Последняя миля в электроэнергетике что это: Последняя миля

Последняя миля, или Узаконенное пиратство в сфере электроэнергетики » ИА «РУСНОРД»

 

Конечно,
этот фразеологизм — «последняя миля» — не имеет никакого отношения к ни к морю,
ни к морским разбойникам. Но по ряду существенных моментов, таких как изъятие
денежных средств, его все-таки можно отнести к узаконенному пиратству.

Рассмотрим,
что такое «последняя миля» и не ложится ли на нашу промышленность скрытый налог
— перекрестное субсидирование в электроэнергетике. По некоторым данным доля
скрытой дополнительной нагрузки на тариф от перекрестного субсидирования
составляет до 30% от стоимости электроэнергии. Многие предприятия и
организации, в том числе и финансируемые за счет бюджетов различных уровней,
агропромышленный комплекс и т.д., относятся к так называемой группе «прочие
потребители». Тарифы на передачу электроэнергии для них устанавливаются
региональным (областным) регулирующим органом (РЭК) на основании экономически
обоснованных затрат с учетом частичного перекрестного субсидирования населения.
При этом Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ РФ) своими приказами ежегодно
утверждает предельные максимальные (минимальные) тарифы, в которые и должны
уложиться региональные регуляторы. В случае, если региональный регулятор, принимая
тарифное решениеЮ устанавливает, что величина тарифов для региона (речь в
данном случае ведем только о тарифах сетевых компаний) выходит за пределы,
установленные ФСТ РФ, то решается вопрос о субсидировании за счет средств
федерального бюджета.

Как
отметил председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов, «Механизм
перекрестного субсидирования в тарифе на передачу электрической энергии по
распределительным сетям, реализованный через существующую в регионах договорную
схему «последняя миля», позволяет равномерно распределить компенсационную
нагрузку на всех потребителей в регионе и направлен на снижение тарифной
нагрузки для населения».

Возникает
законный вопрос: почему компенсационная нагрузка должна ложиться «равномерно»
на регион? И насколько законно это распределение? Вернемся вновь к понятию
«последняя миля» в электроэнергетике, определив для себя, что же такое. По
договору «последней мили» Федеральная сетевая компания (далее ФСК) передает в
аренду объекты электросетевого хозяйства соответствующему филиалу акционерного
общества, входящего в холдинг Межрегиональных сетевых компаний (далее — ТСО). Кажется,
что ничего «пиратского» в этом нет. Но что же действительно передается в аренду?
Посмотрим на примере одного из типовых договоров, заключаемых ФСК с ТСО,
действующей на территории любого из субъектов РФ.

Арендуется:


ячейка с выключателем К-ХПс ВМП-10 К-600-20, МВ фидера Л-6-45-16 расположенная
в подстанции ПС110/35/6;


ячейка с выключателем ВМП -10 пВЛ-10 №1 ячейки №1 подстанции ПС -220/35/10 кВ…
и т.д.

 

Иными
словами, ФСК передает в аренду ТСО часть своих устройств, находящихся на своей
же подстанции, продолжая этим же устройством пользоваться. Ближайшая аналогия: владелец
автомобиля сдал в аренду владельцу шиномонтажа одно из колес, не снимая его с
машины и продолжая её эксплуатировать. Добавим к этому абсурду еще одно условие:
шиномонтаж в районе один (так сказать, естественная монополия), потребителям
кроме этого шиномонтажа податься некуда. Что в такой ситуации делает владелец
шиномонтажного заведения? Он, прикинув выгоду от увеличения в его бизнесе
оборотных средств, включает стоимость эксплуатации арендованного колеса в
стоимость услуги по шиномонтажу. Каждый из потребителей его услуг теперь оплачивает
частичку аренды не нужного ему колеса, ибо деваться-то некуда! А что делает
владелец автомобиля? Он удовлетворен на все 100 процентов, получая арендную
плату за свое колесо и не расставаясь с ним ни на минуту. Так и в случае с
«последней милей». Имущество, используемое ФСК, оплачивают потребители,
расположенные на территории соответствующей ТСО через установленные тарифы.

Но
вспомним ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003
г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями),
которым, кстати, и распространено действие этого понятия до 2014 года. Согласно закону, объекты электросетевого хозяйства — это линии электропередач,
трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное,
предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи
электрической энергии оборудование; а услуги по передаче
электрической энергии — это комплекс организационно и технологически связанных
действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих
передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей
в соответствии с требованиями технических регламентов. Из
смысла закона следует, что оказывая услугу по передаче, ТСО обязана выполнить
весь комплекс действий, обеспечивающих передачу электроэнергии потребителям,
технологически присоединенным к точкам «последней мили».

Посмотрим, что же
действительно делает ТСО с арендованным имуществом, как оказывается услуга по
передаче этим имуществом. Из закона «Об электроэнергетике» следует, что
оперативно-технологическое управление — комплекс мер по управлению
технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих
устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не
включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в
перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских
команд и распоряжений. Ясно, что оперативно-технологическое управление со
стороны ТСО в отношении указанных выше арендованных объектов (ячеек на
подстанции) осуществляться не может. Работой подстанции ФСК управляет
соответствующая оперативно-диспетчерская служба на основании соответствующих
договоров. ТСО в этих договорах не присутствует. Вернёмся к примеру с шиномонтажом:
управлять арендованным колесом отдельно от автомобиля нельзя.

Но может со стороны ТСО
осуществляется какое-то техническое обслуживание этих ячеек и эту работу
потребители оплачивают в составе тарифа? Нет и еще раз нет. Ответы
Ростехнадзора свидетельствуют о том, что обслуживание арендованных «частей»
объектов, отнесенных нами к «последней миле», осуществляется исключительно ФСК.
Никаких затрат на обслуживание, содержание объектов «последней мили» ТСО не
несут. Что за затраты включены в тарифы ТСО? За что платят потребители, занимаясь
«выравниванием» тарифов? Формально они оплачивают «воздух». Узаконенный налог
на воздух! Чем не «пиратство»?

Вернемся снова к
шиномонтажу. Его интерес в аренде — это еще и оборотные средства. Но кто и как
их может проконтролировать? Какие инвестиции может вложить ТСО в чужие сети?
Вопросы, вопросы, вопросы…

И не случайно сегодня в
стране начались судебные споры о признании незаконными договоров аренды, о
взыскании неосновательного обогащения с ТСО. Все больше и больше потребителей
поручают гарантирующим поставщикам урегулировать отношения по передаче
электроэнергии не с ТСО, а с ФСК, выкидывая эти пресловутые «ячейки» из
договоров.

Может, стоит окончательно разобраться
с подобным «пиратством»? Бизнес не хочет больше «кошмариться» проблемами
«большой энергетики», правовая чистота и добросовестность которых вызывают
глубокое сомнение.

 

Борис Сергеев,
эксперт-аналитик

 

Мероприятия последней мили \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Мероприятия последней мили

Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия последней мили (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Электроэнергетика:
  • 1 группа электробезопасности
  • Аварийная бронь
  • Аварийный запас
  • АИИС КУЭ
  • Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
  • Ещё. ..

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Мероприятия последней мили

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Изменения в кассовой работе: что планирует Банк России?
(Габбасова А., Рисин М.)
(«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», 2019, N 6)Следует учитывать также такой важный момент, как стоимость ТСНР. Само по себе оборудование, позволяющее получить качественную картинку вплоть до возможности подсчета количества корешков в пачке, достаточно дорогое. Также возникает такая статья затрат, как каналы передачи информации (проводные, беспроводные, «последняя миля»). При этом любая система периодически ломается, а значит, необходим комплекс мероприятий по контролю работоспособности ТСНР в объектах сети банка, ее техническому обслуживанию и ремонту. Прежде чем менять сложившуюся систему внутренних процедур с целью сокращения расходов на персонал, банку следует внимательно просчитать единовременные и периодические затраты, взвесить риски, оценить срок окупаемости и экономический эффект от корректировки своих процессов.

Нормативные акты: Мероприятия последней мили

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ ФАС России от 30.06.2022 N 490/22
«Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2022 N 69710)14. Стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний, и по мероприятиям, указанным в подпункте «б» пункта 16 Методических указаний, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее — мероприятия «последней мили»), рассчитываются методом сравнения аналогов в соответствии с главой II Методических указаний на основании представленных территориальными сетевыми организациями в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 87 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 27, ст. 4863) сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства.

Что нужно знать о «последней миле» электричества?

Энергия в значительной степени рассматривается как основная потребность экономического развития страны. Многие повседневные функции в современном обществе прекращаются, когда прерывается подача электроэнергии.

Распределительный трансформатор представляет собой электрический компонент, который понижает среднее напряжение, которое он получает, до низких уровней напряжения, подходящих для домашнего или коммерческого использования, которые обычно составляют 400 В в трех фазах или 230 В в одной фазе.

Сеть низкого напряжения является конечной ступенью распределения электроэнергии, которая подключается непосредственно к обычным низковольтным потребителям. Это «последняя миля» передачи электроэнергии, которая доставляет электроэнергию от распределительных трансформаторов к счетчикам электроэнергии промышленных, коммерческих и бытовых потребителей. На этом этапе поставщики могут распределять широкий спектр небольших нагрузок электрических сетей среди своих клиентов.

Потребители мало осведомлены о низковольтной сети и о том, как она влияет на их повседневную жизнь. Давайте изучим основы низковольтных сетей в Малайзии, включая проектирование, их обслуживание и будущее.

Соображения по строительству сетей низкого напряжения

В интервью Energy Watch TNB Distribution Network Division поделился: «Распределение электроэнергии принимает во внимание множество аспектов — потребность потребителей в нагрузке, расстояние от потребителей, меры безопасности, и топология местности, учитывающая географические особенности местности».

«Низкое напряжение распределяется потребителям по воздушным линиям, подземным кабелям или сочетанию обеих конфигураций. В сельской местности слаботочные сети, как правило, располагаются над землей, а в городских районах они, скорее всего, проложены под землей», — продолжили они.

Подземные системы имеют несколько преимуществ, а именно защиту от непогоды, предотвращение падения веток деревьев или других несчастных случаев и рисков воздействия. Однако подземные линии требуют земляных работ и могут оказаться сложными и дорогостоящими в некоторых регионах. Кроме того, обычно требуется больше часа для обнаружения и восстановления подачи электроэнергии потребителям в случае неисправности линии метрополитена.

Команда также сообщила, что для жилых комплексов эти сетевые линии, как правило, представляют собой воздушные системы, но по запросу застройщика или местных властей они могут быть спроектированы как подземная система по себестоимости.

В то время как компании по распределению электроэнергии могут иметь доступ к своим сетям высокого и среднего напряжения, они, как правило, не имеют такого же уровня контроля за сетями низкого напряжения. Кроме того, операторы низковольтных сетей должны решать проблемы с контролем напряжения — любой просчет или сбой системы могут повлиять на подачу электроэнергии в дома потребителей.

Чтобы помочь распределительным группам более тщательно управлять сетью, коммунальные службы внедряют такие инновации, как система управления нагрузкой на базе интрасети (ILMAS), онлайн-считыватели и современные подстанции. Инструмент ILMAS, например, сохраняет и предоставляет проанализированный отчет о данных чтения низковольтной нагрузки из регистраторов данных, чтобы операторы могли предпринять необходимые действия.

Другие инновации включают внедрение геопространственных информационных систем (ГИС) для эффективного управления данными активов и повышения эффективности операций за счет точного знания положения активов и сетевой информации.

По данным группы распределительной сети, технология ГИС уже доступна в некоторых районах долины Кланг, таких как Черас, Путраджайя, Сайберджайя, Куала-Селангор, Сунгай Бесар, Бантинг и Сепанг. «Ожидается, что к 2024 году данные ГИС о подключении к общенациональной сети низкого напряжения будут готовы», — заявили они.

Деятельность по управлению данными ГИС делится на две категории:

  1. Данные среднего напряжения (MV) – включают активы среднего напряжения, сеть и потребителей от 6,6 кВ до 33 кВ
  2. Данные о низком напряжении (LV) — состоят из низковольтных активов, сети и счетчиков клиентов

Чтобы ускорить производство данных о низком напряжении, ГИС с 2020 года применяет технологию мобильного картографирования для сбора данных. Эта технология захватывает 360-градусные панорамные изображения актива TNB. Сбор данных на низком уровне напряжения включает в себя захват панорамных изображений с координатами электрических активов, таких как столбы, фидерные столбы, уличные фонари, проводники и счетчики клиентов. Изображения и данные обнаружения и дальности света (LiDAR), полученные с мобильного картографирования, будут обработаны и извлечены, чтобы определить активы распределительной сети на цифровой карте. Данные ГИС будут поддерживать создание инфраструктуры Smart Utility TNB, а возможность отображать источник поставок для клиентов TNB в географическом формате еще больше улучшит бизнес-операции Distribution Network в будущем.

Проблема интеграции возобновляемых источников энергии

Интеграция возобновляемых источников энергии в сеть — еще одна проблема, с которой должны столкнуться операторы низковольтных сетей. В Малайзии правительство объявило о стремлении к нулевому выбросу углерода к 2050 году, что включает более широкое использование возобновляемых источников энергии в энергосистеме страны.

В настоящее время национальные механизмы льготного тарифа и учета чистой энергии позволяют участникам генерировать собственную энергию с помощью экологически чистых технологий, таких как солнечные панели, и продавать ее обратно в сеть. Однако вливание возобновляемых источников энергии требует тщательного планирования и надлежащей готовности системы — в противном случае это может привести к повреждению существующей инфраструктуры и вызвать отключения электроэнергии.

Интеграция возобновляемой энергии в сеть — еще одна проблема, с которой операторы низковольтных сетей должны бороться. Эта прерывистая генерация может вызвать нестабильность в сети, чаще всего это повышение напряжения выше нормального уровня. Чтобы обеспечить стабильность напряжения, компании потребуется внедрить новые технологии, такие как аккумуляторные батареи, или инвестировать в распределительный трансформатор с переключателем ответвлений под нагрузкой для изменения напряжения, обеспечивающего стабильность напряжения в сети. В настоящее время эта технология находится в стадии изучения», — сообщили в TNB Distribution Network Division.

«Для реальной солнечной фотоэлектрической (PV) установки она должна быть оснащена функциями интеллектуального инвертора. Интеллектуальные инверторы — это новая технология, которая может помочь интегрировать солнечную энергию и другие распределенные энергетические ресурсы (DER) в электрическую сеть», — продолжила команда.

Инверторы — это компоненты, которые преобразуют электричество постоянного тока (DC), которое генерирует солнечная панель, в электричество переменного тока (AC). Но, в отличие от обычных инверторов, «умные» инверторы могут связываться с сетью и принимать автономные решения благодаря своей продвинутой инфраструктуре, что делает их более сложной версией устройства.

«Как и традиционные инверторы, интеллектуальные инверторы преобразуют выход постоянного тока солнечных панелей в переменный ток, который потребители могут использовать в своих домах и на предприятиях. Интеллектуальные инверторы выходят за рамки этой базовой функции, обеспечивая функции поддержки сети, такие как регулирование напряжения, поддержка частоты и возможности сквозного проезда», — добавили они.

С более широким внедрением возобновляемых источников энергии также будет более широкое использование аккумуляторных систем хранения. Аккумуляторы помогают хранить возобновляемую энергию и доставлять ее позже — необходимая функция, поскольку возобновляемые источники, такие как солнечный свет и ветер, по своей природе нерегулярны.

С точки зрения низковольтной сети необходимо, чтобы аккумуляторные энергосистемы (BESS) соответствовали требованиям к подключению, установленным в национальных стандартах. «Преобразователи BESS работают в двух направлениях — через зарядку и разрядку. В случае сбоя питания TNB потребитель должен убедиться, что не будет какой-либо обратной мощности / обратной подачи от любого внутреннего источника генерации (например, солнечной фотоэлектрической батареи, батареи или генератора) в сеть TNB», — говорится в сообщении.

Высоконагруженные технологии и тренды

Еще одним важным достижением в сфере потребления энергии являются электромобили (EV). «В отличие от обычных нагрузок, электромобили являются нелинейными и создают динамические нагрузки, которые могут рассеиваться по энергосистеме. Подключение большого парка электромобилей к энергосистеме подвергнет риску надежность энергосистемы и качество поставок», — сообщил отдел распределительных сетей TNB.

Электромобили также являются относительно крупными потребителями энергии с точки зрения зарядной нагрузки, особенно для систем быстрой зарядки, которые могут потреблять мощность 240 кВт и более. Подразделение добавило: «Масштабное развертывание зарядки электромобилей значительно увеличит спрос на нагрузку электросети; это особенно важно в пиковые часы работы электросети. Кроме того, пользователи электромобилей, как правило, одновременно заряжают свой автомобиль в вечернее время (в нерабочее время).

Магистральная система электроснабжения страны

Сети низкого напряжения составляют ее важную часть, помогая безопасно и эффективно доставлять электроэнергию потребителям.

По состоянию на 2022 год национальная энергосистема Малайзии соединила более 472 крупных подстанций с линиями электропередачи общей протяженностью 25 000 куб. км, связав все в единую систему доставки. Неотъемлемой частью этого являются низковольтные сети, помогающие безопасно и эффективно доставлять электроэнергию потребителям.

Инновации в силовой электронике и технологиях помогут распределительным компаниям лучше управлять электроснабжением многочисленных клиентов по всей стране. По мере того, как потребительские технологии на этапе распределения, такие как электромобили и солнечные батареи, продолжают набирать обороты, будет возрастать потребность в низковольтных сетях для интеграции новых компонентов для повышения надежности и безопасности сети.

Такие инструменты, как интеллектуальные счетчики, также помогут предоставить распределительным компаниям информацию о качестве напряжения и оповещениях об отключении электроэнергии, что поможет улучшить общее обслуживание и снабжение через низковольтную сеть.

Благодаря постоянным инновациям как со стороны спроса, так и со стороны предложения, современное общество может продолжать безопасно полагаться на стабильную и отказоустойчивую систему подачи энергии.

 

Обеспечение последней мили — Фонд Рокфеллера

Обзор

Расширение прав и возможностей сообществ во всем мире

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в расширении доступа к электричеству для незаслуженных слоев населения с низким доходом во всем мире, основные проблемы остаются. Вот почему вместе с Tata Power мы являемся пионерами инновационного предприятия под названием TP Renewable Microgrid, разрабатываем инновационные программы, такие как Smart Power India и Smart Power Myanmar, продвигаем прогрессивные партнерские отношения с коммунальными предприятиями и первый механизм проектного финансирования для нескольких стран Африки, а также расширяем доступ к надежным , возобновляемая энергия для критически важных объектов в Пуэрто-Рико.

Регионы

Африка, Индия, Мьянма и Пуэрто-Рико

Наш подход

В Фонде Рокфеллера мы возглавляем развитие крупномасштабных инновационных партнерств, привлечение инвестиций и пилотирование прорывных и устойчивых решений для энергетики последняя миля.

Отслеживание этапов

Наши цели

В рамках нашего обязательства по ликвидации энергетической бедности к 2030 году мы стремимся предоставить 10 миллионам человек доступ к надежной возобновляемой энергии к 2022 году.

Познакомьтесь с нашими партнерами и получателями грантов

  • Мы гордимся тем, что даем энергию миллионам людей. и мы надеемся на расширение возможностей сообществ по всей Индии путем создания микропредприятий и возможностей для всех людей.

    Правир Синха

    Генеральный директор Tata Power

  • Благодаря выдающимся усилиям правительства Индия стала свидетелем масштабных преобразований. Подкрепление этих усилий действиями, которые могут обеспечить поставку качественной электроэнергии до последней мили, является постоянной задачей. SPI постоянно стремится внедрять инновации и тестировать решения, чтобы обеспечить качественный и надежный доступ к своим клиентам.

    Джайдип Мукерджи

    Генеральный директор Smart Power India

  • Мы верим в создание инновационных решений, которые являются масштабируемыми, доступными и могут быть быстро развернуты для удовлетворения насущной потребности покончить с энергетической бедностью. Партнерство Utilities 2.0 дает нам возможность экспериментировать и учиться, чтобы в будущем увеличить доступ домохозяйств с нынешних 25% до 60% к 2027 году.0045

    Проектное финансирование — это устоявшийся способ финансирования крупных инфраструктурных проектов, но он впервые применяется к сельским мини-сетям в Африке. Мы считаем, что это ключ к разблокировке более 11 миллиардов долларов для мини-сетей, необходимых инвесторам для подключения к электроэнергии не менее 100 миллионов человек.

    Габриэль Дэвис

    Начальник отдела доступа к энергии, CrossBoundary

  • Помимо решения проблем с энергоснабжением, необходимо сделать гораздо больше, чтобы помочь индийским общинам. TPRMG будет стремиться использовать инфраструктуру, которую она создает для своего микросетевого бизнеса, также предлагая питьевую воду сообществам, которые она снабжает.

    Маной Гупта

    Генеральный директор, TP Renewable Microgrid

Последние обновления

Статья

Преобразование энергосистемы в странах с низким энергопотреблением

Мир уже давно агрессивно борется за то, как бороться с энергией бедности, избегая при этом надвигающегося климатического кризиса.

Последняя миля в электроэнергетике что это: Последняя миля