Буровая кольская суд: Готов вернуться на «Кольскую». Кто виноват в гибели платформы и людей

Обвиняемых в гибели буровой «Кольская» суд приговорил к 6 годам колонии

По сообщению РИА Новости, первомайским судом Мурманска бывшего и.о. замгендиректора «Арктикморнефтегазразведка» Бориса Лихвана и бывшего и.о. главного инженера Леонида Бордзиловского – фигурантов дела о гибели плавучей буровой платформы «Кольская» в Охотском море в 2011 году – признаны виновными и приговорены к 6 годам колонии-поселения.

Напомним, что 18 декабря 2011 года буровая платформа «Кольская», принадлежащая «Арктикморнефтегазразведке», перевернулась во время сильного шторма на Охотском море и затонула. Погибло 53 человека, спаслись только 14.

Суд пришел к выводу, Лихван и Бордзиловский не проконтролировали безопасность прохождения морского каравана и допустили, что при буксировке платформы на ней, вопреки регламенту, оставались «лишние» рабочие – 28 человек. Согласно приговору, платформа не была заранее подготовлена к штормовым условиям, а сигнал SOS был подан слишком поздно, что не позволило находившимся поблизости спасательным службам и судам быстро прийти на помощь.

Подсудимые не признали себя виновными и намерены обжаловать решение суда. По мнению Лихвана, гибель буровой была неизбежна с момента принятия решения руководством АМНГР о буксировке платформы в зимнее время. Обвинения, он назвал «построенными на сфальсифицированных материалах уголовного дела, в том числе фальсификации допросов». А по словам Бордзиловского, он не судоводитель, а горный инженер, специализирующийся на бурении нефтяных и газовых скважин, несущий ответственность за «Кольскую» и сотрудников платформы в период бурения, до начала буксировки, во время которой затонула платформа, и, следовательно, не может быть субъектом инкриминируемого ему преступления.

По мнению обоих обвиняемых, ответственность за гибель людей лежит на бывшем заместителе гендиректора АМНГР Василии Васецком и гендиректоре АМНГР Юрии Мелехове и других руководителях, принявших роковое решение о буксировке платформы зимой. Васецкий и Мелехов проходили по делу свидетелями.

Потерпевшими было заявлено, что подсудимые невиновны и просили оправдать их, но приговор оказался даже жестче наказания, на котором настаивала прокуратура. Родственники погибших говорят о том, что также разочарованы судебным вердиктом. Дочь погибшего на платформе капитана Терсина – Наталья Дмитриева, ведущая собственное расследование и информировавшая родственников о ходе официального дела, заявила: «Я разочарована. Мне странно, что судья ссылается на то, что они (Лихван и Бордзиловский) оба были на работе, выполняли работу и поэтому виноваты. Но они вышли в свой выходной день, хотя могли этого не делать, и тогда были бы невиновны. Они выполняли свои должностные инструкции, которые написал судовладелец. А те, кто написали эти инструкции, оказались невиновными». И подчеркнула: «Они за много тысяч км находились, помогали мужикам выжить, и теперь они должны ехать в колонию-поселение».

Метки: «Кольская», Арктикморнефтегазразведка, Охотское море, суд

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Обвиняемых в крушении буровой «Кольская» в Охотском море суд приговорил к 6 годам колонии — Бурение и Нефть

Журнал входит в перечень ВАК

+7(901) 519-13-33, +7(925) 384-93-11, тел. /факс: +7(499) 613-93-17

04.05.2017

Первомайский суд Мурманска признал двух фигурантов дела о гибели буровой платформы «Кольская» в Охотском море в 2011 году к шести годам колонии-поселения. Защита обвиняемых намерена обжаловать приговор.

Напомним, трагедия в Охотском море произошла 18 декабря 2011 года. Буровая платформа «Кольская», принадлежащая компании «Арктикморнефтегазразведка» перевернулась во время сильного шторма. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14. В течение 5,5 лет следователи, родственники погибших пытались найти причину трагедии и понять, кто виноват в случившемся.

Бывшего и.о. замгендиректора «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) Бориса Лихвана и бывшего и.о. главного инженера Леонида Бордзиловского Первомайский суд, который рассматривал дело «Кольской» с лета 2015 года, признал виновными по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», сообщает РИА Новости. В уголовном деле насчитывалось более 70 томов.

Суд пришел к выводу, Лихван и Бордзиловский не проконтролировали безопасность прохождения морского каравана и допустили, что при буксировке платформы на ней, вопреки регламенту, оставались «лишние» рабочие – 28 человек. Согласно приговору, платформа не была заранее подготовлена к штормовым условиям, а сигнал SOS был подан слишком поздно, что не позволило находившимся поблизости спасательным службам и судам быстро прийти на помощь.

Отбывать наказание осужденным предстоит в колониях-поселениях. Кроме того, после освобождения Лихван и Бордзиловский не смогут три года работать в сфере эксплуатации морского и речного транспорта. Оба подсудимых не признали себя виновными м собираются обжаловать решение суда. В свою очередь, родственники погибших говорят о том, что также разочарованы судебным вердиктом.

АГЕНТСТВО НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторизация

регистрация

Размещение видеороликов

События

17. 09.2021
40 лет на острие технологических вызовов: ушел из жизни Александр Медведев
Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021
Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России
Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия — 2021»
Подробнее »

06.03.2021
Саммит «Сильная Россия — 2021»
Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Самая глубокая яма, которую мы когда-либо копали

Загрузка

Инженерное дело

Самая глубокая яма, которую мы когда-либо копали

(Изображение предоставлено Getty Images) оба создали амбициозные проекты, чтобы бурить глубже, чем когда-либо прежде.

* Эта история вошла в сборник «Лучшее за 2019 год» BBC Future. Узнайте больше о нашей подборке.

Озера, леса, туманы и снега Кольского полуострова, расположенного далеко за Полярным кругом, могут сделать этот уголок России сценой из сказки. Тем не менее, среди природной красоты стоят руины заброшенной советской научно-исследовательской станции. Посреди разваливающегося здания находится тяжелая ржавая металлическая крышка, встроенная в бетонный пол, закрепленная кольцом толстых и таких же ржавых металлических болтов.

По некоторым данным, это вход в ад.

Это Кольская сверхглубокая скважина, самая глубокая искусственная скважина на Земле и самая глубокая искусственная точка на Земле. Сооружение глубиной 40 230 футов (12,2 км) настолько глубокое, что местные жители клянутся, что вы можете услышать крики душ, замученных в аду. Советскому Союзу понадобилось почти 20 лет, чтобы пробурить так далеко, но буровое долото все еще находилось лишь на одной трети пути сквозь земную кору до мантии Земли, когда проект остановился в хаосе постсоветской России.

Советская сверхглубокая скважина не единственная. Во время холодной войны сверхдержавы стремились пробурить земную кору как можно глубже и даже добраться до мантии самой планеты.

Теперь японцы хотят попробовать.

Вам также могут понравиться:

  • Призрачная радиостанция, на запуск которой никто не претендует
  • Каково это работать в самом большом здании в мире
  • Гигантский ангар для арктического дирижабля

«Бурение началось во времена «железного занавеса», — говорит Ули Хармс из Международной континентальной научной программы бурения, который в молодости работал над немецким конкурентом Кольской скважины. «И, безусловно, между нами была конкуренция. Одной из основных причин было то, что русские просто не очень-то раскрывали свои данные.

«Когда русские начали бурение, они заявили, что нашли свободную воду — но большинство ученых просто не поверили этому. Раньше среди западных ученых существовало общее понимание, что земная кора на глубине 5 км была настолько плотной, что вода не могла проникнуть сквозь нее».

«Конечная цель [нового] ​​проекта — получить настоящие живые образцы мантии в том виде, в каком она существует прямо сейчас», — говорит Шон Точко, руководитель программы Японского агентства морских и геологических наук. «В таких местах, как Оман, вы можете найти мантию близко к поверхности, но это мантия, какой она была миллионы лет назад.

Скважина находится в глуши на севере Кольского полуострова в России. (Фото: Getty Images)

«Это разница между живым динозавром и окаменелой костью динозавра».

Если Земля подобна луковице, то земная кора подобна тонкой коже планеты. Его толщина составляет всего 25 (40 км) миль. За ней находится мантия глубиной 1800 миль, а за ней, прямо в центре Земли, находится ядро.

Как и космическая гонка, гонка за исследованием этого неизвестного «глубокого рубежа» была демонстрацией инженерного мастерства, передовых технологий и «правильных вещей». Ученые шли туда, куда не ступала нога человека. Образцы горных пород, которые могли быть получены из этих сверхглубоких скважин, потенциально были столь же важны для науки, как и все, что НАСА привезло с Луны. С той лишь разницей, что на этот раз американцы не выиграли гонку. На самом деле никто так и не сделал. ( Прочтите о том, как переключатель спас гонку на Луну от катастрофы. )

США запустили первые учения в гонке по исследованию глубоких границ. В конце 1950-х годов Американское разное общество с чудесным названием разработало первый серьезный план бурения до самой мантии. Общество, ставшее питейным клубом, представляло собой неформальную группу, состоящую из корифеев научного сообщества США. Их трещина при бурении земной коры до мантии была названа Project Mohole, названной в честь разрыва Мохоровичича, который отделяет кору от мантии.

Вместо того, чтобы пробурить очень-очень глубокую скважину, американская экспедиция, под наблюдением писателя Джона Стейнбека, решила сократить путь через дно Тихого океана у Гваделупы, Мексика.

Преимущество бурения дна океана в том, что земная кора там тоньше; недостатком является то, что самые тонкие участки земной коры обычно находятся там, где океан наиболее глубок.

Скважина все еще существует, но вход заварен (Фото: Rakot13/CC BY-SA 3.0)

Советы начали бурение за Полярным кругом в 1970 году. И, наконец, в 1990 году в Баварии началась немецкая континентальная программа глубокого бурения (KTB), которая в итоге позволила пробурить до 5,6 миль (9 км).

Как и в случае с миссией на Луну, проблема заключалась в том, что технологии, необходимые для успеха этих экспедиций, приходилось изобретать с нуля.

Когда в 1961 году Project Mohole начал бурение морского дна, до глубоководного бурения нефти и газа было еще далеко. Никто еще не изобрел столь необходимые сейчас технологии, как динамическое позиционирование, которое позволяет буровому кораблю оставаться в своем положении над скважиной. Вместо этого инженерам пришлось импровизировать. Они установили систему гребных винтов по бокам своего бурового корабля, чтобы он оставался устойчивым над скважиной.

Одной из самых больших проблем, с которыми столкнулись немецкие инженеры, была необходимость просверлить как можно более вертикальное отверстие. Решение, которое они придумали, теперь является стандартной технологией на нефтяных и газовых месторождениях мира.

«По опыту русских стало ясно, что сверлить нужно как можно вертикальнее, потому что в противном случае увеличивается крутящий момент на сверлах и возникают перегибы в отверстии», — говорит Ули Хармс. «Решением стала разработка систем вертикального бурения. Теперь это отраслевой стандарт, но изначально они были разработаны для KTB и работали до 7,5 км (4,7 мили). Затем на последних 1,5–2 км (0,9до 1,25 мили) отверстие отклонялось от вертикальной линии почти на 200 м.

Немцы начали свой собственный проект сверхглубокой скважины в 1990 году (Фото: Йохем Куек)

«Мы пытались использовать некоторые российские технологии в начале 90-х или конце 80-х, когда Россия стала более открытой и желала сотрудничать с Западом, » он добавляет. «К сожалению, не удалось вовремя получить оборудование».

Однако все эти экспедиции заканчивались разочарованием. Были фальстарты и блокировки. Кроме того, были высокие температуры, с которыми их машины столкнулись глубоко под землей, стоимость и политика — все это поставило крест на мечтах ученых пробурить глубже и побить рекорд самой глубокой скважины.

За два года до того, как Нил Армстронг ступил на Луну, Конгресс США отменил финансирование проекта Mohole, когда расходы начали выходить из-под контроля. Несколько метров базальта, которые им удалось добыть, обошлись примерно в 40 миллионов долларов (31 миллион фунтов стерлингов) в сегодняшних деньгах.

Затем настала очередь Кольской сверхглубокой скважины. Бурение было остановлено в 1992 году, когда температура достигла 180°С (356°F). Это было в два раза больше, чем ожидалось на такой глубине, и бурение глубже было невозможно. После распада Советского Союза денег на такие проекты не было — и через три года весь объект закрыли. Теперь это пустынное место привлекает искателей приключений.

Немецкая скважина избежала участи остальных. Огромная буровая установка все еще там – и сегодня она является туристической достопримечательностью, – но сегодня кран просто опускает инструменты для измерения. Это место фактически стало обсерваторией планеты или даже художественной галереей.

Когда голландская художница Лотте Гиван опустила свой микрофон, защищенный теплозащитным экраном, в немецкую скважину, он уловил глубокий рокочущий звук, который ученые не могли объяснить, урчание, из-за которого она «чувствовала себя очень маленькой; это был первый раз в моей жизни, когда этот большой шар, на котором мы живем, ожил, и это звучит завораживающе», — говорит она. «Некоторые люди думали, что это звучит как ад. Другие думали, что слышат дыхание планеты».

«План состоял в том, чтобы бурить глубже, чем Советы, — говорит Хармс, — но мы даже не достигли разрешенной фазы в 10 км (6,25 мили) за то время, которое у нас было. Тогда там, где мы бурили, было просто намного жарче, чем там, где были русские. Было совершенно ясно, что нам будет гораздо труднее идти глубже.

«К тому времени в Германии тоже было начало 90-х, и не было веских аргументов в пользу привлечения дополнительных средств для дальнейшего углубления, потому что объединение Германии стоило таких больших денег».

Трудно отделаться от ощущения, что гонка к мантии Земли — это обновленная версия знаменитого романа «Путешествие к центру Земли». Хотя ученые не надеются найти скрытую пещеру, полную динозавров, они описывают свои проекты как «экспедиции».

«Мы думали об этом как об экспедиции, потому что это действительно заняло некоторое время с точки зрения подготовки и проведения, — говорит Хармс, — и потому что вы действительно отправляетесь в ничейную землю, где никто не был раньше, и что сегодня действительно необычно.

«Там внизу всегда находишь что-то, что тебя действительно удивляет, особенно если спускаешься в район, который находится очень глубоко в земной коре.

«А если говорить о КТБ или Кольской сверхглубокой, то теориям, которые стояли за целями проекта, к моменту начала бурения было 30–40 лет».

«Суть этих миссий в том, что они подобны исследованию планет», — говорит Деймон Тигл, профессор геохимии в Школе наук об океане и Земле Национального океанографического центра Саутгемптона при Университете Саутгемптона, который принимал активное участие в новый проект под руководством Японии. «Это чисто научные исследования, и вы никогда не знаете точно, что собираетесь найти.

«В скважине 1256 [скважина, пробуренная Проектом глубоководного бурения (DSDP) и Программой океанского бурения (ODP)] мы впервые увидели неповрежденную океанскую кору. Раньше до него никто не доходил. Это было действительно захватывающе. Всегда есть сюрпризы».

Участок Кольской суперскважины был заброшен с начала 1990-х годов (Фото: Rakot13/CC BY-SA 3.0) ИОДП). Как и в случае с первоначальным проектом Mohole, ученые планируют бурить морское дно, где глубина коры составляет всего около 6 км (3,75 мили). Цель проекта сверхглубокого бурения стоимостью 1 миллиард долларов (775 миллионов фунтов стерлингов) — впервые в истории человечества извлечь породы мантии на месте.

«Это было бы удивительным предприятием и потребовало бы огромных усилий со стороны Японии», — говорит Тигл, участвующий в проекте.

Несмотря на важность проекта, огромное буровое судно «Тикю» было построено почти 20 лет назад с учетом этого проекта. Chikyū использует систему GPS и шесть регулируемых форсунок с компьютерным управлением, которые могут изменить положение огромного корабля всего на 50 см (20 дюймов).

«Идея состоит в том, что этот корабль подхватит факел и продолжит работу, начатую 50 лет назад первоначальным проектом Mohole», — говорит Шон Точко, руководитель программы Японского агентства морских и геологических наук. «Сверхглубокие скважины добились большого прогресса в том, чтобы рассказать нам о толстой континентальной коре. Мы пытаемся узнать больше о границе коры и мантии.

«Главным камнем преткновения является то, что есть три основных сайта-кандидата. Один из них у Коста-Рики, один у Баха и один у Гавайев».

Каждая из площадок предполагает компромисс между глубиной океана, расстоянием от места бурения и потребностью в базе на берегу, которая может поддерживать круглосуточную работу в море стоимостью миллиард долларов. «Инфраструктуру можно построить, но это требует времени и денег», — добавляет Точко.

«В конце концов, это вопрос стоимости, — говорит Хармс. «Эти экспедиции чрезвычайно дороги — и поэтому их сложно повторить. Они могут стоить сотни миллионов евро — и лишь небольшой процент будет на науку о Земле, остальное — на технологическое развитие и, конечно же, операции.

 «Нам нужны вдохновляющие политики, чтобы рассказать о ценности этих экспедиций».

Присоединяйтесь к более чем миллионам будущих поклонников, полюбив нас по телефону Facebook , или следуйте за нами по номеру Twitter или Instagram или или .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.  

Дорогой Злой Инженер: Могу ли я хранить промышленное количество тел в скважине на заднем дворе?

Профессиональный наемный убийца ищет компактное решение для хранения, предпочтительно одну просверленную дыру, чтобы вместить мертвых тел на всю карьеру.

Дорогой Злой Инженер,

Я опытный наемный убийца, который гордится тем, что ставит людей в центр своего бизнеса. Я не только работаю со своими клиентами, чтобы обеспечить индивидуальные убийства в соответствии с их потребностями и стилем жизни, я также гарантирую, что каждая цель имеет удобное завершение, за которым следуют осторожные и уважительные решения отходов; Я никогда не соглашаюсь на меньшее, чем похороны.

После того, как я заполнил свой задний двор телами, я начал укладывать их в два этажа, но скоро мне понадобится новое решение. Я рассматривал возможность создания кладбища и подал заявку на разрешение на строительство, но последние два года я застрял в административном чистилище с местными властями! Я подумываю нанять буровую установку для своего сада и копать до тех пор, пока у меня не будет достаточно глубокой ямы, чтобы спрятать все мои биологически опасные отходы, чтобы мне больше никогда не приходилось об этом беспокоиться. Возможно ли это?

С уважением,

Внимательный негодяй

 

Дорогой негодяй,

Копать ямы — столп подлости! Со своим первым отверстием вы присоединитесь к прославленным рядам таких, как Сесил Родс с его великолепной «Большой дырой», нефтяным царям, бурящим вопреки благодетелям, и тому парню, который экспериментировал с форм-факторами подземелий и случайно изобрел темница.

Бурение — это целая дисциплина, которую нельзя обобщить в рамках этой колонки (в отличие от шутливых дисциплин, таких как «программное обеспечение», «инженерия»), поэтому давайте нацелимся на бурение на экстремальных глубинах. Во времена холодной войны советские ученые экспериментировали с бурением земной коры как можно глубже; Кольская сверхглубокая скважина у границы с Норвегией достигла глубины 12 км, после чего была заброшена. Тем не менее, самой верхней скважиной в мире является скважина О-5РД в Охотском море, длина которой в 2017 году достигла 15 км. Кольская сверхглубокая скважина, потому что она не вертикальна.

Проще говоря: чем глубже ты вонзаешься, тем сильнее становится. К тому времени, когда Кольское буровое долото достигло 12 км, температура горных пород была в два раза выше, чем предсказывали ученые, и составляла 180°C. В этих условиях начинается деформация оборудования и выкипание бурового раствора. Буровой раствор циркулирует с поверхности к буровому долоту и обратно, удаляя шлам и отводя тепло. При таких температурах он просто выкипает. Ученые обнаружили, что температура увеличивается пропорционально глубине; например, на расстоянии 15 км температура будет около 300°C, а сверло будет таким же полезным, как и зубочистка. Добавьте к этому проблемы, связанные с большим давлением, большим сопротивлением и трением, стирающим внешнюю часть бурового долота по мере его опускания (что приводит к сужению отверстия), и становится невозможным копать глубже 12 км. Вот почему инженеры-буровики разработали технологию, обеспечивающую удивительный контроль над буровыми долотами, чтобы мы могли продолжать бурение, не спускаясь так близко к Аиду, что оборудование плавится.

Если 12 км — это максимальная глубина, которую мы можем выкопать без дорогостоящих технологических инноваций, давайте подумаем, возможно ли хранить человеческие тела на всю карьеру (или, скажем, «коммерческие отходы»?) в одной яме. Наименее экономичный метод — простое штабелирование; средний юнит — 1,65 м, но если поставить ноги одного юнита на плечи предыдущего, каждый использует 1,4 м глубины. Итак, вы можете хранить 0,71 ед/м, верно? Да, но только в том случае, если вы используете буровое долото диаметром больше, чем у среднего человека, такое как нелепое долото диаметром 1,14 м, заказанное корпорацией Hess для использования в датском Северном море. Если бы я жил по соседству, я бы, конечно, громко чихнул на твою дрель, пока развешивал белье!

Более разумным способом работы было бы положить ваши коммерческие отходы в промышленный блендер для мяса и вылить их в свою дыру. Средняя единица имеет массу 62 кг и (при той же плотности, что и вода) объем 0,062 м 3 . Если вы выкопаете свою скважину с помощью бура, подобного тому, что используется для Кольской сверхглубокой скважины (диаметр 0,23 м), вы сможете поместить 0,70 единиц/м.

Гений, затаившийся на StackExchange, предположил, что человеческие тела — извините! блоки коммерческих отходов — могут быть дополнительно уплотнены путем обезвоживания, что, по сути, превратит их в «мясную и костную муку» с 5-процентным содержанием воды. Типичная единица состоит на 60 процентов из воды, поэтому обезвоженная единица будет иметь 45 процентов своей первоначальной массы (28 кг). Мясная и костная мука имеет плотность 720 кг/м3, поэтому обезвоженный человек потребляет всего 0,039 кг/м3.м 3 . Используя долото диаметром 0,23 м, вы можете установить 1,08 смешанных и обезвоженных единиц на каждый метр спуска!

Итак, насколько глубокую яму вам нужно вырыть, чтобы больше никогда не беспокоиться об утилизации отходов? В качестве верхней границы предположим, что вам 25 лет, и вы собираетесь работать до 70, с одним заданием в месяц: всего 540 единиц*.

Буровая кольская суд: Готов вернуться на «Кольскую». Кто виноват в гибели платформы и людей