Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: Что такое перекрёстное субсидирование. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России. Международный бенчмаркинг – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Эксперты KPMG подготовили отчет, в котором представлены результаты исследования на базе анализа публичной статистической информации. Разработка методологии мониторинга объемов и структуры «Надбавок и сборов» в стоимости электроэнергии и мощности ОРЭМ и сетевых тарифах приведет к раскрытию информации рынком и в счетах. Внедрение процедуры оценки влияния существующих и инициируемых программ перекрестного субсидирования на «Индекс энергетической бедности» по регионам и «Индекс экспертной конкурентоспособности» стремительно формируют оценку возможных регуляторных решений. Комплексное изменение приоритетов использования и методов администрирования перекрестного субсидирования приведет к разработке сценария «Регуляторного маневра».

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Перекрестное субсидирование является формализованным инструментом энергетической и климатической политики, а также прямой тарифной поддержки энергоемких экспортеров на рынках ЕС и США. Однако оно остается «серой зоной» регулирования российского рынка.

Опыт стран ЕС и штатов США показали, что перекрестное субсидирование (ПС) — административно устанавливаемые надбавки и скидки в ценах потребителей и поставщиков — является важнейшим инструментом для достижения как целей устойчивого развития в социально-экономической сфере, так и целей климатической повестки и декарбонизации. Использование «перекрестки» обусловлено наличием эффекта «несостоятельности рынка» — неспособности либерализованного энергорынка давать правильные ценовые сигналы для решения ряда задач устойчивого развития только за счет механизмов баланса спроса и предложения. Лидером по «перекрестке» является Германия, рынки Франции и Великобритании имеют схожую, но меньшую по объему структуру перекрестного субсидирования. По расчетам BDEW, крупнейшим бенефициаром «перекрестки» стран ЕС и США является энергоемкая промышленность. При этом социальные программы в странах ЕС и регионах США являются существенной частью «перекрестки» и включают социальные тарифы, межтерриториальное перекрестное субсидирование и поддержку муниципальных бюджетов. Модели администрирования ПС в ЕС и в США принципиально отличаются от каскадной модели в России тем, что платежи перекрестного субсидирования вынесены в отдельную категорию затрат как для целей учета, так и для целей ценообразования. По уровню энергетической бедности Россия в 1,5 раза превосходит ЕС.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-chto-takoe-energetika-budushchego/search/#00:24:32.256

Технологическое отставание экономики России продолжает нарастать, поэтому необходима перенастройка «перекрестки», что может создать механизм «рывка вперед» и заставить средства рынка работать.

Ускоренный и неравномерный рост нагрузки по группам потребителей спровоцировал обострение исторических проблем и новые негативные последствия в отрасли, включая появление «отрицательной перекрестки». Прогнозируется рост вклада социальных тарифов и программ повышения балансовой надежности на фоне снижения доли технологического перевооружения. Агентами по взиманию надбавок в составе конечных цен на электроэнергию выступают гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании. Таким образом, даже в случае ликвидации «перекрестки в сетях» тарифы населения останутся ниже коммерческих. Анализ структуры «перекрестки» показывает, что существенные искажения тарифных решений в сетях являются следствием роста доли надбавок в цене ОРЭМ.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-transformatsiya-energosbytovoy-deyatelnosti-strategicheskie-orientiry-i-deystviya-v-usloviyakh-neopr/search/#00:02:16.448

Углеводородное преимущество России продолжает размываться. Без перехода к декарбонизации и изменению методов администрирования «перекрестки» инвестиционный потенциал российской энергетики будет ограничен, а конкурентоспособность экономики снижена.

Расчеты МОБ демонстрируют, что ключевым для неэффективности является фактор технологического отставания в энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве. Потребители различаются по степени «чувствительности» в зависимости от вида энергоносителя. Основной потенциал повышения эффективности находится в секторе жилых и коммерческих зданий. Повышение тарифов является действенным методом повышения эффективности ИЖС и коммерческих зданий, но фактически не дает стимулов для роста эффективности в энергоемких отраслях, МКД, а также у малообеспеченных слоев населения. В этом контексте «запас прочности» КЭП в части роста тарифов и субсидирования остальных потребителей весьма ограничен как в мире, так и в России, а высокие тарифы становятся барьером для изменений. Низкая эффективность газовой генерации на ПСУ сводит на нет преимущества низких внутрироссийских цен на газ для экономики.

Видео: https://roscongress. org/sessions/rew-2019-globalnye-vyzovy-i-trendy-razvitiya-vie-/search/#00:48:27.135

Первым шагом трансформации может стать разработка сценария «Регуляторного маневра» по комплексному изменению приоритетов использования и методов администрирования перекрестного субсидирования в России.

Наличие двух развилок создает поле возможных векторов развития рынка, различающихся как приоритетами использования имеющихся финансовых ресурсов энергорынка, так и набором инструментов, а значит, и различной степенью адресности и эффективности использования средств перекрестного субсидирования.

В КПМГ установили, что ценовые параметры рынка при сценарии вектора «Status Quo» продолжат таргетироваться как «рост по инфляции» без адресного подхода к отдельным группам потребителей. Эффективность использования «перекрестки» для ликвидации энергетической бедности остается низкой, так как, с одной стороны, низкие цены для населения не решат проблемы низкой энергоэффективности зданий, а с другой, продолжат необоснованно предоставлять льготы гражданам с высокими доходами. При сценарии вектора «Большие планы» ключевым является разворот целеполагания электроэнергетики в сторону активной реализации климатической повестки и декарбонизации производства электроэнергии вплоть до near zero к 2050 г. при сохранении неизменных механизмов администрирования и системы ценообразования оптового и розничного рынков электроэнергии. Несмотря на изменение приоритетов использования «перекрестки» на стороне генерации, в отношении потребителей методы администрирования распределения ценовой нагрузки остаются неизменными. При сценарии вектора «Регуляторной маневр» уровень тарифной нагрузки возрастет для населения.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-transformatsiya-energosbytovoy-deyatelnosti-strategicheskie-orientiry-i-deystviya-v-usloviyakh-neopr/search/#00:01:37.280

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс — Энергетика, Институты развития и механизмы поддержки и ЖКХ, посвященными развитию энергетического межотраслевого комплекса, а также деятельности институтов развития как организаций, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры.

Источник

KPMG

Дата выхода

15.07.2020

Темы

ЖКХИнституты развития и механизмы поддержкиЭнергетика

Исследование тарифных последствий перекрестного субсидирования в электроэнергетике (Research on Tariff Implications of Cross-Subsidization in the Electricity Sector) by Marat Suyunchev, Olga Temnaya, D Agafonov :: SSRN

Download This Paper

Open PDF in Browser







Add Paper to My Library


Share: