Eng Ru
Отправить письмо

Чем грозит собственникам жилья переход на прямые расчеты за свет и тепло. Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям в 2018 году


Отмена «прямых платежей»

03 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее — ФЗ № 59), в соответствии с которым стало возможным заключать «прямые договоры» предоставления коммунальных услуг между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) и ресурсоснабжающей организацией (РСО).

 

«Прямые договоры» вместо «прямых платежей»?

Вопреки расхожему мнению о том, что якобы после вступления в силу ФЗ №59 законодательством предусмотрена возможность выбора как «прямых платежей» (оплата потребителями коммунальных услуг в РСО при сохранении статуса исполнителя коммунальных услуг у УО/ТСЖ), так и «прямых договоров» (оплата потребителями коммунальных услуг в РСО по договору предоставления коммунальных услуг при наличии у РСО статуса исполнителя коммунальных услуг), указанным законом одновременно с введением возможности перехода на «прямые договоры» ранее предусмотренная возможность выбора в качестве порядка оплаты внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО и региональному оператору по обращению с ТКО («прямые платежи») была отменена — части 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ, а также положения ЖК РФ, содержащие ссылки на данные нормы, утратили силу.

Указанными положениями была предусмотрена возможность собственников и нанимателей помещений вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги в РСО (а за коммунальную услугу по обращению с ТКО — региональному оператору по обращению с ТКО). При этом ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО отвечали перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, то есть сохраняли статус исполнителя коммунальных услуг.

При этом частью 6 статьи 3 ФЗ № 59 установлено, что в случае, если до 03 апреля 2018 г. было принято и реализовано решение о внесении собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО, а за коммунальную услугу по обращению с ТКО — региональному оператору по обращению с ТКО, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, то есть до принятия собственниками решения о переходе на «прямые договоры». В этом случае внесение платы за коммунальные услуги указанным организациям признается выполнением собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Интересен тот факт, что в соответствии с вышеприведенной статьей, если ранее применялись «прямые платежи», в будущем возможен переход только на «прямые договоры». Варианта отказа от «прямых платежей» и перехода на оплату коммунальных услуг в УО, ТСЖ, ЖСК законодатель не предусмотрел.

Таким образом, с 3 апреля 2018 г. выбрать в качестве способа расчета за коммунальные услуги «прямые платежи» невозможно, однако ранее принятое решение о «прямых платежах» сохраняет свое действие до перехода на «прямые договоры». При этом переход на «прямые договоры» возможен как с «классического» способа оплаты коммунальных услуг в УО/ТСЖ, так и с «прямых расчетов» потребителей с РСО.

Дополнительно стоит отметить, что порядок отказа от заключенных «прямых договоров» потребителей коммунальных услуг с РСО законодательством не установлен, то есть наличие самой возможности отказа от «прямых договоров» сомнительно.

acato.ru

Переход на прямую оплату коммунальных услуг произойдет в феврале — Российская газета

Закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов должен быть готов к 1 февраля. Такое поручение премьер-министр Дмитрий Медведев дал минстрою, минэнерго и минэкономразвития

В 2017 году документ успел пройти первое чтение. Его рассмотрение депутаты Госдумы готовы были начать сразу после выхода с каникул, однако авторы законопроекта попросили отсрочку для доработки, сообщила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она отметила, что законопроект уже претерпел изменения. В первоначальной версии ресурсоснабжающая организация могла отказать собственникам жилья в переходе на прямые договоры. Теперь же перечень оснований для отказа установит правительство, что сократит число необоснованных отказов.

Отрезать управляющие компании (УК) от коммунального денежного потока предложил в середине декабря президент Владимир Путин. По его словам, проблема в том, что УК собирают деньги за коммунальные ресурсы, но не всегда вовремя и полностью расплачиваются с поставщиками.

Новая система позволит перечислять плату за ресурсы напрямую поставщику. Инициировать переход на новый механизм может поставщик или потребитель. В документ при доработке были также внесены поправки, ужесточающие ответственность УК за выставление двойных квитанций при переходе потребителей на прямую оплату ресурсов.

Внимательные потребители и сегодня могут получить от УК половину излишне начисленной суммы

Если дом перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, то УК может начислить платежи за ресурсы только в составе общедомовых нужд, прокомментировал эксперт Высшей школы госуправления Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин. Он отметил, что если УК начисляет платежи за те же ресурсы, за которые потребители рассчитываются напрямую с поставщиками, то налицо факт мошенничества.

Хорошую собираемость платежей сейчас демонстрируют ресурсоснабжающие организации, которые уже используют прямые расчеты с потребителями. Это электроснабжающие компании по всей стране и газоснабжающие организации в ряде регионов. Это говорит о том, что и по другим платежам можно добиться хороших результатов, переведя их на новую систему оплаты.

Хованская сообщила, что в ближайшее время предельный индекс появится не только у коммунальных услуг, но и у жилищных. По поручению президента правительство должно принять меры, сдерживающие необоснованный рост платы за содержание жилого помещения, за содержание и текущий ремонт общего имущества и ресурсы, потребляемые при его использовании. Эти меры должны быть разработаны до 31 марта.

С 2018 года собственники уже могут отстаивать свои права при завышении платежей с помощью новой нормы. Для этого потребитель, обнаружив в квитанции завышенные суммы, должен направить в адрес УК письменное заявление о выплате штрафа. Если факт завышения подтвердится, УК обязана выплатить внимательному потребителю половину от сверх начисленной суммы в течение двух месяцев. Избежать этого компания может, устранив нарушение до обращения потребителя или же доказав, что неправильная сумма появилась в платежке по вине владельца жилья.

rg.ru

Чем грозит собственникам жилья переход на прямые расчеты за свет и тепло

Собственники жилья скоро смогут напрямую расплачиваться за тепло и воду с поставщиками ресурсов. Но уменьшит ли это платежи? Об очередных реформах в ЖКХ во время "горячей линии" в "Российской газете" в пятницу, 8 декабря, рассказала исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева.

Скоро у собственников появится возможность напрямую платить за воду, свет и тепло ресурсоснабжающим организациям. Когда это начнет работать?

Светлана Разворотнева: Законопроект, подготовленный депутатами, в начале декабря прошел первое чтение. Надеемся, что в начале 2018 года депутаты его примут. Фактически сегодня полстраны уже рассчитывается напрямую, но все они по факту являются нарушителями. А скоро каждый собственник сможет это сделать легитимно, заключив с компанией-поставщиком ресурсов договор.

Все собственники смогут напрямую заключать такие договоры с ресурсоснабжающей организацией?

Светлана Разворотнева: Пока в законопроекте есть нюансы, которые не всем нравятся. Например, такой принципиальный момент: переход на прямые договоры возможен по решению общего собрания жильцов в случае, если компания-поставщик не возражает. Второй возможный вариант - по инициативе ресурсоснабжающей организации, когда на УК висят долги за два года, причем доказанные судом.

В ряде регионов ресурсникам очень удобно ни за что не отвечать, и все свои недоимки, претензии перевешивать на управляющую компанию. В свою очередь и в управляющих компаниях не хотят это делать за них. Как быть в этой ситуации? Инициаторы законопроекта стремятся на первом этапе легитимизировать хотя бы то, что в стране и так фактически реализуется. Например, в Воронеже, Твери, Астрахани и других городах уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.

Насколько собственнику будет выгодно платить поставщику? Не запутаются ли они там в платежках?

Светлана Разворотнева: В Москве уже сейчас приходят несколько платежек, а есть регионы, которым приходит несколько квитанций давно. В Курской области не первый год развлекаются с платежками, бросая людям в почтовый ящик каждый год разное число платежек.

У меня есть другие опасения: пока в тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто возникает история, когда платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. И подозреваю, что и приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму. Это может стать серьезной проблемой для потребителя.

rg.ru

Законопроект о «прямых договорах»

06.12.2017 Государственная Дума РФ рассмотрела в числе прочего давно рекламируемый законопроект о «прямых договорах» между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Законопроект принят только в первом чтении и пока рано говорить о том, как будет выглядеть федеральный закон в окончательном виде, однако одну концептуальную особенность законопроекта все же выделить можно уже сейчас.

 

Законопроект 207460-7

Несмотря на громкие уверения Правительства и Госдумы РФ, безусловного исключения управляющих компаний и ТСЖ/ЖСК из схемы предоставления коммунальных услуг и оплаты таких услуг вовсе не предусматривается. Такое исключение предусмотрено, но только если того пожелает РСО. Либо если заключить договор предоставления коммунальных услуг с РСО захотят потребители таких услуг, но опять же – исключительно с согласия такой РСО.

Наделение правом выдвигать инициативу о переходе на «прямые договоры» самих УК/ТСЖ/ЖСК не предусматривается, то есть вопрос о возложении на УК/ТСЖ/ЖСК ответственности перед потребителями за качество коммунальных услуг и перед РСО за оплату таких услуг будет решать именно РСО (либо по собственной инициативе, либо по инициативе потребителей).

Ранее одна из инициаторов законопроекта Г.П.Хованская заявляла о несовершенстве концепции «исполнитель коммунальных услуг», заключающейся в ответственности УК/ТСЖ/ЖСК за качество услуг, на которое указанные лица технически повлиять зачастую не могут, и в ответственности перед РСО за оплату коммунальных ресурсов независимо от наличия задолженности конечных потребителей. Депутат Госдумы говорила о том, что такая ответственность приводит к обязанности УК/ТСЖ/ЖСК делать перерасчеты за некачественные услуги независимо от возможности каким-либо образом влиять на это качество, а также оплачивать в полном объеме в пользу РСО потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы независимо от оплаты коммунальных услуг конечными потребителями, что в конечном счете может повлечь за собой банкротство УК/ТСЖ/ЖСК по вине недобросовестных потребителей, не оплачивающих коммунальные услуги, и по вине РСО, не обеспечивающих надлежащее качество коммунальных ресурсов и уклоняющихся от проведения соответствующих перерасчетов.

Однако, как видно из законопроекта, документ направлен вовсе не на соблюдение интересов УК/ТСЖ/ЖСК, ведь никакого права «вырваться» по своей инициативе из цепочки предоставления и оплаты коммунальных услуг указанным лицам законодатель давать не собирается. А вот РСО могут решить перейти на «прямые договоры» с потребителями, не спрашивая ничьего согласия, и такие договоры даже предлагается считать заключенными со стороны потребителей как только РСО этого захочет. Если же собственники помещений захотят платить напрямую в РСО, то это желание может быть реализовано только с согласия РСО.

Вероятно, наши депутаты слишком зациклены на борьбе с недобросовестными УК и ТСЖ и именно поэтому не могут рассмотреть ситуацию всесторонне. Однако, если для борьбы с недобросовестными УК/ТСЖ/ЖСК предлагаемые к принятию нормы могут действительно дать дополнительные инструменты, то как же быть добросовестным исполнителям услуг? Разве здравомыслящие РСО одобрят переход на прямые договоры, если УК/ТСЖ/ЖСК оплачивают потребленные коммунальные ресурсы в полном объеме, независимо от состояния расчетов с конечными потребителями? Для чего им дополнительная работа в виде расчета стоимости услуг, изготовления квитанций, претензионной, исковой работы и т.п., если всю эту работу без каких-либо затрат со стороны РСО по закону обязаны делать управляющие компании и ТСЖ?

А если ТСЖ и УК не хотят участвовать в схеме предоставления коммунальных услуг? Ведь именно о таком нежелании они постоянно заявляют, именно это нежелание является причиной для рассмотрения законопроекта о прямых договорах (переход на «прямые платежи» и односторонний отказ РСО от договора ресурсоснабжения предусмотрен и действующим законодательством). Что же делать таким УК и ТСЖ, которые хотят управлять домом, содержать общее имущество и не иметь отношения к коммунальным услугам?

С учетом содержимого рассматриваемого законопроекта можно сделать вывод, что для исключения из схемы предоставления коммунальных услуг таким УК/ТСЖ/ЖСК надо стать настолько недобросовестными, реализовывать такие финансовые операции, чтобы РСО не имели иной возможности получить оплату за коммунальные ресурсы (ни путем переговоров, ни путем судебных разбирательств и арестов счетов), кроме как по своей инициативе исключить эти УК/ТСЖ/ЖСК из цепочки по предоставлению коммунальных услуг и перейти на «прямые договоры» с потребителями. Вот так Госдума РФ борется с недобросовестными УК и ТСЖ – именно их освобождает от гнета обязанностей по оплате коммунальных ресурсов за должников-потребителей.

Еще одним следствием из реализации закона в предложенной редакции будет то, что в случае отсутствия договоров предоставления коммунальных услуг между потребителями и РСО можно однозначно утверждать, что таких РСО на самом деле все устраивает, а все их заявления о гигантских убытках от действий «недобросовестных» УК и ТСЖ можно определенно признавать ложными.

В заключение настоящей статьи можно только выразить надежду, что окончательная редакция закона о «прямых договорах» будет все-таки учитывать интересы всех участников жилищных отношений, а не станет очередной составляющей «охоты на ведьм».

 

Скачать законопроект 207460-7 > > >

acato.ru

Кто останется на трубе — Владельцы квартир скоро напрямую будут платить за свет, тепло и воду

Владельцы квартир скоро напрямую будут платить за свет, тепло и воду

Больше всего жителей регионов беспокоят завышенные начисления за коммуналку. Собственники жилья скоро смогут напрямую расплачиваться за тепло и воду с поставщиками ресурсов. Но уменьшит ли это платежи? Об очередных реформах в ЖКХ во время "горячей линии" в "Российской газете" рассказала исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева.

Светлана Викторовна, в преддверии нового года всех без исключения интересует: насколько вырастут тарифы за коммуналку в следующем году? Уже известно, что с июля цены на отопление, водоотведение, газ, воду и электроэнергию в Москве не поднимутся больше чем на 5,5 процента. А как в других регионах?

Светлана Разворотнева: Ежегодно постановлением правительства утверждаются "коридоры", в соответствии с которыми в каждом регионе растет платеж за жилищно-коммунальные услуги. На 2018 год этот документ уже утвержден. Коммуналка в среднем по стране вырастет примерно на 4 процента. Но есть регионы, в которых с 1 июля тарифы на ЖКУ будут выше. Например, в Якутии и Санкт-Петербурге рост составит 6 процентов. По тарифам на воду, тепло и свет расценки устанавливают в каждом субъекте РФ местные власти. Уже сейчас ясно, что на них цены вырастут незначительно, в пределах инфляции.

Но почему тогда так часто люди жалуются, что платежи за коммуналку выросли чуть ли не в полтора-два раза?

Светлана Разворотнева: Региональные власти используют определенные уловки и возможности, чтобы увеличить установленный тариф. Так, в прошлом году на многих территориях накручивали "жировки" за счет тарифа на отдельный ресурс под видом какой-нибудь инвестиционной программы. Кроме того, у нас еще очень любят "играть" на нормативах - не сколько стоит единица ресурса, а какое количество вы потребили реально.

Проверить это необычайно сложно. Поэтому у нас часто случается так, что по закону все правильно - рост в пределах инфляции, - а платежка увеличивается в полтора раза. С каждым таким случаем надо разбираться отдельно.

Могу привести поразительные случаи. Например, в Выборге Ленинградской области жители платили за тепло по одному тарифу. Однажды между энергоснабжающей компанией и потребителями появляется еще одна организация, у которой ничего нет, только кусок трубы. С ее появлением тариф увеличивается в два раза. Люди начинают возмущаться. Причем посредник выкручивает собственникам руки, требуя заключить договор с ними. В результате разбирательств оказалось, что в этом сезоне регулятор Ленинградской области утвердил тариф на тепло только для юридических лиц, а жителям Выборга предложили нового поставщика с отдельным тарифом. По закону вроде бы все правильно, а теплоресурсы подорожали для жителей в два раза. Оказывается, и такое бывает. Сейчас пытаемся разобраться с этой историей.

В Астрахани жильцы многоэтажки сами собирают деньги на ремонт подъездов, хотя в графе квитанций есть пункт "текущий ремонт и содержание общего имущества". УК выделяет лишь рабочих. Так и должно быть? Как сделать, чтобы ремонт проводился своевременно и без дополнительных сборов?

Светлана Разворотнева: Если многоэтажка обслуживается УК, то все работы по дому должны включаться в план на следующий год.

В Воронеже, Твери, Астрахани уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями

Самостоятельно, по своей инициативе, увеличивать платежи управдомы не имеют права. Собственники должны спрашивать с УК, что она делает за их деньги. У председателя Совета многоквартирного дома есть право подписывать акты сдачи-приемки работ, которые выполняет управляющая компания. Лучше это делать каждый месяц. Если вы понимаете, что она что-то недоделала из того, что запланировано на этот год, то можно эти акты не подписывать. И тогда будет произведен перерасчет, и УК должна будет эти работы завершить.

Деньги на капремонт не могут пойти на ремонт подъездов?

Светлана Разворотнева: Капремонт - это отдельный вид работ. Есть минимальный перечень обязательных видов работ, утвержденный на федеральном уровне (в регионах его немного расширяют), куда входят крыша, стены, фундамент, инженерные коммуникации. Все работы, которые входят в капремонт по вашему дому, вы можете найти на сайте регионального оператора капремонта. Косметический ремонт - покраска подъезда, устранение мелких трещин - к капремонту не относится.

Скоро у собственников появится возможность напрямую платить за воду, свет и тепло ресурсоснабжающим организациям. Когда это начнет работать?

Светлана Разворотнева: Законопроект на днях прошел первое чтение. Надеемся, что в начале 2018 года депутаты его примут. Фактически сегодня полстраны уже рассчитывается напрямую, но все они по факту являются нарушителями. А скоро каждый собственник сможет это сделать легитимно, заключив с компанией-поставщиком ресурсов договор.

Все смогут напрямую заключать такие договоры с ресурсниками?

Светлана Разворотнева: Пока в законопроекте есть нюансы, которые не всем нравятся. Документ предписывает, что переход на прямые договоры возможен по решению общего собрания жильцов, если компания-поставщик не возражает. Второй возможный вариант - по инициативе ресурсоснабжающей организации, когда за УК висят долги за два года. И все они должны быть доказаны судом.

В ряде регионов ресурсникам очень удобно ни за что не отвечать и все свои недоимки, претензии перевешивать на управляющую компанию. В свою очередь и управдомы не хотят это делать за них. Как быть в этой ситуации? Инициаторы законопроекта стремятся на первом этапе легитимизировать хотя бы то, что в стране и так фактически реализуется. Например, в Воронеже, Твери, Астрахани и других городах уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.

4 процента составит рост тарифов на коммуналку в регионах в 2018 году

Насколько собственнику будет выгодно платить поставщику? Не запутается ли в платежках?

Светлана Разворотнева: Москвичи уже получают несколько платежек, а есть регионы, в которых давно квитанции приходят пачками. В Курской области каждый год бросают людям в почтовые ящики разное число платежек. У меня есть другие опасения: пока в тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. И подозреваю, что и приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании, как правило, есть свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму. Это может стать серьезной проблемой для потребителя.

Полный отчет о "горячей линии" читайте в ближайших номерах "РГ"

rg.ru

Договоры ресурсоснабжения с нежилыми помещениями

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» из схемы «нежилое помещение — исполнитель коммунальной услуги (УО/ТСЖ/ЖСК) — ресурсоснабжающая организация» исключены УО/ТСЖ/ЖСК. Теперь собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и им же оплачивать потребленные коммунальные ресурсы. Однако, как показывает практика, несмотря на вступление новых норм в силу уже больше года назад, далеко не везде РСО приступили к работе с собственниками нежилых помещений, а многие УО/ТСЖ/ЖСК продолжают предъявлять к оплате таким собственникам стоимость потребленных коммунальных услуг. Попробуем разобраться в проблемах, возникающих при переходе от договоров с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам с РСО.

 

Новые нормы и позиции судов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354) в редакции, действующей с 01.01.2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Казалось бы, все понятно — с 1 января 2017 года РСО должны предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а УО/ТСЖ/ЖСК право предоставления таких услуг с этой же даты, соответстветственно, утрачивают. Однако, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

Абзацем 4 пункта 6 Правил 354 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возлагается обязанность по уведомлению собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с РСО, а в РСО направить сведения о собственниках нежилых помещений. Важно отметить, что срок направления такого уведомления не регламентирован, соответственно, привлечь к ответственности управляющую организацию за ненаправление, несвоевременное направление будет довольно-таки сложно, а скорее всего — невозможно. Однако, именно неисполнение УО/ТСЖ/ЖСК указанной обязанности может приниматься судами как основание для признания действующим договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного именно между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения в МКД, и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений между этим собственником и РСО.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-33733/2017 по делу № А56-55921/2017 рассматривался иск о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, поскольку товариществом собственников жилья не исполнены обязательства по своевременной оплате отпущенной тепловой энергии. Суть спора заключалась в том, что ТСЖ не осуществлялась оплата по договору теплоснабжения касаемо нежилых помещений. Товарищество ссылалось на пункт 6 Правил 354, однако уведомление собственникам не направило, сведения в РСО не предоставило, иных изменений в договор  касаемо нежилых помещений не вносилось. Суд взыскал образовавшуюся задолженность, апелляционным определением постановление суда первой инстанции признано обоснованным и изменению не подлежащим.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 марта 2018 № Ф01-6032/2017 по делу № А28-3497/2017 суд указал, что «отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс». Дополнительно суд отметил, что «учитывая то, что пунктом 6 Правил 354 на управляющую компанию возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения». Судом также принято во внимание то, что «поскольку Постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в РСО, до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании».

Согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-766/2018 по делу № А56-73290/2017 управляющая организация обязана провести мероприятия, направленные на заключение с собственниками нежилых помещений отдельных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится, в частности, направление уведомлений и сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил 354. Указанный перечень мероприятий, установленный пунктом 6 Правил 354, носит исчерпывающий, конкретный характер и должен выполняться Обществом как исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя. В указанном Постановлении № 13АП-766/2018 отмечено, что «публикация Обществом информационного сообщения общего характера для неограниченного круга лиц на своем сайте не может служить доказательством направления и получения конкретными собственниками нежилых помещений в доме уведомлений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией». Уведомление собственника нежилого помещения должно носить индивидуальный характер, и не может быть предназначено для неопределенного круга лиц. Дополнительное размещение на сайте, в общественных местах МКД данной информации не будет являться нарушением, однако не имеет юридического значения.

 

Неопределенность даты заключения договора с РСО

Немаловажно учесть, что если уведомление собственнику не направлено или не предоставлена информация в РСО, это не является препятствием для заключения договора. Заключение договора с РСО может инициировать собственник нежилого помещения. Согласно п. 23 Правил 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Стоит указать, что, исходя из толкования норм, «обязанность» быть инициатором заключения письменного договора возложена на собственника нежилого помещения. Однако прямых запретов на то, что инициатором заключения договора может выступить ресурсоснабжающая организация, нет.

Пунктом 18 Правил 354 предусмотрено, что в случае если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, — данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Стоит упомянуть пункт 7 Правил 354, который предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354. Казалось бы, из приведенной нормы следует, что сам факт потребления коммунальной услуги потребителем, в том числе собственником нежилого помещения, означает заключение договора предоставления коммунальной услуги. А поскольку лицом, обязанным с 01.01.2017 заключать такой договор с собственниками нежилых помещений, является РСО, то договор между РСО и собственниками нежилых помещений заключен, независимо от его подписания в письменной форме и независимо от действий УО/ТСЖ/ЖСК по направлению уведомлений собственникам нежилых помещений.

Однако, надо отметить, что Правила 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается не договор предоставления коммунальных услуг, а именно договор ресурсоснабжения. С учетом этого вопрос о возможности заключения договора ресурсоснабжения с РСО путем совершения собственником нежилого помещения конклюдентных действий (потребление коммунального ресурса) становится неоднозначным. Об особенностях договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО, расскажем в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО, в настоящей статье сделан акцент на указании вида договора только с целью предостережения от сомнительного вывода о заключении договора с РСО путем совершения конклюдентных действий.

 

Заключение

В заключении публикации обозначим, что самым главным в озвученных поправках является утрата права УО/ТСЖ/ЖСК на заключение договоров предоставления коммунальных услуг с собственниками нежилых помещений, а лицом, обязанным заключить договор с собственником нежилого помещения, является РСО. При этом складывающаяся в настоящее время судебная практика придает большое значение факту направления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК уведомлений собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры ресурсоснабжения непосредственно с РСО. Конечно, решений Верховного суда РФ еще нет, и говорить об уже сложившейся правоприменительной практике рано. Даже приведенные выше судебные акты содержат сомнительные выводы. Например, непонятно, как после 01.01.2017 на УО/ТСЖ/ЖСК может быть возложена обязанность по предъявлению оплаты коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, если Правила 354 не предоставляют права УО/ТСЖ/ЖСК требовать такую оплату? Как можно считать УО/ТСЖ/ЖСК исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственнику нежилого помещения, если в новой редакции Правил 354 в нежилом помещении вообще не потребляются коммунальные услуги, а потребляются коммунальные ресурсы, поставщиком которых УО/ТСЖ/ЖСК являться не может? И каким образом РСО может быть освобождена от обязанности заключения договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения, если Правила 354 устанавливают, что исключительно такой договор является основанием для потребления коммунального ресурса в нежилом помещении? Кроме того, остается открытым вопрос определения конкретной даты заключения договора между собственником нежилого помещения и РСО. Нет четкого понимания, является ли направление уведомления основанием признания расторгнутым договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения, и если является, то с какой даты. Является ли дата расторжения договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения одновременно датой заключения договора ресурсоснабжения этого собственника с РСО или датой начала бездоговорного потребления коммунального ресурса в указанном нежилом помещении?

В общем, внесенные поправки создают большое количество вопросов, и вместо упорядочивания процессов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, наоборот, создают путаницу и неопределенность. Вероятно, именно из-за этого по прошествии уже больше года после вступления новых поправок в силу так и не наступило однозначное понимание порядка потребления и оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в МКД.

 

************************************************

Продолжение темы договоров между РСО и собственниками нежилых помещений по ссылке > > >

 

************************************************

Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

07 июня 2018 года состоится вебинар «Деятельность РСО: “прямые договоры” и другие актуальные вопросы». Вебинар проведет известный российский эксперт Ольга Яндыева. Подробнее по ссылке > > >

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

acato.ru

Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями 2018

В Курской области не первый год развлекаются с платежками, бросая людям в почтовый ящик каждый год разное число платежек. У меня есть другие опасения: пока в тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто возникает история, когда платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. И подозреваю, что и приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму.

Без посредников! обзор закона о прямых расчетах в сфере жкх в 2018 году

Вниманиеattention

Из опыта работы нашей компании скажу: в тех домах, которые находятся у нас на прямых расчетах, собираемость платы за электроэнергию достаточно высокая, на уровне 98%. Иными словами, население, платит исправно, в то время как к управляющим компаниям нередко возникают вопросы. Доля задолженности УК и ТСЖ в общем объеме долга перед ОАО «ТЭК» составляет более 60%.

Расторжение договора энергоснабжения с УК, к сожалению, рутинная практика, к которой мы вынуждены прибегать. С введением же закона о прямых договорах появляются дополнительные рычаги воздействия на ситуацию, прежде всего со стороны самих жильцов, что крайне важно. — Может сложиться так, что жители Автозаводского района в большом количестве начнут обращаться к вам за заключением прямых договоров.

Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году

Скоро у собственников появится возможность напрямую платить за воду, свет и тепло ресурсоснабжающим организациям. Когда это начнет работать? Светлана Разворотнева: Законопроект, подготовленный депутатами, в начале декабря прошел первое чтение. Надеемся, что в начале 2018 года депутаты его примут.

Фактически сегодня полстраны уже рассчитывается напрямую, но все они по факту являются нарушителями. А скоро каждый собственник сможет это сделать легитимно, заключив с компанией-поставщиком ресурсов договор. Все собственники смогут напрямую заключать такие договоры с ресурсоснабжающей организацией? Светлана Разворотнева: Пока в законопроекте есть нюансы, которые не всем нравятся. Например, такой принципиальный момент: переход на прямые договоры возможен по решению общего собрания жильцов в случае, если компания-поставщик не возражает.

1 апреля управляющим компаниям станет не до шуток

Важноimportant

РСО, если домом управляет УО. Такие договоры, если они были ранее заключены, подлежат прекращению. Новое положение ст. 157 ЖК РФ о прямых договорах будет распространяться на договоры, заключённые до его вступления в силу. После внесения изменений ранее заключённые договоры управления не придётся перезаключать на новых условиях.

Правительство РФ предложило ко второму чтению законопроекта установить ответственность за выставление двойных квитанций. Если договор между РСО и управляющей организацией прекращён, но УО выставила потребителю квитанцию за коммунальные услуги и он её оплатил, то потребитель будет считаться надлежащим плательщиком и санкции к нему не будут применяться А со стороны управляющей организации выставление платёжных документов после прекращения договорных отношений будет рассматриваться как безосновательное обогащение.

403 forbidden

В таком случае ресурсоснабжающая организация может в одностороннем порядке отказаться от заключённого договора ресурсоснабжения. Как будет определяться размер задолженности, определит Правительство РФ. Размер задолженности будет высчитываться исходя из норматива потребления коммунального ресурса, так как если определять его по показаниям приборов учёта, могут возникнуть споры сторон и судебные разбирательства. Задолженность будет обязательно подтверждаться решением суда или актом сверки сторон. В такой ситуации РСО уведомит об отказе от договора:

  • УК или ТСЖ, с которой(ым) заключён договор,
  • орган ГЖН,
  • собственников помещений МКД.

Сообщение для собственников помещений размещается в общедоступных местах, предусмотренных стандартом раскрытия информации: на информационном стенде, доске объявлений в подъезде, сайте РСО, в ГИС ЖКХ.

Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями

В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д. Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств.

Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Чем грозит собственникам жилья переход на прямые расчеты за свет и тепло

Скачать официальный текст проекта закона о прямых договорах с РСО в 2018 году Основные положения закона Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д. По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы.

Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями 2018

Отличие прямых расчётов от прямых договоров в том, что, хотя потребители совершают платежи напрямую на счёт поставщика ресурсов, стороной договора ресурсоснабжения является управляющая организация, соответственно, долги остаются за ней и РСО не имеют возможности работать с должниками. Переход на прямые договорные отношения должен решить эту проблему. Рассмотрим порядок перехода на прямые договоры с РСО по решению общего собрания собственников помещений в доме.

В законопроекте указано, что вопрос о таком переходе может быть включён в повестку дня на ОСС в том случае, если ресурсоснабжающая организация дала предварительное согласие на прямые договорные отношения с собственниками. В Госдуме обсуждается вопрос, должна ли РСО обладать правом вето на решение о переходе на прямые договоры. Ко второму чтению в текст законопроекта требуется внести уточнения. Планируется добавить поправку в ст.Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям. Вопросы применения нового закона Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям.ОАО «ТЭК» каким-то образом к этому готовится? — Законодательная инициатива о переходе на систему прямых договоров уже несколько лет активно обсуждалась, поэтому принятие поправок в Жилищный кодекс, разумеется, не стало для нас неожиданностью. Более того, у нас уже сейчас на прямых расчетах находятся около 40 многоквартирных домов Автозаводского района, почти столько же домов – на агентских договорах, для которых мы также осуществляем расчеты за электроэнергию. Добавьте к этому почти 1200 лицевых счетов в Приморском и Подстепках.

Соответственно, у специалистов компании наработан достаточно большой опыт ведения расчетов с населением. Чтобы качественно осуществлять эту работу, мы продолжаем внедрять современные сервисы. Уже несколько лет действует «Личный кабинет потребителя» на сайте компании, работает система sms-информирования.

Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями 2018 постановление

Инфоinfo

Второй возможный вариант — по инициативе ресурсоснабжающей организации, когда на УК висят долги за два года, причем доказанные судом. В ряде регионов ресурсникам очень удобно ни за что не отвечать, и все свои недоимки, претензии перевешивать на управляющую компанию. В свою очередь и в управляющих компаниях не хотят это делать за них.

Как быть в этой ситуации? Инициаторы законопроекта стремятся на первом этапе легитимизировать хотя бы то, что в стране и так фактически реализуется. Например, в Воронеже, Твери, Астрахани и других городах уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Насколько собственнику будет выгодно платить поставщику? Не запутаются ли они там в платежках? Светлана Разворотнева: В Москве уже сейчас приходят несколько платежек, а есть регионы, которым приходит несколько квитанций давно.

advocatus54.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта