Eng Ru
Отправить письмо

Эксплуатация бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Бесхозяйные сети


К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей - определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.

Границы эксплуатационной ответственностиГраницы эксплуатационной ответственности

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит - предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными. Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Минстрой РФ подготовил проект типового договора собственников с РСОМинстрой РФ подготовил проект типового договора собственников с РСО

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт. Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

roskvartal.ru

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях - Новости | Благодатное

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей - определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.

Подробнее об определении границ эксплуатационной ответственности можно прочитать в этой статье.

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит - предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

О том, что входит в состав общедомового имущества, читайте в этой статье.

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываютсяФедеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными. Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

О том, как осуществляется коммерческий учёт теплоэнергии, читайте в этот статье.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт. Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). 

blagodatnoe22.ru

Обслуживание бесхозных тепловых сетей

Вопрос: 

У нас в городе есть керамический завод, на территории которого располагается котельная, поставляющая теплоноситель в 14 многоквартирных дома, обслуживаемых ЖЭУ. Наружные теплосети за пределами территории завода оказались бесхозными и ЖЭУ их передали в хозяйственное ведение. Предприятие "Теплосеть" отказалась их принимать не только на баланс, но и брать в аренду. Как и с кем решить вопрос по обслуживанию сетей, так как ЖЭУ не располагает не технической, не финансовой возможностями.

 

Ответ:

Бесхозяйные тепловые сети переходят в муниципальную собственность. До такого перехода орган местного самоуправления назначает обслуживать их ту теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети.

Однако в рассматриваемом случае, бесхозяйные сети перешли в собственность органа местного самоуправления, и он, как собственник, получил права владения, пользования и распоряжения ими, которые реализовал, передав сети в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия. Следовательно, для того, чтобы каким-либо образом снять с себя бремя содержание тепловых сетей, унитарному предприятию необходимо осуществить соответствующее согласование с его собственником - органом местного самоуправления.

 

Обоснование:

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), бесхозяйные недвижимые вещи (в том числе и тепловые сети) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (Росреестром), по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные сети.

Если суд не признает бесхозяйные сети поступившими в муниципальную собственность, то их может либо принять в собственность оставивший их собственник, либо такие сети могут быть приобретены в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество.

Однако п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") говорит о том, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на эти сети в порядке ст. 225 ГК РФ, в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Расходы на обслуживание таких сетей включаются в тарифы соответствующей организации.

Принятие на обслуживание бесхозяйных сетей в порядке ст. 15 Закона "О теплоснабжении" не отменяет необходимости принятия их в собственность органом местного самоуправления.

В рассматриваемой ситуации, сети теплоснабжения, не имеющие собственника, были переданы в хозяйственное ведение организации, осуществляющей содержание и текущий ремонт многоквартирных домов.

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Из п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон "Об унитарных предприятиях") следует, что имущество унитарного предприятия закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения его собственником.

Таким образом, сети теплоснабжения, не имевшие собственника, перешли в собственность муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В рассматриваемом случае, орган местного самоуправления реализовал свое право собственности на сети теплоснабжения путем их передачи в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию.

В силу п. 2 ст. 18 Закона "Об унитарных предприятиях", государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Следовательно, для того, чтобы каким-либо образом снять с себя бремя содержание тепловых сетей, необходимо осуществить соответствующее согласование с его собственником - органом местного самоуправления.

perekos.net

Кому обслуживать брошенные коммунальные сети? | Статьи | ТРУБОПРОВОД.рф

Долго ли может оставаться без собственника имущество, которое в состоянии давать реальную прибыль? Если говорить о коммунальных сетях – то десятилетиями. Причем трубы не просто лежат и не работают в финансовом плане – они изнашиваются, выходят из строя и требуют ремонта.

Около половины коммунальных аварий в Воронеже происходит как раз на бесхозяйных сетях. И какова их протяженность – никто сегодня точно сказать не может: специалистами мэрии регулярно выявляются все новые и новые брошенные объекты.

Невостребованные километры

Какие сети можно считать бесхозяйными? По словам заместителя руководителя управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа Тины Кравченко, прежде всего это сети государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества. Они не были в свое время внесены в реестры федерального и государственного имущества Воронежской области и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность. Кроме того, сюда же относятся сети предприятий, признанных банкротами, и сети частного сектора жилой застройки. Это – если говорить о трубопроводах еще советского времени.

Впрочем, есть среди бесхозяйных сетей и достаточно новые, проложенные лишь несколько лет назад. Это – объекты инфраструктуры ко вновь построенным объектам жилищного фонда, не оформленные и не переданные эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Итоги недели с 30 ноября по 6 декабря. УрФО, 7 декабря 2009-16:06 - ФедералПресс

Наличие такого рода сетей было постоянной головной болью воронежской мэрии, которой регулярно требовалось изыскивать бюджетные средства для ликвидации аварий на них. Вкладываться в ремонт приходилось и жизнеобеспечивающим муниципальным предприятиям, которые даже при всем желании не могли поставить их на свой баланс. Вплоть до 2004 г. прием этих объектов оформлялся не по процедуре «бесхозяйных», а как имущества казны РФ, что давало возможность получать хотя бы частичное финансовое сопровождение из федерального бюджета. Но – не позволяло зарегистрировать право муниципальной собственности на них. Как итог – невозможность принять их со стороны эксплуатирующих предприятий.

В 2004 г. нормативная база по приему таких объектов на баланс ресурсоснабжающих организаций изменилась, но процесс все равно шел крайне медленно. И только в 2009 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об энергосбережении…» эта работа в Воронеже активизировалась.

Пиковыми в этом вопросе стали 2011-2012 гг., когда в региональном управлении Росреестра на учет было поставлено примерно 2,5 тыс. объектов общей протяженностью 276,5 км. В настоящее же время, говорит Тина Кравченко, работа по оформлению права муниципальной собственности через процедуру признания их бесхозяйными ведется по 3658 выявленным объектам инженерной инфраструктуры общей протяженностью сетей 492,9 тыс. м.

Утром деньги – вечером трубы

Но бесхозяйные сети мало признать таковыми и принять в муниципальную собственность. Их необходимо еще передать соответствующей эксплуатирующей организации. И если, например, по сетям холодного водоснабжения таких вопросов практически не возникает, то кому передавать сети отопления и горячего водоснабжения – вопрос достаточно серьезный из-за большого количества поставщиков ресурса, представленных на воронежском коммунальном рынке.

Год назад на встрече губернатора Алексея Гордеева с руководителем ООО «Воронежская теплосетевая компания» (дочерняя структура ОАО «Квадра») Николаем Назаровым была достигнута договоренность, что именно «Воронежская ТСК» возьмет на себя эти обязательства, а область найдет возможность компенсировать затраты на их исполнение для ресурсо­снабжающей организации.

Впрочем, проблема усугубляется тем, что ресурсоснабжающие организации не испытывают особого восторга от перспективы брать на свой баланс эти объекты, потому что структуры, ответственные за формирование тарифной политики, не спешат включать суммы на их обслуживание в тариф для предприятий.

– В законе четко обозначено, что эти средства должны быть учтены в тарифе, – пояснил в ходе одного из совещаний в мэрии градоначальник. – Если есть какие-то проблемы во взаимодействии с областным управлением по тарифам, то я возьму на себя решение данной проблемы.

Повезло или. Двадцать свердловчан будут проходить военную службу в Президентском полку - до этого они прошли долгий и сложный от

Это, к слову, был не первый конфликтный момент в отношениях администрации города и ООО «Воронежская ТСК». Так, еще в апреле текущего года Николай Назаров утверждал, что решением проблемы бесхозяйных сетей могут стать консолидированные вложения компании и городских властей на обновление ничейного имущества. Мысль эта прозвучала сразу после того, как Арбитражный суд по иску мэрии обязал структуру ОАО «Квадра» взять на обслуживание 646 бесхозяйных вводов в систему отопления до их оформления в городскую собственность.

Бесхозяйные вводы на тот момент стали настоящим бичом воронежской «коммуналки». Несмотря на то, что обязанность по их обслуживанию не лежала на плечах управляющих компаний и ТСЖ, именно от эксплуатирующих организаций контролирующие структуры требовали проведение их ремонта. Нет ремонта – нет паспортов готовности домов к зиме. Это, в свою очередь, открывало широкий простор для разгула коррупции: в результате паспорта подписывались, вводы не ремонтировались, а во время холодов на них регулярно возникали аварии.

И сказать, что проблема сегодня решена, пока что нельзя. Поэтому передачу сетей на баланс профильным организациям, говорят в мэрии, необходимо ускорить. Но составление технической документации на бесхозяйные объекты стоит денег, которые не всегда возможно изыскать.

– Подобные затраты обязательно будут компенсированы, – убежден руководитель городского управления ЖКХ Игорь Черенков. – Нам приходится значительно больше средств тратить на ликвидацию аварий, возникающих на этих сетях. Плюс – наша аварийная служба уже не всегда может справиться с возникающими проблемами оперативно. Требуется ее усиление, а это – тоже вопрос не одного дня.

Новые, но – бесхозяйные

Но проблема кроется не только в деньгах, вернее, в ограниченном их количестве. Осложняют эту работу, например, внутренние инструкции, существующие в управлении Росреестра по Воронежской области.

– Например, управление принимает от одного заявителя не более пяти дел в день, – поясняет Тина Кравченко. – Значит, передача только подготовленных в настоящее время документов на 296 бесхозяйных объектов зай­мет более трех месяцев. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 утверждено, что после постановки объектов на учет заявителю направляется выписка из Единого государственного реестра прав. На деле же мы получаем ее только после направления запросов в управление Росреестра, что также замедляет процесс передачи этих объектов на обслуживание специализированным организациям.

Плюс к этому, говорит зам­.руководителя управления имущественных и земельных отношений, серьезной проблемой становится появление все новых и новых участков бесхозяйных сетей за счет ввода новых объектов жилищного строительства. Застройщики за счет средств жителей прокладывают сети, которые не передают потом на обслуживание ресурсоснабжающим организациям. Управляющие же компании несут ответственность лишь за сети внутри дома. Вот и получается, что десятки и сотни метров трубопроводов, едва только появившись, сразу получают статус бесхозяйных.

Из Корчемкино построят новый водопровод. Киров в мире

– По нашему мнению, все объекты инженерной инфраструктуры должны отражаться в разрешении на ввод в эксплуатацию, – уверена Тина Кравченко. – Застройщикам необходимо предоставлять на них кадастровые паспорта, а также определять эксплуатирующие организации, которые будут осуществлять техническое обслуживание инженерных сетей и которые должны подписывать документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям. Все это предусмотрено подпунктом 7 п.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.

Наибольший удельный вес среди бесхозяйных сетей в Воронеже имеют сети отопления и горячего водоснабжения. Из 3658 объектов общей протяженностью 492,9 тыс. погонных метров на их долю приходится 2345 (178,3 тыс. п. м). Сети же водоснабжения и канализации хоть в совокупности и насчитывают менее 500 объектов, имеют общую протяженность без малого 220 тыс. п. м.

Источник:http://www.bereg.vrn.ru/13472.html

xn--90acg2babefdpm.xn--p1ai

Эксплуатация бесхозяйных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Эксплуатация бесхозяйных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Подробности Опубликовано 21.06.2017 12:43 Просмотров: 1662

Как показывает статистика, в населенных пунктах нашей страны насчитывается огромное количество бесхозяйных участков сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, которые повсеместно участвуют в процессе ресурсоснабжения.

Вместе с тем, бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения представляют определенную проблему для ресурсоснабжающих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Каким же образом распределяются обязанности и ответственность по обслуживанию таких сетей?

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь.

В ч. 3 ст. 225 Кодекса установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.

Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей устанавливает Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 года   № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

1. Эксплуатация бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения

 Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - №416-ФЗ), при выявлении бесхозяйных водопроводных и канализационных инженерных сетей и в случае подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных инженерных сетей, эксплуатацию таких объектов осуществляет гарантирующая организация или ресурсоснабжающая организация (сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным сетям) водоснабжения). Эта ответственность ложится на ресурсоснабжающую организацию со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных инженерных сетей до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. Частью 6 ст.8 №416-ФЗ определено, что расходы ресурсоснабжающей организации на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются органами регулирования тарифов при установлениии тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. №406. В силу пункта 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения.

В то же время законодательством не возлагается на ресурсоснабжающую организацию какие-либо обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных водопроводных сетей, пока органом местного самоуправления не будет издан соответствующий ненормативный акт. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Соответственно до подписания передаточного акта ответственность за содержание бесхозяйных инженерных сетей ложится на орган местного самоуправления.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные системы.

В порядке применения п. п. 28 и 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при передаче бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения в установленном порядке в расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации по ее заявлению могут включаться расходы на обслуживание бесхозяйных объектов в составе неподконтрольных расходов.

 2. Эксплуатация бесхозяйных сетей теплоснабжения

 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание, а также обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок предусматривает, что затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в размере, предусмотренном методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года №760-Э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен в сфере теплоснабжения».

 

minenergo.kbr.ru

необходимые изменения в законодательстве и судебной практике (Матиящук С.В.)

Все статьи > Бесхозяйные тепловые сети в гражданском обороте: необходимые изменения в законодательстве и судебной практике (Матиящук С.В.)

Бесхозяйные тепловые сети в гражданском обороте: необходимые изменения в законодательстве и судебной практике (Матиящук С.В.)

Согласно пункту 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под бесхозяйной тепловой сетью понимается совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и не имеющих эксплуатирующей организации. Внимательный анализ этой дефиниции наглядно показывает различие между категориями "бесхозяйная вещь" и "бесхозяйные тепловые сети". Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника, чей собственник неизвестен или от права собственности на которую собственник отказался. В свою очередь, единственный признак, позволяющий отнести ту или иную тепловую сеть к бесхозяйной, - отсутствие эксплуатирующей организации. Определенным оправданием такого подхода законодателя к определению бесхозяйных тепловых сетей служит необходимость соблюдения принципа обеспечения бесперебойного и надежного снабжения потребителей тепловой энергией. И, безусловно, на рынке тепловой энергии правовое регулирование отношений должно строиться по данному принципу.В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей именно на органы местного самоуправления возлагается обязанность по определению организации, которая будет осуществлять их содержание и обслуживание. В роли такой организации может выступать:- теплосетевая организация, чьи тепловые сети непосредственно соединены с бесхозяйными сетями;- единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения, куда входят бесхозяйные тепловые сети, осуществляющая их содержание и обслуживание.В первом случае исходным критерием для выбора теплосетевой организации выступает наличие непосредственного присоединения бесхозяйных объектов к сетям данной организации, которая их использует в своей основной деятельности. А во втором случае таким критерием выступает наличие в системе теплоснабжения единой теплоснабжающей организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов. При этом необходимо учитывать, что создается единая теплоснабжающая организация только при определенных условиях. Статья 12 Закона о теплоснабжении закрепляет возможность отказа от регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; другими словами, закрепляется возможность формирования некоей конкурентной среды на рынке тепловой энергии. В случаях, когда состояние рынка тепловой энергии не соответствует определению естественной монополии, например при наличии нескольких теплоснабжающих организаций в одной системе теплоснабжения, может быть осуществлен переход в состояние конкурентного рынка тепловой энергии, т.е. применение свободных (нерегулируемых) цен на тепловую энергию.В ходе проводимых преобразований на рынках электрической и тепловой энергии понятие "энергоснабжающая организация" стало родовым по отношению ко вновь создаваемым субъектам, осуществляющим производство и (или) реализацию энергии. К числу последних на рынке тепловой энергии относится единая теплоснабжающая организация, а на розничных рынках электрической энергии - гарантирующий поставщик. И единая теплоснабжающая организация, и гарантирующий поставщик представляют собой особую сбытовую коммерческую организацию, обязанную заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя, но при условии нахождения энергопотребляющих установок потребителя в данной системе энергоснабжения. Целью создания единой теплоснабжающей организации и гарантирующего поставщика является обеспечение надежного и бесперебойного снабжения энергией населения, объектов жизнеобеспечения и стратегических объектов в необходимом им объеме и т.п. (ст. 15 Закона о теплоснабжении). Согласно статье 2 данного Закона присвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществляется на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или соответствующего решения органа местного самоуправления.К иным энергосбытовым относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию произведенной или приобретенной энергии. В отличие от единой теплоснабжающей организации их деятельность не подлежит детальной регламентации государством. Основная цель создания этих субъектов - содействовать определенной конкуренции в секторе сбыта энергии (свобода договора, нерегулируемые (свободные) цены на тепловую энергию и т.п.).В контексте этих рассуждений закономерен вопрос: с какого момента возникают обязанности у теплосетевой организации (или единой теплоснабжающей организации) по осуществлению содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей? В юридической литературе указывается: выбор такой организации осуществляется в административном порядке путем издания органом местного самоуправления соответствующего ненормативного акта и, как следствие, вопрос о компенсации потерь тепловой энергии, возникающих на бесхозяйных участках теплосетей, решается автоматически посредством включения их стоимости в тариф соответствующе организации <1>. Вместе с тем на практике нередки случаи, когда органы местного самоуправления бездействуют, т.е. не принимают меры, предусмотренные в статье 15 Закона о теплоснабжении. Проблема как раз и заключается в том, что хозяйственное значение у бесхозяйных тепловых сетей сохраняется, поскольку многие потребители тепловой энергии присоединены к ним. И, соответственно, при такой ситуации сетевые организации используют их в своей хозяйственной деятельности и это, несомненно, служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией.--------------------------------<1> Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии. М.: Статут, 2013. С. 442.

Закономерно возникают следующие вопросы. Правомерно ли взыскание с органа местного самоуправления убытков в виде стоимости потерь тепловой энергии на бесхозяйных участках тепловых сетей в случае бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по определению ответственной организации за содержание и обслуживание бесхозяйных теплосетей? С кем должен заключаться договор оказания услуг по передаче энергии при транспортировке ее через бесхозяйные участки теплотрасс? Допустимо ли применение по аналогии закона норм о возложении обязанности по содержанию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на сетевую организацию для регулирования отношений, возникающих в сфере теплоснабжения? Их нерешенность приводит к серьезным осложнениям правоприменительной и прежде всего судебной практики. Рассмотрим один из многочисленных примеров.Сетевая организация (далее - истец) обратилась в суд с заявлением к органу местного самоуправления (далее - ответчик) с требованием о взыскании убытков в виде стоимости потерь в тепловых сетях, возникших вследствие транспортировки тепловой энергии. Как усматривается из материалов дела, по мнению истца, убытки возникли по причине незаконного бездействия ответчика, выразившегося в невнесении спорных тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и непринятии решения об их передаче обслуживающей организации, что лишало истца возможности включить расходы в тариф. Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд решил исковое требование удовлетворить, поскольку доказательства принятия каких-либо решений по постановке на учет тепловой сети в спорный период времени не представлены, обслуживающая организация бесхозной сети ответчиком не определена <2>.--------------------------------<2> Постановление ФАС Центрального округа от 27 августа 2012 г. по делу N А62-5189/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

При рассмотрении другого дела арбитражный суд пришел к иному выводу. Суд отказал индивидуальному предпринимателю в признании незаконным бездействия комитета муниципального имущества города, выразившегося в несовершении действий по обращению в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой вещи - участка теплотрассы, поскольку предприниматель не подтвердил правомерность отнесения спорного участка к бесхозяйным вещам и нарушение оспариваемым бездействием своих прав и законных интересов. В свою очередь, в обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель указал, что ему на праве собственности принадлежит помещение в здании, находящемся по адресу: Калининград, ул. Марата, д. 2. Предприниматель сослался на то, что теплоснабжение указанного здания осуществляет МУП "Калининградтеплосеть". Однако спорная часть теплотрассы в настоящее время ни за кем из физических либо юридических лиц в установленном законом порядке не зарегистрирована и на балансе ни у кого не находится. Принимая решение, суд исходил из следующего. С 1974 г. здание и участок теплотрассы находились в ведении Коксогазового завода, впоследствии преобразованного в открытое акционерное общество "Кокс". На основании договора купли-продажи имущества, арестованного службой судебных приставов по Калининградской области, от 14 мая 1999 г. N 2/99-СП здание приобретено в собственность физическим лицом, впоследствии продавшим несколько помещений спорного здания. В перечень продаваемого с торгов имущества тепловые сети, по которым осуществлялось и осуществляется теплоснабжение здания, не входили. Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу: индивидуальный предприниматель не представил доказательства правомерности отнесения к бесхозяйным вещам вышеназванного участка теплотрассы, а также нарушения оспариваемым бездействием своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности <3>.--------------------------------<3> Постановление ФАС Северо-западного округа от 15 сентября 2010 г. по делу N А21-1250/2008 // СПС "КонсультантПлюс".

Данный пример наглядно иллюстрирует следующий факт: применительно к данной категории споров потребитель тепловой энергии существенно ограничен в возможности представить доказательства, подтверждающие наличие бесхозяйного участка тепловой сети.Анализ положений Закона о теплоснабжении позволяет прийти к заключению, что потребители не являются профессиональными участниками рынка тепловой энергии и, соответственно, на потребителей теплоэнергии нецелесообразно возлагать не свойственные им функции: выявление (или обнаружение) бесхозяйных участков тепловых сетей; несение бремени расходов по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков тепловых сетей, а также бремя несения обязанности по доказыванию наличия бесхозяйного участка теплосети. Прежде всего эти функции должен выполнять профессиональный участник - теплосетевая организация, непосредственно использующая бесхозяйные тепловые сети в своей основной хозяйственной деятельности, или теплоснабжающая организация. Именно теплосетевая и теплоснабжающая организации в отличие от всех остальных участников рынка располагают (или могут располагать) достоверной информацией о техническом состоянии бесхозяйных участков тепловых сетей, их протяженности, периоде ввода их в эксплуатацию и т.п. И соответственно с целью обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения в круг обязанностей этих организаций должно входить своевременное и безусловное информирование органов местного самоуправления о наличии бесхозяйных участков тепловых сетей. В то же время законодатель не возлагает на теплосетевую (или теплоснабжающую) организацию какие-либо обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей, пока органом местного самоуправления не будет издан соответствующий ненормативный акт. В связи с этим на практике возникают различные злоупотребления: решение вопросов по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков тепловых сетей откладывается до возникновения экстремальных ситуаций (тяжелые последствия, вызванные аварией на бесхозяйных сетях; взыскание в судебном порядке убытков в виде стоимости потерь энергии на бесхозяйных участках тепловых сетей и др.).Показательно в этом отношении сравнение с розничными рынками электрической энергии. Согласно статье 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, не имеющим собственника, чей собственник не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к чьим электрическим сетям такие объекты присоединены. В развитие данного положения в пункте 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, установлено: если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с сетевой организацией, к чьим сетям присоединены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.Такая позиция законодателя обоснована, по всей видимости, тем, что на профессиональных участников розничных рынков электрической энергии (гарантирующего поставщика, территориальную сетевую организацию) возлагается обязанность по надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергией вне зависимости от наличия в системе энергоснабжения бесхозяйных объектов электроснабжения. При этом договор оказания услуг по передаче энергии является производным и зависим от основного обязательства (договора купли-продажи электроэнергии, договора поставки энергии, договора теплоснабжения). Еще в 1930 - 1940-е гг. М.М. Агарков выделял основные и вспомогательные сделки, указывая, что последние имеют целью осуществление того перехода имущественных благ, на которые направлены основные сделки <4>. Аналогичную точку зрения разделяла Е.А. Флейшиц. По ее мнению, вспомогательные сделки всегда совершаются для реализации другого, уже ранее существовавшего между сторонами правоотношения, для исполнения обязательств из ранее совершенной сделки <5>. В свою очередь, Б.Л. Хаскельберг высказал мнение относительно юридической сущности передачи вещи: "Передача как двустороннее волеизъявление есть договор" <6>.--------------------------------<4> Гражданское право: Учебник. М., 1938. Ч. 2. С. 280, 281.<5> Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения. М., 1951. С. 216.<6> Хаскельберг Б.Л. Об основании и моменте перехода права собственности на движимые вещи по договору // Правоведение. 2000. N 3. С. 126.

Таким образом, отношения по снабжению потребителей энергией регулируются посредством заключения двух договоров: основного (купля-продажа, теплоснабжение, поставка и т.д.) и вспомогательного (договор оказания услуг по передаче энергии), причем последний направлен на совершение первого и имеет выраженный производный характер. Существенным признаком вспомогательного договора является то, что он не приводит к достижению конечных хозяйственных (экономических) целей сторон, а выступает только необходимым условием для реализации основного договора.Подводя итог, хотелось бы отметить: на профессиональных участников рынка тепловой энергии (теплоснабжающую, теплосетевую организации) должна возлагаться обязанность по надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергией вне зависимости от наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей. Сходные отношения, возникающие на рынках электрической и тепловой энергии, должны регламентироваться аналогичным образом. Неоправданные различия в правовом регулировании недопустимы. И, как следствие, законодатель, будучи последовательным, должен урегулировать сходные общественные отношения аналогичными или тождественными юридическими средствами.

Библиография

Гражданское право: Учебник. М., 1938. Ч. 2.Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии. М.: Статут, 2013.Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения. М., 1951.Хаскельберг Б.Л. Об основании и моменте перехода права собственности на движимые вещи по договору // Правоведение. 2000. N 3.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Журнал "Экономика, государство, общество" - Эксплуатация бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства

Сегодня перед российскими регионами остро стоит вопрос бесхозяйных электрических сетей. Главная проблема состоит в определении субъекта, который будет отвечать за потери в бесхозяйных сетях, а также обеспечивать их техническое обслуживание. Кроме того, бесхозные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии.

Проблема бесхозяйных сетей является общей как для потребителей электрической энергии, так и для сетевых организаций, к которым эти сети присоединены.

Бесхозяйными электрические сети признаются по разным причинам. В их числе – отсутствие собственника определенных участков сети, отказ собственника от прав на участки сети, невозможность определить собственника (собственник неизвестен) [1, с. 124]. При этом хозяйственное значение у данных объектов электросетевого хозяйства сохраняется, поскольку энергоустановки конечного потребителя присоединены к бесхозяйным сетям, в связи с чем, они опосредуют его присоединение к сети сетевой организации. Таким образом, складывается ситуация, когда участники коммерческого оборота вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйное имущество [2, с. 93].

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» [3, ст. 5427], Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [4, ст. 1177],  (далее - Закон об электроэнергетике) дополнен нормами относительно бесхозяйных объектов электроэнергетики.

Во-первых, пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, определяющий гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, дополнен абзацем вторым, где предусмотрено, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Во-вторых, абзацем вторым пункта 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике не только установлена возможность включения в полном объеме в тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, и (или) иных объектов электроэнергетики, расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов, но и возложено бремя содержания таких объектов на указанные организации.

Таким образом, вышеперечисленные изменения Закона об электроэнергетике установили  ответственность за надежность обеспечения электроэнергией и ее качество при наличии бесхозяйных сетей перед потребителем организаций, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей.

В настоящее время российские территориальные сетевые организации пытаются решить проблему с эксплуатацией и принятием на баланс бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», являющейся сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Свердловской, Челябинской области, Пермского края,  держателем единого «котла», разработана долгосрочная целевая программа по созданию единого сетевого пространства, рассчитанная до 2015 года и направленная на консолидацию сетевого комплекса страны.

Также в ОАО «МРСК Урала» существует практика заключения соглашений с администрациями муниципальных образований о принятии ОАО «МРСК Урала» в эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Такие соглашения необходимы для учета соответствующих затрат в тарифах ОАО «МРСК Урала», а также для подтверждения срока добросовестного владения объектами в целях дальнейшего признания права собственности на эти объекты за ОАО «МРСК Урала». Кроме того, такими соглашениями устанавливается отсутствие притязаний администраций муниципальных образований на соответствующие объекты электросетевого хозяйства.

Между тем, возможности сетевых организаций, в частности ОАО «МРСК Урала», по приобретению бесхозяйного электросетевого имущества ограничены. Основная проблема заключается в том, что в настоящее время у муниципальных образований не оформлены надлежащим образом права собственности на указанные объекты, а в бюджетах средства на проведение государственной регистрации прав не учтены.

Принятие ОАО «МРСК Урала» бесхозяйных объектов в эксплуатацию создает трудности в части взаимоотношений с потребителями и иными субъектами электроэнергетики, поскольку для оформления соответствующих договорных отношений или в случаях возникновения споров с потребителями необходимо определение границ эксплуатационной и балансовой принадлежности.

Так, в соответствии с п. 19 Правил технологического  присоединения энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, (далее – Правила технологического присоединения) по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (далее – Акт РБПиЭО) [5, ст. 5525].

Понятия Акта РБПиЭО и границы балансовой принадлежности определены в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) [6, ст. 5525]:

  • «акт разграничения балансовой принадлежности электросетей» – документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее – энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;
  • «акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» – документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
  • «граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

При этом потребитель, энергоустановки которого присоединены к бесхозяйным сетям, или энергосбытовая организация в его интересах, вправе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией, к сетям которой присоединены соответствующие бесхозяйные сети (опосредованное присоединение). При этом, на основании п. 5 Правил недискриминационного доступа, точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя к бесхозяйному объекту.

Акт РБПиЭО необходим для заключения как договора оказания услуг по передаче электроэнергии, так и договора энергоснабжения (поставки/купли-продажи электрической энергии).

Так, согласно ч. 5 п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения) [7, ст. 3008], потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику вместе с заявлением о заключении договора документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

Таким образом, для надлежащего оформления договорных отношений в сфере электроэнергетики наличие Акта РБПиЭО обязательно. Кроме того, оформление Акта РБПиЭО позволяет избежать ситуаций, когда по требованиям потребителей на сетевую организацию возлагается ответственность за причиненные нарушением энергоснабжения убытки (за пожар из-за короткого замыкания, выход из строя бытовой аппаратуры от перепадов напряжения в сети и др.) на основании того, что сетевая организация в данном случае на может подтвердить границу своей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Учитывая отсутствие собственника на объекты электросетевого хозяйства, являющиеся бесхозяйными, необходимо при оформлении Акта РБПиЭО указывать, что Акт подписывается сторонами (одна из которых – сетевая организация) во исполнение требований законодательства (ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8, ст. 3822]) и заключенного с Администрацией муниципального образования Соглашения (как основания владения сетевой организацией ОАО «МРСК Урала» бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства.

Необходимо учитывать, что Акт РБПиЭО не является документом, подтверждающим вещные права, не носит договорной характер, а является техническим документом, следовательно, вероятность возникновения каких-либо споров, связанных с подписанием указанных Актов, незначительна.

При этом, имеются положительные последствия оформления Актов РБПиЭО – начиная от снятия рисков возникновения споров с потребителями электроэнергии, присоединенным к бесхозяйным сетям, относительно заключения договоров энергоснабжения или услуг по передаче электрической энергии, заканчивая защитой интересов ОАО «МРСК Урала» при предъявлении потребителями услуг требований о возмещении ущерба, возникшего в связи с использованием электрической энергии.

Таким образом, существование бесхозяйных электросетевых объектов является огромной проблемой всего энергетического комплекса страны. Оформление прав на бесхозяйные электросетевые объекты, принятие в эксплуатацию  – это сложный и длительный процесс, требующий материальных затрат и, одновременно,  усилий специалистов самых разных профилей. Уменьшение количества бесхозяйных электросетевых объектов приведет к повышению надежности работы сетевого комплекса и  созданию единого электросетевого пространства в РФ.

ego.uapa.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта