АО «Транснефть – Западная Сибирь». Сапсай алексей николаевич транснефть биографияГосэкзамен на отлично - ПАО «Транснефть»Перспективные месторождения Заполярья и Красноярского края подключены к нефтяным магистралям Фото: Архив "Транснефть-медиа" Об итогах реализации двух крупных проектов по развитию трубопроводной системы страны рассказывает вице-президент компании "Транснефть" Алексей Сапсай. Алексей Николаевич, в декабре в энергетической системе страны появились два новых магистральных нефтепровода. Что они дают нашему государству? Алексей Сапсай: С точки зрения развития отрасли сделан значительный шаг в будущее: к магистральным трубопроводам подключены перспективные месторождения Заполярья, Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Наша компания достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством, несмотря на то что "Транснефть" никогда ранее в таких условиях не выполняла масштабное строительство. Мы получили новый ценный опыт, проверили свои навыки, применили новые разработки и сформировали уникальный коллектив специалистов. Какие новые российские технологии были применены при строительстве для преодоления природных особенностей? Алексей Сапсай: Нефтепровод Куюмба - Тайшет был непростым. На его трассе совсем не было дорог, только тайга и морозы. На трассе от Куюмбы до Тайшета применены уникальные технические решения. Например, переход через реку Ангара, выполненный в скальном грунте, весь пришлось проходить взрывом . Спецпереход по внешнему электроснабжению через Ангару на опорах высотой 125 метров. Аналогов, возможно, во всей стране единицы. "Заполярье - Пурпе" - очень сложный и во многом инновационный . Уже на первом этапе строительства - от НПС "Пурпе" до 358 км трассы пришлось прокладывать трубопровод надземным способом. Это был единственный вариант, способный дать возможность осуществлять транспортировку нефти в условиях Заполярья, когда зимой все промерзает, а летом превращается в непроходимые болота. Наши инженеры разработали несколько видов опор, способы термостабилизации грунтов. Нам пришлось закупать новую технику для погружений свай и ориентироваться на опыт местных подрядных организаций, уже имеющих опыт работы в условиях Крайнего Севера. Мы сделали свои выводы, переоценку и поняли, что тоже можем так работать. Перепланировали графики и организацию строительства выстроили по-другому. Темпы возросли, и постепенно пришло мастерство. Вы сказали, что трубопровод прокладывался в сложнейших климатических и геологических условиях. Что это значит на практике? Алексей Сапсай: Например болота. Обычно для вдольтрассового проезда возводится лежневая дорога из бревен. На Заполярье - Пурпе это осуществить было невозможно. Во-первых, нет леса, во-вторых, когда наступает паводок, все превращается в сплошное море. Мы нашли свой способ - перешли на грунтовые модули. Это специальные конструкции из тканого материала, которые засыпаются грунтом и связываются между собой. В итоге эта дорога стоит по сегодняшний день, по ней можно передвигаться в любое время года. Зима в тех краях - особый период года для строителей. Очень сложный и важный, поскольку именно зимние месяцы используются для активного ведения стройки - как для доставки техники, оборудования, материалов, ГСМ и продовольствия, так и для выполнения строительных работ. Доставка грузов и техники возможна только по зимнику - специально намороженным дорогам и переправам по льду через водоемы. При этом морозы до минус 60. Столбик термометра зашкаливает, ниже просто не показывает. Работы по строительству приходилось вести непрерывно и круглосуточно. Были моменты, когда по зимнику одновременно двигалось до полутысячи грузовиков. Эту технику надо было встретить, разгрузить и направить обратно в работоспособном состоянии. На пути нефтепроводов есть и реки, причем довольно широкие... Алексей Сапсай: Да, у "Транснефти" есть большой опыт по строительству подводных переходов для нефтяных магистралей. Но на этих двух проектах все переходы - уникальные. Например, через реку Таз, которая весной разливается, и ее пойма представляет собой море с небольшими островками суши - сплошное зеркало воды шириной в 30 километров. Река Таз очень важна для местных жителей, она их кормит, они живут этой рекой. При проектировании и при выборе трассы, конечно, возник вопрос - как проходить пойму. Мы проводили общественные слушания с участием коренных малочисленных народов Севера. В итоге договорились и приняли технические решения, устраивающие всех. По пойме реки Таз проложили трубу обычным траншейным методом. При этом предусмотрели ряд дополнительных мер, чтобы в дальнейшем эту траншею не размывало: укрепили грунтовыми модулями и по дну, и сверху. Сам переход через Таз было решено выполнить методом наклонно-направленного бурения. То есть мы не разрабатывали русло, не нарушали дно, а пробурили две скважины под руслом реки. От дна реки скважина проходила на глубине около 19 метров, а длина самого дюкера - свыше километра. Более того, основной дюкер в теплоизоляции был запасован в стальной кожух, который также нес защитные функции. Всю эту конструкцию - труба в трубе - мы уже протягивали в скважину под руслом реки. Тащили дюкер тоже зимой - в другое время там просто невозможно работать. При производстве работ у нас было налажено четкое взаимодействие с экологическими службами и самого Ямала, и с остальными. Замечаний к экологичности работ нет. Удалось ли строителю победить природу? Алексей Сапсай: Да, удалось. Но самое главное, природу удалось сохранить. Тундра - хрупкая экосистема. При проведении работ "Транснефтью" учтены все требования местных жителей: они постоянно присутствовали на объектах строительства и в случае нарушений, которых, с честью могу сказать, было крайне мало, корректировали работу строителей. То есть строили так, чтобы в тундру никто ни влево, ни вправо, ни на полшага. Чтобы не повредить экосистему, не тронуть ягель (лишайник, которым питаются северные олени) за полосой отвода. Мы очень бережно отнеслись к среде обитания северных оленей, крупные поголовья которых для местных жителей - единственный источник существования. Мы позаботились о сохранении путей их миграции, для этого по маршруту нефтепровода предусмотрены переходы для животных. А люди выдержали работу в таких условиях? Алексей Сапсай: Люди, обычно, выдерживают, не выдерживает техника. Персонал получил неоценимый опыт, прошел через все трудности, преодолел все препятствия. Не только наши сотрудники, но и работники подрядных организаций, специалисты нашего проектного института. Это и наш кадровый потенциал, и наш кадровый резерв. Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику: от людей рабочих профессий до инженерно-технических служб и руководителей, которые организовали работу. Среди тех, кто был занят на проектах, много энтузиастов своего дела. Они готовы доказать, что работу можно выполнить в таких сложнейших условиях, в такие сжатые сроки и с надлежащим качеством. И - доказали. Сегодня все объекты готовы, на любой можно зайти и посмотреть, и ни за один не стыдно. www.transneft.ru «Не все меряется деньгами, есть энтузиасты, которые едут за романтикой»О реализации проекта Куюмба – Тайшет в интервью вице-президента компании «Транснефть» Алексея Сапсая Каковы этапы проекта Куюмба – Тайшет и сроки их реализации? Алексей Сапсай: Хотелось бы в целом сказать, что собой представляет проект Куюмба – Тайшет. Мы реализуем данный проект на основании распоряжения Правительства Российской Федерации. Он позволит обеспечить прием в систему магистральных нефтепроводов нефти с новых месторождений Красноярского края. Имеется в виду Куюмбинское месторождение, разрабатываемое «Роснефтью» и «Газпром нефтью», и Юрубчено-Тохомское месторождение, разрабатываемое «Роснефтью». Исходя из максимального суммарного объема сдаваемой нефти нефтепровод обеспечит производительность до 15 млн тонн нефти в год.Второй этап предусматривает строительство еще двух НПС – «третьей» и «четвертой», с вводом в эксплуатацию в 2018–2020 годах. С какими трудностями сталкивается компания при реализации проекта? Каковы особенности проектирования? Алексей Сапсай: Данный проект характеризуется достаточно сложной инфраструктурой. Если до поселка Богучан в Красноярском крае есть железная и автомобильная дороги, то дальше, от поселка до головной нефтеперекачивающей станции – это порядка 350 км, – дороги нет вообще, кроме зимника. Это, соответственно, накладывает отпечаток на логистическую схему доставки грузов, технических ресурсов, горюче-смазочных материалов и организацию работ в зависимости от сезона.Также запланировано строительство вдольтрассового проезда. На сегодняшний день построено уже порядка 50 процентов. Так, от поселка Богучан до НПС № 2 можно проехать на автомобильном транспорте. Какие объекты магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет уже сооружены и что предстоит построить в ближайшее время? Алексей Сапсай: На сегодняшний день сварено в нитку 170 км трубопровода, построены подводные переходы через реки Ангару, Чуну и Бирюсу. В ближайшее время мы планируем приступить непосредственно к строительству нефтеперекачивающих станций. Речь идет о головной нефтеперекачивающей станции и НПС № 2. Мы приступим к так называемому нулевому циклу – к устройству фундамента, а дальше, в соответствии с технологическим процессом, будем продолжать эту работу и готовиться к наступлению осенне-зимнего периода. Грузы, которые не могут быть завезены в летний период, доставим по зимнику. Социальные объекты возводятся в рамках этого проекта? Алексей Сапсай: Они возводятся в рамках этого проекта, и не только. Мы также строим объекты социальной сферы и в рамках строительства нефтепровода Заполярье – Пурпе. Что касается нефтепровода Куюмба – Тайшет, здесь планируется строительство жилого фонда для сотрудников эксплуатирующей организации «Востокнефтепровод». Мы построим три жилых 24-квартирных дома в поселке Ангарский и два жилых 16-квартирных дома в поселке Октябрьский. Это позволит обеспечить жильем и необходимыми бытовыми условиями людей, задействованных при эксплуатации нефтепровода.Что касается социального аспекта проекта Заполярье – Пурпе, в городе Новый Уренгой будет построен жилой дом, в поселке Коротчаево – два жилых дома, детский сад на 240 мест, спортивно-оздоровительный комплекс, ну и также ряд других социально значимых объектов. Строительство всех этих объектов ведется на основании заключенного соглашения о взаимодействии с администрацией региона. Другой немаловажный момент – в дальнейшем эксплуатация нефтепровода Куюмба – Тайшет, позволит нам создать дополнительно порядка 1100–1400 рабочих мест. На период эксплуатации нефтепровода Заполярье – Пурпе речь идет примерно об аналогичных цифрах– 1100–1400 дополнительных рабочих мест будет создано, при этом бóльшая часть сотрудников – местное население. Я так понимаю, условия работы жесткие, температуры иногда падают ниже шестидесяти. Что все-таки заставляет людей работать в таких условиях? Алексей Сапсай: Да, действительно, условия работы жесткие. Что заставляет работать? Оплата труда – на сегодняшний день она достойная. Люди едут, чтобы заработать денег, что немаловажно. Однако не все меряется деньгами, есть энтузиасты, которые едут за романтикой, едут, чтобы что-то доказать самому себе, убедиться в своих возможностях.Люди ведь начинают с нуля, когда стоит лес и ничего больше. И вот спустя год или два мы вводим действующий объект – красавицу НПС в сине-белых цветах «Транснефти», и она работает, обеспеченная светом, теплом и всеми бытовыми условиями. Люди сами себе доказывают, что да, они это сделали, смогли. Действительно, погодные условия таковы, что люди выдерживают, но не выдерживает техника. Есть ряд случаев, когда ломаются и ковши экскаваторов, и бульдозеры, и стрелы строительные, но люди работают, все ремонтируют и продолжают идти дальше к намеченной цели. www.bfm.ru Корпоративное управление - ПАО «Транснефть»Сто процентов голосующих обыкновенных акций Компании принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, привилегированные акции находятся в котировальном списке Первого уровня Московской Биржи, включены в единую базу расчета ключевых индексов Московской Биржи. Компания строго соблюдает действующее законодательство в сфере корпоративного управления, положения Кодекса корпоративного управления, одобренного Банком России, а также руководствуется Правилами листинга Московской Биржи. Компания стремится к приведению системы корпоративного управления в соответствие с лучшей мировой практикой и осознает, что эффективная и прозрачная система взаимоотношений между ее органами управления, акционерами, инвесторами и заинтересованными лицами позволит реализовать стратегические цели и задачи Компании, укрепить репутацию, повысить инвестиционную привлекательность и увеличить капитализацию Компании. Органами управления ПАО «Транснефть» являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление и Президент, органом контроля - Ревизионная комиссия. В Совет директоров Компании входят 3 независимых директора, при Совете директоров созданы специализированные комитеты. Cистема корпоративного управления ПАО «Транснефть»Пунктирные линии демонстрируют функциональную связь, сплошные – административное подчинение Компанией соблюдается большинство ключевых принципов Кодекса корпоративного управления (ККУ), а также продолжается внедрение требований ККУ в практику корпоративного управления Компании.С конца 2015 года в Компании начат процесс формирования корпоративной Системы управления рисками (СУР). Координацию всех процессов формирования и функционирования СУР осуществляет сформированный Правлением Совет по управлению рисками. С начала 2017 года ответственными подразделениями выполняется анализ критических рисков и мониторинг их динамики, а также ведется разработка планов мероприятий по управлению ими. В Компании функционирует система внутреннего контроля, направленная на повышение эффективности корпоративного управления, обеспечение эффективности и результативности деятельности Компании, надежности и достоверности финансовой отчетности и соответствия деятельности законодательству. Внутренний контроль осуществляется, в том числе Советом директоров, Комитетом по аудиту, Ревизионной комиссией, исполнительными органами управления, подразделениями Компании, уполномоченными осуществлять внутренний контроль. Функцию внутреннего аудита в Компании осуществляет Департамент внутреннего аудита и анализа основных направлений. Функции корпоративного секретаря осуществляет специальное структурное подразделение – Департамент корпоративного управления. www.transneft.ru
westernsiberia.transneft.ru |