Eng Ru
Отправить письмо

Инструкция по монтажу силовых масляных трансформаторов. Можно ли расширитель трансформатора полностью залить маслом


ВАКУУМИРОВАНИЕ И ЗАЛИВКА ТРАНСФОРМАТОРОВ МАСЛОМ

 

2.1. Безвакуумная заливка и доливка трансформаторов маслом производится при монтаже трансформаторов на напряжение 110 кВ, если в эксплуатационной документации нет других указаний, а также трансформаторов всех классов напряжения, подготавливаемых для временного хранения.

2.1.1. Перед заливкой или доливкой необходимо установить расширитель, выхлопную трубу, газоотводный трубопровод и другие составные части, необходимые для работы или хранения трансформатора. На расширителе необходимо смонтировать маслоуказатель и воздухоосушитель.

2.1.2. Собрать схему заливки трансформатора и подсоединить маслопровод к запорной арматуре, расположенной в нижней части бака. Для подачи масла в схеме заливки рекомендуется предусматривать маслоочистительные установки. Применяемые маслопроводы должны быть предварительно очищены и промыты маслом.

2.1.3. Включить маслонасос (маслоочистительную установку) и подавать масло в трансформатор со скоростью не более 3 т/ч до достижения требуемого уровня масла в расширителе. Уровень масла в расширителе устанавливается в зависимости от температуры масла в трансформаторе по имеющимся на указателе уровня контрольным меткам- Заливаемое масло должно соответствовать требованиям приложения 1.

2.1.4. Открыть воздухоспускные пробки на баке и составных частях и выпустить скопившийся в трансформаторе воздух, повторно проверить отсутствие воздуха в баке через 12ч отстоя масла. Если после выпуска воздуха уровень масла в расширителе понизился ниже требуемого, произвести доливку масла в соответствии с требованиями п. 2.1.3.

2.1.5. Если трансформатор не полностью залит маслом, доливка производится через предназначенный для этого патрубок, расположенный в верхней части бака, либо на расширителе. При доливке необходимо руководствоваться п.п. 2.1.3. и 2.1.4.

2.1.6. Отобрать пробу масла из бака трансформатора и произвести проверку на соответствие требованиям п.п. 1—6, 10, табл. 2.

2.2. Вакуумная заливка трансформаторов напряжением 150 кВ, не оборудованных герметичными видами защит масла.

2.2.1. Установить на баке технологический указатель уровня масла, прибор для измерения остаточного давления и вакуумметр.

2.2.2. Соединить вакуумным трубопроводом бак трансформатора с вакуум-насосом. Вакуумный трубопровод подсоединяется к предусмотренной для этот запорной арматуре в верхней части бака трансформатора. Для вакуумирования трансформаторов необходимо применять вакуумный трубопровод с внутренним диаметром не менее 100 мм, выдерживающий полный вакуум. Во избежание попадания вакуумного масла в трансформатор, при аварийных остановках вакуум-насоса, между баком трансформатора и вакуум-насосом необходимо установить защитное устройство.

2.2.3 Соединить вакуумным трубопроводом бак трансформатора с надмасляным пространством контактора встроенного устройства РПН и полностью между мембраной контактора и транспортной заглушкой, если это предусмотрено инструкцией на устройство РПН.

2.2.4. Проверить герметичность бака трансформатора, для чего включить вакуум-насос, открыть запорную арматуру вакуумного трубопровода и создать в баке остаточное давление не более 665 Па (5 мм рт. ст.), после чего закрыть запорную арматуру вакуумного трубопровода, остановить вакуум-насос и зафиксировать остаточное давление в баке трансформатора. Повторно произвести измерение остаточного давления в баке трансформатора через 1 ч нахождения трансформатора в загерметизированном состоянии.

Трансформатор считается герметичным, если за это время остаточное давление в нем увеличится не более чем на 665 Па (5 мм рт. ст.).

2.2.5. Произвести вакуумирование трансформатора при остаточном давлении не более 665 Па (5 мм рт. ст.) в течение не менее 20 ч, кроме трансформаторов, монтаж составных частей которых производился без слива масла ниже уровня прессующих колец.

2.2.6. Собрать схему заливки и подсоединить подготовленный для заливки трансформатора маслопровод к имеющейся на баке запорной арматуре. Для подачи масла в трансформатор необходимо предусмотреть маслоочистительную установку и фильтры тонкой очистки масла.

В схему заливки рекомендуется установить герметичные фильтры для очистки масла от механических примесей Маслопроводы должны быть маслоплотными, предварительно очищены и промыты маслом.

2.2.7. Открыть запорную арматуру маслопровода, включить маслоочистительную установку и, поддерживая при помощи вакуум-насоса остаточное давление в баке не более 665 Па (5 мм рт. ст.), произвести заливку масла в трансформатор со скоростью не более 5 т/ч при заливке недегазированным маслом и без ограничения скорости при заливке дегазированным маслом. Заливаемое масло должно соответствовать требованиям приложения 1.

Заливку прекратить, когда изоляция активной части полностью покроется трансформаторным маслом.

2.2.8. Закрыть запорную арматуру маслопровода, отсоединить маслопровод и вакуумировать надмасляное пространство трансформатора при остаточном давлении не более 665 Па (5 мм рт. ст.) в течение не менее 10 ч, если заливка производилась недегазированным маслом и не менее 2 ч, если заливка производилась предварительно дегазированным маслом.

2.2.9. Закрыть запорную арматуру вакуумного трубопровода, отсоединить вакуумный трубопровод, подавать предварительно осушенный при помощи силикагелевого или цеолитового осушителя воздух в надмасляное пространство и довести давление в нем до атмосферного.

2.2.10. Произвести доливку трансформатора маслом после установки расширителя, выхлопной трубы и других устанавливаемых на верхней части бака составных частей, руководствуясь указаниями п. 2.1.5.

2.2.11. Отобрать пробу масла и произвести проверку на соответствие требованиям п.п. 1—6, 10, табл. 2.

2.3. 3аливка трансформаторов, оборудованных пленочной защитой масла.

2.3.1. На крышке бака трансформатора необходимо смонтировать патрубок газового реле с запорной арматурой и другие составные части, для установки которых требуется разгерметизация бака, и, руководствуясь требованиями п. 2.2., собрать схему вакуумирования.

Схема вакуумирования трансформаторов с приставными устройствами РПН должна обеспечивать поддержание одинакового давления с обеих сторон переходной плиты во избежание ее повреждения.

Указания по выполнению такой схемы приводятся в специальных инструкциях.

2.3.2. Произвести проверку герметичности и вакуумирование трансформатора, руководствуясь указаниями п.п. 2.2.4. и 2.2.5. Проверка герметичности и вакуумирование трансформаторов на напряжение 750 кВ производится при остаточном давлении в баке не более 200 Па (1,5 мм рт. ст.). Трансформаторы на напряжение 750 кВ считаются герметичными, если по истечении 1 ч остаточное давление в баке повысится не более, чем на 665 Па (5 мм рт. ст.). Вакуумирование перед заливкой производится в течение не менее 72 ч. При остаточном давлении 133 Па (1 мм рт. ст.) и менее, продолжительность вакуумирования перед заливкой масла может быть уменьшена до 48 ч.

2.3.3. Собрать схему заливки и подсоединить маслопровод к запорной арматуре для слива масла в нижней части бака. Для заливки масла необходимо применять дегазационные установки. Остальные требования к выполнению схемы заливки указаны в п. 2.2.6. Особенности заливки трансформаторов с приставными устройствами РПН приводятся в специальных инструкциях.

2.3.4. Произвести заливку трансформатора дегазированным маслом в соответствии с приложением 1, и указаниями п. 2.2.7.

При этом скорость подачи масла не ограничивается. При заливке трансформаторов на напряжение 750 кВ в баке должно поддерживаться остаточное давление не более 200 Па (1,5 мм рт. ст.).

2.3.5. Произвести вакуумирование надмасляного пространства, руководствуясь указаниями п. 2.2.8.

Вакуумирование трансформаторов на напряжение 750 кВ производится при остаточном давлении не более 200 Па (1,5 мм рт. ст.).

2.3.6 Установить расширитель со смонтированной в нем гибкой оболочкой, газовое реле и соединяющие их патрубки с запорной арматурой. Монтаж гибкой оболочки и заполнение расширителя маслом производится по специальной инструкции, отправляемой в комплекте эксплуатационной документации.

2.3.7. Заполнить расширитель маслом до максимального уровня. Открыть вручную отсечной клапан и запорную арматуру, перекрывающую газовое реле от расширителя. Открыть воздухоспускной краник и, выпуская воздух, заполнить газовое реле маслом.

2.3.8. Открыть запорную арматуру, перекрывающую газовое реле от трансформатора и заполнить надмасляное пространство в баке маслом, поступающим из расширителя, при перекрытом вакуумном трубопроводе.

При этом, во избежание полного слива масла из расширителя, произвести своевременную доливку расширителя маслом.

Установить требуемый, в зависимости от температуры масла в баке трансформатора, уровень масла в расширителе.

2.3.9. Открыть воздухоспускные пробка на баке и составных частях и выпустить оставшийся воздух.

2.3.10. Отобрать пробу масла и произвести проверку па соответствие требованиям п.п. 1—6, 10, 11, табл. 2.

2.4. Доливка и обработка масла трансформаторов напряжением 150—330 кВ, установка вводов которых производилась без слива масла ниже уровня прессующих колец.

2.4.1. Доливку трансформаторов напряжением 150 кВ, не оборудованных пленочной защитой, производить в соответствии с требованиями п. 2.1.

2.4.2. Долить трансформатор с установленным расширителем полностью маслом, отвечающим требованиям в соответствии с приложением 1, кроме газосодержания, затем, произвести дегазацию масла в трансформаторе дегазационной установкой по замкнутому циклу «низ бака — расширитель», до норм, (после заливки) в соответствии с табл. 2.

2.4.3. Отобрать пробу масла и произвести проверку на соответствие требованиям пп. 1—6, 10, 11, табл. 2.

При отборе пробы дегазированного масла необходимо принять меры по исключению контакта отбираемого масла с воздухом. Для обеспечения этого требования рекомендуется применять специальные герметичные маслоотборники, например, шприцы по ТУ-64.1.378-78

2.5. Заливка системы охлаждения производится согласно инструкции на систему охлаждения и указаниям п. 6.8 настоящего РД.

 

Таблица 2

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Инструкция по монтажу силовых масляных трансформаторов

  • Главная
  • >
  • Статьи
  • >
  • Инструкция по монтажу силовых масляных трансформаторов

В процессе монтажа силовых масляных трансформаторов сталкиваются с выполнением следующих типов работ:

  1. Транспортирование к месту монтажа.
  2. Сборка и установка.
  3. Заливка трансформаторного масла.
  4. Наладочные испытания и измерения.
  5. Пробное включение.

Каждый отдельно взятый вид работ выполняется со своими особенностями, которые зависят от мощности, конструкции и геометрических размеров трансформаторов.

Транспортировка к месту монтажа

Все производители силовых масляных трансформаторов, в зависимости от геометрических размеров и массы изделий, поставляют свою продукцию в нескольких вариантах:

  1. Трансформаторы, полностью готовые к установке.
  2. Частично разобранные изделия, у которых силовой бак герметизирован трансформаторным маслом.
  3. Частично разобранные изделия, у которых силовой бак герметизирован инертным газом.

Герметизация силового бака обеспечивает сохранение всех изоляционных качеств обмоток высокого и низкого напряжения, что освобождает от дополнительной ревизии активной части перед вводом в эксплуатацию. Для всех силовых трансформаторов, которые поставляются без масла или заполненные не до уровня, необходимо долить масло в кратчайшие сроки (не позднее трех месяцев со дня прибытия на место монтажа). В готовом к монтажу виде поставляют только небольшие по размерам трансформаторы малой мощности.

К месту монтажа трансформаторы перевозят одним из следующих способов:

  • в автомобильном прицепе;
  • автотрейлерами;
  • на железнодорожной платформе.

Все виды транспорта должны иметь ровную горизонтальную платформу с грузоподъемностью и размерами, которые допускают перевозку трансформаторов определенных типов с учетом нагрузок от наклона или ускорения. Коэффициент устойчивости крепления трансформатора должен составлять не менее 1,5. Скорость движения определяется видом используемого транспорта, состоянием покрытия автомобильных дорог, загруженности магистралей и др. В пределах открытого распределительного устройства перемещение трансформатора может выполняться на катках по специально подготовленному пути со скоростью не более 8 метров в минуту.

Сборка и установка силового трансформатора

Монтаж силовых трансформаторов осуществляют на заранее подготовленный фундамент с направляющими для катков. После окончания монтажных работ катки фиксируют на направляющих при помощи специальных упоров. Местом для монтажа больших крупногабаритных силовых трансформаторов в большинстве случаев служит открытое распределительное устройство (ОРУ), где выполняют предварительную подготовку местности с выполнением следующих работ:

  1. Точное определение места установки оборудования, путей и средств передвижения к месту монтажа.
  2. Обустройство фундамента с направляющими, на которые установят силовой трансформатор с катками.
  3. Обустройство площадки вблизи мест монтажа для размещения оборудования по регенерации и подогреву трансформаторного масла.
  4. Подготовка необходимого инструмента, приспособлений, подъемников и лестниц.
  5. Подключение к стационарной системе электроснабжения или дизельному генератору.

Непосредственно перед сборкой, все части трансформатора должны пройти тщательный контроль на отсутствие дефектов. Время для монтажа узлов, которые требуют разгерметизации, подбирают с учетом сухой и ясной погоды. Температура активной части электрооборудования должна находиться на уровне не ниже +100С. Если это требование не соблюдается, трансформатор подогревают. Срок нахождения трансформатора в разгерметизированном состоянии при относительной влажности 75% не должен превышать:

  • 12 часов для оборудования на номинальное напряжение до 35 кВ включительно;
  • 10 часов для оборудования на номинально напряжение 110 кВ и выше.

Отсчет времени ведут с момента слива масла или вскрытия заглушки, а окончанием принято считать вакууумирование перед заливкой или начало заливки масла.

Сборка трансформаторов традиционно начинается с установки радиаторов охлаждения, газового реле, расширительного бачка, реле уровня масла, термосифонного и воздухоочистительного фильтров. На финишном этапе сборки выполняют монтаж встроенных трансформаторов тока, вводов и приборов контроля.

Установку силовых масляных трансформаторов на катки или фундамент осуществляют с помощью кранов, лебедок, домкратов и других средств механизации грузоподъемных работ. По окончании монтажа оборудования на фундаменте или катках, выполняют подключение кабелей, шинных мостов, проводов и заземления. Все силовые трансформаторы должны иметь незначительный уклон величиной 1-1,5%, который обеспечит правильную работу газового реле.

Заливка трансформаторного масла

Заливку трансформаторного масла в силовой трансформатор осуществляют только после его проверки на соответствие требованиям ПУЭ. В процессе доливки или заливки трансформаторного масла, необходимо соблюдать целый ряд правил:

  1. Перед финишной сборкой трансформатора, который транспортировался без масла, необходимо все элементы его системы охлаждения и расширительный бак промыть горячим трансформаторным маслом.
  2. Доливку масла в оборудование производят через расширительный бачок.
  3. Скорость заливки или доливки масла в трансформатор не должна превышать трех тонн в час.
  4. Температура доливаемого масла и масла внутри трансформатора не должна отличаться на величину более 50С.
  5. Требуемый уровень масла в баке силового трансформатора определяют по контрольным меткам, которые наносят в зависимости от температуры окружающей среды.
  6. По окончании заливки трансформаторного масла открывают все имеющиеся воздухоспускные пробки.
  7. После двенадцати часов отстоя еще раз проверяют уровень масла, если он опустился ниже критического, производят доливку.
  8. После окончания отстоя и проверки герметичности всех соединений, производят отбор пробы масла для лабораторного анализа.

Испытания и измерения при наладке

Все работы по испытанию силового трансформатора должны проводиться квалифицированным персоналом электротехнической лаборатории с участием представителей от монтажников. В процессе испытаний проводят измерение и контроль следующих величин:

  • контроль переходного сопротивления обмоток ВН и НН;
  • определение параметров электрической изоляции, которые характеризуют её реальное состояние;
  • проверка изоляции повышенным напряжением;
  • определение потерь в режиме холостого хода;
  • определение группы соединения обмоток;
  • проверка функционирования устройства ПБВ и РПН;
  • определение коэффициента трансформации на всех ступенях ПБВ и РПН;
  • контроль состояния силикагеля и работы системы принудительного охлаждения;
  • испытание радиаторов и баков гидравлическим давлением.

По окончании испытаний выдается технический отчет, который содержит протоколы испытаний и заключение о соответствии смонтированного оборудования требованиям ПУЭ, МЭК и других нормативных документов.

Пробное включение

Пробное включение силового трансформатора после монтажа допускается не ранее, чем через 12 часов после последней доливки масла. При этом перед включением следует проверить соответствие параметров газовой защиты и максимальной токовой защиты (МТЗ) принятым параметрам. Пробное включение на номинальное напряжение выполняют толчком на срок не менее тридцати минут. При наличии неравномерного сильного гудения, быстро растущей температуры нагрева масла, потрескиваний, выбросов масла из расширителя, сильной течи на фланцевых соединениях, разрыва диафрагмы выхлопной трубы и других отклонениях от нормальной работы, трансформатор незамедлительно отключают. При нормальной работе в течение более 30 минут дополнительно проводят от трех до пяти включений для проверки отстройки защит от бросков тока намагничивания. В случае удовлетворительных результатов в процессе комплексных испытаний оборудования в течение 72 часов, трансформатор ставят под нагрузку и передают в эксплуатацию.

Вернуться назад

www.energyc.ru

Трансформаторное масло в трансформаторе

маслонаполненный трансформатор с расширителем

Кроме отвода тепла, возникающего из-за потерь в трансформаторе, трансформаторное масло также играет роль изолирующей среды с высокой диэлектрической прочностью, в которую погружены сердечник и обмотки. Это позволяет трансформаторам быть более компактными, что снижает их цену. Изолирующее масло в хорошем состоянии будет выдерживать намного большее напряжение на соединениях внутри бака трансформатора, нежели воздух. Если в баке будет только воздух, дуга будет образовываться между внутренними элементами, находящимися под напряжением на том же расстоянии при более низком напряжении. Кроме того масло отводит тепло от элементов находящихся под током намного лучше чем воздух.

С течением времени при нормальной работе масло теряет свои свойства из-за повышенной температуры и загрязняющих веществ. Масло не может поддерживать высокую диэлектрическую прочность, когда оно не защищено от воздуха или влаги. Диэлектрическая прочность снижается вместе с поглощением влаги и кислорода. Эти примеси также разрушают бумажную изоляцию. По этой причине пытаются предотвратить контакт масла с воздухом, особенно в трансформаторах больших габаритов. Использование герметичного бака трансформатора является непрактичным из-за изменения давления, которое происходит из-за термического расширения и сжатия изоляционного масла. Обычные системы герметизации масляных трансформаторов представляют собой расширительный бак с гибкой диафрагмой или эластичный баллон или систему с инертным газом(азотом) находящимся при повышенном давлении. Повышающие трансформаторы обычно покупаются вместе с расширительными баками, в то время как более мелкие вспомогательные трансформаторы содержат сжатый азот, находящийся над маслом. Некоторые вспомогательные трансформаторы являются трансформаторами сухого типа, с естественным охлаждением или с принудительным воздушным охлаждением.

Система расширительного бака

Расширительный бак соединен посредством трубы с главный баком трансформатора, который полностью заполнен маслом. Расширительный бак также заполнен маслом и имеет расширяющийся эластичный баллон или диафрагму между маслом и воздухом, для того, чтобы предотвратить контакт масла с воздухом. На рисунке 1 показана схема системы расширительного бака (рисунок 1 это фото расширительного бака).

Расширитель трансформатора с эластичным баллоном

1 Расширитель трансформатора с эластичным баллоном

Воздух заходит или выходит из пространства над эластичным баллоном или диафрагмой в то время как уровень масла повышается или опускается при изменении температуры. Воздух обычно поступает и выходит через воздушный фильтр типа влагопоглатителя, в котором периодически должен меняться наполнитель. Основные части системы –  расширительный бак, мочевого баллон или диафрагма, поглотитель влаги из воздуха, выпускные клапаны, датчик уровня масла и сигнализация выключателя. Вентиляционные клапаны используются для удаления воздуха из системы при заполнении блока с маслом. Манометр уровня жидкости показывает необходимость доливки или удаления трансформаторного масла для поддержания должного уровня масла и допустимого изгиба диафрагмы.

Маслонаполненная система с инертными газами

Герметичный масляный трансформатор снабжен системой инертного газа. В этом случае в баке создается некоторое давление инертным газом, например, азотом. Основной бак с азотной подушкой над зеркалом масла под крышкой трансформатора снабжен манометром. ( рис. 2). Поскольку вся система спроектирована таким образом, чтобы исключить попадание воздуха, она должна работать с давлением выше атмосферного в газовом слое над поверхностью масла, иначе, возможно проникновение воздуха в случае утечки. В меньших стационарных системах нет прикрепленных азотных баков для автоматического добавления газа, обычно, азот добавляют ежегодно осенью, поскольку бак втягивает частичный вакуум из-за прохладной погоды. Избыточный газ выбрасывается каждое лето, когда увеличиваются нагрузки и поднимается температура. Некоторые системы спроектированы так, чтобы азот из герметичных баков подавался автоматически (рис. 2), когда давление опускается ниже установленного уровня. Необходимое рабочее давление от 0.5 до 5 фунтов силы на кв. дюйм (psi) достигается в азотной подушке, чтобы исключить доступ воздуха. Такая система включает азотный цилиндр; трех-ступенчатый редукционный клапан; датчики повышения/понижения давления; сигнальную систему; спускной кран; клапан сброса давления; необходимые соединительные трубы.

Маслонаполненная система с азотом

2 Маслонаполненная система с азотом

Функция трехступенчатого, автоматического редукционного клапана состоит в том, чтобы снижать давление полости с азотом для обеспечения пространства поверх масла, поддерживая давление от 0,5 до 5 пси. Манометр высокого давления обычно варьируется в пределах от 0 до 4,000 пси и показывает давление полости с азотом. Обычно манометр низкого давления варьируется в пределах примерно от -5 до +10 пси и показывает давление азота поверх трансформаторного масла. В некоторых системах манометр оборудован высоким и низким контрольным переключателем давления для предупреждения, когда давление газа достигает отклоняющегося от нормы объема. Манометр высокого давления может быть оборудован датчиком-сигнализатором давления для приведения в действие аварийной сигнализации, когда подача давления в цилиндре проходит на низком уровне. Масляной цилиндр и спускной дренажный клапан обеспечивают сбор и перемещение конденсата и масла из газосепаратора. Предохранительный клапан открывается и закрывается для прохода газа из трансформатора и тем самым ограничивает давление в трансформаторе для сохранения предельного значения.

 Когда температура в трансформаторе повышается, масло расширяется и внутреннее давление также повышается, но оно должно быть снижено. Когда температура снижается, давление также снижается, поэтому необходимо добавить азот, в зависимости от степени изменения температуры и ограничения давления системы.

Ещё по теме:

silovoytransformator.ru

1.8. Уход за трансформаторным маслом

Масло в трансформаторах используется в качестве охлаждающей среды и изоляции. В роли охлаждающей среды оно отводит тепло от проводов обмоток. При этом важное значение имеет вязкость масла, изменяющаяся в зависимости от температуры. При положительной температуре масло менее вязко, при отрицательной вязкость возрастает, причем весьма неравномерно для масел различных марок. Высокая вязкость ухудшает прокачиваемость масла, затрудняет работу механизмов систем охлаждения. В связи с этим в эксплуатации вязкость масла нормируется. Она проверяется у свежих сухих трансформаторных масел перед заливкой в оборудование.

Изоляционные свойства трансформаторных масел, находящихся в эксплуатации, характеризуются рядом показателей, значение которых должно быть не ниже следующих:

Электрическая прочность – пробивное напряжение не ниже, кВ

20

25

35

45

50

Класс напряжения трансформатора, ввода, кВ

до 15

свыше 15 до 35

60 - 220

330 - 500

750

Кислотное число

Не более 0,25 мг КОН/г масла

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Не более 0,014 мг КОН/г масла для трансформаторов мощностью 630 кВА и выше и для вводов

Снижение температуры вспышки масла в трансформаторах

Не более чем на 5С первоначальной

Механические примеси и взвешенный уголь

Отсутствие

Тангенс угла диэлектрических потерь масла для трансформаторов и вводов:

при 20С

при 70С

не более 1%

не более 7%

В процессе эксплуатации масло загрязняется, увлажняется, в нем накапливаются продукты окисления. При этом масло теряет свои химические и электрофизические свойства, происходит необратимый процесс его старения. Продукты старения в виде шлама накапливаются на активных частях трансформатора, что затрудняет отвод тепла. Масло стареет за счет совместного воздействия на него кислорода воздуха и электрического поля. Активность кислорода усиливается в присутствии влаги, попадающей извне. Окислению способствуют высокие рабочие температуры, солнечный свет, присутствие металлов (особенно меди и ее сплавов), являющихся катализатором окисления. При наличии электрического поля в масле накапливается больше влаги, чем в тех же условиях, но при отсутствии электрического поля. Капли воды и частицы загрязнений располагаются в электрическом поле вдоль его силовых линий, что приводит к резкому снижению электрической прочности масла.

В связи с указанным за состоянием трансформаторных масел ведется систематический контроль.

Отбор проб масла. Качество масла проверяется путем периодического отбора проб и их лабораторного анализа. Если при лабораторном анализе будут обнаружены более низкие показатели качества масла по сравнению с установленными нормами, принимаются меры по восстановлению утерянных маслом свойств очисткой, осушкой и регенерацией.

Очистка и сушка масла. Масло очищается от механических примесей и влаги центрифугированием и фильтрованием через бумажные фильтры. Высокой степени очистки добиваются использованием центрифуги в комбинации с фильтр-прессом. Этот способ получил широкое применение при очистке масел в работающих трансформаторах напряжением до 110 кВ. В трансформаторах 220 кВ и выше, где к маслу предъявляются повышенные требования в отношении содержания газов (присутствие их играет существенную роль в процессе развития разряда), очистка производится во время ремонта. При этом одновременно ведутся процессы сушки, фильтрации и дегазации масла, а при необходимости и насыщение инертным газом (азотом).

Впоследнее время получил распространение способ осушки масла при помощицеолитов. По составу цеолиты являются водными алюмосиликатами кальция и натрия. Они содержат огромное количество пор, имеющих размеры молекул. При фильтровании масла через слой высушенного цеолита находящаяся в масле влага проникает в поры и удерживается в них. Устройство цеолитовой установки показано на рис. 1.23. Отработанные цеолиты восстанавливаются в стационарных установках продувкой горячим воздухом.

Регенерация – это восстановление окисленного масла или, точнее, удаление из него продуктов старения. На практике обычно сталкиваются с регенерацией эксплуатационных масел с кислотным числом, не превышающим 0,3 – 0,4 мг КОН/г масла. В условиях эксплуатации для регенерации применяются различного рода адсорбенты. Восстанавливающие свойства адсорбентов основаны на способности осаждать на их поверхности продукты старения. При этом никакой химической реакции не происходит. Между молекулами адсорбента и адсорбируемого вещества действуют силы межмолекулярного притяжения.

Применяются адсорбенты естественного и искусственного происхождения. Из числа естественных чаще других используется отбеливающая земля «зикеевская опока», из искусственных – силикагель (крупнопористый марки КСК и мелкопористый КСМ). Значительно реже применяется активная окись алюминия, обладающая высокой адсорбционной способностью по отношению к кислым продуктам старения масла.

При регенерации масло прокачивается через наполненный адсорбентом бак-адсорбер. Передвижные адсорберы применяются для регенерации масла как во время ремонта, так и в работающих трансформаторах (рис. 1.24.).

Предохранение масла от увлажнения и окисления

Выше были рассмотрены способы поддержания электрической прочности и основных химических показателей масла в пределах установленных норм путем периодической очистки и сушки. Наряду с этим применяются специальные устройства защиты масла в трансформаторах в процессе эксплуатации.

Воздухоочистительные фильтры применяются для защиты масла от влаги и загрязнений воздуха. Их устанавливают на отпускных (дыхательных) трубках расширителей (рис. 1.25.). В нижней части фильтра размещается масляный затвор 6, работающий по принципу сообщающихся сосудов. Он очищает проходящий через него воздух от механических примесей и, кроме того, устраняет прямой контакт масла в расширителе с окружающей атмосферой. Корпус фильтра заполняется силикагелем 5, осаждающим на своей поверхности частицы воды, содержащиеся в воздухе. Воздух проходит через фильтр при следующих обстоятельствах. С понижением температуры трансформатора объем масла в нем уменьшается. В расширителе создается разряжение. Соотношение уровней масла в затворе изменяется. Когда уровень масла во внешней полости затвора упадет настолько, что обнажится край затворного цилиндра, порция атмосферного воздуха прорвется через затвор, пройдет через поглотитель влаги и попадет в расширитель. При нагревании трансформатора, когда масло начнет оказывать давление на воздушную подушку, в расширителе процесс произойдет в обратном порядке.

В воздухоочистительных фильтрах применяется силикагель марки КСМ или КСК. Для повышения влагопоглощаемости основная масса силикагеля пропитывается хлористым кобальтом для придания ему голубой окраски.

Влагопоглащаемость белого силикагеля, обработанного хлористым кальцием, больше, чем индикаторного. Поэтому индикаторный силикагель берется в небольшом количестве и размещается против смотрового окна 4. Воздухоосушающая способность фильтра определяется визуально по изменению цвета индикаторного силикагеля из голубого в розовый. Розовый цвет даже нескольких зерен индикаторного силикагеля свидетельствует о его увлажнении и необходимости замены всего силикагеля. Средний срок службы силикагеля в воздухоочистительных фильтрах зависит от объема масла в трансформаторе и колеблется в диапазоне 1 – 2 лет. Замена масла в масляных затворах производится через 2 – 3 года.

Термосифонные фильтры получили распространение для защиты масла в трансформаторах окисления. Их выполняют в виде металлических цилиндров, заполненных сорбентом, непрерывно поглощающим продукты окисления из циркулирующего через них масла.

Масло в термосифонах перемещаются сверху вниз вследствие разности плотностей нагретого и охлажденного масла. Сорбентом служит силикагель КСК или активная окись алюминия. Расчетная емкость термосифона – около 2% объема масла в баке, расширителях и охладителях трансформатора. Термосифоны подключают к трансформаторам со свежим маслом. Очередную замену сорбента производят после того, как кислотное число масла превысит 0,1 – 0,12 мг КОН/г масла.

Азотная защита устраняет контакт масла в расширителе трансформатора с атмосферным воздухом, исключая окисление масла. Среди многих систем азотной защиты наиболее часто встречается система низкого давления с применением эластичной емкости (рис. 1.26.). Основным элементом системы является эластичный резервуар 6, выполняемый из газонепроницаемого химически устойчивого материала (резинотканевая платина), соединенный газопроводом с расширителем трансформатора 1. Система заполняется постоянным количеством азота давления которого незначительно превышает нормальное атмосферное давление при всех температурных изменениях уровня масла в расширителе. Так, при нагреве трансформатора, когда уровень масла в расширителе поднимается, азот, заполняющий его, переходит в эластичный резервуар, объем которого увеличивается. При понижении уровня масла в расширителе азот переходит в него из резервуара. При этом стенки эластичного резервуара опадают. Для поглощения влаги, которая может по тем или иным причинам поступить в газовую систему из масла или изоляции, а также из газового баллона 8 во время подпитки системы азотом, служит газоосушитель 4.

На подстанциях с двумя и более трансформаторами применяется групповая азотная защита с питанием от одного эластичного резервуара. Все элементы и узлы газовой системы трансформаторов проходят опрессовку азотом при давлении 50 кПа. Масло в трансформаторе должно быть нейтральным, сухим, дегазированным и азотированным. Дегазация масла производится под вакуумом на специальных установках, насыщение азотом – продувками. При трех – четырех продувках кислород в масле практически полностью замещается азотом. Содержание кислорода в газовом пространстве расширителя должно быть не более 1%. При большем содержании кислорода азотная защита масла не эффективна.

Обслуживание азотной защиты. При осмотре устройства в первую очередь проверяется наполнение эластичных резервуаров азотом. Если их объем мал и не соответствует уровню масла в расширителе, проверяется внешнее состояние эластичного резервуара и герметичность всей газовой системы.

При необходимости производится подпитка газовой системы азотом из баллонов. Для этого отключается газовая защита трансформатора, закрывается кран3 (рис. 1.26.) и система через редуктор и кран 7 заполняется азотом из баллонов до тех пор, пока объем эластичного резервуара не станет соответствовать уровню масла в расширителе. Подключение эластичного резервуара к трансформатору производится в обратном порядке. Последней выполняется операция включения в работу газовой защиты трансформатора.

В нормальном состоянии подпитку азотом производят 2 – 3 раза в месяц. Пробы газа отбирают через 6 мес. Если в газовой смеси будет обнаружено более 2 – 3% кислорода, производится 10-минутная продувка надмасляного пространства в расширителе технически чистым и сухим азотом (с содержанием кислорода не более 0,5%). Продувка азотом производится при открытом вентиле 2. Газовая защита трансформатора выводится из работы на все время продувки. Доливка масла в трансформатор, имеющий азотную защиту, производится через нижний сливной кран 10. При этом проверяется надежность подсоединения маслопровода к крану.

Пленочная защита основана на герметизации масла трансформатора подвижной пленкой, помещаемой в расширителе трансформатора и изолирующей масло в расширителе от соприкосновения с атмосферным воздухом. Конструктивно пленочная защита выполняется либо в виде эластичного компенсатора, способного изменять свой объем при всех температурных колебаниях объема масла в трансформаторе, либо в виде эластичной мембраны. плавающей на поверхности масла и свободно изгибающейся при изменениях объема масла в расширителе. В обоих случаях внутри бака трансформатора сохраняется нормальное атмосферное давление.

К недостаткам пленочной защиты относят сложность размещения и герметизации эластичных пленок внутри расширителя, а также невозможность визуального контроля за их неисправностью.

Антиокислительные присадки. Свежее нормально очищенное масло содержит смолы, являющиеся естественными антиокислителями, защищающими масла от окисления в начальный период; масло, регенерированное адсорбентами, утрачивает их. Повышение стабильности регенерированных масел в эксплуатации достигается применением специальных антиокислительных присадок, тормозящих процесс окисления. Такими присадками являются ионол, амидопирин и другие вещества. Ионол, будучи введенным в масло в количестве 0,2% массы масла, эффективно замедляет образование первичных продуктов окисления и практически полностью предотвращает образование осадка в хорошо очищенных маслах. Амидопирин подобно ионолу задерживает образование кислот и осадка и тем самым увеличивает срок службы масла примерно в 2 – 3 раза.

Доливку масла в трансформаторы, залитые трансформаторным маслом с антиокислителями, производят таким же масло, которое было залито первоначально. не допускается смешение масел из нефтей различных месторождений без проверки влияний на них антиокислителей.

studfiles.net

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИНСТРУКЦИЯ О СЛИВЕ, ЗАЛИВКЕ, ДОЛИВКЕ И ПОРЯДКЕ СМЕШЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ МАСЕЛ

1. Слив масла произвести:

  • в трансформаторах мощностью 1000 кВА и выше через кран для спуска масла;
  • в трансформаторах мощностью 25—630 кВА и ТМЗ-1000 через отверстие под пробку для слива и взятия пробы масла.

Трансформаторное масло слить в заранее подготовленную тару. После окончания слива масла через отверстие в дне бака слить остатки масла из бака,

2. Заливку масла произвести:

  • для трансформаторов мощностью 25—630 кВА через от­верстие для установки ртутного термометра на крышке;
  • для трансформаторов типа ТМ-1000 – 1600 через плоский кран на крышке трансформатора;
  • для трансформаторов типа ТМЗ через отверстие в крышке под реле давления (отверстие под установку предохранительной диафрагмы).

3. Доливку трансформатора маслом произвести в такой по­следовательности.

3.1. Через отверстие под верхнюю пробку расширителя или отверстие под пробку на дне маслоазоторасширителя долить в трансформатор масло до уровня, соответствующего температуре масла во время заливки по шкале маслоуказателя. Для доливки можно использовать масло, удовлетворяющее условиям:

  • электрическая прочность 25 кВ;
  • падение температуры вспышки в трансформаторе не бо­лее чем на 5°С от первоначальной;
  • кислотное число не более 0,2 мг КОН/г;
  • реакция водной вытяжки нейтральная, допускается содержание водорастворимых кислот не более 0,01 мг КОН/г;
  • натровая проба базового масла, оптическая плотность в кювете 20 мм, не более 0,4;
  • отсутствие механических примесей (визуально).

3.2. Ослабить пробку термосифонного фильтра, пробку на дне маслоазоторасширителя и гайки ввода для выхода воздуха.

3.3. После появления масла в отверстиях пробки, последние завернуть до уплотнения,

4. Настоящая инструкция распространяется на случаи сме­шения товарных трансформаторных масел, не бывших в эксплуа­тации. показатели которых соответствуют требованиям следующих стандартов и технических условий: ГОСТ 982-80, ГОСТ 10121-76, ТУ 38-101.281-80 «Масло трансформаторное абсорбционной очистки».

5. Действие инструкции распространяется на случай приме­нения указанных выше масел на местах монтажа трансформа­торов у потребителей, а также при доливке масла в трансфор­маторы при ревизиях и осмотрах.

6. Не бывшими в эксплуатации следует считать масла, поступающие потребителям непосредственно от предприятий-изготовителей или баз хранения масла, а также масла, залитые в трансформаторы на предприятиях-изготовителях, но не бывшие в работе. 

7. Масла по ГОСТ 982-80 (сорт ТК) и по ТУ 38-101.281-80, не содержание антиокислительной присадки (неингибированные масла), допускается смешивать друг с другом в любых соотношениях.

8. Масла, содержащие антиокислительную присадку «ионол» (ингибированные масла) по ГОСТ 982-80, ГОСТ 10121-76 допускается смешивать друг с другом в любых соотношениях.

9. Допускается смешивать ингибированные трансформатор­ные масла с неингибированными в исключительных случаях.

При этом стабильность смеси должна быть не хуже стабильности неингибированного масла.

nomek.ru

Заливка - трансформатор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Заливка - трансформатор

Cтраница 1

Заливка трансформатора маслом должна заканчиваться не ранее покрытия маслом верхнего ярма или любой дополнительной обмотки или изоляционной детали, расположенной выше ярма.  [1]

Заливка трансформаторов в кожухах позволяет отказаться от использования заливочных форм и резко снижает трудоемкость при изготовлении. Указанные преимущества исчезают по мере роста напряжения, что связано со сложностью вакуумиро-вания в кожухах. Серия таких трансформаторов, удовлетворяющая требования MIL - Т, 27 В, для сети 115 В, 60 Гц, выпускается на мощность от 5 до 300 В А, а на частоту 400 Гц - от 2 до 175 В - А.  [2]

Заливка трансформатора маслом производится непосредственно после установки выемной части в бак.  [3]

Заливка трансформатора производится через пробку на крышке и после заполнения бака - через расширитель.  [4]

Заливка трансформаторов 110 - 154, 220 и 330 - 500 кв имеет некоторые особенности.  [6]

Заливка трансформатора не должна заканчиваться раньше, чем будет покрыт маслом верх ярма. Контроль за уровнем масла при заливке можно производить через один из верхних радиаторных патрубков бака, установив на нем смотровое стекло из плексигласа.  [7]

Заливку трансформатора маслом производят дегазационной установкой, которая должна снизить остаточное содержание газа в масле приблизительно до 0 05 % по объему. Расширитель и эластичная емкость не рассчитаны на вакуум. Заливка их производится при атмосферном давлении. Следовательно, насос, подающий масло в расширитель, должен преодолеть перепад давления между остаточным давлением в дегазационной установке и атмосферой. Перед заполнением расширителя дегазированным маслом необходимо удалить из него воздух. Для этого расширитель заполняется маслом до тех пор, пока масло не появится в пробке реле. Затем масло из расширителя сливается и эластичная емкость плотно облегает внутреннюю поверхность расширителя.  [8]

Заливку трансформаторов в своем баке маслом под вакуумом целесообразно производить с установленными радиаторами при открытых кранах.  [10]

После заливки трансформатора маслом в резервуар газового реле ручным насосом накачивают воздух. При медленном накачивании воздуха защита должна действовать на сигнал.  [11]

Для заливки трансформатора рекомендуется применять масло определенной марки. Однако допускается при соблюдении некоторых условий производить заливку трансформаторов смесью масел.  [12]

Для заливки трансформаторов, устанавливаемых в районах с теплым климатом или в отапливаемых помещениях, может быть использован освоенный за последние годы нашей промышленностью совтол 10, который представляет собой смесь совола и трихлорбензола в весовом соотношении 9: 1 и характеризуется повышенной вязкостью. Кислотное число его должно быть не выше 0 05 мя КОН на 1 г масла; tg б при 90 С равен-0 1 %; электрическая прочность 160 кв / см. Совтол 10 инертен к основным материалам, применяемым в трансформаторостроении.  [14]

После заливки трансформатора маслом производится проверка состояния его изоляции в соответствии с Инструкцией по контролю состояния изоляции трансформаторов перед вводом в эксплуатацию СН 171 - 61 Госстроя СССР.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Доливка - трансформатор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Доливка - трансформатор

Cтраница 1

Доливка трансформатора и заливка расширителя производятся уже азотированным маслом. Для проведения этого процесса необходимо иметь хорошо герметизированную емкость.  [1]

Доливка трансформаторов, заполненных трансформаторным маслом с присадкой ВТИ-1 ( стабилизированным), должна производиться только маслом этой же марки.  [2]

Доливку трансформатора и заполнение системы охлаждения производят трансформаторным маслом, прошедшим полный химический анализ и испытание на пробой. Температура масла в баке трансформатора должна быть не ниже 10 С.  [3]

Доливку трансформаторов, заполненных маслом с антиокислителями, следует производить тем же сортом масла.  [4]

Производят доливку трансформатора и заполнение маслом системы охлаждения.  [5]

Перед доливкой трансформатора маслом следует открыть пробки на люках, на выхлопной трубе на вводах и на верху радиаторов. После выпуска воздуха все пробки устанавливают на место с подмоткой асбестовой ниткой, пропитанной лаком.  [6]

Перед доливкой трансформатора маслом подсоединяют к реле уровня масла контрольную лампочку, которая при доливке масла должна погаснуть. Заливают расширитель маслом до нормального уровня, отсоединяют контрольную лампочку и подключают кабель к коробке выводов.  [8]

По окончании вакуумирования через кран на крышке бака производят доливку трансформатора маслом. Выпускают воздух через пробки, проверяют уплотнения и записывают время начала отстоя.  [9]

Допускается после испытания и промывки радиаторов при наличии масла для доливки трансформатора. До снятия заглушек с радиаторных кранов убедиться в том, что краны закрыты. Радиатор устанавливают на шпильки верхнего радиаторного крана, затем - на шпильки нижнего радиаторного крана; при несовпадении отверстий следует несколько ослабить затяжку гаек, прикрепляющих корпус крана к фланцу бака.  [10]

Работа при такой схеме сборки установки значительно упростит и ускорит процесс доливки трансформаторов маслом. Размеры накопительного бака могут быть значительно уменьшены или бак может быть даже вынесен из фургона установки, так как он будет служить только для слива масла во время отработки процессов. Вес установки будет значительно уменьшен, в фургоне станет свободнее, что создаст больше удобств для работы дежурного персонала.  [11]

Когда требуемая степень азотирования будет достигнута, надо открыть вентиль 24, закрыть вентиль 23 и произвести доливку трансформатора азотированным маслом.  [12]

Заливка маслом трансформаторов, а также доливка маслом во всех случая должна производиться маслом, удовлетворяющим всем требованиям ГОСТ 982 - 56; пробивное напряжение масла после окончания заливки или доливки должно быть не ниже норм, приведенных в гибл. Доливка трансформаторов производится маслом, предварительно проверенным на смешивание его с маслом, находящимся в трансформаторе.  [13]

Установка радиаторов разрешается после их предварительной проверки и при наличии масла, необходимого для доливки трансформаторов.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта