Eng Ru
Отправить письмо

Предчувствие катастрофы: чем может обернуться нефтедобыча в Черном море? Добыча нефти в черном море


Чёрное золото Чёрного моря. Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе? | Компании | Деньги

Разведка у вала Шатского

Крупнейшая нефтяная компания страны собирается начать на шельфе Чёрного моря поисковое бурение. Если понимать, как развивается добыча углеводородов в мире, ничего экстраординарного в этом нет.

Месторождения на суше постепенно истощаются по всей планете, а современные технологии сделали возможным добывать нефть и газ со дна мирового океана. Разработка шельфовых месторождений началась ещё в 80-х, и ведётся она как на севере, так и юге планеты.

Добыча в Северном море позволила Великобритании и Норвегии отказаться от импорта углеводородов и даже начать их экспортировать. Высокую активность на своих шельфах проявляют Канада и США. Но крупнейшими регионами морской добычи остаются Мексиканский и Персидский заливы, озеро Маракайбо (Венесуэла). Активно ведётся она и в районах Средиземноморья.

Со дня моря «достают» уже треть добываемой в мире нефти. И, по прогнозам, доля шельфовых месторождений продолжит расти.

У крупнейшей российской нефтяной компании также есть морские проекты. Она разрабатывает шельф Сахалина, в 2014 году совместно с ExxonMobil провела поисковое бурение в Карском море. Уже 15 лет Роснефть является оператором шельфовых проектов во Вьетнаме. И вот теперь планирует начать разведочное бурение на черноморском шельфе — Западно-Черноморском участке, в районе Новороссийска и Геленджика.

Кого догоняем?

«Практически все причерноморские страны так или иначе участвуют в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе, — рассказал член-корр Российской академии наук, замдиректора Института географии РАН Аркадий Тишков. — Румыния ведёт здесь не только разведку, но и добычу нефти и газа, задействовав десятки месторождений. Эта страна является одним из ведущих нефтяных игроков на черноморской площадке, привлекая австрийский концерн OMW и ExxonMobil. После того, как она расширила свои владения на шельфе в 2009 г. за счёт выигрыша территориального спора у Украины, увеличились перспективы роста её нефтегазовой отрасли».

Турция, по словам учёного, имеет около 10 разведанных месторождений в Чёрном море, ведёт активную добычу нефти и газа совместно с добывающими компаниями США и в любой момент тоже может выйти в число лидеров. Болгария ещё 5 лет назад начала поиск инвесторов для разведки двух шельфовых месторождений. Имея крайне низкую энергообеспеченность экономики собственными ресурсами (около 15%), страна делает ставку на использование месторождений в своей исключительной экономической зоне Черного моря. 

Наконец, Украина давно занимается разведкой и добычей нефти и газа со дна Чёрного и Азовского морей. В 2013 году она заключила соглашение с ведущими французскими и итальянскими компаниями, а также с американской компанией ExxonMobil с целью организации добычи — и в глубоководных районах черноморского шельфа, и на мелколводье. К примеру, она ведёт разработку месторождений Одесское и Безымянное на северо-западном шельфе моря.

Таким образом, Россия, начиная поисковую добычу на черноморском шельфе, по мнению Аркадия Тишкова, «находится в роли догоняющего».

Сброс на нуле

«Разведка и поиск полезных ископаемых — это обязанность, установленная законодательством. Любая добывающая углеводороды компания должна вести также и геологоразведку. Это государственная задача», — пояснил представитель «Роснефти».

Подготовка к геологоразведочным работам ведётся в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Нефтяники будут применять технологии «нулевого сброса», чтобы исключить попадание в воду неочищенных стоков. Это означает, что все образующиеся при бурении отходы, даже малоопасные для окружающей среды, собирают в специальные герметичные контейнеры и увозят на берег. Там передают специализированным организациям, которые утилизируют их на специальных полигонах — конечно, за пределами курортной зоны.

Кроме того, в компании разработана программа производственного контроля и экологического мониторинга. Экологи смогут видеть параметры измерений состава воздуха и воды, а также наблюдать за жизнью морских млекопитающих в районе бурения.

«Речь идёт о разведке в глубоководных районах Западно-Кавказской группы месторождений. Это примерно в 100 км от побережья, — пояснил замдиректора Института географии РАН. — О том, что разведочное глубоководное бурение может повлиять на курортную зону, говорить могут только люди, которые не понимают сути. Основное черноморское течение движется вдоль берега против часовой стрелки в районе Геленджика и Новороссийска и проходит примерно в 15-25 км от берега. К тому же разведочное бурение в данном случае оказывает минимальное влияние на местную биоту (исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения — Ред.) и донные комплексы моря в глубоководных районах».

Без единой аварии

Замначальника управления департамента промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в разведке и добыче НК «Роснефть» Кирилл Ковальский сообщил, что компания готова обсуждать свои проекты на разных площадках со всеми заинтересованными представителями общественности. Уже состоялись общественные слушания в Геленджике, встречи в рамках конференции РГО и заседания общественного экологического совета.

Представители компании напомнили, что шельфовые проекты обеспечивают создание новых рабочих мест, рост цен на недвижимость в прибрежной зоне, вносят значительный вклад в местные бюджеты за счёт поступлений от нефтегазовых компаний. Но экологическая безопасность является для нефтяников безусловным приоритетом.

Западно-Черноморский участок, где планируется поисковое бурение, имеет площадь 8,6 тыс. кв. км. Глубина моря здесь — от 600 до 2250 м. Сейсморазведка на участке уже проведена.

«При реализации шельфовых проектов мы не допустили ни одной аварии, — сказал К. Ковальский. — Недавно отмечали 15 лет безаварийной работы во Вьетнаме».

В компании объясняют это тем, что серьёзно вкладываются в научные программы в области экологической безопасности. А. Тишков как учёный подтвердил это:

«Компания зарекомендовала себя как экологически ответственная, претензий к которой, судя по реализованным проектам на шельфе, нет. Уже на первых этапах своей работы в черноморском регионе она привлекает к решению задач освоения месторождений и обеспечения экологической безопасности научные коллективы — специалистов в области геофизики, геологии, гидрологии, экологии. А её партнер по этому проекту — Eni, насколько мне известно, также владеет экологичными технологиями разведки и добычи углеводородов, в том числе и у побережья Египта с его круглогодичными курортами».

Поясним, Eni — это итальянская компания, которую наша НК привлекла к освоению Западно-Черноморского лицензионного участка в качестве партнёра. Она имеет большой опыт шельфового и глубоководного бурения. Сейчас разрабатывает уникальное месторождение Зор на шельфе Египта.

«Россия, осознавая перспективы добычи в своих водах Чёрного моря, только-только приступает к черноморским проектам. Но в отличие от тех, кто начинал освоение углеводородных месторождений здесь 15-20 лет назад, она имеет более современную технику и технологии, а также опыт разведки и добычи в экологически уязвимых районах арктического шельфа», — подытожил член-корр РАН.

А представители компании, выразив готовность к дальнейшему диалогу с общественностью черноморского побережья, отметили, что ценят тот факт, что приглашение к диалогу поступает от представителей таких организаций, как Русское географическое общество и общественный экологический совет при главе Сочи.

Смотрите также:

www.aif.ru

Черноморский шельф - РИА Новости, 13.03.2014

13:3713.03.2014

(обновлено: 13:50 13.03.2014)

845062

Власти Крыма уже взяли под охрану украинские месторождения нефти и газа в Черном и Азовском морях, в том числе Одесское и Безымянное, которые находятся в стадии обустройства, а также газовые и нефтяные платформы государственной украинской компании "Черноморнефтегаз", сообщил спикер Верховного совета республики Владимир Константинов.

Шельф — выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Шельф Черного моря — пологий подводный склон (до глубины 100-150 метров) у гористых берегов Кавказа, Крыма, Анатолии, достигающий не более нескольких километров от береговой линии. Далее следует крутой (до 20-30 градусов) континентальный склон — обрыв до глубин более одной тысячи метров. Исключением является мелководная Северо-Западная часть Черного моря, которая относится к шельфовой зоне.

Освоение месторождений шельфа Черного моря началось в 1974 году в его северо-западной части. Здесь было открыто первое в Черном море месторождение углеводородов — Голицынское газоконденсатное.

В 2003-2006 годах были проведены геофизические исследования восточной части Черного моря совместно рядом компаний и научно-исследовательских организаций, среди них Московский государственный университет, Научно-исследовательский институт "Океангеофизика", ОАО "Севморнефтегеофизика" и другие.

Глубоководные участки в значительной мере располагаются в экономической зоне России, Турции, Грузии и Абхазии. Болгарии, Румынии и Украине принадлежат в основном мелководные участки.

В Болгарии разведкой обнаружено два газовых месторождения — Галата (2,5 миллиарда кубических метров) и Калиакра. В Грузии были выявлены три перспективных участка, потенциал которых специалисты оценили от 70 миллионов до 1,3 миллиарда баррелей нефти. В Румынии со второй половины 2000-х годов открыто несколько месторождений — нефтегазовые Дельта-4, Западный Лебедь и Пескарус, нефтегазоконденсатное Восточный Лебедь. За счет этих месторождений ежегодная нефтедобыча увеличилась на 7 миллионов тонн.

В Турции в рамках поисково-разведочного бурения структур на мелководной западной части черноморского шельфа в рамках проекта "Бассейн Южная Аккакока" было обнаружено 13 перспективных структур, об их запасах в открытых источниках ничего не сообщалось.

В России, то по результатам геофизических исследований, на участке Туапсинского прогиба выявлено порядка 70 возможных залежей нефти и газа. Для их освоения ExxonMobil и "Роснефть" намерены приступить к разведочному бурению на шельфе Черного моря в 2014-2015 годах. Предварительная оценка инвестиций по проектам в Черном море составит около 55 миллиардов долларов. Начало добычи нефти запланировано на 2018-2020 годы.

Украина добилась определенных результатов в освоении Черноморского шельфа. Всего в регионе было открыто восемь газовых, газоконденсатных месторождений и обнаружено немало высокоперспективных структур. В Каркинитском прогибе — Рифтовая-Осетровая, Западно-Голицынская, Штормовая-глубинная, Гордиевича, Межводненская, Гамбурцева, Сельского, Штилевая. В центральной части Каламитского вала — Нахимова, Корнилова, Карбышева. На Прикерченском шельфе (глубины 200-2000 метров) Черного моря открыто нефтяное месторождение Субботина.

Ресурсы северо-западной части Черноморского шельфа оцениваются в 495,7 миллиардов кубических метров природного газа и 50,4 миллионов тонн нефти и конденсата, Прикерченской зоны — 321,2 миллиардов кубических метров и 126,8 миллионов тонн нефти и конденсата, континентального склона — 766,6 миллиардов природного газа и 232,6 миллионов тонн нефти и конденсата.

27 ноября 2013 года между украинскими компаниями "Воды Украины" и "Черноморнефтегаз" и итальянской Eni и французской EdF было подписано соглашение о разделе продукции, которая будет добываться в пределах площадей Абиха и Кавказская, участка Маячна и структуры Субботина шельфа Черного моря. Добыча нефти по базовому сценарию ожидается на уровне 2 миллионов тонн в год, по оптимистическому — 3 миллиона тонн.

В конце 2013 года стало известно, что Украина и консорциум компаний во главе с американской ExxonMobil планируют подписать соглашение о разделе продукции (СРП) по добыче углеводородов на Скифской площади глубоководного шельфа Черного моря. Прогнозируемый ежегодный объем добычи газа должен составить до 3-4 миллиардов кубометров в год. В связи с нестабильной политической ситуацией в стране Exxon Mobil отложил планы по разведке на украинской части Черного моря.

Публичное акционерное общество "Черноморнефтегаз" — компания с более чем 35-летним опытом разведки и добычи углеводородов в Азово-Черноморском регионе. Является составной частью топливно-энергетического комплекса Украины и единственным предприятием в стране, которое самостоятельно проводит разведку, освоение и разработку месторождений нефти и газа в украинском секторе Черного и Азовского морей, подготовку углеводородного сырья, его транспортировку и хранение.

"Черноморнефтегаз" осуществляет снабжение природным газом потребителей Крыма. Является крупным налогоплательщиком в Крыму и Украине.

Компания основана 20 октября 1978 года приказом Министерства газовой промышленности СССР в качестве ПО "Черноморнефтегазпром". В 1998 году реорганизована в государственное акционерное общество "Черноморнефтегаз", в 2011 году — в публичное акционерное общество.100% акций "Черноморнефтегаза" находится в уставном фонде Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины".

За годы деятельности предприятия его специалисты открыли 17 месторождений нефти, газа и газового конденсата.

На шельфе Черного и Азовского морей и в сухопутной части Крыма "Черноморнефтегаз" разрабатывает 2 газоконденсатных (Голицынское и Штормовое), 7 газовых (Архангельское Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское и Одесское) и одно нефтяное (Семеновское) месторождения.

Добыча природного газа в 2013 году составила 1 650,74 миллиона кубических метров, превысив показатель 2012 года на 40,6 %.

На 12,8 % перевыполнены плановые показатели по добыче газового конденсата (добыча в 2012 году — 62,8 тысячи тонн) и на 5,3 % — по нефти (добыча в 2012 году — 8,9 тысячи тонн).

Средняя суточная добыча углеводородов в 2013 году составила 4,9 миллиона кубических метров (в декабре — 5,7 миллиона кубических метров).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

чем может обернуться нефтедобыча в Черном море?

*Техническая расшифровка эфира

Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Это программа «Zoom» на радио СОЛЬ, у микрофона Александра Хворостова. 3 сентября в Сочи на площади Искусств прошел митинг против добычи нефти в акватории Черного моря. Организаторы и участники этого митинга уверены в том, что нефтедобыча в Черном море может привести к ситуации, аналогичной экологической катастрофе в Мексиканском заливе. Напомню, в 2010 году в Мексиканском заливе, у побережья американского штата Луизиана за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, а нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров. Неужели и Россию ждет такая же экологическая катастрофа? Именно о митинге и о возможности грядущей экологической катастрофы мы поговорим сегодня.

У нас на связи Александр Валов, владелец ресурса «БлогСочи». Александр, здравствуйте.

Александр Валов: Здравствуйте.

А.Х.: Когда впервые заговорили о добыче нефти на черноморском побережье?

А.В.: Согласно публикации газеты «Ведомости», в мае 2017 года был подписан контракт между итальянской компанией «Eni» и «Роснефтью». То есть информация тогда уже появилась, просто на нее не обратили сильно внимания. После того, как уже была зафрахтована платформа, после того, как были организованы «общественные слушания», у нас есть небольшая библиотека в Сочи — в библиотеки сейчас, сами понимаете, никто не ходит, все читают в интернете, информацию получают. И в этой библиотеке где-то в уголке положили парочку папок, туда даже не подойти, даже читатели туда не подходят. Эти «общественные слушания» нашли одни из наших блогеров в Сочи. Они очень тщательно искали. Информация появилась в газете «Новости Сочи», которую никто не читает, официально порядка 3 тысяч экземпляров, но я сомневаюсь, что там есть эти 3 тысячи экземпляров, притом, что у нас население города 450 тысяч человек. Нашли эти «общественные слушания» и опубликовали информацию, где уже звучали такие факты, что проходят общественные слушания, и анализируются возможные последствия — эти фразы были непосредственно в этих документах — от разлива нефти в случае ее добычи. Естественно, эти документы были опубликованы. И после этого, естественно, реакция возникла, люди начали возмущаться, в том числе и я, организовал митинг.

Лично я выступаю категорически против вообще любой добычи нефти на шельфе в Черном море. Потому что здесь несколько городов-курортов, которые живут за счет туристов. В случае каких-либо техногенных катастроф, если мы возьмем тот же Мексиканский залив в 2010 году, когда разлилось 5 миллионов баррелей нефти. Это 1 миллиард литров, чтобы масштаб понимать. Это была катастрофа, пострадали, естественно, все прибрежные районы. Но там все-таки курортная индустрия не так сильно развита. Там рыбаки пострадали, то есть экономика была выстроена на взаимодействии с океаном. А у нас все-таки туристы, и в случае разлива мы просто останемся без туристов. Кто поедет на море, где на пляже все в нефти? Естественно, такая перспектива нас сильно смущает, и мы будем выступать против.

А.Х.: Мы же говорим о том, что инициатором добычи нефти является директор «Роснефти» Игорь Сечин. Вы прекрасно понимаете, что это за личность. Неужели вы не боитесь идти против этой компании?

А.В.: У нас есть очень большой опыт противодействия серьезным, крупным компаниям. У нас в Сочи недавно проводилась Олимпиада. У нас была два таких одиозных проекта, которые мы не допустили. Я вас уверяю, не было у нас 50 тысяч на митингах. Это в Москве такое возможно. У нас было 2 одиозных проекта: полигон твердых бытовых отходов в Лоо, в междуречье Буу и Хобза. Против него выступали жители непосредственно примыкающих районов. Сами понимаете, они были не в восторге от того, что у них под носом построят полигон, куда будут свозить мусор со всего города. И был другой проект — Кудепстинская ТЭС. Это все — олимпийские объекты. Они попали непосредственно в олимпийскую программу, и жители выступили против. А во время митингов, например, в Кудепсте больше 100 человек не наблюдалось. Люди были против и постоянно проводили митинги. А если бы вы видели, как общественные слушания проводятся, — там люди просто приходили, организовано, с шариками, «НЕТ Кудепстинской ТЭС» и т. д. Мы выступали все категорически против. Мы, естественно, оказали информационную поддержку со стороны интернета. Видео, например, как жители не пускают проводить геологоразведку во время подготовки к строительству полигона для ТБО, опубликовано в интернете. Мы противодействовали двум серьезным, крупным олимпийским объектам. «Газэнергострой» — тоже довольно крутая компания, которая пыталась построить Кудепстинскую ТЭС. Не построили.

Мне тоже говорили — вы что там, совсем с ума посходили? Это же олимпийские объекты, как вы можете быть против них? Да, мы против них. Потому что они ударяют по курорту. По имиджу курорта, по привлекательности города. И, в конечном счете, ударят по количеству туристов, приезжающих в Сочи. Сочи — это город-курорт. Это был главный лозунг на вчерашнем митинге. Пусть пришло немного человек, хотя больше 100 человек пришло, более того, мы распространили 5 тысяч листовок, так или иначе, донесли информацию до жителей города. Все абсолютно возмущаются. Да, естественно, люди немного пассивно сейчас ведут себя. Со временем, я думаю, активность будет увеличиваться, всегда так было. Мы со своей стороны сделали, что могли. 5 тысяч листовок распространили, в интернете информацию распространяли. Было очень много репостов. На мой взгляд, информация дошла, несмотря на то, что все местные телеканалы, финансируемые администрацией города Сочи, полностью проигнорировали информацию, мы донесли информацию, как минимум, до 10−15 тысяч жителей. И абсолютно все против.

А.Х.: Насчет администрации города — это действительно серьезный вопрос, одна из немногих курортных зон в России, которая принимает огромное число жителей не только нашей страны, но и отдыхающих из-за рубежа на побережье Черного моря. Получается логический вопрос — неужели администрация города, может быть, управление туризма, департамент туризма города никаким образом не поддерживает вас в вашем протесте против добычи нефти на Черноморском побережье?

А.В.: Она действительно не поддерживает нас. Но она и не мешает в принципе. Как таковых палок в колеса не засовывает, уже хорошо. На мой взгляд, администрация близорука. Она видит только то, что будет в ближайший год, максимум два. Сами понимаете, у мэра города определенный срок есть, в 2019 году он заканчивается. И до этого года все будет замечательно. Нефть ведь сразу добывать не начнут.

А.Х.: А дальше — гори все синим пламенем, да?

А.В.: На мой взгляд, да. Может быть, такие жесткие фразы я не использовал. Но действительно, есть определенная близорукость и нежелание думать о том, что будет дальше, через 10−20 лет.

В принципе хорошо, что они приехали, они засуетились, «Роснефть». За день до митинга они организовали такую спешную пресс-конференцию, в субботу. В субботу в курортном городе, сами понимаете, организовать пресс-конференцию очень сложно. Они все-таки притащили два СМИ — ТАСС и телеканал «Россия». Я туда пришел без приглашения, мне просто сообщили хорошие люди. Я немного нарушил их планы и задал конкретные вопросы, и выяснилось, что да, действительно, у них есть такие планы — нефтедобыча. Да, действительно, сейчас речь идет только о геологоразведке. Но я в принципе и не собираюсь никого обманывать. Естественно, они не будут сразу притаскивать сюда платформы и сразу качать нефть. Естественно, сейчас они занимаются геологоразведкой. Это для нас не секрет. Платформа, которая ведет сейчас в Черное море, действительно будет заниматься геологоразведкой. Более того, они сказали, что до конца 2017 года они приступят к геологоразведке, то есть непосредственно к бурению в Черном море. Мы выступаем в принципе против каких-либо геологоразведочных работ, потому что бурение — это снова определенная потенциальная опасность. Тем более, на большой глубине. У нас большие сомнения вызывает в принципе оснащенность и техническая подготовленность вообще «Роснефти» и ее партнеров, потому что «Роснефть» сейчас находится вообще-то под санкциями. Американские компании, которые самые опытные, английские компании с ними не сотрудничают. Во время пресс-конференции забавно сказали, что сейчас прогресс скакнул далеко вперед, в 2010 году была авария, сейчас такое невозможно. Я все-таки хотел бы напомнить, что авария произошла у довольно опытной компании «British Petroleum», которая основана в 1909 году. «Роснефть», для сравнения, основана через 80 лет, в 1993 году. И они говорят, что у них была там авария, а мы-то более технически подготовленные. Ничего себе, да? По этим меркам, довольно новая компания, не имеющая серьезного опыта бурения на шельфе, нам заявляет, что они более подготовленные, чем «British Petroleum». Это просто смешно. Если у тех была авария, то у этих, на мой взгляд, авария более высоковероятна. Мы выступаем в принципе против каких-либо рисков для курортной индустрии города.

А.Х.: Не всегда же добыча нефти сопровождается нефтяными разливами.

А.В.: Действительно, не всегда. Слава богу, что не всегда. Но вероятность, судя по количеству этих аварий на всей планете и по количеству в принципе нефтедобывающих платформ, довольно высокая. Это происходит сплошь и рядом, постоянно какие-то разливы происходят, то там, то здесь. Потому что шельфовых платформ не так уж и много на всей планете. Это довольно новая технология, сначала добыча происходила на суше.

А.Х.: Еще надо сказать, что на прошедшем вчера митинге звучали и такие предложения — договориться с «Роснефтью». Вы же против каких-либо договоренностей, категоричное нет?

А.В.: Нет, почему? Я готов договориться с «Роснефтью» в том случае, если они скажут — мы не будем бурить в Черном море, мы ничего не будем добывать. Пожалуйста. Если они такое предложат, то возможно. Но речь шла о том, что — а давайте посмотрим у них какие-то документы, а может быть, они и правильные вещи предлагают, а может быть, и нужно бурить. Извините, нет. Позиция на митинге должна быть какая-то конкретная. Мы или против, или за. Если вы хотите выступить на митинге, организовать митинг за нефтедобычу — пожалуйста, организуйте параллельно митинг и выступайте, кто пожелает. Кстати, «Роснефти» я предложил выступить на митинге. Когда была пресс-конференция 2 сентября, я им всем раздал листочки в конце, всем, кто там сидел, в том числе, «Роснефти».

А.Х.: А что, представители «Роснефти» были вчера у вас на митинге?

А.В.: Нет. Естественно, не пришли.

А.Х.: Конечно, ответ ожидаем.

А.В.: Я бы им слово дал. Просто чтобы люди услышали конкретно, что это не какие-то фантазии наши, что действительно у них есть такие планы. Это даже хорошо, что они эту пресс-конференцию организовали, и информация стала появляться в СМИ, потому что раньше ее нигде не было, просто нигде не было. В мае подписали контракт — и все, и тишина. Сейчас, после этого митинга, пусть он еще малочисленный, я это признаю, но мы сделали все, что могли, и будем продолжать в том же духе. Потому что сейчас у нас в планах организация бойкота «Роснефти» и организация митинга на всем Черноморском побережье, в курортных городах Черноморского побережья. В том числе, в Крыму. В Крыму есть город Ялта, я там был. Там очень красиво — «Ласточкино гнездо», побережье с царскими усадьбами. И я очень боюсь, что во время какой-нибудь аварии все это будет угроблено. Это наша общая беда, общая опасность для всего Черноморского побережья, Крыма и в принципе всех россиян, потому что в случае какого-то ЧП где россияне будут отдыхать? За рубежом, опять в Турцию все?

А.Х.: И все-таки, Александр, вы с позитивом смотрите в будущее, вы добьетесь своего, как вам кажется?

А.В.: У меня есть большой опыт противоборства таким губительным проектам. Я надеюсь, у власти возобладает понимание того, что это опасно, нефти в России в принципе много, можно ее добывать и где-нибудь в тундре, не в прибрежных курортных городах. Я не против власти, мы приглашали всех, приглашали депутатов Горсовета, мэра города, я лично ему вручил эту листовочку. Мы не выступаем с какими-либо политическими лозунгами. Пока не выступаем. Но в будущем я не исключаю, что если власть не будет этого понимать, естественно, появятся и политические лозунги. Ну, а что делать? Наша задача — защитить Черное море.

А.Х.: Александр, огромное спасибо за то, что вы нам уделили время, что прокомментировали ситуацию, которая сложилась на Черноморском побережье в городе Сочи.

А.В.: Спасибо.

А.Х.: Мы продолжаем. У нас на связи Евгений Витишко, член общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Здравствуйте.

Евгений Витишко: Здравствуйте.

А.Х.: Расскажите именно с экологической точки зрения, как эколог, как человек, непосредственно связанный с изучением экологических проблем Черноморского побережья, какова же угроза Черноморскому побережью в связи с нефтедобычей и т. д.

Е.В.: Вообще, по статистике, у нас «Роснефть» является одной из самых загрязняющих компаний. У них более 5 тысяч различных прорывов нефтепроводов, разливов на нефтяных объектах. Это в разы больше, чем во всех компаниях вместе взятых во всем мире. Исходя из этого посыла, я понимаю, что-то, что сейчас планирует делать «Роснефть», — вероятность того, что произойдет разлив в Черном море, также очень велика. Поэтому вчерашнее мероприятие, пусть мы его проводим в преддверии того, что хотим привлечь общественность к этому и граждан Черноморского побережья, потому что мы не хотим допустить ситуации, когда Черное море, единственный рекреационный объект, теплое море, которое используется для рекреационных целей, будет в дальнейшем использоваться как структура, в которой добывают нефть, ищут нефть и прочее. И еще, исходя из того посыла, что сама «Роснефть» не ведет никакого диалога с общественностью, у нас нет информации и доступа к оценке воздействия на окружающую среду, на сегодняшний момент нет никаких общественных слушаний, которые должны были пройти в городах Черноморского побережья, в том числе, в курортных зонах, — мы, возмущенные этим, провели вчерашнее мероприятие. Что будет дальше, я пока не знаю. Но мы планируем вести международную кампанию и не допустить начала бурения в Черном море.

А.Х.: Перед вами мы общались с Александром Валовым, он нам рассказал о том, что был на пресс-конференции членов «Роснефти», и там сказали, что руководство «Роснефти» говорит о том, что они более технически оснащены на сегодняшний день для того, чтобы полностью ликвидировать все последствия возможных аварий. Верите ли вы в то, что сегодня российская компания «Роснефть» настолько технически оснащена, что может блокировать ту самую экологическую катастрофу?

Е.В.: Давайте с самого начала. На самом деле, у РФ, в том числе, у «Роснефти» нет технологий, которые позволяют вообще бурить в подобных условиях. В данном случае они используют компанию «Eni». У нее есть плавучая буровая. В принципе, по большому счету, за все, что теоретически произойдет, отвечают итальянцы. Более того, по той информации, которая у меня есть, они бурят за свой собственный счет, то есть входят долевым участием в это месторождение, там 3%. Только аренда этой плавучей буровой стоит 300 тысяч долларов в сутки, а включая экипаж и накладные расходы, я думаю, вообще это производство будет стоить миллион в день. Как обещает «Роснефть» и, в том числе, заместитель министра ТЭКа, это будет достаточно непродолжительное время, одна скважина в течение 1,5 месяцев. Что за эти 45 дней может произойти, я не знаю. Но как показала практика и мои взаимодействия с «Роснефтью», даже если что-то произойдет, мы с вами об этом не узнаем. Никакой информации по этому поводу не будет, все будет достаточно далеко от берега. Простые граждане это могут почувствовать только тогда, когда у нас этот нефтепродукт будет на берегу, когда непосредственно отдыхающие в него окунутся. Поэтому я не верю в эти экологические поползновения самой «Роснефти». Я живу в Туапсе, это населенный пункт рядом с Сочи. Здесь один из самых крупных нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти» и крупная нефтебаза, на территории города хранится полмиллиона тонн нефти, в центре города. Что может произойти в случае чрезвычайных ситуаций, не буду приводить примеры, — города просто не станет. Те действия государственной компании, как отдельного государства в РФ, позволяют нам размышлять, что, если что-то произойдет, оно будет именно таким образом, что граждане не будут осведомлены о происходящем. Технологиями, еще раз повторюсь, они не обладают. Это чистейший экспорт технологий. Именно санкции, наложенные на РФ, и запрещают международным компаниями, американским, в первую очередь, экспортировать в нашу страну эти технологии. «Eni» это соглашение нарушает. Я сейчас хочу и буду апеллировать к международным организациям, чтобы они заставили уже именно итальянскую компанию не делать здесь никаких действий.

А.Х.: Мы все говорим об экологической катастрофе. А если углубиться в эту тему — самые пессимистические прогнозы?

Е.В.: Экосистема Черного моря не критична для мира, есть другие моря. Турция, например, практически не использует Черное море, у них есть Средиземное. Румыния — постольку-поскольку. Грузия, Абхазия, вот эти причерноморские страны, в том числе и Украина — для них это будет проблематично. Если разлив, примерно как произошел в Мексиканском заливе под действиями компании «BP», то мы можем поразмышлять, что все международное сообщество кинется и соберет эту нефть, нефтепродукты с территории Черного моря, так как оно закрытое, не имеет каких-то отдельных выходов, только в районе Турции. Экосистема будет нарушена, но через какое-то время она восстановится. Но поскольку это единственное теплое море, на которое приезжают летом 15 миллионов отдыхающих, нам не хочется лишать граждан страны возможности приехать на Черное море и здесь отдохнуть.

А.Х.: Вы чуть ранее говорили о том, что будете обращаться в международные организации для недопущения той итальянской компании до бурения скважин в Черном море. Возможно ли, что эти международные компании действительно приостановят действия бурения? Были ли такие прецеденты?

Е.В.: Я своей задачей и целью ставлю показать, что сейчас мы не готовы это делать. Меня вообще пугает последнее заявление министра природных ресурсов, что у нас нефти осталось на 29 лет. И вот этот посыл, давайте, мол, искать нефть, давайте делать все что угодно, это все-таки бюджетообразующая система, которая позволяет как-то России двигаться в каком-то направлении, — абсолютно неправильный с точки зрения логистики и здравого смысла посыл. Мы не ищем новые технологии, которыми можно заменить, убрать из промышленности нефтепродукты. Мы не переходим на альтернативную энергетику. Мы упорно пытаемся быть теми, кто есть сейчас, кем является Россия сейчас в международном сообществе. Поэтому, может, не удастся. Все-таки, во-первых, сама компания «Роснефть» достаточно влиятельная в мире, влиятельный игрок РФ, одна из самых добывающих компаний. Потребность мирового сообществе в нефтепродуктах немного уменьшилась, уменьшилась стоимость, но, тем не менее, весь мир еще не перешел на альтернативную энергетику. Думаю, что, возможно, это не получится. Тем не менее, мы обозначаем то, что сейчас, не спросив ни граждан Черноморского побережья, которые здесь проживают, ни граждан страны, это в принципе влияет на всех, «Роснефть» начинает делать то, что считает нужным, на территории РФ, причем это в трансграничном контексте, там еще несколько международных соглашений, соглашений по Черному морю. Мы их не видели, мы не видели, какие там переговоры велись среди этих 6 стран, можно бурить, нельзя, вообще с кем там разговаривала Россия, начиная эти действия. И выполнила ли она соглашение по Черному морю в трансграничном контексте, я тоже не знаю. Я спрашивал когда-то у компаний, которые представляли ОВОС по техническим изысканиям в Черном море, тогда этого не было. Что мы делаем сейчас — мы не можем информационно рассуждать на эту тему. Скорее всего, никаких соглашений нет. Решение принято на уровне правительства, на уровне президента РФ. Ну, делайте. Дальше всем будет плохо. Я исхожу из посыла, что все-таки это очень опасное производство, о котором надо информировать и население, и жителей.

А.Х.: Евгений, огромное вам спасибо, что вы уделили нам время и прокомментировали ситуацию, которая складывается в Сочи.

Е.В.: Спасибо вам.

А.Х.: Вы слышали мнения экспертов. Все они говорят о том, что в Сочи возможна экологическая катастрофа в связи с бурением нефти в акватории Черного моря. Будет ли это бурение или все-таки его приостановят, прислушаются к тем активистам, которые накануне вышли на митинг, конечно, покажет время. Мы же будем надеяться на лучшее.

Это была программа «Zoom» на радио СОЛЬ, у микрофона была Александра Хворостова. Услышимся.

salt.zone

«Роснефть» остановила работы на участке шельфа Черного моря из-за санкций :: Бизнес :: РБК

«Роснефть» впервые приостановит на пять лет геологоразведку и бурение на Южно-Черноморском участке из-за западных санкций. На рынке отсутствуют буровые суда и оборудование для работы на этом участке, признала компания

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

Роснедра приостановили на пять лет действие лицензии «Роснефти» на разведку и добычу нефти и газа на Южно-Черноморском участке недр, расположенном в восточной части Черного моря, сообщил РБК источник в компании. По его словам, такой инструмент, как приостановка действия лицензии, используется впервые в истории работы компании на российских проектах. Среди основных причин этого решения он назвал санкции, препятствующие привлечению буровой техники для освоения месторождений на шельфе.

По словам собеседника РБК, перенести сроки геологоразведочных работ технически невозможно, так как Минприроды еще в конце 2016 года завершило прием таких заявок. Ведомство пошло навстречу компании, чтобы она смогла соблюсти необходимые условия лицензионных соглашений, не срывая указанные в документах сроки выполнения геологических работ, добавляет он. Представитель Минприроды пока не ответил на запрос РБК.

Как Минприроды меняло лицензии

Минприроды в конце 2016 года закончило разовую актуализацию лицензий (эта процедура предусматривала изменение содержания лицензий по заявкам самих компаний, включала возможность продления сроков проведения геологоразведки и переноса сроков начала добычи), которая проводилась в течение двух лет с целью очистить их от устаревших обязательств. В марте 2017 года министр природных ресурсов Сергей Донской отчитался перед президентом Владимиром Путиным о том, что ведомство провело работу по 5326 лицензиям на разведку и добычу полезных ископаемых, актуализировав 70% из них, поставив остальные 30% на особый контроль по выполнению лицензионных обязательств. В августе Минприроды направило в правительство законопроект, регламентирующий порядок внесения изменений в лицензионные соглашения на пользование недрами, где прописало санкции в качестве одной из уважительных причин для обращения за изменением в условия лицензии. «Роснефть», «Газпром» и другие нефтегазовые компании воспользовались своим правом переноса сроков геологоразведки и добычи на ряде месторождений, в том числе на шельфе.

Факт приостановки лицензии с 5 октября 2017 года указан в раскрытии информации на сайте «Роснефти». В раскрытии уточняется, что лицензия на этот участок действует до 10 ноября 2040 года, а до 2022 года, согласно ее обязательствам, компания должна была пробурить на нем две скважины.

По словам официального представителя «Роснефти» Михаила Леонтьева, срок действия лицензии приостановлен по совокупности причин: из-за санкций и текущей рыночной конъюнктуры, из-за которой «этот участок сейчас разрабатывать неинтересно». По его словам, компания сосредоточится на разработке Западно-Черноморского участка недр (Вал Шатского), на котором в этом году планируется начать бурение с привлечением буровой установки Scarabeo 9 итальянской компании Saipem. Он уточнил, что работы на Южно-Черноморском участке приостановлены до изменения рыночной конъюнктуры, при которой добыча нефти на шельфе Черного моря станет выгоднее, и до появления буровой техники, построенной на заводе «Звезда» или привлеченной в аренду.

В сообщении «Роснефти», поступившем в РБК, также говорится о приостановке лицензии на пять лет. «На рынке нефтесервисных услуг отсутствуют буровые суда и оборудование, соответствующие требованиям, которые предъявляет компания для реализации проекта по строительству скважины на этом участке», — говорится в сообщении.

«Роснефть» планирует в конце декабря 2017-го — начале января 2018 года начать разведочное бурение на Западно-Черноморском участке — совместном проекте с итальянской Eni. В мае партнеры в рамках визита итальянской делегации в Москву подписали соглашение о расширении сотрудничества в сферах разведки, добычи, переработки, маркетинга, трейдинга и нефтехимии в России и за рубежом, включая подтверждение обязательств по бурению скважин на совместных проектах в Черном и Баренцевом морях.

По словам старшего аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, бурение на Южно-Черноморском участке сейчас невозможно осуществить из-за санкций, так как глубина моря на этом участке превышает 150 м. В то же время на находящемся поблизости участке Вал Шатского, где «Роснефть» работает с Eni, еще до санкций подписано соглашение, позволяющее осуществлять разведочное бурение. Кроме того, эксперт отметил необходимость высоких затрат на разработку участка на шельфе Черного моря. По его мнению, добывать нефть на нем будет рентабельно при стабильной цене на нефть не ниже $60–80 за баррель (в пятницу цена Brent впервые с июля 2015 года превысила отметку $60 за баррель).

Приостановка из-за санкций

После введения американских и европейских санкций против России в 2014 году были приостановлены или прекращены совместные проекты российских компаний с иностранными партнерами по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти на Баженовской свите и в других регионах, но лицензии на эти проекты не приостанавливались. Французская Total вышла из проекта разработки трех участков (Ташинского, Восточно-Ковенского и Ляминского) в Ханты-Мансийском автономном округе, который в 2014 году планировала разрабатывать вместе с ЛУКОЙЛом. Американская ExxonMobil приостановила свое сотрудничество с «Роснефтью» в рамках СП по разработке 17 участков на Ачимовской и Баженовской свитах в Западной Сибири, где у американцев было 49% акций. Англо-голландская Shell приостановила сотрудничество в проекте «Ханты-Мансийский нефтяной альянс» с «Газпром нефтью» по освоению трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири (СП создавалось в январе 2014 года).

www.rbc.ru

«Роснефть» и Eni забурятся в октябре — Новости экономики, Новости России — EADaily

Буровая установка, которая будет искать нефть и газ в Черном море для «Роснефти» и итальянской Eni, уже направляется к месту работ. Об этом вчера заявил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. «Компания („Роснефть“) идет в графике, заявленном в своей программе. Надеюсь, что все состоится успешно… По моей информации, буровая вышла… из порта и идет в сторону Черного моря», — сказал замглавы Минэнерго. Ранее председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что буровые работы на Западно-Черноморском участке начнутся во второй половине лета. По нашим данным, бурение параметрической скважины начнется не раньше октября.

Позавчера полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане и движется сейчас в сторону Гибралтарского пролива со скоростью 5,1 узла (около 10 километров в час). По данным навигационного портала Marinetraffic, ППБУ следует в румынскую Констанцу, куда должна прибыть 20 сентября. Там на установке проведут операцию по монтажу буровой вышки. Дело в том, что высота Scarabeo 9 составляет не менее 80 метров, а для прохода под мостами Босфорского пролива не должна превышать 60 метров. Поэтому летом ППБУ находилась в порту Лас-Пальмаса, где проходили работы, как сообщала Saipem, по модификации — демонтажу части буровой вышки и превращению ее в съемную. Эту часть работ также оплачивает заказчик, заявили в итальянской компании.

Буровая установка взяла курс на Черное море. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

После Констанцы буровая установка Scarabeo 9 уже отправится к российским берегам и начнет подготовку к бурению, которая займет не менее недели. Таким образом, бурение в Черном море начнется не раньше октября.

Работы будут вести на участке Вал Шатского Западно-Черноморской площади, что в 100 километрах от побережья между Новороссийском и Туапсе. По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.

Кроме того, совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

Ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорил EADaily, что стремление Eni продолжать сотрудничество с «Россией» надо рассматривать в комплексе, так как у компании с «Роснефтью» немало и других проектов (например, освоение гигантского месторождения Зор на шельфе Египта), а открытие месторождения в Черном море, где развита инфраструктура, позволит итальянской компании записать его себе в актив и улучшить свое положение на рынке.

«Россия продолжает оставаться одним из самых привлекательных нефтегазовых рынков. Здесь есть политическая стабильность, себестоимость добычи нефти и газа достаточно низкие, а альтернативой могут быть удаленные от континента глубоководные регионы с высокой себестоимостью или страны с нестабильной политической ситуацией», — сказал Игорь Юшков.

Напомним, что ранее возобновить свой черноморский проект с «Роснефтью» пыталась американская Exxon Mobil. Однако в Вашингтоне не выдали соответствующего разрешения на работы на Туапсинском прогибе. Принятый же пакет новых антироссийских санкций ставит крест на возможности возобновления проекта в ближайшие годы. Кстати, под действие нового закона, подписанного Дональдом Трампом, попадает и совместная деятельность Eni и «Роснефти». В том числе в Египте, где российская компания владеет 35%, что превышает по санкционному пакет допустимое участие россиян в нефтегазовых проектах, чтобы западные компании не попадали под ограничения. Правда, санкции накладываются на них не автоматически, а в каждом отдельном случае и отдельным решением президента США. Как сообщали американские СМИ, Дональд Трамп был недоволен принятием антироссийского законопроекта, но из-за постоянных обвинений в его связях с Россией был вынужден подписать документ.

eadaily.com

Черное море нефти - Российский Экологический Журнал

    Пока в части научных подтверждений запасов нефти, откровенно говоря, негусто. К примеру, геофизические исследования восточной части Черного моря, проведенные совместно в 2003-2006 годах  рядом компаний (ООО "Вал Шатского", Total) и научно-исследовательских организаций (МГУ, ВНИИокеангеофизика, Севморнефтегеофизика и др.), показали наличие под толщей воды определенных ловушек. Есть ли в них нефть или газ - ответ может дать лишь бурение. Нефтеизыскания ведутся все активнее, однако пока никто всерьез не задается другим вопросом, а каковы здесь экологические риски?

 

Поисковый зуд

 

    На представленной ниже карте рельефа дна и течений видно, что глубоководные участки в значительной мере располагаются в экономической зоне России, Турции, Грузии и Абхазии. А Болгарии, Румынии и Украине досталось в основном мелководье. В Болгарии лицензии на разведку и бурение получены компанией «Мелроуз ресорсиз» - дочерней компанией английской «Петреко», австрийским нефтегазовым концерном ОМV и  американской компанией «Винтаж». Разведкой обнаружено два газовых месторождения Галата (2,5 млрд куб м.) и Калиакра.

    Грузия тоже с воодушевлением решила поучаствовать в поиске нефти и газа вблизи своих берегов. Лицензии на разведку и бурение получены компаниями Грузнефть, канадской Canargo Energy Corporation, американскими Frontera и Anadarco. Последней была исследована шельфовая зона, прилегающая к побережью в районах Аджарии, Поти, Ланчхути и Зугдиди. Были выявлены три перспективных участка, потенциал которых специалисты оценили от 70 миллионов до 1,3 миллиарда баррелей нефти. Впрочем, реальных подтверждений тому пока нет.

    Румыния дальше других продвинулась в изучении своего шельфа и вводу скважин в эксплуатацию. Со второй половины 2000-х годов открыто несколько месторождений - нефтегазовое Дельта-4, нефтегазоконденсатное - Восточный Лебедь и нефтегазовых - Западный Лебедь и Пескарус. К их разработке Румыния привлекла Exxon Mobil, TotalFinaElf, OMV и ENI. За счет этих местрождений ежегодная нефтедобыча увеличилась на 7 млн. тонн.

    Заметно активизировалась на черноморском шельфе Турция. В 2005 году Турецкая национальная нефтяная компания заключила договор о совместной деятельности с американскими компаниями «Тореадор Ресорсиз» и «Стратик Энерджи Корпорэйшн». В рамках поисково-разведочного бурения структур на мелководной западной части черноморского турецкого шельфа в рамках проекта «Бассейн Южная Аккакока» было обнаружено 13 перспективных структур, из которых компания получила лицензии на изучение 6 из них. На этих структурах были найдены газовые месторождения. Впрочем об их запасах запасах в открытой печати ничего не сообщалось. В свою очередь, буровые работы, проведенные в сопредельных с Грузией турецких водах, запасов газа и нефти не обнаружили. Что касается турецкого глубоководья, то разведку на нем ведут такие компании, как ВР, ChevronTexaco, Exxon Mobil и Petrobras.

     Украина тоже добилась определенных конкретных результатов. В северо-западной части Черного моря открыто Одесское и Безымянное газовые месторождения с ресурсными запасами не менее 35 миллиардов кубических метров природного газа, а на Прикерченском шельфе (глубины от 200 до 2000м) Черного моря - нефтяное месторождение Субботина. Возможно, это слишком оптимистично, но пока ресурсы Азовского и Черного морей в украинской экономической зоне оцениваются от 1,5 до 2.3 миллиардов тонн условного топлива.

    Что касается России, то по результатам геофизических исследований на участке Туапсинского прогиба выявлено порядка 70 возможных залежей нефти и газа. Для их освоения ExxonMobil и «Роснефть» намерены приступить к разведочному бурению на шельфе Черного моря в 2014-2015 годах. Предварительная оценка инвестиций по проектам в Черном море составит около 55 млрд долларов, начало добычи нефти запланировано на 2018-2020 годы. Для стимулирования процесса для нефти бассейна Черного моря с 2012 года установлена нулевая ставка по НДПИ.

 

Что говорят наука и экологи

 

    В регионе наибольших неприятностей нефтяники в части акций протестов, вероятно, будут ожидать от общественной организации "Экологическая вахта Северного Кавказа". Пока акции этой организации направлены против проектов на суше, но это только потому, что активность морских изысканий внешне крайне незначительна.

    Российское отделение Гринпис акций, по словам представителей пресс-службы этой организации, в отношении нефти черноморского шельфа пока не планирует, все его внимание сейчас приковано к Арктике. В случае начала нефтегазодобычи в каком-либо районе планеты, гринписовцы требуют компаний, в первую очередь, план ЛАРН - ликвидации аварийных разливов нефти. Если представленный документ их устраивает, то свои вопросы к разработчикам углеводородов они снимают. Захват платформы "Приразломная" в Печерском море в августе прошлого года как раз и произошел по причине того, что план ЛАРН им предоставлен не был.

    Говоря об экологических рисках стоит обратить внимание на ряд факторов. К примеру, если в Арктике процессы самовосстановления экосистемы по причине низких температур сильно растянуты во времени или же вовсе невозможны, то в Черном море другая проблема. Практически все побережье - это сплошная туристическая и курортная зона с высокой плотностью населения. А для таких стран как Болгария, Турция, Румыния, Грузия доход от туризма - это весьма значимый довесок в их госбюджеты.

Прокомментировать ситуацию - "что будет, если в Черном море что-то масштабно разольется?" - мы попросили заместителя директора по экологии морей и океанов Института океанологии РАН, доктора биологических наук Михаила Флинта.

 

    - Наш институт после известной катастрофы, произошедшей в Керченском проливе 11 ноября 2007 года, когда из-за крушения танкера "Волгонефть - 139" и других судов в море попало более тысячи тонн мазута, активно занимался вопросами ликвидации последствий и выработал ряд рекомендаций. В частности, для более эффективной ликвидации последствий возможных разливов было предложено создать при ведомстве, отвечающем за контроль в области окружающей среды и МЧС России группу быстрого реагирования. Однако, ничего сделано не было, и все осталось на уровне разговоров. Хотя подобная структура жизненно необходима. Главная причина бездействия - это отсутствие специального денежного фонда. Имея в виду весьма вероятные разливы нефти в Черном море, деньги надо иметь под рукой в любой момента, а не как сейчас, когда мы закладываем сметы на год вперед. Мы же не можем спрогнозировать, что в будущем году в таком-то месяце произойдет авария с каким-то танкером.

    Задавая главный вопрос - что будет, если не дай Бог, в Черном море произойдет разлив нефти, по масштабам сравнимый с аварией на платформе ВР в Мексиканском заливе? - ответ будет крайне негативен. По своим последствиям это будет АБСОЛЮТНАЯ КАТАСТРОФА. В объяснении столь категоричного утверждения две причины. Во-первых, вся жизнь в Черном море из-за наличия огромного придонного слоя воды с растворенным в ней сероводородом располагается не ниже глубин в 120 - 150 метров. Прибрежный шельф из-за больших глубин очень узкий и фактически все живые организмы зажаты в очень ограниченном пространстве. Во-вторых, в Черном море имеет место весьма интенсивная разнонаправленная циркуляция воды. Помимо Основного Черноморского течения с его высокой гидродинамической неустойчивостью существует мезомасштабная циркуляция, которая достаточно быстро доставит разлившуюся нефть вместе с массами воды в самые непредсказуемые места. К примеру, в случае разлива нефти в 40 - 50 км от берега, нефть достигнет самого берега максимум за три-четыре дня. Вдобавок Черное море имеет малый объем и это почти замкнутый водоем. То есть, здесь нет шанса, что загрязнение течениями вымоет в океан.

    К такой аварии мы не готовы не технологически, ни организационно. В известных разливах нефти в Мексиканском заливе, возле побережья Аляски, в Персидском заливе и ряде других мест оперативно были задействованы специально обученные службы и использовались технологии, включающие постановку заградительных бонов, внесение нейтрализующих нефть химпрепаратов и специальных бактерий. Ничего этого у нас нет. И уж тем более этого нет у сопредельных государств, поэтому надеяться на их помощь не приходится. Однако вопрос не только в отсутствии специальных средств защиты и технологий, но в избыточном бюрократизме. К примеру, если произойдет авария, то нам, чтобы выйти на научно-исследовательском судне к ее месту для взятия проб и изучения обстановки, надо получить разрешение 19 ведомств! При этом я должен гарантировать, что на борту судна нет иностранной аппаратуры, которая якобы может использоваться для каких-то шпионских целей. Разве это не абсурд? О какой оперативности можно говорить в таких условиях?

    Повторяю, что основной вопрос ликвидации аварийных разливов нефти - это, разумеется, финансирование. Без финансирования невозможно ни создания специальных служб, ни закупки необходимого оборудования. На случай ЧП обязательно должен быть создан специальный фонд. На тему создания специальных аварийных служб для очистки морской акватории Черного моря я воюю уже, наверное, четверть века, но пока безрезультатно.

    Кстати, нефтяники к нам при подготовке бурения морских скважин за консультациями никогда обращаются. И это очень большая ошибка. Они идут чисто бюрократическим путем и получают лицензии на бурение при соблюдении ряда формальных параметров. Таким образом экономят деньги. Хотя очевидно, что с точки зрения экологии здесь нужен подход на основе обязательных широких научных исследований и наработанной информационной базы. Только на такой выверенной основе можно выработать правильное решение по бурению и эксплуатации скважин. К примеру, нефтяники не знают, что последствия возможных аварий очень зависят от сезонности и от ряда других факторов. Так, от сезонности очень зависят течения, и те же планы ЛАРН должны разными для зимы и лета. Самое плохое по своим последствиям может случиться в том случае, когда на техногенную деятельность человека наложатся природные тренды.

    Самой вероятной причиной аварии в Мексиканском заливе стали газогидраты — метастабильные кристаллические соединения метана с водой, которыми насыщены поры осадочной толщи. Он образуются на глубинах свыше 700 метров при высоких давлениях и низких температурах. При добыче нефти и сопутствующем разогреве прилежащих к скважине осадков газогидраты разлагаются с образованием свободного газа. По всей видимости, под газогидратной подушкой образовался газовый пузырь, давление росло, после чего газ вырвался наверх, это привело к взрыву и последующему пожару на той злополучной нефтяной платформе. В аналогичной ситуации на Черном море выход метана из газогидратов также весьма вероятен. С теми же последствиями.

 

Сухой остаток

 

    Объективно оценивая черноморскую нефтегазовую лихорадку, можно сделать несколько предварительных выводов. Во-первых, ЧП с разливами нефти в Черном море из-за больших глубин, сложного рельефа дна, наличия газогидратов и сероводорода вполне возможны. Исходя из представленного в Черном море списка нефтяных компаний, опыт "затыкания дыр на дне", причем не вполне успешный, имеет только ВР. Exxon Mobil имеет опыт ликвидации разливов в арктических водах, который не вполне применим к рассматриваемой ситуации, ВР и Petrobras имели дело с серьезными авариями на нефтяных платформах. Остальные компании с масштабными разливами нефти практически не сталкивались. Во-вторых, все страны в Причерноморском регионе являются новичками морской нефтедобычи на больших глубинах. А из-за особенностей черноморской экосистемы российским нефтяникам надо активнее привлекать к своей работе науку. В-третьих, в части ликвидации разливов  международная кооперация в регионе не просто отсутствует, она пока в принципе невозможна. В первую очередь из-за скудости госбюджетов наших соседей и отсутствия понимания в ее необходимости. Хотя в случае масштабного ЧП отсидеться в сторонке, исходя из схемы черноморских течений, не удастся никому. В-четвертых, чтобы избежать жесткой конфронтации, нефтяникам надо готовится к плотному взаимодействию с экологическими движениями. И, наконец, в-пятых, наша страна также практически не готова что-либо противопоставить серьезным нефтяным инцидентам на Черном море. Пока, ну разве что традиционное "авось".

 

Таблица 1. Крупнейшие экологические катастрофы, связанные с морской добычей нефти и с ее транспортировкой

Год

Место разлива нефти

Причина разлива

Объем разлившейся нефти и нефтепродуктов

Последствия для экологии

1967

Атлантический океан вблизи побережья Англии

Крушения танкера «Torrey Canyon» 

120 тыс. тонн

Громадное нефтяное пятно обработали  химсредствами — детергентами, которые  оказались ядовитыми для многих видов моллюсков и планктона. От нефти погибло около 50 тысяч птиц.

1978

Средиземное море вблизи побережья Бретани

Крушение танкера "Amoco Cadiz, принадлежавший американской компании "Amoco Oil".

230 тыс. тонн нефти

Образовалось нефтяное пятно размером 2 тыс. кв км. Пострадало 360 километров Атлантического побережья Франции. Погибли десятки тысяч птиц, большое количество других представителей морской фауны.

1979

Мексиканский залив 

 

Взрыв и пожар на нефтедобывающей платформе компании Pemex, вслед за этим последовала авария танкера

460 тыс. тонн нефти,

 

10 тыс. тонн нефти

Образовалось нефтяное пятно размером 2800 кв км. Утечка нефти продолжалась почти 10 месяцев. Пострадали популяции морских черепах и водоплавающих птиц. Около 30 тыс. тонн нефти оказались на пляжах Мексики.

1979

Карибское море

 

Столкновение двух крупных танкеров Atlantic Empress и Aegean Captain

300 тыс. тонн

Региональной морской экосистеме нанёсен колоссальный ущерб

1988

Северное море

Взрыв сжиженного газа и пожар на норвежской нефтяной платформе Piper Alpha

Не установлен

Погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе Признана самой масштабной катастрофой на нефтяных платформах

1989

Северный ледовитый океан вблизи побережья Аляски

Авария танкера "Exxon Valdez"

40 тыс. тонн

Образовалось нефтяное пятно площадью 28 тыс. кв км, загрязнено 2 тыс. км береговой линии. Разливы  протянулись более чем на 600 км вдоль побережья. Из-за труднодоступности района оказалась спасательная операция началась не сразу. Нанесен серьезный урон популяции лосося, морской выдры, тюленя и множеству морских птиц.

1991

Персидский залив

Во время  войны между Ираком и Кувейтом иракцы открыли задвижки нефтяных хранилищ и вылили нефть из нескольких танкеров и нефтяных терминалов.

1,5 млн. тонн

В зоне сильнейшего загрязнения оказалось около 600 км побережья залива

2001

Атлантический океан вблизи побережья Бразилии

После серии взрывов  крупнейшая в мире нефтяная платформа Р-36 компании Petrobras затонула на глубине 1600м

1,5 тыс. тонн

Погибло 10 человек

2002

Атлантический океан вблизи побережья Испании

 Аварии танкера «Престиж»  

 

64 тыс. тонн мазута

Разливы мазута для окружающей среды гораздо опаснее разливов сырой нефти, которая быстрее разлагается под действием солнца и кислорода воздуха и в меньшей степени влияет на морскую биоту.

2012

Мексиканский залив

Авария на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon компании ВР

 

1-1,5 млн. тонн

Региональной морской экосистеме нанёсен колоссальный ущерб, который еще предстоит подсчитать.

Рельеф дна и направления течений Черного моря

По данным Института океанологии РАН

 

ecojour.ru

ЕСТЬ ЛИ ШАНС У ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА СТАТЬ ВТОРЫМ ПЕРСИДСКИМ ЗАЛИВОМ? По объемам запасов нефти бассейн Чёрного моря готов конкурировать со многими нефтедобывающими регионами. Но неблагоприятная международная конъюнктура и сложные внутриполитические процессы в странах, имеющих выход к морю, мешают развивать нефтяную отрасль в Причерноморье.

 

ЕСТЬ ЛИ ШАНС У ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА СТАТЬ ВТОРЫМ ПЕРСИДСКИМ ЗАЛИВОМ

 

Бассейн Чёрного моря мог бы быть маленькой Саудовской Аравией. По объемам запасов нефти он готов конкурировать со многими нефтедобывающими регионами. Но неблагоприятная международная конъюнктура и сложные внутриполитические процессы в странах, имеющих выход к морю, мешают развивать нефтяную отрасль в Причерноморье.

 

У Чёрного моря давно и устойчиво сложилась репутация туристической Мекки, где чистый воздух, солнце, красивые горы и яркая природа. Но вместе с тем примерно тогда же, когда вдоль черноморских берегов только начинали сушить болота и еще только думали о строительстве дорог, здесь начали добывать нефть. Впервые в регионе это случилось на Керченском полуострове в 1864 году. Впрочем, в ту эпоху взрывного роста нефтедобычи не произошло, возникли лишь небольшие промыслы, но уже с тех пор было известно, что Чёрное море богато «черным золотом». Полноценная добыча нефти в Крыму началась лишь в 1933 году. В развитие нефтедобычи, а позже и добычи газа вкладывались значительные ресурсы, и это принесло результаты – Крым, конечно, не Саудовская Аравия, но добыча энергоносителей сегодня полностью покрывает потребности полуострова.

 

КРЫМСКИЕ ЗАПАСЫ: НЕФТИ – 47 МЛН ТОНН, ГАЗА – 165,3 МЛРД КУБОМЕТРОВ

 

Потенциальные доходы за счет добычи нефти и газа на полуострове могут быть очень велики. Согласно данным официальных источников, запасы нефти в Крыму составляют 47 млн т, газа – 165,3 млрд куб. м. Всего могут быть задействованы 44 месторождения.

 

В зоне Керченского пролива объем запасов прогнозируется на уровне более 300 млрд куб. м газа и около 130 млн т нефти и конденсата.

 

Одним из первых решений крымских властей после выхода из состава Украины была национализация «Черноморнефтегаза», – местного энергетического монополиста. Эта компания играла существенную роль и в украинском энергетическом комплексе. 2013 год для «Черноморнефтегаза» был одним из самых успешных – компания на 40 % увеличила добычу энергоносителей по сравнению с 2012 годом. Этот год не будет, конечно, столь же успешным, но власти Крыма надеются за счет нефти и газа добиться самодостаточности и экономического процветания.

 

Но на этом пути разумеется будут препятствия – международная обстановка неблагоприятна. Может быть, поэтому российские компании пока не проявили особого интереса к ресурсам Крыма. Хотя перспективные площадки есть. Например, так называемое месторождение Субботина в море к югу от Керченского полуострова. Его запасы оцениваются в 400 млн т. Но пока эти запасы не осваиваются.

 

Политика подходит сюда и с другой стороны. «Черноморнефтегаз» уже 10 лет активно привлекает к своим проектам международных партнеров. Первой на полуостров пришла компания Shelton Canada, с которой крымский монополист плотно работает с 2006 года. В последние годы компаниями совместно осуществлялся проект разработки месторождения, расположенного в западной части Крымского полуострова на морском шельфе.

 

Буквально перед самым началом бурных политических событий этого года к работе на шельфе Крыма присоединились итальянская компания Eni и французская EdF. Но еще до событий в Крыму, после начала беспорядков в Киеве, они приостановили свою работу. Причем пока не ясно, как отразится на иностранных участниках крымских проектов изменение политического статуса полуострова. Также не ясно, как отразится на энергетической отрасли нового федерального округа передел собственности. И как все это вместе повлияет на позиции крупных российских компаний в целом.

 

Фото: en.mercopress.com

 

В АБХАЗИИ ПРОТИВ НЕФТЯНИКОВ НАСТРОЕНО ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ

 

Есть причины, по которым в Черноморском бассейне поиск нефти идет не очень быстро. Во-первых, страны региона в общем не испытывают нехватки энергоносителей благодаря тому, что сравнительно близко находятся очень крупные поставщики нефти и газа – Россия, Иран, Азербайджан и т. д. Во-вторых, сказывается недостаток технологий, необходимых для успешных изысканий. И в третьих, до недавнего времени инвесторам не предлагались какие-либо ощутимо интересные условия для работы в регионе.

 

На востоке Причерноморья все еще сложнее. Страны западного берега входят в Евросоюз и в политическом плане относительно стабильны. На восточном берегу есть неурегулированный политический конфликт между Грузией и Абхазией, разрушены коммуникации. Здесь вопросы, связанные с перспективой добычи нефти, очень тесно связаны с политикой, с борьбой за передел сфер влияния.

 

В России уже хорошо известно о том, что район вокруг Туапсе является нефтеносным, в «Роснефти» Чёрное море считают одним из наиболее перспективных в этом отношении регионов. Но сейчас здесь тоже масса политических проблем. Из-за изменений, связанных со статусом Крыма, под сомнением оказываются совместные с западными компаниями проекты. В любом случае, политическая обстановка оказывает существенное влияние на планы по добыче нефти на российском побережье Чёрного моря. Контракты, ранее заключенные с западными компаниями, приостановлены. Сама «Роснефть» не имеет в первую очередь технологических ресурсов для такой работы. Да и с деньгами сейчас неважно – кризис ведь. В жесткой оппозиции к планам «Роснефти» выступают и местные экологи, которые считают, что ни в коем случае нельзя создавать на побережье нефтяной кластер.

 

На заре XXI века стать нефтедобывающей страной решила Грузия. Ее запасы и перспективные возможности и сегодня остаются наименее исследованными на черноморском побережье. В течение нескольких лет здесь работала американская компания Anadarko, деятельность которой активно пиарилась грузинскими СМИ. Однако объемы запасов в грузинской зоне Причерноморья невелики, мало исследованы и не факт, что перспективны. Anadarko покинула Грузию, вопрос по поводу нефтяных перспектив этой страны остается открытым.

 

В соседней Абхазии нефть тоже вроде бы есть. С 2009 года изысканиями занимается «Роснефть». Российская компания получила уже в этом году право и на разведку, и на последующую добычу нефти, если она найдется. Но, в отличие от России, где с нефтяниками борются в основном экологи, здесь против нефтяников настроено общество в целом. Люди хотят видеть свою страну туристической и боятся потерять рекреационные преимущества. Хотя мнения есть разные. Критики в основном говорят об угрозах экологии. И в разгар дискуссии по поводу добычи нефти в Абхазии один из местных блогеров парировал аргументы критиков проекта утверждением о том, что если даже экологическая катастрофа и произойдет, то собственно Абхазия пострадает от нее в меньшей степени, чем соседи.

 

ВОПРОС ДОБЫЧИ НЕФТИ – ЭТО ВОПРОС ПОЛИТИКИ

 

В Румынии ситуация проще – курортов на берегу нет, но есть порт Констанца, крупнейший транспортно-логистический узел не только в рамках страны, но и в целом в регионе. Румыны пытаются заработать хорошие деньги на нефти, которая доступна у их берегов и в экономической зоне этой страны.

 

Но, как показывают исследования, наиболее успешной является разведка в близлежащем мелководье. Международная компания Sterling Resources обнаружила перспективы бурения на мелководье. Речь идет о глубинах до 100–120 метров. В более глубоководной части шельфа, на расстоянии до 35 км от берега к востоку, также есть залежи.

 

Считается, что добыча нефти в Румынии имеет перспективы. Например, Sterling Resources продал свою долю структурам, в частности, являющимся частью Exxon Mobil. В разработке у них есть площадка на мелководье объемом 1 тыс. кв. км. Там есть и «плантации газа». В феврале 2012 года Exxon Mobil и румынский OMV Petroleum объявили результаты проекта Domino-1, первого глубоководного исследования в Румынии. Расположенный на глубине 930 метров Domino-1 обладает значительными запасами. Речь идет о ресурсе около 3 трлн куб. футов газа.

 

С 2012 года ведутся исследования шельфа на средней глубине менее 100 метров. Эти участки, в свою очередь, находятся недалеко от более глубоководных блоков разведки Exxon Mobil, обследование которых началось в конце 2012 года.

 

Сегодня Румыния не только в силу того, что входит в Европейский союз, но еще и потому, что ее черноморские запасы нефти наиболее хорошо изучены, является страной с самыми внятными в регионе перспективами нефтедобычи.

 

Что касается Болгарии, то тут мы можем наблюдать рост интереса к нефти только в последнее время, начиная примерно с марта 2012 года. Пока в течение ближайших лет необходимо еще уяснить объем потенциала отрасли для этой страны. Еще в июле 2012 года изыскатель Melrose Resources объявил, что 3D-данные сейсмических исследований показали наличие на шельфе Галата перспективных участков. Есть участки, где речь идет о 40 % вероятности обнаружения нефти, что является довольно высокой оценкой для подобного рода изысканий.

 

В декабре 2012 года власти страны объявили о тендере на изыскания на глубоководных участках, недалеко от границы с Турцией. Впрочем, после случился коррупционный скандал, власти выявили и мошенничество в тендерном процессе. Но процесс поиска инвесторов сейчас продолжается. В настоящее время Болгария производит не более 15 % необходимых стране энергоресурсов.

 

Украина небогата нефтяными ресурсами. А все, что есть, находится очень недалеко от границы с Румынией. Здесь долгие годы был пограничный спор. Но он был решен в 2009 году, и это дало возможность нефтяным компаниям в течение нескольких лет с интересом смотреть на Украину.

 

Интерес инвесторов к нефтяным перспективам Чёрного моря растет и подкрепляется главным образом за счет удачных изысканий последних лет в Румынии. Хотя оптимизм этот основан на довольно ограниченных по своим масштабам исследованиях и работах на мелководье. Чёрное море, несомненно, богато нефтью. Но только Румыния занимается добычей нефти на должном уровне. Во всех остальных странах вопрос добычи нефти – это вопрос политики. Так что в ближайшие годы Черноморскому бассейну никак не стать Саудовской Аравией.

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Координатор «Экологической вахты» по Северному Кавказу Андрей РУДОМАХА рассказал «Совершенно секретно» о возможных экологических последствиях добычи нефти на шельфе Чёрного моря.

 

– Есть ли какие-то изыскания и исследования в области экологической безопасности при добыче нефти в бассейне Чёрного моря? Проще говоря, нефтедобыча в бассейне ЧМ – это скорее безопасно или скорее опасно?

 

– Компания «Роснефть» ведет такие исследования в связи со своей подготовкой к работам по добыче нефти на шельфе. Однако никто из общественности этих исследований и их результатов не видел, и доверять их выводам можно будет с трудом. Так как задачи перед теми, кто ведет эти исследования, ставит «Роснефть». Она же эти работы оплачивает. А компании нужно только одно – оправдать добычу, доказать, что она «большого ущерба не принесет». Это обычная практика всех нефтяных компаний в мире. В отношении опасности или безопасности этих работ можно безо всяких исследований сказать, что они чрезвычайно опасны. Потому что добычу в Чёрном море хотят вести на больших глубинах, которые находятся в агрессивной сероводородной среде, где нет способов ликвидировать возможные аварии.

 

Пример катастрофы в Мексиканском заливе у такой несопоставимо более экологически ответственной, чем «Роснефть», нефтяной компании как British Petroleum, более чем очевидно показал опасность подобных проектов и то, к чему они могут привести. Опасность добычи в Чёрном море также велика в связи с тем, что море является небольшим по площади и представляет собой практически полностью замкнутый водоем, возможности самоочистки у него очень низкие. Не случайно авторитетной международной организацией ITOPF Чёрное море признано самым опасным морским регионом мира в плане угрозы загрязнения нефтью.

 

– Каковы на ваш взгляд основные угрозы экологии при реализации нефтяного проекта?

 

– Акваторию добычи вроде бы обозначили. На каком расстоянии от берега будут стоять платформы? Попадают ли они в зону действия Основного черноморского течения (ОЧТ)? Если да, то тревогу бить должны жители российской части Черноморского побережья. Потому что ОЧТ движется вдоль всего побережья Чёрного моря на удалении 15–25 км от берега (в районе Абхазии – 3–5 км). Это поток Основного черноморского течения, шириной до 40 миль, идущий против часовой стрелки со скоростью до 5 км/ч. Генеральную схему течений Чёрного моря, представляющую собой два огромных замкнутых круговорота, называют «очки Книповича» – по имени ее первого автора. Так вот, на периферии во многих районах моря регулярно возникают вихри-круговороты диаметром до 50–100 км с вращением вод по часовой стрелке (антициклоны). Эти вихри постоянные, их несколько – керченский, сочинский, батумский, крымский, болгарский и синопский (в Турции). В случае экологической катастрофы на платформе, расположенной на удалении от трех и далее километров от берегов Абхазии, все, что выльется на поверхность моря, окажется сначала в Сочи, затем размажется по всему побережью Краснодарского края, вольется в ОЧТ, и затем не знаю уж какая часть этой грязи вернется на место происшествия, пропутешествовав по одной из половин «очков Книповича».

 

Самая большая угроза – это авария на скважине на большой глубине, при которой нефть начнет изливаться в море и которую не будет возможности быстро ликвидировать. Наибольший ущерб будет нанесен, если значительные объемы нефти будут выброшены на Черноморское побережье. Это будет колоссальной катастрофой – и экологической, и экономической. Для представления, что может случиться, можно посмотреть на последствия катастрофы в Керченском проливе в 2007 году, когда в море попало всего несколько тысяч тонн нефти. А ведь при аварии на скважине могут быть выброшены в тысячи раз большие объемы.

 

– Какова сейчас ситуация с нефтедобычей? Есть ли, на ваш взгляд, перспектива реализации этого проекта в ближайшее время?

 

– «Роснефть» не сможет добывать нефть на больших глубинах Чёрного моря без участия западных нефтяных компаний, так как она пока не обладает необходимыми технологиями для такой добычи. Поэтому ею были заключены договора с западными компаниями Chevron и ExxonMobil о совместной добыче нефти. С Chevron, правда, насколько я знаю, данный договор был расторгнут. Но сейчас, в связи с западными санкциями против России, думаю, что реализацию проектов на глубоководном шельфе Чёрного моря, скорее всего, придется отложить.

 

– Удается ли влиять в этих вопросах на власти и бизнес?

 

– Наша организация участвовала во многих общественных слушаниях по вопросам, касающимся добычи нефти на шельфе Чёрного моря. Однако эффект от этого не очень велик. Власти и «Роснефть» делают их исключительно для галочки, а не для того, чтобы что-либо учесть и, может быть, внести коррективы, которые приведут к снижению рисков. Но влиять на эти проекты можно – через международные институты. Чёрное море – международный водоем, и Россия не может делать с ним все, что ей захочется.

 

При этом необходимо обязательно сказать о том, что угроза исходит не только от российских властей и компаний. Добывать нефть на Черноморском шельфе хотят все страны Черноморского бассейна. И все страны ведут те или иные процессы, направленные на добычу нефти. И Украина, и Румыния, и Турция, и Грузия, и Болгария. Общественности необходимо контролировать не только российские шельфовые проекты, но и все другие, которые несут угрозу Чёрному морю.

 

www.sovsekretno.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта