Центр атомного машиностроения РФ "ОКБМ Африкантов" празднует 70-летие. Атомное машиностроениеАтомное машиностроениеАтомное машиностроение: общая характеристика35% от стоимости мировой промышленной продукции приходится на машиностроение, это самая наукоёмкая и трудоемкая отрасль промышленности. Особенно высокой трудоемкостью отличается приборостроение, аэрокосмическая промышленность и атомное машиностроение. Именно поэтому их центры должны располагаться вблизи базы высококвалифицированных работников. Лидерами атомного машиностроения являются такие страны как Россия (6%), Китай (3%), Швеция, Испания. Замечание 1 В России насчитывается 9 атомных электростанций, оснащением которых занимаются предприятия по производству атомного оборудования. Строительство подобных электростанций является основной составляющей атомного машиностроения, они должны соответствовать конкурентоспособности на мировом рынке и иметь высокий экспортный потенциал. Предприятия, входящие в состав атомного комплекса занимаются поставками и обеспечивают потребности энергетики, металлургии, жилищно-коммунального сектора, оборонной промышленности и т.д. Современное состояние российского атомного машиностроенияДостаточно долгое время атомное машиностроение находилось в состоянии заморозки, так как в последние 15 лет необходимости в постройке электростанций не было. Однако это не значит, что данная отрасль совсем не функционировала, велась достройка блоков повышенной степени готовности. Конечно же это значительно стопорило развитие атомного машиностроения. Чтобы пережить времена спада, предприятия атомного машиностроения выполняли непрофильные заказы. Однако это не помогало увеличить оборотные средства. К тому же отсутствие гарантированных заказов никак не стимулировало инвесторов на вложения. Так же отсутствие заказов вызвало утечку квалифицированных работников. В 2008 году были выявлены условия в которых работает атомное машиностроение:
Было высказано мнение, что развитие атомного машиностроения стопорит несовершенство нормативно-правовой базы, которая регулирует его действие по созданию базы, которая в свою очередь обеспечивает надежность и безопасность атомной энергетики. В 2008 году для минимизации зависимости от зарубежных поставщиков, было принята схема размещения электроэнергетики в России. Что так же существенно должно повысить развитие атомного машиностроения за счет гарантированных заказов, так как большинство энергообъектов будут снабжаться отечественным оборудованием. Это сделало возможным оказание господдержки и принятие инвестиционных программ. АтоммашКрупнейшее в России объединение атомного энергетического машиностроения. Замечание 2 Предприятие вошло в эксплуатацию в 1978 году и с тех пор является основным поставщиком оборудования для предприятий атомного машиностроения, нефтегазового комплекса, тепловой энергетики. Завод был построен с целью производства оборудования для энергетических АЭС, так как в 60-е годы ощущалась острая нехватка электроэнергии, что могло отрицательно сказаться на экономике страны в будущем. Атоммаш изготавливал по 8 реакторов в год, помимо реакторов на заводе производилась сборка других составлявших АЭС: парогенераторов, машин перегрузки ядерного топлива, оборудование биозащиты и т.д. (около 125 наименований). В 80-х годах была построена новая часть города с инфраструктурой, которая служила для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности Атоммаша. Тогдашней инфраструктуре Атоммаша могли завидовать многие, в этом районе располагались сады, школы, многоэтажные дома, развлекательные центры и многое другое. Однако после аварии на Чернобыльской АЭС, деятельность атомного машиностроения практически прекратилась. Не помогли так же и приведенные доказательства более высокого качества продукции, произведенной на Атоммаше, чем в Чернобыле. Это привело к тому, что 5 реакторов, располагаемых в Атоммаше стали невостребованными. Отсюда как следствие повышение цены на продукцию и понижение конкурентоспособности. В 1993 году предприятие было перепрофилировано в производство продукции для нефтегазохимического и металлургического комплексов. В 1997 году Атоммаш вошел в состав Энергомаша и стал выпускать газотурбины для ТЭЦ. При этом на предприятии так же велись и сторонние выполнения заказов. Производство газотурбин не принесло ожидаемой прибыли и через некоторое время Энергомаш оказался на грани банкротства. В 2010 году был удовлетворен иск главного кредитора (Сбербанк), о взыскании части средств с входящих в состав Энергомаша предприятий. В 2012 году Атоммаш, все площадки, оборудование и большая часть персонала, перешли во владения Атомэнергомаш. Была запущенна программа возрождения предприятия совместно с предприятиями-партнерами в атомной области. В 2012 году совместно с французской компанией Альстром, было запущенно производство оборудования машинных залов электростанций, по предоставленной французской технологии. Теперь основным направлением предприятия стало производство оборудования для АЭС и газо-химической промышленности. В 2013 году впервые началось строительство ядерного реактора. После 30 летнего перерыва, на Атоммаше в 2015 году был произведен корпус реактора ВВЭР-1200, а в 2016 году был отгружен второй корпус. Помимо основной продукции Атоммаш изготавливал достаточно большое количество сопутствующих товаров. Среди заказчиков компании есть такие лидеры как: Лукойл, Газпром, Роснефть и тп. так же Атоммаш занимается экспортом своего оборудования во многие страны мира (Япония, Франция, Китай, Германия, США, Турция и др.). Качество производимого на Атоммаше оборудования подтверждено стандартами ASME. Атоммаш являлось ключевым в системе Министерства среднего машиностроения СССР. spravochnick.ru Центр атомного машиностроения РФ "ОКБМ Африкантов" празднует 70-летиеСвой 70-летний юбилей отмечает одно из ключевых предприятий российской атомной отрасли, которое вносит неоценимый вклад в обеспечение обороноспособности России и развитие отечественной атомной энергетики. НИЖНИЙ НОВГОРОД, 10 дек — РИА Новости. Одно из ключевых предприятий российской атомной отрасли, нижегородское "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова" (АО "ОКБМ Африкантов", входящее в машиностроительный дивизион госкорпорации "Росатом" холдинг "Атомэнергомаш") празднует в четверг свой 70-летний юбилей. Крупный научно-производственный центр атомного машиностроения, "ОКБМ Африкантов" вносит неоценимый вклад в обеспечение обороноспособности России и развитие отечественной атомной энергетики. Проекты, выполненные предприятием, и созданные им изделия по праву относятся к числу выдающихся достижений отечественной атомной науки и техники. Начало путиПредприятие ведет свою историю с 27 декабря 1945 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР на базе Артиллерийского завода №92 имени Сталина в Горьком было образовано "Особое конструкторское бюро по проектированию специальных машин" для решения задач советского атомного проекта. Во главе ОКБ встали выдающиеся специалисты: начальником нового конструкторского бюро был назначен директор завода №92 Амо Елян, а главным конструктором – главный конструктор завода Анатолий Савин. Новому ОКБ было поручено разработать установки для обогащения урана методом газовой диффузии, а также первые промышленные реакторы для наработки оружейного плутония. В 1945–1960 годах специалистами ОКБ было разработано, изготовлено и испытано 25 типов компрессоров для газодиффузионных машин. Тот этап был важен потому, что именно тогда были созданы инновационные конструкции и технологии, которые в дальнейшем оказались востребованными при разработке реакторных установок различного назначения. Легендарный АфрикантовИсторию предприятия невозможно представить без легендарного конструктора Игоря Африкантова, который возглавлял ОКБМ в 1954-1969 годах, и чье имя оно сейчас носит. Именно Африкантовым была разработана и сформирована уникальная структура ОКБМ, включающая специализированные конструкторские и расчетные подразделения, исследовательские лаборатории и опытное машиностроительное производство. Африкантов настойчиво добивался выделения ОКБ из состава завода № 92, входившего в состав Министерства оборонной промышленности, и образования на его основе самостоятельного предприятия атомного машиностроения. Соответствующее решение советского правительства было принято в 1964 году. Уже к 1970 году конструкторское бюро стало способно самостоятельно изготавливать и осуществлять испытания практически всех видов разрабатываемого оборудования. В машиностроении Африкантов стал первым, кто замкнул режим проектирования внутри самого конструкторского бюро. Всего по проектам и с участием предприятия было построено и успешно эксплуатировалось около 500 ядерных реакторов и паропроизводящих установок, сотни единиц сложного технологического оборудования. Эти достижения были во многом связаны с активной творческой и организационной деятельностью академика Федора Митенкова, который возглавлял предприятие в 1969-1997 годах и внес решающий вклад в развитие уникальной научно-исследовательской экспериментальной и производственной базы ОКБМ. Именно ему предприятие обязано своим превращением в признанный современный научно-производственный центр атомного машиностроения. Атомный флотНОВАТЭК: РФ будет обладать атомным флотом из 7 ледоколов к 2020 годуПрактически весь атомный флот России сейчас использует реакторные установки, разработанные "ОКБМ Африкантов". С 1950-х годов одним из основных направлений деятельности предприятия стали проектирование и организация поставки корабельных реакторных установок для Военно-морского флота, а также авторское сопровождение их эксплуатации, ремонта и утилизации.В 2014 году состоялась передача ВМФ головной АПЛ "Северодвинск" проекта "Ясень" и АПЛ "Владимир Мономах" проекта "Борей", сейчас идет их серийное строительство, в котором ОКБМ участвует как изготовитель и поставщик оборудования. ОКБМ также участвует в программе комплексной утилизации атомных кораблей. Одновременно ОКБМ участвует в работах по обращению с отработавшим ядерным топливом судовых реакторов и разработке средств для его хранения и транспортировки. Покорение АрктикиРеакторную установку для ледокола "Арктика" поставят в 2016 годуРоссия – единственная страна в мире, обладающая собственным атомным ледокольным флотом. В 1955 году в ОКБМ был разработан проект реакторной установки для гражданского судна – атомного ледокола "Ленин". В 1959 году началась арктическая навигация этого корабля, продолжавшаяся вплоть до 1989 года. В результате во льдах было проведено 3700 судов. За участие в создании ядерной энергетической установки этого первого в мире гражданского атомного судна ОКБ в 1960 году было награждено высшей государственной наградой – Орденом Ленина.Сегодня с участием ОКБМ идет строительство атомных ледоколов нового поколения с усовершенствованной интегрированной реакторной установкой "РИТМ-200". Атомная энергетика для СевераНа основе опыта создания и совершенствования судовых и корабельных реакторов "ОКБМ Африкантов" разработан ряд проектов реакторных установок малой и средней мощности АБВ-6М, КЛТ-40С и ВБЭР-300, которые рассчитаны на использование в удаленных районах с децентрализованным электроснабжением и дорогим топливом. Разработки в этом направлении ведутся на предприятии с 1972 года. Наиболее готовые к реализации проекты энергоисточников малой мощности АБВ-6М и КЛТ-40С предполагают размещение атомной энергетической установки на суше и на несамоходных плавучих средствах. Эти идеи уже находят практическое воплощение: в 2019 году плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" с реакторной установкой КЛТ-40С, который сейчас достраивается на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге, должен заместить выбываемые мощности Билибинской АЭС на Чукотке. Этот плавучий энергоблок позволит поддержать жизнеобеспечение на протяжении 10 лет достаточно крупного населенного пункта с числом проживающих до 100 тысяч человек. Быстрые нейтроныОсобое место в работе "ОКБМ Африкантов" занимают работы по реакторам на быстрых нейтронах. Энергоблоки с такими реакторами могут существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерно-топливного цикла, в котором "выжигаются" опасные радионуклиды. Подобными технологиями обладают лишь некоторые страны, и Россия, по признанию экспертов, — безусловный мировой лидер в этой области. Кириенко: РФ обогнала США в производстве ядерного "топлива будущего"Работы по созданию "быстрых" реакторов начались в ОКБМ в 1960-х годах, оно было привлечено к этим работам в качестве головного предприятия. Первый в мире опытно-промышленный энергетический реактор БН-350 вошел в эксплуатацию в 1973 году в Казахстане в городе Шевченко (ныне Актау) и эксплуатировался до 1998 года.В 1980 году на Белоярской АЭС был введен в эксплуатацию более мощный, на сегодняшний день единственный в мире действующий "быстрый" энергетический реактор БН-600, стабильно работающий до сих пор. Сейчас на Белоярской АЭС готовится к началу выработки электроэнергии более мощный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах БН-800, также сконструированный в "ОКБМ Африкантов". Это прототип более мощного коммерческого энергоблока с реактором БН-1200, работы по которому идут на предприятии. "ОКБМ Африкантов" активно участвует в международном сотрудничестве по "быстрым" реакторам. Предприятие было разработчиком китайского экспериментального реактора на быстрых нейтронах CEFR и главным подрядчиком по изготовлению основного оборудования для него, специалисты "ОКБМ Африкантов" участвовали в пуске реактора. Реакторы для промышленностиЕще одно перспективное направление работы "ОКБМ Африкантов" связано с созданием высокотемпературных газоохлаждаемых реакторных установок (ВТГР) для энерготехнологических комплексов и водородной энергетики. "ОКБМ Африкантов" совместно с "Курчатовским институтом" начал разработку ВТГР еще в 1970-е годы. Россия поможет спроектировать опытный ядерный реактор для ИндонезииПреимущества таких установок в том, что это принципиально новый, экологически чистый и вдобавок универсальный атомный энергоисточник. Потенциал технологического применения ВТГР превосходит возможности атомной электрогенерации в два раза. В числе других уникальных особенностей ВТГР, прежде всего, — способность вырабатывать тепло с температурой до тысячи градусов и высокий уровень безопасности. Поэтому такие реакторы можно применять для снабжения теплом технологических производств в разных энергоемких отраслях промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, металлургической), для производства электроэнергии с высоким КПД и для экономичного производства водородного топлива.Первым таким высокотемпературным газоохлаждаемым реактором может стать российский экспериментальный реактор для Индонезии. "ОКБМ Африкантов" в составе консорциума, в который входят другие предприятия атомной отрасли РФ – "Росатом – Международная сеть", НИИ НПО "Луч", дочернее предприятие Росатома NUKEM Technologies и индонезийские компании Rekayasa Engineering и Kogas Driyap Consultant, весной 2015 года выиграл тендер на разработку проекта такой реакторной установки. Первый этап этого проекта должен завершиться до конца текущего года. Путь в будущееМиссией "ОКБМ Африкантов" является создание новых, более совершенных конструкций и технологий, продукции и услуг мирового уровня, в первую очередь, в интересах инновационного развития атомной энергетики России. На эти цели направлены новые проекты и стратегия развития предприятия, рассчитанная на перспективу до 2020 года. Самый мощный в мире научный ядерный реактор начали строить в РоссииЭтот документ предусматривает поэтапную модернизацию производственной и экспериментальной базы ОКБМ, увеличение номенклатуры и объема поставок оборудования для действующих и строящихся объектов атомной энергетики, активную внешнеэкономическую деятельность.Научно-производственный потенциал "ОКБМ Африкантов" позволяет выполнять весь комплекс работ по созданию различных типов реакторных установок и оборудования для них, включая разработку конструкторской документации, выполнение необходимых расчетов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. "ОКБМ Африкантов" также может выпускать и испытывать опытные образцы с отработкой промышленной технологии производства, обеспечивать изготовление и монтаж оборудования, его ввод в эксплуатацию, сервисное обслуживание оборудования на действующих объектах, а также снятие с эксплуатации. ria.ru Конкурентная борьба оздоровит атомное машиностроение РоссииАктивное развитие атомного машиностроения России возможно только при наличии системы открытых закупок, создании конкурентной среды и способности выпускать продукцию не столько для атомной отрасли, сколько для энергетического комплекса страны в целом, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.Предложение и спросВ преддверии форума поставщиков атомной отрасли "Атомекс Северо-Запад" на заводе "Петрозаводскмаш" открылась линия по производству корпусов парогенераторов для АЭС. По плану, в 2014 году в столице Карелии начнут производить и корпуса для реакторов атомных станций, что позволит полностью замкнуть производственную цепочку комплектующих для АЭС в рамках машиностроительного дивизиона Росатома, ОАО "Атомэнергомаш". Ранее временно исполняющий обязанности генерального директора "Атомэнергомаша" Борис Арсеев заявил, что такое решение по наращиванию собственных производственных мощностей подстегнет конкурентов, но никак не помешает им выполнять заказы в атомной отрасли. "Когда началось активное возрождение программы атомной энергетики в стране и за рубежом, стало понятно, что, не имея каких-то своих базовых игроков в машиностроении, мы наталкиваемся на монополистские позиции и на сложность порой договориться по цене и где-то иногда и по срокам, и по требованиям к качеству. Именно поэтому был создан "Атомэнергомаш". Предприятия, которые входят непосредственно в отрасль, должны быть, как минимум, наравне, а то и лучше на фоне тех продуктов, которые производят конкуренты", - рассказал Арсеев. У Росатома есть "базовые игроки", но никто не отменял конкурентной среды, в которой им приходится существовать, соревнуясь в цене, качестве продукции и сроках ее изготовления не только с российскими, но и с зарубежными компаниями, подчеркнул Арсеев. "Чтобы иллюзий не было на тему того, что "ЗИО-Подольск" закупает корпуса только у "Петрозаводскмаша". Все корпуса парогенераторов, которые мы закупаем, проходят через торги. И в них участвуют и "Петрозаводскмаш", и Ижорские заводы. И ценообразование, также как и сроки - это основные вещи, по которым мы выбираем победителя. На сегодня у нас два блока размещено на "Петрозаводскмаше", два на Ижоре (Балтийская и Тяньваньская АЭС). У нас открытый конкурс, на него заявиться может кто угодно", - прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО ("ЗиО") "Подольский машиностроительный завод" Игорь Котов. Старший аналитик инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Марков отмечает, что система открытых закупок при прочих равных условиях очень эффективна для снижения себестоимости производства. Для общей стоимостью АЭС разница становится ощутимой. "Конечно, у производителей несколько снижается объем прибыли, так как они вынуждены снижать цены в конкурентной борьбе, но, выставляя свои предложения на открытых конкурсах, они имеют больше возможностей для продажи (продукции)", - сказал Марков. Машиностроители смотрят на востокПри этом успешное развитие атомного машиностроения России зависит и от того, что смогут предложить российские производители потенциальным зарубежным клиентам, полагает Марков. "Складывается ощущение, что в Европе нашу продукцию не ждут. И это понятно - там есть крупные сложившиеся игроки, способные лоббировать свои интересы. Но есть азиатские рынки, и на них продвижение возможно", - отметил Марков. Исполнительный директор ЗАО "Петрозаводскмаш" Николай Шаколин добавил к вышесказанному, что с учетом развития отрасли на ближайшие 10-15 лет даже существующих сегодня мощностей может не хватить для реализации всех проектов. "Работы хватит всем. Сейчас Белоруссия, Турция, на пороге Индия - работы выше крыши, дай бог всем бы успеть сделать", - подчеркнул он. При этом количество стран, желающих стать игроками на мировом рынке атомной энергетики, постоянно увеличивается, и здесь машиностроительные мощности России пригодятся в полном объеме, добавил Арсеев. "Здесь опасений никаких. Вьетнам, Бангладеш, Турция уверенно идут к освоению атомной энергетики. Мы с большим оптимизмом смотрим на то, что оборудование, которое сегодня закупается и устанавливается, будет использоваться не только в атомной, но и в других отраслях. Я переживаю даже, что нам не хватит, надо будет еще закупать", - сказал глава "Атомэнергомаша". Не только атом"Атомэнергомаш" работает не только на рынке атомной энергетики, но и выполняет заказы для тепловой энергетики вообще, в частности, для нефтяников и газовиков, напомнил Арсеев. "То оборудование, которое сегодня устанавливается и модернизируется на "Петрозаводскмаше", точно так же планируется к использованию при наличии свободных производственных программ для тепловой энергетики (барабаны высокого и низкого давления), для нефтяников и газовиков (реакторные колонны). Это различные теплообменники, печи для подогрева нефти, энергетические котлы, аппараты воздушного охлаждения при компрессорных станциях, циклонные пылеуловители", - рассказал Арсеев. Марков добавил к этому, что спроса на продукцию, например, для нефтеперерабатывающей промышленности будет расти, пусть и незначительно. www.atomic-energy.ru Конкурентная борьба оздоровит атомное машиностроение РоссииФорум поставщиков атомной отрасли "Атомекс Северо-Запад"Активное развитие атомного машиностроения России возможно только при наличии системы открытых закупок, создании конкурентной среды и способности выпускать продукцию не столько для атомной отрасли, сколько для энергетического комплекса страны в целом, полагают опрошенные РИА Новости эксперты. Предложение и спрос В преддверии форума поставщиков атомной отрасли "Атомекс Северо-Запад" на заводе "Петрозаводскмаш" открылась линия по производству корпусов парогенераторов для АЭС. По плану, в 2014 году в столице Карелии начнут производить и корпуса для реакторов атомных станций, что позволит полностью замкнуть производственную цепочку комплектующих для АЭС в рамках машиностроительного дивизиона Росатома, ОАО "Атомэнергомаш". Ранее временно исполняющий обязанности генерального директора "Атомэнергомаша" Борис Арсеев заявил, что такое решение по наращиванию собственных производственных мощностей подстегнет конкурентов, но никак не помешает им выполнять заказы в атомной отрасли. "Когда началось активное возрождение программы атомной энергетики в стране и за рубежом, стало понятно, что, не имея каких-то своих базовых игроков в машиностроении, мы наталкиваемся на монополистские позиции и на сложность порой договориться по цене и где-то иногда и по срокам, и по требованиям к качеству. Именно поэтому был создан "Атомэнергомаш". Предприятия, которые входят непосредственно в отрасль, должны быть, как минимум, наравне, а то и лучше на фоне тех продуктов, которые производят конкуренты", - рассказал Арсеев. У Росатома есть "базовые игроки", но никто не отменял конкурентной среды, в которой им приходится существовать, соревнуясь в цене, качестве продукции и сроках ее изготовления не только с российскими, но и с зарубежными компаниями, подчеркнул Арсеев. "Чтобы иллюзий не было на тему того, что "ЗИО-Подольск" закупает корпуса только у "Петрозаводскмаша". Все корпуса парогенераторов, которые мы закупаем, проходят через торги. И в них участвуют и "Петрозаводскмаш", и Ижорские заводы. И ценообразование, также как и сроки - это основные вещи, по которым мы выбираем победителя. На сегодня у нас два блока размещено на "Петрозаводскмаше", два на Ижоре (Балтийская и Тяньваньская АЭС). У нас открытый конкурс, на него заявиться может кто угодно", - прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО ("ЗиО") "Подольский машиностроительный завод" Игорь Котов. Старший аналитик инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Марков отмечает, что система открытых закупок при прочих равных условиях очень эффективна для снижения себестоимости производства. Для общей стоимостью АЭС разница становится ощутимой. "Конечно, у производителей несколько снижается объем прибыли, так как они вынуждены снижать цены в конкурентной борьбе, но, выставляя свои предложения на открытых конкурсах, они имеют больше возможностей для продажи (продукции)", - сказал Марков. Машиностроители смотрят на восток При этом успешное развитие атомного машиностроения России зависит и от того, что смогут предложить российские производители потенциальным зарубежным клиентам, полагает Марков. "Складывается ощущение, что в Европе нашу продукцию не ждут. И это понятно - там есть крупные сложившиеся игроки, способные лоббировать свои интересы. Но есть азиатские рынки, и на них продвижение возможно", - отметил Марков. Исполнительный директор ЗАО "Петрозаводскмаш" Николай Шаколин добавил к вышесказанному, что с учетом развития отрасли на ближайшие 10-15 лет даже существующих сегодня мощностей может не хватить для реализации всех проектов. "Работы хватит всем. Сейчас Белоруссия, Турция, на пороге Индия - работы выше крыши, дай бог всем бы успеть сделать", - подчеркнул он. При этом количество стран, желающих стать игроками на мировом рынке атомной энергетики, постоянно увеличивается, и здесь машиностроительные мощности России пригодятся в полном объеме, добавил Арсеев. "Здесь опасений никаких. Вьетнам, Бангладеш, Турция уверенно идут к освоению атомной энергетики. Мы с большим оптимизмом смотрим на то, что оборудование, которое сегодня закупается и устанавливается, будет использоваться не только в атомной, но и в других отраслях. Я переживаю даже, что нам не хватит, надо будет еще закупать", - сказал глава "Атомэнергомаша". Не только атом "Атомэнергомаш" работает не только на рынке атомной энергетики, но и выполняет заказы для тепловой энергетики вообще, в частности, для нефтяников и газовиков, напомнил Арсеев. "То оборудование, которое сегодня устанавливается и модернизируется на "Петрозаводскмаше", точно так же планируется к использованию при наличии свободных производственных программ для тепловой энергетики (барабаны высокого и низкого давления), для нефтяников и газовиков (реакторные колонны). Это различные теплообменники, печи для подогрева нефти, энергетические котлы, аппараты воздушного охлаждения при компрессорных станциях, циклонные пылеуловители", - рассказал Арсеев. Марков добавил к этому, что спроса на продукцию, например, для нефтеперерабатывающей промышленности будет расти, пусть и незначительно. www.seogan.ru Машиностроительный комплекс РоссииМашиностроительный комплекс представляет собой совокупность определенных отраслей промышленности, продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями. Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства. Структура сферы машиностроенияЭта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В машиностроительный комплекс входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности. В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья. В состав машиностроительного комплекса входят: 1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение. 2. Станкостроение, отвечающее за выпуск различного рода станков.3. Транспортное машиностроение, включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере. 4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники, считающийся точным машиностроением. 6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности. Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции. Тяжелое машиностроениеВсе заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу. Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических прокатных станков), а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение. Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и доменные печи, а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств. Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов. Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений. Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ. Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии. Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы. Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д. СтанкостроениеДанная отрасль машиностроительного комплекса производит: - металообрабатывающий инструмент;- кузнечно-прессовое оборудование;- металлорежущие станки;- деревообрабатывающее оборудование. Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки. Транспортное машиностроениеОдной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций. Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства. Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования. Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроениеЭта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса. Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов. Приборостроение и электротехническая промышленностьПродукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров. Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами. На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции. Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием. Машиностроение для пищевой и легкой промышленностиВ данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю. Роль в народном хозяйствеЗначение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства. Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране. Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России. Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятийМашиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе. Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства. Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть. География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база. Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз. В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д. При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге. Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность. Испытываемые трудностиРазвитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, сельскохозяйственную технику, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны. Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта. Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции. Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи. fb.ru Нижегородская ярмарка атомного машиностроения. Портал машиностроенияЕще некоторое время назад считалось, что атомная отрасль является одной из самых закрытой сфер деятельности. Однако, в 2008 году, на Нижегородской ярмарке, этот стереотип был разрушен – здесь впервые состоялась Ярмарка атомного машиностроения, широко продемонстрировав всем достижения предприятий атомного машиностроения, возможности которых, как никогда на тот момент, были востребованы возрождающейся атомной отраслью России. Сегодня Форум «Ярмарка атомного машиностроения» доказал свою большую практическую значимость, став традиционным и популярным как среди предприятий – изготовителей оборудования для АЭС, так и среди гостей. Важно отметить, что желание внести вклад в повышение конкурентоспособности атомно-энергетического комплекса страны получает поддержку специалистов все большего числа предприятий и организаций разных отраслей, что подтверждает популярность «Ярмарки атомного машиностроения» в среде профессионального сообщества. ОАО «НИАЭП», как организатор Ярмарки, стремится повысить ее эффективность и результативность для каждого экспонента и участника открытых конкурсов. Ярмарки атомного машиностроения можно рассматривать как инфраструктурный проект, реализуемый в рамках создаваемого Нижегородского кластера атомной энергетики. Это укрепляет позиции региона как одного из значимых центров атомной отрасли Российской Федерации. Пусть совместная работа организаторов и участников Ярмарок принесет достойные плоды, и российская атомная энергетика поднимется на принципиально новый качественный уровень!
yamnnov.ru Конкурентная борьба оздоровит атомное машиностроение РоссииАктивное развитие атомного машиностроения России возможно только при наличии системы открытых закупок, создании конкурентной среды и способности выпускать продукцию не столько для атомной отрасли, сколько для энергетического комплекса страны в целом, полагают опрошенные РИА Новости эксперты. Предложение и спрос В преддверии форума поставщиков атомной отрасли "Атомекс Северо-Запад" на заводе "Петрозаводскмаш" открылась линия по производству корпусов парогенераторов для АЭС. По плану, в 2014 году в столице Карелии начнут производить и корпуса для реакторов атомных станций, что позволит полностью замкнуть производственную цепочку комплектующих для АЭС в рамках машиностроительного дивизиона Росатома, ОАО "Атомэнергомаш". Ранее временно исполняющий обязанности генерального директора "Атомэнергомаша" Борис Арсеев заявил, что такое решение по наращиванию собственных производственных мощностей подстегнет конкурентов, но никак не помешает им выполнять заказы в атомной отрасли. "Когда началось активное возрождение программы атомной энергетики в стране и за рубежом, стало понятно, что, не имея каких-то своих базовых игроков в машиностроении, мы наталкиваемся на монополистские позиции и на сложность порой договориться по цене и где-то иногда и по срокам, и по требованиям к качеству. Именно поэтому был создан "Атомэнергомаш". Предприятия, которые входят непосредственно в отрасль, должны быть, как минимум, наравне, а то и лучше на фоне тех продуктов, которые производят конкуренты", - рассказал Арсеев. У Росатома есть "базовые игроки", но никто не отменял конкурентной среды, в которой им приходится существовать, соревнуясь в цене, качестве продукции и сроках ее изготовления не только с российскими, но и с зарубежными компаниями, подчеркнул Арсеев. "Чтобы иллюзий не было на тему того, что "ЗИО-Подольск" закупает корпуса только у "Петрозаводскмаша". Все корпуса парогенераторов, которые мы закупаем, проходят через торги. И в них участвуют и "Петрозаводскмаш", и Ижорские заводы. И ценообразование, также как и сроки - это основные вещи, по которым мы выбираем победителя. На сегодня у нас два блока размещено на "Петрозаводскмаше", два на Ижоре (Балтийская и Тяньваньская АЭС). У нас открытый конкурс, на него заявиться может кто угодно", - прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО ("ЗиО") "Подольский машиностроительный завод" Игорь Котов. Старший аналитик инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Марков отмечает, что система открытых закупок при прочих равных условиях очень эффективна для снижения себестоимости производства. Для общей стоимостью АЭС разница становится ощутимой. "Конечно, у производителей несколько снижается объем прибыли, так как они вынуждены снижать цены в конкурентной борьбе, но, выставляя свои предложения на открытых конкурсах, они имеют больше возможностей для продажи (продукции)", - сказал Марков. Машиностроители смотрят на восток При этом успешное развитие атомного машиностроения России зависит и от того, что смогут предложить российские производители потенциальным зарубежным клиентам, полагает Марков. "Складывается ощущение, что в Европе нашу продукцию не ждут. И это понятно - там есть крупные сложившиеся игроки, способные лоббировать свои интересы. Но есть азиатские рынки, и на них продвижение возможно", - отметил Марков. Исполнительный директор ЗАО "Петрозаводскмаш" Николай Шаколин добавил к вышесказанному, что с учетом развития отрасли на ближайшие 10-15 лет даже существующих сегодня мощностей может не хватить для реализации всех проектов. "Работы хватит всем. Сейчас Белоруссия, Турция, на пороге Индия - работы выше крыши, дай бог всем бы успеть сделать", - подчеркнул он. При этом количество стран, желающих стать игроками на мировом рынке атомной энергетики, постоянно увеличивается, и здесь машиностроительные мощности России пригодятся в полном объеме, добавил Арсеев. "Здесь опасений никаких. Вьетнам, Бангладеш, Турция уверенно идут к освоению атомной энергетики. Мы с большим оптимизмом смотрим на то, что оборудование, которое сегодня закупается и устанавливается, будет использоваться не только в атомной, но и в других отраслях. Я переживаю даже, что нам не хватит, надо будет еще закупать", - сказал глава "Атомэнергомаша". Не только атом "Атомэнергомаш" работает не только на рынке атомной энергетики, но и выполняет заказы для тепловой энергетики вообще, в частности, для нефтяников и газовиков, напомнил Арсеев. "То оборудование, которое сегодня устанавливается и модернизируется на "Петрозаводскмаше", точно так же планируется к использованию при наличии свободных производственных программ для тепловой энергетики (барабаны высокого и низкого давления), для нефтяников и газовиков (реакторные колонны). Это различные теплообменники, печи для подогрева нефти, энергетические котлы, аппараты воздушного охлаждения при компрессорных станциях, циклонные пылеуловители", - рассказал Арсеев. Марков добавил к этому, что спроса на продукцию, например, для нефтеперерабатывающей промышленности будет расти, пусть и незначительно. www.aem-group.ru |