Eng Ru
Отправить письмо

В 2016 году в России будет использоваться лишь бензин 5 класса. Бензин 5 класса что это


В 2016 году в России будет использоваться лишь бензин 5 класса

29.06.2015

В 2016 году в России будет использоваться лишь бензин 5 класса

В 2016 году в России будет использоваться лишь бензин 5 класса

Не смотря на серьёзное положение нефтедобывающей промышленности и постепенное уменьшение объёмов ресурсов, нефть и её продукты (в частности, бензин) по-прежнему крайне востребованы и широко используются по всему миру. Особенно в России, где бензин пока что остается наиболее популярным и распространённым горючим для автомобилей и прочей техники. Конечно же, нельзя забывать про развитие альтернативных источников энергии и средств передвижения, например, "ТеслаКар", который работает на электрической энергии. Однако такие достижения на данный момент не могут быть реализованы в России в полной мере. Поэтому бензин остается единственным горючим средством. Понимая вред для окружающей среды и человека, компании, специализирующие на добыче нефти и производстве нефтепродуктов, работают в направлении улучшения качества готовых материалов. Благодаря этому на рынке уже появился бензин 5-ого класса. В России с начала 2015 года запрещён оборот горючих средств класса Евро-3, так как государство планирует уже в 2016 году перейти на более новый бензин последнего класса.

Согласно новому законодательному акту гражданский оборот горючего 3-ого класса на территории Российской Федерации запрещён. Это касается лишь общественных и личных транспортных средств. Небольшие объёмы бензина по-прежнему будут использоваться для специальной техники. В 2015 году в РФ можно реализовывать горючее не ниже 3-ого класса, то есть 4-ого и 5-ого. Такой выбор сделан неслучайно. Специалисты отмечают, что качество состава более нового типа горючего на порядок лучше. В частности, меньше содержание серы. Если у бензина класса Евро-3 выброс составлял около 0,2 граммов на 1 километр, то у Евро-4 этот показатель снизился до 0,07 грамма и стал самым низким и экологическим чистым. Учитывая плачевное состояние экологии планеты и отдельных областей, такое решение является наиболее перспективным и разумным.

Однако правительство РФ и ряд специализированных крупных компаний не собираются на этом останавливаться. Уже сейчас в Московской области активно ведутся работы по разработке проекта, согласно которому в 2016 году вся страна перейдёт на бензин последнего поколения - Евро-5. Пока что проект находится в стадии разработки и не принят. При этом уже несколько крупных участников рынка изъявили желание инициировать переход. Они заверили специалистов, что смогут полностью сменить профиль, не снижая объёмы поставок горючего.

Не стоит забывать и про самый главный вопрос, касающийся повышения цен на топливо. Специалисты единогласно утверждают, что повышение стоимости - процесс необратимый и предсказуемый. Но пока что никто не готов с уверенностью говорить о том, на сколько будет увеличена цена. Стоимость топлива в 2015 и 2016 году будет зависеть от множества факторов: цены на нефть и динамика их изменения, скорости перехода предприятий на выпуск топлива 5-ого класса, валютного курса, уровня инфляции и общего состояния экономики.

oilresurs.ru

действуют ли в России евростандарты? — журнал За рулем

С начала 2016 года российское топливо обязано соответствовать пятому экологическому классу. Но ведь таблички «Евро‑5» на заправках мы видим уже много лет — как это понимать?

По идее, с 1 января 2016 года все проблемы автомобилистов, связанные с некачественным топливом, должны были улетучиться. Основание —­Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011, который запрещает выпуск (равно как и обращение) после 31 декабря 2015 года бензина и дизтоплива экологического класса К4: все АЗС обязаны продавать горючее класса не ниже К5.

А я и так заливаю Евро‑5, скажут многие водители. И ведь действительно: на каждой третьей АЗС висят соответствующие таблички. По мозгам такая реклама лупит безотказно. Между тем изначально понятие «Евро» к качеству и составу топлива не имело никакого отношения. Евронормы регламентируют количество вредных выбросов в отработавших газах, а уже позднее для соблюдения этих экологических требований стали подтягивать показатели топлива. Естественно, и в России тоже. Но это за рубежом принято, что если автомобиль отвечает определенным эконормам, то и горючим его следует заправлять соответствующим. А у нас?

Автомобильное топливо: ЕВРО или ГОСТ?

Автомобильное топливо: ЕВРО или ГОСТ?

Требования к выпускаемым в России бензинам устанавливают три государственных стандарта. По ГОСТ Р 51105 выпускают бензины Нормаль‑80 и Регуляр‑92, по ГОСТ Р 51866 — Премиум Евро‑95 и Супер Евро‑98, по ГОСТ 32513 — АИ‑80, -92, —95 и —98. Кроме того, допускается соответствие и менее жестким нормативам, например ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации), которые производители разрабатывают сами. В любом случае маркировка бензина должна быть такой: АИ‑95‑К5 (бензин класса 5 с октановым числом 95). И присутствие в ней слова «Евро» — просто маркетинговый ход.

Материалы по теме

Если топливо производят не по ГОСТу, а по ТУ или СТО, то никакого «Евро» в его названии не может быть в принципе. Но и такое можно реализовывать на любых АЗС. Главное, чтобы соответствующие нормативные документы не противоречили Техрегламенту Таможенного союза. Кстати, по ним выпускают брендовые топлива — вроде Ultimate фирмы ВР.

На дизтопливо существует аж четыре стандарта. По ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают евродизтопливо, по ГОСТ Р 55475 — солярку для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 — остальные дизтоплива.

Откуда взялись два стандарта на «евродизель», причем абсолютно идентичных? Дело в том, что ГОСТ 32511 ввели по решению Таможенного союза. Рассчитывали, что он будет единым для России, Белоруссии и Казахстана. Но белорусы сказали, что им этот ГОСТ не нужен, потому что у них давно введен для топлива класс 5. Казахстан же отказался от него потому, что инфраструктура пока не готова. А в России так и остались два ГОСТа.

Запутались? Немудрено — семь ГОСТов, десятки всяких ТУ и СТО, а над ними еще Технический регламент. И всё это действующие, никем не отмененные документы.

Так есть ли в России так называемое евротопливо? С формальной точки зрения — нет и не должно быть. Ведь у нас для обозначения экологического уровня используют классы, а не слово «Евро». Технический регламент также игнорирует термин «Евро» и дает четкие указания, как именно следует маркировать топливо. Вот почему любые плакаты на АЗС типа «Соответствует Евро‑5» — это просто рекламный ход, в лучшем случае означающий соответствие топлива техрегламенту ТР ТС 013/2011 для класса К5.

Теперь главный вопрос: можно ли заливать топлива класса К5 в баки всех продающихся у нас автомобилей, включая самые современные иномарки? Отвечаю вопросом на вопрос: разве есть выбор? Впрочем, поинтересуемся мнением автопроизводителей.

Любые вывески на АЗС типа «Соответствует Евро-5» — рекламный ход!

Представители компаний Skoda, Ford, Volvo подтвердили: инструкции, прилагаемые к их автомобилям, рекомендуют заправляться топливом, выпущенным по Евронормали EN 228, - однако проблемы в этом они не

www.zr.ru

Переход на топливо класса 5 снизит загрязнение атмосферного воздуха — Российская газета

Благодаря переходу российских нефтеперерабатывающих заводов на выпуск более качественного топлива удалось стабилизировать экологическую обстановку в стране. Несмотря на ежегодное расширение автопарка, выбросы вредных веществ не увеличиваются с 2005 года. Полный переход на топливо класса 5 (Евро-5) позволит снизить содержание выхлопных газов в воздухе.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 135 городах России уровень загрязнения атмосферы характеризуется как высокий и очень высокий. Особенно плохо обстоит дело в крупных городах - 100% жителей Москвы и Санкт-Петербурга проживают в неблагоприятных условиях. Основным фактором загрязнения городского воздуха является автомобильный транспорт, на него приходится порядка 80% выбросов вредных веществ.

Число автомобилей с каждым годом увеличивается, но это не означает, что воздух должен становиться все хуже. Примером может служить Европа, которая значительно опережает Россию по уровню автомобилизации. С целью снижения нагрузки на окружающую среду в Европе постоянно вводятся в действие все более жесткие требования к моторному топливу. В 2008 году в России был принят Технический регламент, в целом повторяющий европейские нормы. К началу 2009 года Россия должна была полностью перейти на топливо классом не ниже Евро-3.

Все участники рынка были заранее проинформированы о необходимости проведения модернизации нефтеперерабатывающих заводов, но некоторые компании не смогли вовремя справиться с этой задачей. Правительство пошло им на уступку, отложив переход на выпуск бензина класса 3 на 2 года, дизельного топлива - на 3 года. Отсрочка пролетела быстро, и в 2011 году снова выяснилось, что не все заводы готовы выпускать топливо европейского уровня. Правительство во второй раз перенесло сроки, дав отстающим компаниям еще 2 года на модернизацию.

Несмотря на смягчение позиции государства, доля качественного топлива на российском рынке постоянно растет. Ряд компаний действует даже с опережением Техрегламента, например, нижегородский завод "ЛУКОЙЛа" начал производство бензина класса 3 еще в 2006 году. Именно с этого года Минприроды РФ отметило, что увеличение числа автомобилей перестало приводить к повышению загазованности воздуха. По данным, приведённым в государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году", максимум вредных выбросов автотранспорта пришелся на 2005 год, когда с выхлопными газами в атмосферу попало 15,4 млн тонн вредных веществ. К 2010 году автомобилей стало больше на 30%, но в атмосферу ушло "всего" 12,7 млн тонн вредных веществ, что соответствует уровню 1999 года, когда машин на дорогах было намного меньше.

"Повышение качества моторного топлива, реализуемого ведущими российскими нефтяными компаниями, способствует снижению загрязнения атмосферного воздуха", - такой вывод сделан в докладе минприроды. На сегодня о переходе на класс 5 уже объявила "Башнефть". Московский НПЗ "Газпром нефти" с апреля этого года полностью перешел на выпуск моторного топлива класса 4, а в апреле 2013 года планирует начать выпуск топлива класса 5. С 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы "ЛУКОЙЛа" в России перешли на производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих только классу 5.

К сожалению, в бочке меда нашлось место для солидной порции дегтя. Многие СМИ писали, что, целый ряд компаний, в их числе "Роснефть" и "Сургутнефтегаз", отстают от утвержденного графика модернизации. Они обратились к правительству с просьбой внести изменения в план ввода модернизированных установок на НПЗ. "Сургутнефтегазу" принадлежит всего один завод, и его проблемы носят локальный характер. "Роснефть" располагает одними из самых крупных мощностей по производству топлива в России.

"Нефтяные компании, не успевающие с модернизацией своих производств, в определенной степени тормозят развитие всей отрасли, задерживая переход на современные стандарты. Поэтому, если правительство проявит твердость и мы наконец-то перейдем на более высокий класс топлива, это не только будет позитивно для качества жизни граждан, так как значительно улучшит экологическую обстановку в городах, но и подтолкнет модернизацию всей отрасли. Я категорически против того, чтобы была дана очередная отсрочка. Те компании, которые проявили активность и взяли на себя ответственность, давно сумели модернизировать свои предприятия и уже выпускают топливо Евро-5. Россия и без того находится в роли догоняющего. Пока у нас делаются попытки отказаться от устаревшего топлива класса 2, страны Евросоюза готовятся в 2015 году перейти на нормы Евро-6", - заявил "Интерфаксу" член Совета Федерации, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны природы Константин Цыбко.

Как считает директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов: "У нас очень часто происходит перенос введения нормативных актов. Такая же история была с введением нормативов утилизации попутного газа, которое откладывалось несколько лет. Думаю, что государство должно быть последовательным и внедрять требования техрегламента по моторным топливам без поблажек для всех или для отдельных нефтяных компаний". "Мы знаем, что "Роснефть" уже заявляла о крупных инвестициях в нефтепереработку, и я надеюсь, что они дадут позитивный результат", - отметил он.

Благоприятные уровни цен на нефть, сложившиеся на мировом рынке, дают возможность беспрепятственно финансировать модернизацию предприятий. А это значит, что если государство не уступит просьбам тех компаний, которые затягивают переход на новые стандарты, то граждане России смогут реализовать свое право на чистый воздух.

rg.ru

Бензин – мифы и реальность

Помимо плохого качества дорог, неожиданных поломок дорогостоящих «железных коней» российским автолюбителям приходится сталкиваться с еще одной серьезной проблемой, суть которой заключается в массовом поступлении на отечественные заправки  бензина разного качества.

Важно осознавать, что низкокачественное топливо чревато не только для вашего авто, но и представляется серьезнейшим фактором загрязнения окружающей среды.

Хорошо известно, что на сегодняшний день на российском рынке есть все виды бензина от АИ-80 до АИ-98. Однако, разнообразие не всегда есть гарантия надлежащего качества продаваемого топлива. Но обо всем по порядку. Качество бензина зависит от октанового числа - чем оно выше, тем  топливо более устойчиво к детонации. А как известно, чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси может привести к поломке двигателя. На сегодняшний день по ГОСТу для определения октанового числа используют моторный и исследовательский метод детонационной стойкости. Характеристика бензина используется в обозначении - А (моторный) и АИ (исследовательский) В итоге виды бензина таковы:

  • А-76 - с октановым числом  не менее 76;
  • АИ-92 - с октановым числом не менее 92;
  • АИ-95 - с октановым числом не менее 95.

Кроме этого характеристика бензина - это его сорт. Различают плотность, температуру горения и замерзания. Так, например, топливо может быть летним и зимним. В бензине, предназначенном для зимнего сезона, гораздо больше содержание углеводородов и низкая температура кипения.

Так как определить качество? Во-первых, качество — это отсутствие примесей металлосодержащих присадок, которые запрещены техническим регламентом по топливу. Некоторые недобросовестные работники используют их для легкой «трансформации» АИ-80 в АИ- 95. При том не учитывая, что их наличие приводит к ухудшению работы двигателя, и в конечном итоге значительно уменьшает фактический срок службы автомобиля. А применение такого бензина вследствие наносит непоправимый вред окружающей среде. К великому сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что жителям нашей страны приходится дышать воздухом, в котором содержатся крайне вредные для здоровья вещества, попавшие в атмосферу вместе с автомобильными выхлопами.

Единственная карательная мера в отношении этой ситуации заключается в наложении денежного штрафа на владельца автозаправки. Совершенно очевидно, что величину подобного штрафа, которая в российских регионах составляет примерно от 15 тысяч руб до 50 тысяч руб, собственник более менее крупной заправки компенсирует всего за несколько дней полноценной работы.

В итоге в этой сложной ситуации стоит полагаться на себя и на свои знания. Зачастую на уловки АЗС попадаются покупатели, не знающие о своих правах. В результате наплевательское отношение к покупке товара приводит к печальным последствиям. Итак, о чем еще необходимо знать автомобилисту о бензине?

Все мы привыкли обращать внимание на маркировку заправляемого бензина (АИ-80, АИ-92, АИ-95), но кроме этого нужно знать о классе бензина (класс 2, класс 3, класс 4, класс 5). Он упоминается на кассовом чеке, рядом с указанием октанового числа. Например: "АИ-92 класс 3" или "АИ-95-4". Для авто безопасным будет класс 4 и 5. А бензин класса 2 и 3 не может быть качественным и экологичным по определению.

По поводу приставки «Евро». Стоит четко понимать, что раскрученные маркировки от «Евро-1» до «Евро-5» вовсе не обозначают супер качественные разновидности бензина, а указывают всего лишь на соответствие европейским экологическим стандартам, которые регламентируют содержание в автомобильных выхлопах углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твердых частиц.

Для определения качества бензина появился еще один помощник для потребителя — это так называемые экспресс-тесты. С помощью них можно проверить топливо на наличие запрещенных металлосодержащих присадок, которые наносят огромный вред. Пользоваться экспресс-тестом очень просто, достаточно промокнуть «полоску» в бензине и подождать пару минут. Провести процедуру лучше до покупки топлива, например, воспользоваться остатками бензина в заправочном пистолете. Если тест выявит зловредную присадку, лучше с заправки поскорее уезжать.

И о самом важном. Не забывайте проверять получаемый кассовый чек и не стесняйтесь требовать от сотрудников АЗС заправки высококачественным топливом. И помните, что на качестве не экономят!

Доброй дороги!

ai-92.ru

от южных гор до северных морей — журнал За рулем

Мы с интересом исследовали бензины из двенадцати различных регионов России.

1

Профессор Генри Хиггинс из «Пигмалиона» легко определял родословную человека по его произношению. Интересно, а насколько одинаковыми окажутся 95-е бензины, приобретенные в разных регионах России? Нет ли у них своего рода «акцента» — калмыцкого или, скажем, архангелогородского? И поймет ли такие «диалекты» двигатель? Что же, проедем по стране «с южных гор до северных морей», закупим бензин на дюжине разных АЗС да и сравним. О том, как это происходило, — в нашем лирическом отступлении.

Требования Техрегламента к разным экологическим классам горючего (так у нас официально называются «евры») приведены ниже. Оценим также октановое число и содержание смол — параметры, важнейшие как для мотора, так и для экологии. Сделаем вид, будто не знаем, что чья-то мудрая рука исключила именно эти параметры из инспекционного контроля.

А после химической лаборатории сожжем остатки горючего на стендовом моторе, чтобы посмотреть реакцию реального двигателя на незнакомый «диалект».

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Таблицы и схемы открываются в полный размер по клику мышки.

УГАНДА ПОЗАДИ

Из двенадцати образцов лишь два оказались явно некондиционными (коды 4 и 5). В обоих случаях — проблемы с октановым числом плюс явный перебор бензола и серы. Такие топлива опасны и для окружающей среды, и для современного мотора. Конечно, дедушкин 412-й скушает их за милую душу и не поперхнется, но, раз с точки зрения Техрегламента они некондиционные, всё, дальше о них молчим.

Гораздо удивительнее другое: по составу все бензины оказались не хуже третьего класса, а половина — и вообще четвертого! А как же известное сравнение с Угандой? Пару лет тому назад СМИ писали, что по уровню качества бензинов у нас всё хуже, чем в этой африканской стране… Но тогда международные эксперты анализировали топлива по содержанию серы. Смотрим в таблицу: из двенадцати образцов восемь (!) уложились в 50 ррm серы, то есть в требования класса 4, при этом два из них вообще залезли в требования класса 5! Еще два — уверенный класс 3. Неожиданный и очень обнадеживающий результат. Вспомните, где бензины отбирались: только один был столичным, а остальные — со всей России.

КОМУ ДОБАВКИ?

Так что же добавляют в российский бензин? Ни железа, ни марганца, ни свинца ни в одном образце не нашлось. Более того, некогда любимого бодяжниками монометиланилина (ММА) нашлось совсем чуть-чуть только в одном бензине (код 4), который мы уже заклеймили. Метанола — нет, других спиртов — тоже. Нашелся только разрешенный МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), причем в допустимых концентрациях.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОВЕРЕННЫХ БЕНЗИНОВ

Особо продвинутых читателей приглашаем обратить внимание на две строчки в таблице: «Эфиры С5 и выше» и «Содержание МТБЭ». Главный эфир «С5 и выше» — это МТБЭ и есть. И для большинства проб эти цифры совпадают. А вот там, где этого совпадения нет, в топливо намешано что-то непонятное, а потому непредсказуемое. Отличились здесь три образца — коды 4, 5 и 6. Впрочем, одно это не делает их некондиционными (не запрещено — значит, разрешено). Но все-таки интересно — а что еще за «эфиры С5 и выше» туда намешаны?

ЭФИРЫ И МОТОРЫ

Если всё (кроме двух образцов) кондиционно, то откуда разница, выявляемая на моторе? Она невелика (1,5…2,0% в мощности и расходе бензина), но все-таки есть. Профессор Хиггинс подобные нюансы замечает мгновенно!

Дело в том, что при практически одинаковых октановых числах и углеводородном составе бензинов основная разница определяется содержанием высокооктанового компонента — того самого МТБЭ. При больших концентрациях он заметно меняет и скорость сгорания топлива, и его теплотворную способность. Поэтому есть некий оптимум его содержания. А в наших образцах оно менялось от 0,5 до 9,3%. Там, где есть перебор, заметны снижение мощности и рост расхода топлива. Зато доля СО в отработавших газах падает: эфиры содержат много кислорода.

Содержание серы и МТБЭ в бензине (при отсутствии других присадок) в определенной степени характеризует уровень технического совершенства технологий синтеза бензинов на НПЗ. Чем современнее производство, тем меньше требуется МТБЭ для получения 95-го. И тем меньше в нем будет серы.

Смотрите таблицу — и делайте выводы сами. Нехороший бензин с кодом 4 здесь не показатель — в нем использовано что-то другое.

МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОВЕРЕННЫХ БЕНЗИНО

www.zr.ru

Бензин неэтилированной марки АИ-95-К5

Неэтилированный бензин АИ-95-К5 — самое популярное топливо для современных иномарок. Качественный, хорошо очищенный бензин АИ-92-К5 без токсичных присадок производит минимальный выброс вредных веществ в атмосферу, а также не оказывает вредного воздействия на топливную систему автомобилей.

Характеристики:

  • октановое число — 87 по моторному методу и 95 — по исследовательскому;
  • отсутствие металлосодержащих присадок — бензин безопасен для окружающей среды и для двигателя автомобиля;
  • температура кипения от +33°С до +205°С;
  • бензин содержит октаноповышающую присадку МТБЭ (3,110 %), которая повышает октановое число, уменьшая нагрузку на поршни двигателя, а также снижает уровень вредных веществ в топливе;
  • класс Е (межсезонный) по климатическому району применения.

Подтверждение соответствия качества:

  • технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и мазуту»;
  • ГОСТ 32512-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный».

Сотрудничество с ООО «ЮНИТРЕЙД» — это:

Выполнение всех договорных обязательств, даже при изменении конъюктуры рынка

Полный контроль логистических схем

Соответствие продукции ГОСТам и ТУ заводов-производителей

Поставка продукции напрямую с заводов-производителей, наши партнеры – крупнейшие вертикально-интегрированные компании России

Беспрерывная работа и немедленное реагирование на запрос Клиента

Регулярный анализ и прогнозирование рынка нефтепродуктов

unitreid-group.com

К4, АИ и октановое число: 8 актуальных вопросов о качестве бензина в Казахстане

Характеристики бензина зависят от разных факторов: способа переработки нефти, из которой этот бензин произведён, экологического класса топлива, добросовестности АЗС, на котором этот бензин продавался, и много от чего ещё. Объективно оценить качество топлива можно только в специальной лаборатории, но каждому автомобилисту пригодятся хотя бы базовые знания о бензине, чтобы избежать поломок автомобиля по вине топлива.

1. Как расшифровываются марки бензина – "А" и "АИ"?

Казахстанские АЗС предлагают четыре вида бензина: АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Обозначение каждой марки включает три группы знаков. Буква "А" в аббревиатуре "АИ" означает, что этот бензин предназначен для заправки автомобилей (самолётам, например, не подходит). Буква "И" в той же аббревиатуре значит, что октановое число топлива определили при помощи исследований в лаборатории. За пределами СНГ результаты измерения обозначают как MON (моторный метод) и RON (исследовательский метод). Бензин, в обозначении которого присутствует буква "И", называется "высокооктановым".

Цифры 80, 92, 95, 98 в названии марок бензина обозначают октановое число.

В техническом регламенте Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", ратифицированном в Казахстане, написано, что информация о наименовании, марке топлива и экологическом классе должна быть размещена на топливно-раздаточном оборудовании и кассовых чеках, выдаваемых на заправках. Какая именно информация: наименование, марка и экологический класс топлива. По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

2. Что означает октановое число "80", "92", "95" и "98", которое мы видим, когда покупаем бензин?

Октановое число – главная характеристика бензина, которая говорит о его детонационной стойкости. Бензин попадает в двигатель, сгорает и за счёт этого приводит автомобиль в движение. Если октановое число высокое, бензин в цилиндре двигателя загорается в нужный момент и толкает поршень с нужной силой. Но если октановое число топлива ниже, чем требуется автомобилю, бензин сгорает слишком быстро и детонирует, то есть взрывается, нарушая рабочий цикл двигателя. Такие взрывы приводят к ускоренному износу двигателя.

Детонационная стойкость всех марок бензина вычислена в лабораторных условиях и складывается из содержания в топливе изооктана и н-гептана. Изооктан почти не взрывоопасен – это эталон, детонационная стойкость которого берётся за 100 условных единиц. Н-гептан, напротив, может воспламениться при малейшем повышении давления. Его детонационная стойкость равна 0. Поэтому в составе АИ-92 условно содержится 92% изооктана и 8% н-гептана.

3. Высокое октановое число говорит о том, что бензин качественный?

Октановое число – это только одна из характеристик топлива. Для повышения октанового числа используются различные присадки. Раньше широко использовался тетраэтилсвинец, но он ядовитый, сильно загрязняет атмосферу и быстро выводит из строя каталитические нейтрализаторы и датчики, без которых не эксплуатируется ни один современный автомобиль. Ещё один популярный вид присадок – ферроценн – образовывает налёт на свечах зажигания, из-за чего они быстро выходят из строя.

Современные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) чаще используют более экологичные и относительно безвредные для машин присадки на основе эфиров или спиртов. Но они подходят только для высокооктанового топлива, потому что если содержание эфиров и спиртов в топливе превысит 15%, топливо начнёт разъедать резиновые и пластиковые патрубки и датчики.

4. А как вообще производят современный бензин?

Бензин – это нефтепродукт, состоящий из углеводородов с примесями серных, азотных, кислородосодержащих соединений. Важнейшая задача при производстве – достигнуть баланса легких и тяжелых фракций углеводородов, от которого зависит испаряемость топлива.

Самый простой и архаичный способ производства бензина – прямая перегонка. Нефть нагревают, чтобы отделить легкие фракции (светлые углеводороды) от тяжёлых – они испаряются и выпадают в виде конденсата. При прямой перегонке из литра нефти обычно получается всего 150 мл бензина с низким октановым числом до 65 единиц. Чтобы получить из него АИ-92, полуфабрикат разбавляют присадками, повышающими октановое число. Но даже с добавлением присадок, качество такого топлива оставляет желать лучшего.

Крупные НПЗ перешли на многоступенчатое производство. В Казахстане топливо на трёх главных НПЗ производят с применением технологий каталитического крекинга и риформинга. Октановое число и качество бензина значительно выше, чем в первом случае. К примеру, процесс риформинга может повысить октановое число нефтепродукта до 97-98 единиц по исследовательскому методу. Но топливные присадки всё ещё нужны.

5. А есть какие-то международные стандарты, регламентирующие качество бензина?

Да. Экологический класс топлива. Это международный регламент с требованиями к составу бензина с учётом его влияния на окружающую среду.

С 1 января 2018 года в Казахстане запрещено производство и реализация бензина и дизельного топлива ниже класса Евро-4. В странах Таможенного союза (ТС) действует свой экологический стандарт "K", идентичный "Евро". Бензин класса К4 содержит 50 мг/кг серы, а К5 - 10 мг/кг. Это в 10–50 раз меньше, чем в устаревшем К2. Также, в топливе К4 и К5 в пять раз снизили долю бензола.

Сокращение количества серы в составе бензина снижает её негативное воздействие на автомобиль. При сгорании топлива образуются серная и сернистая кислоты, которые разъедают силовой агрегат двигателя, катализаторы и выпускные системы. Что касается бензола, машины на бензине К4 и К5 производят меньше токсичных выбросов с отработавшими газами в атмосферу. Уменьшается и нагарообразование в камерах сгорания и на клапанах двигателя. А ещё производство и использование бензина класса К5 исключает использование высокотоксичной присадки монометиланилина (ММА).

6. Каким бензином лучше заправлять автомобиль?

Оптимальное октановое число бензина зависит от степени сжатия двигателя вашего автомобиля. В идеале заправлять машину надо той маркой топлива, которую рекомендует производитель. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации или уточнить в сервисном центре.

Бензин на заправках не всегда соответствуют заявленному октановому числу. Детонацию в двигателе предотвращает специальный датчик. Это устройство, как микрофон, улавливает изменения в работе мотора. Если под видом 95-го бензина вам залили 92-й, система автоматически скорректирует работу мотора, чтобы предотвратить детонацию. Датчик подаст сигнал на электронный блок управления двигателем, а тот подстроит режимы подачи топлива и зажигания. На низких и средних оборотах водитель не почувствует разницы в топливе, но сильно разгоняться тоже не стоит. Датчик может и не справиться.

Если ваш автомобиль рассчитан на АИ-92-95, а вы заправили его бензином с большим октановым числом, хуже двигатель работать не будет – немного снизится расход топлива, но мощности не прибавится. А вот владельцам старых машин, рассчитанных на низкооктановое топливо (АИ-80), резко менять бензин не рекомендуется.

7. Если всё топливо, которое продаётся в Казахстане, должно соответствовать единому стандарту, почему оно продаётся по разным ценам?

Разница цен на бензины возникает из-за особенностей их производства. К примеру, изготовление топлива марки АИ-98 требует более сложных технологий, чем АИ-92. Продвинутый НПЗ может производить качественный бензин АИ-92 фактически без октаноповышающих присадок. Чтобы получить бензины АИ-95 и АИ-98, понадобятся эфиры. При этом базовый бензин должен обладать относительно высоким октановым числом и пройти вторичные стадии обработки до смешения топлива с присадкой.

На деле же автовладельцев нередко обманывают. На АЗС под видом высокооктанового бензина могут продать низкокачественное топливо, разбавленное токсичными присадками, или смесь из разных марок. Определить качество бензина до заправки в бензобак и без пары километров хода практически нереально, и, хотя существуют бытовые экспресс анализаторы, они не гарантируют точную оценку октанового числа. Такие устройства настроены на определённые параметры топлива. Учитывая, что каждый НПЗ выпускает свой нефтепродукт, анализатор может не распознать незнакомый бензин. Поэтому рекомендуем заправлять автомобиль преимущественно на проверенных АЗС с хорошей репутацией.

8. Выходит, обычному автомобилисту недоступна процедура проверки качества топлива. Но АЗС то как-то его проверяют?

Ещё одна проблема – отсутствие строгого единого контроля качества бензина со стороны государства. В лучшем случае крупные сети АЗС самостоятельно проверяют качество своей продукции на нефтебазах и автозаправках. У некоторых компаний кроме стационарных лабораторий есть и мобильные. Они тестируют бензин на АЗС по всей сети минимум раз в месяц.

В лабораторные экспресс-анализаторы загружена база с эталонными параметрами бензинов, которым должны соответствовать проверяемые образцы. Если прибор не распознаёт бензин или не может оценить некоторые его параметры, лаборант сразу об этом узнаёт. При этом библиотека образцов регулярно обновляется. Увы, такие передвижные лаборатории проверяют АЗС далеко не в каждом казахстанском городе, поэтому автовладельцам остаётся рассчитывать на проверенные заправки, где налажен внутренний контроль качества.

informburo.kz


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта