Содержание
«Россети ФСК ЕЭС» | О филиале
Главная / О компании / Филиалы / МЭС Сибири / О филиале
В соответствии с перспективным планом создания линии электропередачи «Сибирь – Казахстан – Урал – Центр» в 1982 году в Барнауле было основано Западно-Сибирское предприятие межсистемных электропередач (ЗапСибМЭС). Оно выполняло функции заказчика строительства линии электропередачи 1150 кВ «Экибастуз – Барнаул» с соответствующей подстанцией в городе. Первый в Сибири участок этой линии протяженностью 371 км был принят в эксплуатацию в 1988 году. В том же году началось сооружение участка «Барнаул – Итат» (448 км). В 1997 году были созданы Межсистемные электрические сети Сибири, а в 2002 году они преобразованы в филиал ПАО «ФСК ЕЭС» – Магистральные электрические сети (МЭС) Сибири.
МЭС Сибири работают на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В зону его обслуживания входят 12 субъектов Российской Федерации с населением 19,1 млн человек.
МЭС Сибири отвечают за бесперебойную работу 437 линий электропередачи общей протяженностью по трассе более 25,1 тыс. км и 119 подстанций общей трансформаторной мощностью 48 578 МВА. Филиал обеспечивает межгосударственные перетоки электроэнергии в Казахстан и Монголию.
В подчинении находятся 5 предприятий магистральных электросетей (ПМЭС) – Красноярское, Западно-Сибирское, Хакасское, Забайкальское и Кузбасское. Генеральный директор филиала – Терсков Александр Владимирович..
Контакты:
660099, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 117
Тел.: (391) 265-95-00 (приемная)
E-mail: [email protected]
Противодействие коррупции: Форма обратной связи
Телефон горячей антикоррупционной линии +7 (495) 664-84-94.
Линии электропередачи
| Подстанции
|
Зона обслуживания
В эксплуатационном обслуживании МЭС Сибири находятся электросетевые объекты, расположенные на территориях:
- Красноярского края;
- Алтайского края;
- Республики Бурятия;
- Республики Хакасия;
- Республики Тыва;
- Республики Саха (Якутия) – Ленский район;
- Новосибирской области;
- Кемеровской области – Кузбасса;
- Омской области;
- Томской области;
- Иркутской области;
- Забайкальского края.
«Россети ФСК ЕЭС» | Центр подготовки персонала МЭС Западной Сибири
Главная / Персонал / Сведения об образовательной организации / ЦПП МЭС / МЭС Западной Сибири
1. Основные сведения.
Центр подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири создан в 2010 году.
Контактная информация:
Центр подготовки персонала филиала Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» — МЭС Западной Сибири (ЦПП филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири).
Почтовый адрес: Тюменская область, г. Сургут, ул. Геологическая, 4,
Телефон: 8(3462)77-75-12
E-mail: [email protected].
2. Структура и органы управления образовательной организацией.
Полное наименование: Центр подготовки персонала филиала Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» — МЭС Западной Сибири (ЦПП филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири).
Начальник Центра подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири — Антоненко Евгений Алексеевич, тел. 8(3462) 77-74-78, [email protected].
Положение о Центре подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири.
3. Документы:
3.1. Устав ПАО «ФСК ЕЭС».
3.2.Лицензия на осуществление образовательной деятельности с приложениями.
3.3. Правила внутреннего трудового распорядка работников филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири.
3.4. Отчеты о результатах самообследования Центра подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири находятся в общих отчетах о результатах самообследования Центров подготовки персонала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС:
3.5. Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования.
4. Образование.
4.1. Уровень образования: Центр подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири реализует программы дополнительного профессионального образования: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; профессиональная подготовка и повышение квалификации по профессиям рабочих.
4.2. Формы и нормативные сроки обучения, учебные и учебно-тематические планы, календарные учебные графики, рабочие программы, учебно-методическое обеспечение программ и оценочные материалы описаны в каждой образовательной программе:
- Перечень программ профессионального образования;
- Программы профессионального образования.
4.3. Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в Центре подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири не предусмотрено.
4.4. Обучение в Центре подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири ведется на русском языке.
4.5. Научно-исследовательская деятельность не ведется.
4.6. Вступительные испытания для обучающихся в Центре подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири по программам дополнительного профессионального образования не предусмотрены.
5. Образовательные стандарты.
Центр подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири в рамках осуществления деятельности по обучению не использует федеральные образовательные стандарты.
6. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав.
Начальник Центра подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири — Антоненко Евгений Алексеевич, тел. 8(3462) 77-74-78, [email protected].
6.1. Преподавательский состав Центра подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири.
7. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
7.1. Информация о материально-техническом обеспечении Центра подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири.
8. Стипендии и иные виды материальной поддержки.
8.1. Стипендия и иные виды материальной поддержки для обучающихся в Центре подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири не предусмотрены.
9. Платные образовательные услуги.
10. Финансово-хозяйственная деятельность.
10.1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности за счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в Центре подготовки персонала филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири отсутствует.
11. Вакантные места для приема (перевода).
11.1. Вакантных мест для приема (перевода) обучающихся в Центре подготовки персонала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири не предусмотрено, по причине отсутствия финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Исчезающие образы этноса и религии в Западной Сибири в конце 19 — начале 20 вв.
Фотография из коллекции
Посмотреть архив проекта (827)
Цели и задачи
Проект направлен на спасение стеклянных негативов и уникальных бумажных репродукций, изображающих коренные народы Западной Сибири начала ХХ века. Эти образы значимы как для международного научного сообщества, так и для самобытности коренных народов. В рамках проекта также будут изучены возможности и осуществимость крупного проекта, направленного на сохранение фотоматериалов доиндустриального периода, отражающих этническое и религиозное наследие уральских и сибирских народов, а также на документирование истории его уничтожения в 1930 с.
После оцифровки стеклянные негативы будут храниться в соответствующих условиях; каждый в отдельном должным образом помеченном конверте и сейфе. Также будут изготовлены цифровые копии наиболее исчезающей и древнейшей части уникальной коллекции бумажных гравюр конца 19 — начала 20 века, изображающих быт коренных народов Сибири. Цифровые копии будут переданы в Британскую библиотеку и в Тобольский историко-архитектурный музей-заповерник.
Коллекции находятся в плохих условиях хранения в Тобольском музее, который до конца 1930-х годов был культурной столицей Сибири и центром этнографических исследований. Коллекции документируют жизнь сибиряков, в основном коренных народов, в то время как их традиционный образ жизни еще не был разрушен советской модернизацией. Эти подлинные образы жизни коренного населения имеют большое значение не только для международного научного сообщества как этноисторический документ, но и для коренных народов Западной Сибири в их этнорелигиозной мобилизации, в том числе притязаний на землю.
В музеях Перми и Кирова находятся две дополнительные коллекции стеклянных негативов с изображениями других этнических и религиозных групп, например, старообрядцев. Пилотный проект исследует потенциал и осуществимость крупного проекта, направленного на сохранение фотоматериалов доиндустриального периода, отражающих быт коренных народов и религиозные традиции уральских и сибирских народов, а также на документирование истории их уничтожения в 1930-х годах. Печальный парадокс, что материалы, документирующие преследуемые религии, могут исчезнуть во время религиозного возрождения России.
Эта более общая цель будет заключаться в поиске фотоматериалов XIX и начала XX века в западно-сибирских архивах, музеях и других учреждениях, где они хранятся в неблагополучных условиях или в личных коллекциях, и, по возможности, в их каталогизации и оцифровке. Фотодокументы, хранящиеся в частном порядке, особенно важны для реконструкции религиозной жизни Урала и Сибири до советской модернизации, поскольку большинство религиозных учреждений вместе с их архивами было уничтожено в XIX в. 30 с.
Некоторые из сохранившихся снимков отражают особенность короткого уникального периода религиозной ситуации перед началом коллективизации и «культурной революции», когда коренные жители не проявляли особого страха проявлять свою коренную религиозность. Их главный противник и прежний гонитель, Православная церковь, стала главной мишенью атеистической политики советского государства и утратила свою власть, в то время как атеистическая кампания против местных религий находилась еще в зачаточном состоянии. В результате люди на фотографиях изображают удовлетворение и радость, свободно проявляя свое религиозное наследие. Таким образом, эти фотографии в лучшем случае олицетворяют знаменательные моменты истории этносов, поскольку созданы при непосредственном участии самих коренных жителей.
Итоги
В рамках проекта оцифровано 786 стеклянных пластин из коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (ТИАМЗ).
Каждая пластина была очищена, отсканирована, помещена в новый корпус, промаркирована в соответствии с требованиями ТИАМЗ и ЕАП и каталогизирована. Все изображения были перечислены в соответствии с рекомендациями EAP. Поскольку сотрудники ТИАМЗ сами взялись за оцифровку бумажных отпечатков и было обнаружено больше стеклянных пластин, чем планировалось отсканировать изначально, бумажная часть проекта была отменена. Зато проекту удалось определить большинство смешанных пластин, их время, место и авторство.
Около 376 цифровых изображений в формате TIFF были также получены из некоторых конвертов, в которых первоначально хранились пластины, поскольку они содержали ценные примечания, которые иногда помогали идентифицировать изображения.
Фотоматериалы XIX и начала XX вв. обнаружены и обследованы в ряде архивов, музеев и других учреждений, а также в частных собраниях, в том числе в Государственных архивах и музеях в Перми, Кирове, Соликамске, Екатеринбурге и Чердыни. На основе этого исследования было подготовлено отдельное исследование.
Все находящиеся под угрозой исчезновения коллекции каталогизированы и надежно хранятся в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (ТИАМЗ). Цифровые копии всех пластин находятся на хранении в ТИАМЗ и Британской библиотеке. Был подготовлен электронный каталог для размещения на официальном веб-сайте Музея, а сотрудникам были даны рекомендации относительно того, как сделать суррогатные небольшие изображения доступными для представителей общественности и исследователей. Также планируется подготовить каталог наиболее ценной части коллекции, который будет издан в печатном виде.
Музей сам подготовил репортаж о проекте и представил результаты для местного и национального телевидения. Кроме того, информация о снимках, сделанных в районе полуострова Ямал, была передана телеканалу в Салехарде. Результаты проекта также были представлены на двух международных и двух национальных конференциях, а некоторые выявленные изображения были представлены сообществам коренных народов.
Записи, скопированные этим проектом, были занесены в каталог как:
- Тобольский историко-архитектурный музей-курорт Коллекция стеклянных пластин [1895 — конец 1930-х гг. ]
Посмотреть архивы этого проекта (827)
География России снижает шансы на рыночные реформы?
Сибирь, как и «холод», веками была синонимом самого образа России. От царей, первыми посеявших семена городов в Сибири, до советских планировщиков, которые переселили массы людей и промышленности в ее обширные и отдаленные регионы, исследование и освоение Сибири сформировали чувство национальной идентичности России. «Дикая граница» Сибири давно сулила богатство и возможности для остальной части России.
Однако семьдесят лет советской власти превратили это обещание в нечто более похожее на проклятие.
Несмотря на то, что централизованное планирование было упразднено, его наследие осталось — почти невообразимо плохое распределение труда и капитала, которое нелегко поддерживать и адаптировать к рынку. Сегодня, благодаря советской экономической политике, экономическая география России сильно искажена. В частности, огромная часть современной России — города, фабрики и люди — затерялась в дали и холоде Сибири. До тех пор, пока российские лидеры не примирятся с отставанием — и чрезмерным развитием — Сибири в 20-м веке, их усилия по построению конкурентоспособной рыночной экономики и нормального демократического общества, скорее всего, потерпят неудачу.
Большевистское наследие
За пять столетий цари превратили Россию в самую большую страну мира. Они создали государство, определяемое его физической географией, с национальной идентичностью, основанной на территориальной экспансии, кульминацией которой стало завоевание Сибири. Но именно Советы сформировали экономическую географию современной России. Там, где цари размещали форты, деревни и города в Сибири, советские правители направили миллионы узников трудовых лагерей для строительства гигантских электростанций, заводов, шахт и железных дорог, а также городов. Цари завещали большевикам огромный участок самой холодной территории в мире, но большевики решили бросить вызов силам как природы, так и рынка при ее освоении.
Связанные книги
Благодаря советской индустриализации и массовому заселению Сибири большая часть населения России сегодня рассеяна по обширной территории в крупных, но изолированных городах и поселках. Неадекватные автомобильные, железнодорожные, воздушные и другие пути сообщения сдерживают усилия по соединению этих населенных пунктов, развитию межрегиональной торговли и развитию рынков. Примерно каждый десятый россиянин живет и работает в невероятно холодных сибирских городах, где средняя январская температура колеблется от -15 до -45 градусов по Цельсию (от +5 до -49 градусов по Цельсию).градусов по Фаренгейту). Из-за своего расположения эти города по-прежнему сильно зависят, как и в советское время, от субсидий центрального правительства на топливо, продукты питания и транспорт. Стоимость жизни здесь в четыре раза выше, чем в других регионах Российской Федерации, а стоимость промышленного производства иногда еще выше.
Сибирь и ГУЛАГ
В конце царского периода внутренние районы Сибири почти не были нанесены на карту, не говоря уже о заселении. Масштабное заселение и урбанизация Сибири были невозможны при царях. Затраты на заселение, эксплуатацию и содержание такой обширной холодной территории были просто слишком обременительны для их рыночной экономики. Только Советский Союз — тоталитарное государство с принуждением в своей основе, с его высокоцентрализованным контролем над производством и перераспределением ресурсов и абсолютно без чувства цены — мог завоевать Сибирь.
Как и цари, Советское государство использовало Сибирь как ресурсную границу и как исправительную колонию. Но Советы развили царскую сибирскую пенитенциарную систему до невиданных ранее уровней. При Иосифе Сталине правительство запустило систему трудовых лагерей в 1929 году с явной целью колонизации и эксплуатации природных ресурсов самых отдаленных регионов страны. К 1934 году полмиллиона советских граждан — все, кто был приговорен к трем и более годам лишения свободы, — находились в ГУЛАГе (аббревиатура, основанная на названии отдела советского министерства полиции, который руководил лагерной системой). Великие сталинские чистки конца 19 века.30-е годы довели общую численность лагеря до более чем 2 миллионов человек.
ГУЛАГ и его практически неисчерпаемый резерв рабского труда стали основными инструментами индустриализации Сибири. Заключенные ГУЛАГа — около 18–20 миллионов из них за чуть более двух десятилетий — способствовали эксплуатации лесных и полезных ископаемых в безлюдных отдаленных районах. Они также прокладывали железные дороги, строили дороги и плотины, рыли каналы, разрабатывали нефтяные месторождения, строили фабрики и фермы, и все это в чудовищно нечеловеческих условиях.
Вторая мировая война дала дополнительный импульс развитию Сибири, когда основные заводы из европейской части России были перемещены на восток, в Уральские горы и дальше, чтобы сделать их недосягаемыми для вторжения немецких войск. Сибирь получила 322 переселенных завода. Послевоенные планы экономического развития, охватывающие как эти, так и еще не построенные промышленные объекты, требовали еще большего количества принудительного труда. Постоянно, с середины 1949 г. и до смерти Сталина в 1953 г., в исправительно-трудовых лагерях находилось около 2,5 млн узников, половина из которых совершила преступления не более тяжкие, чем кражи. В те пиковые годы в конце 19В 40-х и начале 1950-х годов на ГУЛАГ приходилось примерно 15–18 процентов всей российской промышленной продукции и занятости в промышленности.
Сибирь после Сталина
ГУЛАГ был в значительной степени расформирован после смерти Сталина, но уже заложил основу для того, что должно было стать масштабным проектом развития Сибири при его преемниках. Многие мотивы сошлись в послевоенном освоении Сибири. Коммунистические экономисты стремились добывать нефть, газ, алмазы, золото и другие богатые месторождения полезных ископаемых в Сибири, чтобы сделать Советский Союз самодостаточным в отношении стратегических ресурсов. Военные планировщики, которые во время войны уже начали переосмысливать Сибирь как стратегический редут — оборонительное ядро в глубине страны, — хотели обеспечить заселение и безопасность всего региона. Советские политики, которым было поручено спроектировать и мобилизовать общество в 1960–80-е годы подчеркивали идеологию «завоевания новых земель» — теперь интерпретируемую как кампании по преодолению природы и дикой природы посредством индустриализации — для увеличения мощи советского государства.
Запланированные «Города»
Города были важной частью планов сибирской индустриальной утопии. Города развивались в Сибири в тандеме с промышленностью, чтобы обеспечить постоянный резерв рабочей силы для заводов, рудников и нефтяных и газовых месторождений. Однако во многих отношениях города на самом деле не были городами. Вместо того, чтобы быть настоящими социальными и экономическими объектами, они были физическими пунктами сбора, хранилищами и центрами снабжения — в высшей степени утилитарными. Они строились для нужд промышленности и государства, а не для нужд людей. Действительно, основная ответственность за планирование и строительство городской инфраструктуры лежала на советском министерстве экономики, отвечавшем за предприятие, для обслуживания которого был создан город. Немногие обязанности были возложены на муниципальные органы власти.
Тем не менее города росли, как в количестве, так и в размерах. К 1970-м годам Советский Союз урбанизировал свои самые холодные регионы в такой степени, которая намного превосходит любую другую страну мира. (Смотрите рамку на странице 25.) Как раз в то время, когда жители Северной Америки и Западной Европы переезжали в более теплые регионы своих стран, Советы двигались в противоположном направлении.
Бум… и спад
В 1970-х и начале 1980-х годов Сибирь и Дальний Восток России доминировали в советских программах регионального развития. Западная Сибирь, богатая не только нефтью, но и природным газом, была на пути к превращению в крупнейший энергопроизводящий район СССР, и на всю Сибирь планировались грандиозные долгосрочные промышленные проекты. Западные аналитики были поражены размахом проектов и объемом инвестиций, необходимых для их реализации.
Но советский экономический спад конца 1970-х положил конец таким амбициям. К 1980-м масштабные инвестиции в Сибирь и на Дальний Восток приносили крайне низкую отдачу. Многие крупные строительные проекты остались незавершенными или отложены на неопределенный срок. Сначала в бедах обвиняли непропорциональное и непоследовательное планирование, неэффективное управление и плохую координацию. Но в реформистскую эпоху конца 1980-х годов при Михаиле Горбачеве проблемой считалась сама Сибирь, а также усилия по ее развитию. Критика гигантских затрат в Сибири стала обычным явлением. Региональные аналитики и специалисты по планированию в Сибири развернули ожесточенные арьергардные бои. Они пытались оправдать сохраняющиеся высокие инвестиции, указывая на ценность товаров, произведенных в Сибири, на мировых рынках и зависимость государства от сибирских природных ресурсов и поставок энергии. Тем не менее к 1989 индустриализация Сибири начинала казаться монументальной ошибкой. В любом случае сибирское предприятие было резко остановлено распадом Советского Союза в 1991 году и началом макроэкономических реформ в России в 1990-х годах.
Сокращающаяся Россия
Более 50 лет советские планировщики строили сибирские города, промышленные предприятия и электростанции — хотя зачастую и не дороги — там, где их никогда не следовало строить. Огромные города и промышленные предприятия, широко разбросанные и по большей части изолированные, теперь усеивают обширный регион. Ни один сибирский город не может считаться экономически самодостаточным. А закачка крупных дотаций в Сибирь лишает остальную Россию шансов на экономический рост.
Чтобы стать экономически конкурентоспособной и добиться устойчивого роста, Россия должна модернизировать и соединить свою физически обширную, но плохо развитую экономику. Но реальные изменения и модернизацию невозможно проводить в рамках нынешней экономической географии России. Модернизация и модернизация существующих систем автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, например, или добавление новой инфраструктуры и новых средств связи просто улучшит связи между городами, городами и предприятиями, которых никогда не должно было быть там, где они есть. Это сделало бы более пригодными для жизни места, где, с экономической точки зрения, большинству людей изначально не следует жить.
Вместо того, чтобы пытаться «исправить» свою неразвитую экономику за счет дальнейших инвестиций в Сибирь, России нужно сделать прямо противоположное. Ему необходимо сосредоточить свое внимание на реконструкции потенциально наиболее продуктивных регионов, расположенных в западной части страны. Большая часть нынешнего населения Сибири нуждается в переселении в те районы, которые и теплее, и ближе к рынкам Европы. По сути, это политика «сжатия» России, но она осуществляется за счет концентрации ее экономической географии, а не за счет изъятия территории.
Новый подход к людям
Такая стратегия сокращения не только противоречит имперской и советской истории территориальной экспансии России, но и требует отказа от многовековой политики сдерживания и направления движения русских люди. Чтобы разумно сократить экономическую географию России, правительство должно поставить в качестве одного из своих главных приоритетов содействие свободному передвижению людей внутри Российской Федерации. Даже сегодня, несмотря на то, что законное право на передвижение закреплено в конституции, россияне по-прежнему не могут свободно переезжать туда, где они хотели бы жить и работать. Ограничения на проживание в таких городах, как Москва, в сочетании с нехваткой ресурсов, слабо развитыми рынками труда и жилья, а также отсутствием сетей социальной защиты препятствуют личной мобильности. Правительству необходимо устранить такие явные и скрытые барьеры, чтобы люди могли двигаться туда, куда они хотят.
В то время как многие русские будут рады возможности переехать, для других сокращение Сибири будет болезненным. Многие люди, которые хотели бы переехать, слишком бедны для этого, и чем хуже становится экономическая ситуация в регионе, тем меньше у них возможностей переехать. Российская Федерация недостаточно богата, чтобы финансировать массовое переселение, и сегодня мало мест в России могут предложить новые рабочие места. Однако в той мере, в какой это возможно, правительство должно помогать переселять людей, особенно молодых и продуктивных, из Сибири в европейскую часть России. Он должен предлагать пакеты услуг по переселению или единовременные выплаты или бонусы, чтобы помочь им переехать. Он мог бы, например, финансировать миграцию через специальный фонд, сформированный за счет доходов от сибирских национальных богатств.
Самой большой проблемой будет иметь дело со многими жителями Сибири, которые слишком стары или слишком неквалифицированны, чтобы найти работу в другом месте. Их активы в регионе ничего не стоят и не могут быть проданы для финансирования их переезда. Для этих людей российскому центральному и региональному правительству придется продолжать субсидии на топливо, продукты питания и другие субсидии в ближайшие десятилетия, чтобы сделать жизнь сносной. Но субсидии должны быть прозрачными, чтобы население в других регионах России, а также в Сибири знало, кто за что платит и почему.
Реалистичные стратегии развития Сибири
Британский географ Майкл Брэдшоу рекомендовал России принять «более чистый и экономичный подход» к освоению Сибири и Дальнего Востока — переход от трудоемких методов к трудосберегающим технологиям и отраслям которые могут легко избавиться от рабочей силы или нанять временных работников. Это совершенно правильный подход, даже если это означает возобновление акцента на добывающую и энергетическую отрасли региона. Это единственные отрасли, которые могут полагаться (и платить высокую заработную плату за привлечение) внешних работников, находящихся в краткосрочных командировках.
Канада предлагает соответствующую модель. Север Канады является ресурсной базой, но основная часть населения страны проживает вдоль границы с США, недалеко от рынков и в самых теплых районах страны. Согласно переписи населения Канады 2002 года, на северных территориях Канады проживает менее 1 процента всего населения страны. Горнодобывающая промышленность Канады — и северная промышленность в целом — зависит от сезонной рабочей силы, при этом численность рабочей силы сокращается в самые холодные зимние месяцы и снова увеличивается летом.
Если бы Россия приняла аналогичный подход, большая часть ее населения жила бы ближе к рынкам Европы, а также в более теплых районах страны. Сибирские города были бы намного меньше, чем сейчас. В очень отдаленных районах, где расположены основные природные ресурсы, поселения будут аванпостами (а не поселками и городами) с небольшим постоянным населением и сильной зависимостью от сезонных рабочих в производстве основной части продукции в летние месяцы.
Новые концепции безопасности
Наконец, России придется переосмыслить вопросы безопасности, поскольку она рассматривает перспективу «пустых земель» в Сибири и на Дальнем Востоке России. Несмотря на распространенные в России опасения, самые серьезные аналитики не предвидят массового наплыва мигрантов из Китая через границы России. Тем не менее, учитывая, что Россия граничит со странами, которые, возможно, не всегда остаются дружественными, необходимо решать ее проблемы безопасности. Усовершенствованные технические системы — например, создание датчиков, новых сил быстрого реагирования и высокотехнологичного оружия — могли бы заменить развертывание и поддержку крупных обычных сухопутных и морских сил на дальневосточных границах. В долгосрочной перспективе более важными будут совместные решения, такие как международный договор с такими соседями, как Китай и Соединенные Штаты, чтобы гарантировать территориальную целостность России и ее постоянный суверенитет над Сибирью и Дальним Востоком.
Движение вперед
Рыночные механизмы сами по себе не решат проблем, вытекающих из искаженной экономической географии России. Чтобы переконцентрировать свое население на западе и исправить перекосы в экономике, России потребуется активная, даже смелая государственная политика. Даже в этом случае эти политики должны быть скромными в своих ожиданиях. Сталинский процесс, поставивший людей в Сибири на первое место, не может быть полностью повернут вспять. Люди не будут переезжать массово, и цель ни в коем случае не в том, чтобы «опустошить» этот богатый ресурсами регион, а в том, чтобы помочь ему приблизиться к тем видам экономической деятельности, а значит, и к населению, которое могло бы быть ожидается в рыночных условиях.
Одним из больших препятствий на пути осуществления изменений будут губернаторы, олигархи и другие лица, базирующиеся в Сибири, заинтересованные в продолжении региональных субсидий и программ реконструкции. Президенту Путину и другим национальным лидерам придется поставить себя выше таких региональных интересов. Они должны подавать четкие сигналы о том, что будущее России (а, следовательно, и Сибири) зависит от сильной, интегрированной и связанной России, чего нельзя достичь, если правительство будет постоянно выкачивать ресурсы — не в последнюю очередь человеческие ресурсы — из из более продуктивных районов и в Сибирь.
России необходимо добиться, насколько это возможно, соответствия между ее наиболее производительными (или потенциально наиболее продуктивными) регионами и ее наиболее производительным капиталом, включая людей. Это включает в себя помещение Сибири в ее надлежащий контекст, что означает, по крайней мере, в одном отношении возрождение древнего мифа об обещании Сибири. Богатство Сибири не сибирское. Это Россия. Так получилось, что большая часть богатств России и большая часть ее природных ресурсов находятся в Сибири. Но Сибирь не может претендовать на них как на свои, как бы этого ни хотели местные олигархи и чиновники.
Российские лидеры не стоят перед выбором: осваивать Сибирь или отказываться от нее и отбрасывать. Поскольку они позволяют большинству сибиряков перемещаться в другие места, они могут реально осваивать ресурсы региона, снижая его зависимость от огромных фиксированных резервов рабочей силы и переходя к более технологически интенсивным методам добычи и схемам временной работы.
Сегодня ресурсы Сибири разрабатываются по слишком высокой цене. Предприятия, не относящиеся к энергетическому сектору, не могут генерировать достаточных доходов, чтобы платить высокую заработную плату, привлекать новую рабочую силу или удерживать существующую рабочую силу. Вместо этого административные, нерыночные механизмы удерживают людей на месте — сильно субсидируемые в ущерб России в целом.