Уильям джеймс основные идеи в психологии: Джеймс Уильям (James William)

Уильям Джемс | PSYERA

Улиям Джемс (1842-1910 гг.) окончил Гарвардский университет, получив не только медицинское, но и художественное образование. Однако, в отличие от своего брата, известного писателя Г. Джемса, сделал основной сферой своей деятельности науку. Психология долгое время не занимала центрального места в его научных интересах, главным сначала была философия. В своей философии прагматизма он доказательств, что задача философии (также как и позднее психологии) — описывать и систематизировать наблюдаемые факты, раскрывая их значение для практической деятельности людей. Обосновал эти положения в своей работе «Прагматизм» (1907).

В противовес интеллектуализму Уильям Джемс подчеркивал роль воли и чувств в руководстве поведением людей и главное внимание уделял анализу идеологических и религиозных взглядов.

В психологических работах Джемса не столько изложена целостная система взглядов, сколько дан набор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии — от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он стал первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895). Этому способствовали и его личные качества. Все, знавшие Джемса, отмечали его юмор, добросердечие, заинтересованное отношение к людям.

В своих научных исследованиях, результаты которых были изложены в основных трудах «Принципы психологии» (1890) и «Учебник психологии» (1892), Уильям Джемс занимался многими проблемами — от работы мозга и развития познавательных процессов и эмоций до психологии личности и психологических исследований. Одним из основных направлений его исследований было изучение сознания. В работе «Существует ли сознание?» (1904) он пересмотрел традиционное понимание процесса познания как отношения субъекта и объекта -познающего и познаваемого. Доказывая, что сознание — «это название несуществующей вещи», Джемс утверждал, что единственное реальное бытие, материал, лежащий в основе и вещей, и наших мыслей 0 них, — это наш опыт.

Уильям Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами.

Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании, поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно изменяется. Перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности одну и ту же мысль дважды.

Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант — внимания и привычки.

Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы человека на успех в любой деятельности.

Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он опубликовал специальную книгу для педагогов «Беседы с учителями о психологии» (1899), в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, говоря о том, что познаваемый элемент — это наше эмпирическое «Я», которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент — это наше чистое «Я». Выделил несколько частей в структуре эмпирической личности — физической, социальной и духовной личности. Эмпирическое «Я» шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, что расширяет его физическое «Я». В то же время оно может быть и уже физического, если человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями и отгорожен от других сторон его личности.

Уильям Джемс описал чувства и эмоции, вызываемые разными структурами и частями личности, прежде всего самооценку (самодовольство и недовольство собой), о роли которой впервые заговорил именно он. Рассматривая влияние самооценки на поступки человека, Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в знаменателе — притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, стремления человека к самосовершенствованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытываемых людьми эмоций.

Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями.

Уильям Джемс многое сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Он наметил многие направления продуктивного развития психологии, широкий план необходимых преобразований. Джемс и поныне считается одним из наиболее выдающихся американских ученых, который оказал огромное влияние не только на психологию, но и на философию и педагогику.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д. Дыои (1859 -1952 гг.), основателем Чикагской школы функционализма. Он интересовался прикладным использованием психологии, прежде всего в сфере образования, включил педагогику в число преподаваемых им в университете предметов. Его книга «Школа и общество» (1899) пользовалась огромным успехом в США, а труд «Психология» (1886) стал первым американским учебником по этому предмету до появления учебника Джемса. В течение десяти лет, которые он работал в Чикаго, ему удалось не только создать свою психологическую лабораторию и провести реорганизацию курсов, читаемых в университете, но и сформулировать ведущие методологические принципы функциональной психологии.

Наряду с Дыои одним из лидеров Чикагской школы был Д. Энджелл (1869-1949 гг.), возглавивший ее после отъезда Дьюи в Нью-Йорк.

К концу 20-х годов XX в. функционализм стал признанной школой, практически полностью оттеснив структурализм.

Со временем Чикагская школа стала утрачивать черты исследовательского направления и превратилась в образовательный центр, занимающийся подготовкой специалистов в области психологии. Это было связано и с появлением бихевиоризма, нового психологического направления, которое завоевывало все большее признание. Наряду с Чикагской школой к функциональному направлению примыкала Колумбийская школа, которую возглавлял Р. Вудворгс (1869-1962 гг.).

Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Это отличало их позицию от позиции европейских психологов, анализирующих в первую очередь акты (функции) сознания. Но было и общее, что определяло подход к предмету психологического исследования в обеих школах. Началом психической деятельности для них был субъект, операциями и актами которого определяется характер мира, где он функционирует.

В то же время вклад этого направления в развитие психологии очень важен, так как именно его представители объективно показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была и идея целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и той социальной среды, в которой развивается живое существо. Именно эти положения, так же как методы изучения психической деятельности, разработанные в рамках функционализма, определили пути дальнейшего развития психологии.

Уильям Джеймс — Один из основателей функциональной психологии – Genvive

(11 января, 1842, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США – 26 августа, 1910, Чокоруа, Нью-Гемпшир, США) (68 лет)
Гражданство: США
Категория: Учёные
Род деятельности:  Психологи, Философы

Спецификация: Функциональная психология
Уникальное отличие: Один из основателей функциональной психологии и философии прагматизма, предшественник трансцендентальной психологии. Один из самых выдающихся психологов и влиятельных американских мыслителей своего времени. Отец американской психологии.
Пол: Мужской

Цитаты: 1. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.
2. Человек может изменить свою жизнь, просто изменив свое отношение к ней.
3. Мы пришли в этот мир, чтобы помогать друг другу в нашем путешествии по жизни.
4. Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором.
5. В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир.
6. Чувство собственного достоинства равняется успеху, поделенному на притязания. 7. Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет нас.
8. Каждый день или через день заставляй себя проделывать то, чего ты не любишь делать, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не захватил тебя врасплох.
9. Если вы опечалены, вы не можете сразу же развеселится, но если вы будете сидеть, двигаться и говорить веселым видом, вы невольно воспрянете духом.

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог и философ
Основной вклад (чем известен): Уильям Джеймс был одним из основателей функциональной психологии и философии прагматизма и предшественником трансцендентальной психологии.
Он был наиболее влиятельным американским мыслителем своего времени и отцом американской психологии.

Вклады в психологию и философию:

1. Основатель американской психологии. Уильяма Джеймса принято считать отцом американской психологии: он написал первый учебник по психологии, он был первым профессором психологии в американских университетах (начал преподавать психологию в 1875 году), так он писал: «Первая лекция по психологии, которую я посетил, была та, которую прочитал я сам”.
Он основал первую психологическую лабораторию в США (в 1875 году), но так как эта лаборатория была плохо оснащена и использовалась преимущественно в учебных целях, принято считать, что первая экспериментальная психологическая лаборатория была основана в 1879 году в Германии Вильгельмом Вундтом  и в 1883 году в США Стэнли Холлом, а затем уже повторно Вильямом Джеймсом в 1891 году).

2. Функционализм. Как ревностный эволюционист и убежденный сторонник функционализма он заявлял, что сознание, со всеми его функциями, следует рассматривать как орган первичной адаптации к окружающей среде и подчеркивал важность изучения процессов и функций, а не содержаний и структур сознания. Он считал привычку, “базовым телесным принципом” (“bottom a physical principle”).
3. Методы психологии: он использовал интроспекцию, изучение продуктов деятельности и сознания, изучение анатомии и физиологии.
4. Сознание. Он провозгласил, что психическая жизнь представляет собой непрерывно текущее и изменяющееся единство. Он считал, что сущностными признаками сознания является адаптивность, активность, избирательность и телеологичность. Он ввел термин “поток сознания”, который оказал значительное влияние на модернистскую литературу и искусство.
5. Воля. Джеймс утверждал, что воля реализует убеждения, что она первична, а знания инструментальны, а сам разум способен свободно выбирать между любым количеством вариантов.
6. Эмоции. Джеймс в 1884 и Ланге в 1885 году, независимо предложили теорию Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции в первую очередь зависят от наших физиологических реакций: так «мы страдаем, потому что ощущаем, что плачем» или «при встрече с медведем мы убегаем и поэтому начинаем чувствовать страх».
7. Педагогическая психология. Цикл его лекций в Кембридже «Беседы с учителями о психологии» (1899) считается первым учебником по педагогической психологии.
8. Психология религиозного опыта. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) он подчеркивал важность различных “измененных состояний сознания”, он также считал, что расширение и углубление диапазона чувствительности может привести к состоянию экстаза и самообновлению или исцелению верой. Он также нтересовался мистицизмом, спиритизмом, телепатией и ясновидением.
9. Теория гениальности. В своих лекциях «Великие люди и их окружение», он заявлял, что гениев надо воспринимать как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина. Он ввел понятие «восприимчивость к историческому моменту» и подчеркивал, что: “Гениальность — это всего-навсего непривычный взгляд на вещи”.
10. Его философская система включает три состовляющие, волюнтаризм, который утверждал идею свободы воли и «мягкого детерминизма”, прагматизм, ставшим основным американским образом мышления и «радикальный эмпиризм», в котором утверждается, что эмпирически наблюдаемая и непосредственно постигаемая Вселенная не нуждается в сверхъестественных объяснениях природных явлений.
Джеймс утверждал, что мы никогда не можем доказать истинность идеи, вместо этого, мы должны оценивать полезность идеи, или, как он говорил “денежную стоимость” идеи.
Почётные звания, награды: Член Американской национальной, Берлинской, Королевской Датской и Королевской Прусской академии наук.
Основные труды: Основы психологии (1890), Воля к вере и другие очерки популярной философии (1897), Бессмертие человека: два предполагаемые возражения против доктрины (1898), Многообразие религиозного опыта (1902), Прагматизм (1907), Плюралистическая Вселенная (1909), Смысл Истины (1909), Некоторые проблемы философии (1911), Очерки радикального эмпиризма (1912).

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Уильям Джеймс родился в Astor House в Нью-Йорке. Джеймс был первым ребенком богатого богослова Генри Джеймса и Мэри Уолш.
Образование: Джеймс обучался в частных школах в Нью-Йорке. В Европе Уильям Джеймс учился в школах Женевы, Парижа и Булонь-сюр-Мер. Он также учился в мастерской Уильяма Морриса Ханта в Ньюпорте, штат Род-Айленд. С 1864 учился медицине в Гарвардской медицинской школе и в 1869 году получил степень доктора. В 1875-1876 он прошел курс психологии в Гарвардском университете.

Основные этапы профессиональной деятельности:

В 1869 году в Гарварде он получил степень доктора медицины, но никогда не работал врачом.
Джеймс провел всю свою академическую карьеру в Гарвардском университете (1873 – 1907) (в качестве преподавателя по анатомии и физиологии, а также профессора психологии и философии). В 1891 году он, совместно с Мюнстербергом, основал первую в США лабораторию прикладной психологии.
Студенты: знаменитые люди – Борис Сидис, Теодор Рузвельт, Джордж Сантаяна, Гертруда Стайн и психологи – Мэри Уайтон Калкинс, Эдвард Торндайк, Стэнли Холл и Джон Дьюи.
Он встречался с Зигмундом Фрейдом, во время его приезда в Бостон в 1909 году.
Он дважды становивился президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.
Основные этапы личной жизни: В молодости Джеймс страдал различными психическими, “душевными” расстройствами.
В 1878 году, в 36 лет, он женился на бостонской учительнице Элис Хоув Гиббенс, они имели пять детей. После женитьбы его неврастения и депрессия полностью прекратились.
Он в равной степени интересовался живописью (в восемнадцать лет он решил стать художником), литературой, философией и наукой.

Уильям Джеймс | Кафедра психологии

ДОМ / ЛЮДИ /

(1842–1910)
(1872–1907) в Гарварде
Основанный факультет психологии Гарварда

Уильям Джеймс , философ и психолог, сыграл важную роль в создании факультета психологии Гарварда, который с самого начала был привязан к факультету философии. Сам Джеймс по-прежнему не был убежден, что психология на самом деле является отдельной дисциплиной, о чем он писал в своем 1892 обзор области, Психология: краткий курс , «Это не наука, это только надежда науки» (стр. 335). Несмотря на скептицизм Джеймса, в следующем столетии эта надежда полностью оправдалась в отделении, которое он помог основать.

Первоначально обучаясь живописи, Джеймс отказался от искусства и в 1861 году поступил в Гарвард, чтобы изучать химию и анатомию. Во время длительного пребывания в Германии после окончания учебы у Джеймса появился интерес к изучению разума, а также тела. В 1872 году новый президент-реформатор Гарварда Чарльз Элиот нанял Джеймса преподавать физиологию позвоночных. В 1875 году Джеймс читал один из первых университетских курсов психологии «Отношения между физиологией и психологией», для которого он создал первую демонстрационную лабораторию экспериментальной психологии. Джеймс руководил получением в Гарварде первой докторской степени по психологии, которую Дж. Стэнли Холл получил в 1878 году. Холл отметил, что курс Джеймса был «до настоящего времени единственным курсом в стране, где студенты могут быть ознакомлены с методами и результатами последних немецких исследований». исследования в области физиологической психологии» (Холл, 1879 г.).

Лабораторные исследования ощущений и восприятия Джеймс проводил в первой половине своей карьеры. Его вера в связь между разумом и телом привела его к разработке того, что стало известно как теория эмоций Джеймса-Ланге, которая постулирует, что человеческое переживание эмоций возникает в результате физиологических изменений в ответ на внешние события. Вдохновленный эволюционной теорией, теоретический взгляд Джеймса на психологию стал известен как функционализм, который искал причинно-следственные связи между внутренними состояниями и внешним поведением.

В 1890 году Джеймс опубликовал очень влиятельный двухтомный синтез и резюме по психологии  «Принципы психологии ». Книги были широко прочитаны в Северной Америке и Европе, получив внимание и похвалу от Зигмунда Фрейда и Карла Юнга в Вене. Затем Джеймс отошел от экспериментальной психологии, чтобы писать больше философских работ (его считают одним из основателей школы американского прагматизма), хотя он продолжал преподавать психологию, пока не ушел из Гарварда в 1919 г. 07.

Джеймс глубоко вдохновил и сформировал мышление своих учеников, многие из которых (в том числе Холл, Мэри Уитон Калкинс и Э. Л. Торндайк) сделали выдающуюся карьеру в области психологии. Он также консультировал студенческий проект Гертруды Стайн по автоматическому письму. Уильям Джеймс занимает 14-е место в списке 100 самых выдающихся психологов 20   века, составленном Американской психологической ассоциацией.

Веб-сайты

Википедия Статья

Уильям Джеймс Психолог: биография и теория

  • Уильям Джеймс (1842–1910) был ведущей фигурой как в психологии, так и в философии на рубеже 19-го века, чей вклад заложил основу для многих современных философов и поведенческих психологов.
  • Две основные школы мысли Джеймса: прагматизм и функционализм формируют его теории мира и его миссию по поиску как практической ценности, так и функции поведения.
  • Согласно прагматизму истинность идеи никогда не может быть доказана. Джеймс предложил вместо этого сосредоточиться на том, что он называл «денежной стоимостью» или полезностью идеи.
  • Согласно функционализму, умственная деятельность (например, восприятие, память, чувство) должна оцениваться с точки зрения того, как она служит организму в адаптации к окружающей среде.
  • Джеймс также внес заметный вклад помимо прагматизма и функционализма, а именно в теорию эмоций Джеймса-Ланге и теорию самости.
  • Помимо того, что он был теоретиком и опубликовал множество книг, Джеймс также был уважаемым профессором Гарвардского университета и первым читал курс психологии в Соединенных Штатах.

Содержание

Биография

Ранние годы Уильям Джеймс родился в Нью-Йорке и был старшим из пяти детей Генри Джеймса и Мэри Уолш (Goodman, 2009).

В детстве он несколько раз путешествовал по Европе со своими родителями, что подготовило почву для еще 13 путешествий на протяжении всей его жизни и привело к свободному владению немецким и французским языками (Nubiola, 2011).

В 1858 году его семья поселилась в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где Джеймс начал работать подмастерьем в студии Уильяма Морриса Ханта.

Он быстро отказался от творческого пути и всего три года спустя поступил в Научную школу Лоуренса (известную сегодня как Школа инженерных и прикладных наук Джона А. Полсона, или SEAS) при Гарвардском колледже (Goodman, 2009). Три года спустя, в 1864 году, Джеймс поступил в Гарвардскую школу медицины, чтобы изучать химию и анатомию.

На протяжении всей своей жизни Джеймс страдал от различных физических недугов и был глухим (Sachs, 2008). Он также страдал неврастенией, заболеванием, характеризующимся усталостью, головной болью и раздражительностью, а также периодами депрессии.

Из-за болезни и научной экспедиции вверх по реке Амазонка учеба Джеймса в медицинской школе несколько раз прерывалась.

Тем не менее, в конце концов, он закончил учебу и получил степень доктора медицины в 1869 году, хотя на самом деле он так и не стал заниматься медициной (Goodman, 2009). ).

Однако в течение этих лет в Гарвардской медицинской школе Джеймс очень глубоко изучал физиологию, и это фундаментальное знание сильно помогло и сформировало его окончательный психологический каркас.

Академическая карьера

Будучи студентом Гарвардского сообщества, Уильям Джеймс стал важной фигурой в качестве профессора, сохраняя твердую приверженность учреждению.

В 1875 году, после преподавания курса физиологии позвоночных несколько лет назад, Джеймс читал один из первых курсов психологии в колледже под названием «Отношения между физиологией и психологией», для которого он создал первую демонстрационную лабораторию экспериментальной психологии.

Джеймс был основателем факультета психологии Гарварда и известен как отец американской психологии.

Во время своего пребывания в качестве преподавателя Гарварда Джеймс не только читал курсы, но и проводил лабораторные исследования ощущений и восприятия в течение первой половины своей карьеры.

Джеймс также руководил получением первой докторской степени по психологии в Гарварде, которую получил Дж. Стэнли Холл в 1878 году, и участвовал в нескольких дебатах с другими видными учеными.

После выхода на пенсию в 1907, Джеймс продолжал заниматься академическим миром, опубликовав, среди прочего, « Прагматизм: новое имя для старых способов мышления» (Джеймс, 1907 г.), в котором подробно описаны философские основы прагматизма, а также его философская позиция в отношении истины, знания, реальности. , и религия.

Философские взгляды Джеймса в значительной степени сформировали его психологический подход, а его теории психологии сильно повлияли на его философию — они тесно работали рука об руку.

Прагматизм

В 1870 году Уильям Джеймс и Чарльз Сандерс Пирс основали школу американского прагматизма (Hookway, 2008).

Прагматизм основан на идее о том, что философские темы, такие как знание, язык, значение, вера и наука, лучше всего понимаются с точки зрения их практического использования.

Джеймс классифицирует философов в соответствии с их темпераментом, проводя различие между упрямыми — эмпирическими, материалистическими, пессимистичными, нерелигиозными и скептическими — и нежными — рационалистами, интеллектуалистами, оптимистами, религиозными и напористыми ( Гудман, 2009 г.; Джеймс, 1907).

Роль прагматика состоит в том, чтобы служить посредником между этими двумя крайностями.

«Прагматизм задает свой обычный вопрос. «Предположим, что идея или убеждение верны, — говорится в нем, — какая конкретная разница в том, что она верна, в чьей-либо реальной жизни? Как будет реализована истина? Какие переживания будут отличаться от тех, которые были бы получены, если бы это убеждение было ложным? Какова, короче говоря, денежная стоимость истины в эмпирическом выражении»? (Джеймс и Перри, 1943, стр. 9).7).

Вера Джеймса в прагматизм впоследствии сформировала его точку зрения на право верить, религию, свободу воли и смысл жизни.

Право верить

Джеймс верит в право верить. То есть при определенных обстоятельствах мы имеем право полагать, что в будущем произойдут неизвестные результаты, чтобы помочь добиться этих результатов.

Другими словами, «факт вообще не может прийти, если не существует предварительной веры в его приход» (Джеймс, 189).6).

Например, нужно пересечь ледяной уступ. Хотя ваша способность сделать это неизвестна, поскольку альтернативой является смерть, вам гораздо лучше верить в свою способность сделать это, что, в свою очередь, может фактически привести к успешному преодолению уступа (Goodman, 2009).

Точно так же Джеймс считает, что мы можем принять решение верить в отсутствие какого-либо объективного обоснования нашей веры. Точно так же, как нет объективной причины, по которой мы могли бы верить в нашу способность пересечь ледяной уступ, мы также делаем это естественным образом многими другими способами, например, с нашими моральными и политическими идеями (Pomerlou, 2014).

Хотя истинной объективной поддержки определенной веры нет, все же есть прагматическая ценность в том, чтобы придерживаться определенных политических ценностей или действовать в соответствии с той или иной формой морального кодекса, или, для некоторых, верить в Бога.

Религия

Уильям Джеймс также имеет сильное отношение к религии. Его интересует не столько религиозные институты или даже конкретные религиозные идеи, сколько духовный опыт, который приносит религия (Goodman, 2009).

Джеймс применяет к вере в Бога ту же логику, которая оправдывает веру в определенные идеи, мораль или политические взгляды.

Он утверждает, что спасение человека зависит от веры в Бога, а не каких-либо доказательств того, что Бог действительно существует (Goodman, 2009; James, 1896). Таким образом, даже при отсутствии какого-либо объективного обоснования есть польза в том, чтобы придерживаться этой веры.

Однако Джеймс не теоретизирует, что нужно верить в монотеистического Бога, чтобы соединиться с религией. Он конкретно определяет религию как широкий опыт людей в той мере, в какой они считают себя связанными со всем, что можно считать божественным (Джеймс, 19).85; Померлоу, 2014).

Несмотря на уникальный религиозный опыт, его цель — соединить нас с большей реальностью, которая иначе недоступна (Goodman, 2009).

Таким образом, Джеймс считает, что в реальности есть нечто большее, чем наш естественный мир (James, 1985; Pomerlou, 2014). Он считает, что у каждого человека есть душа, существующая в той или иной форме духовной вселенной.

Эта душа является главным действующим лицом в большей реальности и побуждает нас действовать так, как мы действуем в физическом мире (Richardson, 2007).

В смысле прагматизма религия функционирует как механизм, с помощью которого мы можем получить доступ к тому, что находится за пределами осязаемого, конкретного мира в великой попытке достичь спасения.

Свобода воли

Джеймс верит в свободу воли. Другими словами, он сторонник индетерминизма, означающего, что существует некоторая степень возможности, не продиктованная остальной реальностью (James 1896; Pomerlou, 2014).

С практической точки зрения, индетерминизм помогает сделать жизнь достойной жизни благодаря пониманию свободы воли, которую мы имеем в своих действиях и выборе. Индетерминизм также позволяет нам возлагать на других ответственность за их действия по поддержанию порядка в обществе.

Например, если мужчина убивает свою жену, мы можем либо принять детерминистский подход, согласно которому его действия просто «должны быть такими», либо мы можем принять недетерминистский подход, рассматривая его действия как мотивы его собственную волю, что позволяет нам распознать зло в личности и применить необходимое наказание (James 1896; Pomerlou, 2014).

Смысл жизни. Наконец, Уильям Джеймс считает, что смысл жизни можно свести к одному слову: счастье. Счастье — это мотивирующий фактор, который заставляет нас действовать и выживать (Джеймс 189).6; Померлоу, 2014).

Он рассматривает эволюцию как продвижение к максимальному счастью — единственной цели жизни.

Переход к психологии

Но даже помимо своих усилий в философском мире Джеймс был предан миру психологии.

Как человек, которого обычно называют «отцом американской психологии», Уильям Джеймс внес значительный вклад в эту область, сформировав то, как будущие психологи и ученые видят мир.

Джеймс определил психологию как совесть ментальной жизни, потому что он думал, что сознание — это то, что делает ментальную жизнь возможной. Он стремился открыть для себя полезность человеческого сознания и то, как оно имеет основополагающее значение для выживания.

Он был первым, кто придумал фразу «поток сознания», признав, что «нет ничего сочлененного; оно течет. «Река» или «ручей» — метафоры, с помощью которых она наиболее естественно описывается» (Джеймс, 1890).

Уильям Джеймс видел этот поток сознания не как вещь, а как процесс или функцию. Точно так же, как дыхание — это то, что делают легкие, ведение сознательной мыслительной жизни — это то, что делает мозг (Hunt, 19).20).

Интерес Джеймса к функциям сознания привел его к разработке одной из самых фундаментальных теорий психологии: теории функционализма.

Функционализм

(против структурализма)

Вильгельм Вундт, отец современной психологии, разработал первую школу психологии, структурализм.

Структурализм сосредоточен на разбиении психических процессов на самые основные компоненты (Freedheim, 2010), и для понимания этих простых элементов исследователи использовали самоанализ — процесс, основанный на анализе собственного психического состояния (Schultz & Schultz, 2015).

Функционализм сформировался как реакция на структурализм и отрицал ценность интроспекции. Эта школа мысли была больше сосредоточена на понимании биологических процессов, стоящих за человеческим сознанием, и его цели, чем на внутренней работе мышления.

В то время как структурализм пытался понять отдельные части похода в супермаркет (выход из дома, поход в магазин, выбор ингредиентов, оплата и т. д.), функционализм в первую очередь занялся тем, почему мы вообще идем в магазин (потому что нам нужна еда для выживания!).

Функционализм занимается объяснением функции или цели определенных форм поведения, а именно сознания или наших внутренних психических состояний. Этот теоретический взгляд на психологию искал причинно-следственные связи между внутренними состояниями (например, счастьем) и внешним поведением (например, смехом).

На функционализм сильно повлияла эволюционная теория Дарвина. В то время как Дарвин интересовался эволюцией вида с точки зрения естественного отбора физических признаков (подумайте о выживании наиболее приспособленных!).

Джеймс был озабочен эволюционной ценностью или функцией определенного поведения и мышления.

В его классическом тексте The Principles of Psychology (James, 1890) используется фраза «эволюционная психология», чтобы доказать, что определенные виды поведения действуют так же, как инстинкты (унаследованные предрасположенности реагировать на определенные стимулы адаптивным образом).

Ключевым примером инстинкта является чихание. Мы предрасположены реагировать на носовой раздражитель быстрым потоком воздуха (Kenrick, 2019).). Это адаптивная ценность чихания.

В том же ключе Джеймс предположил, что сложные процессы разума развились благодаря их способности сохранять жизнь, и что для понимания этих сложных процессов нужно спросить, какие функции они выполняют (Hunt, 1920).

Функция сознания

Джеймс пришел к пониманию сознания как процесса, который позволяет нам рассматривать прошлое, настоящее и будущее и планировать заранее, чтобы адаптировать наше поведение к текущим обстоятельствам (Хант, 1920).

Джеймс (1890) выступал против структуралистской позиции, согласно которой сознание состояний может быть разбито на составные части.

Придумав фразу «поток сознания», Джеймс предположил, что ментальная жизнь представляет собой единство, которое течет и изменяется (таким образом, сознание представляет собой континуум).

Проще говоря, функция сознания — обеспечивать выживание. Мы эволюционировали, чтобы стать сознательными существами, потому что в противном случае мы прекратили бы свое существование.

Вместо того, чтобы понять движущиеся части сознания (как Вундт), Джеймс посвятил годы тому, чтобы понять, почему мы вообще ходим в магазин.

Хотя сегодня функционализм обычно не применяется на практике, эта школа мысли оказала большое влияние на психологию, например, на развитие бихевиоризма и прикладной психологии.

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Сознание не было единственной ментальной концепцией, которую исследовал функционализм. Точно так же Джеймс интересовался эмоциями и тем, как и почему наш разум воспринимает стимулы определенным образом.

Теория эмоций Джеймса-Ланге предполагает, что событие вызывает физиологическую реакцию, которую мы затем интерпретируем. Согласно этой теории, эмоции вызываются нашими интерпретациями этих физиологических реакций (Vianna et al., 2006).

Только после интерпретации физиологической реакции (возбуждения) человек может испытывать эмоции. Если возбуждение не замечается или не обдумывается, то человек не будет испытывать никаких эмоций, основанных на этом событии.

Чтобы испытать эмоции, мы должны пройти ряд шагов:

  1. Восприятие стимулов или ситуации.
  2. Телесные изменения возникают в результате восприятия ситуации.
  3. Распознавание телесных изменений вызывает субъективные чувства или эмоции.

Согласно этой теории люди грустят, потому что плачут, и точно так же они чувствуют себя счастливыми, потому что улыбаются.

В то же время, что и Джеймс, датский физиолог Карл Ланге независимо предложил аналогичную теорию эмоций, в результате чего общая теория получила название теории эмоций Джеймса-Ланге.

Однако эта теория не была встречена без критики. Многие психологи и ученые отвергли идею о том, что физические реакции накладываются на одну соответствующую эмоцию.

Например, как утверждали некоторые, учащение пульса может указывать на страх, волнение, гнев или другую эмоцию (Вена и др. , 2006). Эмоции разные, но физическая реакция одна и та же, так как же нам интерпретировать нашу телесную реакцию?

Этот вопрос побудил психологов к дальнейшему изучению функции эмоций и разработке новых теорий, которые помогли объяснить, как и почему мы чувствуем то, что чувствуем.

Теория Я

Джеймс теоретизировал компоненты Я, которые он разделил на две категории: «Я» и «Я».

«Я» — это отдельная личность, на которую человек ссылается, рассказывая о своем личном опыте.

С другой стороны, «я» — это часть личности, которая знает, кто они и чего достигли в жизни (Pomerleau, 2014).

Например, в утверждении «Я знаю, что это я съел печенье» «Я» — это эмпирическое «я», тот, кто действует, тогда как «Я» — это «я», которое способно мыслить и отражающие (Купер, 1992).

«Я» — это чистое эго — это то, что обеспечивает непрерывность между прошлым, настоящим и будущим, позволяя нам рассматривать себя как обладающих последовательной, индивидуальной идентичностью, созданной потоком сознания, который впервые определил Джеймс ( Хант, 19 лет20).

Хотя «Я» не может быть далее разделено, «Я» может быть дополнительно разбито на три подкатегории: материальное, социальное и духовное «я».

Вместе эти аспекты образуют личность — сознательную сущность, способную испытывать физиологические реакции, эмоции и мысли.
Вклад Уильяма Джеймса в область психологии не имеет себе равных среди большинства других игроков в этой области.

Его теории, письменные работы и основополагающая школа мысли проложили путь для будущих исследований и интеллектуальных изысканий.

Опубликованные работы

Как философ и теоретик, Джеймс редко полагался на эмпирические эксперименты для подтверждения или вдохновения своих взглядов. Скорее, он опирался на все свои знания как по философской, так и по физиологической психологии.

Джеймс провел время в Европе в 1882-1883 годах, во время которого он посещал университеты, посещал лабораторные занятия и лекции, беседовал с бесчисленным количеством ведущих психологов и собирал отчеты и клинические исследования аномальных психических расстройств (Hunt, 1920).

Джеймс полагался на наблюдательность, интеллект своих коллег и других ученых и, что довольно забавно, на свой собственный разум — ту самую сущность, которой он был очарован, — чтобы развить эту мощную школу мысли.

Будучи известным философом и психологом, Джеймс был автором многих академических книг.

Ниже приводится список некоторых из его самых влиятельных работ:

  • Джеймс, В. (1890). Принципы психологии . Нью-Йорк: Генри Холт и Ко
  • Джеймс, В. (1897 г.). Воля к вере и другие очерки популярной философии . Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и Ко,
  • .

  • Джеймс, Уильям (1902). Разнообразие религиозного опыта . Издательство Гарвардского университета.
  • Джеймс, Уильям (1906). Очерки радикального эмпиризма . Нью-Йорк: Лонгман Грин и Ко
  • Джеймс, В. (1907). Прагматизм: новое название некоторых старых способов мышления . Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и Ко
  • Джеймс, В. (1907). Значение истины . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета
  • Джеймс, В. (1909). Плюралистическая вселенная . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Пять забавных фактов

Хотя очевидно, что выдающиеся достижения Джеймса широко распространены, есть несколько конкретных фактов об этой выдающейся фигуре, на которые стоит обратить внимание.

  1. Уильяму Джеймсу приписывают создание первой учебной лаборатории в США в 1875 году, а его докторант Г. Стэнли Холл создал первую лабораторию экспериментальной психологии в США в Университете Джонса Хопкинса (Шираев, 2014).
  2. Джеймс также был первым, кто читал курс психологии в США (Cherry, 2020).
  3. Ральф Уолдо Эмерсон (известный трансценденталист и философ) был его крестным отцом (Taylor, 2010).
  4. Будучи профессором, у Джеймса было много учеников, которые впоследствии стали крупными историческими личностями. В частности, Э.Л. Торндайк (известный психолог-бихевиорист), У.Е.Б. Дюбуа, Гертруда Стайн и Тедди Рузвельт были учениками Джеймса (Gibbon, 2018; Gooding-Williams, 2017).
  5. Джеймс занимает 14-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века, согласно статье, написанной Стивеном Хаггблумом и его коллегами, в которой проводится количественный анализ работы сотен психологов 20-го века (Haggbloom et al., 2002).

Достижения Уильяма Джеймса как в психологии, так и в философии, как отца двух важных школ мысли, издателя бесчисленного количества книг и многократным творением истории во время учебы в Гарварде, служат доказательством его невероятного вклада в эту область.

Джеймс был пионером, вдохновившим многих пойти по его стопам. Без него психология не смогла бы быть тем, чем она является сегодня.

Ссылки

Cooper, WE (1992). Теория личности Уильяма Джеймса. The Monist, 75 (4), 504-520.

Фридхейм, Д.К. (2010). Справочник по психологии: Том. Я .

Гиббон, П. (2018). Мыслитель, который верил в действие: Уильям Джеймс и философия прагматизма. Гуманитарные науки, 39 .

Гудинг-Уильямс, Р. (2017). ВЕБ Дюбуа .

Гудман, Р. (2009). Уильям Джеймс. Стэнфордская энциклопедия философии .

Грин, CD (1997). Принципы психологии Уильям Джеймс (1890). Классика истории психологии .

Хаггблум, С. Дж., Варник, Р., Варник, Дж. Э., Джонс, В. К., Ярбро, Г. Л., Рассел, Т. М., … и Монте, Э. (2002). 100 самых выдающихся психологов 20 века. Обзор общей психологии, 6 (2), 139-152.

Хукуэй, К. (2008 г.). Прагматизм Стэнфордская философская энциклопедия .

Хант, М. (1920). Психолог Малгре Луи: Уильям Джеймс . История психологии: http://www. дес. Эмори. образование/мфп/охота. HTML.

Джеймс, В. (1907 г.). Прагматизм: новое название для старых способов мышления . Нью-Йорк.

Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии . Нью-Йорк. Холт и компания.

Джеймс, В. (1984). Психология, краткий курс (Том 14). Издательство Гарвардского университета.

Джеймс, В. (1985). Разновидности религиозного опыта (Том 15). Издательство Гарвардского университета.

Джеймс, В. (1896 г.). Воля к вере: И другие очерки популярной философии . Лонгманс, Грин и компания.

Джеймс В. и Кац Э. (1975). Значение истины (Том 2). Издательство Гарвардского университета.

Джеймс В. и Перри Р. Б. (1943). Прагматизм, новое название для некоторых старых способов мышления вместе с четырьмя связанными эссе, выбранными из значения истины .

Кенрик, Д. (2019). Эволюционная психология . Получено с https://www.britannica.com/science/evolutionary-psychology

Nubiola, J. (2011). Прием Уильяма Джеймса в континентальной Европе. Европейский журнал прагматизма и американской философии, 3 (III-1).

Уильям джеймс основные идеи в психологии: Джеймс Уильям (James William)