Eng Ru
Отправить письмо

Новая энерго- и ресурсосберегающая технология получения высококачественных моторных топлив из средних нефтяных дистиллятов и газовых конденсатов бимт г. В. Ечевский*, О. В. Климов*, О. В. Кихтянин*, Д. Г. Аксенов. Технология бимт


БИМТ-ТЕХНОЛОГИИ: ЧЕГО НЕ ЗАМЕЧАЮТ НИ В КРЕМЛЕ, НИ В ОФИЦИАЛЬНОЙ "ИННОВАТИКЕ" РФ?

Пока нефтяные бароны дремлют

Статья с таким заголовком появилась в журнале «Эксперт» (№ 2, 2004 г.), еще раз подтвердив то, о чем нам рассказывал генерал Шам. Оказывается, и новосибирские ученые придумали, как из любой нефти – даже самой «грязной» – получать супертопливо. И обойдется это во много раз дешевле, чем на обычном нефтеперерабатывающем заводе. «Вы сами-то понимаете, что вы сделали?! Теперь – либо вас убить, либо всю нефтепереработку перелопатить…» – так отреагировали крупные игроки нефтеперерабатывающей отрасли, когда узнали о новой технологии, разработанной два года назад учеными из новосибирского Института катализа имени Г.К.Борескова Сибирского отделения РАН. «По-новосибирски» нефть, в отличие от традиционного многоступенчатого процесса, перерабатывается за одну стадию. На выходе получаются высокооктановый бензин и высококачественное дизельное топливо, которые удовлетворяют даже ужесточенным экологическим стандартам, недавно введенным в Европе. Но главное – производство отменного топлива по новой технологии обходится в разы дешевле, чем по классической…»В чем же суть новосибирского прорыва – «Технологии БИМТ»? В том, что боресковцы создали уникальный катализатор, благодаря которому все светлые фракции нефти перерабатываются не по отдельности (с помощью разных и очень дорогих катализаторов), а в одном реакторе. Доктор химический наук Геннадий Ечевский со своей группой смог изменить структуру цеолитового катализатора так, чтобы добиться волшебного эффекта. Первые испытания нового метода прошли в 2001-м, а в 2003-м заработала опытно-промышленная установка, построенная благодаря участию краснодарского акционерного общества «НИПИгазпереработка». Именно краснодарцы стали и участниками проекта, и площадкой для проверки технологии. Испытания показали, что установка позволяет получать и бензин с низким содержанием бензола, и зимнее дизельное топливо (не замерзает и при минус 75 градусах), и пропан-бутановую фракцию, из которой получается сжиженный газ – тоже прекрасное топливо. Экономический эффект вышел потрясающим. Отпала необходимость в сложных и дорогих процессах – гидроочистке нефти, риформинге, изомеризации, алкилировании, очистке от парафина, ректификации. За счет всего этого завод на БИМТ-технологии получается вшестеро дешевле обычного НПЗ при постройке, а при использовании требует затрат в восемь раз меньше! А возможность перерабатывать даже очень загрязненную серой нефть вообще великолепна. Сегодня НПЗ с неохотой берут такое сырье на переработку, тогда как сернистой нефти в России становится больше год от года. А еще испытатели с радостью убедились в том, что БИМТ может практически без остатка перерабатывать газовый конденсат, превращая его в топливо прекрасного качества.Патентный поиск показал, что подобной технологии просто нет нигде в мире. Однако попытки разработчиков заинтересовать крупные нефтяные компании в БИМТ-технологии окончились загадочным молчанием последних. Плюнув на гигантов, Ечевский и товарищи обратились к тем, кто хочет ставить перерабатывающие нефть центры «с нуля», и прежде всего – на труднодоступных землях. Ведь куда как выгоднее перерабатывать нефть прямо у скважины, а не гонять ее за сотни верст туда-сюда. Где? В Татарии, где нефть – серниста, в Калмыкии, где она насыщена парафинами, в Оренбуржской, Астраханской областях и Якутии, где много газового конденсата. И действительно, благодаря титаническим усилиям коммерческо-инновационного «гения» Института катализа, Сергея Кильдяшева, революционной технологией заинтересовались в Калмыкии. Выстроилась и производственная цепочка, куда вошли и Вологоградский заворд химического машиностроения и немецкая фирма «Люрги». И это понятно: каждая БИМТ-установка стоит около 6 миллионов долларов. А хороший НПЗ на классической технологии стоит уже сотни миллионов долларов. И если привычные предприятия экономически бессмысленно ставить там, где добывается меньше 300 тысяч тонн нефти в год, то БИМТ рентабелен, даже если стоит у месторождения мощностью в 5 тысяч тонн нефти ежегодно. Привычный НПЗ окупается за семь-пятнадцать лет, а новая чудо-установка – всего за два с лишним года. Примечание: недавно власти решили строить новый НПЗ. На импортных технологиях. Стоимостью в 8 миллиардов долларов.Интересно, а если бы эти деньги - да в БИМТ-заводы? Подробности ТТХ - http://www.catalysis.ru/block/index.php?ID=3&SECTION_ID=93&print_version=yes

Для того, чтобы отыскивать и максимально задействовать такие технологии русского прорыва, я и предлагаю создать Агентство передовых разработок. Каковое будет работать лучше и эффективнее, нежели всякие фурсенки, дворковичи и чубайсы. Кроме БИМТ, есть и другие примеры. Скажем, http://m-kalashnikov.livejournal.com/313641.html. Советую посмотреть!Максим Калашников

m-kalashnikov.livejournal.com

ФУСОИ. Мини-НПЗ. Бензино-дизельные установки (БДУ) от производителя.

Технология переработки нефтяного сырья БИМТ представляет собой инновационный процесс одностадийной переработки высокосернистых нестабилизированных газовых конденсатов, а также нефти малодебитных месторождений в высококачественные моторные топлива, отвечающие требованиям российских и международных стандартов.

На процесс БИМТ направляется либо широкая фракция, выделенная из нефти, либо весь газовый конденсат без предварительной разгонки его на бензиновую и дизельную фракции. Наличие серы и процент ее содержания в исходном сырье не ограничивается.

Технологический процесс предполагает использование специальной установки, состоящей из нескольких блоков. Первый блок первичной разгонки предназначен для разделения нефти на мазут, являющийся готовым продуктом, и сырье, которое направляется на дальнейшую переработку в каталитический блок, где светлые фракции перерабатываются, в результате чего качественный состав углеводородов изменяется.

Полученный в результате переработки по технологии БИМТ продукт подвергается ректификации, итогом которой является выделение высокооктанового бензина и высокоцетанового дизельного топлива зимнего типа. Состав сырья и изменение условий проведения процесса могут оказать существенное влияние на соотношение итоговых продуктов переработки.

К основным достоинствам внедрения технологии БИМТ относятся уменьшение финансовых и энергетических затрат, упрощение самого процесса нефтепереработки за счет исключения таких традиционных стадий, как гидроочистка, риформинг, депарафинизация и алкилирование. Факт отсутствия мазута в технологическом процессе позволяет использовать его в качестве топлива для удовлетворения энергетических потребностей самой установки.

Расчетный выход продукции при использовании технология БИМТ: бензин (АИ-80 – АИ-95) – 35-60%, зимнее дизельное топливо – 25-50%, сжиженный газ – 7-18%, топливный газ – 0,5-2%. Реальный процент конечного выхода продукции определяется видом используемого сырья. Так, например, пропан-бутановая фракция в качестве товарного продукта получается исключительно при переработке тяжелых газовых конденсатов.

Технология БИМТ – идеальный вариант для использования на Мини-НПЗ, цель которых – производство моторного топлива высокого класса при минимальных капитальных затратах.

www.mini-npz.com

Новая энерго- и ресурсосберегающая технология получения высококачественных моторных топлив из средних нефтяных дистиллятов и газовых конденсатов бимт г. В. Ечевский*, О. В. Климов*, О. В. Кихтянин*, Д. Г. Аксенов

НОВАЯ ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ СРЕДНИХ НЕФТЯНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ И ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ - БИМТ

© Г.В. Ечевский*, О.В. Климов*, О.В. Кихтянин*, Д.Г. Аксенов*,

Е.Г. Коденев*, М.Р. Яруллин**, Г.Г. Гарифзянова**, Г.Г. Гарифзянов**

* Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, г. Новосибирск ** ООО «Плазмохим», г. Казань

Разработана нетрадиционная технология в двух вариантах - БИМТ и БИМТ-2 - одностадийная каталитическая переработ­ка средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов, в том числе с высоким содержанием высоко­стабильных сернистых соединений тиофенового ряда, выкипающих в диапазоне температур 35-360 °С, в высокооктановые бензины, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3-С4. Процесс проводится на цеолитных катализаторах ИК-30-БИМТ и ИК-30-БИМТ-2, не содержащих благородные металлы, в реакторах со стационарным слоем катализатора при 7 = 3504450 °С и Р20 атм. Технология позволяет значительно упростить существующую в настоящее время классическую схему нефтепере­работки с одновременным уменьшением в несколько раз стоимости производства той же самой продукции - высококачествен­ных моторных топлив.

A nontraditional process has been developed in two versions: BIMT and BIMT-2 - one-stage catalytic refining of intermediate pe­troleum distillates or unstable gas condensates, including those with high contents of high-stable sulfur compounds of thiophenic series boiling off in the temperature range of 35-360 °C, into high-octane gasoline, winter diesel fuel and condensed gas C3-C4. The process is carried out on zeolite catalysts IK-30-BIMT and IK-30-BIMT-2, which contain no noble metals, in reactors with stationary catalyst layer at 7= 350+450 °C and P

В настоящее время в производстве моторных топлив существуют две основные проблемы. Во-первых, источники дешевого и качественного (с точки зрения переработки) углеводородного сы­рья постепенно иссякают, что ведет к постоян­ному удорожанию добычи нефти и природного газа и, соответственно, росту стоимости произ­водимого из них топлива. Во-вторых, по ряду причин происходит постоянное ужесточение ка­чественных и экологических требований, предъ­являемых к используемым бензинам и дизель­ным топливам. Борьба за снижение себестоимости производимых товарных продуктов приво­дит к необходимости увеличения глубины пере­работки углеводородного сырья с целью повы­шения выхода светлых нефтепродуктов одно­временно с возможным сокращением техноло­гических стадий при их производстве.

С другой стороны, в мире прослеживается определенная тенденция к уменьшению содер­жания ароматических углеводородов как в вы­сокооктановых бензинах, так и в дизельных топ-ливах, при этом наиболее строго контролируется содержание бензола (

В последнее время усилия исследователей все­го мира в области увеличения глубины переработ­ки нефти направлены на улучшение катализаторов для классических технологий, проверенных деся­тилетиями промышленной эксплуатации, а также на модернизацию отдельных узлов классических технологических схем переработки. На Западе это позволило увеличить глубину переработки нефти до 90 %, однако это достигается за счет значи­тельного повышения стоимости процессов и тех­нологий.

В России, по данным 2000 г., глубина перера­ботки нефти составила 71 %, при этом все более остро стоит задача увеличения выхода светлых нефтепродуктов — бензина, керосина, дизельного и реактивного топлив.

Институтом катализа СО РАН им. Г.К. Борес-кова (г. Новосибирск) совместно с ООО «Плазмо-хим» (г. Казань) разработана новая нетрадицион­ная технология БИМТ — процесс одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов в высокоокта­новые бензины, зимнее дизельное топливо и сжи­женный газ Сз—С4 [1—3]. Его характеристики сле­дующие:

  • процесс проводится на цеолитном катализа­торе (ИК-30-БИМТ), не содержащем благородные металлы, в реакторах со стационарным слоем ка­тализатора при Г== 350-^450 °С и Р 20 атм;
  • в качестве сырья могут использоваться не­стабильные газовые конденсаты или прямогонные нефтяные фракции НК 35-{350-г360) °С без пред­варительной их разгонки;
  • содержание общей серы в сырье не лимити­руется;
  • длительность межрегенерационного пробега катализатора в режиме с подъемом температуры составляет 150—230 ч в зависимости от условий проведения процесса и состава получаемых про­дуктов;
  • общий срок службы катализатора составляет не менее 40 циклов регенерации.
По стандартной схеме переработки нефть на­правляется в блок первичной перегонки (ЭЛОУ АВТ), где происходит разделение на бензино­вую, керосиновую, дизельную фракции, тяжелый вакуумный газойль и гудрон. Каждая из указан­ных фракций подвергается дальнейшему облаго­раживанию по своей схеме. Так, например, для получения высокооктанового бензина (рис.1) прямогонный бензин направляется на гидроочи­стку, затем часть его поступает на риформинг для получения рафината (концентрата аромати­ческих углеводородов), а часть — на процесс ал-килирования. Далее компаундированием полу­чают высокооктановый бензин. Прямогонная дизельная фракция для получения зимнего сорта дизельного топлива должна пройти стадии гид­роочистки и депарафинизации.

По предлагаемой новой технологии (рис. 2) из нефти необходимо выделить широкую фракцию (НК—КК 360 °С), которая направляется на одно­стадийную каталитическую переработку по техно­логии БИМТ. Далее полученный продукт разгоня­ется стандартной ректификацией на товарные вы­сококачественные моторные топлива, а именно вы­сокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ Сз—Сд. При этом полученные топлива не требуют какой-либо доработки или введения дополнительных добавок для соответ­ствия существующим ГОСТ.

В случае тяжелых газовых конденсатов на про­цесс БИМТ можно направлять весь газовый кон­денсат без предварительной разгонки на бензино­вую и дизельную фракции. Полученный продукт далее подвергается ректификации с выделением товарного высокооктанового бензина и высокоце-танового дизельного топлива зимнего сорта. Сле­дует учитывать, что газовые конденсаты, имею­щие температуру конца кипения ниже 250 °С, подвергать переработке по технологии БИМТ, скорее всего, нецелесообразно.

Рис. 2. Схема получения моторных топлив по технологии БИМТ

С точки зрения энергозатрат эффективность предлагаемой технологии переработки нефтяных фракций в высокосортные моторные топлива ми­нимум в 4 раза выше таковой для существующих в настоящее время методов получения этих продук­тов даже без учета экономии энергозатрат на про­цессах гидроочистки и ректификации. Сравнение вариантов риформинг + гидроизомеризация дизельного топлива (отдельно) и совместной перера­ботки по технологии БИМТ приведено ниже:

Параметр Традиционный БИМТ

Выход, % (по массе):

Бензиновая фракция 40 60

Дизельное топливо 45 25

£ жидких продуктов 85 85

Водород 1,85 0,3

Расход энергии на 1 т, ГДж:

сырья 0,61 0,15

жидких продуктов 0,71 0,18

При этом не учитываются:

  • энергозатраты на ректификацию и их разли­чие в разных вариантах;
  • потери тепла на аппаратах; предполагается, что все тепло, затраченное на нагрев сырья до температуры реакции, полностью рекуперируется за исключением самого теплового эффекта;
  • потери, связанные с передачей тепла между от­дельными процессами (в традиционном варианте).
Очевидно, что учет этих факторов может по­вышать экономию энергозатрат только в абсолют­ном выражении. В любом случае абсолютное сни­жение энергопотребления на ~ 0,46 ГДж (0,61 -- 0,15) на 1 т сырья может быть принято как ниж­няя граница энергосбережения.

Процесс БИМТ дважды прошел пилотные ис­пытания на различном сырье на установке мощ­ностью по сырью до 100 л/сут, принадлежащей

Катализ в нефтеперерабатывающей промышленности

0,7 0,8 я//Q ООО «Плазмохим» (г. Казань). В августе 2001 г. в качестве сырья использовали два дистиллята (Гкщ, = = 35-г360 °С) с содержанием общей серы 3,75 % (по массе), отогнанных из нефти различных сква­жин Нурлатского месторождения (Республика Та­тарстан). Эти дистилляты отличались соотноше­нием бензиновой и дизельной фракций. В апреле 2002 г. сырьем процесса служил нефтяной дистил­лят (Гкип = 404-350 °С) с содержанием серы 0,51 % (по массе), полученный смешением прямогонных бензиновой и дизельной фракций, взятых на Ниж­некамском нефтехимическом комбинате. В каж­дом случае было проведено по три полных пробе­га катализатора до регенерации с двумя промежу­точными регенерациями, после которых катализа­тор полностью восстанавливал свои свойства.

Из-за отсутствия систем автоматической реги­страции и обработки результатов при проведении пилотных испытаний был разработан специаль­ный метод экспресс-оценки октанового числа по­лучаемого бензина по результатам хроматографи-ческого анализа. Отношение nli С6-углеводоро-дов полученного продукта также оценивалось ме­тодом хроматографии. Октановое число по мотор­ному методу бензиновой фракции определялось с помощью октанометра, разработанного в Инсти­туте химии нефти СО РАН (г. Новосибирск), по методике, утвержденной Комитетом РФ по стан­дартизации, метрологии и сертификации (серти­фикат № 2865 от 10 июля 1997 г.).

Корреляция между отношением п I i Сб-углево-дородов в жидких продуктах реакции и октановым числом по моторному методу бензиновой фракции была определена в Институте катализа СО РАН при проведении лабораторных испытаний процес­са БИМТ на дистиллятах различного состава — тех же самых, что были использованы в качестве сы­рья при пилотных испытаниях (рис. 3).

На рис. 4 приведены результаты пилотных ис­пытаний в режиме с подъемом температуры, про­веденных на пилотной установке ООО «Плазмо­хим» (г. Казань) в апреле 2002 г. с применением катализатора ИК-30-БИМТ. Параметром контроля процесса было описанное выше отношение п I i С6, служившее характеристикой октанового числа по­лучаемого бензина, при повышении которого вы­ше 0,45 температура в реакторе увеличивалась на 5 град. Таким образом, поддерживался примерно постоянный состав продуктов на выходе из реак­тора в течение всего пробега. Первый межрегене-рационный пробег катализатора был остановлен при достижении температуры в реакторе 450 °С. Следует указать, что температурный режим в реакторе (по длине слоя катализатора и диаметру реактора) был далек от оптимального из-за несовершенства регуляторов температуры и по некоторым другим причинам, и поэтому в пилотной установке меж-регенерационный пробег катализатора оказался значительно ниже такового в случае лабораторных испытаний. Однако даже в неоптимальных темпе­ратурных режимах длительность пробега в пилот­ных испытаниях оказалась равной 115ч, что ха­рактеризует процесс как вполне технологичный.

После реакционного цикла была проведена ре­генерация катализатора азотно-воздушной смесью со ступенчатым увеличением температуры регене­рации и концентрации кислорода в смеси. Общее время регенерации составило 40—45 ч. Затем был

Таблица 1

Материальный баланс процесса БИМТ в режимах получения бензинов при использовании сырья различного состава (% по массе)

Сырье н2 h3S

(Бобщ)

Cr-Ca С3—С4 Бензин ОЧ

(MM)

Диз. топливо
Нурлатский дистиллят № 1 (фр.НК—360) (3,75) 0,35 47,8 58 48,1
Продукт 1 1,0 3,7 1,1 11,2 47 78-80 36
Продукт 2 1,7 3,7 0,8 14,8 53 85—88* 26
Нурлатский дистиллят № 2 (фр.НК—360) (3,75) 1,6 40,8 66 57,6
Продукт 3 0,6 3,7 0,4 9,3 46 83-84" 40
Нижнекамский дистиллят (фр.НК—350) (0,51) 1,1 48,2 55 51,8
Продукт 4 1,1 0,5 2,5 15,5 47,3 84" 33,1
Соответствует Аи-95. ** Соответствует Аи-92.
проведен второй цикл «реакция—регенерация», при­чем специально были использованы неоптималь­ные условия проведения процесса. В третьем цик­ле испытаний были сохранены все параметры пер­вого цикла (см. рис. 4). В связи с тем что выход­ные характеристики получаемого продукта реак­ции практически совпадали с таковыми при пер­вом цикле, процесс был остановлен на 87-м часу приГ=430°С.

Пилотные испытания показали, что катализатор ИК-30-БИМТ полностью сохраняет активность, се­лективность и стабильность после нескольких цик­лов «реакция—регенерация». По результатам лабо­раторных исследований прогнозируется срок слу­жбы катализатора не менее 40 таких циклов.

Материальный баланс процесса БИМТ по ито­гам всех пилотных испытаний, проведенных на различном сырье с различным содержанием сер­нистых соединений, приведен в табл. 1.

Соотношение между количеством получае­мых бензина и дизельного топлива зависит от состава исходного сырья (различные дистилляты в табл. 1) и может варьироваться изменением условий проведения процесса (см. продукты 1—4 в табл. 1). Режимы проведения процесса, при которых получаются бензины с различным окта­новым числом, а также достигается различное соотношение образующихся бензина и дизель­ного топлива, различаются в основном скоро­стью подачи исходного сырья и незначительно — температурой или давлением.

При организации рециркуляции образующегося в процессе газа (после его очистки от сероводоро­да или без нее) выходы бензина и дизельного топ­лива могут быть значительно увеличены. Выход жидких фракций достигает 90—93 % (по массе).

ДОСТОИНСТВА ТЕХНОЛОГИИ БИМТ

  • Значительное удешевление и упрощение схе­мы нефтепереработки, так как не требуются про­цессы гидроочистки, риформинга, алкилирования, депарафинизации.
  • Содержание общей серы в сырье не лимити­руется.
  • При переработке газовых конденсатов увели­чивается выход бензина до 20—25 % по сравнению со стандартной схемой переработки.
  • Выход жидких фракций не менее 80—85 % (при рециркуляции образующегося газа — 90-5-93 % по массе). Соотношение между бензиновой и ди­зельной фракциями зависит от состава исходного сырья и режима проведения процесса.
  • Октановое число получаемых бензинов от 80 до 95 по исследовательскому методу.
  • Содержание серы в бензине менее 0,01 % (по массе).
  • Содержание бензола в бензине составляет менее 1 % при общем содержании ароматических углеводородов не выше 30-40 %.
  • Температура замерзания дизельного топлива от -35 до -60 °С.
  • Цетановое число дизельного топлива не ниже 50-55.
  • Содержание серы в дизельном топливе менее 0,05 % (по массе).
БИМТ является технологией «второго поко­ления». Технологией «первого поколения» мож­но считать «Цеоформинг» [4, 5], в котором на цеолитных катализаторах перерабатываются пря-могонные бензиновые фракции с температурой конца кипения до 200 °С в высокооктановые бензины. Основы технологии «Цеоформинг» и катализатор для нее также разрабатывались в Институте катализа СО РАН. За последние 10 лет НИЦ «Цеосит» (г. Новосибирск), входящий в Объединенный институт катализа, внедрил не­сколько промышленных установок по техноло­гии «Цеоформинг» в России, Польше и Грузии мощностью от 5 до 40 тыс. т/год. Технология БИМТ по аппаратурному оформлению реактор­ного блока и технологическим параметрам про­цесса практически не отличается от «Цеофор­минг» (различия только в части разгонки полу­ченных продуктов), поэтому ее можно с уверен­ностью рекомендовать для промышленного ис­пользования.

Технология БИМТ идеально подходит также для малотоннажного производства высокосортных моторных топлив, соответствующих новым миро­вым стандартам, при использовании в качестве сырья высокосернистых нестабилизированных га­зовых конденсатов (таких, как, например, Астра­ханский или Оренбургский) или нефтей мало-дебитных месторождений. Как современная энер-го- и ресурсосберегающая технология, она также может быть применена при строительстве новых нефтеперерабатывающих комплексов.

Технология БИМТ позволяет получать высоко­сортные моторные топлива, соответствующие со­временным мировым стандартам, и при этом не требует разработки нестандартного оборудования, так как может использовать уже имеющееся на нефтеперерабатывающих и газоперерабатываю­щих заводах или нефтехимических комбинатах. При малых мощностях установок могут быть при­менены реакторы трубчатого типа, при больших — адиабатические или полочные реакторы.

Для процесса БИМТ может быть приспособлена установка Л-35-6, первоначально предназначенная для получения индивидуальных ароматических уг­леводородов из прямогонной фракции 62—105 °С методом каталитического риформинга (это отечес­твенные довольно старые установки риформинга, которых в России имеется около 15). На такой ус­тановке присутствует практически все необходи­мое оборудование, и требуется сделать переобвяз­ку и реконструкцию некоторых ректификацион­ных колонн. По нашим оценкам, на это необходи­мо затратить максимум 10—15 % от стоимости но­вой установки.

Реакторный блок представляет собой две «нит­ки», в каждой из которых от 1 до 3 реакторов (в зависимости от производительности установки). Процесс БИМТ эндотермический, и при больших производительностях может потребоваться про­межуточный подогрев реакционной смеси. Для осуществления процесса в непрерывном режиме одна нитка реакторов находится в режиме «реак­ции», а другая — «регенерации».

Предварительные экономические расчеты по оценке эффективности технологии БИМТ прове­дены в двух базовых вариантах для локального внедрения (минимальная и максимальная мощнос­ти) и ориентированы на российский рынок сырья и сбыта продукции. Объем инвестиций в расчетах взят с учетом всех затрат, включая создание необ­ходимой инфраструктуры, т.е. при строительстве на пустом месте.

Мощность по сырью, тыс. т/год 10 300

(Россия) (Европа)

Объем инвестиций, млн долл. США 3,2 30,0

Годовой доход, млн долл. США 2,4 72,0

Годовые тек. затраты, млн долл. США ....1,1 18,0

Срок окупаемости, лет 2,5 1,0

Расчетная эффективность внедрения процесса БИМТ на имеющемся стандартном оборудовании действующих предприятий нефтепереработки еще выше.

Прошла лабораторный уровень разработки тех­нология БИМТ-2 — каталитическая технология одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов с высоким содержанием сернистых соединений тиофенового ряда.

В мире существуют нефти, средние дистилляты которых содержат значительное количество высо­костабильных сернистых соединений тиофенового ряда (табл. 2) [6]. Описанные выше и исследован­ные нами нефтяные дистилляты содержали значи­тельно меньшее количество высокостабильных сер­нистых соединений тиофенового ряда по сравнению с указанными в табл. 2. Такие фракции (см. табл. 2) обычно требуют жестких условий гидро­облагораживания для разложения содержащихся в них полициклических сернистых соединений.

Технология БИМТ-2 позволяет в мягких усло­виях и без использования водорода извне получать из указанных выше дистиллятов высокосортные моторные топлива, соответствующие современ­ным мировым стандартам, и отличается от БИМТ, во-первых, используемым катализатором ИК-ЗО-БИМТ-2, а во-вторых, ее применением только в варианте с рециркуляцией образующегося газа. Катализатор ИК-ЗО-БИМТ-2 также является цео-литным, дополнительно модифицированным не­которыми элементами, придающими ему еще и свойства катализаторов гидроочистки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработана новая технология в двух вариантах — БИМТ и БИМТ-2 — одностадий­ная каталитическая переработка с использованием цеолитных катализаторов средних нефтяных дис­тиллятов или нестабильных газовых конденсатов, в том числе и с высоким содержанием высокоста-

бильных сернистых соединений тиофенового ря­да, в высокооктановые бензины, зимнее дизель­ное топливо и сжиженный газ С3—С4. Эта техно­логия позволяет значительно упростить сущест­вующую в настоящее время классическую схему нефтепереработки с одновременным уменьше­нием в несколько раз стоимости производства той же самой продукции — высококачественных моторных топлив.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пат. 2181750 (РФ). Способ переработки нефтяных дистиллятов (варианты) / Г.В. Ечевский, О.В. Кли­мов, О.В Кихтянин и др. 2002.
  2. Ечевский Г.В. II Наука и технологии в пром-сти. 2002. № 2. С. 62.
  3. Заяв. на пат. 2001120192 (РФ). Способ переработки нефти / Г.Г. Гарифзянова, A.M. Тухватуллин, Г.Г. Га-рифзянов и др. 2002.
  4. Степанов ВТ, Снытникова Г.П., Ионе К.Г. II Неф­техимия. 1992. Т. 32, № 3. С. 243.
  5. Степанов ВТ., Гетингер А.Я., Снытникова Г.П. и др. // Нефтеперераб. и нефтехимия. 1988. № 12. С. 3.
  6. Большаков Г. Ф. Сероорганические соединения неф­ти. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.

ekollog.ru

Современное состояние нефтехимического синтеза Основные продукты и технологии

Схема 4 Традиционная технологическая схема переработки нефти

По предлагаемой новой технологии (схема 5) из нефти выделяется широкая фракция (начало кипения 35º - конец кипения 360ºС, т.е. весь атмосферный погон), которая направляется на процесс БИМТ – одностадийную каталитическую переработку этой фракции. Далее продукт переработки разделяется методом ректификации на товарные моторные топлива – высокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3 - С4. Полученные топлива не требуют какой-либо доработки или введения каких-либо добавок для достижения соответствия продуктов существующим ГОСТам.

Схема 5 Схема переработки нефти по технологии БИМТ

В случае использования в качестве сырья тяжелых газовых конденсатов на процесс БИМТ можно направлять весь газовый конденсат без его предварительной разгонки на бензиновую и дизельную фракции. Полученный продукт далее подвергается ректификации с выделением товарного высокооктанового бензина и высокоцетанового дизельного топлива зимнего сорта. Согласно расчетам энергозатрат, эффективность предлагаемой технологии переработки нефтяных фракций в высокосортные моторные топлива за счет сокращения значительного количества используемых процессов минимум в четыре раза превышает эффективность существующих технологий получения этих продуктов.

Основные достоинства технологии БИМТ:

· Значительное упрощение и удешевление процессов нефтепереработки – не требуется стадий гидроочистки, риформинга, алкилирования, депарафинизации.

· Содержание общей серы в сырье не лимитируется.

· При переработке газовых конденсатов выход бензина увеличивается до 20-25 % по сравнению со стандартной технологией.

· Выход жидких фракций составляет не менее 80-85 % (90-93 % масс при циркуляции образующегося газа). Соотношение между бензиновой и дизельной фракциями зависит от состава исходного сырья и режима проведения процесса.

· Свойства получаемых бензинов: октановое число от 80 до 95 (по исследовательскому методу), содержание серы менее 0,001% (масс.), содержание бензола менее 1% при общем содержании ароматических углеводородов не выше 30-40 %.

· Свойства получаемого дизельного топлива: температура замерзания

· от -35ºС до -60ºС, цетановое число не ниже 50-55, содержание серы менее 0,05% (масс.).

2.3.2 Технология БИМТ-2 – одностадийная переработка средних нефтяных дистиллятов

Данная технология предназначается для переработки нефтяных фракций с высоким содержанием сернистых соединений тиофенового ряда. Существующие процессы гидрооблагораживания таких нефтяных фракций обычно требуют жестких условий для разложения полициклических сернистых соединений. Технология БИМТ-2 позволяет в мягких условиях и без использования водорода получать из указанных дистиллятов высокосортные моторные топлива, соответствующие современным мировым стандартам. Процесс осуществляется на цеолитном катализаторе ИК-30-БИМТ-2 – катализаторе процесса БИМТ, дополнительно модифицированном некоторыми добавками, придающими ему свойства катализаторов гидроочистки. Данная технология реализуется только в варианте с рециркуляцией образующегося газа.

2.3.3 Процесс БИЦИКЛАР

С использованием нового подхода к дизайну катализаторов процессов ароматизации легких парафинов в лабораторном масштабе разработан процесс БИЦИКЛАР совместной конверсии легких углеводородных газов. Процесс проводится в проточных реакторах на модифицированных цеолитных катализаторах при условиях: температура 450-550 ºС, атмосферное или небольшое избыточное давление, объемные скорости подачи газовой смеси 300-3000

. Сырьем может служить природный газ в смеси с попутным нефтяным газом, пропан-бутановой фракцией, пропаном, бутаном или изобутаном, допускается наличие олефинов.

Продуктом процесса является концентрат ароматических углеводородов. Данный процесс обеспечивает большой выход ароматических соединений и особенно нафталинов, которые, как известно, являются ценным сырьем для процессов органического синтеза. В целом выход ароматических углеводородов в расчете на превращенное сырье (за вычетом метана) увеличивается в 2,5 раза. Существенно, что в процессе БИЦИКЛАР используется стационарный слой катализатора.

Заключение

В последние десятилетия мировая нефтеперерабатывающая промышленность развивается под сильным влиянием требований новых стандартов на моторные топлива, предусматривающих повышение их экологической чистоты. Новые требования к моторным топливам настолько существенны, что вынуждают пересматривать компонентный состав топлив, получаемых в традиционных способах нефтепереработки. Экологические требования предъявляются как к самим топливам, так и к продуктам их сгорания.

Помимо экологической проблемы на пути развития автомобильного транспорта встают экономические трудности, связанные со снижением мировых ресурсов нефти. Начало XXI века многие специалисты характеризуют как окончание эры дешевой нефти. Сокращение запасов нефти пригодной для производства современных моторных топлив вследствие уменьшения в ней содержания водорода, находит отражение в наблюдавшейся тенденции удорожания нефтяных топлив. Поэтому экономические проблемы, связанные с использованием в двигателях транспортных средств традиционных моторных топлив, актуальны для всех промышленно развитых стран.

В настоящее время во многих странах проводятся исследовательские работы по созданию новых видов моторных топлив. В рамках этих работ вырабатываются концепции производства и использования альтернативных моторных топлив и создаются соответствующие двигатели. Использование ненефтяного сырья не только расширяет ресурсы топлив, но часто позволяет улучшить их экологические характеристики.

Литература

1. Волков В.В., А.Г. Фадеев, В.С. Хотимский и др. Рос. хим. ж., 2003, т. XLVII, №6.

2. Данилов А.М., Каминский Э.Ф., Хавкин В.А. Рос. хим. ж., 2003, т. XLVII, №6.

3. Ечевский Г.В. Рос. хим. ж., 2003, т. XLVII, №6.

4. Нефтепереработка и нефтехимия, №8, 2002.

5. Розовский А.Я. Рос. хим. ж., 2003, т. XLVII, №6.

6. Собянин В.А. Рос. хим. ж., 2003, т. XLVII, №6.

7. Третьяков В.Ф., Бурдейная Т.Н. Рос. хим. ж., 2003, т. XLVII, №6.

mirznanii.com

Новая энерго- и ресурсосберегающая технология получения высококачественных моторных топлив из средних нефтяных дистиллятов и газовых конденсатов бимт © Г. В. Ечевский*, О. В. Климов*, О. В. Кихтянин*, Д. Г. Аксенов*

НОВАЯ ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ СРЕДНИХ НЕФТЯНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ И ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ - БИМТ

© Г.В. Ечевский*, О.В. Климов*, О.В. Кихтянин*, Д.Г. Аксенов*,

Е.Г. Коденев*, М.Р. Яруллин**, Г.Г. Гарифзянова**, Г.Г. Гарифзянов**

* Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, г. Новосибирск ** ООО «Плазмохим», г. Казань

Разработана нетрадиционная технология в двух вариантах - БИМТ и БИМТ-2 - одностадийная каталитическая переработ­ка средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов, в том числе с высоким содержанием высоко­стабильных сернистых соединений тиофенового ряда, выкипающих в диапазоне температур 35-360 °С, в высокооктановые бензины, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ С3-С4. Процесс проводится на цеолитных катализаторах ИК-30-БИМТ и ИК-30-БИМТ-2, не содержащих благородные металлы, в реакторах со стационарным слоем катализатора при 7 = 3504450 °С и Р20 атм. Технология позволяет значительно упростить существующую в настоящее время классическую схему нефтепере­работки с одновременным уменьшением в несколько раз стоимости производства той же самой продукции - высококачествен­ных моторных топлив.

A nontraditional process has been developed in two versions: BIMT and BIMT-2 - one-stage catalytic refining of intermediate pe­troleum distillates or unstable gas condensates, including those with high contents of high-stable sulfur compounds of thiophenic series boiling off in the temperature range of 35-360 °C, into high-octane gasoline, winter diesel fuel and condensed gas C3-C4. The process is carried out on zeolite catalysts IK-30-BIMT and IK-30-BIMT-2, which contain no noble metals, in reactors with stationary catalyst layer at 7= 350+450 °C and P

В настоящее время в производстве моторных топлив существуют две основные проблемы. Во-первых, источники дешевого и качественного (с точки зрения переработки) углеводородного сы­рья постепенно иссякают, что ведет к постоян­ному удорожанию добычи нефти и природного газа и, соответственно, росту стоимости произ­водимого из них топлива. Во-вторых, по ряду причин происходит постоянное ужесточение ка­чественных и экологических требований, предъ­являемых к используемым бензинам и дизель­ным топливам. Борьба за снижение себестоимости производимых товарных продуктов приво­дит к необходимости увеличения глубины пере­работки углеводородного сырья с целью повы­шения выхода светлых нефтепродуктов одно­временно с возможным сокращением техноло­гических стадий при их производстве.

С другой стороны, в мире прослеживается определенная тенденция к уменьшению содер­жания ароматических углеводородов как в вы­сокооктановых бензинах, так и в дизельных топ-ливах, при этом наиболее строго контролируется содержание бензола (

В последнее время усилия исследователей все­го мира в области увеличения глубины переработ­ки нефти направлены на улучшение катализаторов для классических технологий, проверенных деся­тилетиями промышленной эксплуатации, а также на модернизацию отдельных узлов классических технологических схем переработки. На Западе это позволило увеличить глубину переработки нефти до 90 %, однако это достигается за счет значи­тельного повышения стоимости процессов и тех­нологий.

В России, по данным 2000 г., глубина перера­ботки нефти составила 71 %, при этом все более остро стоит задача увеличения выхода светлых нефтепродуктов — бензина, керосина, дизельного и реактивного топлив.

Институтом катализа СО РАН им. Г.К. Борес-кова (г. Новосибирск) совместно с ООО «Плазмо-хим» (г. Казань) разработана новая нетрадицион­ная технология БИМТ — процесс одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов или нестабильных газовых конденсатов в высокоокта­новые бензины, зимнее дизельное топливо и сжи­женный газ Сз—С4 [1—3]. Его характеристики сле­дующие:

  • процесс проводится на цеолитном катализа­торе (ИК-30-БИМТ), не содержащем благородные металлы, в реакторах со стационарным слоем ка­тализатора при Г== 350-^450 °С и Р 20 атм;
  • в качестве сырья могут использоваться не­стабильные газовые конденсаты или прямогонные нефтяные фракции НК 35-{350-г360) °С без пред­варительной их разгонки;
  • содержание общей серы в сырье не лимити­руется;
  • длительность межрегенерационного пробега катализатора в режиме с подъемом температуры составляет 150—230 ч в зависимости от условий проведения процесса и состава получаемых про­дуктов;
  • общий срок службы катализатора составляет не менее 40 циклов регенерации.
По стандартной схеме переработки нефть на­правляется в блок первичной перегонки (ЭЛОУ АВТ), где происходит разделение на бензино­вую, керосиновую, дизельную фракции, тяжелый вакуумный газойль и гудрон. Каждая из указан­ных фракций подвергается дальнейшему облаго­раживанию по своей схеме. Так, например, для получения высокооктанового бензина (рис.1) прямогонный бензин направляется на гидроочи­стку, затем часть его поступает на риформинг для получения рафината (концентрата аромати­ческих углеводородов), а часть — на процесс ал-килирования. Далее компаундированием полу­чают высокооктановый бензин. Прямогонная дизельная фракция для получения зимнего сорта дизельного топлива должна пройти стадии гид­роочистки и депарафинизации.

По предлагаемой новой технологии (рис. 2) из нефти необходимо выделить широкую фракцию (НК—КК 360 °С), которая направляется на одно­стадийную каталитическую переработку по техно­логии БИМТ. Далее полученный продукт разгоня­ется стандартной ректификацией на товарные вы­сококачественные моторные топлива, а именно вы­сокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо и сжиженный газ Сз—Сд. При этом полученные топлива не требуют какой-либо доработки или введения дополнительных добавок для соответ­ствия существующим ГОСТ.

В случае тяжелых газовых конденсатов на про­цесс БИМТ можно направлять весь газовый кон­денсат без предварительной разгонки на бензино­вую и дизельную фракции. Полученный продукт далее подвергается ректификации с выделением товарного высокооктанового бензина и высокоце-танового дизельного топлива зимнего сорта. Сле­дует учитывать, что газовые конденсаты, имею­щие температуру конца кипения ниже 250 °С, подвергать переработке по технологии БИМТ, скорее всего, нецелесообразно.

Рис. 2. Схема получения моторных топлив по технологии БИМТ

С точки зрения энергозатрат эффективность предлагаемой технологии переработки нефтяных фракций в высокосортные моторные топлива ми­нимум в 4 раза выше таковой для существующих в настоящее время методов получения этих продук­тов даже без учета экономии энергозатрат на про­цессах гидроочистки и ректификации. Сравнение вариантов риформинг + гидроизомеризация дизельного топлива (отдельно) и совместной перера­ботки по технологии БИМТ приведено ниже:

Параметр Традиционный БИМТ

Выход, % (по массе):

Бензиновая фракция 40 60

Дизельное топливо 45 25

£ жидких продуктов 85 85

Водород 1,85 0,3

Расход энергии на 1 т, ГДж:

сырья 0,61 0,15

жидких продуктов 0,71 0,18

При этом не учитываются:

  • энергозатраты на ректификацию и их разли­чие в разных вариантах;
  • потери тепла на аппаратах; предполагается, что все тепло, затраченное на нагрев сырья до температуры реакции, полностью рекуперируется за исключением самого теплового эффекта;
  • потери, связанные с передачей тепла между от­дельными процессами (в традиционном варианте).
Очевидно, что учет этих факторов может по­вышать экономию энергозатрат только в абсолют­ном выражении. В любом случае абсолютное сни­жение энергопотребления на ~ 0,46 ГДж (0,61 -- 0,15) на 1 т сырья может быть принято как ниж­няя граница энергосбережения.

Процесс БИМТ дважды прошел пилотные ис­пытания на различном сырье на установке мощ­ностью по сырью до 100 л/сут, принадлежащей

Катализ в нефтеперерабатывающей промышленности

0,7 0,8 я//QООО «Плазмохим» (г. Казань). В августе 2001 г. в качестве сырья использовали два дистиллята (Гкщ, = = 35-г360 °С) с содержанием общей серы 3,75 % (по массе), отогнанных из нефти различных сква­жин Нурлатского месторождения (Республика Та­тарстан). Эти дистилляты отличались соотноше­нием бензиновой и дизельной фракций. В апреле 2002 г. сырьем процесса служил нефтяной дистил­лят (Гкип = 404-350 °С) с содержанием серы 0,51 % (по массе), полученный смешением прямогонных бензиновой и дизельной фракций, взятых на Ниж­некамском нефтехимическом комбинате. В каж­дом случае было проведено по три полных пробе­га катализатора до регенерации с двумя промежу­точными регенерациями, после которых катализа­тор полностью восстанавливал свои свойства.

Из-за отсутствия систем автоматической реги­страции и обработки результатов при проведении пилотных испытаний был разработан специаль­ный метод экспресс-оценки октанового числа по­лучаемого бензина по результатам хроматографи-ческого анализа. Отношение nli С6-углеводоро-дов полученного продукта также оценивалось ме­тодом хроматографии. Октановое число по мотор­ному методу бензиновой фракции определялось с помощью октанометра, разработанного в Инсти­туте химии нефти СО РАН (г. Новосибирск), по методике, утвержденной Комитетом РФ по стан­дартизации, метрологии и сертификации (серти­фикат № 2865 от 10 июля 1997 г.).

Корреляция между отношением п I i Сб-углево-дородов в жидких продуктах реакции и октановым числом по моторному методу бензиновой фракции была определена в Институте катализа СО РАН при проведении лабораторных испытаний процес­са БИМТ на дистиллятах различного состава — тех же самых, что были использованы в качестве сы­рья при пилотных испытаниях (рис. 3).

На рис. 4 приведены результаты пилотных ис­пытаний в режиме с подъемом температуры, про­веденных на пилотной установке ООО «Плазмо­хим» (г. Казань) в апреле 2002 г. с применением катализатора ИК-30-БИМТ. Параметром контроля процесса было описанное выше отношение п I i С6, служившее характеристикой октанового числа по­лучаемого бензина, при повышении которого вы­ше 0,45 температура в реакторе увеличивалась на 5 град. Таким образом, поддерживался примерно постоянный состав продуктов на выходе из реак­тора в течение всего пробега. Первый межрегене-рационный пробег катализатора был остановлен при достижении температуры в реакторе 450 °С. Следует указать, что температурный режим в реакторе (по длине слоя катализатора и диаметру реактора) был далек от оптимального из-за несовершенства регуляторов температуры и по некоторым другим причинам, и поэтому в пилотной установке меж-регенерационный пробег катализатора оказался значительно ниже такового в случае лабораторных испытаний. Однако даже в неоптимальных темпе­ратурных режимах длительность пробега в пилот­ных испытаниях оказалась равной 115ч, что ха­рактеризует процесс как вполне технологичный.

После реакционного цикла была проведена ре­генерация катализатора азотно-воздушной смесью со ступенчатым увеличением температуры регене­рации и концентрации кислорода в смеси. Общее время регенерации составило 40—45 ч. Затем был

Таблица 1

Материальный баланс процесса БИМТ в режимах получения бензинов при использовании сырья различного состава (% по массе)

Сырье н2 h3S

(Бобщ)

Cr-Ca С3—С4 Бензин ОЧ

(MM)

Диз. топливо
Нурлатский дистиллят № 1 (фр.НК—360) (3,75) 0,35 47,8 58 48,1
Продукт 1 1,0 3,7 1,1 11,2 47 78-80 36
Продукт 2 1,7 3,7 0,8 14,8 53 85—88* 26
Нурлатский дистиллят № 2 (фр.НК—360) (3,75) 1,6 40,8 66 57,6
Продукт 3 0,6 3,7 0,4 9,3 46 83-84" 40
Нижнекамский дистиллят (фр.НК—350) (0,51) 1,1 48,2 55 51,8
Продукт 4 1,1 0,5 2,5 15,5 47,3 84" 33,1
Соответствует Аи-95. ** Соответствует Аи-92.
проведен второй цикл «реакция—регенерация», при­чем специально были использованы неоптималь­ные условия проведения процесса. В третьем цик­ле испытаний были сохранены все параметры пер­вого цикла (см. рис. 4). В связи с тем что выход­ные характеристики получаемого продукта реак­ции практически совпадали с таковыми при пер­вом цикле, процесс был остановлен на 87-м часу приГ=430°С.

Пилотные испытания показали, что катализатор ИК-30-БИМТ полностью сохраняет активность, се­лективность и стабильность после нескольких цик­лов «реакция—регенерация». По результатам лабо­раторных исследований прогнозируется срок слу­жбы катализатора не менее 40 таких циклов.

Материальный баланс процесса БИМТ по ито­гам всех пилотных испытаний, проведенных на различном сырье с различным содержанием сер­нистых соединений, приведен в табл. 1.

Соотношение между количеством получае­мых бензина и дизельного топлива зависит от состава исходного сырья (различные дистилляты в табл. 1) и может варьироваться изменением условий проведения процесса (см. продукты 1—4 в табл. 1). Режимы проведения процесса, при которых получаются бензины с различным окта­новым числом, а также достигается различное соотношение образующихся бензина и дизель­ного топлива, различаются в основном скоро­стью подачи исходного сырья и незначительно — температурой или давлением.

При организации рециркуляции образующегося в процессе газа (после его очистки от сероводоро­да или без нее) выходы бензина и дизельного топ­лива могут быть значительно увеличены. Выход жидких фракций достигает 90—93 % (по массе).

ДОСТОИНСТВА ТЕХНОЛОГИИ БИМТ

  • Значительное удешевление и упрощение схе­мы нефтепереработки, так как не требуются про­цессы гидроочистки, риформинга, алкилирования, депарафинизации.
  • Содержание общей серы в сырье не лимити­руется.
  • При переработке газовых конденсатов увели­чивается выход бензина до 20—25 % по сравнению со стандартной схемой переработки.
  • Выход жидких фракций не менее 80—85 % (при рециркуляции образующегося газа — 90-5-93 % по массе). Соотношение между бензиновой и ди­зельной фракциями зависит от состава исходного сырья и режима проведения процесса.
  • Октановое число получаемых бензинов от 80 до 95 по исследовательскому методу.
  • Содержание серы в бензине менее 0,01 % (по массе).
  • Содержание бензола в бензине составляет менее 1 % при общем содержании ароматических углеводородов не выше 30-40 %.
  • Температура замерзания дизельного топлива от -35 до -60 °С.
  • Цетановое число дизельного топлива не ниже 50-55.
  • Содержание серы в дизельном топливе менее 0,05 % (по массе).
БИМТ является технологией «второго поко­ления». Технологией «первого поколения» мож­но считать «Цеоформинг» [4, 5], в котором на цеолитных катализаторах перерабатываются пря-могонные бензиновые фракции с температурой конца кипения до 200 °С в высокооктановые бензины. Основы технологии «Цеоформинг» и катализатор для нее также разрабатывались в Институте катализа СО РАН. За последние 10 лет НИЦ «Цеосит» (г. Новосибирск), входящий в Объединенный институт катализа, внедрил не­сколько промышленных установок по техноло­гии «Цеоформинг» в России, Польше и Грузии мощностью от 5 до 40 тыс. т/год. Технология БИМТ по аппаратурному оформлению реактор­ного блока и технологическим параметрам про­цесса практически не отличается от «Цеофор­минг» (различия только в части разгонки полу­ченных продуктов), поэтому ее можно с уверен­ностью рекомендовать для промышленного ис­пользования.

Технология БИМТ идеально подходит также для малотоннажного производства высокосортных моторных топлив, соответствующих новым миро­вым стандартам, при использовании в качестве сырья высокосернистых нестабилизированных га­зовых конденсатов (таких, как, например, Астра­ханский или Оренбургский) или нефтей мало-дебитных месторождений. Как современная энер-го- и ресурсосберегающая технология, она также может быть применена при строительстве новых нефтеперерабатывающих комплексов.

Технология БИМТ позволяет получать высоко­сортные моторные топлива, соответствующие со­временным мировым стандартам, и при этом не требует разработки нестандартного оборудования, так как может использовать уже имеющееся на нефтеперерабатывающих и газоперерабатываю­щих заводах или нефтехимических комбинатах. При малых мощностях установок могут быть при­менены реакторы трубчатого типа, при больших — адиабатические или полочные реакторы.

Для процесса БИМТ может быть приспособлена установка Л-35-6, первоначально предназначенная для получения индивидуальных ароматических уг­леводородов из прямогонной фракции 62—105 °С методом каталитического риформинга (это отечес­твенные довольно старые установки риформинга, которых в России имеется около 15). На такой ус­тановке присутствует практически все необходи­мое оборудование, и требуется сделать переобвяз­ку и реконструкцию некоторых ректификацион­ных колонн. По нашим оценкам, на это необходи­мо затратить максимум 10—15 % от стоимости но­вой установки.

Реакторный блок представляет собой две «нит­ки», в каждой из которых от 1 до 3 реакторов (в зависимости от производительности установки). Процесс БИМТ эндотермический, и при больших производительностях может потребоваться про­межуточный подогрев реакционной смеси. Для осуществления процесса в непрерывном режиме одна нитка реакторов находится в режиме «реак­ции», а другая — «регенерации».

Предварительные экономические расчеты по оценке эффективности технологии БИМТ прове­дены в двух базовых вариантах для локального внедрения (минимальная и максимальная мощнос­ти) и ориентированы на российский рынок сырья и сбыта продукции. Объем инвестиций в расчетах взят с учетом всех затрат, включая создание необ­ходимой инфраструктуры, т.е. при строительстве на пустом месте.

Мощность по сырью, тыс. т/год 10 300

(Россия) (Европа)

Объем инвестиций, млн долл. США 3,2 30,0

Годовой доход, млн долл. США 2,4 72,0

Годовые тек. затраты, млн долл. США ....1,1 18,0

Срок окупаемости, лет 2,5 1,0

Расчетная эффективность внедрения процесса БИМТ на имеющемся стандартном оборудовании действующих предприятий нефтепереработки еще выше.

Прошла лабораторный уровень разработки тех­нология БИМТ-2 — каталитическая технология одностадийной переработки средних нефтяных дистиллятов с высоким содержанием сернистых соединений тиофенового ряда.

В мире существуют нефти, средние дистилляты которых содержат значительное количество высо­костабильных сернистых соединений тиофенового ряда (табл. 2) [6]. Описанные выше и исследован­ные нами нефтяные дистилляты содержали значи­тельно меньшее количество высокостабильных сер­нистых соединений тиофенового ряда по сравнению с указанными в табл. 2. Такие фракции (см. табл. 2) обычно требуют жестких условий гидро­облагораживания для разложения содержащихся в них полициклических сернистых соединений.

Технология БИМТ-2 позволяет в мягких усло­виях и без использования водорода извне получать из указанных выше дистиллятов высокосортные моторные топлива, соответствующие современ­ным мировым стандартам, и отличается от БИМТ, во-первых, используемым катализатором ИК-ЗО-БИМТ-2, а во-вторых, ее применением только в варианте с рециркуляцией образующегося газа. Катализатор ИК-ЗО-БИМТ-2 также является цео-литным, дополнительно модифицированным не­которыми элементами, придающими ему еще и свойства катализаторов гидроочистки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработана новая технология в двух вариантах — БИМТ и БИМТ-2 — одностадий­ная каталитическая переработка с использованием цеолитных катализаторов средних нефтяных дис­тиллятов или нестабильных газовых конденсатов, в том числе и с высоким содержанием высокоста-

бильных сернистых соединений тиофенового ря­да, в высокооктановые бензины, зимнее дизель­ное топливо и сжиженный газ С3—С4. Эта техно­логия позволяет значительно упростить сущест­вующую в настоящее время классическую схему нефтепереработки с одновременным уменьше­нием в несколько раз стоимости производства той же самой продукции — высококачественных моторных топлив.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пат. 2181750 (РФ). Способ переработки нефтяных дистиллятов (варианты) / Г.В. Ечевский, О.В. Кли­мов, О.В Кихтянин и др. 2002.
  2. Ечевский Г.В. II Наука и технологии в пром-сти. 2002. № 2. С. 62.
  3. Заяв. на пат. 2001120192 (РФ). Способ переработки нефти / Г.Г. Гарифзянова, A.M. Тухватуллин, Г.Г. Га-рифзянов и др. 2002.
  4. Степанов ВТ, Снытникова Г.П., Ионе К.Г. II Неф­техимия. 1992. Т. 32, № 3. С. 243.
  5. Степанов ВТ., Гетингер А.Я., Снытникова Г.П. и др. // Нефтеперераб. и нефтехимия. 1988. № 12. С. 3.
  6. Большаков Г. Ф. Сероорганические соединения неф­ти. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.
страница 1

скачать

Другие похожие работы:

netnado.ru

Переработка нефти на одном катализаторе - Энергетика и промышленность России - № 6 (70) июнь 2006 года - WWW.EPRUSSIA.RU

Газета "Энергетика и промышленность России" | № 6 (70) июнь 2006 года

В Институте катализа СО РАН была разработана технология переработки нестабильных газовых конденсатов и нефтяных дистиллятов фракции 35‑360 °С, в том числе высокосернистых, в одну стадию без предварительной их разгонки на более узкие фракции.

Технология обеспечивает: упрощение и удешевление до четырех раз схемы нефтепереработки, низкое содержание серы в получаемых продуктах, увеличение выхода бензина на 20‑25% по сравнению со стандартной схемой переработки нефти, выход жидких фракций не менее 85%, октановое число бензинов от 80 до 95, содержание бензола в бензинах не более 1 % при общем содержании ароматических углеводородов 30‑40%, цетановое число дизельного топлива не менее 1 % и температуру застывания ниже -35 °С.

По новой технологии нефть, в отличие от традиционного многоступенчатого процесса, перерабатывается за одну стадию. На выходе получаются высокооктановый бензин и высококачественное дизельное топливо, удовлетворяющие даже ужесточенным экологическим стандартам. Но главное – производство по новой технологии обходится в несколько раз дешевле.

По традиционной технологии, после первичной разгонки нефти бензиновая, керосиновая и дизельная фракции перерабатываются каждая по своей схеме. Так, один из вариантов переработки бензиновой фракции в высокооктановый бензин включает гидроочистку (от серы и азота), риформинг и алкилирование. Дизельная фракция, прежде чем превратиться в то, что называется зимним дизельным топливом, подвергается гидроочистке и депарафинизации.

Такая разветвленная цепочка нефтепереработки формировалась постепенно, по мере того как совершенствовалась техника. Каждое новое поколение технических средств заставляло нефтепереработчиков достраивать новое звено, что удлиняло и усложняло цепочку.

На протяжении более чем ста лет существования классической технологии все фракции нефти преобразовывались отдельно друг от друга, каждая на своем катализаторе: например, для риформинга использовались платиновые катализаторы, для гидроочистки – кобальт-молибденовые, для депарафинизации – платиновые и палладиевые.

Новый способ одностадийной переработки нефти, когда перерабатывается все и сразу, получил название «Технология БИМТ» (бинарные моторные топлива). Алгоритм нового метода очень прост: после первичной разгонки нефти все светлые фракции подают в один реакторный блок, где и происходит процесс переработки; затем полученная смесь направляется в блок разделения, где она разделяется на три конечных продукта: высокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо и пропан-бутановую фракцию. Из последней получают сжиженный газ, который может использоваться как бытовое и автомобильное топливо.

Главное в новом методе – уникальный катализатор, который загружается в реактор.

Если особым образом трансформировать структуру катализатора – сделать так, чтобы активные центры располагались в нем с неравномерной плотностью – то на этих активных центрах будут одновременно идти различные реакции – ароматизация, алкилирование, крекинг, обессеривание, изомеризация. Соотношение скоростей этих реакций будет таким, что все фракции смогут преобразовываться за одинаковое время, а сами активные центры не будут закоксовываться.

Пилотные испытания нового метода, доказавшие жизнеспособность технологии БИМТ, прошли в 2001 году. А уже в августе 2003‑го на базе краснодарского ОАО «НИПИгазпереработка» состоялись первые опытно-промышленные испытания, которые полностью подтвердили правомерность всех первоначальных предположений.

Благодаря новой технологии процесс переработки нефти значительно упрощается: из схемы выпадают такие сложные и затратные процессы, как гидроочистка, риформинг, изомеризация, алкилирование, депарафинизация и несколько стадий ректификации. Именно за счет этого и снижаются капитальные затраты и эксплуатационные расходы. В итоге по энергопотреблению БИМТ – по меньшей мере в четыре раза экономичнее классической технологии.

Еще один существенный плюс новосибирской технологии – возможность перерабатывать нефть с любой концентрацией соединений серы, без каких‑либо ограничений. Новому цеолитному катализатору сера абсолютно не страшна, поэтому для технологии БИМТ не имеет значения, сколько серы содержится в сырье. Примечательно, что метод БИМТ, легко «заглатывая» высокосернистые нефти, выдает на выходе топливо с содержанием серы менее 0,001%.

Среди достоинств БИМТ и такой важный параметр, как низкое содержание в топливе, полученном по этой технологии, бензола – вещества, при сгорании которого образуются канцерогены. Наши ГОСТы ограничивают концентрацию бензола в топливе пятью процентами, а европейские – одним. В топливе же, полученном по технологии БИМТ, бензола – менее 1%.

www.eprussia.ru

Пока нефтяные бароны дремлют - ЭкспертРУ

"Вы сами-то понимаете, что вы сделали?! Теперь - либо вас убить, либо всю нефтепереработку перелопатить..." - так отреагировали крупные игроки нефтеперерабатывающей отрасли, когда узнали о новой технологии, разработанной два года назад учеными из новосибирского Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН. "По-новосибирски" нефть в отличие от традиционного многоступенчатого процесса перерабатывается за одну стадию. На выходе получаются высокооктановый бензин и высококачественное дизельное топливо, которые удовлетворяют даже ужесточенным экологическим стандартам, недавно введенным в Европе. Но главное - производство отменного топлива по новой технологии обходится в разы дешевле, чем по классической.

Скажем прямо, Институт катализа - учреждение для отечественной академический системы нетипичное. За всю историю его существования здесь удовлетворением "чистого любопытства" почти не занимались - ученые в своих исследованиях, как правило, ориентировались на нужды реального сектора, поэтому практически все сделанные в институте разработки находили своих потребителей. Новая, одностадийная технология переработки нефти исключением не стала. На втором Конкурсе русских инноваций, который проводит наш журнал, новосибирское ноу-хау получило премию Британского совета и уже внедряется на предприятиях.

Только светлые фракции

Сразу оговоримся, что речь пойдет только о светлых фракциях нефти (углеводородных соединениях, выкипающих из нефти до 360oС), из которых получают бензин и дизельное топливо - мазута касаться не будем.

По традиционной технологии, после первичной разгонки нефти бензиновая, керосиновая и дизельная фракции дальше перерабатываются каждая по своей схеме. Так, один из вариантов переработки бензиновой фракции в высокооктановый бензин включает гидроочистку (на этой стадии происходит очистка от серы и азота), риформинг и алкилирование. Дизельная фракция прежде чем превратиться в то, что мы называем зимним дизельным топливом, подвергается гидроочистке и депарафинизации.

Такая длинная разветвленная цепочка нефтепереработки сформировалась постепенно, по мере того как совершенствовалась техника, требовавшая все более качественного топлива. Фактически каждое новое поколение технических средств заставляло нефтепереработчиков достраивать новое звено, что удлиняло и усложняло цепочку.

На протяжении более чем ста лет существования классической технологии все фракции нефти преобразовывались отдельно друг от друга, каждая на своем катализаторе: например, для риформинга используются платиновые катализаторы, для гидроочистки - кобальт-молибденовые, для депарафинизации - платиновые и палладиевые. Оптимизировать процесс, укоротив столь длинную цепочку, за это время пытались неоднократно, но всем новаторам мешал один стереотип: считалось, что перерабатывать несколько фракций вместе (то есть в одном реакторе и на одном катализаторе) невозможно сразу по трем причинам. Во-первых, в силу того, что более тяжелые фракции просто не будут преобразовываться

expert.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта