Eng Ru
Отправить письмо

Си Цзиньпин заявил, что ценит дружбу с Путиным и отношения с Россией. Китай и россия дружба


Зачем России дружба с Китаем? | Мнение | Политика

Политики и экономисты продолжают обсуждать итоги форума «Один пояс - один путь», посвящённого глобальному проекту движения товаров и услуг на мировых рынках. Мнения резко размежевались. 

Кто «за» и кто «против»?

Сторонники проекта утверждают, что его реализация ускорит и удешевит доставку товаров и будет способствовать развитию инфраструктуры в странах-участ­ницах. Противники говорят о том, что проект будет способствовать одностороннему усилению экономического влияния Китая и нарушит сложившийся баланс торговых отношений.

Масштаб продвигаемого Пекином проекта впечатляет: речь идёт не только о странах Центральной Азии, некогда входивших в состав СССР, но и о странах Ближнего Востока, Персидского залива, об Африке и Европе. С конечной остановкой в Роттердаме. В форуме участвовали главы 30 государств и правительств. Но китайские организаторы особое внимание уделили В. Путину. И неслучайно. Без участия России проект выглядит неполноценным и не столь амбициозным, как хотелось бы Китаю. Но, утверждают критики, реальное место России в проекте невелико, нас вовлекают в него ради железнодорожного транзитного коридора, который обеспечит китайским грузам ускоренный (по сравнению с морским путём) доступ к рынкам Европы.

У Москвы, конечно, есть свой интерес. Находясь на стыке Европы и Азии, Россия уже многие годы продвигает идею создания большого евразийского пространства, которое связывало бы Европу и Азию. Реализация сухопутной части проекта могла бы создать дополнительные возможности для развития инф­раструктуры «забытых богом» регионов Сибири и Дальнего Востока. Есть и ещё одна грань интереса. В условиях навязанной России изоляции проект «Шёлковый путь» имеет политическую привлекательность, демонстрируя, что Россию невозможно ни изолировать политически, ни исключить из глобальных экономических потоков. Интерес России состоит и в том, что проект даёт возможность задействовать в нём пока ещё весьма аморфный Евразийский экономический союз, куда входят помимо России Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Китайский проект вызывает серьёзные сомнения и в Европе, и в США. Слишком уж очевидны в нём интересы Пекина. И неслучайно на пекинском форуме не было ни одного европейского или американского представителя. Запад уже завален китайскими товарами. Причём Китай всё больше переходит от экспорта дешёвого ширпотреба к поставкам технологичного оборудования, в том числе и электронного. Это стало наносить ощутимый ущерб мест­ным производителям. И неслучайно в ходе своей предвыборной кампании Трамп говорил о необходимости возвращения «украденной китайцами американской промышленности» на прежние места. Воздержались от участия Япония и Индия.

Чувствуя сопротивление, Китай не торопится раскошеливаться. Вокруг проекта пока больше пропагандистских инициатив, чем реальных инвестиций. Хотя идея «Шёлкового пути» была впервые озвучена ещё в 2013 г., до конкретики дело не доходит. Есть амбициозные названия проектов, созданы инвестиционные фонды. Но всё это пока больше напоминает конфетные фантики. 

В чём польза для России?

Похоже, не совсем оправдались инвестиционные ожидания и российской стороны. И хотя в официальных заявлениях Москвы преобладают оптимистические ноты, в оценках экономистов немало скепсиса, в том числе и с политическим подтекстом. Опасения вызывает растущее влияние Китая в странах Цент­ральной Азии, входивших до 1991 г. в состав СССР. Китай всё теснее привязывает к себе экономики наших бывших среднеазиатских республик. Он уже контролирует 25% нефтедобычи в Казахстане, вытесняя даже активы западных фирм. Пекин закупает в Казахстане почти весь производимый там металл (98%) и резко (до 75%) увеличил закупки урана. Китай быстро наращивает количество своих атомных реакторов. К 2030 г. их будет уже более 100. И это в перспективе может привести к снижению китайской заинтересованности в энергетическом сотрудничестве с Россией. 

Идёт экспансия и в Туркмении. Предоставляя кредиты, Китай выторговал для себя исключительные права на добычу и экспорт туркменского газа. В Казахстане и Туркмении вводятся в строй мощные нефте- и газопроводы. Видят ли их в нашем «Газпроме»? Анализируют ли в этой связи перспективы проекта «Сила Сибири»? Не вполне ясны последствия реализации проекта «Шёлковый путь» и для российской Транссибирской магистрали. Она может лишиться части грузов. 

Сегодня товарооборот Китая в странах Центральной Азии уже более чем в 3 раза превышает российский. И всё чаще возникают беспокоящие вопросы. Да, имеется перечень из почти 60 совместных российско-китайских проектов с предполагаемым объёмом инвестиций в 20 млрд долл. Но почему эти проекты почти исключительно в области добывающей промышленности? Не просматривается ли здесь опасность использования Китаем нашей страны исключительно как сырьевого партнёра?

В ходе переговоров с Китаем подтверждается и информация о жёсткости выставляемых условий: о существенной доле в собственности, нередко - конт­рольном пакете акций. Оговаривается обязательная доля вывоза добываемого сырья для дальнейшей переработки в Китае, привлечение китайской рабочей силы и использование китайского оборудования. Важно не переоценивать видимые соблазны и не закрывать глаза на скрытые опасности. Иначе под угрозой может оказаться понятие равноправного партнёрства, о необходимости соблюдения которого В. Путин говорил и на Пекинском форуме.

* * *

Китайские иероглифы в проекте «Один пояс - один путь» на схемах и картах выглядят крайне соблазнительными. Впечатляют и контуры, и масштабы, и грядущие выгоды. Но скептики напоминают: так же соблазнительно для России выглядели и соглашения с Японией 1960-1980-х гг. Тогда в обмен на японские кредиты Москва дала возможность японским компаниям по невысоким ценам вывозить с Дальнего Востока лес, уголь и получать дешёвый газ. Помогло ли это нашему развитию? Дальний Восток по-прежнему стагнирует.

Полезно помнить, что у нас уже был исторический опыт «великой дружбы» с Китаем. Закончился он, как известно, весьма печально. К счастью, не трагически. И с учётом этой памяти, мне кажется, нам нужно почаще вспоминать, что Россия исторически, политически, цивилизационно и культурно ближе прилегает к Европе, к её ценностям и её правовым основам. Любуясь китайскими ­иероглифами, не следует забывать и о латинице. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

www.aif.ru

Китай и Россия: дружба слона с муравьём

Китай и Россия: дружба слона с муравьём

Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Более года муссируется тема поворота России на восток и укрепления связей с Китаем. Эта тенденция преподносится в качестве свидетельства укрепления позиций России на международной арене и её успешного решения проблем, созданных ей Западом и его политикой санкций. И первое, и второе вызывает большие сомнения.

Суверенитет — недорого

Сближение с Китаем само по себе не является опасным для России. Однако его реализация в исполнении либеральной команды вызывает серьёзные опасения. Создаётся впечатление, что стратегия развития страны представляется ей в виде бизнес-плана: купить подешевле и продать подороже. И причина, видимо, кроется в особенностях идеологии, которой проникнуты либеральные руководители.

Либеральная идеология в её современном выродившемся виде сводится к идее получения наибольшей выгоды при затрате минимальных усилий. Именно поэтому любимыми отраслями либеральных теоретиков являются торговля и финансы. Они ставятся в качестве приоритета над любыми созидательными видами хозяйствования. Если вы спросите либерального экономиста о том, как обустроить страну, он скорее всего скажет вам, что следует развивать торговлю и финансовые институты. Российская либеральная элита в большинстве своём неспособна мыслить в категориях созидания. Идея о том, что страна может сама обеспечивать себя экономическими благами, просто не приходит ей в голову. Высокопоставленным нуворишам кажется, что единственным источником товаров и денег является мировой рынок.

Именно там следует искать счастья и процветания. Но прежде, чем что-то купить на этом чудесном рынке, нужно что-то продать. Желательно, чтобы это что-то не нужно было производить, затрачивая собственные усилия, а можно было присвоить, воспользовавшись плодами чужого труда. Под эту цель прекрасно подошёл приватизированный за копейки советский народнохозяйственный комплекс. Но когда наработанный предыдущими поколениями потенциал уже распродан и гнать за границу больше нечего — а после рыночного погрома 1990-х годов стране действительно нечего экспортировать, кроме нефти и газа, — остаётся единственный выход: распродавать саму страну — её интересы, суверенитет и цивилизационную идентичность. Вот и ищут либералы, кому бы продать оказавшийся в их руках даровой актив. Особенность этой торговли заключается в том, что не совпадают продавец и собственник товара. Ведь отчуждается и коммерциализируется достояние широких народных масс (национальный суверенитет), а выгодоприобретателем становится немногочисленная элита, легализующая за рубежом полученную от национального предательства прибыль.

До тех пор, пока отношения с Западом были относительно нормальными, главными покупателями российского суверенитета были США и Европа. Именно туда вывозились, да и сейчас вывозятся, российские капиталы. В то же время внутренние источники развития давились на корню. Именно там оседали ключевые активы российских элитариев, включая их жён и детей, в то время как в России продолжалось разрушение всех систем жизнеобеспечения общества — образования, здравоохранения, науки. Развитие России невыгодно западным покупателям российского суверенитета, наша страна нужна им исключительно в качестве источника сырья. Главная задача компрадорской элиты заключается в том, чтобы не допустить возрождения геополитической субъектности России и продолжить высасывание из неё и перегонку на Запад всех видов ресурсов: человеческих, природных, финансовых. Именно эту функцию российский либеральный клан исправно выполнял два последних десятилетия.

Стоит ли надеяться, что теперь, после разрыва с Западом и поворота на Восток, либералы поменяют образ действий и начнут налаживать отношения с Китаем на условиях равноправного диалога, а не в режиме разбазаривания национальных интересов? Верится с трудом. Кстати и разрыв с Западом выходит какой-то странный. Бравируя продовольственными контрсанкциями и трезвоня на всех углах о повороте на восток, Россия так и не решилась надавить на Запад в наиболее чувствительных и принципиальных для него вопросах: российский газ продолжает поставляться в Европу, отечественные ракетоносители по-прежнему выводят западные космические грузы на орбиту, российские резервы до сих пор хранятся в западных ценных бумагах, а ЦБ исправно выполняет инструкции МВФ относительно российской внутри экономической политики.

Пугающие контрасты

Пугает не только очевидная неспособность либерального правительства строить выгодные для России отношения с Китаем, но и полное отсутствие возможностей для такого сотрудничества в рамках экспортно-сырьевой модели российской экономики. Не развивая собственные производственные возможности, а лишь бегая по миру с трубой в поисках желающих к этой трубе присосаться, Россия заведомо ставит себя в положение сырьевого придатка. Однако в случае с Китаем размеры российского придатка по сравнению с масштабами самого Китая столь малы, что обречённость этого придатка быть рано или поздно проглоченным и переваренным не вызывает сомнения.

По населению Россия относится к Китаю так же, как Нидерланды к России. В приграничных с Китаем регионах России живёт 5 миллионов человек. В приграничных с Россией китайских провинциях — 90 миллионов. По размеру ВВП Россия впятеро отстаёт от Китая. По объёму промышленной продукции — в 6 раз. С точки зрения торговой важности Россия находится для Китая на вторых ролях. По последним данным она вылетела из десятки самых крупных торговых партнёров Китая. На Россию приходится 1,65% внешнеторгового оборота Китая. Очевидно, что на таких контрастах нормальное стратегическое партнёрство строиться не может, так как при желании Китай может легко отмахнуться от России, особо не заметив экономических последствий для себя в то время, как сама России существенно зависит от Китая, который является её главным торговым партнёром.

Перспективный рынок, которого нет

Да и есть ли в реальности это сближение России и Китая или это не более, чем пиар-проект, призванный позлить Запад, и за помпезными встречами на высоком уровне нет никакой реальной составляющей? Российско-китайский товарооборот сокращается. Кредиты китайскими банками выдаются российским предприятиям только под покупку китайских товаров. Инвестиции Китая в Россию сокращаются. Кто-то возразит: «А как же нефтяные и газовые контракты!» Да, Россия действительно заключила с Китаем соглашения на поставку энергоресурсов. Но вот их безубыточность для России вызывает большие сомнения. Например, подписанный 21 мая прошлого года газовый контракт рассчитан на 30 лет и изначально подразумевал оплату в размере $400 млрд.

«Газпром» намерен с 2018 года ежегодно поставлять в Китай по газопроводу «Сила Сибири» 38 млрд куб. м. газа. Нетрудно посчитать, что цена одной тысячи куб. м. газа планировалась в размере $350. Однако она привязывалась к ценам на нефть и нефтепродукты. После их падения вдвое и цены на поставляемый в Китай газ должны снизиться соответствующим образом — до $175 за тысячу кубов. Что касается выручки «Газпрома» от проекта, то она уменьшается уже до $200 млрд. Учитывая то, что предполагаемые расходы на строительство газопровода, которые первоначально оценивались в размере $55 млрд, по более поздним оценкам выросли до $100 млрд, «Газпрому» нужно уложить все расходы, связанные с добычей и транспортировкой газа в оставшиеся $100 млрд, что при учёте одних только транспортных расходов в размере $150–200 за тысячу кубов выглядит весьма маловероятным. Неудивительно, что В.Путин распорядился обнулить налог на добычу газа для Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, откуда голубое топливо и будет поставляться в Китай. Как-то нужно субсидировать убыточный проект, чтобы он вообще состоялся, и делаться это будет за счёт российских налогоплательщиков.

Россия стремится перенаправить свои экспортные газовые потоки из Европы в Китай, однако задача эта просто неосуществима. Дело в том, что Китай сам производит большую часть потребляемого им газа, а его импортные потребности составляют всего лишь около 40 млрд куб. м. газа в год. Для сравнения: в страны ЕС «Газпром» продаёт около 120 млрд куб. м. газа. Желающих заполнить нишу на китайском газовом рынке достаточно много, а сама она не представляет для Китая большой важности, так как газ составляет мизерную долю китайского энергопотребления — основной вес приходится на уголь. В силу названного фактора Китай обладает исключительно сильными переговорными позициями и способен навязывать свою волю практически любым контрагентам. В этом свете цену в $350 можно считать даже весьма успешной. Например, Туркменистан продаёт в Китай газ по цене ниже $150 за тысячу кубов. Одним словом, Китай не может рассматриваться как перспективный рынок для сбыта российского газа. Тем более, что темпы роста китайской экономики последнее время замедляются, а значит и падает потребность в энергоресурсах. Видимо, по этой причине Китай охладел ко второму газовому контракту — «Силе Сибири-2» — и его подписание зависло в воздухе.

Вывод

Сближение с Китаем в условиях сохранения сырьевой модели российской экономики не только бессмысленно, но убыточно для России. Попытки проводить российскую внешнюю политику в режиме встраивания в чужой геополитический проект не приведут ни к чему хорошему. Для успешного решения внешнеполитических задач России нужна собственная крепкая экономическая база, на основе которой будет возможно взаимовыгодное сотрудничество с любыми геополитическими партнёрами.

Еще по теме

Российско-китайская дружба на Парадах

Уроки Тяньцзиня

Экспансия Китая через институты БРИКС

Русский с китайцем — братья на время

Вернуться на главную

rusrand.ru

Межгосударственные отношения России и Китая

Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях.

КНР и СССР установили дипломатические отношения 2 октября 1949 года. Советский Союз стал первым иностранным государством, которое объявило о признании КНР.

После распада СССР правительство КНР 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза.

Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.

Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Ведется интенсивный политический диалог. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин ежегодно встречаются не менее пяти раз в год.

В мае 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин совершил визит в Россию. 8 мая на встрече председателя КНР с российским лидером Владимиром Путиным был подписан ряд важных двусторонних документов. Лидер КНР также принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и встретился с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

8-10 июля 2015 года лидер КНР Си Цзиньпин принял участие в саммитах БРИКС и ШОС в Уфе. В рамках двусторонней встречи лидеры двух стран обменялись мнениями по приоритетным вопросам двусторонних отношений, взаимодействию в рамках БРИКС и ШОС, актуальным международным темам.

2-3 сентября 2015 года Владимир Путин посетил Пекин, где принял участие в торжественных мероприятиях по случаю празднования 70-й годовщины Победы Китая в войне сопротивления Японии и окончания Второй мировой войны.

В ноябре 2015 года лидеры Росси и Китая встречались дважды: 15 ноября "на полях" саммита "Группы двадцати" в Анталье (Турция) и 30 ноября после пленарного заседания конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже.

23 июня 2016 года президент России Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин провели встречу "на полях" саммита Шанхайской организации сотрудничества.

24-25 июня 2016 года президент России Владимир Путин посетил Китай с официальным визитом. Приоритетное внимание в ходе переговоров с главой КНР Си Цзиньпином было уделено вопросам укрепления сотрудничества в экономической сфере, прежде всего энергетике. По итогам переговоров стороны подписали большой пакет соглашений, которые затронули самые разные аспекты сотрудничества: от космоса и энергетики до туризма и поставок зерна в Китай. Кроме того, в рамках визита глава Российского государства встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжан Дэцзяном и премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном.

С 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая. 17 декабря 2015 года в рамках официального визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Китай состоялась 20-я регулярная встреча глав правительств двух стран.

Действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Совета Федерации и Государственной Думы с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.

Проводятся консультации по стратегической безопасности между секретарем Совета Безопасности России Николаем Патрушевым и членом Госсовета КНР Ян Цзечи. Очередной раунд состоялся в мае 2015 года.

Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются "на полях" международных мероприятий, в частности по линии ООН, "Группы двадцати", АТЭС, БРИКС, ШОС. Между МИДами двух стран действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам, включая ситуацию на Украине, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Позиция России по тайваньскому вопросу зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань.

Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономическое взаимодействие между Россией и Китаем. Китай с 2010 года является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации.

Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая по итогам 2015 года заняла 16-ю позицию.

Главами двух государств поставлена задача по увеличению к 2020 году объема двустороннего товарооборота до 200 миллиардов долларов, а объема китайских прямых инвестиций в экономику России — до 12 миллиардов долларов.

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот России с Китаем в 2015 году составил 68 065,15 миллиона долларов, в том числе экспорт России в КНР — 33 263,76 миллиона долларов, импорт из КНР — 34 801,39 миллиона долларов.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Китая по итогам 2015 года составил 63 552,2 миллиона долларов, в том числе российский экспорт 28 606,4 миллиона долларов и импорт 34 945,8 миллиона долларов.

За первые шесть месяцев 2016 года внешнеторговый оборот России и Китая составил 28 292,1 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 13 035,7 миллиона долларов и импорт — 15 256,3 миллиона долларов.

Основные товарные группы российского экспорта в КНР — минеральное топливо, нефть, нефтепродукты; древесина и изделия из нее; цветные металлы; рыба, моллюски, ракообразные; химические товары; руды, шлаки, зола; бумажная масса, целлюлоза; удобрения; машины и оборудование; драгоценные и полудрагоценные камни.

Импорт России из Китая представлен следующими группами товаров: машины и оборудование; химические товары; изделия из черных металлов, одежда текстильная и трикотажная, обувь, изделия из кожи; мебель, матрацы, осветительные приборы и др.

Одним из приоритетов развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является активизация инвестиционного взаимодействия. При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в 10 раз превосходят инвестиции России в Китай. Согласно данным Минкоммерции КНР, на конец 2015 года объем накопленных прямых российских инвестиций в Китае составил 946,9 миллиона долларов, а объем накопленных прямых китайских инвестиций в России — 8 940,0 миллиона долларов.

Компании двух стран совместно реализуют целый ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики, гражданского авиастроения, ракетного двигателестроения, спутниковых навигационных систем, сооружения объектов инфраструктуры и др.

Значительный вклад в продвижение дружественных отношений и укрепление общественной базы российско-китайского партнерства вносят масштабные двусторонние проекты сотрудничества. Большой успех имели национальные Годы России в Китае и Китая в России (2006-2007), Годы русского и китайского языков (2009-2010), Годы туризма (2012-2013). В 2014-2015 годах в обеих странах прошли Годы дружественных молодежных обменов. В 2016 году в России и Китае проходит перекрестный Год обменов между китайскими и российскими СМИ.

Осуществляется сотрудничество в области туризма. По итогам 2015 года Россию посетили 1,36 миллиона туристов из КНР, что на 64% превысило показатель 2014 года. В 2016 году эксперты ожидают рост китайского турпотока в Россию до 30%.

Китай с туристическими целями в 2015 году посетили свыше 1,28 миллиона россиян.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

широки перспективы дружбы и сотрудничества » Военное обозрение

Дорогие читатели "Российской газеты"! В преддверии своего официального визита в Россию, доброго соседа Китая, и 19-й встречи глав правительств двух стран хотел бы передать вам самый сердечный привет и наилучшие пожелания.

Российский народ - мудрый народ, способный оказывать глубокое влияние на процессы развития мировой цивилизации, науки и техники, на процессы общественного развития, народ, который всегда устремляется вперед и обладает большой жизненной силой и энергией.

Китайско-российская дружба, которая своими корнями уходит в далекое прошлое, наполняется ныне новым содержанием современности. Восходящая к периоду большой чайной торговли в 17 веке, скрепленная кровью двух народов в антифашистской войне, наша дружба получила новое развитие и укрепление как в совместной борьбе со страшным наводнением в бассейне реки Хэйлунцзян, так и во время формирования единой сети нефти, газа, электроэнергии и транспорта. А китайско-российское взаимодействие, основанное на этой дружбе, будучи долгосрочным, устойчивым и стратегическим, не подвергается никаким колебаниям в международной обстановке и воздействию каких-либо внешних факторов.

Отмечу, что товарооборот между нашими странами вышел в прошлом году на рекордную отметку и составил 90 миллиардов долларов США. Китай уже четвертый год остается крупнейшим торговым партнером России, а Россия - девятым для Китая. Инвестиции в Россию из Китая - четвертого источника инвестиций для нашего северного соседа, в общей сложности составляют сегодня 32 миллиарда долларов США. Причем ряд сильных китайских частных предприятий начинает открывать свое дело на российском рынке, а российские предприятия и финансовые учреждения, как их китайские партнеры, тоже активно развертывают в Китае свою деятельность. Большим событием явилось создание механизма сотрудничества между регионами верхнего и среднего течений реки Янцзы и бассейна реки Волги. Начинание это можно образно характеризовать как "историческое слияние" рек-матушек двух великих стран. Напомню, что нами еще разработана программа сотрудничества, включающая сразу свыше 150 приоритетных совместных проектов как в инвестиционной, так и в гуманитарной областях. За большой программой - большая кооперация, и стало быть, большой шанс для бизнеса, как и большая выгода для населения.

Активизируются культурно-гуманитарные обмены двух стран. Ежегодно двусторонний туристический поток составляет свыше 3 миллионов человек. Прямое воздушное сообщение уже открыто между многими, казалось бы, далекими городами, такими как Санкт-Петербург, Владивосток, Харбин, Санья, притом количество маршрутов продолжает увеличиваться. Сегодня, когда наши граждане, сидя в барах, напевают песни "Подмосковные вечера" и "Там, где расцветают персиковые цветы", они не столько вспоминают былые времена, сколько мечтают о более светлом будущем наших стран.

Китай и Россия - крупнейшие соседи, двусторонние отношения которых вступают в новую стадию развития. Мы с вами - не только добрые соседи, но и друзья-единомышленники и надежные партнеры по взаимовыгодному сотрудничеству. Наши отношения по праву считаются ярким примером равноправного взаимодействия между государствами 21 века. Придать дополнительный импульс укреплению всестороннего стратегического взаимодействия между Китаем и Россией и превратить преимущество высокого уровня политических связей в реальные выгоды для наших народов - в этом я вижу цель моего предстоящего визита в Россию.

В Китае теперь проходит всестороннее углубление реформ и продвижение индустриализации нового типа, информатизация, урбанизация и модернизация сельского хозяйства. Будем, как и прежде, повышать уровень открытости, расширять доступ иностранных капиталов к китайскому рынку и предоставлять отечественным предприятиям больше самостоятельности в ведении за рубежом инвестиционной деятельности. Нам хорошо известно, что в России существенно улучшается инвестиционная среда, всесторонне реализуется стратегия модернизации экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Могу сказать, что в происходящих в наших странах процессах потенциалы в недрах наших экономик получают возможность проявить себя с новой силой. Так что мы должны хорошо использовать эти шансы для расширения диапазона совпадающих интересов, углубления взаимодействия в различных областях и установления между собой самых тесных экономических связей.

Блестящим моментом в китайско-российском взаимодействии стало инновационное сотрудничество. Перед нашими странами стоят актуальные задачи изменения структуры экономики и трансформации модели развития. Важно в этой связи выработать новую модель взаимодействия и расширить сферы сотрудничества. В ходе своего визита в Россию мы с премьером Дмитрием Медведевым будем совместно присутствовать на 3-м Московском международном форуме инновационного развития "Открытые инновации", с надеждой обсуждать вопрос инновационного развития с учеными, предпринимателями России и других стран. Как единственный партнер по Форуму, Китай проведет ряд соответствующих мероприятий "на полях" Форума. Напомню, что в следующем году мы в качестве страны-партнера еще примем участие в 6-й международной промышленной выставке "Иннопром 2015". Считаем, что настало время значительно увеличить в двустороннем сотрудничестве удельный вес научно-технической инновации с использованием возможностей инновационного сотрудничества.

Мне кажется, что еще важнее, это то, что мы должны в соответствии с веянием времени - миром и сотрудничеством, а также с требованиями развития двусторонних отношений на современном этапе, в духе инновации осуществить совместную разработку, совместное применение наработок и кооперацию. Нужно в то же время расширить географию взаимодействия и распространять его в области высокотехнологического машиностроения, энергосберегающих технологий, охраны окружающей среды, биофармацевтики, информационных технологий и финансовых услуг. Выполнение этих и других задач, как я твердо убежден, служит интересам изменения структуры экономики и укрепления совокупной мощи наших стран.

Русский писатель И.С. Тургенев говорил, что "точно, наша жизнь быстра и ничтожна, но все великое совершается через людей". С русской мудростью перекликается китайское стихотворение, которое гласит: "Журавль так упорно взлетает в поднебесье, словно подражая моим высоким устремлениям".

И так будем, как всегда, идти вперед рука об руку, общими усилиями поднимать на новую высоту нашу нерушимую дружбу и многообещающую кооперацию.

topwar.ru

"Крепкая дружба и плодотворное сотрудничество" -- полный текст Посла Китая в России Ли Хуэй по случаю 65-й годовщины установления дипотношений между Китаем и Россией _russian.china.org.cn

ЛИ ХУЭЙ (посол Китая в России)

(Источник фото: ru.china-embassy.org)

Пекин, 2 октября /Синьхуанет/ -- В преддверии 65-й годовщины установления дипотношений между Китаем и Россией, посол Китая в России Ли Хуэй опубликовал в Синьхуанет авторскую статью "Крепкая дружба и плодотворное сотрудничество". Ниже следует полный текст статьи:

Крепкая дружба и плодотворное сотрудничество

ЛИ ХУЭЙ (посол Китая в России)

За более чем полвека вначале китайско-советские, а затем китайско-российские отношения прошли непростой путь, пережив несколько этапов развития и изменений: дружественный союз, ухудшение взаимоотношений, отношения дружбы и добрососедства, которые, в конце концов, перерасли в стратегическое взаимодействие и партнерство. Можно сказать, что данные отношения выдержали испытания историей, они следовали веяниям эпохи, принося благо как народам двух стран, так и народам всего мира. Они стали классическим образцом гармоничного сосуществования, сотрудничества и обоюдного выигрыша между соседними странами, между великими державами и между новыми экономическими субъектами.

Благодаря 65-летним усилиям наших стран китайско-российские отношения изо дня в день становятся более зрелыми. В апреле 1996 г. на основе серьезного обобщения исторического опыта, исходя из коренных интересов народов двух стран и устремляя взор в будущее, лидеры обеих сторон приняли решение о создании китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства, обращенных в 21-й век. В июле 2001 г. обе стороны подписали «Китайско-российский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», благодаря чему был законодательно закреплен принцип «всегда быть добрыми соседями, надежными партнерами и хорошими друзьями», и что заложило прочную правовую основу для долгосрочного добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. В 2004 г. обе страны достигли единодушного согласия относительно всестороннего урегулирования проблемы границы, что обеспечило надежную гарантию вечной дружбы, добрососедства и сотрудничества между народами двух стран. В июне 2012 г. обе стороны подписали «Совместное заявление о дальнейшем углублении китайско-российских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства на основе равенства и взаимодоверия», что всесторонне повысило уровень и подняло на новую высоту китайско-российские отношения стратегического взаимодействия. В мае 2014 г. президент России В. Путин, находящийся с визитом в Китае, и председатель КНР Си Цзиньпин подписали «Китайско-российское совместное заявление о новом этапе отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами», что подняло китайско-российские отношения на еще более высокую ступень на основе равенства и взаимодоверия.

В течение 65 лет китайско-российское деловое сотрудничество уверенно развивается. Обе стороны активно изыскивают точки соприкосновения сотрудничества, для которого характерны взаимная выгода и обоюдный выигрыш, стараются найти новые пути взаимодействия в совместном развитии, непрерывно расширяют масштаб двустороннего торгово-экономического сотрудничества, продолжают повышать качество и уровень сотрудничества. Особенно начиная с нового века, обе стороны подписали ряд документов о сотрудничестве между правительствами и предприятиями, которые затрагивают торгово-экономическую деятельность, источники энергии, военные дела, гуманитарный обмен, образование, сельское хозяйство, правоисполнительную диятельность и безопасность, местное сотрудничество, экологию и охрану окружающей среды, финансовые инвестиции, инфраструктурное строительство и другие сферы, чтобы превратить высокий уровень стратегического взаимодействия двух стран в реальные плоды делового сотрудничества и тем самым принести практическую выгоду и пользу двум странам и их народам. В 2013 г. объем торговли между Китаем и Россией достиг 89,21 млрд долларов США, к тому же, 4 года подряд Китай является первым крупным торговым партнером России. Сегодня две страны идут твердым шагом к иной цели: к 2015 г. довести объем двусторонней торговли до 100 млрд долларов США, а к 2020 г. довести его до 200 млрд долларов США.

В течение 65 лет дружба между народами двух стран непрерывно углубляется. Китай и Россия – дружественные соседи, страны, которые соединяют общие горы и реки, дружба между народами двух стран уходит своими корнями в далекое прошлое. Наиболее драгоценной является дружба между Китаем и Россией (Советским Союзом), скрепленная кровью в войне против фашизма и милитаризма. После того как возникли чрезвычайные ситуации и произошли особо крупные бедствия в России и Китае, обе страны приняли на санаторно-курортное лечение детей пострадавшей стороны, что еще раз подтверждает истину, часто звучащую из уст простых китайцев, «настоящая любовь безгранична». В последние годы китайско-российский гуманитарный обмен динамично развивается, с большим успехом прошли мероприятия «Национальных годов», «Годов языка» и «Годов туризма», организованные поочередно двумя странами. К тому же, в этом году стартовал «Год дружбы и молодежных обменов», который по плану продлится два года. В настоящее время полным ходом развертываются соответствующие мероприятия, негасимый факел вечной дружбы передается из поколения в поколение. Соответственно в октябре 2009 г. в Пекине и в декабре 2012 г. в Москве обе стороны взаимно открыли культурные центры, что создало важную платформу для дальнейшего укрепления взаимопонимания и дружбы между народами двух стран.

В течение 65 лет китайско-российское международное взаимодействие изо дня в день становилось активнее и теснее. Обе стороны соответственно в июле 2005 г. и в июне 2011 г. обнародовали «Совестное заявление о международном порядке в 21-м веке» и «Совместное заявление о текущей международной ситуации и важных мировых проблемах», единодушно признавая необходимость укрепить ведущую роль ООН в международных делах, призывая разные стороны мирным путем урегулировать ситуацию в Сирии, ядерную проблему Ирана, ситуацию в Афганистане, ядерную проблему Корейского полуострова и другие мировые и региональные актуальные проблемы. В рамках механизма G20, АТЭС, блока БРИКС, ШОС, СВМДА, Китая-России-Индии обе стороны развертывают расширенное сотрудничество, в том числе продвижение глобального экономического управления, наделение более широким правом слова и повышение представительности нарождающихся рынков и развивающихся стран, продвижение интеграции региональной экономики, содействие инновационному развитию экономики, усиление совместной борьбы с «тремя силами зла» (международный терроризм, национальный сепаратизм и религиозный экстремизм), нераспространение оружия массового поражения, нанесение жестокого удара по международному терроризму и нелегальной торговле наркотиками, обеспечение мировой информационной безопасности, безопасности космического пространства и т. д. Оперативное взаимодействие между двумя странами внесло важный вклад в дело защиты мира, стабильности и развития во всем мире и в регионах.

65-летнее развитие китайско-российских отношений подтвердило, что совместно выбранные двумя странами стратегия и тактика представляются правильными. Только неизменно придерживаясь идеи развития политических отношений в духе равноправного взаимодействия и взаимного уважения, неизменно руководствуясь принципом взаимной выгоды, взаимной пользы, сотрудничества и обоюдного выигрыша, неизменно следуя духу гармонии и инклюзивности, вечной дружбы и мира, неизменно следуя концепции совместного противодействия кризисам и согласованных действий в области безопасности, можно непрерывно углублять политическое взаимодоверие между двумя странами, и только таким образом можно в ходе сотрудничества достичь взаимной выгоды и обоюдного выигрыша и обеспечить долгосрочное, здоровое и стабильное развитие взаимоотношений двух стран.

В ходе 65-летнего развития, на фоне колоссальных перемен и масштабного урегулирования, происходящих в мире, китайско-российские отношения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства становятся все более прочными, они стали достойным примером стабильных, здоровых и зрелых государственных взаимоотношений. На фоне непрерывного распространения глобального финансового кризиса и серьезного застоя в мировой экономике китайско-российское деловое сотрудничество демонстрирует тенденцию к дальнейшему подъему, к тому же становится все более плодотворным и приносит двум странам и их народам реальную выгоду и пользу. Политическое взаимодоверие двух стран достигло небывало высокого уровня, а также стало важным фактором, способным содействовать благоприятной интерактивности, защитить мир и стабильность в регионе и во всем мире.

Для жизни отдельно взятого человека 65 лет – достаточно продолжительный срок, однако для двух бурно развивающихся держав подобное время напоминает солнце в 8-9 часов утра, полное молодой энергии и жизнеспособности. В настоящее время китайско-российские отношения находятся на новом историческом старте, они обретают новые шансы для дальнейшего развития. Будучи крупными державами, соседними странами и постоянными членами Совета Безопасности ООН Китай и Россия выполняют историческую миссию, в основе которой лежат содействие отечественному развитию и защита мира и развития во всем мире. Невзирая на любые перемены, происходящие в мире, несмотря на любые трудности и препятствия, стоящие на пути поступательного движения вперед, вера в вечную дружбу между Китаем и Россией непоколебима, как непоколебима и цель китайско-российского сотрудничества в деле взаимной выгоды, обоюдного выигрыша и совместного развития. Мы уверены в том, что долгосрочные, стабильные и здоровые китайско-российские отношения непременно принесут счастье народам двух стран, обязательно внесут значимый вклад в дело мира, сотрудничества и развития во всем мире.

russian.china.org.cn

дружба с Россией была ошибкой

На днях Россия объявила о начале сотрудничества с Вьетнамом и добыче нефти в спорной акватории Южно-Китайского моря, чем впервые вызвала открытое порицание со стороны МИД КНР. Китай всегда придерживался позиции «дружбы с Россией против США», но теперь Пекин внезапно назвал дружбу России и Китая ошибкой, что позволило сделать предположение о разрыве отношений.

На днях Россия объявила о начале сотрудничества с Вьетнамом и добыче нефти в спорной акватории Южно-Китайского моря, чем чуть ли не впервые вызвала открытое порицание со стороны Министерства иностранных дел Китая. В последние годы Китай придерживается позиции «дружбы с Россией против США», однако теперь Пекин, который всегда давал высокую оценку российско-китайским отношениям, внезапно изменил свой настрой, что позволило сделать предположение о разрыве отношений.

На очередной пресс-конференции, прошедшей в Министерстве иностранных дел 17 мая, журналисты интересовались, какого мнения придерживается китайская сторона относительно того, что вьетнамский филиал «Роснефти» разрабатывает месторождения в спорной акватории Южно-Китайского моря.

В ответе на этот вопрос пресс-секретарь МИД КНР напомнил, что ни одно государство, организация, предприятие или частное лицо не может вести работы по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на территории, подконтрольной Китаю, без разрешения китайского правительства. Пресс-секретарь настойчиво попросил заинтересованные страны уважать суверенитет и юрисдикцию Китая, а также не совершать того, что могло бы негативно сказаться на двусторонних отношениях, мире и стабильности в регионе.

© AP Photo, Xinhua/ Liang XuКитайская буровая платформа в Южно-Китайском море. 16 мая 2017 года

В российских СМИ появились заголовки, сообщающие о том, что противоречия между Россией и Китаем становятся явными: «Пекин просит „Роснефть“ соблюдать суверенитет Китая», «Россия может стать козлом отпущения в конфликте между Китаем и Вьетнамом». 14 мая «Роснефть» заявила, что сотрудничество будет вестись с Вьетнамом, Индией и Японией, а нефтяное месторождение 06-1, находящееся в пределах девятипунктирной линии, в скором времени будет открыто.

По мнению российских экспертов, сотрудничество с Вьетнамом было налажено в удобное для России время, пока Китай занят торговыми переговорами с США и противостоянием с американскими военными кораблями в Южно-Китайском море. А также специалисты считают, что причина подобного поведения заключается в тесных связях между коммунистическими партиями Вьетнама и Китая, которые страны не намерены разрывать.

Как написал один китайский интернет-пользователь: «Если бы США начали разработку нефти в Южно-Китайском море, реакция была бы еще более негативной! Несмотря на хорошие отношения между Россией и Китаем, такие действия со стороны России — как нож в спину. МИД это осуждает, но не действует так активно, как в торговой войне с США!»

В апреле министр обороны КНР Вэй Фэнхэ и министр иностранных дел Ван И посетили Россию с визитом. Существует мнение, что усиление сотрудничества между Россией и Китаем стало стратегической попыткой заручиться поддержкой партнера в противостоянии с США ввиду того, что три американских атомных авианосца были направлены в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Уже два года назад политика МИД КНР изменилась, Китай больше не стремился к сотрудничеству с США, более приоритетным направлением теперь стала «дружба с Россией против США». Данная политика вызывает много споров даже внутри страны. В китайских социальных сетях пишут, что это крупнейшая стратегическая ошибка Пекина, и приводят следующие доводы: на протяжении истории Россия отняла у Китая больше всех территорий, а США, в свою очередь, больше всех помогали Китаю после Второй мировой войны. Тогда Мао Цзэдун не питал особых дружеских чувств к СССР, результатом чего стали военные столкновения на острове Даманский. СССР не дал Китаю ничего, кроме бедствий и позора, в то время как из США в Китай пришли демократия и общечеловеческие ценности.

Россия считает себя демократической страной, однако ее поведение на международной арене противоречит принципам демократии, что не способствует доверию. Сообщается, что в этом году российской полицией было отнято немало имущества китайских бизнесменов. Трубопровод, соединяющий Россию с Китаем, хотят перенаправить в Японию. Прекращение поставок российской нефти в Китай буквально перекроет стране кислород. Китай надеется, что Россия этого не сделает.

bigsmi.com

Си Цзиньпин заявил, что ценит дружбу с Путиным и отношения с Россией

14:5415.06.2018

(обновлено: 14:55 15.06.2018)

1261139

ПЕКИН, 15 июн — РИА Новости. Председатель КНР Си Цзиньпин в пятницу в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным заявил, что вдвойне ценит дружбу с российским президентом и вдвойне дорожит российско-китайскими отношениями, говорится в сообщении министерства иностранных дел КНР.

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Леонид Слуцкий. Архивное фотоСлуцкий призвал вовлечь Россию и Китай в переговоры по денуклеаризации

"Господин президент (Владимир Путин — ред.) совсем недавно совершил успешный государственный визит в Китай и принял участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества в Циндао. Я вдвойне ценю глубокую дружбу с господином президентом и вдвойне дорожу общей хорошей обстановкой российско-китайских отношений", — заявил Си Цзиньпин, слова которого приводятся на сайте внешнеполитического ведомства Китая.

Он также подчеркнул, что в ключевой момент развития для каждой из стран и в условиях постоянно меняющейся сложной международной обстановки лидеры двух стран постоянно поддерживают контакты.

"Россия и Китай прочно опираются друг на друга, оказывают друг другу твердую поддержку, защитили суверенитет, безопасность и интересы развития двух стран, а также мир, стабильность и справедливость в мире и в регионе", — отметил председатель КНР.

Председатель КНР Си Цзиньпин вручил президенту РФ Владимиру Путину орден Дружбы КНР. 8 июня 2018Россия и Китай подписали рекордные контракты на полях саммита ШОС

Си Цзиньпин выразил готовность и дальше прилагать усилия, чтобы содействовать устойчивому, стабильному развитию российско-китайских отношений всестороннего стратегического партнерства и взаимодействия.

Председатель КНР также поздравил Россию с успешным открытием чемпионата мира по футболу и пожелал его успешного проведения.

В заявлении МИД Китая отмечается, что Путин в свою очередь поздравил с успешным проведением саммита ШОС в Циндао и поблагодарил китайскую сторону за теплый прием. Президент России также подчеркнул, что особо ценит личную дружбу с Си Цзиньпином, выразил готовность и дальше поддерживать тесный контакт.

ria.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта