Eng Ru
Отправить письмо

Что обойдется дороже: дешевый газ или дефицит нефти? Газ или нефть что дороже


дешевый газ или дефицит нефти?

Секвестр нефтяных поставок почти на 40% может оказаться для официального Минска дороже «дешевого» газа.

Жесткая реакция Кремля в ответ на снижение Беларусью платежей за газ – объявленный секвестр нефтяных поставок почти на 40% – может оказаться для официального Минска дороже «дешевого» газа, если в ближайшее время сторонам не удастся найти компромисс. Глава Минэнерго РФ Александр Новак 20 июля озвучил величину белорусского газового долга – USD 270 млн. А сколько может потерять Беларусь из-за снижения объемов поставок нефти?

Действенный рычаг Кремля

Нефтяной ультиматум Кремля означает, что в соответствии с графиком поставок российской нефти на белорусские НПЗ в III квартале 2016 г., который утвердило Минэнерго РФ, Беларусь получит на 2,25 млн тонн нефти меньше, чем она планировала. Для справки: в I квартале 2016 года белорусские НПЗ переработали 5,8 млн тонн нефти (+2,4% к уровню аналогичного периода прошлого года). Очевидно, что резкое сокращение поставок российской нефти – почти на 40% по сравнению с предыдущим кварталом – грозит Беларуси большими финансовыми потерями.

Российские эксперты подсчитали, что снижение поставок российской нефти в Беларусь на 2,25 млн тонн в июле-сентябре 2016 г. при текущей экспортной пошлине принесут бюджету РФ дополнительно около USD 200 млн. Соответственно на эту сумму белорусский бюджет недосчитается экспортных пошлин на нефтепродукты. Но это – лишь вершина айсберга. Полные потери для белорусской экономики просчитать сложно, поскольку подобная ситуация станет стрессом для белорусских НПЗ. Если газо-нефтяной спор не удастся решить в III квартале, то финансовые потери Беларуси возрастут еще в большей степени.

Это означает, что в белорусском бюджете образуется «дыра» из-за недопоступлений экспортных пошлин на нефтепродукты, которые правительство уже распределило в счет оплаты внешнего долга. В этом году из-за неблагоприятной нефтяной конъюнктуры  госказна уже несет потери по данной позиции: в I квартале Беларусь получила всего порядка USD 125 млн при годовом плане в USD1 млрд. (Такой объем экспортных пошлин на нефтепродукты запланирован с учетом средней цены на нефть около USD 32 за баррель). Отметим, что в 2015 г. Беларусь получила в свой бюджет около USD1,1 млрд экспортных пошлин на нефтепродукты (по итогам прошлого года средняя цена нефти для Беларуси сложилась на уровне USD51 за баррель).

О том, насколько для правительства важно сохранить запланированный объем экспортных пошлин на нефтепродукты, свидетельствует следующий факт. Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 1 февраля 2016 г. потребовал от нефтяников отказаться от экспорта мазута в виду его убыточности и поручил подведомственным Министерству энергетики предприятиям использовать мазут в качестве альтернативного топлива – взамен дорогому природному газу. Однако этой инициативе воспротивился Минфин, аргументируя свою позицию тем, что из-за запрета экспорта мазута бюджет лишится необходимых экспортных пошлин. В результате приказ В. Семашко был заблокирован.

Следует также отметить, что благодаря тому, что цена на российскую нефть для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 27,6%  по сравнению с таким же периодом 2015 г. – до USD199,6 за тонну, Беларусь снизила затраты на импорт российской нефти на 26,6% или на USD696,094 млн – до USD1,921 млрд. При этом Беларусь увеличила импорт российской нефти на 1,4% до 9,626 млн тонн.

Газ: Беларусь установила свои «расчетные» цены

Согласно официальным статданным, контрактная цена на российский газ для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до USD137 за 1 тыс. кубометров. В этот период благодаря теплой зиме и экономическому кризису Беларусь снизила закупки природного газа в России на 2,6% до 8,101 млрд куб. м., а затраты – на 6,5%, или на USD77,212 млн по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до USD1,107 млрд.

Но, как известно, Беларусь с начала года по контрактным ценам за газ не платит (белорусская сторона заявила, что вправе платить за российский газ на основе принципа равной доходности с ценой экспорта в Европу – в этом случае цена получается ниже). Генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский 21 июля сообщил журналистам, что до завершения газовых переговоров с РФ белорусская сторона будет оплачивать российский газ «по внутренним расчетным ценам». По его словам, стоимость российского газа для Беларуси на границе составляет USD133 за 1 тыс. кубометров без НДС, а с учетом наценки «Газпром трансгаз Беларусь» (компания поставляет газ на внутреннем рынке ГПО «Белтопгаз») – USD149,82 за 1 тыс. кубометров. «Цена установлена, но мы недоплачиваем», – отметил Л. Рудинский.

Нефте-газовый «пакетный» торг

Итак, Москва и Минск продолжают вести за кулисами напряженный «пакетный» торг по условиям поставки в Беларусь газа и нефти.

Что касается газа, то главный вопрос для Минска – его цена. Сейчас она формируется на основе специальной формулы: цена в Ямало-Ненецком АО (около USD36 за тыс. кубометров) плюс стоимость транспортировки до Беларуси (около USD90) и стоимость хранения газа в российских ПХГ (примерно USD6). Газета «Коммерсант» 21 июля написала, что Беларусь согласилась в ближайшее время погасить долг за поставки газа из РФ, но настаивает на том, чтобы в существующей формуле была снижена оплата транспортировки газа – до USD65,5 за тысячу кубометров, а также не учитывались расходы «Газпрома» на продажу газа и на хранение в ПХГ.

При этом белорусская сторона намерена решить газовый вопрос в стратегическом для себя ключе. Ранее партеры по ЕАЭС договорились о том, что уже с 2019 года заработает единый рынок электроэнергии. Между тем позиция белорусской стороны по этому вопросу остается жесткой: создать единый электроэнергетический рынок в рамках ЕАЭС невозможно, пока не будет создан единый рынок газа (а его создание отнесли на 2025 г.), ибо из-за более высоких цен на газ белорусская генерация электроэнергии окажется неконкурентоспособной на общем рынке. Для сравнения: сейчас тариф на газ в Смоленской области составляет около в USD 72 за 1 тыс. кубометров.

Поэтому белорусская сторона предлагает российским переговорщикам поставлять российский газ для белорусских электростанций уже с 2017 г. по более низкой цене. Если бы эти вопросы удалось решить, Минск, скорее всего, согласился бы на внесение изменений в межправительственное соглашение от 2011 г. о поставках газа, в котором идет речь о том, что страны Таможенного союза с 2015 г. должны перейти на равнодоходные цены на газ (сейчас это – основной аргумент белорусской стороны в газовом споре с РФ), и перенести это условие на 2025 г.

Но, судя по всему, союзникам не удастся договориться по всем газовым вопросам, если не будут решены спорные позиции по поставкам российской нефти в Беларусь.

Согласно информации «Коммерсанта», что стороны уже договорились, что отныне обратные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию, которые Минск обязан осуществлять в обмен на беспошлинные поставки российской нефти (в 2016 г. – 1 млн тонн автобензинов), должны осуществляться вне зависимости от того, выгодны ли такие поставки белорусской стороне. Сейчас такое условие прописано в межправительственном соглашении от 2007 г., но сомнительно, что белорусская сторона примет его без соответствующих уступок российской стороны.

Известно, что ранее Минску так и не удалось договориться по поводу снижения цены на нефть. Белорусская сторона считает высоким нынешний размер премии для российских нефтяных компаний, поставляющих нефть в Беларусь (размер премии зафиксирован в долларах). Поскольку мировая цена нефти упала за последнее время практически в 2 раза, белорусская сторона подготовила соответствующие расчеты, подтверждающие необходимость снижения премии поставщикам нефти. Однако убедить в этом российских нефтяников не удалось. Белорусские специалисты также указывают на высокую сернистость российской нефти, что усложняет процесс переработки и снижает доходы белорусских НПЗ – и это также следовало бы учесть в цене. Но и по этому вопросу компромиссное решение не было найдено.

В свою очередь российские компании предъявляют белорусской стороне претензии относительно высокой стоимости процессинга на белорусских НПЗ, из-за чего объемы давальческой нефти на «Нафтан» и Мозырский НПЗ в этом году упали до критического минимума – до 7% при возможной квоте до 50% от всего объема импортируемой из России нефти.

Татьяна Маненок, Наше мнение

thinktanks.by

Нефть обеспечивает России деньги, газ — влияние | Экономика | ИноСМИ

Большая часть природного газа, который потребляется в Чешской Республике, поступает из России. Обычно никто не беспокоится о том, что поставки этого энергоносителя могут прекратиться, однако лучше знать, как и почему газ поступает в Чехию. Об этом, а также о российской нефти рассказал на факультете социальных наук Университета им. Масарика Джеймс Хендерсон из Оксфордского института энергетических исследований.

Хендерсон приехал по приглашению Кафедры международных отношений и европейских исследований и ее специалистов по энергетической безопасности. Лучшего лектора выбрать было бы невозможно. Британский специалист анализирует российский нефтяной и газовый бизнес в течение последних двадцати лет. И нефть, и газ критически важны для восточного гиганта. Но по разным причинам. «Нефть приносит русским деньги и является самым главным источником их доходов. Газ, в свою очередь, важен как источник геополитического влияния, хотя и не приносит такого же большого дохода», — рассказал Хендерсон.

По его словам, торговля нефтью носит менее выраженный политический характер, потому что существует много нефтяных месторождений. Рынок нефти изменчив, либерализован и глобален, поэтому на него не так просто повлиять. «Россия настолько зависит от доходов от нефти, что не может себе позволить использовать этот энергоноситель как средство для продвижения своих интересов».

Несмотря на то, что нефть и газ — предмет торговли, как и любой другой товар, в этой торговле есть свои правила. В особенности если говорить о российских компаниях. Торговля нефтью и газом — это бизнес, тем не менее, для государства они настолько важны, что оно позволяет себе вмешиваться.

В России нефтью торгуют восемь крупных компаний: частные, подконтрольные государству или полностью ему принадлежащие. «Все тесно связаны с Кремлем — даже Лукойл, который является полностью частной компанией, не может проигнорировать те или иные пожелания Кремля. Если компании хотят получать лицензии и вообще работать без проблем в будущем, они должны учитывать официальную политику», — рассказал Хендерсон о специфике этого бизнеса.

Еще больше с политикой связана торговля газом, в которой главенствует гигант Газпром. В его руках 17% мировых запасов природного газа, и в России Газпром — это нечто вроде министерства газа. Компания занимает привилегированное положение и единственная из всех имеет право на экспорт.

Другие компании продают газ только отечественным потребителям. «Газпром функционирует как коммерческая компания, его сотрудники решают вопросы конкуренции и ценообразования. Но при этом Газпром мыслит как политическая организация, а все крупные стратегические решения принимает президент Путин», — отметил британский эксперт.

Чешским потребителям газа неизвестны названия первоначальных поставщиков газа, поскольку чешские домохозяйства газом обеспечивают местные посредники. Российского же гиганта можно заметить — кого-то это может даже удивить — на европейских футбольных стадионах. Фирма является официальным партнером самого престижного европейского футбольного турнира «Лига чемпионов». Кроме того, Газпром выступает спонсором клуба в отдельных футбольных лигах, например, «Шальке 04» из города Гельзенкирхен.Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер

The Telegraph UK01.06.2017U.S. News & World Report09.12.2013Limes12.10.2012

Так что российские (почти) государственные деньги буквально влияют на самый популярный европейский спорт. Должно ли это беспокоить Европу? Значит ли это что-то? По словам Хендерсона, это вызывает беспокойство, пусть и небольшое. «Газпром точно не продаст больше газа только потому, что спонсирует европейский футбол. Весьма вероятно, эта деятельность связана с тем, что представители топ-менеджмента просто любят футбол. Но, кроме того, я вижу здесь попытку преподнести себя как независимую компанию без связи с Кремлем, а возможно и доказать, что Россия — не большой злой медведь, которого нужно бояться».

Газпром на защите безопасности россиян

Еще более публично положение компании внутри России. Многое о нем можно понять, вспомнив осенний репортаж одного телеканала, который транслировал телефонный разговор Путина с главой Газпрома. Целью было заверить население, что наступающей зимой газ, а значит, и тепло в российских домах будет. Защита безопасности простых россиян — вот важная часть имиджа фирмы на отечественном рынке.

«Подобные жесты напоминают советскую эпоху, но удивляться тут нечему. В фирме по-прежнему есть те, кто работал там еще во времена распада Советского Союза, и некоторые вещи нисколько не поменялись. А задача у Газпрома все та же: он должен обеспечить газом 50% населения, прежде всего, тех, кто живет на периферии», — говорит Хендерсон, объясняя, почему подобные телефонные разговоры имеют смысл и производят на людей впечатление.

Связь с прошлой эпохой проявляется и в другом. Компания «Газпром» является символом коррупции, неэффективности и неспособности принимать серьезные стратегические решения, которые продвинули бы компанию вперед. Но никто не оказывает на Газпром давления, чтобы подобные решения принимались, потому что это могло бы поставить под угрозу ту ситуацию, которая Россию пока устраивает. Никто не хочет, чтобы нарушилось то чувство безопасности, которое всем дает Газпром. И никто не хочет рисковать и остаться мерзнуть у себя дома лютой русской зимой.

Россия занимает второе место после Ирана по запасам газа и является крупнейшим экспортером этого энергоносителя. Доходы от нефти и газа в современном российском бюджете составляют 36%. Так что их важность для настоящего и будущего страны очевидна.

Однако, по словам Джеймса Хендерсона, Россия рассчитывает, что спрос на эти энергоносители в ближайшие годы сохранится на нынешнем уровне. В России никто не хочет слышать о том, что, как пишет в своем прогнозе Международное энергетическое агентство (МЭА), потребление нефти и угля будет сокращаться, а потребление газа останется на прежнем уровне, и что, наоборот, возрастет спрос на возобновляемые источники энергии.

«Распространено мнение, что такие вещи, как планетарные климатические изменения, не столь важны, как о них говорят в остальной Европе. И тем сильнее может быть шок в случае, если люди начнут мыслить иначе и выберут другие источники энергии», — предостерег британец.

Но пока российская дискуссия об энергетике развивается в другом направлении. Россия укрепляет торговые отношения и экспорт с Китаем, а также размышляет, как максимально дешево добраться до недоступных прежде месторождений в Сибири и на больших морских глубинах.

inosmi.ru

Что обойдется дороже: дешевый газ или дефицит нефти?

Сколько может потерять Беларусь из-за снижения объемов поставок нефти?

Действенный рычаг Кремля

Нефтяной ультиматум Кремля означает, что в соответствии с графиком поставок российской нефти на белорусские НПЗ в III квартале 2016 г., который утвердило Минэнерго РФ, Беларусь получит на 2,25 млн тонн нефти меньше, чем она планировала. Для справки: в I квартале 2016 года белорусские НПЗ переработали 5,8 млн тонн нефти (+2,4% к уровню аналогичного периода прошлого года). Очевидно, что резкое сокращение поставок российской нефти – почти на 40% по сравнению с предыдущим кварталом – грозит Беларуси большими финансовыми потерями.

Российские эксперты подсчитали, что снижение поставок российской нефти в Беларусь на 2,25 млн тонн в июле-сентябре 2016 г. при текущей экспортной пошлине принесут бюджету РФ дополнительно около 200 млн долларов. Соответственно на эту сумму белорусский бюджет недосчитается экспортных пошлин на нефтепродукты. Но это – лишь вершина айсберга. Полные потери для белорусской экономики просчитать сложно, поскольку подобная ситуация станет стрессом для белорусских НПЗ. Если газо-нефтяной спор не удастся решить в III квартале, то финансовые потери Беларуси возрастут еще в большей степени.

Это означает, что в белорусском бюджете образуется «дыра» из-за недопоступлений экспортных пошлин на нефтепродукты, которые правительство уже распределило в счет оплаты внешнего долга. В этом году из-за неблагоприятной нефтяной конъюнктуры  госказна уже несет потери по данной позиции: в I квартале Беларусь получила всего порядка 125 млн долларов при годовом плане в 1 млрд долларов. (Такой объем экспортных пошлин на нефтепродукты запланирован с учетом средней цены на нефть около 32 долларов за баррель). Отметим, что в 2015 г. Беларусь получила в свой бюджет около 1,1 млрд долларов экспортных пошлин на нефтепродукты (по итогам прошлого года средняя цена нефти для Беларуси сложилась на уровне 51 доллар за баррель).

О том, насколько для правительства важно сохранить запланированный объем экспортных пошлин на нефтепродукты, свидетельствует следующий факт. Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 1 февраля 2016 г. потребовал от нефтяников отказаться от экспорта мазута в виду его убыточности и поручил подведомственным Министерству энергетики предприятиям использовать мазут в качестве альтернативного топлива – взамен дорогому природному газу. Однако этой инициативе воспротивился Минфин, аргументируя свою позицию тем, что из-за запрета экспорта мазута бюджет лишится необходимых экспортных пошлин. В результате приказ В. Семашко был заблокирован.

Следует также отметить, что благодаря тому, что цена на российскую нефть для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 27,6%  по сравнению с таким же периодом 2015 г. –  до 199,6 доллара за тонну, Беларусь снизила затраты на импорт российской нефти на 26,6% или на 696,094 млн долларов – до 1,921 млрд долларов. При этом Беларусь увеличила импорт российской нефти на 1,4% до 9,626 млн тонн.Газ: Беларусь установила свои «расчетные» цены

Согласно официальным статданным, контрактная цена на российский газ для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до 137 долларов за 1 тыс. кубометров. В этот период благодаря теплой зиме и экономическому кризису Беларусь снизила закупки природного газа в России на 2,6% до 8,101 млрд куб. м., а затраты – на 6,5%, или на 77,212 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до 1,107 млрд долларов.

Но, как известно, Беларусь с начала года по контрактным ценам за газ не платит (белорусская сторона заявила, что вправе платить за российский газ на основе принципа равной доходности с ценой экспорта в Европу – в этом случае цена получается ниже). Генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский 21 июля сообщил журналистам, что до завершения газовых переговоров с РФ белорусская сторона будет оплачивать российский газ «по внутренним расчетным ценам». По его словам, стоимость российского газа для Беларуси на границе составляет 133 доллара за 1 тыс. кубометров без НДС, а с учетом наценки «Газпром трансгаз Беларусь» (компания поставляет газ на внутреннем рынке ГПО «Белтопгаз») – 149,82 доллара за 1 тыс. кубометров. «Цена установлена, но мы недоплачиваем», – отметил Л. Рудинский.

Нефте-газовый «пакетный» торг

Итак, Москва и Минск продолжают вести за кулисами напряженный «пакетный» торг по условиям поставки в Беларусь газа и нефти.

Что касается газа, то главный вопрос для Минска – его цена. Сейчас она формируется на основе специальной формулы: цена в Ямало-Ненецком АО (около 36 долларов за тыс. кубометров) плюс стоимость транспортировки до Беларуси (около 90 долларов) и стоимость хранения газа в российских ПХГ (примерно 6 дол.). Газета «Коммерсант» 21 июля написала, что Беларусь согласилась в ближайшее время погасить долг за поставки газа из РФ, но настаивает на том, чтобы в существующей формуле была снижена оплата транспортировки газа – до 65,5 доллара за тысячу кубометров, а также не учитывались расходы «Газпрома» на продажу газа и на хранение в ПХГ.

При этом белорусская сторона намерена решить газовый вопрос в стратегическом для себя ключе. Ранее партеры по ЕАЭС договорились о том, что уже с 2019 года заработает единый рынок электроэнергии. Между тем позиция белорусской стороны по этому вопросу остается жесткой: создать единый электроэнергетический рынок в рамках ЕАЭС невозможно, пока не будет создан единый рынок газа (а его создание отнесли на 2025 г.), ибо из-за более высоких цен на газ белорусская генерация электроэнергии окажется неконкурентоспособной на общем рынке. Для сравнения: сейчас тариф на газ в Смоленской области составляет около в 72 долларов за 1 тыс. кубометров.

Поэтому белорусская сторона предлагает российским переговорщикам поставлять российский газ для белорусских электростанций уже с 2017 г. по более низкой цене. Если бы эти вопросы удалось решить, Минск, скорее всего, согласился бы на внесение изменений в межправительственное соглашение от 2011 г. о поставках газа, в котором идет речь о том, что страны Таможенного союза с 2015 г. должны перейти на равнодоходные цены на газ (сейчас это – основной аргумент белорусской стороны в газовом споре с РФ), и перенести это условие на 2025 г.

Но, судя по всему, союзникам не удастся договориться по всем газовым вопросам, если не будут решены спорные позиции по поставкам российской нефти в Беларусь.

Согласно информации «Коммерсанта», что стороны уже договорились, что отныне обратные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию, которые Минск обязан осуществлять в обмен на беспошлинные поставки российской нефти (в 2016 г. – 1 млн тонн автобензинов), должны осуществляться вне зависимости от того, выгодны ли такие поставки белорусской стороне. Сейчас такое условие прописано в межправительственном соглашении от 2007 г., но сомнительно, что белорусская сторона примет его без соответствующих уступок российской стороны.

Известно, что ранее Минску так и не удалось договориться по поводу снижения цены на нефть. Белорусская сторона считает высоким нынешний размер премии для российских нефтяных компаний, поставляющих нефть в Беларусь (размер премии зафиксирован в долларах). Поскольку мировая цена нефти упала за последнее время практически в 2 раза, белорусская сторона подготовила соответствующие расчеты, подтверждающие необходимость снижения премии поставщикам нефти. Однако убедить в этом российских нефтяников не удалось. Белорусские специалисты также указывают на высокую сернистость российской нефти, что усложняет процесс переработки и снижает доходы белорусских НПЗ – и это также следовало бы учесть в цене. Но и по этому вопросу компромиссное решение не было найдено.

В свою очередь российские компании предъявляют белорусской стороне претензии относительно высокой стоимости процессинга на белорусских НПЗ, из-за чего объемы давальческой нефти на «Нафтан» и Мозырский НПЗ в этом году упали до критического минимума – до 7% при возможной квоте до 50% от всего объема импортируемой из России нефти.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ex-press.by

«Газ или нефть -- вопрос очень тонкий»

Сегодня Вагит Алекперов собирается торжественно запустить первый газовый проект компании -- Находкинское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе. Совещание, посвященное презентации газовой стратегии компании, г-н Алекперов провел вчера в Когалыме (в связи с плохой погодой в Ямбурге) в присутствии губернатора ХМАО Александра Филиппенко, главы «Росэнерго» Сергея Оганесяна и руководителя Федерального агентства по недропользованию Анатолия Ледовских. Стратегию по развитию газового бизнеса, рассчитанную на десять лет, презентовал первый вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов. По его словам, выработка нефтяных ресурсов компании особенно в Западной Сибири заставила менеджмент по-другому взглянуть на газовую отрасль. И до 2014 года ЛУКОЙЛ планирует увеличить добычу природного газа почти в восемь раз и довести его долю в балансе компании до 33%. Сейчас ЛУКОЙЛ добывает около 7 млрд кубометров газа, из которых 4,5 млрд -- попутный нефтяной газ. Через десять лет должны быть достигнуты показатели 45,8 млрд и 8,5 млрд кубометров соответственно. Основной вклад в прирост добычи газа обеспечат пять месторождений Большехетской впадины, крупнейшим из которых является Находкинское. Суммарные запасы газа ЛУКОЙЛа составляют 1,1 трлн кубометров (для сравнения: запасы «Газпрома» -- 26 трлн кубометров). Из них 580 млрд приходится на Большехетскую впадину, 394 млрд -- на месторождения Каспия, остальные примерно 130 млрд -- на зарубежные проекты ЛУКОЙЛа (азербайджанский «Шах-Дениз», казахстанский «Карачаганак» и СРП в Узбекистане). Добыча газа ЛУКОЙЛа будет нарастать следующим образом. В 2008 году за счет вывода Находкинского месторождения на проектную мощность -- 10 млрд кубометров в год -- общая добыча компании составит 20 млрд кубометров. В этом году начнет поступать газ с крупного Хвалынского месторождения на шельфе Каспия. А в 2014 году Большехетская впадина выйдет на пик добычи -- 25,5 млрд кубометров, равно как и проект на российском секторе Каспия -- 14 млрд кубометров. Примерно столько же принесут зарубежные проекты ЛУКОЙЛа. На пресс-конференции после совещания г-н Алекперов оценил суммарные капитальные вложения в российские газовые проекты в 3,5 млрд долл. Из них до 2 млрд планируется потратить на Большехетскую впадину и 1,45 млрд -- на освоение Хвалынского месторождения. Правда, глава ЛУКОЙЛа оговорился, что эти суммы не включают возможные вложения в развитие газотранспортной структуры «Газпрома». О них придется договариваться с газовым монополистом отдельно, если, конечно, ЛУКОЙЛ сочтет перспективным самостоятельно продавать газ на внутреннем рынке. А это, скорее всего, произойдет тогда, когда будет либерализован рынок. Г-н Алекперов также пояснил согласованный с «Газпромом» механизм работы по продаже находкинского газа. До 2007 года монополия купит около 4,5 млрд газа по цене 22,5 долл. за тысячу кубометров, а оставшиеся 4 млрд кубометров ЛУКОЙЛ может либо также продать «Газпрому» по той же цене, либо самостоятельно найти потребителя и получить у «Газпрома» разрешение на транспортировку. После 2007 года компаниям придется найти новую форму сотрудничества. Между тем ЛУКОЙЛ уже построил газопровод от Большехетской впадины до магистрального газопровода «Газпрома» мощностью 30 млрд кубометров в год (инвестиции составили около 250 млн долларов). О том, что ЛУКОЙЛу предстоит решать вопрос выхода на рынок напрямую с «Газпромом», на совещании прозрачно намекнул г-н Оганесян. «Мы видим у ЛУКОЙЛа очень амбициозные планы по добыче газа, но нужно, чтобы этот газ был востребован рынком и имел возможность дойти до потребителя, -- заявил глава «Росэнерго». -- Газ или нефть -- вопрос очень тонкий и должен быть согласован с «Газпромом». Г-н Оганесян при этом похвалил г-на Алекперова за своевременное подписание соглашения о стратегическом партнерстве с газовой монополией (оно было заключено на прошлой неделе (см. «Время новостей» от 30 марта). Между тем ЛУКОЙЛ уже вчера заявил, что с тревогой смотрит на перспективу развития своего газового бизнеса после 2014 года. В этот период у компании начнется падение добычи газа и на Каспии, и на месторождениях Большехетской впадины. «Я не вижу перспектив у развития газового бизнеса в ЯНАО без получения новых лицензий, -- сообщил г-н Алекперов. -- Сейчас мы пытаемся продемонстрировать, что способны реализовывать на высоком уровне сложные газовые проекты, в том числе и на полуострове Ямал».

vspro.info

Что обойдется дороже: дешевый газ или дефицит нефти? | Анализ

26 июля 2016, 0:06

Жесткая реакция Кремля в ответ на снижение Беларусью платежей за газ – объявленный секвестр нефтяных поставок почти на 40% – может оказаться для официального Минска дороже «дешевого» газа, если в ближайшее время сторонам не удастся найти компромисс. Глава Минэнерго РФ Александр Новак 20 июля  озвучил величину белорусского газового долга – USD 270 млн. А сколько может потерять Беларусь из-за снижения объемов поставок нефти?

Действенный рычаг Кремля

Нефтяной ультиматум Кремля означает, что в соответствии с графиком поставок российской нефти на белорусские НПЗ в III квартале 2016 г., который утвердило Минэнерго РФ, Беларусь получит на 2,25 млн тонн нефти меньше, чем она планировала. Для справки: в I квартале 2016 года белорусские НПЗ переработали 5,8 млн тонн нефти (+2,4% к уровню аналогичного периода прошлого года). Очевидно, что резкое сокращение поставок российской нефти – почти на 40% по сравнению с предыдущим кварталом – грозит Беларуси большими финансовыми потерями.

Российские эксперты подсчитали, что снижение поставок российской нефти в Беларусь на 2,25 млн тонн в июле-сентябре 2016 г. при текущей экспортной пошлине принесут бюджету РФ дополнительно около USD 200 млн. Соответственно на эту сумму белорусский бюджет недосчитается экспортных пошлин на нефтепродукты. Но это – лишь вершина айсберга. Полные потери для белорусской экономики просчитать сложно, поскольку подобная ситуация станет стрессом для белорусских НПЗ. Если газо-нефтяной спор не удастся решить в III квартале, то финансовые потери Беларуси возрастут еще в большей степени.

Это означает, что в белорусском бюджете образуется «дыра» из-за недопоступлений экспортных пошлин на нефтепродукты, которые правительство уже распределило в счет оплаты внешнего долга. В этом году из-за неблагоприятной нефтяной конъюнктуры  госказна уже несет потери по данной позиции: в I квартале Беларусь получила всего порядка USD 125 млн при годовом плане в USD1 млрд. (Такой объем экспортных пошлин на нефтепродукты запланирован с учетом средней цены на нефть около USD 32 за баррель). Отметим, что в 2015 г. Беларусь получила в свой бюджет около USD1,1 млрд экспортных пошлин на нефтепродукты (по итогам прошлого года средняя цена нефти для Беларуси сложилась на уровне USD51 за баррель).

О том, насколько для правительства важно сохранить запланированный объем экспортных пошлин на нефтепродукты, свидетельствует следующий факт. Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 1 февраля 2016 г. потребовал от нефтяников отказаться от экспорта мазута в виду его убыточности и поручил подведомственным Министерству энергетики предприятиям использовать мазут в качестве альтернативного топлива – взамен дорогому природному газу. Однако этой инициативе воспротивился Минфин, аргументируя свою позицию тем, что из-за запрета экспорта мазута бюджет лишится необходимых экспортных пошлин. В результате приказ В. Семашко был заблокирован.

Следует также отметить, что благодаря тому, что цена на российскую нефть для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 27,6%  по сравнению с таким же периодом 2015 г. – до USD199,6 за тонну, Беларусь снизила затраты на импорт российской нефти на 26,6% или на USD696,094 млн – до USD1,921 млрд. При этом Беларусь увеличила импорт российской нефти на 1,4% до 9,626 млн тонн.

Газ: Беларусь установила свои «расчетные» цены

Согласно официальным статданным, контрактная цена на российский газ для Беларуси в январе-мае 2016 г. снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до USD137 за 1 тыс. кубометров. В этот период благодаря теплой зиме и экономическому кризису Беларусь снизила закупки природного газа в России на 2,6% до 8,101 млрд куб. м., а затраты – на 6,5%, или на USD77,212 млн по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – до USD1,107 млрд.

Но, как известно, Беларусь с начала года по контрактным ценам за газ не платит (белорусская сторона заявила, что вправе платить за российский газ на основе принципа равной доходности с ценой экспорта в Европу – в этом случае цена получается ниже). Генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский 21 июля сообщил журналистам, что до завершения газовых переговоров с РФ белорусская сторона будет оплачивать российский газ «по внутренним расчетным ценам». По его словам, стоимость российского газа для Беларуси на границе составляет USD133 за 1 тыс. кубометров без НДС, а с учетом наценки «Газпром трансгаз Беларусь» (компания поставляет газ на внутреннем рынке ГПО «Белтопгаз») – USD149,82 за 1 тыс. кубометров. «Цена установлена, но мы недоплачиваем», – отметил Л. Рудинский.

Нефте-газовый «пакетный» торг

Итак, Москва и Минск продолжают вести за кулисами напряженный «пакетный» торг по условиям поставки в Беларусь газа и нефти.

Что касается газа, то главный вопрос для Минска – его цена. Сейчас она формируется на основе специальной формулы: цена в Ямало-Ненецком АО (около USD36 за тыс. кубометров) плюс стоимость транспортировки до Беларуси (около USD90) и стоимость хранения газа в российских ПХГ (примерно USD6). Газета «Коммерсант» 21 июля написала, что Беларусь согласилась в ближайшее время погасить долг за поставки газа из РФ, но настаивает на том, чтобы в существующей формуле была снижена оплата транспортировки газа – до USD65,5 за тысячу кубометров, а также не учитывались расходы «Газпрома» на продажу газа и на хранение в ПХГ.

При этом белорусская сторона намерена решить газовый вопрос в стратегическом для себя ключе. Ранее партеры по ЕАЭС договорились о том, что уже с 2019 года заработает единый рынок электроэнергии. Между тем позиция белорусской стороны по этому вопросу остается жесткой: создать единый электроэнергетический рынок в рамках ЕАЭС невозможно, пока не будет создан единый рынок газа (а его создание отнесли на 2025 г.), ибо из-за более высоких цен на газ белорусская генерация электроэнергии окажется неконкурентоспособной на общем рынке. Для сравнения: сейчас тариф на газ в Смоленской области составляет около в USD 72 за 1 тыс. кубометров.

Поэтому белорусская сторона предлагает российским переговорщикам поставлять российский газ для белорусских электростанций уже с 2017 г. по более низкой цене. Если бы эти вопросы удалось решить, Минск, скорее всего, согласился бы на внесение изменений в межправительственное соглашение от 2011 г. о поставках газа, в котором идет речь о том, что страны Таможенного союза с 2015 г. должны перейти на равнодоходные цены на газ (сейчас это – основной аргумент белорусской стороны в газовом споре с РФ), и перенести это условие на 2025 г.

Но, судя по всему, союзникам не удастся договориться по всем газовым вопросам, если не будут решены спорные позиции по поставкам российской нефти в Беларусь.

Согласно информации «Коммерсанта», что стороны уже договорились, что отныне обратные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию, которые Минск обязан осуществлять в обмен на беспошлинные поставки российской нефти (в 2016 г. – 1 млн тонн автобензинов), должны осуществляться вне зависимости от того, выгодны ли такие поставки белорусской стороне. Сейчас такое условие прописано в межправительственном соглашении от 2007 г., но сомнительно, что белорусская сторона примет его без соответствующих уступок российской стороны.

Известно, что ранее Минску так и не удалось договориться по поводу снижения цены на нефть. Белорусская сторона считает высоким нынешний размер премии для российских нефтяных компаний, поставляющих нефть в Беларусь (размер премии зафиксирован в долларах). Поскольку мировая цена нефти упала за последнее время практически в 2 раза, белорусская сторона подготовила соответствующие расчеты, подтверждающие необходимость снижения премии поставщикам нефти. Однако убедить в этом российских нефтяников не удалось. Белорусские специалисты также указывают на высокую сернистость российской нефти, что усложняет процесс переработки и снижает доходы белорусских НПЗ – и это также следовало бы учесть в цене. Но и по этому вопросу компромиссное решение не было найдено.

В свою очередь российские компании предъявляют белорусской стороне претензии относительно высокой стоимости процессинга на белорусских НПЗ, из-за чего объемы давальческой нефти на «Нафтан» и Мозырский НПЗ в этом году упали до критического минимума – до 7% при возможной квоте до 50% от всего объема импортируемой из России нефти.

nmnby.eu

Природный газ

Природный газПриродный газ – один из главных видов топлива, после нефти. Его основной «плюс» заключается в том, то это вещество является экологически чистым. А это очень важно, особенно в наше время, когда остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. При сгорании газ не оставляет золы и не образует дыма, поэтому для обогрева помещения его используют даже чаще, чем каменный уголь.

Почему газ лучше нефти?

На нашей планете очень большой запас природного газа. Сегодня его используют не только в качестве топлива. Он нашёл широкое применение в быту, его применяют также в химической промышленности. Помимо того, что при сжигании газ не образует копоти и других вредных веществ, его преимуществами, по сравнению с другими видами топлива, являются простота розжига и удобство контроля процесса сжигания.

Существует и другой вид горючего газа, который люди научились производить в конце 17 века. Его назвали искусственным. Первоначально его использовали для освещения помещений и улиц, так что иногда его называют также «светильным газом».

Природные газы можно разделить на группы:

Добываемые из месторождений, в которых кроме газа ничего больше нет. В них не бывает примесей других веществ.  Добываемые из скважин вместе с нефтью. В таких газах присутствуют пары бензина и пропан. Добываемые из конденсатных месторождений. В этом случае в газе есть другие вещества, которые называются конденсатом.

Из чего состоит газ?Природный газ, по большей части, состоит из газообразного вещества - метана. Кроме того, в его состав входят другие газы: этан, пропан, бутан. Количество этих веществ в составе природного газа зависит от места, где его добывают.

Современную жизнь трудно представить без использования природного газа. Благодаря тому, что он является экологически чистым веществом, его в качестве источника энергии применяют чаще, чем другие средства. А богатые месторождения позволяют нам пользоваться этим ресурсом на протяжении большого отрезка времени.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Нефть или природный газ | Портал химической промышленности

gazoprovod_dobichaСостав нефти и газа «похожи» друг на друга по составу. Оба содержат компоненты углерода, водорода и кислорода в разном процентном соотношении, а так примеси. И нефть, и газ относят к одному классу горных пород.

К этому же классу относятся сланцы и торф. Уголь подразделяется на каменный, бурый и антрацит. Антрацит — это самый лучший сорт угля, самый «чистый», он содержать девяносто четыре процента углерода, а остальные шесть включают в себя водород, кислород и примеси.

Нефть по химическому составу — это очень сложная цепочка углеводородов. С химической точки зрения нефть делят на две группы: тяжелую нефть и легкую нефть. Легкая нефть отличается от тяжелой тем, что содержит в себе углерода на 2 процента меньше, следовательно, доля водорода и кислорода увеличена.

Природный газ по своему составу является «ближайшим» соседом нефти, как уже было рассмотрено выше. Примерно 95 процентов объема составляет метан, далее по нисходящей «идут» пропан и этан, потом бутан и прочие алканы.

Применения природного газа началась еще в древние времена. На востоке Азии есть места, где природный газ выходит на поверхность «самостоятельно». Вокруг такого «вечного огня» строились храмы.

Позже люди бурили колодцы и таким путем получали газ. В течение большого периода времени люди относились к таким «подаркам» природы с благодарностью. Лишь в девятнадцатом веке природный газ начали использовать как технологическое топливо. Например, в Дагестане на месторождении природного газа открылось стекольное производство.

Спустя еще немного времени газ стали использовать как топливо для поддержания городского освещения, затем для поддержания тепла в домах и приготовления еды. Хотя на протяжении ста лет для этих целей использовали искусственный газ, полученный при сжигании твердого топлива.

А природный газ всерьез разрабатывать начали только в двадцатых годах двадцатого века. С тех пор газовая промышленность начала масштабно подниматься. Но грянула вторая мировая война, которая притормозила развитие газовой отрасли.

Правда, в тысяча девятьсот сорок четвертом году начались первые работы по прокладке газопровода. Медленно, но верно газ вытесняет нефть и уголь с позиции энергоносителя номер один для промышленности и бытовых нужд.

Многие страны постепенно увеличивают долю газа в своем топливно-энергетическом секторе. В первую очередь это касается Америки и России.

l4g.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта