Eng Ru
Отправить письмо

Навешиваем динамогенератор на велосипед. Электрогенератор велосипедный


Электрогенератор из велосипеда на 12 и 220 вольт

Наконец-то появилась возможность показать вам видео по теме, которая интересует очень многих пользователей интернета. В этом видеоуроке покажем, как сделать довольно мощный электрический генератор из велосипеда, который будет вырабатывать ток напряжением 12 и 220 вольт. Благодаря этому устройству можно за 1-1,5 часа зарядить аккумулятор и через инвертор запитать от него на несколько часов телевизор или другие электроприборы. Как бонус такой генератор становится хорошим велотренажером, на котором «ехать» приятно, осознавая пользу, которую он приносит. Использовать велогенератор можно на даче, дома при частом выключении света, а в походе он станет великолепным подспорьем для создания почти городского комфорта, если сделать все детали конструкции складными и достаточно мобильными.

электрогенератор из велосипеда

Технические характеристики велогенератора. При неспешной «езде» вращением педалей вырабатывается электрический ток 5 Ампер, напряжением 220 Вольт. Ускорение вращения выдает более 10 Ампер; в этом режиме у автора этого устройства сгорел предохранитель.

Для работы понадобится:— коллекторный мотор на 12 вольт;— насадка на ось мотора — патрон от дрели;— бесперебойник или инвертор с 12 на 220;— диод на 10 ампер: Д214, Д242, Д215, Д232, КД203 и т.д.;— провода;— велосипед;— аккумулятор на 12 вольт (чем выше мощность, тем на дольше хватит его заряда).

Сборка.Сначала устанавливаем велосипед таким образом, чтобы заднее колесо было подвешено над землей и свободно вращалось. Для закрепления велосипеда в нужном положении автор видеоурока использовал подручные материалы и из досок сделал подставку. На ось мотора он закрепил патрон от дрели и установил мотор так, чтобы при помощи пружины он надежно прижимался к заднему колесу. Соединение оказалось надежным, без проскальзываний.

генератор тока на основе велосипеда

В данной конструкции мотор выполняет функции генератора, поэтому можно использовать любой коллекторный мотор на 12 вольт. Чем больше мощность мотора, тем больше энергии он выработает. В устройстве, которое выполнил автор, используется вентилятор от автомобиля ВАЗ. Его номинальная мощность 120 Вт.

Для того, чтобы выяснить, сколько по мощности способен этот мотор выработать электроэнергии в режиме генератора, подсоединяем к нему лампочку на 90 ватт и видим, что производительность генератора настолько высока, что лампочка при усилении оборотов двигателя может перегореть.

Для накопления электроэнергии целесообразно использовать аккумулятор. Хорошо подойдет для этой цели автомобильный аккумулятор. Чтобы мотор не стал вращаться от аккумулятора, нужно собрать схему с диодом, который будет перекрывать ток в нужном направлении и предотвратит ненужную разрядку.  Анодом диода к плюсу двигателя, катодом к плюсу аккумулятора.

Теперь можно заряжать 12-вольтовый аккумулятор, напряжение с которого можно снимать для аппаратуры с соответствующим напряжением. Но для того, чтобы на выходе генератора напряжение было 220 вольт, поможет бесперебойник от компьютера.

В конструкции бесперебойника есть маленький 12-вольтовый аккумулятор низкой мощности. При отключении тока в сети, преобразователь, который заложен в схему ИБП повышает 12 вольт до 220, давая возможность компьютеру некоторое время работать от него. Для того, чтобы обеспечить работу на длительное время, можно убрать из схемы маломощный аккумулятор и подключить вместо него, как было написано выше, мощный автомобильный аккумулятор.

Теперь простым вращением педалей на велогенераторе можно получить 220 вольт, практически те же самые, которые в обычной сети. Такой генератор способен запитать многие электроприборы в доме. Есть одно но. Если подключать к бесперебойнику нагрузку более 500 ватт, то он начинает греться и быстро разряжается аккумулятор. Поэтому необходимо соизмерять мощность велосипедного генератора и встроенного в него аккумулятора и предполагаемую нагрузку. Вместо бесперебойника можно использовать автомобильный инвертор с 12 вольт на 220 вольт.

При зарядке аккумулятора вращением педалей напряжение на нем будет повышаться. Когда оно достигнет 14,4 Вольт, аккумулятор зарядится. Далее продолжать зарядку нельзя, так как при перезаряде нем начнет выкипать электролит.

В отличие от бензинового генератора, электрогенератор на основе велосипеда не требует ресурсов, которые могут быть в дефиците.

Попроще конструкция в другой статье.

izobreteniya.net

Простой и мощный генератор на велосипед

Простой и мощный генератор на велосипедВелосипед - это отличный тренажер, который избавляет вас от лишних килограммов, делает ваше тело стройным и подтянутым, а также повышает вашу выносливость и держит вас в тонусе. Сейчас многие ездят на работу, домой и тд на велике, и бывают случаи когда ночью нужно электричество для фонаря или зарядить телефон. Этим и займется автор, сделает вполне мощный и компактный электрогенератор который будет заряжать телефон, фонарь и тд, ну что же приступим.

Инструменты1. Дрель2. Клеевой пистолет3. Набор Гаечных Ключей

Материалы1. USB повышающий стабилизатор: 0.9V - 5V до 5V 600МА2. двигатель постоянного тока3. маленькое колесо

ШАГ 1. Делаем деревянную стойку

На этом этапе нужно два куска дерева. Сделайте 2 через отверстие дрелью. Эти отверстия для привязки генератора к велику. Положите одну малую часть на другую часть с использованием клеевого пистолета.

ШАГ 2. Двигатель постоянного тока

Для производства электроэнергии нужна Механическая система. Вращаясь двигатель постоянного тока, преобразует механическую энергию в электрическую.

ШАГ 3. Припаиваем USB повышающий стабилизатор к двигателю

Припаять провода USB повышающего стабилизатора к моторчику. Потом приклеить это все клеем на деревянную стойку как показано на фото.

ШАГ 4. Доп. крепеж

Доп. крепим моторчик к стойке.

ШАГ 5. Надеваем колесо

Для поворота двигателя постоянного тока нужно небольшое колесо. Это колесо держатель на Вале мотора. См. Полное собрание на изображении.

ШАГ 6. Крепим генератор к велосипеду

Крепим генератор к велику застежками, видно на фото. Если кататься на средней скорости можно быстро зарядить телефон, фонарь, gps-навигатор и тд. Идею я вам подал, дальше развивать только вам! Удачи, друзья!

Видео самоделки:

Источник Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

ВЕЛОГЕНЕРАТОР ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ | Город мастеров

Генератор на велосипеде – вещь незаменимая в дали от благ цивилизации. Зарядить телефон, ночное освещение дороги, послушать музыку на ходу, подключить навигатор или GPS-трекер – да, мало ли для чего понадобится электричество в дороге.

СТАРИННЫЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОР

ВЕЛОГЕНЕРАТОР ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙШколота не помнит о первых велогенераторах появившихся вместе с “Камами” и “Салютами”:ВЕЛОГЕНЕРАТОР ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ

Крепится такой генератор на вилку и прижимается валом к боковой поверхности колеса, за счет чего может выдавать напряжение до 7 вольт и мощность в 5 ватт. ВЕЛОГЕНЕРАТОР ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙНемного, но для фары вполне достаточно. Подключить такой генератор напрямую для зарядки телефона или MP3 проигрывателя не получится, необходим преобразователь который выдаст на выходе стабильных 5 вольт. Короче, без доработки, для современных девайсов он не годится.

Хотя жаль, вещь надежная, сделано на века. До сих пор на блошинном рынке можно купить такой велогенератор в рабочем состоянии. По мощности превосходит даже следующий велогенератор от известного велосипедного брэнда SHIMANO.

ВТУЛОЧНЫЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОР

Динамо-втулка ShimanoЭлектрогенератор от SHIMANO достаточно дорогая игрушка. Есть определенные сложности в установке, например нужно переспицовывать переднее колесо для установки такого генератора. Напряжение выдает не стабилизированное, т.е. электронные устройства запитать напрямую так же не получится – нужен преобразователь напряжения. А не какой то там, делитель из двух резисторов как пишут в разных некомпетентных источниках.

Динамка Shimano AlfineDH-S701

Велогенератор Shimano AlfineDH-S701 на колесе

Напряжение выдает 6 вольт, мощность 2,4 Ватта. Вполне пригоден для питания фары.

Самый дешевый втулочный генератор SHIMANO стоит от 35$.

Посмотрите видео о проверке характеристик SHIMANO DH-3N30:

ЦЕПНОЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОР

ЦЕПНОЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОРИзобретение Китайского велопрома, появился не так давно. Оригинальная идея снимать энергию с цепи велосипеда и встроенный преобразователь напряжения позволят подключить на зарядку телефон, MP3 плейер или другое устройство расчитаное на питание с USB разъема. Встроенный небольшой аккумулятор позволяет выдавать стабильное напряжение 5 вольт и ток до 1 Ампера.ЦЕПНОЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОР

ЦЕПНОЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОР

ЦЕПНОЙ ВЕЛОГЕНЕРАТОР на вилке

Минусы этого велогенератора – дополнительный шум и ненадежное крепление на задней вилке велосипеда.

Посмотрите видео о ЦЕПНОМ ВЕЛОГЕНЕРАТОРЕ:

100uslug.com

Навешиваем динамогенератор на велосипед / Модернизация и ремонт / Сообщество EasyElectronics.ru

Привет Всем! Это моя первая статья. В ней я расскажу как собрал динамогенератор (ДГ) для велосипеда, который питает светодиод переднего фонаря.

Идея: Во времена СССР динамогенераторы были довольно широко распространены, но источники света оставляли желать лучшего. В наше время в качестве ДГ используются динамовтулки или обычные генераторы приставляемые к колесу велосипеда. Мощность первых около 5 Вт, вторых 3 Вт, прямо скажем не густо, да и КПД их неизвестен. В предлагаемой конструкции в качестве генератора было решено использовать шаговый мотор Mitsumi M49SP-1 (рис.3) с небольшой доработкой. Реализации подобной идеи в интернете уже есть, но об их эффективности не сказано ни слова. Купить эти ДГ можно, стоят они по разному, динамовтулки 1500-2000р, а другие от 300 и более, можно посмотреть здесь: www.aliexpress.com/product-fm/356677739-5pcs-lot-GENERATOR-BICYCLE-HEADLIGHT-TAIL-LITE-BIKE-DYNAMO-LIGHT-wholesalers.html

Предисловие: У меня нет радиотехнического образования, а все выкладки по электронике – личный опыт, поэтому критикуйте и поправляйте. Порядок сборки написан прямым текстом, курсивом отмечены мои наблюдения и замечания по всему процессу конструирования. Для питания LED’а фонаря можно использовать и батарейки, но моей целью при конструировании этого генератора было удовлетворение собственного любопытства и интереса, да и готовый результат впечатляет (меня и заказчика;-)).

ТЗ: Разработать ДГ к велосипеду с диаметром колес 28” для питания переднего фонаря на светодиоде Cree XM-LT6. ДГ должен развивать мощность не менее 5 Вт при скорости движения от 20 Км/ч. Само ТЗ очень условно, но дает толчок к действиям.

Пациент: Велосипед Orion 1200 (диаметр колес 28”, Рис. 1), c него снята корзина, а её крепление к рулю (зеленая рамка) использовано для крепления фонаря. (Вообще на фото не оригинал, но суть не меняется.) ДГ установлен в точке крепления багажника к задней вилке (красная рамка), а крутящий момент снимается с боковой части покрышки с помощью прижимного ролика.Велосипед не мой, а кореша. Дешев и сердит. Рис.1

Теория:

По последней формуле можно сосчитать частоту вращения ролика. При скорости движения в 20 Км/час, диаметре ролика 6 см получаем частоту вращения ролика 29,5 об/сек, а при V=5км/ч – 7,4 об/сек.Вообще так как заранее было известно мало, я предполагал что необходимая для генерации скорость 20 км/час, но оказалось что хватает гораздо меньшей скорости – скорости прогулочного бега. Также в момент проектирования у меня не было светодиода. Как видно из последней формулы диаметр D1 не участвует в расчете.

Конструирование и сборка: Механическая часть: В качестве генератора используется биполярный шаговый мотор Mitsumi M49SP-1 (рис.3). Рис.3

Этот мотор можно снять с некоторых принтеров HP, например, HP 6L, хотя его можно найти и в других моделях.Перед использованием я проверил мотор. У меня был случай когда магнит ротора был размагничен наполовину! Для проверки берем маломощную лампочку (3В), подсоединяем её к одной обмотке и резко крутим за вал мотора, делаем то же самое с другой, если горит в обоих случаях – хорошо, нет — мотор испорчен. Мотор необходимо доработать, предварительно вскрыв его. Понадобиться плосковыпуклый натфиль, которым нужно сточить следующие крепления (обозначены синим) (Рис.4). Рис.4

Если Вы будете повторять эту конструкцию, то можете вскрыть мотор любым доступным способом.

Получается (Рис.5) нечто подобное (обозначено голубым): Рис.5

После этого аккуратно выстучал заднюю крышку с помощью ударов мотора дном о твердую поверхность. В итоге получилось разобрать мотор на следующие части: корпус, крышка, ротор (магнит+вал), статор. Для того чтобы вытащить вал из ротора следует выбить его прямо в разобранном моторе с помощью узкого стержня, я использовал стержень от заклепки. Все эти процедуры нужны для того чтобы перемотать статор мотора (Рис.6, фото из интернета) более толстым проводом, по моему разумению это повысит выходную мощность генератора. Рис.6

Потом аккуратно намотал эмалированный провод диаметра 0,6 до заполнения пластиковой части секции. Начало и конец катушек завел в оригинальные места пайки (на фото просто статор, он не перемотан). После намотки статора необходимо было вставить в магнит более длинный вал, для этого взял стержень из CD-Rom’а (Рис.7), предварительно его подрезал и вставил в магнит с помощью молотка. На рисунке показаны: 1 – оригинальный вал мотора, 2 – стержень для замены, 3 – магнит. Рис.7

Стержень в CD-Rom’е используется как направляющая для каретки лазера, а её диаметр как раз такой что нужно! Берем этот стержень, отрезаем на нужную длину, так чтобы из мотора в итоге выход был на 2-3см. Собираем мотор аккуратно, используя все уплотнительные кольца, не забываем накапать масла. Закрепил заднюю крышку, для этого загнул образовавшиеся после расточки на корпусе «места» (см. выше, обозначено розовым на рис.5) молотком. Для того чтобы мотор служил генератором на его вал необходимо насадить ролик (Рис.8). Он хорошо приклеивается клеем ЭДП. Рис.8

В качестве ролика можно использовать колесо для авиамоделей Hobby Pro с ободом из пенополиуретана диаметром 60мм, внутренним отверстием 3мм и шириной обода 20мм (http://hobbyostrov.ru/product_info.php?products_id=19923). Можно использовать и другое, но я нашел это. Кстати оно плохо себя показало со временем — стачивается. Мотор переделан и было нужно придумать какую то систему крепления его к велосипеду. Для этого мне понадобился лист стали из того же лазерного принтера 6L, его выточили в виде буквы L, а потом по длинной её стороне согнули пополам. Получилась следующая конструкция (Рис.9). Рис.9

По фото видно что у мотора одно его “ушко для крепления” использована в качестве шарнира (белая деталь на нижнем фото слева его прижимает), а другое ушко зажато между пластиной и дугообразной деталью, к нему прикреплена пружина. Такая конструкция выбрана потому, что колесо велосипеда имеет заметное торцевое биение, а прилегающий ролик (и сам генератор), соприкасаясь с ним, может свободно «покачиваться» относительно него. Да и еще такая конструкция позволяет отвести генератор от колеса, тем самым выключив его механически. Трущиеся части генератора смазывать нельзя, их лучше отполировать, я смазал только шарнир.На фото генератора ролик не показан, диодный мост был впоследствии заменен. Пластина довольно толстая, но из мягкого металла, поэтому её можно довольно легко деформировать.

Фото в сборе на рис.10 Рис.10

Демонстрация работы генератора:

Электрическая часть: Электрическая часть очень проста, схема на рис.11. Что интересно — генератор вырабатывает переменный ток да еще и переменной частоты в зависимости от скорости. Так как у генератора две обмотки, то на каждую поставил свой диодный мост, а получившиеся + и – соединил параллельно. Чтобы не тратить зря полезную мощность использовал диоды Шоттки. Мною проверены диоды 10bq015tr (1А) и MBR0520LT1 (0,5А).Первых я брал 8 штук, а вторых 16, использовал в мосту по два параллельно для пропуска большего тока. Ощутимой разницы между ними нет! Погрешность измерений нивелирует разницу в значениях мощности. Так что используйте какие предпочтете или свои). Рис. 11

После мостов поставил конденсаторную батарею на 50000+ мкФ, а уже потом от неё толстую пару проводов, сечения 2,5мм. На задний фонарь тоже использована батарея конденсаторов, чтобы запитывать его на остановках (еще не доделан). В качестве переднего фонаря использовал Cree XM-LT6 (рис.12) со световым потоком около 1000 люмен, но драйвер для него в 5 Вт (рис.13) с выходной мощностью около 4 Вт, поэтому получил световой поток около 400-450 люмен согласно даташиту. Так же для фокусировки света использовал рефлектор (рис.14). Драйвер интересен тем что работает в диапазоне напряжений 4,5-18 В.Все это было приобретено на www.dealextreme.com. LED www.dealextreme.com/details.dx/sku.50599 Драйвер www.dealextreme.com/details.dx/sku.26110 Рефлектор www.dealextreme.com/details.dx/sku.5937 Диаметр подложки LED’a и платы драйвера одинаковы и составляют всего 16мм, в рефлекторе нет места для размещения проводов от светодиода, поэтому пришлось использовать медную фольгу).

Рис.12 Рис.13 Рис.14

Общий вид смотрите по ссылке we.easyelectronics.ru/uploads/images/00/07/88/2011/05/24/7aa473.jpg

Полевые испытания:Когда я испытывал генератор первый раз (еще когда не было светодиода) — использовал в качестве нагрузки две 3х ваттные лампочки накаливания на 6в. Генератор отдавал им около 5 Вт при скорости в 20-25 Км/час (все подсчитывалось с помощью велокомпа, но результатов точных не помню). Тогда мне казалось что это максимальная выходная мощность, я конечно понимаю, что передача мощности в нагрузку зависит от сопротивления нагрузки, но тогда я думал что это предел. Но когда пришел LED и мы с корешем начали проверку на улице, генератор показал впечатляющие результаты! Драйвер начинает работать на полную мощность уже на скорости прогулочного бега (~8 км/ч), это говорит о том что есть потенциал для передачи большего тока в LED посредством установки более мощного драйвера.

Таким образом, возвращаясь к теории, узнаем что необходимая для нормальной генерации частота вращения ролика 12 об/сек. От этого параметра можно отталкиваться при проектировании Вашего варианта генератора.

Результат: К сожалению не могу показать как работает вся система в действительности с помощью видео, лишь могу предположить, что световой поток (400-450 люмен) похож на поток настольной люминесцентной лампы в 11 Вт. Но в любом случае этого хватает для уверенной езды по ночной дороге. Что удивительно — дополнительная нагрузка на ноги почти не заметна.

Достоинства: хорошая выходная мощность, возможность установки более мощного драйвера и получения более сильного светового потока. Фонарь не требует использования источников питания.

Недостатки: открытая конструкция боится влаги и дорожной грязи (поэтому нельзя смазывать место трения генератора и пластины), пластина из мягкого металла легко гнется. Прижимной ролик из пенополиуретана не лучшим образом подходит к данной конструкции.

Доработка: Всем желающим повторить идею рекомендую придерживаться след. пунктов: 1) Основательно подойти к способу передачи крутящего момента с колеса на ролик, не допускать перекоса как у меня (ролик не лежит в одной из плоскостей проходящих через касательную в точке касания, а пересекает её, это как раз и стало причиной истирания рис.15) 2) По возможности использовать ролик из более плотного материала 3) Сделать конструкцию крепления генератора жесткой 3) Защитить конструкцию от грязи и влаги

Рис.15

P.S. Первый блин комом, но надеюсь что заинтересовал ;-) Скинул три большие фоточки в архивчик.

we.easyelectronics.ru

Я бы такое купил: велосипед – электростанция

На сегодняшний день помимо самых различных велофонарей и фар, теми или иными производителями выпускается преогромное множество различных полезных (и не очень) гаджетов для применения на велопрогулках: MP3-магнитолы, навигаторы, различная иллюминация и так далее.

Самым полезным, пожалуй, является GPS-навигатор, который, будучи автомобильным, как известно, имеет внутри довольно слабый аккумулятор и потому разряжается достаточно быстро. Впрочем, даже специализированные велосипедные и туристические навигаторы, хоть и живут подольше, но все равно имеют определенный предел заряда, а значит нуждаются в источнике питания для его пополнения.

Где же его можно взять в путешествии, когда до ближайшей розетки могут быть десятки или даже сотни километров? Да у вас под седлом!

Сегодня, когда буквально во всех мобильных приборах и устройствах энергия берется от аккумуляторов и батареек, рядовые обыватели стали просто забывать об альтернативных источниках получения энергии.

Стыдно сказать - велосипедные фары теперь питаются от батарей, хотя в дальних путешествиях такой источник питания может оказаться крайне непрактичным. Решением может стать активный генератор электроэнергии, работающий прямо в процессе езды на велосипеде.

Сегодня существует два основных типа велосипедных генераторов. «Бутылочные», получившие свое название из-за характерной формы корпуса, являются самыми распространенными и простыми в применении. Они знакомы отечественным велолюбителям уже не один десяток лет и отличаются высокой надежностью и простотой эксплуатации. Просто прикрепив такой генератор за специальную проушину на вилку переднего или заднего колеса так, чтобы в рабочем положении крутящийся ролик получал вращательное усилие непосредственно от боковой части велосипедной покрышки, вы получаете постоянный ток, питающий велофару, сила которого непосредственно зависит от скорости движения.

Недостаток бутылочных генераторов лишь один – в мокрую погоду ролик генератора часто проскальзывает по влажной резине покрышки, что сказывается на его эффективности и функциональности.

Второй тип генераторов – втулочные, то есть встроенные непосредственно во втулку переднего колеса.

Они вообще не зависят от погоды, имеют показатели кручения, то есть поворачиваются лишь немного тяжелее, чем обычный подшипник во втулке и вообще не зависят от погодных условий.

Из недостатков таких генераторов можно отметить ощутимо более высокую стоимость (по сравнению с «бутылочными»), невозможность легкого демонтажа, так как генератор является частью переднего колеса, и небольшой, но все-таки дополнительный вес на переднем колесе.

Оба типа генераторов выдают на выходе переменный ток с напряжением 12 или 6 вольт (зависит от модели генератора) и средней силой тока в «районе» 1-го ампера при крейсерской скорости движения велосипеда 10 километров в час.

Некоторые производители сегодня выпускают адаптеры, позволяющие преобразовать переменный ток генератора в постоянный и снизить напряжение до приемлемых пяти вольт, позволяя заряжать от обычного порта USB MP3-магнитолы, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и другие типовые гаджеты, вплоть до вышеупомянутых GPS-навигаторов.

Так в свое время поступила компания Nokia, выпустив на рынок собственный преобразователь и стабилизатор напряжения в комплекте с «бутылочным» генератором, но снабдив разъемами для зарядки исключительно своих телефонов.

Впрочем, о нем чуть позже, а пока давайте познакомимся с тем, что еще предлагают сегодня безымянные китайские и брендовые мировые производители подобных устройств.

Данный генератор не так давно создал нидерландский дизайнер Тьеерд Веенховен. По своей конструкции и техническим параметрам он является, пожалуй, одним из самых простых и удобных в применении.

 

Генератор работает на энергии проходящего воздушного потока, который можно легко создать, разогнавшись на велосипеде даже до сравнительно невысокой скорости от 10-ти километров в час. Вентилятор в корпусе, закрепленном на руле, раскручивается, а iPhone, установленный в специальный отсек, заряжается. Важным достоинством данного генератора является способность работать даже на привалах, но с условием достаточно ветреной погоды.

Можно также заряжать гаджет, просто высунув генератор из окна движущегося автомобиля или поезда, только в этом случае стоит побеспокоиться, чтобы случайно не выпустить его из рук вместе со смартфоном.

Стоит отметить, что ушлые китайцы мгновенно скопировали концепцию идеи Веенховена и выпустили на рынок несколько вариаций данного гаджета, которые можно поискать на западных интернет-аукционах.

Еще одна зарядная «приблуда» появилась сразу на китайских «развалах» под разными именами и, признаться, внушает мало доверия к своей надежности, подкупая оригинальностью конструкции и приятной ценой всего около 5-10 у.е.

С помощью специального хомута небольшая коробочка с шестеренкой крепится на заднюю вилку велосипеда рядом с ведомой звездочкой, причем цепь пропускается в паз коробочки через шестеренку. Идея проста до гениальности – цепь движется, шестеренка крутится, динамка внутри коробочки генерирует ток до 1 Ампера. КПД гаджета кажется очень высоким, однако пластик в деталях не внушает доверия с учетом огромных нагрузок, которые предстоит им испытать от быстро движущейся стальной велосипедной цепи.

Единственное, что успокаивает – доступная цена, так что когда гаджет разлетится в клочья, горевать по потерянным деньгам особо не придется.

Другой, намного более надежный зарядник, работающий совместно с велосипедом, можно назвать самым оптимальным из всех существующих на рынке, если бы не его цена под 150 и выше у.е.

Пока он встречается с двумя названиями на «борту» и потому очень сложно идентифицируется в плане производителя: BikeCharge и ECOXGEAR.

 

Гаджет надевается на переднее колесо велосипеда, прижимаясь к боковой части его вращающейся втулки. Втулка вращается во время движения, сообщая усилие кольцу внутри крепежа устройства, которое в свое очередь передает генерируемый переменный ток на преобразователь. На выходе мы имеем два полноценных USB-порта, закрытых от непогоды заглушками, к которым можно подключить любой гаджет, заряжаемый от USB.

Еще один тип зарядных устройств – на солнечных батареях, сложно отнести к велосипедным зарядным устройствам хотя бы потому, что пользоваться ими без всяких ограничений могут буквально все туристы: вело-, мотто-, авто- и пешие. Более того – даже не туристы могут подзарядить свой гаджет на природе с помощью такой батареи.

Но, помимо дороговизны, недостатком зарядников на солнечных батареях является необходимость располагать их в прямых солнечных лучах, чего в движении не смогут обеспечить никакие туристы, даже пешие. Если они, конечно, не пересекают пустыню.

В наших широтах оптимальны зарядные устройства на основе аккумуляторов и генераторов. И если первые сегодня можно приобрести в огромном ассортименте и ценовом диапазоне, то вторые пока являются экзотикой.

Кроме того, у любого «пауэрбанка» есть одно важное ограничение – если вы уже зарядили гаджет от внешнего аккумулятора, и путь до ближайшей розетки предстоит еще долгий, вы рискуете оказаться в щекотливом положении – с непреодолимо «умирающим» устройством и уже истощенным внешним аккумулятором.

Этого недостатка лишены велогенераторы, но их особенность генерировать только переменный ток не позволяет использовать их для зарядки обычных устройств.

Возвращаясь к конструкции компании NOKIA, можно отметить, что нечто подобное на самом деле может собрать любой, кто умеет просто спаять пару проводов паяльником.

 

Вам потребуется всего ничего: диодный мост, который «выпрямит» переменный ток с генератора в постоянный, и понижающий стабилизатор, который, уже готовый, стоит меньше доллара на китайских аукционах. Диодный мост можно выдрать из старого блока питания на 12 Вольт, при условии, что перегорел не сам мост, а, скажем – трансформатор, или просто спаять самостоятельно из четырех пол-амперных диодов FR407 (или любых выпрямительных на пол ампера) и 25-тивольтового конденсатора на 1000-2000 мкФ.

Понижающий стабилизатор можно купить за полдоллара на китайских интернет-аукционах или за 20 тысяч – на отечественных.

Дальше просто припаиваем нужные проводки, замеряем напряжение на выходе и снижаем его регулятором на плате выпрямителя до, нужных вам, 5-ти вольт. Потом остается только припаять USB-разъем от USB-удлинителя или старого USB-хаба.

Теперь, где бы вы не находились, главное – чтобы переднее колесо вашего велосипеда крутилось, а динамка работала. Стабильными пятью вольтами для зарядки любых гаджетов – телефонов, GPS-навигаторов, медиаплееров и т.д. вы обеспечены.

Ну, а какой генератор выбрать для своего зарядного устройства – бутылочный или втулочный, уже решать вам.

Иван Ковалев

[email protected]

www.kv.by

Динамо-машина (Велогенератор). Виды и особенности. Работа

Генератором электрической энергии называется устройство, преобразующее химическую, механическую или тепловую энергию в электрический ток. Таким генератором, использующимся на велосипедах для питания задних фонарей и передней фары, является динамо-машина.

Разновидности

Рассмотрим существующие виды велосипедных динамо-машин заводского исполнения.

Бутылочная

Этот вид велосипедного генератора наиболее доступный и простой. Однако его мощность не самая большая из всех видов. Приводной ролик генератора вращается за счет касания к протектору шины колеса во время движения.

Втулочная динамо-машина

Динамо-втулка по своему устройству является осевой динамо-машиной. Исполнения таких моделей могут быть различного вида. Стоимость втулочного генератора довольно высока. Установка более сложная, по сравнению с бутылочным вариантом.

При приобретении необходимо проверить число спиц и метод фиксации установочного колеса. К достоинствам втулочного генератора относится его защищенность от влаги, в отличие от бутылочного генератора, приводной ролик которого в сырую погоду проскальзывает по покрышке велосипеда. В этой конструкции все устройство заключено внутри втулки колеса, и работа происходит от его вращения.

К недостаткам такого устройства относится то, что выключить работу втулочного генератора не получится.

Цепная

Цепной вариант велосипедного генератора встречается достаточно редко. Однако есть несколько разных исполнений этого вида. Устройство может оснащаться USB портом для зарядки мобильных гаджетов.

Недостатком такой конструкции является малый срок службы, так как при эксплуатации происходит воздействие металлической велосипедной цепи на пластиковые элементы генератора.

Бесконтактная

Это оригинальная динамо-машина с бесконтактным принципом действия. Колесо велосипеда играет роль ротора. На колесо фиксируется специальный обруч, на котором закреплены 28 магнитов. Они расположены поочередно, с разными полюсами.

Статором является индукционная катушка, в которой вырабатывается электрический ток. В эту систему включена также аккумуляторная батарея для накопления энергии. По заверениям производителя для обеспечения нормального светового потока достаточно двигаться со скоростью 15 км в час.

Достоинствами этой конструкции является:

  • Отсутствие трущихся элементов.
  • Бесшумная эксплуатация.
  • Неограниченный срок эксплуатации (кроме батареи аккумуляторов).

Недостатком бесконтактной модели является малая емкость аккумуляторов. Ее хватает всего на несколько минут. Однако многие умельцы легко исправляют этот недостаток различными способами, в том числе заменой батареи на более мощную.

Другие конструкции

В настоящее время очень популярны различные интересные устройства, которые изготовлены в Китае. Иногда видишь такие устройства, которые раньше нигде не производили. Даже их принцип действия не всегда понятен, однако они работают.

Такое китайское устройство можно смело назвать велогенератором будущего. Динамо-машина из поднебесной выглядит по аналогии фантастических фильмов. Судя по внешнему виду, для ее функционирования нет необходимости в контакте с шиной колеса или цепью. Также нет никаких магнитов.

Принцип ее работы не совсем понятен. Возможно, это является технологическим секретом завода изготовителя.

Конструктивные особенности и работа

Наиболее популярной моделью динамо-машины на велосипедах является ее бутылочная конструкция, за ней идет динамо-втулка. Остальные виды используются значительно реже. Поэтому рассмотрим самые распространенные модели.

Динамо-бутылка

Динамо-машина бутылочного вида работает на боковой части передней шины велосипеда. Она выполнена в виде небольшого генератора электрической энергии, и служит для работы заднего фонаря и передней фары велосипеда, а также зарядки электронных мобильных устройств.

Такой мини-генератор может монтироваться как на переднее колесо, так и на заднее. В первом случае устройство может совмещаться со встроенным фонарем. Для отключения генератора предусмотрен специальный откидной механизм, фиксирующий корпус генератора в том положении, когда нет соприкосновения с шиной колеса велосипеда.

Название этого устройства происходит от внешнего сходства формы с бутылкой. Бутылочный велогенератор имеет и другое название – боковое динамо. Приводной резиновый или металлический ролик приводится во вращение на боковой стороне шины колеса. При движении велосипеда шина придает вращательное движение ролику велогенератора, который вырабатывает электрический ток.

Достоинства
  • Отключенный привод генератора не оказывает сопротивления движению велосипеда. При включенном генераторе велосипедисту приходится прикладывать больше силы для движения. Динамо-втулка в отличие от бутылочного велогенератора, всегда оказывает сопротивление вращению колеса, хотя значение этого сопротивления незначительно. Если бутылочный велогенератор включен, но фонари и фара не подключены к питанию, то сопротивление движению велосипеда меньше.
  • Легкая и простая установка. Такое устройство легко установить на любой велосипед, в отличие от втулочного генератора, для установки которого необходима сборка всего динамо-колеса со спицами.
  • Небольшая стоимость. Такие модели обычно стоят дешевле других видов велосипедных генераторов, хотя бывают и исключения из этого правила.

Недостатки

  • Сложная настройка. Требуется тщательная настройка и регулировка соприкосновения с покрышкой колеса под определенным углом, давлением в шине, высотой. Если велосипед упадет, либо ослабнут фиксирующие винты, генератор может быть поврежден. Неправильно отрегулированное устройство генератора будет издавать много шума, создавать чрезмерное сопротивление, проскальзывать по колесу. Если винты крепления слишком ослабнут, то механизм может сдвинуться с места и попасть в спицы колеса, что приведет к поломке спиц и выходу колеса велосипеда из строя. Некоторые велогенераторы оснащены специальными петлями, предохраняющими их попадание в спицы.
  • Для переключения требуется физическое усилие. Чтобы привести в действие генератор, необходимо переместить его корпус до соприкосновения с колесом. Втулочные генераторы могут включаться автоматически или с помощью электроники. Для этого не нужно прикладывать усилия.
  • Повышенный шум. При эксплуатации слышен шум в виде жужжания, в то время как динамо-втулки не создают шума.
  • Износ шины колеса. Для эксплуатации генератора требуется соприкосновение с шиной, в результате происходит трение и износ покрышки. Если сравнить с динамо-втулкой, то там трение с покрышкой отсутствует.
  • Сопротивление движению. Бутылочный вид генератора оказывает значительно больше сопротивление движению велосипеда, чем втулочная модель. Однако при правильной настройке сопротивление незначительное, а в отключенном виде отсутствует.
  • Проскальзывание. При сырой дождливой погоде приводной ролик бутылочного генератора будет скользить по шине колеса, что уменьшает выработку электрического тока и снижает яркость света фары и заднего фонаря. Втулочные генераторы не требуют для работы хорошего сцепления с покрышкой, и не зависят от погоды и других неблагоприятных условий.
Динамо-втулка

Втулочная конструкция велогенератора разработана в Англии, а производится различными фирмами во многих странах. Мощность такой конструкции может достигать 3 ватт при напряжении 6 вольт. Технологии их изготовления постоянно совершенствуются, размеры конструкции становятся меньше и мощнее. Современные фары для велосипеда стали излучать более эффективный свет, так как применяются светодиоды и галогенные лампы.

Динамо-втулки при работе не создают шума, но их масса больше, чем у других моделей. Трущиеся части во втулочном варианте устройства отсутствуют. Они функционируют за счет магнита, имеющего множество полюсов, и выполненного в виде кольца. Он находится в корпусе втулки и вращается вокруг неподвижного якоря с катушкой, зафиксированной на оси. Сопротивление вращению такой конструкции очень незначительное.

Динамо-втулки вырабатывают переменный ток. На малых скоростях вырабатывается больше электричества, по сравнению с бутылочной моделью, за счет низкой частоты тока. Существуют схемы выпрямителей для динамо-машины. Они выполнены по простой схеме моста из четырех диодов.

Динамо-втулка вырабатывает низкое напряжение, поэтому при применении кремниевых диодов потери составляют значительную величину – 1,4 вольта. С германиевыми диодами потери снижаются, и составляют всего 0,4 вольта.

Принцип работы динамо-машины

Динамо-машина вырабатывает электрический ток с помощью эффекта электромагнитной индукции. Устройство генератора тока показано на рисунке. Ротор вращается в магнитном поле, в результате чего в обмотке возникает электрический ток. Концы обмотки ротора подключены к коллектору, выполненному в виде колец. Через них с помощью прижимающихся щеток электрический ток поступает в сеть.

Ток в обмотке имеет максимальное значение, если ротор находится перпендикулярно по отношению к магнитным линиям.  Чем больше угол поворота обмотки, тем ток меньше. Вращение обмотки в магнитном поле изменяет направление тока за один оборот два раза. Поэтому ток называют переменным.

Подобный генератор для постоянного тока изготавливается на этом же принципе. Разница в некоторых деталях. Концы обмотки соединяют не с кольцами, а с полукольцами, которые изолированы друг от друга. При вращении обмотки щетка контактирует поочередно с каждым полукольцом. Поэтому ток, поступающий на щетки, будет иметь только одно направление и будет постоянным.

Похожие темы:

 

electrosam.ru

Велогенератор своими руками / Своими руками / Блоги по электронике

Велогенератор в сборе Идея о создании этого велогенератора родилась в тот момент, когда заряд у аккумуляторов полностью истощился. Если вы хотите, чтобы фонарь на вашем велосипеде ярко освещал вам путь, и при этом не желаете иметь хлопот с перезарядкой или покупкой батарей – этот материал для вас! Так выглядит генератор для велосипеда Краткое описание проекта: — Отсутствие батарей! Энергия будет накапливаться в двух суперконденсаторах емкостью по 100Ф и рабочим напряжением 2,7В. — Зарядка займет несколько минут, но фонарь будет светить максимально ярко, как только вы начнете крутить педали. — Прежде чем фонарь начнет тухнуть с момента остановки должно пройти не менее 15 минут (например, при остановке на светофоре или при другой ситуации, когда генератор не работает). Мощный светодиод на 1Вт имеет рабочее напряжение равное 3,5В. Приняв это во внимание и используя нужные резисторы, можно изменять этот временной промежуток с 4 до 30 минут. Светодиоды потребляют ток до 350мА, конструкция в примере питается от тока 350мА и при этом свет остается достаточно ярким для того, чтобы ослеплять водителей. — Генератор обеспечивает освещение и при этом сохраняет заряд в конденсаторах. В примере был использован шаговый электродвигатель от матричного принтера. С помощью мультиметра было определено, что он может вырабатывать ток силой до 500мА. — Еще одним преимуществом является то, что конденсаторы являются саморегулирующимися. Это значит, что они не будут перегружены при зарядке.

Шаговый двигатель для велогенератора Прежде всего, для сборки велогенератора вы должны найти подходящий для наших целей шаговый двигатель. Вам нужен мотор с очень низким сопротивлением в катушках. В примере использован двигатель, на наклейке которого указаны 2,88В и 2,4А, с сопротивлением в катушках 1,2Ом. На испытаниях этот мотор выдавал ток силой 500мА при 400 об/мин. При езде на велосипеде при скорости 15 км/ч, генератор будет делать от 160 до 200 оборотов в минуту. Это означает, что мотор надо установить рядом с втулкой заднего колеса для снижения усилия на его вращение, в отличие от старого динамо, рассчитанного на 1000 об/мин. Во-вторых, вам нужно будет приобрести пару суперконденсаторов о которых шла речь выше. В-третьих, вам также понадобятся: — Импортные диоды 1N4004 (8шт) – они преобразуют переменный ток, выработанный двигателем, в постоянный. — Стабилизатор напряжения LM317T (1шт). — Керамический конденсатор 0,1мкФ (1шт). — Резисторы 240Ом и 820Ом 0,25Вт для стабилизатора напряжения, которые дадут нам ток 5,5В, необходимый для конденсаторов. Это значение не должно быть превышено! — Светодиод мощностью 1Вт (1шт). — Резистор для светодиода 11Ом 0,25Вт (1шт), даст ток силой около 160мА.

Вот список того, что также понадобится: — Корпус фары для того, чтобы вставить туда светодиод. — Небольшой корпус для защиты конденсаторов от повреждений. — Провода. — Отрезок пластиковой трубы диаметром 10см шириной около 2,5см. Он будет закреплен эпоксидной смолой на спицах колеса. — Резиновый шкив или колесо для двигателя диаметром 5см. — Различные инструменты, в том числе паяльник.

Приступим к сборке нашего велогенератора.Корпус с конденсаторами и другими элементами Во-первых, я не озаботился созданием печатной платы, а просто спаял все компоненты схемы вместе, после чего залил все эпоксидным клеем для защиты. У двигателя в примере имеется шесть проводов, два из которых использованы не будут (Com), а другие четыре, с обмоток – и есть те, которые нам понадобятся.

Схема 1Схема 2Схема 3 Спаяв диоды таким образом, как показано на схеме, мы получим параллельную схему из двух диодных мостов, которая преобразует переменный ток в постоянный. Припаяйте конденсатор между «плюсом» и «минусом», это стабилизирует регулятор напряжения. После этого припаяйте на место LM317 и резисторы. Установите светодиод и токоограничивающий резистор в корпусе фары. Соедините проводами фару с конденсаторами, включив в цепь между ними выключатель, и далее – со стабилизатором напряжения.

Последовательность соединения: Шаговый двигатель — Стабилизатор напряжения — Конденсаторы — Выключатель — Фара

Двигатель закрепляется хомутамиВид на велогенератор сзадиВид на генератор сверху. Колесико двигателя на секции трубы Теперь приступим к монтажу двигателя на велосипед. Для фиксации мотора используйте хомуты для труб, которые можно закрепить в отверстиях под дисковые тормоза. Резиновое колесико двигателя должно бегать по поверхности секции пластиковой трубы диаметром 10см. Эта секция должна быть закреплена при помощи эпоксидного клея и клеящей ленты, но, возможно, потребуются резьбовые хомуты для более надежного крепления – это предупредит проскальзывание резинового колесика велогенератора по ее поверхности.

По материалам www.instructables.com

electronics-lab.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта