ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ. Перекрестное субсидированиеПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ - это... Что такое ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ?Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.
Смотреть что такое "ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ" в других словарях:
dic.academic.ru СУБСИДИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ - это... Что такое СУБСИДИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ? СУБСИДИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕЭкономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.
Смотреть что такое "СУБСИДИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ" в других словарях:
ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ - это... Что такое ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ? ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ сross-subsidization 1. Внутрифирменное финансирование производства определенного товара из прибыли, полученной от продажи другого товара 2. Ценовая дискриминация, при которой для одних покупателей устанавливается цена выше предельных издержек, а для других покупателей - цена ниже предельных издержек, что позволяет в общем итоге иметь цены, равные средним издержкам. Перекрестное субсидирование вызывает серьезные проблемы при регулировании цен монополииСловарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.
Смотреть что такое "ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ" в других словарях:
dic.academic.ru Перекрестное субсидирование в энергетике РоссииТехнические расчеты по определению расхода топлива показывают что, котельнизация – переход от комбинированного энергопотребления на раздельное энергопотребление тепловой и электрической энергии, приводит к огромному перерасходу топлива в целом по региону, по стране. Даже, если взять 3-х кратное повышение тепловых потерь в виде энергии первичного топлива в тепловых сетях с 5% до 15%, то суммарный перерасход первичного топлива, на обеспечение жителей равным количеством тепловой и электрической энергии составляет: для ТЭЦ-130ата – 38,6%; для Мини ТЭЦ-13ата – 20,3%; а для ПГУ-90ата – 91.7%.
3-й вид. Субсидирование мощности (надежности) электроснабжения за счет платы за энергию. Субсидирование затрат на содержание электрической мощности за счет затрат на электрическую энергию. Это самый распространенный вид перекрестного субсидирования, применяемый при транспорте электрической энергии. Он применяется при оценке услуг электросетевых компаний, системного оператора, оператора торговой сети. Плата за резерв, за обеспечение надлежащего уровня надежности и бесперебойности электроснабжения это трудноизмеримые категории и требуют детального анализа. Реально, затраты за обеспечение Резерва мощности могут составляет не менее 50-300% от затрат на содержание балансовой мощности. Однако, в связи с отсутствием методического подхода по определению затрат на обеспечение Резерва, Системной Надежности и Бесперебойности, с целью упрощения расчетов, не выделяются как отдельный вид услуг, а априори в виде перекрестного субсидирования включается надбавкой в плату за Энергию, в плату за Мощность. При транспорте и распределении электрической энергии, переменные затраты на энергию, определяются потерями электроэнергии на холостой ход и на нагрев (отраженные в виде потерь первичного топлива) не являются определяющими затратами и составляют не более 20% затрат на энергию у производителя энергии. Определяющими затратами для транспортного предприятия являются затраты на содержание мощности с классификацией по технологическому признаку: внутри балансовая электрическая мощность; сверхбалансовый «горячий» резерв; сверхбалансовый «сезонный» резерв мощности; внепиковая «внутрибалансовая» мощность для завоевания внепиковых, летних потребителей; «заявленный перспективный» резерв мощности будущих лет; «долгосрочный, бесхозный» резерв мощности не заявленный потребителем и т.д. (Классификацию видов энергетических услуг приведена в моей статье «Котельнизация…» часть 4). Особым видом перекрестного субсидирования электроэнергетике в свое время являлся сбор абонентской платой за обеспечение системной надежности и развитие федеральных электрических сетей. Перевод из скрытого субсидирования в явное субсидирование позволит определить стоимость таких видов энергетических услуг как: плата за содержание краткосрочного и долгосрочного резерва электрических мощностей; плата за необоснованный «бесхозный резерв», плата за категорию энергоснабжения 1, 2, 3, и т,д. Затраты на эти издержки это согласен оплачивать существующий потребитель, либо это будет оплачивать собственник электрических сетей. Стремление перенести все виды затрат на содержание резерва и содержание электрической мощности в стоимость энергии, приводит к сокрытию этих затрат и отсутствию стимулов по их выявлению, нормированию и последовательному их снижению.
4-й вид. Субсидирование мощности, резерва мощности теплоснабжения за счет платы за энергию. Субсидирование затрат на содержание тепловой мощности, резерва тепловой мощности за счет затрат на производство тепловой энергией. Это так же самый распространенный вид перекрестного субсидирования в энергетике, вызван отсутствием методического подхода в определение затрат на обеспечение надежности и бесперебойности теплоснабжения. Затраты на обеспечение надежности теплоснабжения являются одними из самых больших затрат составляющих не менее 30-150% от затрат на содержание мощности и наименее изученными с точки зрения их нормирования. Одной их причин этого вида субсидирования является то, что до настоящего времени, не развита система измерения тепловой мощности на расчетную температуру наружного воздуха. До настоящего времени в практике экономических расчетов и практике нормирования отсутствуют такие понятия как установленная тепловая мощность сетевой трубы, фактическая тепловая мощность сетевой трубы, расчетная годовая пропускная способность трубы, фактический годовой пропуск энергии и мощности по сетевой трубе. Отсутствует такие понятия как: определение затрат на обеспечение низкопотенциальной до 70°С тепловой мощности, и высокопотенциального свыше 115°С тепловой мощности. В теплоэнергетике, с идентификацией затрат на содержание резерва тепловой мощности дела еще хуже чем в электроэнергетике. Отсутствует классификация и нормирование затрат на содержание мощности: а) по технологическому признаку, б) внутри балансовая тепловая мощность; с) сверх балансовый «горячий» резерв; д) сверх балансовый «сезонный» резерв мощности; е) внепиковая, «внутри балансовая» мощность для завоевания внепиковых; летних потребителей; «заявленный перспективный» резерв мощности будущих лет; «долгосрочный, бесхозный» резерв мощности, не заявленный потребителем и т.д и т.п. Исключение затрат на обеспечение надежности, либо обеспечение надежности за счет применения административного ресурса, в виде переноса затрат, на другие статьи калькулирования, являются главной причиной искажения реальной стоимости тепловой энергии и мощности.
5-й и 6-й вид. Субсидирование населения. «Всем за счет всех». Социальное (явное) субсидирование между различными видами потребителей в пользу населения. При этом за основу субсидирования принимается не технологические различия, а социальные различия, определяющие влияние на поведение избирателей. Население субсидируется за счет промышленности и за счет коммерческих потребителей. Этот вид субсидирования применяется как в явном виде при формировании тарифа, так и в неявном – полускрытом виде. Ярким видом полускрытого социального субсидирования, является применение различных тарифов на природный газ. Так для населения и жилищно - коммунального потребителя применяются льготные, так называемые лимитные тарифы на газ. А для промышленных потребителей применяются так называемые сверх лимитные тарифы на газ на 30-40% выше, чем для населения.
7-й и 8-й вид. Субсидирование дальних потребителей за счет ближних потребителей. Субсидирование удаленных потребителей за счет вблизи расположенных потребителей, это один из самых распространенных и относительно «невинных» способов перекрестного субсидирования, применяемых в практике современного регулирования тарифов. В электроэнергетике, к примеру, это субсидирование далеких деревень, элитных дач, зон отдыха с нагрузкой в 10÷15 лампочек расположенных от источников электроснабжения на 15-30км. В теплоэнергетике, к примеру, это субсидирование элитных коттеджей, расположенных в стороне от магистральных теплотрасс. Наиболее распространенной формой перекрестного субсидирования является счет искусственное объединение разнохарактерных источников в единый центр энергообеспечения, объединение неэффективных источников с эффективными источниками теплоснабжения.
9-й вид. Субсидирование по времени внесения затрат. Это самый скрытый, наиболее распространенный и наименее обсуждаемый вид перекрестного субсидирования в энергетике. Субсидирование затрат текущего времени, за счет затрат прошлого времени. Этот вид субсидирования широко применяется при подключении новых потребителей с существующим электрическим и тепловым энергетическим системам.
10-й вид. Субсидирование новых технологий в энергетике. Производители «зеленой» энергии и мощности, использующие природоохранные, энергосберегающие технологии: мусороперерабатывающие заводы, тепловые насосы, тепловые аккумуляторы и т.д.
«Непоследовательная во времени политика» в электро и теплоснабжении регионов. Непоследовательная во времени политика– противоречие между словом (заявления политиков о предполагаемых действиях) и делом (реальные действия)[5]. Перекрестное субсидирование устраивает и руководителей крупных электрогенерирующих предприятий. использующих недостатки методических указаний в пользу электроэнергетики. Стремление руководителей крупной энергетики к усреднению расчетов по компании, по холдингу понять можно. Находясь условно в рыночных отношениях, и в тоже время быть под регулированием, можно позволить себе не заниматься реальным снижением издержек по существу. Перекрестное субсидирование устраивает политиков, руководителей городов и регионов, которые вынуждены принимать противоречивые решения по сравнению с ранее заявленными обязательствами по снижению тарифов на энергию. Гораздо проще работать с избирателями – потребителями тепловой и электрической энергии, имеющие равные цены, чем объяснять причины, почему реальная стоимость для потребителей с одной стороны улицы получающих тепло от ТЭЦ в 2÷5 раза меньше, чем от котельной, работающей на мазуте, с другой стороны улицы. Но ни федеральный закон «Об электроэнергетике», ни проект федерального закона «о Теплоснабжении» не дает ответа на вопросы: что делать с огромными резервами неиспользуемых мощностей генерирующих источников энергии, мощностей транзитных линий электропередач, магистральных и квартальных тепловых сетей? Кто будет нести бремя содержания оборудования с долгосрочным (более 2 лет) резервом мощности более 4%? Либо это потребитель, который оформил и оплатил затраты на обеспечение долгосрочного резерва мощностей, либо это собственник, который имеет огромные резервы мощностей и не имеет реальной перспективы роста спроса на них. Еще несколько слов о перекрестном субсидировании. «..Еще одну проблему, созданную ценообразующей моделью «средние издержки плюс прибыль» вскрывает такое понятие как перекрестное субсидирование. Перекрестное субсидирование в сути своей является одной из форм дискриминации цен, т.е установлением такого их уровня, который покрывает средние общие издержки отрасли. при этом для некоторых потребителей цены устанавливаются выше стоимости представленных товаров и услуг, тогда как для других потребителей – ниже стоимости». (стр.394)…….В силу целого ряда причин регулирование естественных монополий исходя из получаемой ими нормы прибыли не всегда достигают успеха. В это благое дело зачастую вмешивается такой неприятный мотив как поиск политической ренты. Существует две гипотетические возможности: сращивания предпринимателей с контрольным органами и расстановкой на соответствующие посты заинтересованных лиц, либо мздоимцев, а также мягкость существующих контрольных структур в отношении определенных предприятий, в которых надеются «приземлится» выборные представители и госбюрократы после истечения срока своих полномочий. Существует и иная опасность – в некоторых сферах контрольные органы были поставлены под жесточайший прессинг со стороны потребителей, чьи интересы состоят в максимальном снижении цен без учета потребности фирм и деловых предприятий на долгосрочных временных интервалах. Другой важной проблемой является недостаток знаний об истинных нормах прибыли в различных отраслях промышленности. Точное измерение собственного капитала той или иной фирмы. господствующей на рынке нормы прибыли и альтернативной стоимости инвестируемого капитала, представляется невероятно сложной задачей. Чем больше догадок и данных, привлекаемых «с потолка», тем больше вероятность ошибок и непродуманных решений. И последнее. Поставив фирму в рамки модели «издержки плюс прибыль», регулирование рыночного процесса подрывает основополагающие стимулы рыночной экономики. Если прибыль любой фирмы превышает ие издержки на определенную фиксированную величину, то отпадает необходимость в минимизации самих издержек. а последнее – весьма и весьма сложное мероприятие. Таким образом, снижаются стимулы к сокращению затрат. Как уже было замечено, вполне вероятно использование в расчетах эффективности регулирования естественных монополий завышенных (или заниженных) норм прибыли на капитал. которые могут не соответствовать альтернативной стоимости его использования. так например в 50÷60-е года нормы прибыли в электроснабжении и энергетики были сильно завышены, что позволило с легкостью мобилизовать капитал на строительство новых электростанций (которые. кстати, затем вошли в исчисление базовых оценок по отрасли). это привело к расточительным и излишним вложением капитала в данную отрасль. в 80-е годы ситуация изменилась – нормы прибыли оказались заниженными. Вследствие этого уровень инвестиций, необходимый для нормального функционирования отрасли сократился. Более того, низкие цены на такого рода услуг маскируют остроту проблем. По мере старения и амортизации оборудования качество услуг по электроснабжению населения резко снижается; некоторые специалисты предсказывают серьезную нехватку электроэнергии при существовании механизма искусственного подавления норм прибыли в отрасли. Таким образом, эффект искусственного регулирования нормы прибыли носит обоюдоострый характер, а эффективность рыночного процесса балансирует на узкой тропке между двух крайностей. (стр.395)…Априори полагается, что предельные издержки производства электроэнергии постоянны и не слишком разительно отличаются от средних общих издержек при рассматриваемом объеме выпуска продукции. Легко убедится, что на практике такое положение вещей весьма идеализировано (так срок ввода в эксплуатацию электростанций задает совершенно различный уровень предельных издержек для новых и устаревших станций). Таким образом, регулирующим органам приходится дифференцировать свою политику ценообразования даже в рамках одной отрасли, что может привести к установлению цен ниже уровня предельных издержек, отсутствию стимулов ведения прогрессивных и ресурсосберегающих технологий и т.д.
Мероприятия по устранению перекрестного субсидирования в теплоэнергетике России. На федеральном уровне:
На региональном уровне:
Александр Богданов Сведения об авторе
Cлайды к докладу exergy.narod.ru СУБСИДИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ — с русскогоСм. также в других словарях:
translate.academic.ru перекрестное субсидирование - это... Что такое перекрестное субсидирование? перекрестное субсидированиепрактика фиксации цен на уровне, превышающем общие средние издержки на производство товаров и услуг в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей. Словарь экономических терминов . 2015.
Смотреть что такое "перекрестное субсидирование" в других словарях:
economics_ru.academic.ru Перекрестное субсидирование в электроэнергетике \ Консультант ПлюсПодборка наиболее важных документов по запросу Перекрестное субсидирование в электроэнергетике (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Перекрестное субсидирование в электроэнергетикеПостановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442(ред. от 30.06.2018)"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") 209. Дата проведения конкурса не может быть определена ранее 1-го дня квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение о проведении конкурса, в случае если гарантирующий поставщик является получателем средств, предоставляемых за счет субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике (являлся получателем таких средств в предыдущем периоде регулирования), и к моменту наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 202 настоящего документа, не определен размер средств, причитающихся гарантирующему поставщику за счет указанных субсидий в текущем периоде регулирования, или средства, причитающиеся гарантирующему поставщику за счет указанных субсидий в текущем периоде регулирования, не поступили в адрес такого гарантирующего поставщика полностью или частично. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178(ред. от 30.06.2018)"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике") В случае возникновения у субъектов электроэнергетики недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, в результате принятия решений, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта, а также изменения в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года (в том числе на основании решений Правительства Российской Федерации), установленных регулирующим органом долгосрочных цен (тарифов), и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемую деятельность, которая определена в соответствии с настоящим документом на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, установления долгосрочных цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных регулирующим органом или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и (или) установления долгосрочных цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности таких территориальных сетевых организаций, установленных регулирующим органом или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. N 1079 "О предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" не осуществляется.Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Перекрестное субсидирование в электроэнергетикеСтатья: Тарифы на электроэнергию: оспаривание в судах(Токарев В.)("Жилищное право", 2017, N 7) В настоящий момент к 1 июля 2017 года должна быть прекращена практика механизма "последней мили", за исключением небольшого количества субъектов РФ (п. 9 ст. 8 ФЗ "Об электроэнергетике"). Перекрестное субсидирование, "последняя миля", гарантирующие поставщики - понятия из сложной сферы оптового рынка электроэнергетики - какое влияние они оказывают на правоприменительную практику ценообразования, или, точнее, тарифообразования, для коммунально-бытовых нужд населения?Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Статья: О правовой модели универсальных услуг в международной и российской практике(Редькин И.В.)("Международное публичное и частное право", 2017, N 1) В связи с поиском правовых механизмов ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2013 г. Правительство РФ давало поручение Минэнерго РФ подготовить несколько альтернативных вариантов решения задачи ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике, помимо известного на практике механизма аренды "последней мили". В качестве одного из вариантов рассматривалась возможность использования в этих целях модели "универсальной сетевой услуги" . Впоследствии данный подход не был поддержан в Правительстве РФ. Следует отметить, что в России уже используется другой набор мер защиты населения на розничных рынках электроэнергии: регулируемый тариф для населения, в отдельных случаях введение льготного тарифа в пределах социальной нормы потребления. В целом данная модель является архаичной, и переход на стандарты универсальной услуги в этой сфере представляется целесообразным, но он потребует большой работы по кардинальной смене модели защиты населения.Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Формы документов: Перекрестное субсидирование в электроэнергетикеwww.consultant.ru |