Eng Ru
Отправить письмо

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НЕРЕНТАБЕЛЬНЫХ, НИЗКОРЕНТАБЕЛЬНЫХ И МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ И ГАЗА С ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫМИ ЗАПАСАМИ. Трудноизвлекаемые запасы нефти постановление правительства


О временных критериях отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых, Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 13 февраля 1998 года №41

О временных критериях отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых

В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых

приказываю:

1. Управлению геологии и лицензирования ресурсов нефти и газа (Теплов) для реализации статей 40, 44 и 48 Федерального закона Российской Федерации "О недрах" принять к руководству согласованные с Минэкономики России "Временные критерии отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых" и довести их до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МПР России, регулирующих пользование недрами, и заинтересованных недропользователей.

2. Мазуру В.Б. совместно с Минтопэнерго России продолжить работы по разработке "Методических рекомендаций по отнесению запасов нефти к трудноизвлекаемым и остаточным (истощенным)".

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации В.Б.Мазура.

МинистрВ.П.Орлов

Временные критерии отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых

УТВЕРЖДАЮМинистр природных ресурсовРоссийской ФедерацииВ.П.Орлов

30 Декабря 1997 года

В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно - геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы, Федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", его статьями 40, 44 и 48 предусматривается, что органы, предоставляющие лицензии на пользование недрами, могут принимать решения о частичном или полном освобождении от платежей при пользовании недрами или отсрочки от уплаты этих платежей недропользователей, осуществляющих освоение таких месторождений. Порядок рассмотрения этих вопросов изложен в письме МПР России N ВО-61/3024 от 18.11.96. Министерство природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации доводят до сведения недропользователей, осуществляющих разведку, разработку и подсчет запасов нефтяных и нефтегазовых месторождений, что трудноизвлекаемыми следует считать запасы, экономически эффективная (рентабельная) разработка которых может осуществляться только с применением методов и технологий, требующих повышенных капиталовложений и эксплуатационных затрат по сравнению с традиционно используемыми способами. Временно, впредь до разработки соответствующих регламентирующих и нормативных документов, к трудноизвлекаемым запасам нефти могут быть отнесены: - запасы всех типов залежей и месторождений, извлекаемые с применением термических методов или закачки реагентов, обеспечивающих смешивающееся вытеснение нефти; - запасы подгазовых частей тонких (менее 3 метров) нефтяных оторочек; - запасы периферийных частей залежей, имеющих нефтенасыщенные толщины, менее предельных для экономически рентабельного разбуривания сетью эксплуатационных скважин. Отнесение запасов к трудноизвлекаемым по вышеперечисленным признакам производится на основании геолого - экономической экспертизы ГКЗ МПР России на представляемое недропользователем технико - экономическое обоснование, на которое получены положительные заключения соответствующего субъекта Федерации и Минтопэнерго России. Решение об отнесении запасов к трудноизвлекаемым принимается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации.

Заместитель Министраприродных ресурсовРоссийской ФедерацииВ.Б.Мазур

Заместитель Министра экономикиРоссийской ФедерацииН.Г.Шамраев

Текст документа сверен по:рассылка 

docs.cntd.ru

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ

Человечество нуждается в энергетических ресурсах. И с каждым годом «запросы» становятся выше, т.к. популяция на планете увеличивается в геометрической прогрессии. Основной источник энергии – различные фракции нефти. Потому вопросы  разработки новых месторождений и рационального использования имеющихся запасов звучат все громче.

Наша страна является одним из лидеров в нефтяной промышленности. По большей части – это «унаследованные» от СССР месторождения. 

Сегодня по объемам добычи нефти Россия плечом к плечу с Саудовской Аравией, которая лидирует запасами сырья на мировом рынке.

 

Рисунок 1. Запасы сырья в нефтедобывающих странах

 

Наша же страна  по запасам «черного золота»  далеко не в лидирующих позициях. К тому же РФ в сравнении с Саудовской Аравией работает  на предельных возможностях. Резервов нет.

 

Рисунок 2. Добыча нефти нефтедобывающими странами ежесуточно.

 

В следствии, согласно суждению многочисленных экспертов, российский нефтяной сектор вновь оказался на грани мощного падения добычи. Производственные затраты растут, а объемы добычи на доставшихся в наследство от СССР классических месторождениях (их еще называют «зрелыми») остаются на прежнем уровне.

Стоит отметить, что Россия обладает нетронутыми ресурсами, включая неосвоенные месторождения на отдаленных территориях, содержащие большие объемы нефти. Но их разработка требует больших вложений средств и к тому же они расположены на большом расстоянии от объектов инфраструктуры. Это так называемые трудноизвлекаемые запасы[3].

Под «трудноизвлекаемыми» запасами понимаются месторождения или объекты разработки, которые характеризуются неблагоприятными для добычи нефти геологическими условиями или (и) ее физическими свойствами. ТИН могут считаться запасы в шельфовой зоне, остатки нефти в месторождениях, которые находятся в поздней стадии разработки, а также нефть с высокой вязкостью.

На данный момент не только в России, но и в мире целом складывается следующая ситуация по запасам ТИН[2].

 

Таблица 1.

Классификация и объемы трудноизвлекаемой нефти в мире

Типы ТИН

Объем выборки

Количество бассейнов

Количество месторождений

Группа Нефти с аномальными физикохимическими свойствами

Тяжелая (плотность более 0,88 г/см3)

5732

129

1920

Вязкая (вязкость более 35 мм2/с при 20°С)

2691

68

931

Сернистая (содержание серы более 3%)

932

39

379

Смолистая (содержание смол более 13%)

2215

54

752

Парафинистая (содержание парафинов более 6%)

2497

60

849

С высокой газонасыщенностью (более 500 м3/т)

107

24

73

С низкой газонасыщенностью (менее 200 м3/т)

3707

68

1326

С высоким содержанием сероводорода (более 5%)

125

19

65

С высоким содержанием ванадия (более 0,003%)

623

29

269

С высоким содержанием никеля (более 0,007%)

185

24

103

Нефти в сложных условиях залегания

В слабопроницаемых коллекторах

(проницаемость менее 0,05мкм2)

1214

41

715

В коллекторах с низкой пористостью (менее 8%)

205

18

149

В прерывисто-сплошной криолитозоне

2467

7

680

В островной криолитозоне

3126

3

932

Высокая пластовая температура (выше 100°С)

359

36

198

 

В России уже были предприняты первые шаги к реализации проектов по ТИН. Так, принято Распоряжение Правительства РФ от 3 мая 2012 г. №700-р «О стимулировании реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти» и поправки в налоговое законодательство (вступили в силу в сентябре 2013 г.), в соответствии с которыми месторождения баженовской, абалакской, хадумской и доманиковой свит освобождаются от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 15 лет. По оценке Минприроды, эти льготы за 20 лет дадут дополнительную добычу нефти в объёме 326 млн т.[4].

Пионером по добычи ТИН выступила компания ООО "Газпромнефть-Восток". В 2015 году была пробурена  первая разведочная скважина на Арчинском месторождении в рамках проекта по созданию в Томской области опытного полигона по добыче трудноизвлекаемой нефти.

В данный момент ведутся работы по созданию единой концепции для поиска и освоения месторождений палеозоя. Уже сейчас собраны все компетенции, необходимые для успешного выполнения проекта. Предварительная дата, к которому должна быть готова эта технология – конец 2018 года. Для развития новых технологий необходим четкий план действий. Он должен состоят из:

-Регулирования ситуации на государственном уровне;

-Должного обеспечения научных центров бюджетом и данными

-Объединения знаний многих нефтяных компаний-гигантов в этой отрасли

Заключение

При нынешних темпах использования углеводородов, запасов разведанных месторождений Российской Федерации хватит ненадолго – около 30 лет. Однако у нашей страны все-таки есть спасательный круг в виде трудноизвлекаемой нефти. Наша экономическая система, к сожалению, очень сильно привязана к нефтяному сектору. Поэтому государство должно быть заинтересовано в инвестициях в проекты по ТИН. Конечно, такие проекты требуют огромных затрат и могут быть поначалу экономически невыгодными. Но любое вложение в нефтяную отрасль всегда окупается. Правительство должно стимулировать нефтяные компании для реализации таких проектов.

 

Список литературы:

  1. Лисовский Н.Н., Халимов Э.М. О классификации трудноизвлекаемых запасов // Вестник ЦКР Роснедра. - 2009. - № 6
  2. Пуртова И.П., Вариченко А.И., Шпуров И.В. Трудноизвлекаемые запасы нефти. Терминология. Проблемы и состояние освоения в России // Наука и ТЭК. - 2011. - № 6.
  3. Российская нефть: проблемы и перспективы // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://carnegie.ru/2013/05/28/ru-pub-52538 (дата обращения: 13.01.2017)
  4. Халимов Э.М. Концепция дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. – 2004. - № 11.

sibac.info

Научное обеспечение новых технологий разработки нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами - Бурение и Нефть

Журнал входит в перечень ВАК

(495) 979-13-33, (495) 971-65-84, (925) 384-93-11, (909) 670-44-09, тел./факс: (499) 613-93-17

Scientific providing of new development technologies of oil fields with hardly extractable reserves

D. KRYANEV, S. ZHDANOV, the A.P. Krylov VNIIneft JSC

Наряду с увеличением добычи нефти все более обращают на себя внимание и тревожные тенденции в нефтегазовом секторе страны: снижение объемов прироста запасов нефти, ухудшение качества остаточных запасов, переход большинства крупных месторождений в позднюю стадию разработки.

In the country’s oil-gas sector alarm tendencies attract attention: decreasing of increment volumes of oil reserves, quality worsening of remainder-remnant reserves, transition of majority of great fields to later phase of development.

Доля трудноизвлекаемых запасов в низкопроницаемых коллекторах, в подгазовых зонах и с вязкими нефтями, продолжает увеличиваться и сейчас составляет около 60% (рис. 1).К сожалению, качество остаточных запасов ухудшается еще и по причине более активной выработки именно хороших, активных запасов. Если активные запасы выработаны к настоящему времени в среднем на 75%, то трудноизвлекаемые только на 35%.

Рис. 1. Динамика трудноизвлекаемых запасов нефтеотдачи месторождений России

Из рис. 1 можно видеть, что с увеличением доли трудноизвлекаемых запасов проектный коэффициент нефтеотдачи снижался многие годы, и только в последние годы стал незначительно расти.Эти зависимости достаточно ярко иллюстрируют сложившуюся многолетнюю тенденцию в разработке нефтяных месторождений – негативное изменение структуры запасов многие годы, к сожалению, не компенсировалось совершенствованием используемых технологий нефтеизвлечения.В некоторых случаях это было связано с отсутствием технологических решений по эффективному нефтеизвлечению для тех или иных геолого-физических условий, что в последние годы усугублялось тем, что соответствующие научно-исследовательские работы были ограничены. Однако гораздо чаще известные новые технологии недропользователями не используются. Причина, как правило, та, что их применение связано с большими затратами, особенно в начальный период разработки месторождения, и недропользователи зачастую избегают необходимости их использования. Не вполне оправдались и надежды на приход в Россию новых технологий нефтеизвлечения в связи с работой на месторождениях страны иностранных компаний.Особую проблему в стране составляют заводненные месторождения – сейчас средняя обводненность добываемой продукции составляет около 86%.Учитывая, что основным методом разработки месторождений страны является заводнение, количество остаточных запасов нефти в обводненных пластах будет постоянно возрастать. Для доизвлечения этих запасов необходимо также использовать более совершенные технологии.Принимая во внимание складывающуюся структуру запасов и перспективы их развития, можно утверждать, что значительную роль в приросте извлекаемых запасов страны должны играть увеличение нефтеотдачи из трудноизвлекаемых запасов, а также запасов в заводненных пластах.Нужно отметить, что международные нефтедобывающие компании обращают особое внимание на прирост извлекаемых запасов за счет применения новых технологий нефтеизвлечения: технологии повышения нефтеотдачи обеспечивают от 4 до 12% прироста извлекаемых запасов [1].По оценкам зарубежных исследователей средняя проектная нефтеотдача в мире сейчас составляет около 30%, в США – 39%, при этом средняя реальная нефтеотдача в будущем прогнозируется в размере 50 – 60%.Можно выделить три крупных блока основных методов разработки нефтяных месторождений: естественный режим, вторичные методы и третичные методы (методы увеличения нефтеотдачи).Широкое применение заводнения позволило значительно повысить эффективность разработки нефтяных месторождений страны. Дополнительные увеличения нефтеотдачи пластов при заводнении в определенных условиях обеспечивают так называемые гидродинамические методы воздействия: циклическое воздействие с переменой фильтрационных потоков, системная технология реализации ОПЗ, горизонтальные скважины, гидроразрыв пласта в системе скважин и другие.Вместе с тем, по мнению большинства специалистов, кардинального повышения среднего коэффициента нефтеотдачи в стране особенно в трудноизвлекаемых запасах можно достичь только при существенном увеличении масштабов применения «третичных» методов: тепловых, газовых и химических (достигаемая нефтеотдача 35 – 70%).Вместе с тем методы увеличения нефтеотдачи являются гораздо более сложными, по сравнению с заводнением, процессами, основанными на механизмах дополнительного извлечения нефти из пористой среды. Технологии этих методов требуют, как предварительного тщательного научного обоснования применительно к конкретным условиям, так и последующего научного сопровождения при их применении с использованием новых и принципиально новых средств контроля и регулирования.Все это требует дополнительных затрат. Вместе с тем, реальные вложения на создание новых технологий в отечественных компаниях на порядок меньше, чем в зарубежных.Однако зарубежный да и отечественный опыт свидетельствует, что сложность и дополнительные затраты в конечном счете компенсируются повышенной эффективностью.Имеются сведения по более чем 1500 проектам МУН в мире. Годовая добыча оценивается в 120 – 130 млн тонн.В США на начало 2010 г. в работе было 194 проекта по повышению нефтеотдачи [2]. Их число с 1998 г. несколько уменьшилось, изменяясь от 199 в 1988г., до 143 – в 2004 г. и 194 – в 2010 г., но при этом произошло их укрупнение. Общая добыча нефти за счет этих методов составляет 34,4 млн т/год. Особенно важно отметить, что доля добычи нефти за счет «третичных» методов в общей добыче в США составляет около 12%.Рассматривая состояние и перспективы применения методов увеличения нефтеотдачи, следует сказать и об отечественном опыте активного внедрения этих методов в 80-е годы прошлого столетия.Толчком к развитию проблемы явилось специальное постановление Правительства страны (1976 г.), которое определяло объемы дополнительной добычи нефти за счет применения «третичных» методов увеличения нефтеотдачи, а также объемы выпуска в стране необходимых для этого материально-технических средств. Было также предусмотрено экономическое стимулирование осуществления опытно-промышленных работ нефтедобывающими предприятиями.С целью концентрации усилий по решению данной проблемы был создан «Межотраслевой научно-технический комплекс «Нефтеотдача».Организационная структура комплекса обеспечивала как научное сопровождение проблемы, так и обеспечение реализации программы опытных работ.Переданные в структуру РМНТК сервисные компании («Термнефть», «Союзнефтепромхим», «Союзнефтеотдача», «Татнефтебитум») выполняли на опытных промыслах нефтедобывающих предприятий специальные комплексы работ, которые ранее не входили в практику деятельности предприятий (закачка химических агентов, генерирование и закачка теплоносителей и воздуха, закачка углеводородного газа, монтаж специального оборудования).За сравнительно короткий период дополнительная добыча нефти за счет «третичных» методов возросла до 11 млн т/год.Научное сопровождение проблемы осуществлялось через «ВНИИнефть» с обеспечением соответствующего финансирования.С переходом нефтяной промышленности на новую систему хозяйствования перестали действовать механизмы стимулирования проблемы увеличения нефтеотдачи, существенно уменьшилась активность научных исследований, объемы применения методов стали снижаться.Сейчас добыча за счет «третичных» методов лишь незначительно превышает 1,5 млн т/год. В последние годы на месторождениях страны были начаты и развиты несколько проектов по применению тепловых и газовых методов воздействия.Вместе с тем, на наш взгляд, есть ряд проблем скорее прикладного порядка, исследование которых не может откладываться, если ставить цель увеличения объема освоения трудноизвлекаемых запасов в ближайшие годы.Среди этих проблем:
  • регулирование продвижения оторочек растворов химреагентов по пласту;
  • снижение адсорбции химических реагентов на пористой среде;
  • создание адресных композиций химреагентов для конкретных условий пласта;
  • внутрипластовое снижение вязкости нефти химреагентами;
  • моделирование процессов фильтрации различных агентов нефтеизвлечения;
  • регулирование процесса внутрипластового окисления нефти;
  • определение влияния свойств пористой среды и закачиваемых в пласт агентов на кинетику окисления при закачке воздуха высокого давления;
  • определение влияния температуры на капиллярные свойства пористой среды;
  • определение влияния температуры на кривые фазовых проницаемостей для различных пористых сред;
  • оптимизация объемов газовых агентов при сочетании закачки газа и воды;
  • использование пенных систем и других реагентов для регулирования физико-химических, тепловых и газовых методов;
  • оценка эффективности закачки слабоминерализированной воды в пласты, изменение смачиваемости пористой среды;
  • оценка эффективности методов увеличения нефтеотдачи по промысловым данным и многие другие.
Объемам и уровню работ по применению методов увеличения нефтеотдачи и освоения трудноизвлекаемых запасов соответствует, к сожалению, и их текущее научное обеспечение.Хотя отсутствие федеральных и отраслевых программ по данной проблеме не позволяет конкретно представить объемы исследований по отдельным методам, но косвенные показатели (особенно в сопоставлении с зарубежными компаниями) достаточно красноречивы.Так по имеющимся данным, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в зарубежных нефтегазовых компаниях в 6 – 10 раз больше, чем в крупных российских компаниях.

Рис. 2. Объемы финансирования НИОКР на одного исследователя, тыс. долл.[4]

По данным Г.И. Шмаля, компания «Шелл» затратила на НИОКР в 2007 г. 1,2 млрд долл., в 2008 г. – 1,3 млрд долл., в 2009 г. – 1 млрд долл. Затраты же всех нефтяных компаний России вместе с Газпромом на НИОКР составляли в том же году 250 млн долл [3]. Рассматривая более широко проблему научного обеспечения создания новых технологий, отметим необходимость участия в ее финансировании как государства так и бизнеса. В связи с этим приведем данные, предоставленные в [4]. Можно видеть (рис. 2), что в России финансирование НИОКР значительно меньше, чем в других странах – как со стороны государства, так, и особенно, со стороны бизнеса.Интересны данные по патентованию в нефтегазовом секторе [5], которые еще раз подчеркивают зависимость этого показателя от объемов финансирования НИОКР: количество зарегистрированных патентов в российских компаниях в десятки раз меньше, чем в зарубежных (рис. 3).

Рис. 3. Количес

burneft.ru

О проведении международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" и X международной выставки "Нефть, газ. Нефтехимия-2003" (утратило силу), Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 августа 2002 года №489

О проведении международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" и X международной выставки "Нефть, газ. Нефтехимия-2003" (утратило силу)

В целях активизации международного сотрудничества и промышленной кооперации, обобщения международного опыта в области технологии по повышению нефтеотдачи пластов и освоения трудноизвлекаемых запасов нефти, в преддверии празднования 1000-летия г.Казани и в связи с 60-летием освоения нефтеносных недр Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Принять предложение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, ОАО "НИИнефтепромхим", ОАО "Татнефть", ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", администрации г.Казани и ОАО "Казанская ярмарка" о проведении в сентябре 2003 г. в г.Казани международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" и X международной выставки "Нефть, газ. Нефтехимия-2003".2. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан: совместно с ОАО "НИИнефтепромхим" организовать работу по подготовке и проведению международного симпозиума;совместно с ОАО "Казанская ярмарка" организовать работу по подготовке и проведению указанной выставки.3. Утвердить прилагаемый состав организационного комитета международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти".4. Организационному комитету разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан до 1 октября 2002 года смету расходов с учетом собственных средств предприятий, график подготовки и проведения указанных мероприятий.5. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании республиканского бюджета Республики Татарстан на 2003 год предусмотреть средства на организацию и проведение указанных мероприятий.6. Министерствам, ведомствам, администрациям городов и районов, предприятиям и организациям Республики Татарстан оказывать содействие оргкомитету в подготовке и проведении указанных мероприятий.7. Предложить новым независимым нефтяным компаниям Республики Татарстан открыть финансирование части мероприятий международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" за счет собственных ресурсов.8. Министерству внутренних дел Республики Татарстан обеспечить безопасность проведения мероприятий международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" и X международной выставки "Нефть, газ. Нефтехимия-2003".9. Министерству связи Республики Татарстан, Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Татарстан" обеспечить освещение в средствах массовой информации проведения симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" и X международной выставки "Нефть, газ. Нефтехимия-2003".10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Премьер-министрРеспублики Татарстан                                      Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата КабинетаМинистров Республики Татарстан                              И.Б.Фаттахов

Состав организационного комитета международного симпозиума "Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти" (утвержден постановлением КМ РТ от 19 августа 2002 г. N 489)

Минниханов Рустам Нургалиевич - Премьер-министр Республики Татарстан - председатель оргкомитетаПахомов Алексей Михайлович - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр экономики и промышленности Республики Татарстан - заместитель председателя оргкомитетаМуслимов Ренат Халиуллович - Государственный советник при Президенте Республики Татарстан по вопросам недропользования, нефти и газа - заместитель председателя оргкомитетаПетров Борис Германович - министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - заместитель председателя оргкомитетаШелепов Валентин Васильевич - заместитель Министра энергетики Российской Федерации - заместитель председателя оргкомитета

                           

Члены оргкомитета:

Агеев Шамиль Рахимович - председатель Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан (по согласованию)Акчурин Тимур Маратович - советник Премьер-министра Республики ТатарстанАлемасов Вячеслав Евгеньевич - директор отдела энергетики Казанского научного центра Российской академии наук (по согласованию)Алтунина Любовь Константиновна - директор Института химии и нефти Сибирского отделения Российской академии наук (по согласованию)Алфеева Юлия Владимировна - директор по внешнеэкономическим связям ОАО "Казанская ярмарка" (по согласованию)Балрам Мэйтин Dr.Balram Maitin - RWE-DEA AG, сопредседатель, Германия (по согласованию)Басниев Каплан Сафербиевич - председатель отделения нефти и газа Российской академии естественных наук, академик Российской академии естественных наук (по согласованию)Брижит Вайнхард Dr Brigitte Weinhardt - Leoben Montauniversitat, Австрия (по согласованию)Виллем Шультэ Mr Willem Schulte - Shell International Expl. & Prod. B.V., Нидерланды (по согласованию)Газеев Наиль Хамитович - советник Премьер-министра Республики ТатарстанГибадуков Мингазир Мингаевич - начальник отдела сырьевого обеспечения ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" (по согласованию)Грайфер Валерий Исаакович - генеральный директор ОАО "РИТЕК" председатель директоров ОАО "ЛУКойл" (по согласованию)Даниель Морель Mrs Danielle Morel - TotalFinaElf, Франция (по согласованию)Димитру Греку Dr Dumitru Grecu - Petrom R.A., Румыния (по согласованию)Дияшев Расим Нагимович - заместитель директора "ТатНИПИнефть", академик Российской академии естественных наук (по согласованию)Дмитриевский Анатолий Николаевич - директор Института переработки нефти и газа Российской академии наук (по согласованию)Дьяконов Герман Сергеевич - проректор по науке КГТУ (по согласованию)Дьяконов Сергей Германович - Государственный советник при Президенте Республики Татарстан по вопросам образования и науки ректор Казанского государственного технологического университета (по согласованию)Ибатуллин Равиль Рустамович - директор "ТатНИПИнефть" (по согласованию)Ильина Татьяна Владимировна - инженер ОАО "НИИнефтепромхим" (по согласованию)Исхаков Камиль Шамильевич - глава администрации г.Казани (по согласованию)Иштван Лакатош Dr Istvan Lakatos - Miskolc University, Венгрия (по согласованию)Карлос Граттони Dr Carlos Grattoni - Imperial College, Великобритания (по согласованию)Коновалов Александр Иванович - председатель президиума Казанского научного центра Российской академии наук (по согласованию)Кравцов Яков Исаакович - заместитель директора отдела энергетики Казанского научного центра Академии наук Татарстана (по согласованию)Крупин Станислав Васильевич - профессор Казанского государственного технологического университета, член Российской академии естественных наук (по согласованию)Кукушкина Ирина Александровна - ученый секретарь ОАО "НИИнефтепромхим" (по согласованию)Лапшина Татьяна Сергеевна - начальник отдела рекламы ОАО "НИИнефтепромхим" (по согласованию)Лебедев Николай Алексеевич - генеральный директор ОАО "НИИнефтепромхим", сопредседатель, РоссияМаксютова Юлия Раисовна - инженер ОАО "НИИнефтепромхим" (по согласованию)Муратов Равиль Фатыхович - первый заместитель Премьер-министра Республики ТатарстанМутыгуллин Равиль Хайдарович - заместитель руководителя Департамента геологии и использования недр Министерства экологии и природных ресурсов Республики ТатарстанНазипов Анвар Камилович - заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики ТатарстанНугманов Олег Кагарманович - начальник технического отдела ОАО "НИИнефтепромхим", кандидат химических наук, старший научный сотрудник - ответственный секретарь оргкомитета (по согласованию)Оле Кракстад Mr Ole Krakstad - Statoil, Норвегия (по согласованию)Плотникова Ирина Николаевна - начальник отдела геологоразведочных и научно-методических работ на нефть, газ и природные битумы Департамента геологии и использования недр Министерства экологии и природных ресурсов Республики ТатарстанПьер Лионель Форбэ Mr Pierre Lionel Forbes - Institut Francias Du Petrole, Франция (по согласованию)Романов Геннадий Васильевич - член-корреспондент Академии наук Татарстана, Института органической физики и химии Казанского научного центра Российской Академии наук (по согласованию)Сабиров Ринат Касимович - начальник отдела маркетинга ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" (по согласованию)Садыков Расул Ханифович - генеральный директор ОАО "Казанская ярмарка" (по согласованию)Салихов Хафив Миргазямович - министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики ТатарстанСитникова Галина Владимировна - директор выставочных и ярмарочных программ ОАО "Казанская ярмарка" (по согласованию)Тахаутдинов Шафагат Фахразович - генеральный директор ОАО "Татнефть" (по согласованию)Туктаров Фарид Хайдарович - заместитель министра экономики и промышленности Республики ТатарстанФаттахов Ильдар Бареевич - Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики ТатарстанХавкин Александр Яковлевич - профессор Российского государственного университета нефти и газа им.И.М.Губкина (по согласованию)Хасанов Мансур Хасанович - президент Академии наук Республики Татарстан (по согласованию)Хисамов Раис Салихович - заместитель генерального директора главный геолог ОАО "Татнефть" (по согласованию)Шарипова Венера Шариповна - начальник отдела внешних связей президиума Академии наук Республики Татарстан, (по согласованию)Эмилио Козэн Mr Emilio Causin - ENI SpA-AGIP Div, Италия (по согласованию)Яковлев Сергей Анатольевич - начальник управления "Нефтехимсервис" ОАО "Татнефть" (по согласованию)Якушев Ильгизар Алялетдинович - заместитель генерального директора ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" (по согласованию)Яруллин Рафинат Саматович - генеральный директор ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" (по согласованию)

docs.cntd.ru

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НЕРЕНТАБЕЛЬНЫХ, НИЗКОРЕНТАБЕЛЬНЫХ И МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ И ГАЗА С ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫМИ ЗАПАСАМИ, Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 сентября 1999 года №212

(Утратил силу:постановление Правительства Республики Дагестан от 14.05.2007 N 124, НГР:ru05000200700092)

Значительное количество нефтегазовых месторождений в Республике Дагестан разрабатываются с 1936 года и находятся на завершающей стадии разработки, в некоторых случаях они характеризуются обводненностью продукции, незначительными отборами, трудноизвлекаемыми запасами, и добыча нефти и газа становится нерентабельной. В целях стимулирования увеличения добычи нефти и газа на территории Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Освободить от платежей за пользование недрами нефтегазодобывающие предприятия в части, подлежащей уплате в республиканский бюджет РД, при разработке нерентабельных, низкорентабельных и месторождений нефти и газа с трудноизвлекаемыми запасами.

2. Министерству экономики РД, Министерству промышленности и торговли РД и Комитету по геологии и использованию недр по РД МПР РФ совместно с нефтегазодобывающими предприятиями определить перечень нерентабельных, низкорентабельных и месторождений нефти и газа с трудноизвлекаемыми запасами.

3. Обязать нефтегазодобывающие предприятия Республики Дагестан вести отдельный учет средств, получаемых от освобождения от платежей за пользование недрами, и направлять их на освоение новых месторождений нефти и газа и повышение нефтеотдачи разрабатываемых залежей по ежегодным программам, согласованным с органами, выдающими лицензии.

4. Рекомендовать администрациям городов и районов принять аналогичные решения по освобождению от платежей за пользование недрами нефтегазодобывающих предприятий в части, подлежащей уплате в местный бюджет, при разработке нерентабельных, низкорентабельных и месторождений нефти и газа с трудноизвлекаемыми запасами.

Председатель Правительства Республики Дагестан X. ШИХСАИДОВ

docs.cntd.ru

АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА 2008-2012

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги! Напомню, что 12 апреля этого года мы обсуждали с вами и приняли целый ряд решений – стратегических, можно сказать, решений, – связанных с освоением шельфа. Говорили о разработке сложнейших месторождений углеводородов в Арктике и в других регионах России. По сути, на основе системного подхода мы приступили к формированию стимулов для инвестиционных проектов, чтобы обеспечить прирост добычи нефти, газа на долгосрочную перспективу. Наша задача здесь – создать гибкий набор инструментов, в том числе фискальных, которые сделают инвестиционно привлекательной всю основную линейку проектов по добыче углеводородов. Тем самым в стратегическом плане мы сможем повысить энергетическую безопасность России, играть ещё большую роль на мировых энергетических рынках.

Конечно, серьёзный резерв – это повышение отдачи от месторождений и рачительное использование сырьевой базы, активное использование и включение в оборот, более активное использование и включение в оборот так называемой трудноизвлекаемой нефти. Такие проекты требуют (вы знаете это лучше, чем кто-либо другой) и серьёзных капиталовложений, и самых передовых технологий. И нам нужно создать для инвесторов привлекательные условия, чтобы выход на новые площадки, разработка технологически сложных месторождений были выгодными и интересными для компаний, гарантировали бы и возврат инвестиций, и экономически обоснованный уровень рентабельности.

В России на таких месторождениях пока добывается всего лишь 4% от общего объёма нефти – не более 20 млн т в год при общей добыче в прошлом году, как вы знаете, 511,4. При этом, по оценкам экспертов, потенциальные запасы трудноизвлекаемой нефти в России составляют от 25 млрд т до 50 млрд т. И мы должны дать ясный сигнал и нашим компаниям (практически все ведущие компании здесь представлены), чёткий сигнал мировым компаниям о том, что работать по этим площадкам будет интересно, выгодно и прибыльно.

В среднесрочной перспективе, начиная с 2020 года, это может дать нам дополнительно порядка 40–100 млн т нефти ежегодно в зависимости от эффективности работы компаний. Поэтому по аналогии с проектами на шельфе предполагается ввести категории месторождений трудноизвлекаемой нефти в зависимости от характеристик месторождений нефти, прежде всего по показателям проницаемости породы и вязкости и установить льготы по НДПИ для таких месторождений.

Для наиболее сложных проектов (сейчас перехожу к конкретным цифрам) НДПИ будет составлять от 0% до 10% от стандартной ставки, для средней категории – от 10% до 30% и для более лёгкой – от 30% до 50%. Причём предлагается закрепить такой режим на длительную перспективу, тем самым создав стабильные, предсказуемые, долгосрочные правила для бизнеса. Льгота будет предоставляться на 10, 7 и 5 лет соответственно, подчеркну: с начала промышленной добычи нефти.

Распоряжение Правительства, устанавливающее такой порядок, будет подписано сразу же после нашей с вами встречи. Прошу до 1 октября текущего года подготовить все необходимые документы и акты, которые урегулируют процедуры предоставления льгот по трудноизвлекаемым запасам нефти. Кроме того, хотел бы объявить ещё об одном решении. Сегодня будет также подписано постановление Правительства, которое утвердит Положение об установлении границ участков недр. Этот документ направлен на снятие излишних административных барьеров при корректировке границ участков как по площади, так и по глубине. Тем самым компании смогут активнее включать в промышленный оборот новые горизонты нефтедобычи, проводить дополнительную доразведку месторождений.

Что хотел бы сказать в заключение? Мы сейчас создаём все необходимые условия для работы наших компаний, для освоения новых нефтегазовых провинций, повышения эффективности отрасли. Это и меры фискального стимулирования, и последовательное развитие транспортной инфраструктуры, включая сеть нефтепроводов, - все это, безусловно, создаст новые условия и новые горизонты для самой отрасли. И рассчитываю, что бизнес так же будет чётко выполнять взятые на себя обязательства. Это касается инвестиционных проектов, внедрения новых технологий, модернизации всей производственной цепочки. Мы с вами об этом неоднократно говорили, в том числе и, по-моему, в Киришах последний раз. Это всё, что я хотел бы сказать вначале. Давайте обсудим предлагаемые меры.

archive.premier.gov.ru

Законопроектная деятельность - Правительство России

Распоряжения от 25 ноября 2017 года №2613-р, №2614-р. Предлагается дополнить Налоговый кодекс главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», учитывающей ряд особенностей расчёта, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций. Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. Уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы. Предусматривается также, что порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой НДД, будет устанавливаться Правительством России.

Документы

  • Распоряжение от 25 ноября 2017 года №2613-р

  • Распоряжение от 25 ноября 2017 года №2614-р

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» (далее – законопроект 1)  и «О внесении изменений в статьи 31 и 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее – законопроект 2) подготовлены Минфином России в соответствии с решениями по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики 14 июня 2017 года.

В настоящее время применяется дифференцированный подход к установлению ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) на нефть в зависимости от географических и природно-климатических условий, сложности разработки месторождений, физико-химических свойств нефти (арктические условия, шельфовые проекты, новые и выработанные месторождения, высоковязкие нефти, трудноизвлекаемые запасы и другие).

Введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) обусловлено необходимостью вовлечения в коммерческую разработку запасов нефти, которые в настоящее время в условиях действующей налоговой системы являются нерентабельными. НДД позволит обеспечить прирост налоговых поступлений как от увеличения общего объёма добычи нефти, так и за счёт более справедливого налогообложения сверхэффективных проектов. НДД является более гибким и универсальным механизмом изъятия экономической ренты на месторождениях, чем действующая налоговая система, так как учитывает и внешние макроэкономические изменения, и индивидуальные особенности месторождений.

НДД учитывает экономику разработки месторождений за весь инвестиционный период, при этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого месторождения в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения.

В целях введения НДД законопроектом 1 предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса главой 254 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», учитывающей ряд особенностей расчёта, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.

Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы.

Предусматривается, что НДД будет распространяться на группы участков недр, расположенные полностью или частично в границах:

- Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр составляет менее 0,05, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года;

- территории Российской Федерации и указанные в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в редакции по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении которых организацией – пользователем такого участка недр в срок до 1 января 2019 года подано в налоговый орган уведомление в произвольной форме о применении на них налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

- Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, равной или превышающей значение 0,2 либо равной или превышающей значение 0,1, но не превышающей значения 0,8, если по состоянию на 1 января 2017 года участок недр находится в разработке не менее шести лет, что подтверждается данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2011 года, в соответствии с которыми степень выработанности запасов нефти такого участка недр превышает значение 0,01. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр не должна превышать 15 млн т;

- Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого по состоянию на 1 января 2017 года, равной или менее 0,05, начальными извлекаемыми запасами нефти, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого на указанную дату, менее 10 млн т.

Для каждой группы участков недр, на которые будет распространяться налог, определён порядок расчёта ставки НДД.

НДД предусматривает ведение раздельного учёта доходов и расходов, определение налоговой базы по каждому участку недр, а также определение минимального налога с целью недопущения бесконтрольного наращивания затрат налогоплательщиком.

Налоговым периодом по НДД признаётся календарный год с учётом уплаты квартальных авансовых платежей, распределяющих поступления в бюджетную систему Российской Федерации по этому налогу в течение года.

Таким образом, до окупаемости проекта разработки участка недр углеводородного сырья налоговая нагрузка будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволит повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заёмных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр.

Законопроект 2 устанавливает фискальные условия добычи углеводородного сырья с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья.

Предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» в части уточнения применения предельной ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть после 1 января 2017 года.

Предусматривается также, что порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья в соответствии с новой главой 254 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», будет устанавливаться Правительством России.

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 23 ноября 2017 года.

government.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта