Eng Ru
Отправить письмо

Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России. Третий энергопакет


Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России

"Газпром" рассчитывает в этом году получить доступ к мощностям газопровода OPAL для поставок газа по контрактам, заключенным до вступления в силу третьего энергопакета, заявил журналистам замглавы "Газпрома" Александр Медведев в кулуарах VIII международной конференции "Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект".

Третий энергопакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа.

Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию.

Кроме того, третий энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения должны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза, что даст потребителю более широкий выбор и повысит качество оказываемых услуг.

Наиболее дискуссионные аспекты третьего энергопакета — выделение электроэнергетических и газотранспортных сетей, а также расширение прав и возможностей национальных энергетических регуляторов и свободы выбора потребителей — отражены в двух директивах ЕС: Electricity Directive 2009/72/EC и Gas Directive 2009/73/EC.

Первоначальный жесткий запрет компаниям, занятым в добыче, генерации и импорте энергоресурсов, контролировать или владеть преобладающим пакетом акций распределительных сетей (Ownership unbundling, OU), означавший, по сути, не что иное, как экспроприацию корпоративных сетей, позднее был дополнен двумя более мягкими вариантами.

Вариант "Независимый оператор системы" (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, предписывая, однако, передать активы в управление независимому системному оператору.

Третий вид разделения "Независимый оператор газотранспортной или энергетической сети" (Independent Transmission Operator, ITO) оставляет крупным компаниям право сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, при этом требуя следовать ряду правил, чтобы отделить управление сетями от прочей деятельности.

Россия выступает против этих новаций, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить ОАО "Газпром" перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. "Газпром" также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.

Требования, изложенные в третьем энергопакете, обязывают "Газпром" обеспечить доступ к своей "трубе" третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве. Россию подобное предложение не устраивает, поскольку и в том, и в другом случае рентабельность проектов снижается. Именно поэтому Москва пытается добиться для них исключений из третьего энергопакета.

Президент РФ Владимир Путин в июне 2012 года по итогам саммита Россия‑ЕС заявлял, что нормы третьего энергопакета не должны распространяться задним числом на контракты, которые уже были заключены до того, как было принято решение по этому пакету.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что требования третьего энергопакета лишают "Газпром" возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов‑отводов от морских газопроводов "Северный поток" и "Южный поток". По его словам, "Газпром", подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют "Газпрому" лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых компания имела непосредственное отношение.

По словам Миллера, для "Северного потока" это становится реальностью: по нему уже поступает "голубое топливо" европейским потребителям, но фактически дискриминационная мера препятствует эффективному функционированию газопроводов OPAL и NEL, которые являются составной частью "Северного потока". Аналогичная проблема надвигается и на "Южный поток". Миллер отмечал, что европейские и национальные органы не позволяют "Газпрому" использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов.

Россия предлагает считать эти сухопутные участки магистралей продолжением экспортных газопроводов, проложенных по дну Балтийского и Черного морей. Миллер обратил внимание на то, что подписание соглашения между Россией и ЕС о трансграничных инфраструктурных проектах необходимо для обеих сторон, оно сможет гарантировать инвестиции поставщиков энергоресурсов в строительство инфраструктуры. 

21 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин по результатам прошедшего в Брюсселе саммита Россия — ЕС, заявил о том, что Россия рассчитывает на достижение компромисса с Евросоюзом по поводу применения норм третьего энергопакета к российским проектам. В этот же день Россия представила на рассмотрение Евросоюза новый проект соглашения по трансграничным газопроводам, выводящий проекты "Северный поток" и "Южный поток" из‑под действия третьего энергопакета. 

В марте 2013 года прошла международная конференция "Россия — Европейский союз: возможности партнерства", на которой вновь была затронута тема третьего энергопакета. Премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на конференции, подчеркнул, что Евросоюз не должен навязывать односторонние подходы своим партнерам и обязан слышать аргументы другой стороны при рассмотрении вопросов, связанных реформами в области газа и электроэнергии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Третий энергопакет Википедия

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
  4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

Критика

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 273 дня]

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

Судебная практика по "Третьему энергопакету"

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Третий энергопакет Википедия

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель[ | код]

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база[ | код]

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация[ | код]

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС[ | код]

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает д

ru-wiki.ru

Третий энергетический пакет — WiKi

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
  4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

Критика

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 242 дня]

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

Судебная практика по "Третьему энергопакету"

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Третий энергопакет как ключевой фактор отношений России и ЕС

В последние несколько лет отношения России и стран ЕС в сфере энергетики накалены до предела. И степень накала повышается с каждым годом. У Брюсселя беспокойство вызывают споры в вопросах газоснабжения и недружелюбный тон Москвы в комментариях к этим вопросам.

Причины для недовольства у России более чем веские. Камнем преткновения стал Третий Энергетический пакет, принятый Евросоюзом.  Для нашего Газпрома он носит не только ограничительный, но даже репрессивный характер. Не радуют Москву и намерения Брюсселя поддерживать строительство Транскаспийского трубопровода, который должен доставлять туркменский газ в Европу, обходя территорию России.

Третий Энергопакет  Евросоюза – это последний документ, который должен регламентировать долгие преобразования в сфере газовой энергетики, начатые в 1998 году с принятием Первого  и 2003 году  – Второго Энергопакетов. Составляющими Третьего Энергопакета являются три регламента и две директивы, которые должны создать в Европе высокую конкуренцию в энергетической сфере, а последняя, в свою очередь — вызвать снижение цен для потребителей.   Еще одной целью Энергопакета является объединение разобщенных  энергетических рынков Евросоюза. Суть его в том, что он разделяет вертикально интегрированные компании на составляющие – добычу, транспортировку и сбыт. Тем самым запрещая предприятиям, которые производят газ, а так же его поставщикам, контроль транспортных сетей. Третий пакет реформ призван  разграничить бизнес по продажам и транспортировке этого сырья.

Формально Третья Директива  начала  действовать 9 сентября 2009 года. Все страны участницы ЕС обязаны были внести поправки в свое законодательство в соответствии с предусматриваемыми реформами. За отведенные   11 месяцев,  ни одна из них сделать это не успела. Еврокомиссия обвинила 18 стран ЕС в том, что они нарушили предусмотренные законодательством обязательства, и подала иски в Европейский суд. Но, несмотря на это, и к январю 2012 года для 8 стран ЕС вопросы адаптации национального законодательства к Третьей Директиве так и не были решены. В этом есть свои плюсы и минусы. Минус в том, что существенно увеличился период неопределенности на европейском газовом рынке, соответственно, будут повышаться и риски. Плюс в том, что временно расширились возможности сотрудничества с разработчиками Третьего пакета, чтобы справедливо и сбалансированно учесть интересы всех участников газовой цепочки, минимизируя риски и неопределенности для них. Завершить подготовку пакета и запустить единый рынок газа ЕС  Еврокомиссия планирует в 2014 году.

Разрабатывая Третий Энергопакет, Европа, в первую очередь,  хотела уменьшить монополию в газовой сфере на национальных рынках стран-членов ЕС таких гигантов, как ENI, Ruhrgas, Gas de France. Но при таких изменениях «Газпром» тоже «попал под раздачу», так как концерн имеет часть контрактов внутри территории ЕС. Хочет «Газпром» этого или нет, в связи с новыми реформами, свой европейский бизнес ему придется организовывать по-новому. Он уже не сможет быть в Европе и поставщиком, и одновременно  выступать в качестве владельца им же построенных газопроводов. Причем, Третий пакет затрагивает законодательство в сфере, как действующих, так и строящихся газопроводов («Южный поток»).

Строительство Северного потока (Фото dw.de)

Строительство Северного потока (Фото dw.de)

В российской компании же считают, что эти новшества направлены именно против него, как основного поставщика газа в европейские страны. По требованиям, которые Европа заложила в Третий Энергопакет,  «Газпром» должен дать доступ к своим газопроводам другим поставщикам, которые захотят снабжать газом Европу. В случае, если таковые не найдутся, в резерве все равно должна оставаться часть газотранспортных мощностей. Москву ситуация не радует ни в первом, ни во втором случае, так как в обоих вариантах идет снижение рентабельности проектов. «Газпрому» такое положение грозит большими проблемами во взаимоотношениях с партнерами, а также может обернуться прямыми и косвенными убытками. Для того, чтобы удовлетворить спрос на газ нужны инвестиции в новые объекты инфраструктуры, которые в газовой отрасли – самые дорогостоящие, и окупиться могут через десятилетия. Для уверенности в возврате своих вложений «Газпрому» нужен стабильный спрос и предсказуемые правила игры, которые определяют экспорт при долгосрочной перспективе. Такой гарантией было право собственности на трубопровод, которое по Третьему Энергопакету Европа хочет отдать третьим посредникам. В связи с невозможностью окупить расходы, без управления трубопроводной системой ни один поставщик не захочет вкладывать деньги в дело, не будучи уверенным в том, что они к нему вернуться.

Владимир Путин на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, декабрь 2012 г.

Владимир Путин на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, декабрь 2012 г.

Владимир Путин заявил, что «нормы Третьего Энергопакета не должны распространяться задним числом на контракты, которые уже были заключены до того, как было принято решение по этому пакету». Москва хочет вывести из-под действия положений этого документа работу и строительство своих газопроводов – «Северного потока» и «Южного потока». Алексей Миллер, глава «Газпрома», отметил, что по условиям Третьего Энергопакета, компания не может использовать половину мощностей сухопутных газопроводов — отводов «Северного потока» и «Южного потока». «Газпром», подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют «Газпрому» лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых компания имела непосредственное отношение» — заявил Алексей Миллер. Так же он указал на то, что Европа не позволяет «Газпрому» использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов. Москва предлагает Европе квалифицировать сухопутные участки магистралей, как продолжение морских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».

Пойдет ли Европа на уступки? Пока однозначно сказать сложно. С одной стороны Третий Энергопакет, по словам постоянного представителя России при ЕС Владимира  Чижова, «в процессе согласования стал менее строгим и более размытым под влиянием позиций стран-членов сообщества и позиций энергобизнеса… В результате по ряду позиций этот пакет предусматривает некоторую многовариантность». Но распространять  на «Газпром», самого крупного поставщика газа в Европу, этот принцип «многовариантности» Еврокомиссия не захотела. О коррективах для Третьего Энергопакета страны не договорились. Ответом на действия Европы стало объявление Минэнерго конкурса на проведение «анализа технико-экономических показателей реализации программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Министр Сергей Шматко в связи с этим заявил: «Развитие нового восточного вектора в российской энергетической отрасли — долгосрочное, стратегически осознанное решение. Мы будем  сознательно и уверенно заниматься диверсификацией наших поставок, чтобы снизить политические амбиции стран, претендующих на монопольное потребление наших энергоресурсов и монопольное определение правил игры».

Правомерны слова директора  Фонда энергетического развития Сергея Пикина «если ЕС присвоит особый статус «Северному» и «Южному потоку», то это решит все проблемы с Третьим Энергопакетом ЕС». Третий Энергопакет требует доработок, потому что в нем не учтены в одинаковой мере  интересы производителей и потребителей, полагают эксперты. А это ничем хорошим не закончится. Европа прекрасно осознает, что в принятом документе много нюансов. Поэтому, есть мнение, что за Третьим Энергопакетом могут последовать «Четвертый», «Пятый» и «Шестой»…

Еще по этой теме

Метки: 2014 г., Gazprom, Северный поток, Третий энергопакет ЕС, Южный поток

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

novostienergetiki.ru

Третий энергетический пакет — Википедия

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Видео по теме

Законодательная база

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских енергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
  4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

Критика

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 279 дней]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

Судебная практика по "Третьему энергопакету"

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Третий энергопакет Вики

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель[ | код]

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база[ | код]

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация[ | код]

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС[ | код]

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
  4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов[ | код]

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

Критика[ | код]

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 273 дня]

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

Судебная практика по "Третьему энергопакету"[ | код]

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта