Признаки естественной монополии: Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки? — Оренбург

Признаки естественной монополии \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Признаки естественной монополии

Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки естественной монополии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Конкуренция:
  • Анализ состояния конкуренции
  • Антимонопольное законодательство
  • Антимонопольный комплаенс это
  • Вертикальные соглашения
  • Группа лиц
  • Ещё…

Судебная практика: Признаки естественной монополии

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 «Определения основных понятий» Федерального закона «О естественных монополиях»»Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28. 03.2018, исходя из положений статей 3, 4, 5, 6 Федерального закона N 147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.»

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 3 «Определения основных понятий» Федерального закона «О естественных монополиях»»Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03. 2018, исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Закона N 147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Признаки естественной монополии

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Введение государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий: проблемы и предложения
(Тюленев И.В.)
(«Юрист», 2018, N 9)Первый способ основывается на легальном определении. Недостатком такого способа является необходимость проведения тщательного экономического анализа на соответствие товарного рынка признакам естественной монополии. Но положительным является то, что способ позволит избежать издержек регулирования ex post, тех издержек, к которым может привести ошибка первого рода.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Уточнение понятия «естественная монополия»: первый шаг в реформировании правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий
(Тюленев И.В.)
(«Конкурентное право», 2018, N 4)Л.В. Андреева указывает, что, по существу, понятие естественной монополии содержится именно в первой части определения . И.Е. Нельговский также утверждает, что законодатель выделил такой признак естественной монополии, как отсутствие конкуренции . В то же время отсутствие конкуренции определяет рынок в первую очередь как монопольный. Монопольным рынок может быть и на основании объективных причин, например, выхода на рынок инновационного продукта или ухода с рынка конкурентов вследствие его убыточности.

Нормативные акты: Признаки естественной монополии

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, неверен вывод судов о невозможности применения указанных ставок по причине того, что общество не включено в реестр естественных монополий. Исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.

Основные признаки естественной монополии — презентация онлайн

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в
силу технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами
естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот
товар, чем спрос на другие виды товаров
Основные
признаки
естественной
монополии
• Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в
отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией
на масштабах производства и высокими условно-постоянными
издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.
Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем
ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном
направлении.
• Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные
издержки, связанные со строительством таких сооружений, как
дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной
параллельной системы, выполняющей те же самые функции
(строительство дорог и трубопровода или прокладка
железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может
окупиться.
• Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги,
производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от
изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно
заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности
населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например,
электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей
отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным
транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет
к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем
сложно.
• Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной
системы протяженных в пространстве сетей, посредством
которых производится оказание определенной услуги, в том
числе наличие организованной сети, для которой необходимо
управление и контроль из единого центра в реальном масштабе
времени.
Два типа
естественных
монополий
• Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров
для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать
фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и
которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь
никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права
собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает
регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
• Технико-экономические монополии. Так условно можно
называть монополии, возникновение которых продиктовано либо
техническими, либо экономическими причинами, связанными с
проявлением эффекта масштаба.
Естественные
монополии в
России
• Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия
сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть
монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы
повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей,
предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от
друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная
выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между
владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство
передающих сетей.
• РАО «ЕЭС России» Упразднена 30 июня 2008
• Газовая промышленность. Путем преобразования Государственного газового
концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в
ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных
обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный
бюджет. «Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром»
принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и
56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в
основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и
газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих
объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также
внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95%
добычи и 100% транспортировки газа.
• Железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех
видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам
с автомобильными перевозками. Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило,
несколькими предприятиями — железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда
необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок,
аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и
ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса. В России
показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тоннокилометров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 — 3 раза выше, чем в Англии,
Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем
в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги
нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же
убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом
работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в
западных странах).
Влияние
естественных
монополий на
национальную
экономику
• Россия не избежала негативного воздействия отраслей
естественных монополий в условиях рынка. В российской
промышленности существуют четыре тысячи предприятий –
монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из
них естественных монополий – 500.
• С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти
отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит
постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы
продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий
финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников
(инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и
прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
• Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное
субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие
тарифы для населения и бюджетных организаций
субсидировались за счет промышленных и коммерческих
потребителей. Например, на железнодорожном транспорте
убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет
грузовых тарифов.
Методы
антимонопольного
регулирования
Административное (законодательное) регулирование. Главным
инструментом государственной антимонопольной политики
выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное
законодательство и система органов законодательной,
исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных
законов государство осуществляет правовое и административное
регулирование деятельности монополий, создавая условия для
воспроизводства конкуренции.
• Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с
законодательным антимонопольным регулированием в странах с
рыночной экономикой применяются и методы нормативноориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные
заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти
рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность
конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта
нормативно-ориентируещего регулирования конкуренции –
стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой
целью практикуются конкурсные условия в государственной
контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на
развитие приоритетных направлений производства, особое значение
имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям
оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и
информационное, консультативное содействие.
• Антимонопольный контроль. К антимонопольному регулированию
можно отнести и такой контроль. Для предупреждения и пресечения
монополистической деятельности ведется Государственный реестр
объединений и предприятий-монополистов, действующих на
товарных рынках. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля
которых превышает определенный процент на соответствующем
рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство.
Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически
попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким
показателям, как объем производства, удовлетворение потребности
на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под
ценовое регулирование со стороны государства. Предприятиямонополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку
продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд
ограничений в процессе приватизации и т. д.

11.3 Регулирование естественных монополий – Принципы микроэкономики – Гавайское издание

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Оценивать соответствующую политику конкуренции для естественной монополии
  • Интерпретация графика регуляторных вариантов
  • Контрастное положение «затраты плюс» и предельная цена

Большинство настоящих монополий сегодня в США являются регулируемыми естественными монополиями. Естественная монополия представляет собой сложную задачу для политики в области конкуренции, поскольку структура издержек и спроса, по-видимому, делает конкуренцию маловероятной или дорогостоящей. А естественная монополия возникает, когда средние издержки снижаются по всей номенклатуре продукции, удовлетворяющей рыночный спрос. Обычно это происходит, когда постоянные затраты велики по сравнению с переменными затратами. В результате одна фирма может обеспечить весь спрос на рынке с меньшими затратами, чем две или более фирм, поэтому разделение естественной монополии повысит средние издержки производства и вынудит потребителей платить больше.

Коммунальные предприятия, которые традиционно предоставляли услуги водоснабжения и электроснабжения на большей части территории Соединенных Штатов, являются яркими примерами естественных монополий. Было бы бессмысленно утверждать, что местная компания водоснабжения должна быть разделена на несколько конкурирующих компаний, каждая из которых имеет свой собственный набор труб и водопроводов. Прокладка четырех-пяти одинаковых труб под городом, по одной на каждую водопроводную компанию, чтобы каждое домохозяйство могло выбирать себе поставщика воды, было бы ужасно дорого. Тот же аргумент применим к идее наличия множества конкурирующих компаний по доставке электроэнергии в дома, каждая со своим набором проводов. До появления беспроводных телефонов этот аргумент также относился к идее множества различных телефонных компаний, каждая из которых имела собственный набор телефонных проводов, проходящих по соседству.

Так что же тогда является подходящей политикой конкуренции для естественной монополии? Рисунок 1 иллюстрирует случай естественной монополии с кривой рыночного спроса, пересекающей нисходящий участок кривой средних издержек . Пункты A, B, C и F иллюстрируют четыре основных варианта регулирования. В Таблице 5 представлены возможные варианты регулирования в отношении естественной монополии.

Рисунок 1. Варианты регулирования в отношении естественных монополий. Естественная монополия будет максимизировать прибыль, производя количество, при котором предельный доход (MR) равен предельным затратам (MC), а затем смотрит на кривую рыночного спроса, чтобы определить, какую цену взимать за это количество. Эта монополия будет производить в точке А количество товара, равное 4, и цену, равную 9. .3. Если антимонопольные регуляторы разделят эту компанию ровно пополам, то каждая половина будет производить в точке B со средними затратами 9,75 и выпуском 2. Регуляторы могут потребовать, чтобы фирма производила там, где предельные издержки пересекают кривую рыночного спроса в точке C. Однако , если фирма должна производить в количестве 8 и продавать по цене 3,5, фирма понесет убытки. Наиболее вероятный выбор — это точка F, где фирма должна произвести 6 товаров и установить цену 6,5.

Column 7 Average Cost: 11, 9.75, 8.5, 7.75, 7, 6.5, 6, 5.7, 5.5″>

Количество Цена Общий доход * Предельный доход Общая стоимость Предельные затраты Средняя стоимость
1 14,7 14,7 11,0 11.00
2 12,4 24,7 10,0 19,5 8,5 9.75
3 10,6 31,7 7,0 25,5 6,0 8,50
4 9,3 37,2 5,5 31,0 5,5 7,75
5 8,0 40,0 2,8 35,0 4,0 7,00
6 6,5 39,0 –1,0 39,0 4,0 6,50
7 5,0 35,0 –4,0 42,0 3,0 6,00
8 3,5 28,0 –7,0 45,5 3,5 5,70
9 2,0 18,0 –10,0 49,5 4,0 5,5
Таблица 5. Варианты регулирования в отношении естественных монополий. (*Общий доход определяется путем умножения цены на количество. Однако некоторые значения цен в этой таблице округлены для простоты представления.)

Первая возможность — оставить естественную монополию в покое. В этом случае монополия будет следовать своему обычному подходу к максимизации прибыли. Он определяет количество, при котором MR = MC, что происходит в точке P при количестве 4. Затем фирма смотрит на точку A на кривой спроса, чтобы обнаружить, что она может назначить цену 9.3 для этого максимизирующего прибыль количества. Поскольку цена выше кривой средних издержек, естественная монополия будет получать экономическую прибыль.

Второй результат возникает, если антимонопольные органы решают разделить компанию, чтобы новые фирмы могли конкурировать. В качестве простого примера представьте, что компания разделена пополам. Таким образом, вместо одной крупной фирмы, производящей 4 единицы продукции, каждая из двух фирм половинного размера производит количество продукции, равное 2 единицам. Из-за убывающей кривой средних издержек (AC) средние издержки производства для каждой из компаний половинной величины каждая производя 2, как показано в точке B, будет 90,75, в то время как средние издержки производства для более крупной фирмы, производящей 4, будут только 7,75. Таким образом, экономика станет менее продуктивно эффективной, поскольку товар производится с более высокими средними издержками. В ситуации с нисходящей кривой средних издержек две более мелкие фирмы всегда будут иметь более высокие средние издержки производства, чем одна более крупная фирма при любом объеме общего выпуска. Кроме того, антимонопольные органы должны опасаться, что дробление естественной монополии на части может оказаться только началом их проблем. Если одна из двух фирм станет крупнее другой, ее средние издержки будут ниже, и она сможет вытеснить своего конкурента с рынка. В качестве альтернативы две фирмы на рынке могут найти тонкие способы координации своего поведения и поддержания высоких цен. В любом случае, результатом будет не более высокая конкуренция, чем хотелось бы.

Третий вариант заключается в том, что регулирующие органы могут принять решение об установлении цен и объемов производства для этой отрасли. Регулирующие органы попытаются выбрать точку на кривой рыночного спроса, которая будет выгодна как потребителям, так и более широким общественным интересам. Точка C иллюстрирует один заманчивый выбор: регулирующий орган требует, чтобы фирма производила объем выпуска, при котором предельные издержки пересекают кривую спроса при выпуске 8, и установила цену 3,5, которая равна предельных затрат в этой точке. Это правило привлекательно, поскольку требует, чтобы цена была установлена ​​равной предельным издержкам, что имело бы место на рынке совершенной конкуренции, и гарантировало бы потребителям большее количество товаров и более низкую цену, чем при монопольном выборе А. Фактически эффективное распределение ресурсов будет иметь место в точке C, поскольку ценность для потребителей последней единицы, купленной и проданной на этом рынке, равна предельным затратам на ее производство.

Попытка добиться точки С посредством регулирования, однако, наталкивается на серьезную трудность. В точке C при выпуске 8 цена 3,5 ниже средних издержек производства, которые составляют 5,7, поэтому, если фирма установит цену 3,5, она понесет убытки. Если регулирующие органы или правительство не предложат фирме постоянную государственную субсидию (а с этим вариантом связаны многочисленные политические проблемы), фирма потеряет деньги и обанкротится.

Пожалуй, наиболее правдоподобный вариант для регулятора — точка F; то есть установить цену, при которой AC пересекает кривую спроса при выпуске 6 и цене 6,5. Этот план имеет некоторый смысл на интуитивном уровне: пусть естественная монополия взимает плату, достаточную для покрытия ее средних затрат и получения нормальной нормы прибыли, чтобы она могла продолжать свою деятельность, но не позволяет фирме повышать цены и получать аномально высокие монопольные прибыли. как это было бы при монопольном выборе А. Конечно, определить этот уровень выпуска и цены с учетом политического давления, временных ограничений и ограниченной информации реального мира гораздо сложнее, чем определить точку на графике. Подробнее о проблемах, которые могут возникнуть из-за централизованно определяемой цены, см. обсуждение ценовых минимумов и ценовых потолков в книге «Спрос и предложение».

Действительно, регулирующие органы коммунальных предприятий на протяжении многих десятилетий следовали общему подходу, пытаясь выбрать точку, подобную F на рис. 1. Они рассчитали среднюю стоимость производства для компаний водоснабжения или электроснабжения, добавленную к сумме, соответствующей нормальной норме прибыли. фирма должна рассчитывать на прибыль и соответственно устанавливать цену для потребителей. Этот метод был известен как правило «затраты плюс» .

Регулирование «затраты плюс» само по себе создает трудности. Если производители возмещают свои затраты плюс немного больше, то, как минимум, у производителей меньше причин беспокоиться о высоких затратах, потому что они могут просто переложить их на более высокие цены. Хуже того, у фирм, регулируемых по схеме «затраты плюс», даже есть стимул генерировать высокие издержки путем строительства огромных заводов или найма большого количества персонала, потому что то, что они могут взимать, связано с понесенными ими издержками.

Таким образом, в 1980-х и 1990-х годах некоторые регулирующие органы коммунальных предприятий начали использовать положение о предельной цене , согласно которому регулирующий орган устанавливает цену, которую фирма может взимать в течение следующих нескольких лет. Распространенной схемой было требование цены, которая немного снижалась с течением времени. Если фирма сможет найти способы сокращения своих затрат быстрее, чем предельные цены, она может получить высокий уровень прибыли. Однако, если фирма не может идти в ногу с ценовыми потолками или терпит неудачу на рынке, она может понести убытки. Через несколько лет регулирующие органы установят новую серию ценовых пределов в зависимости от результатов деятельности фирмы.

Регулирование ценового предела требует деликатности. Это не сработает, если регуляторы цен установят нереально низкий ценовой потолок. Это может не сработать, если рынок резко изменится, так что фирма будет обречена на убытки независимо от того, что она делает — скажем, если цены на энергоносители резко вырастут на мировых рынках, тогда компания, продающая природный газ или мазут в дома, может оказаться не в состоянии. чтобы соответствовать ценовым ограничениям, которые казались разумными год или два назад. Но если регулирующие органы сравнивают цены с ценами производителей того же товара в других областях, они могут, по сути, оказать давление на естественную монополию в одной области, чтобы она конкурировала с ценами, установленными в других областях. Более того, возможность получения большей прибыли или потери — вместо того, чтобы каждый год фиксировать среднюю норму прибыли с помощью регулирования «затраты плюс», — может обеспечить естественную монополию стимулами для повышения эффективности и инноваций.

При естественной монополии рыночная конкуренция вряд ли укоренится, поэтому, если потребители не хотят страдать от высоких цен и ограниченного объема производства неограниченной монополии, государственное регулирование должно сыграть свою роль. В попытке разработать систему регулирования ценового предела с гибкостью и стимулом перед государственными регулирующими органами стоит непростая задача.

В случае естественной монополии рыночная конкуренция не будет работать должным образом, поэтому вместо того, чтобы позволять нерегулируемой монополии повышать цены и сокращать выпуск, правительство может пожелать регулировать цену и/или выпуск. Типичными примерами регулирования являются коммунальные предприятия, регулируемые фирмы, которые часто предоставляют услуги по электроснабжению и водоснабжению.

Регулирование по принципу «затраты плюс» относится к государственному регулированию деятельности фирмы, которое устанавливает цену, которую фирма может взимать в течение определенного периода времени, исходя из бухгалтерских издержек фирмы и затем добавляя обычную норму прибыли. Регулирование ценового предела относится к государственному регулированию фирмы, когда правительство устанавливает уровень цен на несколько лет вперед. В этом случае фирма может либо получать высокую прибыль, если ей удается производить с более низкими затратами, либо продавать больше, чем ожидалось, либо терпеть низкие прибыли или убытки, если затраты высоки или она продает меньше, чем ожидалось.

регулирование затрат плюс
когда регулирующие органы разрешают регулируемой фирме покрывать свои расходы и получать нормальный уровень прибыли
ограничение цен
когда регулирующий орган устанавливает цену, которую фирма не может превысить в течение следующих нескольких лет

11.3 Регулирование естественных монополий | Техасский шлюз

Цели обученияВыбор в регулировании естественной монополииЗатраты плюс по сравнению с регулированием предела цен

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете делать следующее:

  • Оценка надлежащей конкурентной политики естественной монополии
  • Интерпретация графика регуляторных вариантов
  • Контрастное положение «затраты плюс» и предельная цена

Большинство настоящих монополий сегодня в США являются регулируемыми естественными монополиями. Естественная монополия представляет собой сложную задачу для политики в области конкуренции, поскольку структура издержек и спроса, по-видимому, делает конкуренцию маловероятной или дорогостоящей. Естественная монополия возникает, когда средние издержки снижаются по всему ассортименту продукции, удовлетворяющей рыночный спрос. Обычно это происходит, когда постоянные затраты велики по сравнению с переменными затратами. В результате одна фирма может поставлять весь объем продукции, требуемый на рынке, с меньшими издержками, чем две или более фирм, поэтому разделение естественной монополии повысит средние издержки производства и заставит потребителей платить больше.

Коммунальные предприятия, которые традиционно предоставляли услуги водоснабжения и электроснабжения на большей части территории Соединенных Штатов, являются яркими примерами естественной монополии. Было бы бессмысленно утверждать, что местная компания водоснабжения должна быть разделена на несколько конкурирующих компаний, каждая из которых имеет свой собственный набор труб и водопроводов. Прокладка четырех-пяти одинаковых труб под городом, по одной на каждую водопроводную компанию, чтобы каждое домохозяйство могло выбирать себе поставщика воды, было бы ужасно дорого. Тот же аргумент применим к идее наличия множества конкурирующих компаний по доставке электроэнергии в дома, каждая со своим набором проводов. До появления беспроводных телефонов этот аргумент также относился к идее множества различных телефонных компаний, каждая из которых имела свой собственный набор телефонных проводов, проходящих по соседству.

Варианты регулирования естественной монополии

Итак, какой должна быть конкурентная политика естественной монополии? На рис. 11.3 показан случай естественной монополии, когда кривая рыночного спроса пересекает нисходящий участок кривой средних издержек. Пункты A, B, C и F иллюстрируют четыре основных варианта регулирования. В Таблице 11.3 представлены варианты регулирования в отношении естественной монополии.

Рис. 11. 3 Регуляторный выбор в отношении естественной монополии Естественная монополия будет максимизировать прибыль, производя количество продукции, при котором предельный доход (MR) равен предельным затратам (MC), а затем анализируя кривую рыночного спроса, чтобы определить, какую цену установить за это количество. Эта монополия будет производить в точке А количество продукции, равное четырем, и цену, равную 9..3. Если бы антимонопольные регуляторы разделили эту компанию ровно пополам, то каждая половина производила бы продукцию в точке B со средними затратами 9,75 и выпуском, равным двум. Регулирующие органы могут потребовать, чтобы фирма производила продукцию там, где предельные издержки пересекают кривую рыночного спроса в точке С. Однако, если от фирмы требуется производить в количестве, равном восьми, и продавать по цене 3,5, фирма понесет убытки. Наиболее вероятным выбором является точка F, когда фирма должна произвести шесть товаров по цене 6,5.

Each row represents a quantity from 1 to 9. Column 2 lists the price for each quantity starting at quantity of 1 and ending at 9: 14.7, 12.4, 10.6, 9.3, 8, 6.5, 5, 3.5, 2. Column 3 Total Revenue: 14.7, 24.7, 31.7, 37.2, 40, 39, 35, 28, 18. Column 4 Marginal Revenue: nil, 10, 7, 5.5, 2.8, negative 1, negative 4, negative 7, negative 10. Column 5 Total Cost: 11, 19.5, 25.5, 31, 35, 39, 42, 45.5, 49.5. Column 6 Marginal Cost: nil, 8.5, 6, 5.5, 4, 4, 3, 3.5, 4. Column 7 Average Cost: 11, 9.75, 8.5, 7.75, 7, 6.5, 6, 5.7, 5.5″>

Количество Цена Общий доход * Предельный доход Общая стоимость Предельные затраты Средняя стоимость
1 14,7 14,7 11,0 11.00
2 12,4 24,7 10,0 19,5 8,5 9,75
3 10,6 31,7 7,0 25,5 6,0 8,50
4 9,3 37,2 5,5 31,0 5,5 7,75
5 8,0 40,0 2,8 35,0 4,0 7,00
6 6,5 39,0 –1,0 39,0 4,0 6,50
7 5,0 35,0 –4,0 42,0 3,0 6,00
8 3,5 28,0 –7,0 45,5 3,5 5,70
9 2,0 18,0 –10,0 49,5 4,0 5,5

Таблица 11. 3 Регуляторные решения в отношении естественной монополии (*Общий доход определяется путем умножения цены на количество. Однако некоторые значения цен в этой таблице округлены для простоты представления.)

Первый вариант: оставить естественную монополию в покое. В этом случае монополия будет следовать своему обычному подходу к максимизации прибыли. Он определяет количество, при котором MR = MC, что происходит в точке P при количестве четыре. Затем фирма смотрит в точку А на кривой спроса и обнаруживает, что она может назначить цену 9.3 для этого максимизирующего прибыль количества. Поскольку цена выше кривой средних издержек, естественная монополия будет получать экономическую прибыль.

Второй результат возникает, если антимонопольные органы решают разделить компанию, чтобы новые фирмы могли конкурировать. В качестве простого примера представьте, что компания разделена пополам. Таким образом, вместо одной крупной фирмы, производящей четыре единицы продукции, каждая из двух фирм половинного размера производит две единицы продукции. Из-за убывающей кривой средних издержек (AC) средние издержки производства для каждой из компаний половинного размера, каждая из которых производит по две штуки, как показано в точке B, будут равны 9.0,75, в то время как средние издержки производства для более крупной фирмы, производящей четыре, будут только 7,75. Таким образом, экономика станет менее продуктивно эффективной, поскольку товар производится с более высокими средними издержками. В ситуации с нисходящей кривой средних издержек две более мелкие фирмы всегда будут иметь более высокие средние издержки производства, чем одна более крупная фирма при любом объеме общего выпуска. Кроме того, антимонопольные органы должны опасаться, что дробление естественной монополии на части может оказаться только началом их проблем. Если одна из двух фирм станет крупнее другой, ее средние издержки будут ниже, и она сможет вытеснить своего конкурента с рынка. В качестве альтернативы две фирмы на рынке могут найти тонкие способы координации своего поведения и поддержания высоких цен. В любом случае, результатом будет не более высокая конкуренция, чем хотелось бы.

Третий вариант заключается в том, что регулирующие органы могут принять решение об установлении цен и объемов производства для этой отрасли. Регулирующие органы попытаются выбрать точку на кривой рыночного спроса, которая будет выгодна как потребителям, так и более широким общественным интересам. Точка C иллюстрирует один заманчивый выбор: регулирующий орган требует, чтобы фирма производила объем выпуска, при котором предельные издержки пересекают кривую спроса при выпуске, равном восьми, и назначала цену 3,5, которая равна предельным издержкам в этой точке. Это правило привлекательно, поскольку требует, чтобы цена была установлена ​​равной предельным издержкам, что имело бы место на рынке совершенной конкуренции, и гарантировало бы потребителям большее количество товаров и более низкую цену, чем при монопольном выборе А. Фактически эффективное распределение ресурсов будет иметь место в точке C, поскольку ценность для потребителей последней единицы, купленной и проданной на этом рынке, равна предельным затратам на ее производство.

Попытка добиться точки С посредством регулирования, однако, наталкивается на серьезную трудность. В точке С при выпуске 8 цена в 3,5 ниже средних издержек производства, которые составляют 5,7. Таким образом, если фирма назначит цену 3,5, она понесет убытки. Если регулирующие органы или правительство не предложат фирме постоянную государственную субсидию, фирма потеряет деньги и обанкротится.

Пожалуй, наиболее правдоподобный вариант для регулятора — точка F; то есть установить цену, при которой AC пересекает кривую спроса при выпуске в шесть и цене в 6,5. Этот план имеет некоторый смысл на интуитивном уровне: пусть естественная монополия взимает плату, достаточную для покрытия ее средних затрат и получения нормальной нормы прибыли, чтобы она могла продолжать свою деятельность, но не позволяет фирме повышать цены и получать аномально высокие монопольные прибыли, как это было бы при монопольном выборе А. Конечно, определить этот уровень выпуска и цены с учетом политического давления, временных ограничений и ограниченной информации реального мира гораздо сложнее, чем определить точку на графике. Подробнее о проблемах, которые могут возникнуть из-за централизованно определяемой цены, см. обсуждение ценовых минимумов и ценовых потолков в книге «Спрос и предложение».

Cost-Plus в сравнении с Положением о максимальной цене

Действительно, регулирующие органы коммунальных служб на протяжении многих десятилетий следовали общему подходу, пытаясь выбрать точку, подобную F на рис. 11.3. Они рассчитали среднюю себестоимость продукции для компаний, занимающихся водоснабжением и электроснабжением, добавили к ней нормальную норму прибыли, которую должна была получить фирма, и соответственно установили цену для потребителей. Этот метод был известен как регулирование затрат плюс.

Регулирование «затраты плюс» само по себе создает трудности. Если производители возмещают свои затраты плюс немного больше, то, как минимум, у производителей меньше причин беспокоиться о высоких затратах, потому что они могут просто переложить их на более высокие цены. Хуже того, у фирм, регулируемых по схеме «затраты плюс», даже есть стимул генерировать высокие издержки путем строительства огромных заводов или найма большого количества персонала, потому что то, что они могут взимать, связано с понесенными ими издержками.

Таким образом, в 1980-х и 1990-х годах некоторые регулирующие органы коммунальных предприятий начали использовать регулирование ценового предела, когда регулирующий орган устанавливает цену, которую фирма может взимать в течение следующих нескольких лет. Распространенной схемой было требование цены, которая немного снижалась с течением времени. Если фирма сможет найти способы сокращения своих затрат быстрее, чем предельные цены, она может получить высокий уровень прибыли. Однако, если фирма не может идти в ногу с ценовыми потолками или терпит неудачу на рынке, она может понести убытки. Через несколько лет регулирующие органы установят новую серию ценовых пределов в зависимости от результатов деятельности фирмы.

Регулирование ценового предела требует деликатности. Это не сработает, если регуляторы цен установят нереально низкий ценовой потолок. Это может не сработать, если рынок резко изменится, так что фирма будет обречена на убытки независимо от того, что она делает — скажем, если цены на энергоносители резко вырастут на мировых рынках, тогда компания, продающая природный газ или мазут в дома, может оказаться не в состоянии. чтобы соответствовать ценовым ограничениям, которые казались разумными год или два назад. Но если регулирующие органы сравнивают цены с ценами производителей того же товара в других областях, они могут, по сути, оказать давление на естественную монополию в одной области, чтобы она конкурировала с ценами, установленными в других областях. Более того, возможность получения большей прибыли или потери — вместо того, чтобы каждый год фиксировать среднюю норму прибыли с помощью регулирования «затраты плюс», — может обеспечить естественную монополию стимулами для повышения эффективности и инноваций.

При естественной монополии рыночная конкуренция вряд ли укоренится; поэтому, если потребители не хотят страдать от высоких цен и ограниченного объема производства неограниченной монополии, государственное регулирование должно сыграть свою роль. В попытке разработать систему регулирования ценового предела с гибкостью и стимулом перед государственными регулирующими органами стоит непростая задача.

Хотя важно учитывать последствия для эффективности и результаты тех рынков товаров и услуг, которые не являются совершенно конкурентными, справедливо также учитывать и те рынки ресурсов, которые также не являются совершенно конкурентными. Обычно это происходит на рынках труда, где заработная плата или, в более широком смысле, оплата труда выше равновесия совершенной конкуренции. Это может происходить по нескольким причинам, но часто это связано с законами о минимальной заработной плате или профсоюзной деятельностью. Законы о минимальной заработной плате могут действовать как минимальные цены, поднимая установленную законом минимальную заработную плату выше ее равновесия. Хотя это может быть выгодно для тех рабочих, которые все еще могут найти работу с минимальной заработной платой, это также может способствовать сокращению количества спроса на труд при одновременном увеличении количества предлагаемого труда. Другими словами, точно так же, как минимальная цена на рынке товара или услуги, закон о минимальной заработной плате может создать излишек. В данном случае это избыток рабочей силы, вызывающий рост безработицы.

Благодаря своей способности вести переговоры и заключать коллективные договоры с фирмами профсоюз может иметь такое же влияние. Поскольку он успешно увеличивает заработную плату для своих членов, если это повышение поднимет заработную плату выше равновесия, он будет действовать как нижний предел цен, снова создавая излишек рабочей силы. Национальный закон об отношениях в сфере управления трудовыми ресурсами 1935 года, Закон Тафта-Хартли 1947 года, Закон о раскрытии информации между работниками и руководством 1959 года и Закон о реформе государственной службы 1978 года являются одними из основных положений, регулирующих деятельность профсоюзов. Деятельность Союза также может регулироваться отдельными штатами через так называемые право на работу правила. Есть 26 штатов, которые имеют право на работу штатов.

Существует также редкий случай монопсонии, когда есть только один покупатель товара.

Признаки естественной монополии: Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки? — Оренбург