Eng Ru
Отправить письмо

Квота на дымы Киотский договор: "за" и "против". Киотский договор


Киотские соглашения Википедия

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов[1].

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Западная Сахара

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

11 апреля 2002 г. председатель Правительства РФ М.М. Касьянов поручил главе Министерства экономического развития РФ А.Л. Кудрину подготовить проект плана мероприятий по ратификации Киотского протокола, также было решено привлечь к разработке плана экспертов из Российской академии наук. 17 мая 2002 г. зам. председателя Правительства РФ В.Б. Христенко обратился к вице-президенту РАН Н.П. Лаверову с просьбой подготовить предложения по принятию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. К обсуждению подключились эксперты Института географии, директор института В.М. Котляков и зам. директора Н.Ф. Глазовский готовили проект национального доклада по проблеме Киотского протокола, который представили на согласование Н.П. Лаверову. 29 января 2004 г. президент РАН Ю.С. Осипов отдал распоряжение о создании совета-семинара «Возможности предотвращения изменения климата и его негативных последствий. Проблема Киотского протокола». Главой совета-семинара был назначен Ю.А. Израэль, администрацию президента России представлял А.Н. Илларионов [5].

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[6]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 2593 дня]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[7]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объём сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[6][8]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[6]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[9]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[10].

27 сентября 2015 года на саммите Глобального развития в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о перевыполнении Россией своих обязательств по Киотскому протоколу, приводя данные об уменьшении выбросов от энергетического сектора в России за последние 20 лет на 37 %.[11]

Критика

Российская академия наук в ответ на просьбу российских властей выразить свое мнение в отношении Киотского протокола в 2004 году дала ответ за подписью Юрия Осипова, в котором высказывалась следующая позиция[12]:

  • «Киотский протокол не имеет научного обоснования»;
  • «Киотский протокол неэффективен для достижения окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата, как она изложена в статье 2 („стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему“»;
  • «Ратификация Протокола в условиях наличия устойчивой связи между эмиссией CO2 и экономическим ростом, базирующемся на углеродном топливе, означает существенное юридическое ограничение темпов роста российского ВВП».

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Киотское соглашение - ошибка или возможности? / Экоблог / Publicatom

фото REUTERS/ Fadi Al-Assaad

1 января 2013 года начнет свое действие второй период Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. О своем окончательном решении отказаться от участия в Киотском протоколе, на Конференции ООН по климату в Дохе заявил специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий.  Кроме России, не будут ратифицировать продолжение Киотских договоренностей Япония и Новая Зеландия, а также Канада, которая в 2011 году уже успела официально выйти из соглашения.

Однако российские власти заявили, что разрыва в действиях по  сокращению выбросов парниковых газов не будет, и согласно взятым ранее обязательствам, Россия снизит выбросы до 25% к 2020 году.   В качестве международного закона, Киотский протокол вступил в силу спустя восемь лет после его принятия, когда в 2005 году его одобрил российский парламент. Действие Киотского протокола изначально было ограничено двумя условиями: во-первых, обязательной ратификацией парламентами как минимум 55 стран. Этот рубеж международное сообщество преодолело в 2002 году, после присоединения Исландии. Однако в этом же году, из соглашения вышли США, создав проблему с выполнением второго условия: суммарный выброс СО2 ратифицировавших его стран должен быть не менее 55% от общего количества. Без США, крупнейшего эмитента парниковых газов, общий объем выбросов составил менее 44%. Именно поэтому, ратификация Киотского протокола Россией, занимавшей на тот момент третье место по объему выбросов парниковых газов после США и Китая, кардинальным образом повлияло на судьбу международного соглашения. А вернее, вообще сделало его существование возможным. 

Киотский протокол — это в первую очередь конкретные количественные обязательства по ограничению антропогенных (то есть возникающих в результате деятельности человека) парниковых выбросов. Индустриальные страны должны были сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008 — 2012 годах по сравнению с 1990 годом. Кроме того, Протокол предполагал торговлю квотами — возможность продавать или приобретать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках.

Суть разрешенной Протоколом торговли вкратце такова: страны-участники Киотского протокола обязаны придерживаться определенного уровня выбросов парниковых газов (зафиксированного в Протоколе). Если же какое-то государство, не смотря на прилагаемые усилия (перечень которых также зафиксирован в Протоколе), не в силах сократить выбросы, оно может приобрести недостающие квоты у другой страны, не использующей в полном объеме свои квоты.  

В этом смысле, Россия имела весьма заманчивые перспективы. Согласно Протоколу, уровень выбросов для нашей страны к 2012 году не должен был превысить уровень 1990 года. Однако, «благодаря» экономическому кризису 90-х, к 2010 г. их уровень оказался на 35% ниже, чем 20 лет назад (данные ООН). До 2000 года выбросы уменьшались, и начали расти только в последние 10 лет, но темп роста не превысил 1% в год при росте ВВП на 7-8%. Таким образом, как посчитали в Минэкономразвития, Россия сэкономила порядка 6 млрд. т эквивалента СО2 из своей квоты. Если исходить из цены в 5 евро за тонну эквивалента, стоимость ресурса — 30 млрд. евро. Однако реальный экономический эффект сильно отличается от этой красивой цифры.

Дело в том, что согласно тому же Протоколу, продать накопленные квоты можно лишь в том случае, если они являются результатом целенаправленных действий по ограничению и сокращению выбросов. А не экономического спада или других случайных обстоятельств. В этих условиях, торговля происходит по довольно сложной, долгой и утяжеленной российскими бюрократическими традициями схеме, так называемых «проектах совместного осуществления». «К примеру, российская компания инвестирует в проект прекращение сжигания газа в факелах. Потом проводится аудиторская проверка, которая подтверждает этот факт, и аудитор считает, насколько сократились выбросы СО2. Далее идет процедура выпуска сертификата на это количество снижения выбросов в атмосферу. В России выпуск сертификатов контролирует Сбербанк. Затем эти сертификаты продаются иностранным компаниям, а вырученные деньги достаются российским фирмам», – рассказывает координатор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин. Чтобы выйти на рынок, нужно утвердить проект сокращения выбросов в Минэкономразвития, оператором углеродных единиц был назначен Сбербанк — фактически он выступает посредником между российскими компаниями и иностранными покупателями. Общая квота для российских компаний — 300 млн. т, такой лимит установлен правительством. По данным «Деловой России», на осень 2012 года было утверждено 108 проектов на 311 млн. т, поступило заявок почти на 400 млн. т. По оценкам руководителя дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка Всеволода Гаврилова, компаниям удалось выручить около $600 млн. за проданные углеродные единицы.

До последнего момента не было четкой определенности по вопросу участия России во втором этапе Киотских соглашений. Сообщения в прессе на этот счет были весьма противоречивы, высказывались разные мнения по поводу эффективности Протокола. Сторонники Киото-2 настаивали на том, что выход России из договоренностей означает отказ от значительных «зеленых» инвестиций, которые могли быть направлены на реализацию экологических программ в промышленности. Противники утверждали, что изначально от участия России ожидали скорее политические, чем экономические выгоды. А основная сторона, заинтересованная во вступлении России в Киотский протокол – Евросоюз – так и не выполнила взятых на себя обязательств. В числе которых, называют и безвизовый въезд для россиян, и многое другое. По словам Андрея Бедрицкого, неоднократно высказывавшего сомнения в целесообразности участия в Протоколе: «Есть интересы политические, глобальные, а есть интересы групповые, это интересы не промышленности, а нескольких, будем так говорить, компаний, их даже не десятки. Они питают иллюзии, что во втором периоде Киотского протокола они так же будут на европейском рынке продавать квоты и делать проекты. Но это иллюзии, Евросоюз не заинтересован в этой деятельности с нами», — подчеркнул советник президента.

Существует мнение, что Протокол потерял значительную часть своего смысла, коль скоро в нем отсутствуют крупнейшие «поставщики» парниковых газов: США, Китай, Бразилия, Индия, Япония.  Американцы, кстати, вообще отказались от принятой Протоколом концепции о влиянии антропогенной деятельности на изменение климата на земле, считая, что любые колебания температуры происходят в результате естественных процессов.

Другая позиция у Китая, Бразилии и Индии. Входившие на момент подписание первого Киотского протокола в число развивающихся стран, и поэтому избавленные от необходимости подписывать документ, сегодня эти государства вырвались в лидеры. Причем как с точки зрения развития экономики, так и по количеству парниковых выбросов. Однако желания стать участниками второго Протокола  они не проявляют: ведь страны Европы и Северной Америки в период своего бурного роста также не брали на себя никаких экологических ограничений.  

Одним словом, если оценка решения о выходе России из Киотского протокола не кажется однозначной, то наличие у самого Протокола большого количества проблем не подвергается сомнению. В конце 2011 года на конференции ООН в ЮАР было принято решение о необходимости создания нового международного соглашения по вопросам изменения климата. Текст соглашения планируется разработать к 2015 году, а к 2020, новое соглашение уже должно начать свою работу, став приемником Киотского протокола. Россия намерена принять самое активное участие в переговорах  новому соглашению. 

при использовании материалов РИА Новости, ВЗГЛЯД,  ВЕДОМОСТИ

publicatom.ru

Киотский протокол Википедия

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов[1].

Детали соглашения[ | код]

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства[ | код]

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости[ | код]

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

ru-wiki.ru

Содержание

Введение................................................................................................

3

Глава 1. Официальные документы по проблемам глобального изменения климата..............................................................................

5

  1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата.................

  2. Киотский протокол .....................................................................

5

10

Глава 2. Сложности ратификационного процесса............................

14

Глава 3. Киотский протокол, наконец, стал реальностью...............

20

Заключение...........................................................................................

24

Список литературы...............................................................................

26

Введение

Не секрет, что парниковый эффект (стремительный рост концентрации так называемых “парниковых” газов) ведет к значительному изменению климата планеты. По оценкам, средний уровень моря к 2100 г. повысится на 20–90 см. Кроме глобальных эффектов, таких как засуха в умеренных широтах, наводнения, сдвиг поясов уверенного земледелия, это может вызвать катастрофические последствия для стран с территориями на уровне моря (Австралия, Нидерланды, Япония, отдельные районы США и т. п.).

Все больший интерес общественности вызывает судьба уже принятых международных соглашений, касающихся использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Все больше людей отчетливо понимают, что от их соблюдения зависит будущее планеты. Одним из наиболее значимых договоров на этот счет остается Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) и важнейшее приложение к ней — Протокол, регламентирующий выбросы парниковых газов в атмосферу, подписанный представителями почти всех стран — членов ООН в японском городе Киото в 1997 году.

Страны Европейского Союза обязались сократить выбросы в среднем на 8% от уровня базисного 1990 г.

Для того чтобы он вступил в силу в международном масштабе необходимо, чтобы протокол ратифицировали, по крайней мере, 55 стран, которые в 1990 году в совокупности выбрасывали в атмосферу 55% общего количества газов, вызывающих парниковый эффект. Однако после отказа США, на долю которых приходится 36,1 процента такого рода выбросов, ратифицировать Киотский протокол в 2001 году долгое время судьба его оставалась неясной.

Хотя Россия, отвечающая за 17,4 процента выбросов, 16 февраля 2004 года ратифицировала протокол, тем самым привела его в действие через 90 дней после её ратификации, проигнорировали соглашение наряду с США Китай и Индия, которые являются одними из крупнейших источников выброса парниковых газов в атмосферу.

Цель данной работы – ознакомится с международными документами, созданными для предотвращения процессов глобального изменения климата, проследить судьбу ратификации и введения в действие, в частности Киотского протокола, рассмотреть деятельность конференций, проходящих в рамках Конвенции ООН, и сделать выводы о результатах данных встреч и переговоров о дальнейших действиях.

studfiles.net

Киотский протокол — главный «борец» с парниковыми газами

Киотский протокол

Выбросы парниковых газов – следствие деятельности человека, наносящее необратимый вред окружающей среде. Каждое социально ответственное предприятие должно стремиться к уменьшению негативного воздействия своей деятельности, придерживаясь основных принципов корпоративной социальной ответственности.

Регулированием этого вопроса занимается Киотский протокол, обязывающий все развитые страны сокращать и контролировать выбросы парниковых газов. Договор был принят в Японии в городе Киото в декабре 1997 года как дополнение к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций. Период подписания протокола длился почти год — с 16 марта 1998 года и по 15 марта 1999 года.

Протокол стал первым мировым договором, который касается охраны окружающей среды. Первый период акта начался 1 января 2008 года и длился до 31 декабря 2012 года.

Основные положения Киотского протокола

Подписав документ, страны договорились о безотлагательном сокращении выбросов парниковых газов, которые являются причиной глобального потепления и загрязнения окружающей среды.

Согласно протоколу, с 2008 по 2012 год количество выбросов производственных газов в атмосферу должно было уменьшиться на 5,2% сравнительно с 1990 годом. Каждому государству были выделены квоты на выброс газов, представляющих опасность природной среде. Если лимиты не использованы, страна имеет право на их продажу. Эксперты ООН считают, что подобная схема должна содействовать поступлению ресурсов, которые будут использоваться государствами в борьбе с неблагоприятными аспектами, которые являются причиной изменения климата.

Страны, которые взяли на себя обязательства сократить выбросы:

Страны, которые взяли на себя обязательства сократить выбросы

Парниковые газы — «опухоль» современной экологии

Выбросы парниковых газов

Увеличение концентрации СО2 — основная причина повышения температуры воздуха и изменения климата. Помимо СО2, по контролем Киотского протокола находятся: метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6). Также к парниковым газам относят водяной пар, но так как он имеет природное происхождение, и данные о его накоплении в атмосфере отсутствуют, в документе водяной пар не указан.

Третью часть углекислого газа выбрасывают в атмосферу тепловые станции, транспорт, городское хозяйство. Частично, он поглощается лесами, но, к сожалению, природа не справляется с таким объемом работы.

Ниже представлен график роста выбросов парниковых газов с 1985 по 2013 год, а также график количества выбросов в конкретных странах.

Какое текущее положение дел?

8 декабря 2012 года в столице Катара было принято решение о продлении Киотского протокола до 2020 года. Государства, ратифицировавшие договоренность, до 2014 года должны были оценить уровень своих обязательств и предоставить ООН информацию о возможностях его улучшения. Соглашение было одобрено 38 промышленно развитыми государствами, среди которых страны Евросоюза, а также Казахстан, Швейцария, Норвегия, Исландия, Монако, Лихтенштейн, Белоруссия, Украина, Австралия. От участия отказались Россия, Новая Зеландия, Япония и Канада, которая вышла из соглашения в декабре 2011 года. Министр окружающей среды Канады заявил, что действие Киотского протокола не распространяется на Китай и Соединенные Штаты Америки, которые лидируют по количеству выбросов парниковых газов. Учитывая этот факт, можно утверждать, что соглашение не работает. Канада пока что единственная страна, официально вышедшая из соглашения.

График количества выбросов

Осенью 2014 года лидеры Евросоюза уже обсудили энергетические и климатические цели на период до 2030 года. Особенно активно взялась за решение проблемы выбросов Япония, которая планирует к 2030 году уменьшить количество парниковых выбросов на 26%. Руководство страны планирует пересмотреть энергетический баланс государства таким образом, чтобы на возобновляемые источники приходилось до24%, на АЭС — до 22%, а оставшиеся проценты на уголь, газ и нефтепродукты.

Кроме того, недавно стало известно, что Техас собирается целиком перейти на использование возобновляемых источников энергии. Такое заявление подняло много шума, ведь в штате, которым правит нефть, активисты борьбы с изменением климата приравниваются к сторонникам теории плоской Земли.

Не избегает проблемы выбросов парниковых газов и Россия, где 4 года назад был создан Фонд «Русский углерод». За это время организация реализовала ряд серьезных экологических проектов с ведущими компаниями, представленными в России, восстановила десятки гектаров леса, пострадавшего от пожаров и вредителей, провела серию конференций и встреч с участием крупного бизнеса, региональных властей, природоохранных организаций. Но главная цель проекта — создание в России низкоуглеродной экономики.

Структура выбросов углекислого газа

Канцлер Германии Ангела Меркель полагает, что в рамках нового климатического соглашения, которое планируют заключить в декабре 2015 года, к 2050 году можно уменьшить количество выбросов вредных газов на 60%. По словам канцлера, эта цель достаточно амбициозна, но при объединении усилий, ее достижение более чем реально.

Кстати говоря, в 2015 году американские экологи заявили об угрозе вымирания белых медведей в Арктике. Два десятка исследователей из Центра изучения дикой природы при Геологической службе США в городе Лорел пришли к выводу, что единственный способ спасти животных — снизить уровень парниковых газов в атмосфере. Проблема заключается в сокращение площади ледников, на которых они обитают и добывают пищу. Если не принять должных мер, белые медведи полностью исчезнут с планеты к 2025 году. Больше информации о изменении климата смотрите в материале «Изменение климата на Земле: что нас ждет завтра».

Еще одно важное исследование было проведено в 2014 году учеными Университета штата Вашингтон, которые обнаружили, что засушливые местности способны впитывать большое количество СО2. Исследование было профинансировано Национальным научным фондом и министерством энергетики США. Исследуя землю в пустыне, ученые обнаружили высокую насыщенность углеродом. Авторы исследования полагают, что пустыни смогут принять на себя избыточную часть углекислого газа, находящегося в экосистеме, что, в свою очередь, положительно отразится на тепловом балансе Земли.

Автор материала: Юлия Рець

 

 

 

Возможно вам будут интересны следующие новости:

Изменение климата и устойчивое развитие – две стороны одной медали. В Давосе Пан Ги Мун призвал ускорить реализацию 17 целей в области устойчивого развития

а также

Члены ООН достигли согласия на климатической конференции в Перу

csrjournal.com

Квота на дымы ~ Киотский договор: за и против

Свершилось. Государственная дума ратифицировала Киотский договор. С будущего года он вступает в силу. Сторонники документа ликуют, противникам ничего не остается, как смириться. Об этом соглашении столько много спорили, что некоторые уже забыли, какие цели изначально преследовал Киотский договор. На первое место вышли политические и экономические аспекты. В тени осталось главное - экология планеты и здоровье людей. А есть и те, кто до сих пор не понимает, из-за чего, собственно, политики, экономисты и экологи в течение нескольких лет вели жаркие споры.

Дыры в небе

Все началось с озоновых дыр и парникового эффекта. В последнее время все чаще в мире происходят необычные природные явления. В Германии в прошлом году впервые зафиксировали сорокаградусную жару, заметно потеплели зимы в нашей Сибири, сдают свои позиции ледники и полярные льды. Когда тепло, конечно, хорошо, но все должно быть в меру. Ученые единодушны в том, что климатические изменения - это дело рук человека и его вмешательства в природу. Но есть и те, кто считает, что одно с другим не связано. Об этом чуть ниже.

В 1997 году в японском городе Киото на международной конференции ученые и политики подписали Киотский протокол, который призван воспрепятствовать опасным изменениям климата. То есть создать более благоприятную для будущих поколений среду обитания. Протокол ограничивает парниковые промышленные выбросы в атмосферу на уровне 90-го года. Для вступления в силу этого документа необходимо, чтобы его ратифицировали страны, на долю которых приходится 55 процентов таких выбросов. Каждой стране-участнику соглашения выделяется квота на выброс углекислого газа. Государство, у которого выброс меньше, может "продать излишки" другой стране, и, таким образом, та получает право выбрасывать в атмосферу большее количество углекислого газа. После того как Соединенные Штаты отказались ратифицировать соглашение, Россия фактически обладала своего рода правом вето на этот документ.

Кто против?

Киотский договор вызвал массу споров в нашей стране. Ярым противником документа выступал советник президента Андрей Илларионов. Он постоянно говорил о том, что связь выброса в атмосферу парниковых газов с изменением климата не доказана. Кроме того, по его мнению, документ явно дискредитационный по отношению к России. Ограничения на выбросы будут сдерживать развитие промышленности в стране и резко ограничат рост экономики. В пример приводились Соединенные Штаты и Австралия, которые не стали жертвовать своим благополучием и не поддержали соглашение. Так же упоминались Китай, Индия, Корея и Мексика, густонаселенные развивающиеся страны, в которых практически нет лесов и которые также не ратифицировали договор. А если учесть, что в год человек выдыхает примерно 250 килограммов углекислого газа, то загрязнение окружающей среды от этих регионов максимальное.

В мае нынешнего сода в Москве состоялся "круглый стол", на котором обсуждался этот документ. По мнению его участников, Киотский протокол не имеет полноценной научной базы и не имеет отношения к охране окружающей среды. Это просто механизм регулирования нового рынка -рынка квот на выбросы парниковых газов. И оценивать целесообразность присоединения России к этому протоколу следует в основном исходя из экономической целесообразности. Такого же мнения придерживается и научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он считает, что Киотский договор никак не связан с глобальным потеплением и никаких исследований в этом направлении не проводилось. Также бытует мнение, что увеличение температуры в среднем на 0,6 градуса по Цельсию не катастрофично и подобные вещи уже случались в истории планеты.

Кто "за"?

По мнению ученых, подобные заявления не что иное, как близорукость. Это - позиция сегодняшнего дня и примитивные рассуждения. Профессор Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Герман Потехин считает, что вопрос о Киотском договоре сложный и многогранный. Его нельзя рассматривать в аспектах сиюминутной выгоды, но необходимо - в аспекте глобальной проблемы безопасности жизни на Земле. Она заключается в том, что человечество идет не по тому пути развития. Не по пути природы, а вопреки ей. Как говорил академик Вернадский, биосфера - это тоненькая оболочка между космосом и земной твердью, в которой за счет чрезвычайно сложных процессов поддерживается жизнь в жестко ограниченных условиях. И любое нарушение баланса может привести к катастрофе. Амплитуда температур для нормальной жизни очень маленькая. Диапазон атмосферного давления тоже узок. А если говорить о составе атмосферы - 21 процент кислорода и 79 - азота, это очень жесткое ограничение. Уже при 19 процентах кислорода люди жить не смогут. У Земли два легких: леса Амазонки и Сибири, которые снабжают атмосферу кислородом. Но они методично уничтожаются. Плюс - выбросы тяжелых газов. Хрупкий баланс нарушается. Благодаря Киотскому договору появляется возможность ограничить выбросы парниковых газов, которые, по сути, задерживают тепло и нагревают атмосферу. Расчеты показывают: потепление на 1 -2 градуса приведет к таянию ледников, что, в свою очередь, повысит уровень Мирового океана примерно на два метра, а это грозит гибелью многим городам, которые расположены непосредственно вблизи воды. Кроме того, подтаивание вечной мерзлоты в той же Сибири грозит разрушением дорог, зданий, нефте- и газопроводов. Черноземная же зона начнет страдать от постоянной засухи. Так что мнение о том, что Россия только выиграет от потепления, мягко говоря, ошибочно.

Безусловно, вызывает опасение и здоровье людей. По мнению главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко, санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране более чем напряженная. Особенно это заметно в крупных мегаполисах, где развита промышленность. Под воздействием повышенных концентраций вредных веществ живут почти 30 миллионов человек. Основные поставщики всяческой отравы -черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, производство промышленных строительных материалов. Санитарно-защитные зоны предприятий, которые могли бы оградить человека от вредных выбросов, - по-прежнему большая редкость.

Еще один источник загрязнения - автомобильный транспорт, доля выбросов которого составляет 50 - 80 процентов от общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферу. Из-за всего этого в последние годы резко увеличилось число людей, страдающих различными заболеваниями, связанными с дыхательными путями. В основном это дети. Проведенный анализ вредного воздействия атмосферных загрязнений на здоровье подтвердил то, что структура заболеваний напрямую зависит от состава выбросов. Воздух, которым мы вынуждены дышать, поскольку другого нет, явно опасен для нашего здоровья. Да и не только воздух. Качество воды оставляет желать лучшего. Загрязнение почв тоже ничего хорошего не сулит.

Если мы не изменим потребительского отношения к нашей природе, то просто вымрем как мамонты. Задача Киотского договора не в том, чтобы создать прекрасное будущее, а в том, чтобы ограничить темп уничтожения того, что еще осталось. Бывший вице-президент США Альберт Гор в своей книге "Мир на чаше весов" писал, что экологический кризис, в который мы входим, - это не частная проблема, это проблема всего человечества.

Разговоры о том, что глобальное потепление - всего лишь миф, ни подтвердить, ни опровергнуть нельзя. Вся мировая наука создана на основе своей антропогенной деятельности. Например, метеорология - это всего лишь статистически-аналитический процесс. .Закономерности развития природы никто не знал раньше, никто не знает и сегодня. Прогнозировать природные процессы человечество еще не умеет, так как мы не понимаем, по каким законам развивается природа. Специалисты говорят, что проверить, случайно или закономерно происшедшее повышение температуры на планете, нельзя. Эксперимент лучше не ставить. Он может закончиться тем, что некому будет рассматривать его результаты.

Что объединяет?

Главная на сегодняшний день проблема - в нашей стране пока нет механизмов реализации Киотского договора. С этим согласны и сторонники, и противники документа. Кроме того, все страны - участники соглашения "подстрижены под одну гребенку", то есть не учтена разница экологических условий.

Есть альтернатива существующим энергоносителям, которые вредят атмосфере, - это водород. По "водородному" пути идут, например, Соединенные Штаты и Великобритания. К концу 80-х годов наша страна принципиально была готова реализовывать водородную энергетику. Но все, что было создано в этой области, Россия потеряла, у нас не осталось производства жидкого водорода. А люди, которые все это создавали, остались не у дел. Кроме того, им некому сегодня передать свой опыт.

Благодаря же водородной энергетике возможен мощный прорыв в области промышленности, а следовательно, и в экономике.

Еще в 1988 году СССР стала первой страной в мире, которая разработала самолет на жидком водородном топливе - "Ту-155", который прошел успешные испытания. А в 97-м были проведены слушания в Государственной думе по разработке и принятию концепции перевода авиации России на криогенное топливо. Но, к сожалению, органы исполнительной власти реализацию этой программы так и не осуществили. Если бы это произошло, то уже сегодня, возможно, говорили бы не об ограничениях выброса вредных веществ в атмосферу, а о скором переводе на водородное топливо транспортной и энергетической промышленности. На топливо, которое не вредит ни экологии, ни здоровью.

Безусловно, с принятием Киотского договора все проблемы разом не исчезнут. Воздух не станет чистым, вода - прозрачной, почвы - плодородными. Что из этого получится, покажет время. Нам остается только ждать.

Лиана Растегина

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Киотский договор будет жить | Мир | ИноСМИ

The Financial Times logoFinancial Times, Великобритания

Остаются серьезные вопросы относительно того, насколько эффективно этот договор сократит эмиссию "парниковых" газов

Редакционный комментарий

1 октября 2004 года. Российское правительство после многих лет колебаний вчера одобрило Киотский договор о борьбе с глобальным потеплением и направило этот документ в Думу для формальной ратификации, которая играет ключевую роль в вопросе вступления в силу этого заключенного 7 лет назад международного договора.

Однако праздновать победу слишком рано. Даже с учетом того, что Дума в настоящее время практически находится под полным контролем президента Владимира Путина, существует вероятность того, что те же самые аргументы "за" и "против" Киотского договора, которые давно уже разделяют правительство России, вновь всплывут в парламенте. Даже исходя из резонного предположения, что сейчас это вопрос "когда", а не "если" Киотский договор вступит в законную силу, остаются серьезные вопросы относительно того, насколько эффективно этот договор сократит эмиссию "парниковых" газов. Отказ Соединенных Штатов ратифицировать Киотский договор ставит Россию в ключевое положение, поскольку этот договор может вступить в законную силу только после того, как его ратифицируют 55 промышленно развитых стран, на долю которых приходится 55% глобальных выбросов "парниковых" газов. После того как Соединенные Штаты не захотели ратифицировать Киотский договор, Россия оказалась единственным важным промышленным загрязнителем атмосферы, который имеет возможность вдохнуть жизнь в этот договор. Киотский договор добр к России, разрешая ей, с учетом постсоветского коллапса промышленности, излишние квоты на загрязнение, которые Россия может продать другим участникам Киотского договора, нуждающимся в покупке квот у Москвы для смягчения удара от сокращения выбросов "парниковых" газов, которое на них налагает Киотский договор. Однако отказ Соединенных Штатов от участия в Киотском договоре лишил его потенциально крупного покупателя квот, тем самым понизив рыночную стоимость российских квот. И поэтому Россия колебалась. Представляется, что в конечном итоге Кремль решил, что лучше продать хоть какие-то квоты, чем ничего не продать. Эти соображения, плюс давление на Москву Европейского союза в пользу подписания Киотского договора как частичной цены за одобрение Брюсселем вступления России во Всемирную торговую организацию, кажется, одержали верх.

Главным практическим эффектом Киотского договора станет увязывание между собой систем торговли квотами на выбросы "парниковых" газов главных участников этого договора: Европейского союза, Канады и Японии. Тем самым будут максимизированы выгоды подобной торговли. Однако существует опасность, что предусмотренные потолки на выбросы слишком низки, чтобы позволить Киотскому договору достичь цели сокращения загрязнения атмосферы. Это можно понять, так как промышленность во всех главных странах - участницах договора озабочена тем, чтобы оставаться конкурентоспособной с теми странами, которые этот договор не подписали - в первую очередь, с Соединенными Штатами, но также с Китаем, Индией и другими развивающимися экономиками, которых сознательно оставили вне рамок Киотского договора или, по крайней мере, его первой стадии, рассчитанной на 2008-2012 годы. А поэтому существуют значительные сомнения в отношении того, достигнет ли Киотский договор своей цели сократить выбросы на 5% по сравнению с уровнем 1990 года.

Но вчерашний шаг г-на Путина может оказать влияние на политический климат, если администрация Буша-младшего (George W. Bush) начнет, в конце концов, чувствовать изоляцию от своего "страусиного" подхода к изменению климата на планете. Вероятность того, что Америка внезапно сделает "поворот кругом" в вопросе Киотского договора, крайне мала, даже если бы Джон Керри (John Kerry) выиграл президентские выборы, потому что сенат США настроен против этого договора. Но после того как договор поддержала Россия, появилась слабая возможность убедить Вашингтон хотя бы признать, что климат нашей планеты меняется.

inosmi.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта