Субъекты естественных монополий: особенности правового статуса. Признаки естественных монополий50 Понятие и признаки монополий.Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. признаки монополии:
51 Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.В соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Во второй главе «Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии»,в ст.6. описаны методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей). Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. (Ст.7. Государственный контроль в сферах естественной монополии): В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. (п.1) Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за: любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.(п.2) Для совершения действий, указанных в п. 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения. Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии. Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в п.1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной. Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения. Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав. (п.4.) Лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли). Для осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных настоящим пунктом, орган регулирования естественной монополии вправе запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10 процентами общего количества голосов. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством РФ в отношении антимонопольного контроля. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии; окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии. Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения субъектом естественной монополии выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий; поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. studfiles.net Субъекты естественных монополий: особенности правового статусаСтатус естественных монополий регулируется Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами этой монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. В свою очередь, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. На первый взгляд легальное определение понятий "естественная монополия" и "субъект естественной монополии" не вызывает каких-либо критических замечаний. Однако при их внимательном прочтении можно обнаружить некоторые пробелы и неточности в изложении нормативного материала. Во-первых, естественная монополия характеризуется как состояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается экономическая природа монополии, что является закономерным. Но вряд ли можно признать удачным использование словосочетания "состояние товарного рынка". Резонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка и какими признаками оно характеризуется? <1> Определение товарного рынка сформулировано в ст. 4 Антимонопольного закона. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Исходя из нормативного определения понятия "естественная монополия", надо указать на следующие ее признаки: а) удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; б) товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами; в) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Эти признаки - предмет специального исследования экономической науки. Тем не менее они (признаки) носят условный (оценочный) характер, а их применение на практике не всегда позволяет очертить контуры естественных монополий. Поэтому существует проблема разграничения монополий на естественные, легальные и искусственные. Во-вторых, формулировка Закона о монополиях "субъекты естественных монополий" некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка. Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Следовательно, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус естественной. Глубокое по содержанию исследование правового регулирования естественных монополий проведено О.А. Григорьевой. В частности, естественная монополия справедливо рассматривается как экономико-правовое явление. Оно (явление) экономическое по содержанию, но правовое по форме. С этой позиции названным автором предложено собственное определение естественной монополии: "Естественная монополия находит свое правовое выражение в качестве признанного государством специального права на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка, обусловленного эффектом масштаба при производстве товара, который является незаменяемым и спрос на который не зависит от изменения цены на него". Таким образом, правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования экономики. Исключительность режима выражается, с одной стороны, в предоставлении хозяйствующему субъекту права на осуществление деятельности единолично в пределах товарного рынка, с другой - в обоснованном ограничении действия свободы экономической деятельности с целью реализации и защиты публичных интересов путем государственного регулирования естественных монополий <3>. Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих субъектов. Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Что касается других федеральных законов, то они содержат указания на возможность осуществлять естественно-монополистическую деятельность и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ) оператором связи (т.е. субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Аналогичное правило содержится в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, имеет место несогласование норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов. Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Кроме того, считаем также возможными ситуации, когда в качестве субъектов естественных монополий вправе выступать некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, такие, как финансово-промышленные группы и холдинги. Особенности статуса естественных монополий проявляются в различных аспектах: от стадии создания до банкротства (несостоятельности). Например, для признания за лицом правового статуса естественного монополиста необходимо выполнение следующих требований:а) существование объективной экономической ситуации, при которой определенный вид деятельности характеризуется как естественно-монопольный;б) фактическое осуществление лицом такого вида деятельности;в) легальность (правомочность) осуществления деятельности. Законность может подтверждаться учредительными документами организации, наличием необходимых лицензий, сертификатов и т.п.. Иначе говоря, для приобретения хозяйствующим субъектом правоспособности естественного монополиста необходим сложный юридический состав, включающий все перечисленные элементы. На завершающей стадии формирования субъекта естественной монополии происходит его регистрация специальным уполномоченным органом посредством включения организации (субъекта) в соответствующий Реестр субъектов естественных монополий определенных видов деятельности. Только после такой регистрации в отношении данного субъекта будет осуществляться государственное регулирование и контроль. Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой. Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества "Газпром", "ЕЭС России"). Отметим, что в промышленно развитых странах подобные естественные монополии находятся либо в собственности государства, либо под его строгим контролем. В современной России тотальная приватизация коснулась и естественных монополий. Более того, сейчас не только обсуждается, но уже решен вопрос о дальнейшей реструктуризации предприятий РАО "ЕЭС России". Однако справедливости ради надо обратить внимание на Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". В нем критикуется нынешний статус РАО "ЕЭС России" как холдинговой компании, контролирующей электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и акционерного общества "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России", что неизбежно создает внутренние противоречия его интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО "ЕЭС России", имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки. Таким образом, идея о реструктуризации РАО "ЕЭС России" не нова и получила нормативно-правовое закрепление. Другое дело, что при реструктуризации естественных монополий важно не нарушить единство технологической и производственной связи между всеми предприятиями, входящими в состав холдинга. Названный Указ предусматривает в качестве первоочередных мероприятий продолжение приватизации РАО "ЕЭС России". Понятно, что государство таким способом желает пополнить свой скудный бюджет за счет продажи очередного пакета акций. Вместе с тем возникает вопрос: насколько этот шаг отвечает национальным интересам России? Как уже отмечалось выше, актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходим эффективный механизм такого управления. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне. Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большого числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках. И наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия нефтегазового комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества "Газпром", "Нефтяная компания ЛУКОЙЛ", "Нефтяная компания СИДАНКО", "Нефтяная компания ЮКОС". Действие Закона о монополиях распространяется на определенные ст. 4 сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Получается, что за пределами указанных сфер пока нет (с точки зрения Закона) естественных монополий. Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных факторов, спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития научно-технического прогресса и других причин. Поэтому одна и та же сфера на разных исторических этапах в различных странах может признаваться либо нет естественной монополий. В связи с этим важно, чтобы законодатель своевременно реагировал на произошедшие изменения и корректировал перечень естественно-монопольных видов деятельности. Более того, нужен реальный механизм изменения сфер естественных монополий в случае наличия объективных предпосылок для этого. Пока что Закон о монополиях такого механизма не предусматривает. На наш взгляд, это можно сделать в виде заключения специализированной комиссии, группы экспертов, аудиторов, либо на основании результатов соответствующего тестирования, либо иным способом. psyera.ru понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; В российском законодательстве предусмотрены и регулируются деятельность следующих видов естественных монополий в сферах: 1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировка газа по трубопроводам; 3) железнодорожные перевозки; 4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; 5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; 6) услуги по передаче электрической энергии; 7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; 8) услуги по передаче тепловой энергии; 9)услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Законодательство о естественных монополиях основывается на ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «О защите конкуренции», а также включает в себя Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о ФАС», «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам». Косвенно в этот перечень можно включить и такие акты, как, ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт», Постановление Правительства РФ «О создании ОАО «Российские железные дороги». Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: 1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня; 2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения. Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за: 1) любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование; 2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование; 3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование. Для совершения указанных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения. Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии: 1) текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии; 2) проекты планов капитальных вложений. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. studfiles.net |