Eng Ru
Отправить письмо

Является ли налогом плата за загрязнение окружающей природной среды. На загрязнение окружающей среды налог


Является ли налогом плата за загрязнение окружающей природной среды

В практике бухгалтерского и налогового учета порой возникает вопрос о квалификации платы за загрязнение окружающей среды, а именно, является ли этот платеж налогом (сбором) или нет.С одной стороны – это, безусловно, обязательный платеж в бюджет, с другой – этот платеж не включен в перечень налогов, закрепленный Налоговым Кодексом РФ.

Плата за загрязнение окружающей среды в настоящее время взимается на основании:- Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды";-  Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В указанных статьях отсутствует платеж за загрязнение окружающей природной среды. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Однако, платежи за загрязнение природной среды все же взимаются.

По заявлению ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" Верховный суд Российской Федерации рассматривал вопрос о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632  и вынес решение от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178, которым признал незаконность взимание сбора за загрязнения окружающей среды.

В свою очередь, пользуясь своими конституционными правами, Правительство РФ обратилось в Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом.

Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрел обращение Правительства РФ и вынес определение от  10.12.2002 № 284-О, которым признал законность взимания сбора за загрязнение окружающей среды.

Как видим и в судах нет единого мнения по поводу правовой природы данного сбора. Полемика по этому вопросу не окончена по сей день.

При этом позиция судов сходится в одном:  сбор за загрязнение окружающей природной среды не является налогом и сбором в раках налоговой системы Российской Федерации. Этот сбор обязательный, «фискальный», но к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством не относится.

Для бухгалтеров из этого следует вывод о том, что данный платеж не следует учитывать на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме того, в налоговом учете этот платеж в составе прочих расходов не относится к расходам на оплату налогов и сборов, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а может быть квалифицирован как другие расходы в соответствии с  подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Следует также отметить, что сумму данного сбора не следует отражать по строке 041 «суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,…» Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации.  

Консалтинговая группа «Капитал» оказывает услуги по налоговому консультированию и ведению бухгалтерского учёта в Перми и Пермском крае. Позвоните нам по телефону (342) 294-30-00 или приезжайте в офис по адресу г. Пермь, ул. 25 октября, 66

  

capital-cg.ru

В Китае ввели налог на загрязнение окружающей среды

По оценкам экспертов, экологический налог в Китае позволит ежегодно собирать до 50 млрд юаней, это порядка 7,68 млрд долларов.

С 1 января 2018 года в Китае начинают взимать экологический налог. Он нацелен на сокращение вредных выбросов в атмосферу в одной из самых загрязненных стран мира. Закон затронет как индустриальные компании, так и частных лиц. Размер выплат будет зависеть от региона. В Пекине экологический налог самый высокий, сообщает Еuronews.com.

экологический налог в китае

Фото: Kevin Frayer / Getty. Мужчины тянут трехколесный мотоцикл в районе Шаньси, Китай, это рядом с электростанцией, работающей на угле. Китай выделяет примерно пятую часть мировых выбросов парниковых газов.

Новый налог заменит существующий с 1979-го сбор за загрязнение окружающей среды. Он расширит полномочия регионов и позволит им эффективнее бороться с экологическими проблемами. Налогом будут облагаться четыре вида загрязнения: шумовое, воздуха, воды, а также эмиссия твердых отходов, пишет ЭКД.

Как известно, жители многих китайских городов страдают от смога. Китай является мировым рекордсменом по объему вредных выбросов. Основные источники загрязнения — угольные электростанции и выхлопные газы. Власти страны ведут борьбу с катастрофическими последствиями наращивания темпов промышленного производства. До 2020 года Китай инвестирует в развитие возобновляемой энергетики 360,7 млрд долларов США. Китайская ветроэнергетика составляет треть всей ветроэнергетики планеты, к тому же темпы роста мощности этой отрасли энергетики Китая выше, чем в среднем в мире. В 2015 году мир стал получать электроэнергию из ветра на 63 ГВт больше, на долю Китая пришлась почти половина — 30,5 ГВт.

Выбросы CO2 от сжигания топлива по странам

CO2 emissions from fuel combustion. Выбросы CO2 от сжигания топлива

CO2-emissions-data-from-fuel-combustion-2016 Фото: enerdata.net.

Из Целей устойчивого развития: Цель 12.4 К 2020 году добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов на протяжении всего их жизненного цикла в соответствии с согласованными международными принципами и существенно сократить их попадание в воздух, воду и почву, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

theworldonly.org

Кому и почему нужно платить плату за загрязнение окружающей среды

ИНФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования приводит дополнительные разъяснения законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кто и почему должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.

Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В отношении вопросов о переходе права собственности на отходы. Росприроднадзор отмечает, что предусмотренное гр. 14 Порядка заполнения Раздела 4 (Размещение отходов производства и потребления) приложения 1 к приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов.

Такие договора предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.

В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.

В отношении расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду арендаторами производственных помещений, Росприроднадзор отмечает, что вопросы права собственности на образованные арендатором отходы могут быть оговорены между арендодателем и арендатором в договоре аренды.

В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре аренды, то обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за арендатором, согласно указанным выше положениям Закона и Кодекса.

Кто освобожден от платы и почему все-таки необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей Закона, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Частью 1 ст. 16 Закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 ст. 16 Закона устанавливает виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата.

Положения об обязанности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и размещение отходов закреплены также ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 N 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом.

Необходимо также отметить, что обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду и представлению в установленный законодательством Российской Федерации срок Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная, иная) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды, и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ставятся на учет в территориальных органах Росприроднадзора в соответствии с Законом, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Росприроднадзор отмечает, что Закон и иные федеральные законы не содержат норм (критериев) освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом изложенного, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, организации социальной и культурной сферы, а также иные бюджетные организации обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации по расчету и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за установленные законодательством виды негативного воздействия на окружающую среду.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность, в соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Базовые нормативы платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410), а приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду: ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

КОНСУЛЬТИРУЕТ МИНФИН РФ

www.pravowed.ru

Плата за загрязнение окружающей среды – это не налог

Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что к отношениям по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются положения Налогового кодекса, сделан судами со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — определение N 284-О), в котором платежи за негативное воздействие на окружающую среду квалифицированы как обязательные публично-правовые платежи (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.

Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает признаками налогового сбора, однако исходил из того, что рассматриваемые платежи имеют публично-правовую природу и находятся в сфере финансово-правовых отношений, к которым в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство не применяется.

Суд также сослался на то, что в отсутствие в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах норм, регулирующих порядок взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежат применению положения статей 45, 46 и 70 Налогового кодекса.

Президиум Высшего арбитражного суда сделал вывод, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налогом и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно пункту 3 данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок определения платы).

В случае же неуплаты по такому требованию исковое заявление, как сочли суды, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования с учетом положений пункта 3 статьи 46 и пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Налоговом кодексе названы лишь виды сборов, соответствующие приведенному выше определению.

Вместе с тем Закон об охране окружающей среды предусматривает иные обязательные публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых — платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Эти платежи по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды.

Ссылаясь на сущность платы за негативное воздействие на окружающую среду как фискального сбора, суды не учли, что сфера применения Налогового кодекса ограничивается регулированием установленных данным Кодексом налогов и сборов.

Налоговый кодекс не устанавливает такого сбора, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому его положения, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.

Ссылаясь на определение N 284-О, а также на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа», суды не учли, что изложенная в этих документах правовая позиция заключается лишь в необходимости конкретизации законодателем вопроса о том, какие именно элементы обложения неналоговым фискальным сбором (коим является плата за негативное воздействие на окружающую среду) должны быть закреплены в законе об этом сборе.

lawedication.com

Налог за загрязнение окружающей среды

раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;

  • раздел 1.2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления;
  • раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Включать в состав декларации нужно разделы лишь по тем видам платы, по которым организация или ИП отчитываются.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2017-2018

Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.

За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):

  • 30 000 – 100 000 – на организацию;
  • 5 000 – 20 000 – на руководителя.

Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.

Плата за загрязнение окружающей среды

Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно. Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации? Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены.

Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату. Оцените качество статьи.

Экологический налог в рф в 2017-2018 году: детальный обзор и способы расчета

Очевидно, что производственные предприятия, заводы, транспортные компании, промышленность — все эти субъекты в большей степени загрязняют среду. Это связано с применяемыми ими технологиями, выбросами ядовитых веществ в атмосферу, реки и озера и т.п.

Потому, уплата экологического сбора — их обязанность в первую очередь. Согласно статье 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату обязаны вносить юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Вниманиеattention

Исключение — лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории, то есть оказывающих минимальное вредное воздействие. Такие объекты перечислены в статьях 4,2 и 16.1 Закона N 7-ФЗ, а также в пункте 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны вносить все, кто загрязняет эту среду. То есть для начала организации или ИП нужно разобраться, производит ли она в своей работе загрязнение. Новая правовая норма сократила виды вредного вредного воздействия, за которые взимается плата. Начиная с 2016 года согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) »

Важноimportant Об охране окружающей среды» это:
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов;

Раньше к видам воздействия относились также выбросы в атмосферу передвижными объектами (автомобилями), а также шумы, вибрации, офисное электромагнитное излучение. Потому экологические платежи уплачивались практически всеми компаниями и ИП.

Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.Куда сдавать декларацию Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них.

По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям. Срок подачи декларации Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года.

Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.

Декларация о плате за загрязнение

Инфоinfo Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:
  • загрязняющие атмосферный воздух;
  • загрязняющие водные ресурсы;
  • размещающие отходы.

Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.

В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды – это два совершенно разных платежа.

Лимит ресурсов исчерпан

  • Главная
  • Налоговый учет

Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы. Кто должен платить Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Безопасная доля вычетов по НДС Высокая доля НДС-вычетов может привести к пристальному вниманию проверяющих. Как рассчитывается безопасная доля вычетов по НДС, где найти ее значение и как она применяется? < … Что нужно сделать с 12 по 16 марта Чтобы не забывать о важных бухгалтерских делах, можно вести ежедневник, установить на свой смартфон специальную программу, которая будет напоминать о планах, или наклеивать на рабочий монитор исписанные заметками стикеры. Но проще всего, еженедельно читать наши напоминания.< < … Требование о представлении пояснений еще не значит, что налоговики нашли ошибку Если после того, как сотрудники ИФНС затребовали пояснения к представленной декларации, налогоплательщик сдаст уточненку, то штрафа из-за ошибки в первоначальной декларации, приведшей к неполной уплате налога, не будет. Естественно, при условии, что недоимка была своевременно погашена.

advokattat.ru

Плата за загрязнение окружающей среды: нормативная основа для неналогового налога

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за такое воздействие должны определяться федеральными законами.

В настоящее время федерального закона, устанавливающего формы и размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду, не принято. На рассмотрении в Государственной думе находится проект новой главы НК РФ об экологических платежах. Однако пока плата за загрязнение - не вполне налог. А что это такое, чем регулируется и как это можно учесть, рассмотрим в сегодняшнем обзоре.

История вопроса

Плата за загрязнение окружающей среды впервые была установлена Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с п.4 данного Постановления конкретные размеры такой платы определяло Минприроды России.

28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ Решением N ГКПИ 2002-178 признал это Постановление незаконным. Судьи решили, что плата за загрязнение окружающей среды - это налоговый платеж, следовательно, ее должен устанавливать закон, а не постановление правительства. И Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила это Решение без изменения (Определение от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232). По сути это означало, что с 4 июня 2002 г. начислять экологические платежи не нужно.

Однако уже 10 декабря 2002 г. более высокая судебная инстанция - Конституционный Суд РФ в своем Определении N 284-О признал экологические платежи не налогом, а фискальным сбором, который не регулируется Налоговым кодексом. Следовательно, такой сбор может устанавливаться постановлением Правительства. Это Определение вступило в силу с 25 декабря 2002 г. В результате получилось, что плата за загрязнение снова была признана законной.

12 февраля 2003 г. Верховный Суд повторно рассмотрел дело о законности Постановления N 632 (Решение N ГКПИ 03-49). И, согласившись с Конституционным Судом по поводу того, что фискальный платеж - плата за загрязнение окружающей среды - может быть установлен постановлением правительства, одновременно признал недействующими два положения нормативных документов.

Во-первых, это п.2 Постановления N 632, согласно которому нормативы экологических платежей должно было устанавливать Минприроды России.

Во-вторых - п.9 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, утвержденного Постановлением N 632. Этот пункт обязывал предприятия перечислять экологические платежи в сроки, которые также устанавливало Минприроды России, а при нарушении этих сроков разрешало списывать суммы недоимок в безакцептном порядке.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды - это фискальные сборы, то есть они законны. Но с другой стороны, 12 февраля 2003 года были отменены те пункты Постановления N 632, которые устанавливали нормативы платежей и сроки их уплаты. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то, что Постановление N 632 действовало, рассчитать плату за загрязнение с 12 февраля 2003 года предприятия все равно не могли, так как не было ставок, по которым это можно было бы сделать.

Правительство РФ 12 июня 2003 г. утвердило Постановление N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", выполнив таким образом требования Верховного Суда об установлении ставок платы Правительством, а не ведомством. Это Постановление вступило в силу 30 июня 2003 г. (см. уточняющее письмо МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826@). Именно с 30 июня 2003 года платежам за загрязнение окружающей среды снова придан законный характер.

Это важно! Постановление N 344 определяет лишь размер платежей (в рублях за тонну выбросов). Порядка их применения Постановление не содержит.

Однако так как по решению судебных органов плата за загрязнение окружающей среды не является налогом, следовательно, к ней не применимы нормы НК РФ о законной определенности объекта налогообложения и механизма внесения платежей.

Единственным нормативным актом, так или иначе регулирующем порядок внесения платы за загрязнение, в 2004 году пока по-прежнему остается Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.

Расчет платежей за загрязнение

Размер платы зависит от наименования загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхностные и подземные воды.

Сумма платы зависит также от объемов выбросов. Они могут быть в пределах допустимых нормативов, в пределах установленных лимитов или вне установленных лимитов. В случае превышения нормативов ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше. Если же выбросы превышают установленные лимиты, то плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.

Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек. А если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, то применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Следовательно, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов в тоннах умножить на базовые нормативы, а затем еще на экологический и городской коэффициенты.

Как подтвердить объем выбросов?

Это важно! Действующее законодательство РФ не дает разъяснений по вопросам, как определить объем выбросов. Практически, как и ранее, проблемой определения лимитов выбросов занимается территориальный орган Минприроды России - Комитет по природным ресурсам. На основании представленных предприятием данных о видах деятельности, видах выпускаемой продукции, составу оборудования, специфике технологии, в комитете определяют примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов. После этого организация должна своими силами или с помощью специальных лабораторий определить объемы выбросов и согласно своим расчетам начислять плату за загрязнение. Данные по начисленным платежам представляются в налоговый орган.

Как быть компаниям, которые производственной деятельностью не заняты? Как разъясняет МНС России, специального порядка для таких компаний нет. Следовательно, непроизводственным организациям также надо предоставить информацию о своей деятельности в Комитет по природным ресурсам. Возможно, удастся доказать, что компания не загрязняет окружающую среду, а следовательно, платить ничего не надо. В то же время у предприятий не требуется доказательств, что самостоятельно рассчитанные ими выбросы соответствуют действительности. Если у налоговых органов возникнут сомнения, то в соответствии с презумпцией невиновности доказывать объем выбросов придется налоговым органам.

Бухгалтерский учет

Начисленные платежи за загрязнение окружающей среды (как в пределах, так и сверх нормативов) в бухгалтерском учете отражают так:

Д 26 К 68 субсчет "Расчеты по плате за загрязнение окружающей среды" - начислена плата за загрязнение.

Для целей налогообложения в расходы принимается плата лишь за выбросы в пределах допустимых нормативов. А плата за выбросы в пределах установленных лимитов и сверхлимитные выбросы налогооблагаемую прибыль не уменьшают в соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ. Следовательно, к счету 26 можно открыть такие субсчета, как "Плата за загрязнение в пределах допустимых нормативов" и "Плата за загрязнение сверх допустимых нормативов".

Из-за различий бухгалтерского и налогового учета платы за загрязнение может возникнуть постоянная разница - расход, который уменьшает только бухгалтерскую прибыль (п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02). Следовательно, в бухгалтерском учете нужно отразить постоянное налоговое обязательство по правилам ПБУ 18/02.

Штрафы и пени за неуплату

Ни Постановление N 632, ни Постановление N 344 штрафов за неуплату экологических платежей не предусматривают. Нормы Налогового кодекса к данным платежам - как неналоговым платежам - неприменимы. Следовательно, взыскание штрафов за неуплату платы за загрязнение возможно только в судебном порядке.

Начислить пени за просрочку экологических платежей на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ также невозможно. Кроме того, пени по определению начисляются за нарушение сроков. А сроки внесения экологических платежей Правительством не установлены. Те же сроки, которые были утверждены Минприроды России в соответствии с п.9 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, с 12 февраля 2003 года не действуют.

www.pravowed.ru

Налог на загрязнение природной среды

Сегодня в век развития научно-технологического прогресса, мировой проблемой нынешнего поколения, является загрязнения окружающей среды. Республика Казахстана, не стала исключением. Только одна четвертая территорий республики является непригодной для жизни, хотя территория Казахстана, является достаточно крупной. Из-за того, что, из года в год проводятся различные эксперименты на военных полигонах, помимо этого, фабрики и заводы оставляют после своей деятельности тонны токсичных промышленных выбросов, а сельское хозяйство использует тонны ядовитых химических веществ для борьбы с сорняками и насекомыми.

Вследствие опустынивания территории, республика потеряла почти половину пастбищ, 70% поливных земель засолены. В некоторых региона страны, средняя продолжительность жизни людей сократилась на 20-25 лет по сравнению с другими развитыми странами.

Актуальность данной темы заключается в том что, в нынешней ситуации страны, которая является достаточно крупной проблемой, необходимо создать решение этой задачи, предлагается создать инструмент который сможет, установить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вследствие полученных денежных средств от налога, они будут направленны на природоохранные мероприятия, стимуляцию предприятий на совершенствование производства, которое обеспечит сокращение нагрузки на окружающую среду.

Введение налога на загрязнение природной среды предоставляет целый ряд преимуществ не только как источник государственного дохода, т.е. выполняя фискальную функцию, но и посредством осуществления регулирующей стимулирующей функцию. Это означает, что в случае, если государство официально узаконит механизм обложения следующим налогом, данный факт привнесет весомый социально значимым вклад обществу.

Таким образом, данный вклад заключается в следующем:

— вследствие того, что механизм обложения налогом на загрязнение природной среды включает в себя самостоятельное заполнение субъектами налогообложения декларации, а, следовательно, и самостоятельное указание видов и объема вредных веществ, загрязняющих окружающую природную среду при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, с последующим подсчетом суммы уплачиваемого налога, потребуется разработать и обеспечить систему контроля. Посредством данной системы контроля будет реализовываться процесс проверки на соответствие данных об объемах выброса природозагрязняющих веществ, указанной организацией и суммы уплачиваемого налога действительности. В этих целях, может быть предложена концепция внедрения новой специальности и профессии — «экологический аудитор». Создание данной должности сформировать дополнительные рабочие места для невостребованных среди работодателей профессий, таких как экологи, инженеры в сфере экологической безопасности и т.д. Для казахстанского рынка труда характерен очень весомый недостаток: правительством направляется значительные средства для выдачи государственных грантов на специальности экология, мелиорация, рекультивация и охрана земель, агрономия и т.д., тем не менее, по окончанию университета у абитуриентов возникают значительные трудности с поиском работы по их специальности, так как на эти профессии предъявлен малый спрос со стороны работодателей. Таким образом, в 2016 году было предоставлена следующее количество грантов в области естественных наук, технических наук и технологий и сельскохозяйственных наук:

Роль налога на загрязнение природной среды в бюджет страны, будет играть весьма значительную роль. Обеспечение значительного увеличения поступлений в бюджет не должно являться прерогативой налога на загрязнение природной среды. Первостепенной задачей данного налога является формирование условий, с помощью, которой будет достигнуто улучшение качества окружающей природной среды.

Таким образом, исходя из представленной диаграммы становится очевидным, насколько высока доля заболеваний в РК, связанных с состоянием экологии. Соответственно применение возможно чрезмерно директивных и достаточно строгих методов регулирования является наиболее верным вариантом решения данной животрепещущей и актуальной проблемы.

Благодаря внедрению этого налога, финансирование из бюджета смогут быть направленны на разработку или внедрение безотходных производств, утилизацию не перерабатываемых отходов, в том числе старых пластмассовых предметов, целлофановых пакетов, которые могут не разлагаться более 300 лет. Данная процедура весьма затратная, поэтому необходимы дополнительные средства для бюджета страны. Вследствие ввода налога, Казахстан сможет преумножить количество технологических устройств, разработку новых оборудований по устранению загрязнения природы страны.Опираясь на опыты экономически развитых странах, у них уже разработаны финансовые меры борьбы с предприятиями, которые загрязняют атмосферу. Данные меры принято называть «экологическими налогами», которые занимают сегодня важное место в налоговых системах большинства стран. Для многих других государств, такого рода ограничения представляются попыткой или способом пополнить государственный бюджет. Именно поэтому многие из них отказываются от такого рода реформ в системе налогообложения в природоохранной сфере.

Результаты некоторых страны, после ввода экологического налога, сказались весьма успешно на экологии окружающей среды. В качестве примера, можно привести такую страну как Белоруссия. Экологический налог в Белоруссии был введен 1 января 2010 года.

Как мы видим, по исходным данным количество загрязняющий веществ, после введения налога, в сравнении 2010 и 2015 года, по показателям сжигания топлива уменьшилось на 3,3%. По остальным показателем наблюдался рост выбросов веществ в атмосферу, но он был не значительным, что составил 2,3 %. Поэтому целесообразность введения данного налога заключается в том, что он поспособствует уменьшению негативного воздействия на окружающую природную среду. В дальнейшем также будет уменьшение хронических заболеваний в стране, увеличится уровень продолжительности жизни.

В заключение хотелось бы, еще раз подчеркнуть, что внедрение экологических налогов влияет на снижение загрязнения окружающей среды, созданию объемов производства экологически чистой продукции, закрепляя тем самым, конкурентоспособность и экономические состояние производителей. Создание экологического налогообложения в Казахстане, свойственны определенные проблемы, последствия, которых в дальнейшем можно будет устранить. Следовательно, предлагается использовать мировой опыт внедрения экологического налога: внедрить дополнительные виды экологических налогов, переняв с зарубежных стран, к примеру, ввести налог на продукцию и упаковки, содержащей экологически вредные вещества, также создать систему налоговых льгот для предприятий, использующих энергосберегающие технологии.

rel.kz


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта