.

Система уравнивания потенциалов

Система уравнивания потенциалов (СУП) выполняет следующие функции:

  • в случае повышения напряжения на одном из электроприборов, оно будет равномерно распределено по всем металлическим конструкциям, тем самым исключив вероятность поражения током человека;
  • для защиты от высокого напряжения внутри гаража, возникающего при разряде молний.

СУП является обязательным элементов защиты вне зависимости от типа заземления, которое используется в электропроводке. Для создания такой системы потребуется провести по всему контуру гаража металлическую полосу, подключив к ней проводники.

Виды систем

Прежде чем начинать работы, выбирают систему управления потенциалов. Для организации заземления в гараже применяются следующие системы.

TN-C

Все электросети, проложенные более 10 лет назад, были собраны по такой системе. Схема TN-C предполагает прокладку только двух проводов во вводном кабеле. Первый из них будет фазным, а втором – нулевой совмещенный, или PEN. Последний включает в себя провод, по которому протекает ток, и кабель заземления.

В конфигурации TN-C запрещено использовать нулевой провод в качестве элемента, заземляющего всю сеть. Несоблюдение данного правила приведет к тому, что фаза перейдет на все подключенные электроприборы. Кроме того, при обрыве проводника PEN, под напряжением окажутся заземляющие элементы сети.

Иными словами, при прикосновении, например, к компрессору пользователя ударит током.

Во избежание негативных последствий, вызванных недостатками системы TN-C, такую схему не рекомендуется использовать в гаражах.

TN-S

Система TN-S предполагает наличие 3-жильного вводного кабеля, подключенного к распределительному щитку через 2 нулевые шинки. В этой схеме существует разделение между нулевым и защитным проводниками. Поэтому при обрыве электросети, вызванной, например, высоким скачком напряжения, между двумя указанными проводами не возникает потенциал.

TN-S сегодня используется очень редко, так как эта система требует прокладки двух проводов от подстанции. Однако, если такая схема применяется, то контур заземления может потребоваться лишь в том случае, когда источник питания (общая электросеть) располагается на значительном удалении от гаража (распределительного щитка).

TN-C-S

TN-C-S является оптимальным выбором между TN-C и TN-S, так как объединяет в себе обе последние системы. Данная схема предполагает разделение нулевого проводника на защитный и рабочий. При этом совмещенный PEN тянется от подстанции до распределительного щитка, где и создается контур заземления. От него уже к конечным потребителям прокладываются 3 проводника с использованием схемы TN-S.

Недостатком TN-C-S является то, что при обрыве совмещенного проводника при его подходе к гаражу существует вероятность возникновения потенциала. Однако в подобных ситуациях сработает вводной автомат (при условии, если он установлен), поэтому электроприборам ничего не угрожает.

ТТ

ТТ представляет собой аналог TN-C. Но в этой системе контур заземления не подключается к проводнику PEN, а остается независимым. Защитный элемент соединяется в схеме ТТ с металлическими элементами гаража и розетками. Также эта система предполагает использование нескольких электродов, вкопанных в землю. Именно схема ТТ в основном используется при организации контура заземления в гараже.

Организация заземляющего контура

Для защиты проводки в гараже во вводном щитке необходимо подключить УЗО (устройство защитного контура). Этот элемент обезопасит внутреннюю сеть от токов утечки. По сути, УЗО представляет собой дополнительное устройство защиты: он при возникновении аварии моментально прекращает подачу электроэнергии в гараж.

Сам контур заземления выполняется в виде треугольника, прямоугольника или прямой линии. Также его можно закольцевать. Часть электриков использует Т-образный контур заземления. Он включает в себя 2 электрода, вкопанные с передней стороны гаража, а 2 другие электрода устанавливаются в смотровой яме.

Важным условием при организации своими руками контура заземления является наличие возможности создания траншеи на глубине, располагающейся ниже точки промерзания грунта.

В качестве электрода применяются металлические полосы и уголки: первые вбиваются в земли, а вторые используются для их соединения между собой.

Количество таких элементов и их размеры определяют при помощи специализированной программы. Однако на практике расчеты не всегда соответствуют реалиям, поэтому со временем может возникнуть потребность в добавлении новых электродов в контур заземления.

Если возможность копать траншею нет, то используют естественные заземлители. В их качестве применяют арматуру фундамента или перекрытия пола в гараже.

Вертикальный заземлитель

Для стандартных гаражей в основном используются металлические уголки длиной 2-2,5 метра размерностью 50х50 мм. Вместо них также можно установить трубу диаметром до 32 мм со стенками толщиной не более 3,5 мм. Существует и третий вариант устройства заземления, предполагающий использование медного провода с сечением до 6 мм, который соединяет подземную часть конструкции с остальными элементами электросети.

Важно отметить, что вкапывать вертикальные заземлители запрещено.

Вместо этого их необходимо вбивать прямо в землю. Расстояние между электродами должно быть в пределах 1,5-2,5 метра. Перед началом работ в месте, где будет создан контур заземления, выкапывается траншея глубиной до 50 см.

Все электроды соединяются между собой металлическими полосой или прутом. Сечение первой не должно быть меньше 100 кв.мм, а диаметр второго – 10 мм. Все компоненты контура соединяются посредством сварки, а новые швы обязательно прокрашиваются во избежание образования коррозии на заземлении.

Горизонтальный заземлитель

Для организации в гараже горизонтального заземления металлическая полоса укладывается на поверхности выкопанной траншеи. Далее на нем при помощи сварки закрепляется болт, к которому подводится медный или алюминиевый кабель. Второй конец последнего присоединяется к шине РЕ, расположенной в распределительном щитке. В завершении траншею следует закопать рыхлым грунтом, исключив из него предварительно камни и строительный мусор.

По окончании всех работ по заземлению в гараже рекомендуется проверить созданную электросеть. Для этого необходимо обратиться к специалисту, имеющему соответствующее оборудование, посредством которого можно измерить показатели контура заземления. В случае, когда полученный результат превышает 47 Ом, в бетонном полу следует пробить несколько дополнительных отверстий для установки электродов.

Если гараж располагается около частного дома, то проведение описанной выше работы не потребуется. Достаточно протянуть к постройке 3-жильный кабель от распределительного щитка, расположенного в жилище. Предполагается, что жилище на момент проведения работ оборудовано заземлением.

evosnab.ru

Как сделать в гараже заземление по правилам

Защитное заземление должно понизить напряжение на заземляемом корпусе до безопасного значения и обеспечить необходимый ток короткого замыкания на землю, чтобы смог сработать автоматический выключатель или устройство защитного отключения (дифавтомат или УЗО).

В отношении гаража, в котором бетонный пол способствует поражению, где зачастую присутствует повышенная влажность и сырость, при подключении множества мощных электроприборов имеющих металлический корпус, необходимость в заземлении становится первоочерёдной задачей электробезопасности.

В зависимости от системы электроснабжения гаража нужно будет решать, как сделать заземление гаражной электропроводки и оборудования.

Защитная система уравнивания потенциалов

Первым делом, независимо от того, какой тип заземления присутствует в входящей электропроводке, в гараже необходимо выполнить систему уравнивания потенциалов, сокращённо: СУП.

Для этого все металлические конструкции гаража, даже те, которые не имеют отношения к электроприборам, а также арматура бетонного пола электрически соединяются при помощи проводников. Это делается по двум причинам:

  • При появлении опасного напряжения на одном корпусе электрооборудования, данный потенциал будет одинаковым на всех металлических конструкциях гаража, включая бетонный пол. Как известно, электрический ток возможен только при разности напряжения, а поскольку оно всюду будет одинаковым, то риск поражения значительно снижается. Из жизни можно привести аналогию с сидящими птицами на оголённых проводах воздушных линий электропередач.
  • Внутренняя молниезащита от вторичных проявлений грозового разряда, когда при электромагнитном импульсе на металлических поверхностях индуцируются электрические заряды высокого напряжения, которые могут вызывать искровой пробой между конструкциями. Возникновение искр в условиях гаража является потенциально взрывоопасным, при насыщении воздуха парами бензина.

Практическая реализация СУП как части системы заземления

Система уравнивания потенциалов должна быть подключена к заземлению гаража. Её можно выполнить, сведя все проводники в одну коробку, или проведя по периметру пола замкнутый контур в виде металлической полосы с приваренными к ней стальными проводами, которые приварены к различным конструкциям.

К данной полосе также привариваются болтовые соединения для заземления различного стационарного оборудования или электроприборов, которые не имеют стандартизированной трёхконтактной вилки с заземляющим контактом. В этом случае данная полоса системы уравнивания потенциалов также будет выполнять функцию главной заземляющей шины.

Если электропроводка в гараже находится в удовлетворительном состоянии, но является двухпроводной, то её можно не переделывать, а лишь поменять розетки на трёхконтактные, подведя к ним защитный провод заземления PE от главной шины заземления, приварив на полосе под розетками болтовое соединение для подключения медного проводника PE, идущего от заземляющего контакта розетки.

Принципы заземления

В системах TN, в которых нулевой провод является глухо заземлённым, заземление оборудованиея осуществляется при помощи защитного зануления, выполняемого различным способом в зависимости от используемой системы электропитания.

При энергоснабжении по схеме TN-C, нулевой и защитный провод совмещены в одном проводе PEN. Данная система является устаревшей, и в быту её использовать запрещено. Лучшая по своей электробезопасности схема TN-S является очень редкой из-за дороговизны.

В данной системе защитный провод заземления PE тянется от самой трансформаторной подстанции. По этому, для применения в гараже осуществимыми являются две системы заземления: TN-С-S и TT.

0412a-57

Необходимо разобрать более подробно, как работает та и другая система, чтобы заземление в гараже в гараже могло выполнять свои защитные функции, при этом являясь абсолютно безопасным.

Защитный провод PE

В системе TN-С-S происходит разделение PEN проводника на рабочий ноль N, и защитный заземляющий провод PE в точке повторного заземления.

 

разделение проводника на PE и N

Данное разделения производится на вводно-распределительном устройстве, и после этого нулевой рабочий и защитный проводники нигде больше не соединяются.

Если такое разделение выполнено в вводном щитке гаражного кооператива, и к гаражу приходит трёхжильный кабель при однофазном питании, или пять жил при трёхфазном, то заземление всех подключаемых электроприборов в гараже производится в момент их включения в трёхконтактную розетку, которые имеют подключение защитного контакта к заземляющему проводу PE.

В данном случае владельцу гаража необходимо выполнить трехпроводную электропроводку к розеткам и подключить их к шине PE, к которой также подключается СУП. При должном общественном контроле состояния электрощита, данная система должна быть безопасной.

Система ТТ, как единственный выход

Если питание осуществляется по воздушным линиям, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, при высокой вероятности обрыва нуля или замыкании его на фазу, с последующим отгоранием у трансформатора, то в этом случае на заземляемых электроприборах в гараже может оказаться опасное фазное напряжение.

Даже если рассчитать и выполнить контур заземления сопротивлением не более 4 Ом, то при отсутствии повторных заземлений на столбах и при обрыве ноля данный собственный заземляющий контур окажется единственным в округе, и токи через него могут оказаться чрезмерными, что может привести к перегреву заземляющих проводов и вызвать пожар.

При данных обстоятельствах единственным выходом будет выполнение изолированного от нулевого провода заземления по схеме ТТ. К нему не предъявляется жёстких требований к сопротивлению, но обязательно необходимо применения УЗО, с уставкой не более 30мА, которое сработает, если сопротивление заземляющего контура не будет превышать 1660 Ом.

Но для гаража следует принять за стандарт требуемые ПУЭ 47 Ом, что является вполне достижимым значением при самостоятельном выполнении работ по установке заземляющего контура.

Земляные работы вокруг гаража

Если гараж находится на частной территории, то нет никаких сложностей в том, чтобы прокопать траншею глубиной ниже точки промерзания грунта вокруг гаража, установить туда горизонтальный заземлитель в виде полосы. Для улучшения характеристик также применяют вертикальные заземлители, вбитые в дно канавы и соединённые с полосой при помощи электросварки.

Количество и длину заземлителей рассчитывают по специальной методике или с помощью специализированной программы. Но, поскольку расчеты часто не совпадают с реальными измерениями, то приемлемых результатов достигают опытным путём, добавляя электроды.

Заземлители в гараже

Но таким способом невозможно выполнить заземляющий контур гаража, вокруг которого вся территория закатана в асфальт, и нет ни одного свободного клочка земли. В этом случае единственным выходом, чтобы создать приемлемое по характеристикам заземление в гараже будет использование арматуры фундамента как естественного заземлителя, плюс арматура бетонного перекрытия пола.

В любом случае, после собственноручно выполненных работ по установке искусственных заземлителей, или использования естественных, необходимо будет пригласить специалиста с соответствующим оборудованием для измерения сопротивления заземляющего контура.

Если оно будет больше 47 Ом, то в бетонном полу гаража необходимо будет пробить несколько отверстий и пробурить в них скважины для установки дополнительных электродов. Если будет устанавливаться модульный глубинный заземлитель, то достаточно будет одной скважины.

Вторая часть видео:

Похожие статьи

infoelectrik.ru

Как сделать заземление в гараже своими руками

Гараж – непременный атрибут любого автолюбителя. Используется он не только для парковки автомобиля и его ремонта. В хозяйственных руках гараж служит еще и универсальной мастерской, складским помещением, а при наличии подвала – местом для хранения продовольственных запасов, выращенных на даче. Все это требует полной электрификации с соблюдением всех норм безопасности, поэтому сегодня мы поговорим о том, как сделать заземление в гараже своими руками.

Скептики наверняка зададутся вопросом: а почему об электробезопасности в собственном гараже нужно заботиться самостоятельно? Ведь никто не закапывает свой контур заземления во дворе многоквартирного дома. Почему вдруг он нужен для гаража?

На то есть веские причины.

Зачем контур заземления в гараже?

Современные электроприборы часто требуют подключения к розеткам с заземляющим контактом. Предполагается, что через этот контакт их корпуса соединятся с контуром заземления. Изоляция токоведущих частей внутри прибора может быть повреждена, в него может попасть вода. Не обязательно проливать воду на сварочный аппарат. Тот же эффект получится, если внутрь попадет влажный воздух. При определенных температурных условиях водяной пар конденсируется на металлических деталях корпуса. Вы можете об этом даже не подозревать, а вода совместно с пылью, всегда имеющейся внутри того же сварочника, является проводником электрического тока.

Поэтому наличие заземляющего проводника в электропроводке и розеток с заземляющими контактами является непременным требованием безопасной эксплуатации современного электрооборудования. Отдельный вопрос касается освещения повалов и погребов. Из-за сырости и высокой влажности они относятся к помещениям с повышенной опасностью. Для питания светильников используется сверхнизкое напряжение от разделительных трансформаторов. А корпуса их заземлять обязательно.

Но это еще не все. Есть такое понятие: сторонняя заземляющая часть. Это металлические конструкции, которые не являются частью электроприбора (например, корпусом щитка), но где тоже может оказаться опасный электрический потенциал.

Если корпус гаража металлический, то, несмотря на нахождение его на поверхности земли, на нем тоже может оказаться напряжение. Между корпусом гаража и грунтом устанавливается гидроизоляция, да и сам он частенько стоит на бревнах или шпалах. Поэтому его связь с землей ненадежна.

Прокладка кабелей питания осуществляется самым простым способом: линии крепятся к металлическим тросам или проволоке, закрепляемых на корпусах гаражей сваркой или болтовыми соединениями. Повреждение изоляции кабельной линии приводит к появлению потенциала на тросе, а, следовательно, – на одном или нескольких корпусах. Если повреждение напрямую не контактирует с металлическими частями, находящимися рядом с ним, то во время дождя этот контакт может появиться. Прикасаться к корпусу гаража под напряжением смертельно опасно.

Не стоит ожидать, что питающая линия окажется защищенной УЗО. Это не реальная затея, так как даже при абсолютно исправных кабелях невозможно предугадать, что взбредет в голову владельцам гаражей.

Как защищает контур заземления

Представим ситуацию, когда контура заземления у вас нет, и в распределительной сети гаража отсутствуют устройства защитного отключения. Изоляция фазного проводника внутри сварочного аппарата нарушилась, на его корпусе появился потенциал фазы.

Поскольку нейтраль трансформатора на подстанции, питающей гаражи, глухо заземлена (соединена с контуром заземления подстанции), то разность потенциалов между поверхностью земли и корпусом сварочника составит 220 В. Ваша обувь не является изолятором – ток она проводит. Прикоснувшись к корпусу, вы окажетесь под напряжением. Через тело потечет ток, величина которого зависит от многих факторов, но при напряжении 220 В гарантированно будет выше предела не отпускания – 15 мА. Мышцы сокращаются, вы не сможете разжать руку, держащую опасный предмет. При больших токах рано или поздно наступает смерть, если не удастся вовремя освободиться или отключить питание.

Теперь соединим корпус с контуром заземления. Снова представим ситуацию, когда повредилась изоляция фазного проводника внутри него.

Теперь защита работает, и происходит это поэтапно. Первый этап называют защитным отключением. Если контуры гаража и подстанции электрически связаны между собой, то через фазный проводник пойдет ток короткого замыкания. Автоматический выключатель или предохранитель, защищающий ввод гаража или отходящую линию в нем, отключит поврежденное электрооборудование за незначительное время. Если даже вы держались при этом за корпус, то времени воздействия тока на ваш организм не хватит, чтобы причинить ему вред.

Если контуры между собой не связаны или эта связь не обеспечивает возникновения тока, достаточного для срабатывания защиты, потребуется установка УЗО для защиты отходящих линий. Тогда определяющим фактором для защитного отключения будет не ток короткого замыкания (хотя он все равно возникнет), а ток утечки на землю через контур заземления гаража. Почувствовав его, УЗО сработает и отключит линию.

Если не произойдет ни того, ни другого, вы все равно будете защищены. Вы стоите на поверхности земли, а сопротивление вашего тела между точкой прикосновения к корпусу и ногами – сотни килоом. Сопротивление же заземляющего проводника между корпусом и контуром заземления составляет доли Ома. Сопротивление контура заземления – единицы или десятки Ом.

Получаем два параллельно соединенных эквивалентных сопротивления: вашего тела и заземляющего контура. Большая часть тока пойдет по пути наименьшего сопротивления, то есть – в контур. На вашу долю останется незначительная величина, ниже порога не отпускания.

Системы заземления

В сетях с глухозаземленной нейтралью существует три вида систем подключения рабочих и заземляющих проводников. Рабочими являются нулевые проводники, по которым протекает ток нагрузки, защитные же служат только для доставки потребителю потенциала земли от заземляющих устройств. Рассмотрим их особенности, и как будет делаться заземление для разных систем.

Система TN-C

Все сети, созданные более десятилетия назад, собраны по системе TN-C. Узнать об этом можно, подсчитав количество проводов в питающем кабеле: их будет только два. Один из них – фазный, другой – нулевой совмещенный (PEN). Совмещенным он называется потому, что по нему протекает рабочий ток, и он же соединен с контуром заземления питающей линии.

Использовать нулевой проводник при такой организации в качестве заземляющего нельзя. Если его подключить к заземляющим контактам розеток, есть риск внезапно оказаться под напряжением при исправных электроприборах.

Система заземления TN-C

Во-первых, в этом будет виноват вероятный обрыв проводника PEN. Это вполне ожидаемое событие для старых электросетей, контактные соединения которых находятся в плачевном состоянии, особенно в гаражах. В результате перераспределения токов по фазам в нулевом проводе возникнет потенциал в диапазоне 0 – 220 В. Все заземляющие контакты розеток окажутся под напряжением, а вместе с ними – и корпуса электроприборов.

Но в гаражах даже не потребуется ждать обрыва нулевого провода, чтобы получить потенциал на PEN-проводнике. Электропроводка имеет незначительное сечение (кто-то сэкономил), а расстояние до подстанции значительно. Если вы замечали, что при сварочных работах в соседних гаражах у вас свет может не только тускнеть, но и становиться ярче, то это – результат повышенного сопротивления электропроводки. В эти моменты на нулевом проводнике относительно земли гарантированно появляется потенциал.

Даже если вы устроите у себя контур заземления и подключите его к PEN-проводнику, его все равно нельзя использовать в качестве заземляющего.

Система TN-S

Если ваш питающий кабель имеет три жилы, а в щитке установлены две нулевых шинки – вам повезло. Это признаки наличия системы заземления TN-S. В ней функции защитного и рабочего нулевого проводника разделены. Вне зависимости от нагрузки в гаражах и обрывов нулевых рабочих проводов (N) на защитном (РЕ) не будет опасного потенциала.

Система заземления TN-S

Если ваш гараж находится недалеко от подстанции, а проводник РЕ начинается не в соседнем щитке, а на ней самой, то сделанный своими руками контур заземления вам не очень то и нужен. Но если до подстанции далеко, то лишним он не будет.

Вывод от собственного контура подключается к шине РЕ в распределительном (вводном) щитке.

Система TN-C-S

Это гибридная система, при выполнении которой осуществляется переход от TN-C к TN-S. На каком-то участке сети совмещенный нулевой проводник разделяется на рабочий и защитный. В этой точке устраивается контур повторного заземления. Далее потребителям отправляется уже три проводника по системе TN-S.

Система заземления TNC-S

Сконструировать такой переход можно и у себя в гараже. Но в этом есть один подвох, опять же связанный с возможностью обрыва совмещенного нулевого проводника в сети до вашего гаража. Если при появлении на нем опасного для жизни потенциала ток, проходящий через ваш контур заземления, сможет вызвать срабатывание вашего вводного автомата, то собрать такую систему можно. Если нет – опять же, возникает определенный риск. В этом случае групповые линии лучше дополнительно защитить УЗО.

Система ТТ

Это – то же самое, что и TN-C, но контур заземления не подключается к PEN-проводнику. Он остается независимым и соединяется только с корпусами и металлическими оболочками, заземляющими контактами розеток. Все отходящие от щитка линии в обязательном порядке защищаются УЗО на ток, не более 30 мА.

Система заземления TT

Недостаток системы в том, что она не спасает от повреждения питающего кабеля, если потенциал фазы от него попадет на металлический корпус гаража.

Устройство контура заземления

Мы выяснили, зачем нужно заземлять электрооборудование, теперь выясним, как правильно сделать контур заземления.

Контур состоит из горизонтального и вертикальных заземлителей. Их задача: обеспечить максимально возможную площадь соприкосновения с грунтом. Чем эта площадь больше, тем меньшее сопротивление будет у устройства в целом.

Вертикальные заземлители: стальные уголки со стороной не менее 50 мм или трубы диаметром не менее 32 мм, забитые вертикально в землю. Толщина стенок труб — не менее 3,5 мм. Длина их зависит от ваших возможностей и вида грунта. Профессионально изготавливаемые контуры содержат заземлители длиной до 2 – 3 м. Заглубляют их с применением вспомогательных механизмов. Если грунт состоит из камней, щебенки, то забить кувалдой трехметровую трубу будет непросто.

Схема контура заземления

Вкапывать вертикальные заземлители нельзя – только забивать. Иначе их связь с землей будет неэффективной. Расстояние между ними – 1,5 – 2,5 м. Перед тем, как забивать заземлители, по периметру будущего контура выкапывают траншею глубиной не менее 0,5 м. Заземлители забивают в нее до самого дна.

Располагать заземлители можно в линию, в вершинах равностороннего треугольника, по периметру гаража. Все зависит от наличия свободного пространства, чего в гаражах обычно не хватает. Количество заземлителей – от 3 до 9 штук. При уменьшении длины заземлителей их количество придется увеличить.

Вертикальные заземлители у поверхности дна траншеи соединяют между собой горизонтальным. Они выполняются из стальной полосы сечением не менее 100 мм2 или прутка диаметром не менее 10 мм. Толщина стенки полосы не должна быть менее 4 мм. Соединение выполняют сваркой. Сварочные швы обязательно красят – в земле их разрушает коррозия.

Горизонтальные полосы заземляющего контура

Горизонтальный заземлитель выводится на поверхность земли. К нему приваривают болт, к которому подключают при помощи болтового соединения медный провод с наконечником сечением не менее 6 мм2. Второй конец провода подключают к шине РЕ распределительного щитка. Затем траншею зарывают рыхлым грунтом без камней и строительного мусора. Не используйте для этого песок – он имеет высокое сопротивление.

Болт для крепления заземляющего провода

 

 Загрузка... Загрузка...

941

Понравилась статья? Поделитесь:

Советуем к прочтению

voltland.ru

Как сделать заземление в гараже своими руками: советы и алгоритмы

Сегодня мы рассмотрим подробно, как сделать заземление в гараже. Узнаем, какие типы заземления бывают, определим их ключевые особенности. Выясним, по какому алгоритму должна вестись работа. Разобраться во всех тонкостях также помогут схемы заземления гаража и полезные материалы в формате видео.

Помните, что заземление гаража играет существенную роль для повышения уровня безопасности в помещении. Многие гаражники уже сделали заземляющий контур своими руками.

Зачем нужно заземление в гараже?

В первую очередь важно выяснить, насколько важно заземление в гараже, зачем вообще делать в этом помещении заземляющий контур, какие проблемы он может решить.

Известно, что очень много гаражных строений возведено из металла. При этом в большинстве случаев внутри гаражного помещения повышен уровень влажности. Дополнительный серьезный фактор риска – использование мощных электрических инструментов: например, гаражники работают со сварочными аппаратами, компрессорами и обогревателями. Безусловно, становится очевидно: факторов риска в гараже очень много, а в совокупности они значительно повышают риск возникновения различных аварийных ситуаций.

Все инструменты в обязательном порядке должны быть заземлены. И для этого как раз необходима заземляющая жила, чтобы к ней подключить общую электрическую проводку. В противном случае, если заземления нет, сохраняется высокая вероятность утечки тока на корпус электрического оборудования. И человека может поразить током. Запомните! Когда на корпус мощных электроприборов идет «пробивание» током, обычная защита, например, перчатки, не поможет. Током может бить даже на расстоянии. Не стоит испытывать судьбу и подвергать свои жизнь, здоровье опасности. Лучшее решение – сделать в гаражном помещении надежное заземление и обеспечить безопасность.

Опытные гаражники отмечают: с процедурой проведения заземляющей жилы вполне можно справиться своими силами. Понадобится только схема заземления гаража, которую вы сами сумеете составить, небольшой набор материалов и инструментов. Если разобраться во всех нюансах, знать алгоритм работы, процесс монтажа не представляет никаких сложностей.

Рассмотрим конкретную инструкцию и выясним, какие могут быть схемы заземления.

Типы схем заземления

Для начала узнаем, какие бывают системы установки заземления в гаражном помещении.

Система TN-S

Такая схема заземления гаража отличается большей надежностью. Однако популярностью она не пользуется. Все дело в том, что монтаж системы достаточно трудоемкий. Кооперативу придется протягивать два провода PE и N по отдельности, причем от самой подстанции к своему ВРУ. Конечно, в любом случае это будет невыгодно с экономической точки зрения. Как сделать заземление в гараже своими руками

Схема TN-C

Когда используется данная схема заземления, фаза и совмещенный проводник (PEN, ноль с землей) вместе проводятся непосредственно к вводному щитку.

Как сделать заземление в гараже

На вводе в щиток провод PEN разделяют на PE и N. Таким образом самостоятельно выполняется заземление гаража.

Огромный минус такой системы – опасность перехода фазы на все заземленные электрические приборы. Это происходит в тот момент, когда обрывается совмещенный провод. А такая ситуация вполне вероятно. Конечно, нельзя допускать опасность подобного перехода фазы. Ведь в результате все приборы, агрегаты, электроинструменты окажутся под напряжением в 220 Вольт. И всего одного прикосновения к ним будет достаточно для удара током огромной силы. В итоге может быть нанесен непоправимый вред здоровью. Специалисты настойчиво рекомендуют такую систему не применять.

Схема заземления TN-C-S

Данная система заземления признается специалистами наиболее безопасной. Она требует определенных затрат, но они тоже вполне могут быть оправданы, поскольку уровень надежности высокий.

заземление в гараже

Суть такой схемы следующая. От к подстанции тянут провод к ВРУ гаражного кооператива. Это должен быть совмещенный кабель PEN. Затем делается повторное заземление. К каждому потребители протягивают от ВРУ кабель в пять жил, куда входят: ноль, земля и сразу три фазы.

Современные застройщики все чаще выбирают именно эту систему заземления. Она обеспечивает достойную защиту электрической проводки на 380 Вольт. Конечно, это дает положительный эффект – гарантирует безопасность. Однако, владельцам старых гаражных построек придется из своего кармана оплачивать полную модернизацию кабеля. Разумеется, далеко не всем это подходит.

Система заземления TT

Наиболее эффективный, экономичный и простой способ заземления гаражного помещения – сделать все по схеме ТТ. Выполняется индивидуальный контур. Он включает в себя несколько металлических электродов. Тут понадобится провести определенные земляные работы: обустраивается контур, электроды надежно закапываются в землю возле гаража. В процессе монтажа не возникнет никаких трудностей, если внимательно изучить все нюансы, следовать рекомендациям и конкретной инструкции.

система ТТ

Вы сумеете сделать заземление в гараже своими руками без проблем. Сейчас мы подробно рассмотрим алгоритм действий, где будут изложены все этапы работы с соответствующими полезными советами.

Делаем заземление своими руками

Пора узнать конкретную инструкцию для проведения надежного заземления в гараж своими силами.

Сразу остановимся на важном совете от специалистов. Контакты нуждаются в особенно пристальном внимании. Не надо делать скрутки. Надежное, качественное соединение обеспечивают клеммы. Поэтому стоит потратить чуть больше времени и аккуратно подключить клеммы во всех местах соединения контактов.

Начнем с наиболее существенных моментов.

  • УЗО имеет большое значение. Оно позволит обеспечить безопасность электропроводки даже при утечке тока. Необходимо устанавливать устройство защитного контура, поскольку именно оно и становится оптимальным гарантом для заземляющего контура. Если возникает какая-либо аварийная ситуация, электричество на вводе сразу же отключается благодаря УЗО.
  • Вам понадобятся электроды. Для их изготовления лучше всего использовать металлические уголки. Запаситесь этим материалом. Оптимальный размер металлического уголка – минимум 50 на 50 мм. Длина подойдет в 2-2,5 метра. Некоторые гаражники заменяют уголки металлическими трубками. Это тоже нормальное решение. Толщина стенок такой трубки должна составлять не меньше 3,5 мм. Диаметр лучше подобрать больше, чем 32 мм.
  • Схема защиты тоже имеет значение. Здесь речь идет о форме. Кто-то прокладывает кабель в виде прямой линии, другие выбирают треугольник. Однако специалисты и гаражники рекомендуют другой вариант, уже проверенный и признанный оптимальным. Схема заземления гаража должна быть Т-образной. В таком случае два электрода располагают по углам, непосредственно в передней части гаражного помещения. Два других электрода вкапывают в смотровой яме. Четыре заземляющих железных электрода соединяют друг с другом. Потом все они подключаются к соответствующей шине в щитке. контуры заземления
  • Гибкий провод становится заключительной деталью заземляющего контура. Именно он соединяет подземную систему с шиной заземления, которая расположена на щитке. Специалисты, опытные электрики советуют использовать медный кабель, сечение которого составляет 6 мм. кв. Можно взять и алюминиевый провод, но тогда понадобится сечение 16 мм. кв.

Если у вас уже подготовлены все необходимые материалы, пора начинать монтировать заземляющий контур для вашего гаражного помещения.

Алгоритм работы

Рассмотрим инструкцию.

  1. В первую очередь электроды необходимо поместить в землю. Выкапывайте углубления, примерно по 50 см глубиной, в соответствии с вашей схемой размещения электродов. Между ямками сделайте траншеи. Они пригодятся для прокладки соединяющей заземляющей арматуры.
  2. pervyj etap zazemleniya
  3. Соблюдайте шаг между электродами в 1,2 метра. Как только вы сделали углубления, приходит время вбивания уголков в почву. Желательно каждый уголок сначала заострить с помощью болгарки. Тогда работа пойдет быстрее. Можно использовать трубки, толстую арматуру для изготовления электродов.
  4. Затем вбейте электрод в землю кувалдой. Он должен до конца войти в почву. Мастера отмечают, что верхний конец каждого электрода должен располагаться ниже поверхности земли на 0,5 метра. elektrod vbili
  5. Вбитые в землю уголки нужно соединить металлической полосой. Вам понадобится профиль с шириной 4 см. Толщина металла должна составлять минимум 5 мм. Желательно использовать сварку для соединения элементов. Металл сначала зачищается, а затем сваривается.
  6. ugolki soedinili
  7. Для оптимального подключения провода к уголку используйте обычный болт или соединительную клемму. klemma s boltom
  8. На завершающем этапе протягивается трехжильный провод. Он должен идти от щитка в 220 Вольт по гаражу. Этот кабель и подключается с соответствующим заземлением к розеткам, осветительным приборам.
  • provod k schitku

Если рассмотреть алгоритм прокладки заземления, можно убедиться: данная работа вполне выполнима. Монтаж простой, не требует много времени, экономичен.

Когда гаражное помещение располагается на придомовой территории, можно не делать отдельное заземление. Достаточно организовать заземляющую систему для самого дома, а потом уже от дома к гаражу провести трехжильный кабель от щитка. Главное, выполнять все последовательно, не спеша, в полном соответствии с инструкцией и рекомендациями.

Делаем контур заземления: материал на видео

Сейчас есть отличная возможность подробно рассмотреть все нюансы работы благодаря содержательному ролику в формате видео. Здесь изложены все ключевые этапы изготовления и прокладки контура заземления.

Для начала внимательно посмотрите первую часть работ.

Сделайте для себя все необходимые заметки, запишите наиболее существенные моменты. А потом можно переходить и ко второй части.

Теперь, когда вся основная суть работы стала понятной, прозрачной, вполне можно переходить к самостоятельным действиям. Запаситесь всеми необходимыми материалами, составьте схему заземления, ориентированную именно на ваше гаражное помещение, с привязкой к местности. И поэтапно выполняйте работу.

Когда вы сделаете своими руками надежное заземление для вашего гаража, это будет очень существенный вклад в обеспечение безопасности. С вашей электропроводкой все будет в порядке, вы до минимума снизите вероятность поражения током даже от мощных приборов и инструментов, которые часто используются в мастерской гаража.

garazhov.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта