Лекция 6. Характеристика деятельности естественных монополий и методы антимонопольного регулирования. Естественная монополия характеристикапонятие, характеристика, признаки. Антимонопольная политика.Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Основные признаки естественной монополии: -юридическое основание установления, реализации и прекращения режима; -соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования; -границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования; -общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей; -система регулирования деятельности субъектов монополий; -санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области. Сферы деятельности естественных монополий: -транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; -транспортировка газа по трубопроводам; -услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; -услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; -услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей. Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию. емонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих: - равные условия для различных форм собственности, - увеличение количества производителей - устранение привилегий и препятствий для конкуренции. Демонополизация предполагает: - предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; - запрещение соглашений о разделе рынков; - запрещение переплетающихся директоратов; - приобретение акций конкурирующей фирмой. Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий: - налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счет перераспределения ее прибылей; - ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях; - управление государственной собственностью; - государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них; - антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений. Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Основные задачи антимонопольного законодательства: - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике; - снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; - определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции; - защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса; - создание условий для развития национального хозяйства. Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны. В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране. В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам. Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков. Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение. Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру. Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть. Читайте также:
Лекция 6. Характеристика деятельности естественных монополий и методы антимонопольного регулирования
Эффективным институтом современной экономики признается конкурентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, и для них становится естественной высокая степень монополизации. Это — естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Монопольная организация этих рынков вызвана технологическими особенностями. Отличительная черта естественных монополий — наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек. Естественная монополия — это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занимались не одна, а несколько фирм. /К. Р. Макконнелл, С Л. Брю/ «Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». (Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях») Такие условия характерны для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки. Разумеется, изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, активное развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует монополию на проводную связь, особенно междугородную. В качестве возможных средств обеспечения общественно-приемлемого поведения естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственная собственность, а другой — государственное регулирование. Если конкуренция невозможна, то нужно создать регулируемые монополии, чтобы избежать вероятных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию, в частности цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями. Существование естественной монополии делает технически эффективным одного-единственного производителя. Но опыт показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек или увеличения прибыли нередко снижает более высокую техническую эффективность. Причем это злоупотребление часто достаточно трудно распознать извне в силу того, что к естественной монополии добавляется монополия информации. Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются: передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи; на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д. Такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. Регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, то есть от снижения издержек на единицу продукции. Большинство мер по реформированию инфраструктурных отраслей предусматривает создание возможностей для реального выделения сфер потенциальной конкуренции и развития государственно-частного партнерства. Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу может осуществляться на основе передачи от государства частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями (косвенная приватизация, например, на концессионной основе). В основе всех вариантов реформирования естественных монополий лежит их разделение на производственную и инфраструктурную стадии. Положительные эффекты от введения элементов конкуренции ожидаются прежде всего благодаря преодолению так называемой ценовой дискриминации. Можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики. Во-первых, сохранение традиционной модели, то есть полностью интегрированной монопольной компании, объединяющей стадии как производства, так и сетевого хозяйства. Фактическая рыночная власть подобного монополиста очень велика и может быть ослаблена только посредством конкуренции локальных монополистов на сопряженных территориях. Это классическая модель вертикально интегрированного монополиста. В конце прошлого века практически все российские естественные монополии были построены по такому принципу, а их реформирование было связано с выбором того или иного варианта отхода от него. Во-вторых, возможна модель с разделенными стадиями производства и сетевого хозяйства, причем последняя может быть организована как крупный монополист, а на стадии производства появляются элементы конкуренции. В данном случае должны быть четко обозначены законодательные барьеры, не позволяющие сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения производителей. Это модель вертикального разделения. Примером может служить реформа электроэнергетики во многих странах, в том числе и в России. В-третьих, теоретически возможна модель, включающая элементы как конкуренции, так и интеграции. Речь идет о сетевом монополисте, который одновременно является одним из конкурентов в сфере производства. Получается своего рода вариант вертикальной интеграции с конкуренцией. Для ограничения монопольной власти используется метод так называемого "функционального разбиения", например ведения раздельной хозяйственной отчетности по сетевой и производственной деятельности внутри интегрированного предприятия, а также регулирования внутренних цен, назначаемых монополистом для самого себя за пользование инфраструктурной сетью. На основе анализа мирового опыта реформирования естественных монополий можно сделать общие выводы о наиболее эффективных моделях реструктуризации отдельных инфраструктурных отраслей. Так, наилучшей для железнодорожного сектора нередко оказывается модель вертикально интегрированного монополиста, для электроэнергетики — модель вертикального разделения, а для сектора телекоммуникаций — модель вертикальной интеграции с конкуренцией. studfiles.net 3. Особенности рынка естественной монополии. Методы ценообразования на продукцию естественной монополии.Вопросы к экзамену
Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников рынка, то есть компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между собой в борьбе за потребителя. Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке. Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей. Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на кот. она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше конц производителей. Существует несколько способов расчета индекса концентрации: 1. Коэффициент концентрации - сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке: Ск=∑Уi, i=1,2..k ,где Ск – индекс концентрации, Yi – рыночная доля i-ой фирмы, к – кол-во фирм, для кот. рассчитывается показатель. Если индекс концентрации составляет 100 %- рынок монополистический, если больше 0%, значит рынок конкуренции. Недостаток показателя в том, что можно взять любое количество крупнейших фирм и показатели от этого меняются. 2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана: Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: HHI=∑Yi2, i=1,2…k HHI=S12+S22+…SK2 S-доли Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 до 1. Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. 1. Hh2<1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается. 2. 1000<Hh2<1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный. Требуется проверка антимонопольного комитета, разрешать слияние или нет. 3. HHI>1800. Рынок считается высококонцентрированным, слияние невозможно 3. Индекс Свенда (Ic) – рассчитывается для нескольких фирм (для олигополистов) 120%<Ic<200% a) для 2-х фирм: Ic=(х1/х2) *100%, х1-самая крупная фирма, х2 – более мелкая фирма, чем х1 б) для 3-х фирм: Ic = ½ [ х1/(х2+х3)/2 + ((х1+х2)/2)/х3)]*100% в) для 4-х фирм: Ic= ½ [х1/(х2+х3+х4)/3 + ((х1+х2)/2)/(х3+х4)/2) + ((х1+х2+х3)/2)/х4]*100% 4. Коэффициент Джини – применяется когда конкуренцию рассчитывают по равномерности распределения долей. Iдж = S/S∆OAB Чем выше этот индекс, тем не равномернее распределены доли в отрасли и тем выше концентрация.
Монополия — рыночная ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Фирмы-монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию. Монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Поэтому при определении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения. Эти организации манипулируют (управляют) законом спроса: по своему произволу воздействуют на цену и объем спроса в своих интересах. Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену. Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода. Правила поведения фирм - монополистов зависят от того, как они ведут свое "ценопроизводство". 1) фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. 2) фирмы - монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Монополист удовлетворяет весь спрос и сам устанавливает цену, исходя из спроса. В отличие от совершенного конкурента монополист может менять не только Q, но и цену Р. Рост продаж сопровождается снижением цены. Общий доход зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе монополисту будет выгодно снижение цены, при неэластичном ему выгоден рост цены и уменьшение объема. 1) При цене Р1 Q1 – доход монополиста 0 Р1А Q1- четырехугольник 2) Если монополист снизил цену до Р2 и увеличил объем Q2, то его доход 0Р2ВQ2 – четырехугольник. Получилось, что он потерял прямоугольник Р1Р2А1А, но с другой стороны увеличение объёма привело к повышению дохода Q1АА1ВQ2. Что-то теряет, что-то приобретает при изменении объема и цены. Так как фирма устанавливает одну цену для всех единиц товара, то средний доход равен цене и линия спроса совпадает со средним доходом, линия предельного дохода будет лежать ниже среднего дохода. Т.е. для увеличения цены на 1 единицу необходимо понизить цену всего реализованного товара. Каждая доп. единица прибавляет к доходу предельный доход, а их валовым издержка предельные издержки, поэтому монополист будет снижать цену до тех пора пока МС=МR.(МС=МR-прибыль; МR >МС-увелич объем, МR<МС-убыток). Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Экономия обуславливается эффектом масштаба (эффективное мало затратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия). У е.м. долгосрочные средние издержки минимальны, т.к. продавец один. В РФ к е.м. относятся: 1) транспортировка нефти, газа 2) ж/д перевозки 3) передача электроэнергии 4) транспортные терминалы, порты, аэропорты 5) электросвязь и почта, передача тепла и энергии, внутренние водные пути. Признаки е.м.: 1) низкая эластичность спроса – спрос не зависит от изменения цены, нет товаров заменителей 2) высокие границы входа на рынок (эффективность деятельности – экономия от масштаба и высокие постоянные издержки) 3) сетевой характер рынка. Плюсы е.м.: 1) снижаются издержки на производство 2) мобилизация финансовых ресурсов 3) единый стандарт на продукцию 4) использование новых технологий. Минусы е.м.: 1) блокировка технического прогресса 2) снижается качество продукции 3) издержки перекладываются на потребителя. Цены е.м. : любая монополия должна быть устойчивой, а это значит цена обеспечивает безубыточность и не привлекает других конкурентов. Цены е.м. Цены, которые максимизируют общее благосостояние называются наилучшими ценами (наилучшее решение), тогда Р=МС. В случае с е.м. это равенство не достигается, потому что Р=АС. Монополист захотел, чтобы Р=МR, поэтому Р=АС – второе наилучшее решение (цена Рамсея) – это и есть гос. регулирование. В первом случае, когда Р=МС, достигает максимума общ. благосостояния Р0РО, но здесь е.м. несет убытки. Точка М – стратегия нерегулир. монополиста, задача получать больше прибыли, общ. благосостояние РРмМ, остальное захватывает монополист. Чтобы удовлетворить государство, производителя, потребителя, существует цена Рамсея, где Р=АС, монополия не безубыточная, но и не получает прибыль. 4. Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков. Асимметричная информация. Модель “рынка лимонов” Акерлофа.Не всегда информацией обладают обе стороны сделки. Такая информация называется неполной или ассиметричной. Неполнота информации может быть вызвана следующими факторами: ресурсы, надежность, недостаток знаний, невозможность заполнять. «Рынок лимонов» — модель рынка, описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей с ассиметричной информацией, в результате которой нарушается принцип действия рыночного механизма, т.к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Пусть на рынке существует 2 вида товаров: автомобиль А высокого качества-персик, автомобиль В плохого качества – лимон.
Три варианта равновесия рынка: 1) информация полная и симметричная – качество известно и продавцу, и покупателю. Тогда появятся два самостоятельных рынка А и В. На одном цена в пределах 500-600, на другом 150-200. Все 200 авто будут проданы. 2) информация неполная, но симметричная – ни покупатель, ни продавец не имеют информации о качестве автомобиля, но знают, что половина авто высокого качества 50% - 0,5. Рпокуп = 600*0,5+200*0,5 = 400 Рпрод = 500*0,5+150*0,5=325 Цена на этом рынке будет 325-400 $. Будет продано все 200 авто. Общее благосостояние не снизится. 3) информация неполная и ассиметричная – продавец знает о качестве товара, а покупатель нет. Максимальная цена покупателя = 400, но продавец не захочет продавать за 400 товар высокого качества. Таким образом, он постарается продать низкое качество за 400. Лимон вытесняет персик. Как решается проблема рынка лимонов: 1) репутация – фирмы, которые всерьез и надолго остаются на рынке не буду продавать товар низкого качества, потому что дорожат репутацией (минус – фирмы-подделки) 2) гарантия - гарантия бывает полная и неполная; полная иногда ведет к асимметричности информации со стороны покупателя (минус – неполная гарантия) 3) расточительность расходов – расходы фирмы должны быть настолько велики, что фирма не может покрыть из текущей выручки за короткий период времени (реклама) 4) низкая входная цена товар - продавец товара высокого качества назначает цену, равную средним издержкам товара низкого качества 5) государственная поддержка: стандарты (ГОСТ), сертификат на продукцию, контроль рекламы, регулирует цены (н-р, устанавливает миним. цену на товар. исключение: серый сектор экономики – ларьки) studfiles.net Естественная монополия, её характеристикаМинистерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный индустриальный университет Кафедра основ экономической теории Реферат по теме “Естественная монополия” Выполнил: ст. гр. ЭЭТВ-101 Волошенко Д.А. Проверила: ст. препод. Михайлова Т.А. г. Новокузнецк 2010г Содержание. Введение………………………………………………………………………….....3 Понятие «Естественная Монополия»………………………….………………...4 Государственное регулирование естественных монополий…………………..7 Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………………………………..11 Заключение………………………………………………………………………. 15 Список литературы………………………………………………………………16 Введение. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью. Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимотсти от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и др. Поэтому постоянное иследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики. Понятие «Естественная монополия». Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополист, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. В зависимости от причин и обстоятельств, в силу которых та или иная фирма или группа фирм оказывается в положении монополиста, можно выделить три вида монополии: закрытая, естественная и открытая[6]. В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.). Естественная (или полная) монополия возникает тогда, когда минимум издержек, может быть, достигнут, только если одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимально эффективный объем производства равен объему рыночного спроса (или даже превышает его) по цене достаточной для покрытия затрат. В этом случае разделение рынка между несколькими фирмами приведет к тому, что размеры производства каждой фирмы будут неэффективно малы (например, как, если бы в Москве было несколько метрополитенов). К естественным монополиям примыкают и монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.[4,гл. 10] Примеры: коммунальное хозяйство, электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи. Другими словами, Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них, в меньшей степени зависит от изменения цены , чем спрос на другие виды товаров.[3, ст. 3] Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Как уже было отмечено выше, естественная монополия существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.[4, гл. 10] Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.[6] Правовое понимание естественных монополий предполагает обязательное выявление особенностей субъектного состава участников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений представляет субъект естественных монополий, – хозяйствующий субъект , занятый производством и реализацией товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих субъектов могут быть только юридические лица. Граждане – индивидуальные предприниматели таким правом не располагают. Юридические лица в статусе хозяйствующих субъектов делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Вторая сторона участников общественных отношений в сфере естественных монополий – потребитель . Им может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и реализуемый субъектом естественной монополии.[3, ст. 3] Таким образом, в сферах естественных монополий прямо функционируют два лица: субъекты естественных монополий и потребители. Назначение государственно-прававого регулирования – соблюдать и уравновешивать баланс их интересов. Государственное регулирование естественных монополий. Для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Задачи органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, существенно отличаются от задач антимонопольных органов при применении Закона о конкуренции. Важнейшая задача антимонопольных органов поощрять и развивать конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики. Органы по регулированию деятельности субъектов естественных монополий обладают следующими полномочиями: · полномочия, связанные с прямым регулированием деятельности субъектов естественных монополий; · полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: 1)Ценовое регулирование . Оно осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии. 2)Определение потребителей , подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Эти товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Поэтому вмешательство государства вызвано необходимостью защитить интересы всех потребителей, а также обеспечить безопасность государства и охрану природы и культурных ценностей.[3, ст. 6] Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание: mirznanii.com Правовая характеристика естественной монополииПонятие и правовая характеристика естественной монополииЕстественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путём ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования. Снижение издержек производства в этих сферах связано именно с увеличением количества производимого товара, поэтому деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной. Вместе с тем не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. «и», «ж» ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ). Детальному правовому регулированию подвержены федеральные естественные монополии. Правовые основы функционирования субъектов таких монополий закреплены в Законе о естественных монополиях и ряде иных законодательных актов. Среди них: 1. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» 2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» 4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» 5. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» 6. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Раскрывая законодательное обеспечение функционирования естественных монополий, следует также указать нормы ГК РФ (ст. 424, 426, 539-548). Кроме того, субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные Законом о конкуренции. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.
Предыдущие статьи: Следующие статьи: allstatepravo.ru Естественная монополия ВикипедияМонопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Факторы монополизацииПричины возникновения монополий:
Виды монополий
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынкеРавновесие фирмы чистой монополии в краткосрочном периодеФирма-монополист, для того чтобы максимизировать прибыль устанавливает для себя оптимальный объём производства. Для этого использует те же способы, что и в совершенной конкуренции, т.е сопоставляет общие доходы и издержки (TR и TC) и предельные доходы и издержки (MR и MC). В то же время использование второго метода имеет свои особенности. В отличие от совершенного конкурента у фирмы монополиста динамика спроса на продукцию фирмы совпадает с динамикой спроса на продукцию отрасли. Из-за того, что разное количество продукции фирма будет продавать по разным ценам, то предельный доход не будет постоянной величиной. По мере увеличения объёма продаж он будет снижаться. Знания о динамике изменения спроса дают возможность изменения динамики MR. Если фирма не будет практиковать дискриминацию цен, то увеличение объёма продаж будет сопровождаться снижением цен и сокращении MR более быстрыми темпами, чем снижение цены.[источник не указан 1556 дней] Равновесие фирмы чистой монополии в долгосрочном периодеС учётом факторов монополизации, в большинстве случаев монополия защищена от конкуренции, и в долгосрочном периоде её поведение не будет отличаться от краткосрочного. Однако для ситуации с естественной и открытой монополией могут появляться дополнительные обстоятельства, приводящие к изменению поведения фирмы. Особенностью естественных монополий являются высокие AC. При этом достижение ACmin не имеет для фирмы экономического смысла, т.к она при этом не будет получать прибыль, либо будет нести убытки. Поэтому оптимальный объём фирмы будет выбираться в диапазоне, когда присутствует прибыль. Для открытой монополии существует опасность вхождения на рынок новых фирм. Для того, чтобы этого не произошло, первая вошедшая фирма создает на рынке условия схожие с условиями естественных монополий (т.е устанавливает цену ниже оптимального, обеспечивая низкую окупаемость затрат).[источник не указан 1556 дней] Монополии и эффективностьВ целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов — «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. То есть по факту провоцируется ещё и дефицит производимого товара. Кроме несправедливого распределения дохода, монополии и другими способами способствуют снижению экономической эффективности, не используют всех доступных производственных ресурсов, не так активно как конкурирующие с другими фирмы снижают производственные издержки и не стремятся использовать достижения научно-технического прогресса. Регулирование монополийВ каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке. По сравнению с другими видами естественные монополии регулировать сложнее всего. Тогда возникает вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление цен или доходности. Также применяется контроль отношений собственности — выясняются конкретные бенефицианты и лица, принимающие решения о деятельности монополии. Первым шагом является выявление видов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующим шагом является проверка обоснованности затрат и цен. После проверки обоснованности затрат и цен и их утверждения государством дальнейшие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться только после проверки антимонопольными органами. Для более эффективного регулирования естественных монополий государство их национализирует. В этом случае наблюдается проблема закрытости информации в деятельности монополий. Монополия в главном направлении современной экономической теорииПо мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества — «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss). По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность). Ценами Рамсея называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам[2]. В этом случае цены будут выше рыночных, но потери общества от монополии будут минимальны. Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения. См. такжеПримечанияЛитератураwikiredia.ru |