Общие сведения о топливе: 18. Общие сведения о топливе, его важнейшие характеристики

18. Общие сведения о топливе, его важнейшие характеристики

Топливом называют
горючие органические вещества, являющиеся
источником тепловой энергии и сырьем
для химической, металлургической и
других отраслей промышленности.

В результате химической переработки
различных топлив получают большое
количество углеводородного сырья для
производства пластических масс,
химических волокон, синтетических
каучуков, лаков, красителей, растворителей
и т.п. Одним из важнейших видов химического
сырья является природный газ, содержащий
до 98% метана. Древесина является источником
получения целлюлозы, этилового спирта,
уксусной кислоты и других продуктов.
Из сланцев и торфа производят горючие
газы, сырье для производства масел,
моторных топлив, высокомолекулярных
соединений и т.п.

Все топлива по агрегатному состоянию
делятся на твердые, жидкие и газообразные;
по происхождению – на естественные и
искусственные.

По происхождению топливо бывает
естественным и искусственным, т. е.
полученным в результате переработки
естественного топлива или в качестве
отходов различных технологических
процессов (например, доменный газ).
Горючие полезные ископаемые являются
естественным видом топлива.

Классификация видов топлива

Агрегатное
состояние топлива

Топливо

природное

естественное

искусственное

Твердое

Древесина,
торф, уголь, сланцы

Кокс,
полукокс, древесный уголь

Жидкое

Нефть

Бензин, керосин, мазут и

др.

Газообразное

Природный
газ, попутные газы.

Коксовый
газ, генераторные
газы, газы нефтепереработки.

В настоящее время
основным источником получения внутренней
энергии служит нефть. В топливно-энергетических
балансах промышленно развитых стран
доля нефти составляет 47%, газа – 17%, угля
– 30%). Остальные 6% на все прочие источники
энергии. Преимущество нефти и газа –
их экономичность. Сжигание топлива
обеспечивает энергией тепловые
электростанции, промышленные предприятия,
транспорт, быт. Развитие угольной и
ядерной энергетики даст в будущем
возможность прекратить потребление
нефти и природного газа в энергетических
целях и полностью передать эти виды
топлива в сферу промышленности как
сырье для химической промышленности,
а также для синтеза белков и жиров.

Методы высокотемпературной
переработки твердого топлива
:

  1. Пиролиз (сухая перегонка) осуществляется
    при нагревании топлива в закрытых
    реакторах без доступа воздуха. В
    результате протекают физические
    процессы (испарение влаги) и химические
    процессы – превращение компонентов
    топлива с получением ряда химических
    продуктов (основной продукт – кокс
    и коксовый газ, побочные– смолы, сырой
    бензол, сульфат аммония). Используется
    в черной металлургии, литейном
    производстве как топливо для доменных
    печей, как химическое сырье.

  1. Газификация – процесс преобразования
    органической массы твердого топлива
    с помощью газогенераторов в горючий
    газ.Генераторный газ используется
    для энергетических целей в качестве
    топлива и для получения химического
    сырья – синтез-газов, восстановительных
    газов, водорода и т.д.

  1. Гидрирование – метод прямого
    получения искусственного жидкого
    топлива – заменителя нефтепродуктов
    – из бурых и каменных углей, сланцев
    и др. видов твердого топлива. Процесс
    гидрирогенезицацц проводится с помощью
    водорода, который подается к топливу
    под большим давлением(масла, бензин,
    энергетический газ).

Методы переработки жидкого топлива
(нефти и нефтепродуктов)

Нефть представляет собой сложную
органическую смесь. Химический состав
нефти определяет ее физические свойства:
плотность, температуру кипения, теплоту
сгорания. Нефть – маслянистая вязкая
горючая жидкость от светло-желтого до
темно-коричневого цвета со специфическим
запахом, легче воды.

Для переработки нефти применяют
физические и химические методы.

  1. Физические – основаны на различиях
    физических свойств компонентов нефти:
    температура кипения, кристаллизация
    и др. Химические реакции при этих методах
    не протекают. Наиболее распространенным
    физическим методом переработки нефти
    является ее прямая перегонка, при
    которой нефть разделяют на фракции.
    Процесс перегонки нефти состоит из 4-х
    операций: нагревание смеси, испарение,
    конденсация и охлаждение полученных
    фракций(фракции – бензин, керосин,
    мазут, газойль, лигроин).

  1. Химические – основаны на том, что
    под влиянием высоких температур и
    давления в присутствии катализаторов
    углеводороды, содержащиеся в нефти и
    нефтепродуктах, претерпевают химические
    превращения, в результате которых
    образуются новые вещества. Это термический
    и каталитический крекинги. Основная
    цель термического крекинга – получение
    светлых топлив и мазута из гудрона)
    .Каталитический крекинг проводят в
    присутствии катализаторов с получением
    повышенного выхода бензина.

В будущем восполнение топливных ресурсов
связывают с рациональной переработкой
угля, который будут сжижать. Неисчерпаемые
возможности таит ядерная энергетика.
Потенциальная энергия мировых запасов
ядерного горячего превосходит в десятки
раз потенциальную энергию запасов угля,
нефти и природного газа вместе взятых.

Котлы — общие сведения ⋆ Инженерные системы. Отопление, водоснабжение, водоочистка, электроснабжение

Дом еще только строится, все хлопоты касаются конструкции здания и других не менее важных проблем. Однако рано или поздно каждый владелец как частного дома, так и квартиры задумывается о системе отопления. Как и любая другая инженерная сеть, отопительная система требует повышенного внимания к деталям. Сердце системы отопления – это котел. Котлы очень важно выбирать правильно, чтобы в дальнейшем не возникло никаких проблем.

Существует огромное количество различных видов котлов

Сначала отметим преимущества создания автономной отопительной системы перед центральной:

    • Возможность включения и отключения отопления по необходимости/желанию – графика здесь нет.
    • Возможность регулировать температуру внутри помещений, которые отапливаются.
    • Если вы поставите двухконтурный котел, то можно оборудовать еще и горячее водоснабжение.
  • Чем отличаются котлы друг от друга?
  • Тип топлива
  • Что предлагает рынок

Чем отличаются котлы друг от друга?

Итак, мы начнем рассматривать котлы отопительные с технической точки зрения. Современные модели котлов бывают одноконтурными и двухконтурными. Первый вид служит только для отопительных целей, а второй способен еще и обеспечить дом горячей водой. В частных домах именно двухконтурные системы отопления применяются чаще всего. И это является верным решением, так как таким образом можно решить сразу две задачи, а использоваться будет лишь один котел. Однако двухконтурный котел отопления – дорогое оборудование, так что не каждый сможет его приобрести.

Одноконтурные котлы отопления – это эффективное решение, когда вся тепловая энергия, получаемая из энергоресурсов, будет идти только на отопления жилья.

Если же вам нужно горячее водоснабжение, то можно использовать дополнительный котел. Конечно, такая система не очень экономически выгодная, однако здесь присутствует удобство. Ведь вы сможете регулировать температуру теплоносителя каждого котла отдельно. Кроме того, котлами с бойлерами можно отапливать частный дом. А вот двухконтурные котлы отопительные можно ставить только в тех домах, помещения которых имеют площадь не больше 200 кв. м.

Основные узлы газового настенного котла

Следующий критерий касается конструкции котлов отопления. В зависимости от конструктивных особенностей и способа монтажа котлы могут быть напольными и настенными. Настенные обогревательные котлы для отопления обычно – прерогатива городских квартир. Такой котел не займет много места, поэтому его можно будет поставить в ванной или на кухне. Вам нужна будет только свободная часть стенки. В целом, настенный котел являет собой относительно недорогое и компактное устройство, которое полностью соответствует всем нормам и требованиям современности.

Напольные модели котлов являются более габаритными. Под такие котлы, как правило, делается прочное основание.

И самым оптимальным вариантом расположения таких котлов будет такое помещение, как кладовка или подсобка. Однако они должны быть оборудованы по всем требованиям.

Напольный котел

Тип топлива

Виды котлов отопления в зависимости от того, на каком топливе они работают, — это отдельная тема. Многие потребители не могут решить, какое же топливо им лучше всего использовать. Однако такой критерий является одним из самых важных. Именно топливо, которое вы будете использовать для отопления своего дома, и является определяющим экономии расходов на отопительную систему в процессе ее работы.

Рекомендуем к прочтению:

Радиаторы отопления и общие сведения о батареях

Кроме того, вид топлива очень часто обусловливает и мощность прибора отопления. Ведь каждый энергоноситель имеет свою собственную отдачу тепла.

Газовый котел

Первый вид, который мы рассмотрим, является и самым распространенным – это газовый котел отопления. Все дело в том, что такой энергоресурс, как газ, является самым дешевым и безопасным среди всех остальных, если, конечно, правильно подойти к работе оборудования. В современности газовые котлы отопления являют собой автономные установки, которые не требуют постоянно находиться рядом с ними. Нужно только поставить параметры работы и носителя тепла.

Рассмотрим техническое наполнение газовых котлов. Бывают разные варианты, отличающиеся друг от друга:

    • Нагревательный котел для отопления с естественной или принудительной циркуляцией. Отличительная черта в данном случае – это наличие или отсутствие циркуляционного насоса. Такой насос входит в конструкцию системы отопления, а в некоторых случаях – и в состав самого котла. К примеру, настенные модели сейчас практически все включают встроенные насосы.

Котел с циркуляционным насосом

    • Энергонезависимые и энергозависимые котлы. Разница таких устройств между собой в том, что в некоторых используются приборы от электротока, а в некоторых – не используются. Такие приборы – это различные электрические задвижки, датчики, блоки управления и т.д.
    • Особенности дымохода. Тут бывает два вида котлов – это дымоходные и турбинные. В турбинных приборах отведение продуктов горения будет осуществляться с помощью установленного вентилятора в дымоход.
    • Конструкционные особенности горелки. Горелка выступает важным элементом отопительного котла. Именно от горелки будет зависеть эффективность работы всей отопительной системы. Используется два вида горелок – это атмосферная и с наддувом. Атмосферная горелка подает воздух в топочную камеру за счет того, что работают естественные физические процессы. Такая горелка обладает простой конструкцией и бесшумной работой. Да и стоимость ее низкая. Что касается горелки с наддувом, то они обладает высоким коэффициентом полезного действия и компактностью. Однако такая горелка при работе будет шуметь, она дорогая и сложная в конструкции.

Далее рассмотрим электрический котел на отопление. Такие приборы занимают второе место по распространению. Работают они от электрической сети. В настоящее время все-таки еще наблюдается ситуация, когда в отдаленных от города районах нет проходящей газовой магистрали. Поэтому электрические котлы выступают своего рода спасением.

Электрический котел отопления

Электрические котлы обладают множеством преимуществ:

    • Простая конструкция. Тут не будет сложных компонентов, теплоноситель нагревается от обычных ТЭНов.
    • Электрокотлы – экологически безопасные. Они не выбрасывают продуктов сгорания, не сжигают кислород, а работа их – бесшумна.
    • Простота установки. Если вы хотите сэкономить денежные средства, то это как раз ваш вариант. Ведь монтаж электрического котла можно осуществить самостоятельно без вмешательства специалистов.

А что касается недостатков, то они касаются стоимости электроэнергии. Зимой счета за свет не будут вас радовать.

Рассмотрим теперь принцип работы электродных котлов отопления. Они не очень распространены, однако если сравнивать их с предыдущим вариантом, то они безопаснее и обладают более продолжительным сроком эксплуатации. Безопасность здесь увеличивается тем, что нет ТЭНов – а в теплоноситель установлены электроды. Они создают процесс ионизации воды, ионы идут к электроду, за счет этого и происходит выделение тепловой энергии.

Электродные котлы отопления

Как показывают отзывы, эффективность работы электродных котлов отопления зависит во многом от качества носителя тепла.

Придется постоянно переналаживать такое оборудование, следить, чтобы качество воды было высоким. Ведь вода, которая будет сюда поступать, будет меняться не только от времени года, но и даже от времени суток. И параметры работы будут прямым образом зависеть от параметров воды. Контролировать подобное соотношение сложно, а иногда – это и невозможно.

Рекомендуем к прочтению:

Водородные, пиролизные и другие альтернативные котлы

Теперь рассмотрим твердотопливные типы котлов отопления. Еще с древности это отопительное оборудование было распространенным. Однако современная газификация и электрификация сделали свое дело – и твердотопливное оборудование было вытеснено. В современности же твердотопливные котлы разделяются в зависимости от материала – энергоносителя:

    • Каменный уголь и кокс.
    • Дрова.
    • Пеллеты.
    • Комбинированные. В настоящее время комбинированные котлы стали очень популярными, так как здесь есть несколько вариантов, удобных для пользователей.

Фото котлов отопления на твердом топливе можно посмотреть ниже. В принципе, с такими котлами будет много мороки – о топливе нужно позаботиться в плане места хранения, да и за самим котлом нужно следить. Именно поэтому выбирать такой котел следует с ответственностью и строгостью.

Отопительный котел на твердом топливе

Чтобы выбрать твердотопливный котел, нужно выбрать то топливо, которое вам будет удобно доставать. Это будет удобно не только с позиции экономии, но и с позиции простоты доставки.

Еще один вид – это жидкотопливный котел системы отопления. Такой вариант не является очень простым. Функционируют такие котлы на дизельном топливе, а цена такого топлива постоянно растет. Да и солярку нужно хранить – сделать специальное для этого помещение, которое будет соответствовать всем нормам и требованиям. Но солярке нужно отдать должное – теплоотдача такого топлива при сгорании очень высока. Именно поэтому эффективность работы котлов на жидком топливе будет самой высокой. Экологичность таких котлов низкая. Ведь продукты сгорания будут прямым образом попадать в атмосферу.

Жидкотопливный котел

Что предлагает рынок

Ниже можно посмотреть видео о разнообразии видов отопительных котлов. Выбор котлов – просто невероятный по своим масштабам. Если пользователь не является специалистом, то ему будет очень трудно не потеряться в многообразии моделей. Но есть несколько советов, которые помогут избежать неправильного выбора котла:

    • Если вы выбрали котел, следует обязательно убедиться, что он относится к брендовым изделиям. Ведь такие компании гарантируют качество товаров.
    • Проследите, чтобы был сертификат качества.
    • Предварительно оцените отзывы о той или иной модели котла – и лучше, если это будут отзывы знакомых и друзей.
    • Поинтересуйтесь, есть ли в вашей местности сервисная служба компании, которая произвела на свет ваш новый котел. Ведь в дальнейшем вам может потребоваться обслуживание, а то и ремонт.

Всегда вопрос выбора оборудования, отопительного – в частности, являлся одним из самых важных. Но и сложных. Если рассматривать котлы отопления, то лучше всего на профессиональном уровне. И если вы собираетесь покупать котел, то обязательно посоветуйтесь с профессионалами. Они помогут сделать вам правильный выбор, дабы избежать проблем в дальнейшем.

Наша компания, “Профессиональные технологии” качественно смонтирует любые виды отопления “Под ключ”, с гарантией!

Объяснение бензина — Управление энергетической информации США (EIA)

  • Основы
  • Глубина октана
  • +Меню

Бензин — нефтепродукт

Бензин — топливо, изготовленное из сырой нефти и других нефтяных жидкостей. Бензин в основном используется в качестве моторного топлива в транспортных средствах. Нефтеперерабатывающие заводы и заводы по смешиванию производят автомобильный бензин для продажи на АЗС.

Большая часть бензина, производимого нефтеперерабатывающими заводами, на самом деле представляет собой неочищенный бензин (или бензиновые смеси). Бензиновые смеси требуют смешивания с другими жидкостями для получения готового автомобильного бензина, отвечающего основным требованиям к топливу, подходящему для использования в двигателях с искровым зажиганием.

Нефтеперерабатывающие заводы США производят некоторое количество готового автомобильного бензина. Однако большая часть готового автомобильного бензина, продаваемого в Соединенных Штатах, фактически производится на смесительных терминалах, где бензиновые смеси, готовый бензин и топливный этанол смешиваются для производства готового автомобильного бензина различных сортов и составов для потребительского использования. Некоторые компании также смешивают моющие средства и другие добавки с бензином перед поставкой в ​​торговые точки.

Смесительные терминалы более многочисленны и рассредоточены, чем нефтеперерабатывающие заводы, и имеют оборудование для наполнения автоцистерн, развозящих готовый автомобильный бензин к розничным торговым точкам.

Большая часть готового автомобильного бензина, продаваемого в настоящее время в США, содержит около 10% топливного этанола по объему. Этанол добавляется в бензин в основном для удовлетворения требований Стандарта возобновляемого топлива, который предназначен для сокращения выбросов парниковых газов и количества нефти, которую США импортируют из других стран.

Бензин зависит от марки

  • Обычный
  • Средний класс
  • Премиум

Некоторые компании имеют разные названия для этих сортов бензина, например, неэтилированный, супер, или супер премиум, но все они указывают октановое число, которое отражает антидетонационные свойства бензина. Чем выше октановое число, тем выше цена.

Бензонасос с изображением разных сортов бензина

Источник: стоковая фотография (защищено авторским правом)

До 1996 года свинец добавляли в бензин в качестве смазки для уменьшения износа клапанов двигателя. К 1996 году этилированный бензин был полностью исключен из топливной системы США. Производители рекомендуют этот сорт бензина для использования в каждой модели автомобиля.

Бензин также различается по составу

Помимо различных сортов автомобильного бензина, состав бензина может различаться в зависимости от места продажи или сезона года. Федеральные программы и программы штата по контролю за загрязнением воздуха, направленные на снижение содержания угарного газа, смога и токсинов в воздухе, требуют обогащенного кислородом бензина с измененным составом и низкой летучести. В некоторых районах страны требуется использовать бензин специального состава для снижения определенных выбросов, и состав может меняться в зимние и летние месяцы. Эти локальные требования означают, что бензин не является однородным продуктом по всей стране. Бензин, произведенный для продажи в одном регионе США, может быть запрещен к продаже в другом регионе.

знаете ли вы

?

Бензин меняется в зависимости от сезона.

Основное различие между зимним и летним бензином заключается в давлении паров. Давление паров бензина важно для правильной работы автомобильного двигателя. В зимние месяцы давление паров должно быть достаточно высоким для легкого запуска двигателя. Летом во многих районах требуется более низкое давление пара, чтобы уменьшить загрязнение воздуха.

Бензин легче испаряется в теплую погоду, выделяя больше летучих органических соединений, которые вызывают проблемы со здоровьем, а также образование приземного озона и смога. Чтобы сократить загрязнение окружающей среды, Агентство по охране окружающей среды США требует, чтобы нефтеперерабатывающие заводы снижали давление паров бензина в летние месяцы.

Характеристики бензина зависят от типа используемой сырой нефти и установки нефтеперерабатывающего завода, на котором производится бензин. На характеристики бензина также влияют другие ингредиенты, которые могут быть включены в смесь, такие как этанол.

Последнее обновление: 13 декабря 2021 г.

  • Также в

    Объяснение бензина

  • Бензин
  • Глубина октана
  • Откуда наш бензин
  • Использование бензина
  • Цены и перспективы
  • Факторы, влияющие на цены на бензин
  • Региональные различия в ценах
  • Колебания цен
  • История бензина
  • Бензин и окружающая среда
  • Узнать больше

  • На этой неделе в нефтяной промышленности
  • Обновление бензина и дизельного топлива
  • Еженедельные розничные цены на бензин и дизельное топливо
  • Моторное топливо: понимание факторов, влияющих на розничную цену бензина
  • Статьи по бензину
  • Часто задаваемые вопросы

  • За что я плачу за галлон обычного бензина и дизельного топлива?
  • Сколько этанола содержится в бензине и как это влияет на экономию топлива?
  • Каковы прогнозы цен на бензин и дизельное топливо в США?

Топливные свойства Примечания и источники данных

Примите во внимание эти примечания и источники данных при использовании инструмента сравнения свойств топлива.

Общие примечания

  • Значения указаны в единицах, наиболее часто используемых в США.

  • Фактическое энергосодержание и другие свойства конкретных видов топлива могут различаться в зависимости от региона страны (и мира). Они также меняются с течением времени по мере изменения топливных смесей и исходного сырья.

  • Государственные и местные управления мер и весов и налоговые органы (включая Налоговую службу) могут иметь другие значения, которые должны использоваться для официальных налоговых расчетов или коммерческих и торговых целей.

  • В этих таблицах приведены данные о теплоте сгорания, собранные и усредненные Аргоннской национальной лабораторией для модели GREET (парниковые газы, регулируемые выбросы и использование энергии на транспорте). Другие значения нагрева, часто используемые Министерством энергетики США, можно просмотреть в таблице B4 Книги данных по транспортной энергии Ок-Риджской национальной лаборатории (TEDB) и таблицах A1 и A3 в Ежегодном энергетическом обзоре (AER) Управления энергетической информации (EIA). Некоторые из их сходств и различий выделены ниже:

    • Значения теплоты, указанные в трех источниках, в целом совпадают. Единственными значениями, которые отличаются более чем на 2%, являются значения GREET в сравнении с EIA для сжиженного нефтяного газа (LPG), а также GREET в сравнении со сжиженным и сжатым природным газом TEDB.

    • И GREET, и TEDB усредняют теплотворную способность из нескольких источников. GREET имеет 32 источника; TEDB не перечисляет свои источники.

    • EIA ссылается только на один источник для каждой теплотворной способности, что можно увидеть в таблице A6 AER 2021 EIA9.0013

    • В отличие от EIA и TEDB, GREET имеет полный набор значений теплоты сгорания (как более низких, так и более высоких) для всех видов топлива, перечисленных в этом справочнике.

    • EIA теплотворная способность для автомобильного бензина и массы сжиженного нефтяного газа представляет собой среднее значение Btu в зависимости от топливной смеси, используемой в данном году, в то время как GREET и TEDB являются статическими.

Особые примечания

[1] Стандартные химические формулы представляют собой идеализированные виды топлива. Некоторые табличные значения выражены в диапазонах, чтобы представить типичные варианты топлива, встречающиеся в полевых условиях.

[2] Значения таблицы GGE отражают диапазон БТЕ для обычных базовых эталонных бензинов (сертификационное топливо E0, E10 и индолен).

[3] Необходимо учитывать тип счетчика или заправочного оборудования, используемого для заправки транспортных средств. Для станций быстрой заправки, выдающих СПГ с расходомерами Кориолиса, которые измеряют массу топлива и сообщают о выдаче топлива на основе «галлона бензинового эквивалента» (ГГЭ), следует использовать коэффициент фунт/ГГЭ. Для заправочных станций или других приложений, в которых используются традиционные бытовые и коммерческие газовые счетчики, которые измеряют/регистрируют в кубических футах, следует использовать коэффициент CF/GGE.

[4] См. методологию эквивалента сжатого природного газа в бензине и дизельном топливе в галлонах по адресу https://afdc.energy.gov/fuels/equivalency_methodology.html.

[5] E85 представляет собой смесь бензина и этанола высокого уровня, содержащую от 51% до 83% этанола, в зависимости от региона и сезона. Содержание этанола ниже в зимние месяцы в холодном климате, чтобы обеспечить запуск автомобиля. В зависимости от состава низшая теплотворная способность E85 варьируется от 83 950 до 95 450 БТЕ/галлон.

[6] Литий-ионный аккумулятор плотностью 400 Втч/л от Linden and Reddy, Handbook of Batteries, 3rd ed., McGraw-Hill, New York, 2002. в 3,4 раза при использовании для транспорта, чтобы учесть повышенную эффективность трансмиссии электромобиля по сравнению с двигателем внутреннего сгорания.

Источники

(a) Справочник NIST 44 – Массовые расходомеры Приложение E https://www.nist. gov/file/323701

(b) Отчет 78-й Национальной конференции мер и весов. 1993. Специальная публикация NIST 854, стр. 322–326. https://nvlpubs.nist.gov/nistpubs/Legacy/SP/nistspecialpublication854.pdf

(c) Модель парниковых газов, регулируемых выбросов и использования энергии на транспорте (GREET). 2019. Входные характеристики топлива. Аргоннская национальная лаборатория. Чикаго, Иллинойс. https://greet.es.anl.gov/

(d) T. Alleman, R.L. McCormick, E.D. Кристенсен, Г. Фиорони, К. Мориарти и Дж. Яновиц. 2016. Руководство по обращению с биодизельным топливом и его использованию — пятое издание. Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии (NREL). https://afdc.energy.gov/files/u/publication/biodiesel_handling_use_guide.pdf

(e) Американский институт нефти (API). 2011. Спирты и эфиры. Публикация № 4261, 3-е изд. (Вашингтон, округ Колумбия, июнь 2001 г.), таблица 2.

(f) Обзоры нефтепродуктов: автомобильный бензин. Лето 1986 г. Зима 1986/1987 гг. Национальный институт нефти и энергетических исследований.

(g) Американский институт нефти (API). 2001. Спирты и эфиры. Публикация № 4261, 3-е изд. (Вашингтон, округ Колумбия, июнь 2001 г.), Таблица B-1.

(h) К. Оуэн и Т. Коли. 1995. Справочник по автомобильному топливу: второе издание. Общество автомобильных инженеров, Inc. Уоррендейл, Пенсильвания. https://www.osti.gov/biblio/160564-automotive-fuels-reference-book-second-edition

(i) Дж. Хейвуд. 1988. Основы двигателя внутреннего сгорания. McGraw-Hill Inc. Нью-Йорк.

(к) Институт метанола. Технический паспорт метанола. По состоянию на 15 февраля 2022 г. https://www.methanol.org/wp-content/uploads/2016/06/Methanol-Technical-Data-Sheet.pdf

(к) М. Фосс. 2012. Безопасность СПГ. Бюро экономической геологии Джексоновской школы наук о Земле. Техасский университет в Остине.

(л) Управление энергетической информации.

Общие сведения о топливе: 18. Общие сведения о топливе, его важнейшие характеристики