Eng Ru
Отправить письмо

Охрана труда на автомобильном транспорте: новые правила. Охрана труда водителей автотранспорта


Охрана труда на автомобильном транспорте

27 сентября 2018 года вступает в силу Приказ Минтруда № 59н, утвердивший новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте. В статье мы расскажем, что нужно срочно менять в работе водителей.

Читайте в нашей статье:

Новые правила охраны труда на автомобильном транспорте

Приказ 59н, утвердивший новые правила, отменяет действие Межотраслевых правил 2003 года. Документ прошел регистрацию в Минюсте РФ, поэтому является обязательными для выполнения всеми работодателями. Исключение составляет эксплуатация внутризаводского транспорта (авто и электропогрузчики и т.п.), потому что для данной категории ТС соответствующий проект еще не подготовлен.

Новые правила состоят из семи разделов. В общих положениях опубликованы требования по допуску персонала к выполняемой работе. Второй раздел содержит указания по организации проведения работ, в третьем перечислены требования ОТ к зданиям и сооружениям, к оснащению рабочих мест и производственных площадок. Четвертый раздел разъясняет, какие требования предъявляет охрана труда на АТП к управлению ТС и техническому обслуживанию. Это самая объемная часть документа, которая регламентирует повседневную работу на автомобильном транспорте, а также ремонтный процесс.

Читайте по теме в электронном журнале

Пятый раздел новых правил посвящен нормам безопасности в сложных дорожных условиях, а также управлению ТС со специальным оборудованием. Шестой содержит требования по охране труда при хранении применяемых материалов, а также указания по погрузочно-разгрузочным процессам и логистике контейнерных перевозок. В заключительной части указано, что государственный инспектор по труду должен проверять соблюдение новых правил, а также приведены меры ответственности работодателей за их неисполнение.

Кроме того, новый нормативный документ содержат рекомендованный образец наряда-допуска на работы с повышенной опасностью. Это означает, что утвержденной формы наряда нет, и работодатель вправе утвердить свои формы нарядов с учетом рекомендаций Правил № 59н, а также пользоваться бланками нарядов из других утвержденных нормативных актов.

В чем отличие от прежних Правил 2003 года

Новые правила охраны труда на транспорте отличаются следующими требованиями к работодателю:

1. Дополнен перечень ВОПФ, воздействующих на работников при эксплуатации и ремонте ТС, теперь в него включены физические и нервно-психические перегрузки.

2. Приведена рекомендуемая, а не утвержденная форма наряда-допуска на работы с повышенной опасностью.

3. Водители обязаны пройти повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте не реже одного раза в три месяца, а также ежегодную проверку знаний требований ОТ, так как их труд связан с повышенной опасностью для окружающих. Это установлено 1079 статьей Гражданского Кодекса. В части 2 статьи 4.8 КоАП указано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца.

4. Сведения о коллективных средствах защиты указывают в программе первичного инструктажа и в инструкциях по охране труда, согласно Правилам по ОТ № 310н.

5. Здания и сооружения, предназначенные для эксплуатации и ремонта ТС, должны соответствовать ТР ТС № 384-ФЗ. В старых правилах было указано о соответствии строительным нормам и правилам.

6. Исключен пункт об устройстве мест для курения в зданиях и на территории.

7. Полностью исключен раздел «Электробезопасность», дублирующий ПТЭЭП.

8. Конкретизированы требования к плану расстановки техники. Его требуется утверждать приказом.

9. Правила стали современными. Вместо топки углем указана необходимость установки автоматически включаемых воздушных тепловых завес.

10. Ужесточились требования к аккумуляторным в пункте 137. В аккумуляторной должен находиться нейтрализующий 2,5-процентный раствор питьевой соды для кислотных батарей и 10-процентный раствор борной или уксусной кислоты для щелочных батарей. Раньше было требование о наличии 2% содового раствора при попадании в глаза, и 5% – при попадании на кожный покров.

10. Измененились требования ОТ при использовании инструментов и приспособлений.

Что нужно изменить в работе уже сейчас

До момента вступления новых Правил в силу, т.е. в срок до 27 сентября 2018 года, каждому работодателю нужно запланировать и провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить ИОТ, пересмотреть программы вводного, первичного инструктажа на рабочем месте.
  • провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по охране труда по новым программам не позже 27 сентября 2018 года. Это определено пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка № 1/29.
  • запланировать повышение квалификации водителей.

Если с проверкой знаний запоздать, то инспектор выявит, что работника допустили к управлению ТС без проверки знаний новых правил. Сложилась судебная практика, при которой судья считает, что, «исходя из положений ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, состав правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности каждого из работников» (решение по делу № 7-5928/16, 6 июня 2016 года, Московский городской суд).

У работников должно остаться время для подготовки к экзамену. Внеочередной экзамен на знание новых правил следует провести в комиссии организации. В новых Правилах №59н установили новое требование – знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому служба по охране труда должна внести эти сведения в программу вводного инструктажа по ОТ. Следует показать новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислить СИЗ со сроками носки.

Новые правила №59н требуют, чтобы во время первичного инструктажа работника обучили не только применению выданных СИЗ, а также и средств коллективной защиты. Нужно внести эту информацию в программу обучения по ОТ.

Режим труда и отдыха водителей

В правилах № 59н полностью исключен раздел «Режим труда и отдыха». Режимы труда и отдыха водителей на автотранспортном предприятии должны быть установлены ПВТР в соответствии с Положением от 20 августа 2004 г. № 15. Чтобы не нарушить режим, применяют показания тахографа, табелей, путевых листов. Также внесены изменения и в организацию отдыха водителей.

В частности, исключен пункт об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта при численности штата свыше 300 человек, требования о наличии медпункта при численности работающих до 300 человек, о площади комнаты для предрейсового медосмотра, о гигиенических душах и отдельных курительных комнатах для женщин. Также исключены требования к комнате отдыха по площади, о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т.п. Все эти требования перечислены в СанПиН, а дублирование в разных источниках права не допускается.

Работодатель не должен забывать, что предрейсовый медосмотр, контроль ТС и специальные инструктажи по БДД входят в рабочее время. Запрещена ночевка водителя в кабине автомобиля. Несмотря на то, что большегрузные автомобили (фуры) оснащены кроватью за водительским сиденьем, ночевать в машине нельзя. Это спальное место предназначено для кратковременного отдыха сменщика, если в рейс направлен экипаж водителей. Если смена заканчивается не по месту жительства водителя, работодатель обеспечивает ночлег в месте отдыха, оборудованного по правилам жилого найма.

Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей

Штрафы, которые будут наложены на организацию или должностное лицо, редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" собрала в удобную таблицу. Вы можете скачать её и использовать в качестве памятки.

www.trudohrana.ru

Информационный портал Труд-Эксперт.Управление

Вопросы охраны труда и обеспечение безопасности водителей автотранспортных предприятий

27 ноября 2014 г.

Труд водителей транспортных средств (далее – ТС), а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, регламентируется целым рядом нормативных документов. Автомобиль является источникам повышенной опасности, поэтому, управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам. Неправильная организация режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к непоправимым последствиям.

  Организация охраны труда работников, эксплуатирующих ТС, должна основываться на требованиях следующих нормативно-правовых актов:  

  • Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. №15;
  • Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. №28;
  • Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163;
  • Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
  • Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;
  • Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. №302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • Инструкции №24 по технике безопасности для водителей автомашин, автопогрузчиков, утвержденной Минздравом СССР 24.06.1976 г.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим охрану труда работников автомобильного транспорта, являются Межотраслевые правила от 12.05.2003 г. №28, которые представляют собой весьма объемный документ, подробно излагающий государственные нормативные требования охраны труда работников автомобильного транспорта.

Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые:

 
  • являются автотранспортными организациями;
  • имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств;
  • являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров;
  • являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом).
Инструкции по охране труда. Работодатель должен знать, что для всех категорий работников должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые составляются с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа (ст. 212 ТК РФ).  При разработке инструкций по охране труда работников автотранспорта необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. К таким факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).   В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.   Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха работников.   Режим труда и отдыха некоторых работников автотранспорта отличается от общего режима работы (ст. 329 ТК РФ). Например, для водителей режим труда и отдыха определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. №15.  При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей. Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.   Межотраслевые правила предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, которые, впрочем, почти ничем не отличаются от правил проведения инструктажа всех других работников.  Ответственные работники. Межотраслевые правила содержат требования об обязательном назначении ответственных работников. Так, необходимо назначить работника, ответственного за производство погрузочно-разгрузочных работ, за электрохозяйство, за работу грузоподъемных машин и кранов, за вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, за использование котлов. Кроме того, назначают ответственных за пожарную безопасность, за выпуск транспортных средств на линию, санитарную обработку транспортных средств и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза.   Ответственные работники назначаются приказом работодателя по организации. Они обязаны строго следить за подконтрольными объектами и пресекать любые действия, которые могут повлечь за собой нарушение их безопасной работы. Права и обязанности ответственных работников необходимо предусмотреть в должностной инструкции или правилах внутреннего трудового распорядка.   Межотраслевыми правилами предусмотрена обязанность работодателя проинформировать водителя ТС перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.   Технические требования охраны труда. Технические требования можно разделить на требования:  
  • предъявляемые к автотранспортным средствам;
  • предъявляемые при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобильного транспорта;
  • предъявляемые к производственным и вспомогательным помещениям;
  • при транспортировке и хранении материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства;
  • предъявляемые к производственному оборудованию и рабочим местам работников;
  • требования электробезопасности;
  • требования, предъявляемые к применению средств защиты.
Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам. Межотраслевые правила очень подробно описывают общие требования ко всем ТС, эксплуатируемым организацией. ТС также должно соответствовать требованиям Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 г. №1090. Работник, ответственный за выпуск ТС на линию, не имеет права подписывать путевой лист неисправного ТС.   Межотраслевые правила предусматривают также дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам, автомобилям, работающим на газовом топливе, специализированным ТС.  Разделом 2.1 Межотраслевых правил предусмотрены производственные процессы при техническом обслуживании и ремонте ТС: мойка ТС; слесарные и сварочные работы; проверка технического состояния ТС и их агрегатов; работа с аккумуляторными батареями; кузнечно-прессовые работы и сварочные работы; вулканизационные, шиноремонтные и шиномонтажные работы; окрасочные и противокоррозионные работы; освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем ТС, работающих на газовом топливе; плотницкие работы.   Все правила этого раздела носят технологический характер и регулируют вопросы безопасных приемов и методов работы.   Правила по санитарному содержанию помещений организаций установлены Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной заместителем Главного санитарного врача СССР от 31.12.1966 г. №658-66. Указанная Инструкция предусматривает нормы предельно допустимых концентраций вредных газов, паров, пыли, вредных веществ, нормы метеорологических параметров, допустимые уровни шума, коэффициенты естественной освещенности, нормы искусственного освещения, состав бытовых помещений. Данные правила распространяются на всех работодателей.   Межотраслевые правила также содержат требования, предъявляемые к помещениям, в которых производятся работы по техническому обслуживанию, ремонту ТС и их агрегатов. Прежде всего, они должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.  Так, для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно – для ремонта, другое – для зарядки, третье – для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита. Если в производственном корпусе предусматриваются участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров и т.д.), а также тепла и шума, то они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами до потолка. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно – для постов окраски и сушки и второе – для приготовления красок.   Площадки наружной шланговой мойки ТС должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод (от мойки автомобилей) на территорию организации.   Помещения, в которых размещаются посты мойки ТС, агрегатов и деталей, должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием. Стены помещения, в котором размещен пост мойки ТС, должны быть облицованы керамической плиткой или другим влагостойким материалом. Посты для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния ТС должны оснащаться специальными упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса, и козелками в соответствии с технологической потребностью.   Работодателю необходимо предусмотреть отдельные помещения для хранения: смазочных материалов, лакокрасочных материалов и растворителей, химикатов, шин и резинотехнических изделий. Для хранения и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, используемых для санитарной обработки ТС, должно быть выделено помещение, закрываемое на замок, ключ от которого должен храниться у работника, ответственного за санитарную обработку ТС и контейнеров. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в специальных огнестойких помещениях.   Баллоны с газом должны храниться в вертикальном положении с навернутыми колпаками и заглушками на штуцерах вентилей. Они должны быть прочно закреплены хомутами или цепями и защищены от попадания солнечных лучей и воздействия нагревательных приборов и устройств.  Не допускается совместное хранение ацетиленовых баллонов и баллонов со сжиженным газом с кислородными баллонами, кислотных аккумуляторных батарей со щелочными аккумуляторными батареями, карбида кальция с красками и маслами.   Пустая тара из-под нефтепродуктов, красок и растворителей должна храниться в отведенных для этого помещениях или на открытых площадках и иметь бирки (ярлыки) с точным названием содержащегося в ней материала.   Требования к металлообрабатывающим и деревообрабатывающим станкам, сосудам, работающим под давлением, компрессорам, воздухопроводам и газопроводам, грузоподъемным механизмам, инструментам и приспособлениям носят общий характер. Основной обязанностью работодателя в данном случае является обеспечение работников исправными механизмами и инструментами.   Межотраслевые правила имеют специальный раздел «Требования электробезопасности». Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний действующих нормативных технических документов (правил и инструкций по эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройству электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь необходимую группу по электробезопасности.    

Корнийчук Г.А., Семенова Е.А., Богатырев Д.Ю.

 

 

Источник: Корнийчук Г.А., Семенова Е.А., Богатырев Д.Ю. Автотранспорт на предприятии: организация перевозок, регулирование труда водителей, ответственность // СПС КонсультантПлюс. 2014.

 

www.trudcontrol.ru

Водитель автотранспортного средства

Отраслевая типовая инструкция по охране труда

для водителя автотранспортного средства

1.Общие требования безопасности

1.1.К самостоятельной работе в качестве водителя автотранспортного средства (далее - автомобиль) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу медицинское освидетельствование, обучение правилам дорожного движения по соответствующей водительской категории программе со сдачей экзамена в установленном порядке и получением именного водительского удостоверения.

1.2.При поступлении на работу и во время работы с водителем автомобиля проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте (в объеме настоящей Инструкции по охране труда), повторный на рабочем месте (не реже 1 раза в 6 месяцев), а также в случае необходимости — внеплановый и целевой инструктажи.

1.3.В ходе работы на водителя действуют следующие опасные и вредные факторы: пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума и вибрации; дискомфортные зрительные условия труда; повышенная загазованность воздуха рабочей зоны; электроопасность и пожароопасность; подвижные механические элементы транспортного средства, нервно-эмоциональное напряжение.

1.4.Водителю автомобиля полагаются в соответствии с нормативными правовыми актами следующие средства индивидуальной защиты: комбинезон ( куртка и брюки), рукавицы комбинированные, перчатки х/б. При работе в холодное время года выдаются  дополнительно куртка, брюки и обувь утепленные.

1.5.Водитель должен соблюдать установленный в учреждении режим труда и отдыха, а также правила пожарной безопасности при эксплуатации автомобиля.

Он должен быть ознакомлен с инструкцией по пожарной безопасности действующей в учреждении.

1.6.На каждом автомобиле должны быть средства тушения пожара и пожарный инвентарь. Они должны быть исправны и легкодоступны при необходимости использования.

Запрещается использовать пожарный инвентарь для нужд, не связанных с пожаротушением.

1.7.Водитель должен знать местонахождение первичных средств тушения пожара в помещении гаража, уметь правильно пользоваться ими.

1.8.Запрещается пользоваться открытым огнем для разогрева двигателя в зимнее время.

1.9.Курить на территории учреждения разрешается только в специально отведенных и обозначенных табличкой местах.

1.10. Запрещается курить в кабине автомобиля и в непосредственной близости от него, а также в местах нахождения грузов, ожидающих погрузки или выгрузки на расстояние менее 10 м от них.

1.11.На рабочем месте водителя запрещается хранение ЛВЖ и ГЖ в количестве, превышающем сменную потребность.

1.12.Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле запрещается допускать скопление на двигателе и отдельных узлах грязи, оставлять в кабине загрязненные маслом и топливом обтирочный материал.

1.13.На каждом автомобиле должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала.

1.14.Водитель автомобиля должен быть ознакомлен с инструкцией по оказанию первой доврачебной помощи и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при несчастном случае, при различных видах повреждения организма (ушибы, ранения, обмороки и т.п.).

1.15.Невыполнение требований настоящей Инструкции водителем автомобиля влечет за собой меры ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1.Ежедневно перед началом работы водитель обязан пройти медицинский контроль.

2.2.Перед выездом в рейс надеть и привести в порядок полагающиеся по роду работы средства индивидуальной защиты.

2.3.Водитель обязан проверить техническое состояние автомобиля.

2.4.Проверить на исправность действие тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала и других наиболее травмоопасных элементов. На неисправном автомобиле (или с неисправным прицепом) выезжать на линию запрещается.

2.5.При установке автомобиля на ремонт автомобиль следует затормозить ручным  тормозом, включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), а под колеса подложить упоры (башмаки) не менее 2.

2.6.Перед работой, связанной с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

2.7.Водитель должен быть обеспечен набором ручного слесарного инструмента (молоток, гаечные ключи, напильники и т.п.) и приспособлений. Весь инструмент и приспособления должны быть исправны, не иметь травмоопасных факторов (заусенцы, сколы и т.п.).

2.8.Перед употреблением инструментов и приспособлений водитель обязан произвести их внешний осмотр на предмет безопасности использования.

2.9.Необходимо следить за чистотой инструмента, бережно и аккуратно обращаться с ним, хранить в специальном футляре в установленном месте.

2.10.Обо всех замечаниях, нарушениях и несоответствиях требованиям безопасности, выявленных перед началом работы, водитель должен поставить в известность представителя администрации образовательного учреждения.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Во время работы водитель должен быть предельно внимательным к выполнению своих прямых обязанностей, не отвлекаться.

3.2.Он должен выполнять только ту работу, по которой прошел соответствующую квалификационную подготовку и инструктаж по охране труда.

3.3.Водитель должен соблюдать Правила дорожного движения в РФ.

3.4.Перед пуском двигателя автомобиль необходимо затормозить, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение. Пуск двигателя автомобиля производить при помощи стартера.

3.5.Использовать пусковую рукоятку разрешается  только в исключительных случаях.

3.6.Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля должны проводиться с соблюдением правил охраны труда, а также требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации заводов–изготовителей транспортных средств, используемого оборудования, инструмента, приспособлений.

3.7.Водитель автомобиля, принимающий непосредственное участие в ремонте автомобиля в помещении гаража должен быть проинструктирован по безопасному выполнению работ.

3.8.Для подъема, установки и снятия деталей, узлов, агрегатов автомобиля весом свыше 16 кг должны применяться подъемные и транспортные приспособления, обеспечивающие безопасность операций.

3.9.При переноске вручную малогабаритных аккумуляторных батарей необходимо использовать приспособления (захваты, носилки) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.

3.10.При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15 - 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

3.11.Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).

3.12.Перед подъемом части автомобиля домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить людей из салона (кузова), закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух башмаков. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

3.13.Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом. Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком).

При накачивании и подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо в окне диска колеса устанавливать предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.

3.14.При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

3.15.Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и что поблизости нет людей или препятствий.

3.16.В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении  неисправностей в пути работать следует только в рукавицах.

3.17.Во время стоянки водителю запрещается отдыхать или спать в кабине (салоне легкового автомобиля) при работающем двигателе.

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.Оставляя автомобиль на остановке (вынужденной стоянке), водитель обязан принять меры против его угона (убрать ключ зажигания, закрыть стекло, запереть двери кабины).

4.2.При появлении во время движения запаха бензина водитель должен немедленно остановить автомобиль, выявить причину появления запаха и устранить ее.

4.3.В случае аварийной ситуации на дороге или вероятности ДТП, аварийной ситуации при проведении ремонтных работ в пути водитель должен немедленно прекратить работу, предупредить находящихся поблизости водителей, пассажиров, пешеходов о чрезвычайной ситуации, а также принять меры по удалению людей из опасной зоны с соблюдением мер личной безопасности.

4.4.При возникновении пожара водитель автомобиля должен действовать в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

4.5.Водитель должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим в аварийной ситуации.

4.6.В любом случае, приступая к оказанию первой  доврачебной помощи, водитель должен четко знать правила и приемы конкретной доврачебной помощи.

4.7.При проведении с водителем автомобиля инструктажа по первой доврачебной помощи особое внимание инструктор должен обратить на действия в аварийной ситуации.

5.Требования безопасности после окончания работы

5.1.По окончании работы водитель должен произвести очистку автомобиля от загрязнений, мойку и другие виды обработки, поставить автомобиль в предназначенное место, убедившись в безопасности установки автомобиля.

5.2.Сообщить своему непосредственному руководителю об окончании смены.

5.3.Если во время работы водитель заметил какие-то неисправности, нехарактерные звуки при работе автомобиля, любые отклонения от нормального хода трудового процесса, он также обязан проинформировать об этом руководителя учреждения или представителя администрации.

5.4.В конце рабочей смены водитель должен убрать в шкаф спецодежду, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или, если есть возможность, принять душ.

okt-prof.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта