Eng Ru
Отправить письмо

10 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ДОБЫЧА НЕФТИ В АРКТИКЕ — ПЛОХАЯ ИДЕЯ. Добыча нефти в арктике


КАК ДОБЫВАЮТ НЕФТЬ В АРКТИКЕ [РОССИЯ, ФОТО]: alexcheban

Первая мире нефть, которая добывается на арктическом шельфе на стационарной платформе...60 км от берег за полярным кругом в Российской Арктике...Здесь 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды и температура воздуха до -48!А летом здесь волны до 9 метров и штормы...

...но в 1989 году здесь открыли одно из наиболее крупных нефтяных месторождений на арктическом шельфе - Приразломное. Спустя более чем 20 лет технологии достигли такого уровня, когда эту нефть можно добывать эффективно, безопасно и экологично на первой в мире стационарной арктической нефтяной платформе, установленной на дно на глубину 20 метров.

Да-да, это та самая платформа, которую недавно троллили гринписовцы, не в последнюю очередь благодаря которым у многих из нас есть ассоциация с тем, что добывать нефть в Арктике - это вредить природе. На самом же деле, троллинг Гринпис в основном носит политический характер и лишь очень косвенно связан с экологией и защитой окружающей среды.

Цена на нефть падает? Зачем инвестировать в такие проекты?Даже если барель нефти будет стоить 10$, то добыча арктической нефти все равно будет рентабельна! 100% этой нефти нового сорта Arco поставляется в Европу в Роттердам, этот сорт нефти нефти особенно хорош для производства масел и их субпродуктов. Контракты заключены на годы вперед, а ресурс месторождения рассчитан на 25 лет и это при том, что добыча нефти только выходит на проектные мощности!

На прошлой неделе я показывал какой путь на чартерах и вертолетах проделывают вахтовики, чтобы добраться с большой земли на платформу "Приразломная" в формате "один-мой-день" - "Один мой день с вахтовиками-нефтянниками в Арктике", а сегодня хочу рассказать о том как это все работает.

Добро пожаловать на первую в мире морскую ледостойкую стационарную платформу "Приразломная"!

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

3.

4.

Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана развитая береговая инфраструктура. В ее состав входят база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, а также перевалочная база на Варандее со строящимся вахтовым поселком на 180 человек для временного размещения персонала МЛСП «Приразломная».

.

.

Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 (АН-26) для полетов в аэропорт «Варандей» и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу. В авиапарке «Приразломной» несколько модернизированных вертолетов, оснащенных с учетом жестких требований безопасности. В вертолетах есть световые дорожки, выдавливаемые окна и два спасательных плота, рассчитанных на 25 мест каждый.

5.

6.

Строили платформу в Севердвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

В основе жилого модуля лежит бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное -– это абсолютно уникальная платформа, сконструированная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе. Она рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

7.

8.

Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тысяч кубических метров), отсыпанной по периметру днища платформы.

Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.

9.

От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с.

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая – всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кессон представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки – оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3км.

10.

Облет платформы "Приразломная":

МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.

Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.

11.

12.

13.

14.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. м3/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях.

15.

16.

Транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования МЛСП «Приразломная».

МФЛС доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Суда оборудованы грузовой палубой площадью 750 м2, палубным краном и другими необходимыми устройствами. За время, прошедшее с начала промышленной добычи нефти на Приразломном месторождении, МФЛС в общем сложности перевезли уже более 130 тыс. тонн грузов.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно на одной точке несмотря на воздействие ветра и волн. Суда способны двигаться во льду кормой вперёд, оснащены современными средствами навигации и управления.

17.

18.

19.

20.

21.

Работа на «Приразломной» организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную экологическую и промышленную безопасность проекта. Однако в соответствии с лучшими международными практиками и стандартами компания «Газпром нефть шельф» разработала и внедрила подробный План предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН). Этот документ рассматривает различные сценарии возможных рисков и описывает действия персонала и вспомогательных сил в случае возникновения любой непредвиденной ситуации. Компанией «Газпром нефть шельф» закуплено специальное оборудование, которое позволит оперативно ликвидировать разливы нефти в арктических условиях.

Все оборудование находится на судах сопровождения, которые круглосуточно дежурят у платформы "Приразломаная":

22.

23.

А вот как выглядит платформа "Приразломная" сверху с капсулы "Фрог", с помощью которой происходит транспортировка персонала на корабли сопровождения:

26.

28.

Мы были на платформе с Сергеем sergeydolya.Вот его репортаж о поездке: "Полет на Приразломную"

29.

30.

31.

32.

35.

38.

39.

40.

41.

42.

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – из начальных букв английских слов Arctic и Oil. Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр) и повышенным содержанием серы, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.

43.

А так платформа выглядит 7 месяцев в году, с ноября по май. Очень хотелось бы взглянуть на нее во льдах, но мы были в октябре.

"Приразломная"– это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы. Он же является самым безоспасным в сравнении с другими платформами.

44.

45.

Интересно!? Обязательно поделитесь!

И обязательно посмотрите мой предыдущий репортаж-хронику в формате "один-мой-день" - "Один мой день с вахтовиками-нефтянниками в Арктике"

---

Все мои производственные репортажи из серии "Как это делается" смотрите по тегу по тегу How-It-Works

---

Вам нравится мой блог? Следите за репортажами в удобном формате:

Эмоциями своих путешествиях я делюсь online на Facebook и в Instagram. Подписывайтесь!

| Подписаться на блог в ЖЖ | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | 500px | YouTube |

alexcheban.livejournal.com

10 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ДОБЫЧА НЕФТИ В АРКТИКЕ — ПЛОХАЯ ИДЕЯ

Арктика — зона стратегических интересов РФ. Россия заинтересована в Арктике по многим причинам. Одна из главных – материальная. Регион, как считается, содержит 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти (оценка Геологической службы США). Эти ресурсы, помимо прочего, могли бы стать потенциальным источником привлечения инвестиций в российскую экономику.

Проходящий через Арктику Северный морской путь (в 2014 году по нему были перевезены рекордные 4 млн тонн грузов) также заключает в себе экономический потенциал – в том числе для развития северных регионов России.

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов.

В Арктике, между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик. Более подробно о российских приоритетах в Арктике мы уже писали здесь.

Сегодня поговорим о другом — почему добыча нефти в Арктике — это плохая идея. На официальном сайте Гринпис России указываются 10 причин, указывающих на опасность и недальновидность действий со стороны любых стран, заинтересованных в добыче нефти в арктической зоне.

Разберем на примере единственной стационарной нефтяной платформе — «Приразломная», ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на «Приразломной» был добыт миллионный баррель нефти.

prirazlomnaya

Платформа находится в 55 км к северу от посёлка Варандей в Ненецком автономном округе и в 320 км к северо-востоку от города Нарьян-Мар.

Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»). Платформа создана специально для разработки месторождения и осуществляет все необходимые технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. Уникальность «Приразломной» в том, что впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на все вышесказанное, и заверения нефтедобывающей компании о максимальной безопасности и способности выдерживать любые нагрузки, Гринпис России, по роду своей деятельности, считает добычу нефти на «Приразломной» опасным занятием.

Итак, что же это за причины:

1. Нефть арктического шельфа слишком дорогая.

Себестоимость добычи нефти на «Приразломной» — 30 долларов за баррель. Это примерно в 3 раза дороже, чем добывать нефть на суше. На страхование экологических рисков «Газпром» — одна из самых преуспевающих компаний в мире — заложил 175 тысяч долларов. Для сравнения авария в Мексиканском заливе обошлась в 41,3 млрд долларов.

2. Убрать нефть в Арктике крайне сложно.

В мире нет эффективных методов уборки нефтепродуктов во льдах. Последний опыт ликвидации аварии был у Норвегии. Но и там, используя самые современные методы, смогли собрать только половину разлившегося мазута.

3. Артика охлаждает климат нашей планеты.

Сжигание нефти провоцирует изменение климата и таяние арктических льдов, а без них солнечная радиация отражается все хуже, и Земля нагревается быстрее.

4. Нефть уже загрязняет Арктику.

Ежегодно российские реки выносят в Северный Ледовитый океан до 500 000 тонн нефтепродуктов, которые образовались, в том числе в результате аварий при добыче и транспортировке нефти.

5. Нефть из Арктики нам не нужна.

Россия первая страна в мире по количеству аварий на трубопроводах. Сначала нам стоит устранить утечки нефти, а затем сосредоточиться на развитии энергоэффективных технологий. Если внедрить их у нас к 2020 году, это поможет сэкономить нефти в 8 раз больше, чем предполагается добывать на платформе «Приразломная».

6. К бурению не готовы.

Первая буровая платформа в Арктике — «Приразломная» принадлежит дочерней компании «Газпрома». Она запущена с большим количеством технических недоработок и без эффективного плана ликвидации аварийных разливов.

7. К аварии не готовы.

В этом плане обозначены также 7 судов для борьбы с разливами. У компании Shell, которая собирается бурить на шельфе Аляски, в распоряжении имеется 9 судов, у Cairn Energy, работавшей в Гренландии, — 14. Для сравнения, чтобы устранить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе, было задействовано 6000 судов.

8. Животные страдают от промышленного освоения Арктики.

Даже сейсморазведка нефтяных запасов может вызывать гибель мальков рыб и зоопланктона, патологические болезни у китов и других животных. Разлив нефти на платформе «Приразломная» может привести к массовой гибели тюленей, полярных медведей, птиц и других животных.

9. Запасов нефти хватит на три года.

По информации геологоразведочной службы США, в Арктике сосредоточено до 90 млрд баррелей нефти. Цифра немалая. Однако она обеспечит общемировой спрос на нефть всего на три года.

10. Последствия любой катастрофы будут сказываться десятилетия.

Шторма, туманы и полярная ночь затрудняют любые работы по уборке нефти, значит, ее большая часть неизбежно осядет на дно и останется на берегах. В холоде нефть разлагается дольше. Более 20 лет прошло с момента крупной аварии танкера Эксон Валдис, а на побережье Аляски до сих пор находят нефть.

Авария на «Приразломной»: зона риска

land

Авария на платформе «Приразломная» может нанести серьезный урон природе — пострадают акватория и побережье Печорского моря, несколько заповедных территорий. Как будет распространяться пятно нефти в случае возможного разлива, зависит от многих факторов: времени года и суток, направления и скорости ветра, ледовой обстановки. По расчетам ученых, в зону риска попадёт огромная площадь: 140 000 квадратных километров акватории Печорского моря (это примерно четыре Байкала!) и свыше 3 000 километров береговой линии. От нефти могут пострадать заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий», которые находятся всего в 50-60 км от «Приразломной». Это значит, авария может нанести серьезный ущерб популяциям таких животных, как белуха, морж, гренландский тюлень, белый медведь.

Сценарий возможного разлива

spill-model-final

Ученые рассмотрели десятки тысяч возможных сценариев разлива. На этой карте — один из них. Если авария будет крупной (в море попадет 10 000 тонн нефти), то при соответствующем направлении ветра и течений, уже через сутки нефть достигнет острова Долгий. А спустя еще четыре дня на берегу окажется свыше 100 тонн нефти. Западное побережье острова Долгий — часть заповедника «Ненецкий», место обитания моржа, а также множества птиц: малого лебедя, белощекой казарки, гаги-гребенушки, сапсана, орлана-белохвоста, беркута, кречета. Нефтью может быть загрязнено до 40 км побережья. Но никаких средств для спасения животных в аварийном плане оператора «Приразломной» не предусмотрено, а для уборки берега в арсенале компании значится 15 лопат, 15 ведер, 1 кувалда…

А теперь более наглядно:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Как добывают нефть в Арктике

Пишет блогер Александр Чебан:

Первая в мире нефть, которая добывается на арктическом шельфе на стационарной платформе...60 км от берег за полярным кругом в Российской Арктике...Здесь 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды и температура воздуха до -48°С!А летом здесь волны до 9 метров и штормы...

...но в 1989 году здесь открыли одно из наиболее крупных нефтяных месторождений на арктическом шельфе — Приразломное. Спустя более чем 20 лет технологии достигли такого уровня, когда эту нефть можно добывать эффективно, безопасно и экологично на первой в мире стационарной арктической нефтяной платформе, установленной на дно на глубине 20 метров.

Да-да, это та самая платформа, которую недавно троллили гринписовцы, не в последнюю очередь благодаря которым у многих из нас появились ассоциация с тем, что добывать нефть в Арктике — значит вредить природе. На самом же деле троллинг Гринпис в основном носит политический характер и лишь очень косвенно связан с экологией и защитой окружающей среды.

Цена на нефть падает? Зачем инвестировать в такие проекты?

Даже если баррель нефти будет стоить 10$, то добыча арктической нефти все равно будет рентабельна! 100% этой нефти нового сорта Arco поставляется в Европу в Роттердам, этот сорт нефти особенно хорош для производства масел и их субпродуктов. Контракты заключены на годы вперед, а ресурс месторождения рассчитан на 25 лет. И это при том, что добыча нефти только выходит на проектные мощности!

Добро пожаловать на первую в мире морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная»!

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от поселка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 метров.

Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана развитая береговая инфраструктура. В ее состав входят база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, а также перевалочная база на Варандее со строящимся вахтовым поселком на 180 человек для временного размещения персонала МЛСП «Приразломная».

Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 (АН-26) для полетов в аэропорт «Варандей» и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу. В авиапарке «Приразломной» есть несколько модернизированных вертолетов, оснащенных с учетом жестких требований безопасности. В вертолетах есть световые дорожки, выдавливаемые окна и два спасательных плота, рассчитанных на 25 мест каждый.

Строили платформу в Севердвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

В основе жилого модуля лежит бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное — это абсолютно уникальная платформа, сконструированная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе. Она рассчитана на огромные ледовые нагрузки.

Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота — 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем — свыше 45 тысяч кубических метров), отсыпанной по периметру днища платформы.

Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.

От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой — 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с.

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая, всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кессон представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки — оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7 км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3 км.

Облет платформы «Приразломная»:

МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.

Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств, в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. м3/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими комплексами аварийной нефтесборной техники для работы в зимних условиях.

Транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования МЛСП «Приразломная».

МФЛС доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Суда оборудованы грузовой палубой площадью 750 м2, палубным краном и другими необходимыми устройствами. За время, прошедшее с начала промышленной добычи нефти на Приразломном месторождении, МФЛС в общем сложности перевезли уже более 130 тыс. тонн грузов.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно на одной точке несмотря на воздействие ветра и волн. Суда способны двигаться во льду кормой вперед, оснащены современными средствами навигации и управления.

Работа на «Приразломной» организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную экологическую и промышленную безопасность проекта. Однако в соответствии с лучшими международными практиками и стандартами компания «Газпром нефть шельф» разработала и внедрила подробный План предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН). Этот документ рассматривает различные сценарии возможных рисков и описывает действия персонала и вспомогательных сил в случае возникновения любой непредвиденной ситуации. Компанией «Газпром нефть шельф» закуплено специальное оборудование, которое позволит оперативно ликвидировать разливы нефти в арктических условиях.

Все оборудование находится на судах сопровождения, которые круглосуточно дежурят у платформы «Приразломаная»:

А вот как выглядит платформа «Приразломная» сверху с капсулы «Фрог», с помощью которой происходит транспортировка персонала на корабли сопровождения:

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO — из начальных букв английских слов Arctic и Oil. Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр) и повышенным содержанием серы, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжелая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.

А так платформа выглядит 7 месяцев в году, с ноября по май. Очень хотелось бы взглянуть на нее во льдах, но мы были в октябре.

«Приразломная» это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы. Он же является самым безоспасным в сравнении с другими платформами.

Фотографии и текст — Источник

travelask.ru

Добыча нефти в Арктике: преодолеть холод и добыть «черное золото»

Низкие температуры, холодное море, льды, полярная ночь, вечная мерзлота, тундра или тайга, большая глубина залегания ресурсов, удаленность месторождений от ближайших населенных пунктов и практически полное отсутствие инфраструктуры — вот перечень вводных для тех, кто желает организовать добычу углеводородов в Арктике. 

Природные условия для разных северных районов тоже разные. Например, в Северном море льдов не так много, как в Карском, а в Обской губе вода почти пресная и лед оказывается более плотным и твердым, чем в открытом море. Из-за этого каждый проект по-своему уникален и сложен.

Наиболее масштабное освоение заполярных ресурсов вел Советский Союз. Ямал и Якутия были хорошо изучены геологами, и сегодня это мощная ресурсная база для российского нефтегазового сектора. Но изучались и осваивались в прошлом веке преимущественно материковые месторождения, поэтому у отечественных нефтяников очень мало опыта работы на шельфе. Многое сегодня приходится заимствовать у американцев, норвежцев, канадцев или делать самим с нуля.

Главные технологии в арктической зоне связаны с необходимостью преодолевать сложные природно-климатические и геологические условия. Бурение на шельфе осуществляется с плавучих буровых платформ, способных работать в холодных водах и выдерживать столкновения со льдами. В России таких нет, поэтому наши компании вынуждены арендовать их в Норвегии и США. Так, «Роснефть», открывшая недавно месторождение «Победа» в Карском море, вела работы совместно с ExxonMobil с помощью норвежской платформы West Alpha. На шельфе Аляски используют иногда искусственные насыпные острова, а также наклонное и горизонтальное бурение с берега.

Горизонтальные и наклонные скважины также активно используются и при организации промышленной добычи углеводородов. К новым технологиям здесь можно отнести бурение с управлением потока давления бурового раствора на устье скважины, роторные системы направленного бурения и пр. На шельфе добыча ведется, естественно, со стационарных платформ. Главное требование к этим сооружениям — способность выдерживать подводные течения, агрессивную морскую среду, противостоять «ледяным атакам». Необходимо также изолировать эксплуатационные скважины от агрессивной внешней среды.

Проектировщикам зачастую приходится придумывать уникальные технологии. Например, на норвежском шельфе есть платформа «Драуген», которая стоит не на четырех опорах, а на одной. Одна «нога» позволяет сохранять сооружению подвижность под напором течений. Единственная российская арктическая ледостойкая платформа «Приразломная» в Печорском море имеет традиционное основание, вокруг которого отсыпано около 120 тысяч тонн щебня и камня — «защитная берма», которая нужна для того, чтобы предотвращать размыв грунта по периметру кессона. Эксплуатационные скважины находятся внутри основания и непосредственно не соприкасаются с открытой водой. Кессон является одновременно хранилищем добытой нефти. При этом он всегда заполнен нефтью или балластной водой.

Верхняя часть «Приразломной» защищена от воздействия льда и волн специальными ледовым и волновым дефлекторами, установленными по периметру платформы. Ледовый дефлектор — это стена высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн.

Транспортировка нефти с платформ также весьма непростая задача. Если до берега недалеко, то хранилище и нефтеналивной терминал могут находиться на берегу. Но в этом случае иногда приходится прокладывать не просто нефтепровод, а «горячую» теплоизолированную трубу, которая может не лежать на дне, а находиться на сваях. Организация отгрузки нефти с морских терминалов не менее сложна. Основная задача здесь ¾ обеспечить надежность системы, чтобы нефть не попала в окружающую среду.

На «Приразломной» реализован большой комплекс мер, которые призваны не допустить попадания в окружающую среду нефти или вредных веществ. Платформа работает по принципу «нулевого сброса», иными словами, в море ничего не попадает. Все бытовые отходы, все отходы бурения пакуются в специальные контейнеры и вывозятся судами сопровождения и танкерами на большую землю. Кроме того, есть еще так называемая поглощающая скважина: отходы закачиваются в пласт, изолированный от других пластов. Естественно, предусмотрены все возможные меры безопасности при отгрузке нефти. Она отгружается с помощью двух «комплексов устройств прямой отгрузки нефти» в танкеры. Два КУПОНа нужны на тот случай, если во время швартовки и отгрузки происходит смена течения и ветров. Тогда танкер отстыковывается и переходит на противоположную сторону. Танкер оборудован системой динамического позиционирования, которая позволяет ему постоянно находиться в заданной точке. В процессе отгрузки должно соблюдаться три десятка условий, за которыми следит автоматика. Если не выполняется хотя бы одно условие, отгрузка автоматически прекращается в течение 7 секунд. На случай разлива нефти на платформе есть вся необходимая техника и оборудование, специальные суда. А в море и на суше в вахтовом поселке Варандей дежурят также аварийные бригады, которые регулярно проводят учения. Последние учения проходили в августе этого года.

Многое из комплекса защитных мер, реализованных на «Приразломной», уже апробировано на других оффшорных проектах в северных морях (хотя единых стандартов, надо признать, пока так и не выработано). И, что нужно отметить, экологи не пытаются запретить освоение шельфа той же Норвегии. Напротив, власти этой страны планируют с 2016 года начать выдачу лицензий на разработку новых участков, а первое разведочное бурение может начаться уже в следующем году. Министр нефти и газа Норвегии Хаакон Смит-Исаксен рассказал, что уже около сорока нефтяных компаний проявили интерес к получению лицензий на северном шельфе.

Безусловно, экосистема в Арктике очень хрупкая и надо относиться к ней максимально бережно. Но современные технологии позволяют минимизировать большинство возможных рисков. Впрочем, пока все вышеперечисленные технологии обходятся весьма недешево, и потому активного освоения новых регионов Арктики не происходит.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

tek360.rbc.ru

Нефтяной полярный горизонт - ЭкспертРУ

Нефтяной полярный горизонт Чтобы добиться успеха в разработке арктических месторождений, российским компаниям необходимо активнее вкладываться в геологоразведку и технологии, а также выстраивать связи с международными партнерами. Это позволит им преуспеть в освоении Арктики после того, как на сырьевых рынках установится штиль

Арктика считается одним из основных драйверов роста для нефтегазовой отрасли в перспективе ближайших десятилетий. В связи со стратегическим значением регион постепенно превращается в арену для геополитического столкновения интересов. Причем свои интересы в регионе начинают отстаивать не только приарктические государства, но и Китай, не имеющий выхода к морям Северного Ледовитого океана.

 

Стратегический запас

 

По данным Геологической службы США, под толщей арктических льдов скрывается 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубометров природного газа (30% мировых неразведанных запасов) и 44 млрд баррелей газового конденсата (20% мировых неразведанных запасов). Всего же за полярным кругом покоится порядка 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 22% мировых неразведанных запасов углеводородов. Львиную долю этих ресурсов делят между собой Россия, США и Дания, которым в сумме принадлежит более 88% богатств региона. Оставшиеся полярные ресурсы делят Канада, Норвегия и Исландия, но их запасы существенно ниже. А Финляндия и Швеция хоть и входят в число практических государств, но не предъявляют территориальных претензий на континентальный шельф Северного Ледовитого океана и прилегающих морей, так как не имеют с ним береговой линии по Северному Ледовитому океану.

По большей части арктические углеводороды сосредоточены на территории российского шельфа. Один лишь Западно-Сибирский бассейн содержит до 32% от ресурсной базы региона. Если же добавить к этому запасы других арктических территорий страны, то доля России будет близка к 60%. При этом страна опережает своих конкурентов в разы только по запасам газа, тогда как по нефти отрыв от конкурентов выглядит не таким серьезным.

Тем временем по объемам геологоразведки Россия уступает пальму первенства США и Норвегии. Несколько лет назад об этой проблеме говорил министр природных ресурсов Сергей Донской. По его оценке, геологическая изученность российского шельфа в десять раз уступает американскому шельфу Чукотского моря и в 20 раз шельфу Норвегии. Такое отставание от конкурентов в изучении месторождений приводит к отставанию в их разработке. По добыче газа в регионе страна серьезно отстает от Норвегии, развившей бурную деятельность на континентальном шельфе, а по добыче нефти проигрывает не только северному соседу, но и США, осваивающим прибрежные месторождения Аляски. Более выигрышно Россия смотрится на фоне Канады и Дании, которые к добыче нефтегазовых ресурсов в своих арктических владениях до сегодняшнего дня не приступали.

«Объемы геологоразведочных работ в норвежском секторе Баренцева моря неизмеримо более велики, но их результа ты не ошеломляют. По сути, в разработку введены два месторождения: газовое Сновит и нефтяное Голиаф», – комментирует директор ООО «Гекон» Михаил Григорьев. Отставание России в разработке Арктики от Норвегии и США он объясняет ставкой на освоение сухопутных месторождений. Начало добычи определяется тремя факторами: наличием ресурсной базы (привлекательной для ввода в освоение), технологий и транспортной системы, поясняет эксперт, добавляя, что, исходя из этих критериев, в разработке арктических месторождений до последнего времени не было нужды.

 

Шельфовые накопления

 

По российскому законодательству право освоения шельфа закреплено за государственными компаниями, имеющими пятилетний опыт работы на морских месторождениях. Внутри страны этому критерию отвечают только «Газпром», «Газпром нефть» и «Роснефть». На троих они контролируют до 90% перспективных площадей шельфа. В копилке «Газпрома» находятся лицензии на разработку 40 шельфовых участков, «Роснефти» – на 51 участок. Остальные лицензии распределены между частными игроками, основным из которых является «Лукойл». Они были выданы еще до ужесточения условий работы на шельфе (соответствующие поправки в закон «О недрах» приняли в 2008 году). Периодически вопрос либерализации доступа частников на шельф звучит на государственном уровне, но окончательного решения на сей счет пока не принято.

Единственным примером добычи углеводородов на российском арктическом шельфе является проект «Газпром нефти» (дочерняя структура «Газпрома») по разработке Приразломного месторождения в Печорском море, извлекаемые запасы которого превышают 70 млн тонн черного золота. Интерес к его освоению холдинг начал проявлять уже в начале 1990-х годов, выступив вместе с подрядчиками учредителем ЗАО «Росшельф». За 21 год реализации проекта состав его участников и технологии не раз менялись, но, несмотря на непростую судьбу, он был претворен в жизнь. Эксплуатация месторождения началась в декабре 2013 года, а в прошлом году здесь было добыто более 800 тыс. тонн нефти. В планах компании на 2016 год – обеспечить на Приразломном добычу более 2 млн тонн нефти, а к 2020 году – выйти на показатель в 5 млн тонн.

Портфель шельфовых активов «Газпром нефти» также включают Долгинское месторождение (извлекаемые запасы более 200 млн тонн нефти), Северо-Западный (105 млн тонн нефти, 60 млрд кубометров газа), Хейсовский (140 млн тонн нефти и конденсата, 2 трлн кубометров газа) и Северо-Врангелевский (прогнозные геологические ресурсы оцениваются более чем в 3 млрд тонн н.э.) лицензионный участки, где производятся геологоразведочные работы. А в отношении двух первых месторождений компания подписала меморандум о расширении сотрудничества при совместной разведке, разработке и добыче углеводородов с вьетнамской Petrovietnam.

Долгинское месторождение, расположенное в центральной части Печорского моря, – наиболее изученное из невведенных проектов «Газпром нефти». На месторождении были проведены сейсморазведочные работы и сейсмические исследования, а также завершено бурение четырех разведочных скважин (три Северо-Долгинских и одна Южно-Дол- гинская). По итогам бурения скважины «Газпром нефть» получила приток газа, в связи с чем его геологическая модель была актуализирована. На следующий год компания запланировала моделирование сейсмической съемки 3D и поиск партнера для совместной реализации проекта. Заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев сообщал, что при разработке арктических месторождений компания рассчитывает на партнеров из азиатского региона. В частности, подобное предложение было отправлено китайской госкомпании CNOOC.

Поблизости от Долгинского месторождения расположен Северо-Западный лицензионный участок, площадью 8,8 тыс. кв. км. Глубина моря в пределах участка составляет около 200 м, а общий объем выполненных на блоке сейсморазведочных работ категории 2D достигает 11,5 тыс. погонных км.

Западнее острова Новая Земля, на севере Баренцева моря находится Хейсовский лицензионный участок. Степень изученности его пока невысока – общий объем проведенных сейсморазведочных работ категории 2D составляет только 8,3 тыс. погонных км. Во многом это обусловлено сложными природно-климатическими условия, характерными для этого региона. На северо-западе и северо-востоке от участка льды могут держаться круглый год, хотя в отдельные годы море освобождается.

Право на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов Северо-Врангелевского лицензионного участка «Газпром нефть» получила в 2014 году. На сегодняшний день компания провела гравиразведку и магниторазведку на этом участке и после обработки данных намерена приступить к полному циклу геологоразведочных работ.

 

Попасть под нефтяной пресс

 

Добыча газа российскими компаниями в настоящий момент ведется только в материковой части Арктики, тогда как шельф остается неразработанным. Из амбициозных проектов в регионе стоит упомянуть разработку «Газпромом» Штокмановского газоконденсатного месторождения, считающегося одним из крупнейших в мире (прогнозные ресурсы – 3,9 трлн кубометров газа и 56,1 млн тонн газового конденсата). Чтобы оценить его масштабы, достаточно сказать, что проектная добыча голубого топлива на месторождении превышает годовое потребление газа Германией. Зеленый свет первый этап проекта получил в 2008 году, когда было учреждено совместное предприятие «Штокман Девелопмент АГ», принадлежащее «Газпрому» (51%), французской Total (25%) и норвежской Statoil ASA (24%). Но амбициозному начинанию так и не удалось набрать ход. Вначале между партнерами возникли разногласия относительно технологий освоения месторождения, а затем в США разразился сланцевый бум, снизивший спрос на газ. Все это привело к неоднократному переносу сроков проекта и его удорожанию. В итоге инициативу пришлось отложить до лучших времен. По последней информации, два участка Штокмана предположительно будут введены в строй к 2025 году.

Та же участь постигла и ряд других российских проектов в регионе. Серьезным ударом для них стали санкции, запретившие американскому и европейскому бизнесу ввозить оборудование для работ на шельфе. Так, произошедшее вынудило американскую ExxonMobil покинуть совместный с «Роснефтью» проект по работе в Карском море, оставив партнера без буровой установки. В итоге планы «Роснефти» по разведке были отложены до 2019 года.

И это не единичный пример. В этом году Роснедра согласовали компаниям перенос сроков геологоразведки и добычи на 31 участке, в том числе и на шельфе арктических морей. И основной причиной этого стали даже не санкции, а рухнувшие цены на нефть. Цена безубыточности добычи нефти в Арктике находится в коридоре 52-81 доллара за баррель, отмечали в Минэнерго, тогда как цена на черное золото в последнее время ниже этой границы. В этих условиях бизнесу оказалось выгоднее сосредоточиться на менее затратных проектах с более быстрой отдачей, чем осваивать дорогие арктические ресурсы. Такую линию поведения, в частности, выбрали Statoil, ConocoPhillips, Chevron. По подсчетам IHS Markit, объемы обнаруженных объемов нефти и газа в минувшем году стали наиболее низкими за последние 64 года.

«Арктические работы находятся под прессом низких цен на сырье. Видимо, мы стоим на пороге пересмотра стратегий компаний в отношении Арктики – и не только в России, но и в остальных арктических прибрежных странах», – полагает Михаил Григорьев.

Однако для проектов, реализованных до введения санкционного режима и падения на сырьевых рынках, положение дел обстоит более выигрышно. «Нисходящие ценовые тренды на нефть могут повлиять только на сроки возврата инвестиций. На сегодняшний день на месторождении ведется планомерное наращивание объемов добычи нефти и проводится постоянная работа по снижению ее себестоимости. Наибольшей отдачи проект достигнет через несколько лет, когда компания выйдет на пик добычи и себестоимость одного барреля составит 10 долларов», – рассказывают представители компании «Газпром нефть шельф».

 

Утром деньги, вечером ресурсы

 

Тем не менее, несмотря на заморозку ряда проектов, в более длительном горизонте освоение арктических богатств, скорее всего, вернется в мировую повестку дня. В 2020 Артика займет 3% в мировой добыче углеводородов, а к 2035 году ее доля вырастет до 9%, уверены аналитики норвежской консалтинговой компании Rustad Energy. Для России же первоочередной задачей является добыча на шельфе нефтяных ресурсов. В соответствии с прогнозом Минэнерго из-за истощения старых месторождений добыча черного золота в России может к 2035 году упасть от 1,2% до 46%, следует из генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2035 года, подготовленной ведомством. Компенсировать такое падение стране придется за счет разработки трудноизвлекаемых месторождений Восточной Сибири и ресурсов Арктики. Похожим образом обстоят дела и в Норвегии, где нефтяная отрасль также играет роль бюджетообразующей.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, чтобы ускорить освоение арктического шельфа, российским компаниям необходимо инвестировать в геологоразведочные работы и производство оборудования для снижения зависимости от импорта. Помимо этого, эксперт подчеркивает значимость международного взаимодействия для доступа к технологиям и более дешевым финансовым ресурсам. В сотрудничестве с зарубежными топливно-энергетическими компаниями осваивать шельф будет дешевле, и такое партнерство возможно не только с западными, но и восточными партнерами, заключает он.

Признавая стратегическое значение освоения арктических месторождений, необходимо понимать, что срок от их открытия до запуска может исчисляться десятилетиями. Продолжительность проекта Хеброн компании Exxon Mobil составила 26 лет, Голиат в Норвегии – 15 лет.

«Разработка ресурсов углеводородов на арктическом шельфе объективно является самым капиталоемким направлением российской нефтегазовой отрасли. Экономика арктических проектов, предусматривающая значительные инвестиции, является чувствительной к цене на нефть. Вместе с тем добыча нефти на шельфовых проектах – это по большей части долгосрочная перспектива. Текущие колебания, а также среднесрочные прогнозы по стоимости углеводородов не оказывают существенного влияния на принятие решений сегодня об инвестициях в геологоразведку», – полагают в ООО «Газпром нефть шельф.

Санкт-Петербург

Спецпроект подготовлен в партнерстве с ООО «Газпром нефть шельф»

expert.ru

Добыча углеводородов в Арктике: риски и перспективы

Еще совсем недавно Арктикой интересовались разве что ученые и любители экстремальных путешествий.  Но в последнее время ситуация изменилась кардинально. Тема Арктики и связанные с ней проблемы стали обсуждаться достаточно широко.

Мировой запас углеводородов тает на глазах, в связи с этим остро встают вопросы о разработке новых месторождений. Тенденция в данной сфере такова, что идет постепенное перемещение добычи с континента в шельфовую зону.

Первая комплексная оценка неразведанных извлекаемых арктических запасов была проведена Геологической службой США (United States Geological Survey – USGS), которая в ходе анализа 33 осадочных бассейнов определила, что с 10% долей вероятности в 25 из них запасы нефти или газа составляют более 50 млн. баррелей.

В целом же, Геологическая служба США установила что, неразведанный запас углеводородов в Арктике насчитывает 90 млрд. баррелей нефти, 1669 трлн. кубических футов газа и 44 млрд. баррелей природного газоконденсата.

По оценкам USGS, арктические залежи могут составлять 13% от всех неразведанных мировых нефтяных запасов и 30% газовых, это при том, что территория арктического шельфа занимает только 6% нашей планеты.

Море Бофорта

Море Бофорта

Подавляющая часть шельфа – это океан глубиной более 500 метров, около трети – континентальный шельф, глубина которого меньше 500 метров, суша здесь занимает лишь треть территории. Определяющее значение имеет тот факт, что большая часть арктического океана весь год находится подо льдом.

О наличии залежей углеводородов в Арктике люди узнали много десятилетий назад, но только в последние несколько лет началось полномасштабное освоение данного ресурса с использованием знаменитого Северо-Западного перехода, который соединяет Атлантический и Тихий океаны, а также – Северного морского пути, связывающего Европу и европейскую часть России с Дальним Востоком и рынками Азии.

Лишь в последнее время добыча углеводородов здесь стала технически и экономически обоснованной. Отчасти, толчком к освоению новых месторождений послужила тенденция глобального потепления на планете, которая на территории Северного Ледовитого океана проходит в несколько раз быстрее, чем в какой-либо другой части света. В 2012 году зафиксирован рекордный объем таяния льдов, что открыло новые перспективы не только в освоении углеводородов Арктики, но и развития судоходства между странами Европы, Азии и Северной Америки.

Нефтедобывающая платформа Cairn Energy у побережья Гренландии (Фото РА)

Нефтедобывающая платформа Cairn Energy у побережья Гренландии (Фото РА)

Но в любом случае, несмотря на положительные тенденции и острую необходимость освоения новых месторождений, разработка нефтегазового арктического ресурса связана с большими затратами и высоким риском. Основными сложностями можно считать следующее:

— суровый арктический климат, который характеризуется круглогодичными сильными морозами, продолжительной полярной ночью, угрозой повреждения морских буровых установок арктическим льдом, болотистой тундрой, обуславливающей сезонность деятельности в большинстве регионов, а также ограниченной биологической активностью;

— неразвитость инфраструктуры, в связи с которой разрабатывать новые месторождения нужно «с нуля», что представляет собой занятие очень дорогостоящее и, вместе с тем, подверженное значительным экологическим рискам. Разработка арктических месторождений требует специального оборудования (танкеры и ледоколы), а также — проведения протяженных коммуникаций;

— конкуренцию представляют другие источники углеводородов. В существующих условиях роста предложения на газовом мировом рынке из разных источников, как традиционных, так и нетрадиционных, под вопрос ставится целесообразность разработки арктических месторождений. Большую конкуренцию представляет газ, добываемый из сланцев, угольных пластов и сжиженный природный газ.

На месторождении Сновит у побережья Норвегии

На месторождении Сновит у побережья Норвегии

Но, тем не менее, интерес к освоению Арктики немалый. В будущем разработка этих  месторождений может открыть  перед компаниями широкие возможности. Поэтому за территорию шельфа идет серьезная геополитическая борьба.

К Арктическому региону частично относится территория Канады, Дании/Гренландии, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. Из них только у Финляндии и Швеции, не имеющих береговой линии в Северном Ледовитом океане, нет территориальных претензий по отношению к континентальному шельфу Северного Ледовитого океана и прилегающих морей. Рассмотрим, как развивалась деятельность на арктическом шельфе тех стран, которые претендуют на его запасы.

При значительной инвестиционной поддержке государства в Канаде еще в 1970-1980 годах была осуществлена разведка арктических залежей и открыты значительные месторождения на реке Маккензи, бассейне моря Бофорта и Арктическом архипелаге. Бурение в Арктике канадцы начали в 1972 году. С тех пор они разработали более 100 скважин. Но ситуация на нефтегазовом рынке изменилась, государственная поддержка прекратилась, и в 1990 году  компаниям пришлось остановить деятельность на шельфе. Были еще слабые попытки возобновить работы, но и они тоже затухли.

Самый северный СПГ в мире - в Хаммерфесте (Фото Томаса Нильсена)

Самый северный СПГ в мире — в Хаммерфесте (Фото Томаса Нильсена)

В Гренландии ситуация складывается таким образом, что правительство всячески поддерживает освоение нефтяных месторождений, потому что хочет найти новые источники дохода, что снизит датское субсидирование, поспособствует экономическому развитию и обретению независимости от Дании. Разведка в Гренландии была начата в 1970 году. До 1990 здесь пробурили шесть скважин, которые показали нерентабельность добычи.

Но в 2010 британская компания Cairn Energy обнаружила углеводороды в Гренландии, что послужило новым толчком их разработки на континентальном шельфе площадью 85 000 кв. км. Был реализован проект стоимостью 1 млрд. долларов и пробурено восемь скважин. Но ожидания не оправдались, больших залежей, которые могли бы быть пригодны для промышленных целей, не нашли. Тем не менее, ни Cairn, ни гренландское правительство данные результаты не остановили. Одни продумывают новый план действий, а другие разрабатывают следующий раунд лицензирования на участки в Гренландском море и северо — восточном шельфе Гренландии.

Чукотское море у побережья Аляски

Чукотское море у побережья Аляски

Норвегия сегодня находится на пятом месте в мире по объемам экспортируемого «черного золота» и на втором – по объему экспорта газа. Добывать углеводороды в Северном море норвежцы начали более 30 лет назад. В 1981 году был дан старт поисково-разведочным работам в арктическом секторе шельфа Баренцева моря. Компания Statoil здесь обнаружила большие залежи газа на месторождении Снёвит. Ежедневно это месторождение дает самому северному в мире заводу  по производству СПГ в Хаммерфесте более  48 тыс. баррелей.  В планах компании до 2020 года – увеличение суточной добычи газа до  1 млн. баррелей посредством разработки новых скважин. До сегодняшнего момента Statoil и другие компании прочно закрепились в данном регионе, пробурив порядка 80 скважин поисково-разведочного характера. Большие планы норвежцы возлагают на разработку таких газовых месторождений, как Скругард и Хавис, которые обнаружили в 2011 году в Баренцевом море. Если предположения оправдаются, то Скругард станет самым крупным морским месторождением залежей углеводородов в этой стране.

Исследования показали, что в арктических регионах доля  Северной Америки в неразведанных запасах нефти составляет 65% и 26% приходится на неразведанные запасы природного газа. Большая часть этих запасов нефти находится на Аляске. И именно с нефтью в этом регионе связаны почти все геологоразведочные работы США. Но в долгосрочной перспективе Америка планирует уделять внимание и добыче  газа. Больше перспектив с разработкой арктических месторождений нефти связывают с морем Бофорта, потому что оно обладает небольшой глубиной и расположено поблизости с инфраструктурой Трансаляскинского нефтепровода. В то время как Чукотское море более глубокое и удалено от инфраструктуры нефтепровода. Но, тем не менее, добычу нефти и в одном и во втором хотят начать с небольшой разбежкой. В море Бофорта — в 2020 году, в Чукотском – 2022.

Платформа "Приразломная" (Фото с gazprom.ru)

Платформа «Приразломная» (Фото с gazprom.ru)

России принадлежит большая часть арктических ресурсов. По оценкам экспертов шельф содержит около 80% потенциального углеводородного запаса нашей страны, а стоимость этого сырья – более 30 трлн. долларов. Такой огромный запас рано или поздно разрабатывать придется, несмотря на сложность добычи. И Россия делает решительные шаги в этом направлении. В 2012 году вклад РФ на счет фонда, работа которого направлена на поддержку проектов Арктического совета составил 10 млн. евро. В то время как Норвегия внесла 237 тыс. евро, а Финляндия – 200 тыс. евро.

Российские интересы в Арктике можно условно разделить на несколько групп:

— создание новых транспортных коридоров и освоение новых месторождений углеводородов при соблюдении экологического баланса;

— развитие социальной инфраструктуры, обеспечение доступности социальных услуг и повышение качества жизни местного населения.

В соответствии с этими интересами в правительстве разработали госпрограмму, направленную на развитие арктической зоны до 2020 года.

Активисты "Гринпис" пытаются взобраться на платформу "Приразломную", протестуя против добычи нефти в Арктике, сентябрь 2013 (Фото Дениса Синякова)

Активисты «Гринпис» пытаются взобраться на платформу «Приразломную», протестуя против добычи нефти в Арктике, сентябрь 2013 (Фото Дениса Синякова)

Ученые смело заявляют, что Арктический шельф нашей страны может быть золотым дном. И государственные программы направлены на стимулирование разработки нефтегазовых шельфовых месторождений. Сегодня в этой части открыли более 20 нефтегазовых провинций и бассейнов, а запас 10 из них полностью доказан. К крупным осадочным бассейнам относятся Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский и Чукотский. Подавляющая часть ресурса Арктики находится в западной части, а в восточной сосредоточены так называемые предполагаемые или условные неразведанные запасы.

Сегодня развернута большая деятельность по освоению Арктического шельфа. Значительные инвестиции направлены на развитие инфраструктуры Северморпути, на месторождении «Приразломная» установили платформу, в текущем году запланировано промышленное бурение в Арктике и принятие инвестиционного решения по Штокмановскому месторождению. Разрабатывается проект, направленный на расширение грузооборота до 800 тыс. тонн в год, строятся современные аварийно-спасательные центры.

Акция активистов "Гринпис" в Москве, апрель 2012 (Фото Дениса Синякова)

Акция активистов «Гринпис» в Москве, апрель 2012 (Фото Дениса Синякова)

В октябре 2013 года представили лицензионные заявки на 48 участков Арктическом шельфе. «Газпром» подал заявку на 17 участков. Осваивать арктические месторождения планируют государственные компании в отдельности или в сотрудничестве с зарубежными «Eni», «Statoil», «ExxonMobil». В ноябре 2013 года «Роснефть» и «Петровьетнам» подписали соглашение, целью которого является совместная разработка 8 лицензионных участков шельфа Печорского моря. А «Газпромнефть» на данный момент занимается поиском партнера для освоения Долгинского и Приразломного месторождений.

Несмотря на то, что арктические ресурсы привлекают к себе немало внимания и являются лакомым куском для многих стран, нужно реально оценивать ситуацию. А она складывается таким образом, что в ближайшее время углеводороды Арктики вряд ли могут стать альтернативной энергетической базой. Трудности освоения шельфа и большое распространение возобновляемых источников энергии делают перспективу широкого освоения Арктики весьма долгосрочной. Но, тем не менее,  разработка углеводородного сырья данного региона  — одна из предпосылок экономического могущества нашей страны, поэтому приоритетом в этой области должна стать грамотная государственная политика, направленная на развитие и совершенствование новых технологий глубоководного бурения, снижение экологических рисков, основательное научное исследование Арктики.

Еще по этой теме

Метки: Арктика, Баренцево море, Геологическая служба США, Гренландия, добыча углеводородов, Канада, континентальный шельф, мировой запас углеводородов, море Бофорта, Норвегия, Северный морской путь, Скругард, Сневит, СПГ в Хаммерфесте, Статойл

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

novostienergetiki.ru

Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики. Ридер РСМД

Активная работа по освоению арктического шельфа в СССР развернулась в начале 1980-х гг. Перспективы освоения связывались в первую очередь с Печорским и Карским морями. После распада СССР, в 1991–1998 гг., российский буровой флот работал практически исключительно на шельфе Западной Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Фактическое прекращение геологоразведочных работ в Арктике после 1991 г. и утрата арктического бурильного флота привели к тому, что на сегодня степень разведанности арктического континентального шельфа Российской Федерации остается крайне низкой: Баренцево море – 20%, Карское – 15%, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Чукотское море – 0%.

Всего на российском континентальном шельфе в Арктике открыто 25 месторождений, причем все они находятся в Баренцевом и Карском морях (включая Обскую и Тазовскую губы) и имеют извлекаемые запасы промышленных категорий более 430 млн т нефти и 8,5 трлн м3 газа.

Первый и пока единственный нефтегазовый проект, реализуемый на российском арктическом шельфе, – разработка нефтяного месторождения «Приразломное», открытого в 1989 г. в Печорском море. Запасы месторождения оцениваются в 72 млн. т нефти. Лицензией на его разработку владеет компания «Газпром нефть шельф». В августе 2011 г. сюда была доставлена морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» проектной мощностью до 6,5 млн т в год. Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 г. В 2014 г. с платформы было отгружено и доставлено в порт города Роттердам 300 тыс. т нефти (около 2,2 млн. баррелей). Добываемая нефть получила название «Arctic Oil» (ARCO). В 2015 г. компания планирует удвоить объемы ее добычи и отгрузки.

Группа «Газпром» продолжает подготовку к реализации еще одного проекта в Печорском море, связанного с разработкой Долгинского нефтяного месторождения. На месторождении, извлекаемые запасы которого оцениваются более чем в 200 млн т нефтяного эквивалента, пробурены уже четыре разведочные скважины. К разработке месторождения планируется привлечь вьетнамскую компанию «PetroVietnam». Начало добычи запланировано на 2020 г., а к 2026 г. планируется достичь пика добычи на уровне 4,8 млн т нефти в год.

Сохраняет свою актуальность и проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. Запасы оцениваются в 3,9 трлн мі газа и 56,1 млн т газового конденсата.

Всего «Газпром» владеет 7 лицензионными участками в Баренцевом море, 3 – в Печорском, 13 – в Карском море, 8 – в Обской губе и одним участком в Восточно-Сибирском море.

Другая российская компания – НК «Роснефть» – владеет 6 лицензионными участками в Баренцевом море, 8 – в Печорском, 4 – в Карском, 4 – в море Лаптевых, 1 – в Восточно-Сибирском море и 3 – в Чукотском. Для выполнения своих лицензионных обязательств компания заключила в 2011 и 2012 гг. соглашения о стратегическом сотрудничестве с «ExxonMobil», «Statoil» и «Eni».

В августе 2014 г. компанией «Карморнефтегаз», совместным предприятием «Роснефти» и «ExxonMobil», в результате разведочного бурения на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море было открыто нефтяное месторождение «Победа» с извлекаемыми запасами 130 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. В 2014 г. «Роснефть» заключила с норвежской «North Atlantic Drilling» долгосрочное соглашение об использовании до 2022 г. шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, в том числе и в Арктике. С целью расширения доступа к буровому флоту «Роснефтью» в том же году было заключено рамочное соглашение с компаниями «Seadrill Limited» и «North Atlantic Drilling Limited» об обмене активами и инвестициях.

Во второй половине 2014 г. в связи с позицией России по украинскому кризису целый ряд государств (США, страны ЕС, Норвегия и др.) ввели против нее секторальные санкции.

Эти санкционные ограничения уже привели к фактической приостановке участия ряда иностранных нефтяных и нефтесервисных компаний, включая «ExxonMobil», в проектах на российском арктическом шельфе. Следует также отметить, что в настоящее время российский нефтегазовый сектор сильно зависит от использования оборудования и услуг из стран, наложивших санкции на Российскую Федерацию.

Перенос международной напряженности в Арктику в совокупности с сохранением санкционной политики будет способствовать рассмотрению Российской Федерацией вопроса о привлечении к сотрудничеству внерегиональных государств, прежде всего из Азии. В этих условиях международное сотрудничество в арктическом регионе может быть серьезно переформатировано, а объем заказов у западных производителей оборудования для разработки арктического шельфа существенно снижен.

Подробнее: Разведать и освоить. Проблемы освоения российского арктического шельфа

russiancouncil.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта