Eng Ru
Отправить письмо

Когда появилось электричество: история возникновения. В каком году появилось электричество в россии


Как начиналась электрификация России

электричество

Большинству взрослого населения России и других стран бывшего СССР, на сегодняшний день еще к счастью известно, что широкомасштабная электрификация страны связана с реализацией плана Государственной Электрификации России (ГоЭлРо) принятому в 1920 году.

Справедливости ради, следует отметить, что разработка этого плана относится еще ко времени накануне Первой Мировой Войны, которая,собственно, и помешала тогда его принятию. В данной статье речь пойдет о предшествовавшем ему периоде, когда электричество только входило в быт населения крупных городов, и было вызывавшей восторг диковиной, символом всесильного Прогресса.

Думается, многие читатели удивятся, но еще и сегодня в старых домах Замоскворечья можно встретить действующую электропроводку, проложенную еще на рубеже 80-90х годов 19 века во время первой электрификации Москвы. Однако мероприятия связанные с этой акцией тоже не были первой вехой на пути победного шествия по территории тогда еще Российской Империи новой движущей силы.С определением времени начала существования какого-либо явления всегда возникают трудности и разночтения, однако, мы обозначим за точку начала в России эры электричества 1879 год.

Итак, именно в этом году в Петербурге был освещен электрическим светом Литейный мост, став первым в мире мостом, освещенным при помощи электричества.С этим событием связана курьезная история о том, как Городская управа Петербурга продала монополию на освещение улиц частным компаниям, освещавшим их при помощи масляных и газовых фонарей. Литейный же мост, как построенный после заключения этого договора не подпадал под действие соглашения, вследствие этого, электрификация Российской столицы и империи в целом началась именно с моста.1. Литейный мост.Начало строительства: 30 августа 1875 года. Открытие: 30 сентября 1879 года.

электричество

2. Вид на Литейный мост с набережной Кутузова, июнь 2007 г.

электричество

Годом ранее, в 1878 году инженер Бородин осуществил электрификацию токарного цеха Киевских железнодорожных мастерских, в ходе которой цех был освещен четырьмя электрическими дуговыми фонарями. Об этом факте нам известно, но он не выбран в качестве исходной даты в силу своего узковедомственного значения и недоступности лицезрения сего чуда широкой публикой.

Следующей вехой на пути внедрения новинки в повседневный быт стало 30 января 1880 года, когда был основан электротехнический отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России. В том же году начались работы по освещению улиц Москвы и Петербурга, однако их объем можно считать крайне незначительным – пара сотен ламп на две столицы. Так же в этом же году в Киеве посредством ламп Яблочкова освещены мастерские Днепровского пароходства.

На этом этапе электрификации все потребители электроэнергии (каковыми являлись исключительно осветительные приборы) использовали постоянный ток, и существовали определенные проблемы с передачей электроэнергии на значительные расстояния. Вследствие этого источник электроэнергии располагался в непосредственной близости от потребителя. Так, например, в случае с Киевскими железнодорожными мастерскими каждый из четырех фонарей имел свою электромагнитную машину Грамма.

Спустя ровно два года после коронации в Петербурге императора Александра III, торжества по аналогичному поводу в Москве 15 мая 1883 годабыли ознаменованы грандиозной иллюминацией Кремля. Для осуществления этого проекта на Софийской набережной была построена специальная электростанция.

3. «Иллюминация Кремля», 1883г., художник Боголюбов Алексей Петрович

электричество

В том же году, но уже в столице Империи фирма «Сименс и Гальске» освещает центральную улицу города, а чуть позже электрифицируется Зимний Дворец.По некоторым данным именно для осуществления этих мероприятий строится едва ли не первая, более-менее крупная электростанция в России, мощностью 35 КВт. Помимо прочего эта электростанция примечательна тем, что располагалась она на барже пришвартованной к набережной Мойки недалеко от Полицейского моста.4. Зимний Дворец , 1752 года

электричество

5. Зимний дворец со стороны Дворцового проезда, 2012 года

электричество

Далее упоминаний о каких-либо крупных событиях связанных с электричеством не встречается в течение ряда лет, пока в 1886 году не становится известно об освещении электричеством парка «Шато-де-Флер» в Киеве (ныне стадион Динамо).

31 июля 1887 года Общество Электрического Освещения, основанное Карлом Федоровичем Сименсом (к тому времени принявшим Российское подданство и ставшим купцом первой гильдии), принимает решение о начале работ направленных на практическую электрификацию Москвы. Реализация этих амбициозных планов началась с устройства электрического освещения Постниковского пассажа на Тверской, ныне Театр им. Ермоловой.

Вообще, «Общество Электрического Освещения 1886 года», чей устав был утвержден 4 июля 1886 года высочайшим Указом императора Александра III, сыграло огромную роль в начальной электрификации России. После революции 1917 года национализированные мощности этого предприятия были объединены в единую энергосистему, на базе которой сейчас работает в частности АО МОСЭНЕРГО в Москве.

3 февраля 1888 года в Москве заключается договор аренды земли под строительство первой центральной городской электростанции.Электростанция, получившая название Георгиевской (располагалась на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка) вырабатывала постоянный ток и снабжала электроэнергией потребителей (среди которых появляются и частные домовладельцы) в радиусе полутора верст. Все кабели прокладывались в кирпичных каналах.6. Георгиевская электростанция, Москва, 1902 г.

электричество

В это время, помимо Центральной, в Москве функционирует ряд более мелких электростанций – Городская, освещавшая Каменный мост и площадь храма Христа Спасителя, Университетская, Императорских театров, Дворцовая (освещала Кремль), при вокзалах – Ярославском и Брестском. Примерно так же обстояли дела и в двух других крупнейших городах империи – Петербурге и Киеве. Использование постоянного тока ограничивало длину питающих кабелей, что вынуждало использовать небольшие локальные электростанции.7. Машинный зал. Раушская набережная электростанция, Москва, 1911 г.

электричество

3 июля 1892 года в Киеве запущен первый в России электрический трамвай, линия имела протяженность полтора километра. Мощность питающей электростанции составляла 30 КВт.8. Первый электрический трамвай в Российской Империи, 1892 г.

электричество

1895 год ознаменовался вводом в строй первой в России гидроэлектростанции на реке Большая Охта в Петербурге, причем довольно большой по тем временам мощности – 300 КВт. В том же году, Управление Владикавказской железной дороги построило и ввело в эксплуатацию ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок, между Кисловодском и Ессентуками, дававшую электроэнергию для освещения курортов.9. ГЭС “Белый уголь” (Пятигорская ГЭС)

электричество

Электрификация России в тот период не носила планового централизованного характера, поэтому приводимые вехи не являются полным перечнем всех мероприятий по электрификации страны. В домах богатых домовладельцев устанавливались собственные источники электроэнергии, иногда довольно мощные, то же наблюдалась в сельском хозяйстве и усадебном землевладении, однако такие события редко попадали на страницы газет, и соответственно нам о них мало известно.

Важным событием в период начала электрификации страны явилось строительство и ввод в эксплуатацию электростанции на Раушской набережной, первой действительно крупной электростанции в России, да к тому же вырабатывающей переменный трехфазный ток. Это давало возможность передавать мощности на большие расстояния, используя более высокое напряжение.28 апреля 1897 года начался монтаж электрооборудования, а в ноябре того же года электростанция была пущена. Тогда мощность этой паротурбинной электростанции составляла 1470 КВт (уже в ходе Первой Мировой Войны, в 1915 году, была пущена вторая очередь этой электростанции мощностью в 21 МВт).

Самая старая сохранившаяся до сего дня в Москве осветительная бытовая электропроводка запитывалась, видимо, именно от этой электростанции. Потребители получали переменный ток частотой 50 Гц. Напряжение бытовой электросети составляло 127 В.

Со временем, сложилась ситуация, когда электрические трамваи, появившиеся к началу 20 века и в Москве, стали потреблять большую часть электроэнергии, вырабатываемой Раушской электростанцией. Для ее разгрузки в 1907 году у Малого-Каменного моста построена электростанция, предназначенная для энергопитания трамвайной сети. Ее мощность на момент пуска составляла 6000 КВт.10. Первая электростанция в Курске. Фотография 1901 г.

электричество

Некоторые даты в какой-то степени характеризующие распространение по территории страны нового источника энергии:

1901 год – запущены первые электростанции в Курске и Ярославле.1908 год - вступила в строй первая электростанция Читы.1912 год – пуск электростанции во Владивостоке.1912-14 гг. – строительство и запуск крупнейшей в мире торфяной теплоэлектростанции «Электропередача» вблизи города Богородска (ныне Ногинск).1915 год – дата, с которой ведет отсчет своей истории Московский Электроламповый Завод.И так далее…

Итогом предвоенного развития электроэнергетики России стал выход на суммарную установленную мощность источников электроэнергии в 1100 МВт и выработку 1 900 000 Мвт/ч в год (данные 1913 года). Что касается гидроэлектростанций, то к 1917 году в России они имели суммарную мощность порядка 19 МВт, и самой мощной ГЭС империи являлась Гиндукушская – 1,35 МВт.

11. Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб (Туркмения).

электричество

Её строительство завершилось в 1909 г.( фотография 1911 года, автор Прокудин-Горский )

ribalych.ru

это... История электрификации. Лампочка Ильича

Электрификация – это важная составляющая жизни каждого современного человека. Трудно себе представить, что мы не можем включить телевизор, компьютер, даже простую лампочку. А ведь благом, зовущимся "электричеством", человечество пользуется чуть более сотни лет. До этого главным осветительным прибором в домах более-менее зажиточных граждан были свечи, а в домах бедноты хлипкие лучины. Все переменилось за очень короткий с позиций истории срок. Теперь электричество не только освещает дома и улицы, оно заставляет работать машины и приборы, тем самым облегчая людям жизнь.

Общие сведения

Электрификация – это повсеместное внедрение электрической энергии в различные отрасли народного хозяйства. При этом формируются энергосистемы, состоящие из электростанций, вырабатывающих электроэнергию централизованно, и линий электропередач.

Такая структура позволяет правильно и максимально эффективно использовать на благо человека энергетические ресурсы, созданные самой природой, а также автоматизировать и механизировать производство, тем самым наращивая производительность труда.

Начало эры электричества в России

Серьезные исследования в этой области велись сразу в нескольких странах. Появление освещения вызвало большой резонанс не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Считается, что первые электрификация в России была осуществлена в 1879 году, когда в Петербурге засиял огнями Литейный мост.

Для внедрения и распространение новинки в конце января 1880 года был сформирован электротехнический отдел, вошедший в состав Русского технического общества. Целью его создания являлось курирование проблем, связанных с электрификацией Российской империи. В этом же году были проведены работы, результатом которых стало освещение нескольких улиц в Петербурге и Москве. Однако их объем оказался весьма незначительным – всего установили около двухсот фонарей. Чуть позже в Киеве лампами Яблочкова осветили мастерские, принадлежавшие Днепровскому пароходству.

Изначально на первых этапах электрификации для работы осветительных приборов использовался исключительно постоянный ток, который создавал определенные проблемы, связанные с передачей электроэнергии на большие расстояния. В связи с этим ее источник должен был располагаться довольно близко к потребителю. Например, если взять случай с Киевскими ж/д мастерскими, то каждый из немногочисленных фонарей должен был работать только от собственной электромагнитной машины Грамма.

В мае 1883 года была осуществлена грандиозная по тем временам иллюминация Московского кремля, осуществленная по случаю торжеств, посвященных второй годовщине со дня коронации Александра III в Санкт-Петербурге. Чтобы осуществить данный проект, пришлось построить специальную электростанцию прямо на Софийской набережной.

В этом же году в столице Российской империи сделали освещение центральной улицы города и осуществили электрификацию Зимнего Дворца. Работа была выполнена фирмой «Сименс и Гальске», которая для этих целей построила первую крупную электростанцию в стране, мощность которой составляла 35 кВт. Стоит отметить, что она была довольно необычной, поскольку располагалась на барже, пришвартованной неподалеку от Полицейского моста.

В 1895 году ввели в строй первые электростанции в стране. Одна из них была построена в Санкт-Петербурге на р. Большая Охта. Ее мощность по тем временам была довольно внушительной – 300 кВт. Тогда же заработала и построенная Управлением Владикавказской ж/д новая ГЭС под названием «Белый уголь» на р. Подкумок. Она располагалась между Ессентуками и Кисловодском, и давала электроэнергию, освещавшую эти курорты.

Электрификация это

Электрификация Москвы

Не секрет, что внедрение какого-либо нововведения почти всегда сопровождается трудностями. Впервые электрические лампы зажглись в Москве в 1883 году. Их было всего 32 штуки, и они осветили Кремль, Большой Каменный мост и террасу, находившуюся рядом с храмом Христа Спасителя. Источником их питания являлась небольшая станция, расположившаяся на Винно-соляном дворе, что на Болотной набережной. Однако из-за ее небольшой мощности в последующие годы электрическое освещение осталось практически на том же уровне, потому что в 1891 году в городе горело не более 50 дуговых фонарей.

С 1910 года начинается постепенное развитие электрификации. Новые лампы были установлены на площадях и бульварах, в переулках и на улицах. Кроме того, освещались и участки трамвайных путей. Уже спустя три года в городе горели около 450 дуговых фонарей и более 1250 ламп накаливания. До 1917 года электрификация Москвы развивалась бурными темпами, но Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война внесли свои коррективы: большинство фонарей были попросту уничтожены. Только к концу 30-х годов прошлого столетия, когда началась усиленная индустриализация СССР, на улицах города их насчитывалось уже более 35 тысяч.

Электрификация в домах москвичей

Стоит ли говорить о том, что появление электричества в быту произвело небывалый фурор. Электрификация – это наступление новой эпохи, когда жители города стали в прямом смысле атаковать московского оберполицмейстера своими прошениями о разрешении провести электричество в их дома.

В 1904 году известный фабрикант Зимин произвел электроснабжение собственной усадьбы, располагавшейся на Большой Алексеевской улице. По вечерам ее освещали около 70 электрических ламп накаливания, каждая мощностью 3,5 Вт.

К 1913 году освещение было проведено и в целый ряд муниципальных учреждений, в число которых входили больницы, Бутырская амбулатория, пятиэтажное здание ночлежного дома им. Ермакова, городская хлебопекарня и т. д.

Показатели в дореволюционной России

Из истории электрификации известно, что в 1913 году по производству электроэнергии страна находилась на 4-м месте после таких чрезвычайно развитых государств, как Великобритания, Соединенные Штаты и Германия. Однако существовал и иной аспект этих довольно высоких показателей. Если взять потребление электроэнергии на душу населения, то оно было чуть ли не самым низким в сравнении со странами Америки и Европы.

Дело в том, что вырабатываемое электричество предназначалось в основном для освещения городских улиц и площадей, а также заводов, фабрик и многочисленных общественных учреждений. Что же касается домов среднестатистических горожан, а тем более электрификации сельских жилищ, то об этом не могло быть и речи. Кроме того, большинство электростанций работали на низкокалорийном топливе, поэтому производимый ими постоянный ток часто затухал в кабелях ЛЭП.

лампа Ильича

План ГОЭЛРО

В конце 1917 года Глеб Кржижановский, который в свое время окончил Петербургский технологический институт и впоследствии ставший автором проекта ТЭС «Электродача» в Подмосковье, добился приема у Ленина двух членов так называемого Общества освещения Винтера и Радченко. Специалисты поведали вождю об уже существующих планах электрификации России, а также о том, что они почти полностью совпадают с большевистскими идеями по централизации народного хозяйства. Но вскоре грянула Гражданская война и об этом на время забыли.

Однако эта встреча запомнилась Ленину и спустя несколько лет, а именно 21 февраля 1920 года, он подписал особое распоряжение, которое касалось создания государственной комиссии по электрификации страны (ГОЭЛРО). Ее главой стал Глеб Кржижановский, который тут же привлек к работе около двух сотен человек, в число которых входили как инженеры-практики, так и ученые из академии наук. Интересно, что в состав той комиссии по электрификации советской России входил и достаточно известный философ, электротехник и священник Павел Флоренский, являвшийся на заседания в рясе.

Внедрение

План ГОЭЛРО рассчитывали осуществить за 10-15 лет. Он предусматривал строительство десяти гидроэлектростанций (ГЭС) и двадцати тепловых электростанций (ТЭС). Общая мощность всех должна была составить 1,75 млн кВт. В их числе намечали построить такие тепловые электростанции, как Горьковская, Челябинская, Штеровская, Шатурская и Каширская, а также гидроэлектростанции - Волховскую, Днепровскую, Нижегородскую и др. Тогда же возник и лозунг: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».

Советская Россия

Этот проект предусматривал не только строительство электростанций, но и проведение экономического районирования, в ходе которого была обозначена транспортно-энергетическая основа территории нового государства. План должен был охватить восемь основных районов: Южный, Северный, Западно-Сибирский, Приволжский, Центрально-промышленный, Уральский, Туркестанский и Кавказский. Кроме того, параллельно производилось и формирование транспортной системы. Велось интенсивное строительство Волго-Донского канала, магистрализация старых, а также прокладывание новых ж/д линий.

Считается, что план ГОЭЛРО стал основой для индустриализации советской России. По ключевым пунктам он был перевыполнен уже к 1931 году. Планировалось, что количество электроэнергии увеличится в 4,5 раза, однако если сравнивать с 1913 годом, то она возросла почти что в 7 раз.

Советская власть плюс электрификация всей страны

Предыстория плана ГОЭЛРО

Из учебников по истории известно, что данный проект был продуктом комиссии, созданной уже после Октябрьской революции. Однако по некоторым данным, одним из его авторов являлся профессор Вернадский. Но, к сожалению, в царской России этим проектом так никто и не заинтересовался. Если взять одно из самых известных достижений ГОЭЛРО, коим считается Днепрогэс – технологически усовершенствованная и мощная электростанция, то она была разработана Генрихом Графтио за два года до октябрьских событий, в корне изменивших страну.

Если внимательно присмотреться к программе электрификации Советского Союза, то не трудно будет заметить большое сходство с более ранними наработками, сделанными еще в дореволюционной стране. Большинство запланированных проектом ГОЭЛРО строек были разработаны учеными еще в царской России. Однако в те времена о благоустройстве жизни простых людей речи не велось, электрифицировались, в основном, дома богачей и власть имущих, кроме того, никто не проводил электрификацию планово и централизованно.

Электрификация сел

Для деревень начавшаяся электрификация – это, прежде всего, пропаганда достижений советского правительства. Наверное, многие помнят хрестоматийные фотографии, которые иллюстрировали поездку В. И. Ленина в село Кашино, состоявшуюся в середине ноября 1920 года. Напомним, что она была приурочена к торжествам, посвященным открытию местной электростанции. Ее строили на средства только что сформированного сельскохозяйственного товарищества сами жители в нерабочее время, причем, строили с большим энтузиазмом.

электрификация железных дорог

После этой поездки и появилось выражение «лампа Ильича». Изначально данное понятие ассоциировалось с электрификацией всей России, и в особенности, сельской местности. Позднее в СССР так называли бытовую лампу накаливания, обычно используемую без плафона. При этом патрон подвешивали за провод, который свободно свисал с потолка. Мощность таких лампочек или подаваемое напряжение были слишком малы, чтобы хорошо освещать пространство вокруг себя, но люди радовались и этому.

Стоит отметить, что поездка Ленина в Кашино оказала определенное влияние не только на развитие советской деревни, но и на культуру страны в целом. Вскоре об этом написали небольшой рассказ для детей, а в самом селе организовали музей, просуществовавший вплоть до 90-х годов прошлого века. А незадолго до этого выражение «лампа Ильича» стало употребляться в негативно-ироническом свете из-за того, что даже к 80-м годам некоторые населенные пункты, расположенные в сельской местности, все еще не имели электрического освещения.

Первые электростанции

Железные дороги

Впервые в СССР электровозы стали курсировать на перевальном Сурамском участке. Почему именно там? Потому что этот участок Закавказской ж/д использовали для доставки бакинской нефти прямо в грузинские порты. Дело в том, что здесь был необычайно трудный горный профиль, требовавший внедрения специальных видов паровозов, которые могли бы обеспечить быструю доставку сырья. Таким образом, возникла идея о необходимости электрификации железных дорог.

Первым отрезком, который был модифицирован в Советском Союзе, стал участок Баку-Сабунчи. Работы по монтажу высоковольтных линий, тяговых подстанций и контактной сети начались в 1928 году на Сурамском перевале. Здесь действовала система постоянного тока, номинальное напряжение которого в контактной сети составляло 3000 В. Было вынесено решение о закупке за границей первой партии электровозов для Сурамского участка. Впоследствии планировалось наладить их выпуск уже на территории СССР, что и было успешно осуществлено. Качество наших электровозов было высоким, благодаря чему они активно экспортировались.

история электрификации

Первые электровозы

Советское правительство обратилось сразу к нескольким иностранным фирмам с предложением заказа на строительство локомотивов для Сурамского участка. Положительный ответ был получен от целого ряда известных фирм. После изучения предоставленных ими материалов решили остановиться только на двух из них: итальянской Техномазио Броун Бовери и американской Дженерал Электрик (GE).

В начале лета 1932 года на Закавказскую ж/д в депо Хашури доставили два электровоза от фирмы GE: С10-01, а также С10-03. Они были оснащены тяговыми электродвигателями американского производства. Еще шесть электровозов той же фирмы, но без электродвигателей прибыли в конце года. Тем же летом закончили и все работы, связанные с электрификацией перевального участка железной дороги. Второго августа на нем была произведена обкатка первого в Советском Союзе магистрального электровоза. Пробная поездка длилась всего 1 ч 10 мин и проходила она по маршруту Хашури – Лихи и назад.

Спустя год в СССР начали поступать электровозы, произведенные итальянской фирмой. Они были оснащены несколькими новаторскими конструкторскими решениями, которые впоследствии были применены уже в советских серийных машинах. На основе электровоза класса С сделали целую группу Сурамских локомотивов, которые выпускали до 1956 года.

fb.ru

Лампочка до Ильича | Русский Обозреватель

Автор: Елена Лебедева в пт, 31/07/2009 - 10:24.

31 июля 1887 года в Москве был подписан первый контракт на электрическое освещение частного дома. С этого дня началось становление московской энергетики. Мифы о первой «лампочке Ильича» появились в советское время. Электричество пришло в Россию довольно поздно по сравнению с европейскими странами, однако к революции была создана солидная база для всеобщей электрификации страны, которую большевики назвали планом ГОЭЛРО. 

Первые электрические огни москвичи увидели на коронации  императора Александра II: в 1856 году праздничные «электрические солнца» были установлены на башнях Кремля и  на фасаде Екатерининского дворца  в Лефортово. Началом электрификации России считается освещение Литейного моста в Петербурге в 1879 году. В следующем году был создан  электротехнический отдел Русского технического общества для апробации и внедрения электричества прежде всего в городском освещении. В 1880 году Московская городская дума решила установить экспериментальные электрические фонари около храма Христа Спасителя, чтобы опробовать иллюминацию перед его освящением. Торжество собирались провести в 1881 году, приурочив к 25-летней годовщине восшествия на престол Александра Освободителя, но роковой взрыв у Екатерининского канала 1 марта 1881 года заставил отложить московский праздник. Для  «электрификации» коронации Александра III  уже пригласили немецкого  предпринимателя Карла Сименса.

Россия была давно знакома с фирмой «Сименс и Гальске». Ее основатель Вернер Сименс, старший брат Карла, занимался устройством телеграфной связи при Николае I. Карл Сименс тоже был известен Москве с 1880 года, когда он электрифицировал выставку картин Айвазовского. Коронация Александра III и приуроченное к ней освящение храма Христа Спасителя стали его триумфом — это была первая в истории Москвы городская электрическая иллюминация. На Софийской набережной построили маленькую электростанцию, от которой протянули к Кремлю провода, а колокольню Ивана Великого с Успенской звонницей увешали 3,5 тысячами лампочкек. Башни и стены Кремля были озарены «большими и малыми солнцами», а гирлянды цветных фонариков украсили аллеи Александровского сада. Храм Христа Спасителя засверкал огнями, что произвело колоссальное впечатление и на москвичей, и на власть. Иллюминация имела не только праздничный, но и рекламный характер. К тому времени стало понятно, что городская электрификация требует опытного исполнителя.

После коронации Александр III поручил Сименсу осветить Невский проспект, а чуть позже — электрифицировать Зимний дворец. Успех был столь велик, что в 1886 году Сименсу дозволили создать акционерное «Общество электрического освещения», известное как «Общество-86». Фактически это было русским отделением фирмы Сименс и Гальске. Оттого Сименс написал устав Общества как филиала немецкой фирмы с правом работы в России. Однако император пожелал, чтобы «Общество» было сугубо русским предприятием, и Сименс немедленно переработал устав в соответствии с законами Российской империи, который император утвердил в июле 1886 года. Обществу дозволялось производить электроэнергию и реализовывать ее. Итак, это была русская фирма. Сам Карл Сименс был женат на русской, принял русское подданство, получил звание купца первой гильдии, затем дворянство, и стал любимым поставщиком русского правительства.

Взоры «Общества-86» немедленно устремились на Москву — крупнейший торговый и промышленный центр России представлялся благодатной нивой для внедрения электричества. Первый московский контракт Общество подписало в июле 1887 года с владелицей Постниковского пассажа на Тверской  (ныне театр им. Ермоловой). Электростанции в Москве еще не было, и  для заказчицы  установили местную локомобильную станцию. Предприимчивая владелица убила двух зайцев — помимо удобства и красоты у нее резко подскочили продажи, так как публика валом повалила в пассаж поглядеть на новинку, а заодно и отовариться. Так началась история московской электрификации. Очень скоро стало ясно, что Москве нужна собственная электростанция, ибо от желающих обзавестись полезной новинкой не было отбою.  

Москва в электрическом деле отличалась от Петербурга. В Северной столице первые электростанции были расположены на закрепленных баржах на Мойке и Фонтанке, где было обеспечено дешевое и  доступное водоснабжение для их работы. Москва такой возможности не имела. Петербургские каналы заменяла сеть московских радиальных улиц и переулков. Однако это не только затрудняло обеспечение электростанции водой и топливом, но и  повышало стоимость земельного участка. Из всех потенциальных мест оказался удобен Георгиевский переулок, находившийся в самом центре. Его расположение обеспечивало свободную прокладку кабелей на довольно большое по тем меркам расстояние. В феврале 1888 года «Общество-86» приступило к работам. По легенде, для здания первой городской электростанции Москвы были перестроены старые кельи Георгиевского монастыря, оставившего имя переулку. На самом деле было построено самостоятельное здание, стилизованное под XVII век под влиянием исторической атмосферы Георгиевского переулка, где еще сохранялись древние церкви, боярские палаты Троекуровых и Голицыных. Архитектором стал  Владимир Дмитриевич Шер, «мастер одного творения», ибо он умер вскоре после постройки электростанции. Ныне это здание известно как Малый Манеж.

В декабре 1888 года Георгиевская электростанция  дала первый ток. За счет своего расположения станция обслуживала частных абонентов. Плюс освещение центра города, где обитали основные потребители  ее электроэнергии — гостиницы, деловые центры, пассажи, театры, зажиточные домовладельцы. Поскольку станция  вырабатывала постоянный ток, радиус ее действия  охватывал всего полторы версты. К тому же городская дума заставила Общество устроить на Георгиевской станции выработку постоянного, а не более прогрессивного переменного тока, так как постоянный представлялся наиболее безопасным, а москвичи, жившие по соседству с электростанцией, очень боялись шума и вибрации. Однако потребление электроэнергии возрастало, страх постепенно проходил, спрос на электричество явно превышал предложение, а поскольку постоянный ток ограничивал длину кабелей, приходилось устанавливать локальные станции  для крупных объектов, муниципальных и частных: Городскую, которая освещала площадь храма Христа Спасителя и Каменный мост, Университетскую, Императорских театров, Дворцовую для освещения Кремля, и электростанции Ярославского и Брестского вокзалов. Собственные электростанции были у «Метрополя» и «Националя», у Верхних торговых рядов и Сандуновских бань. Это, кстати, были первые в Москве бани, не только вырабатывавшие пар на электричестве, без копоти, но и имевшие освещенные залы. Сколько зависти вызвали эти банные огни у конкурентов!

Электричество совершило в Москве революцию. Одними из первых электрическую эстафету подхватили владельцы магазинов: иметь электрическое освещение в торговом  заведении стало верхом моды. Тогда как на Западе торговцы жаловались, что электрический свет придает дурной вид их товарам, московские витрины и вывески превратились в настоящие световые рекламы. А чем богаче витрина, тем авторитетнее владелец и престижней заведение — это было  законом московской торговли. Гордо переливался огнями Елисеевский, сверкал Петровский пассаж, а «Мюр и Мерилиз» предложил клиентам покататься на скоростных электрических лифтах, что стало любимым развлечением маленьких сестер Цветаевых. Новинку переняли престижные московские рестораны, как «Яр» в Петровском парке.  В конце XIX века состоятельная публика заимела обычай  встречать Новый год в ресторанах. И там быстро появились новогодние елки, убранные электрическими гирляндами. Правда, случались курьезы в духе рассказов Зощенко: развеселившиеся гости, кинувшись к елке за подарками, втихую вывинчивали и разноцветные лампочки.

Город оценил достоинства электричества. В 1895 году Московская дума заключила с «Обществом-86» договор, по которому оно обязалось в числе прочего освещать электричеством улицы — электрические фонари давали более яркий свет, чем газовые. Первой полностью «иллюминированной» улицей стала Тверская: ее фонари зажглись в 1896 году на коронации Николая II.     

Московский триумф «Общества-86» был столь велик, что ему вновь поручили праздничную иллюминацию центра Москвы  к коронационным торжествам. Это было признанием, но скандал все же случился — мощности Георгиевской станции для этого не хватило, и Вера Фирсанова, владелица Сандуновских бань, любезно предоставила свою банную электростанцию для празднования коронации. Отцы города всполошились. Стало очевидно, что надо срочно строить более мощную электростанцию, ибо Георгиевская уже не могла обеспечить и промышленные нужды. В 1897 году Общество приступило к созданию центральной  электростанции на Раушской набережной в Замоскворечье,  вырабатывавшей переменный ток с передачей на большие расстояния. По замыслу архитектора Жолтовского, ее здание напоминало плывущий корабль с дымящимися трубами. На торжественный обед в «Славянский базар» по поводу открытия электростанции были приглашены высокопоставленные государственные лица, от которых зависела электрификация Москвы.

Электричество позволило запустить первый трамвай, как ни противились тому владельцы конной железной дороги, и сделало возможным устроить в Москве метро. Первый проект инженер П.Балинский подал еще в 1902 году, но ему воспротивились, ибо он предлагал провести надземные эстакады, портившие вид города. В 1912 году Городская  дума приняла проект инженера Кнорре с подземными линиями, но его осуществление остановила I Мировая война. Огромный интерес представляла электрификация железных дорог. В том же 1912 году было создано общество для создания экспериментального, оснащенного электричеством участка Москва — Сергиев Посад. Выбор понятен — пассажирский поток на дороге в Лавру был всегда обеспечен.

Главное же, после строительства Раушской станции электричество совершило новый, собственный промышленный переворот, когда фабриканты поняли преимущества электрического двигателя перед паровым. Дневная электроэнергия по тарифам была значительно дешевле ночного потребления, а тариф для технических нужд был в два раза ниже, чем для бытовых потребностей. Это стало основой для массовой электрификации русской промышленности. Фабрики вырастали около Раушской электростанции, как грибы, оттого их было так много в Замоскворечье. Переход на электричество крупных предприятий нередко сопровождался их общим переустройством и модернизацией. Миллионер Гукасов стал учредителем московского завода «Динамо» с полностью электрифицированным производством. В 1904 году Савва Морозов пригласил инженера Леонида Красина для электрификации Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Появились собственные заводы электротехнического оборудования. И тем не менее отставание России в промышленной электрификации от Европы было признанным явлением. Причинами тому называют сравнительно поздний выход на путь капиталистического развития, трудный климат и бюрократию.

Очень полюбили электричество московские театры. Первым этим новшеством обзавелся скромный театр Корша в Богословском переулке близ Петровки, выстроенный на меценатский капитал Бахрушиных. Зрительный зал, сцена, фойе и артистические уборные были освещены электричеством, тогда как императорские Большой и Малый театры еще сидели на газе. Однако актерами пришлось осваивать  принципиально новый грим. Благодаря электричеству появились первые московские синематографы — они поначалу так и назывались «электро-театрами». Самый ранний электротеатр «Художественный» был основан на Арбатской площади в 1909 году. Неоценимую помощь  электричество оказало больницам. Когда строили университетский клинический городок на Девичьем поле — самый передовой в Европе — электричество провели и в операционные, что позволяло проводить срочные и сложные ночные операции. Даже церкви переходили на электричество. Впервые его применили для освещения богослужения в Троицком храме в Серебряниках близ Котельнической площади: в паникадилах вместо свечей были ввинчены маленькие электрические лампочки. Это было невероятным, неслыханным новшеством.

Москвичи, глядя на это световое великолепие, мечтали иметь его и у себя дома, хотя скаредные обыватели и газовые-то фонари считали «признаком умственного повреждения», вполне довольствуясь керосиновыми. Но таких было меньше, чем желающих завести себе маленькое электрическое солнце или звезду под потолком. После того, как были продемонстрированы возможности электричества на коронации Александра III, состоятельные москвичи завалили генерал-губернатора прошениями об устройстве электрического освещения в  их домах.  В 1895 году Московская дума заключила договор с «Обществом-86», чтобы любой москвич мог иметь на квартире  электричество по 50 копеек за киловатт-час. Это была самая высокая цена в  Европе, хотя Общество, поощряя потребление электроэнергии, предлагало различные тарифы и скидки, но требовало точной, как часы, ежемесячной оплаты счетов.  Если абонент задерживал оплату на месяц, Общество имело право прекратить подачу электроэнергии в его дом и взыскать с него деньги по суду.

Оттого хоть электричество в доме и стало вожделенной мечтой москвичей с «передовыми взглядами», но долгое время оставалось привилегией элиты.  Домом, особенно богатым на  электрические первенства, стал особняк текстильного фабриканта С.П.Берга в Денежном переулке, 5, построенный  в 1897 году — там появился и первый электрический дверной звонок. Считают, что именно в  этом особняке был дан первый в Москве «электрический» бал. В то время электричество стало необходимым элементом на придворных балах, так что светская публика должна была следовать этикету. В этом арбатском доме гостьи впервые лицезрели себя в зеркалах и друг друга при свете электрических ламп, что оказалось для них весьма неприятным сюрпризом. Ведь еще английские дамы жаловались, что электрический свет придает «мертвенность лица» и осложняет выбор одежды для светских раутов. Вторая легенда гласит, что бал с электричеством дали в другом московском доме еще в середине 1880-х годов, и что хозяйке был заранее уготован триумф. Ее загримировали соответственно последнему достижению цивилизации, а гостьи еще рядились и красились применительно к своим газовым рожкам. Так что в танцевальном зале, залитом ярким белым светом, они выглядели  «скверно раскрашенными куклами», с нелепо сверкавшими бриллиантами, зато хозяйка бала была великолепна, как истинная королева.

Истинный курьез случился в доме миллионерши Веры Хлудовой на Пречистенке, 10, еще до строительства городских электростанций. Хозяйка задумав поразить гостей, решила полностью осветить свой дом электричеством и дать роскошный бал, на который пригласила московского генерал-губернатора В.А.Долгорукова. Устройство освещения она поручила инженеру Гантерту, который работал на ее фабрике. Тот, как сердце чувствовало, отказался, но Хлудова пригрозила ему увольнением, и Гантерт достал подержанный «локомобиль». Когда  восторженная хозяйка бродила по комнатам, предвкушая впечатление гостей, рабочий сообщил, что локомобиль «парит» и лучше бы оставить его для освещения только парадных комнат, но она отмахнулась. Пока гости собирались, электричество в залах стало потихоньку помигивать. Наконец, вечером прибыл сам губернатор, и все вышли встречать его: как только он вступил на  лестницу, локомобиль окончательно сломался, и свет погас. В довершении ко всему в кромешной тьме хозяйка грохнулась в обморок. Ужас крылся  в том, что не догадались запастись свечами, а лавки уже были закрыты. Пришлось спешно позаимствовать свечи у соседей. Несчастный Гантерт был уволен. Зато пречистенский особняк вошел в историю как первый частный дом, где впервые появилось домашнее электрическое освещение.

В эпоху блистательного модерна все богатые домовладельцы  проводили электричество в особняки, и оно нуждалось в декоративной отделке, что составляло задачу архитектора —   вспомним шехтелевский плафон «Медуза» в особняке Рябушинского. Электричество особенно пригрелось в престижных доходных домах, которым хозяева приманивали состоятельных  жильцов. Именно в доходном доме на Рождественском бульваре, 17, был пущен первый в Москве электрический лифт.  

Убежденные  противники электричества уверяли, что оно «вредно» или развратно, как предмет особой роскоши. В их числе был Лев Толстой. Он намеренно не провел электричество в свой дом в Хамовниках (не говоря уже о Ясной Поляне), ибо считал электричество одним из благ цивилизации, которое не нужно рабочему человеку. Зато у  электричества были оригинальные поклонники. Парфюмер Генрих Брокар, основатель фабрики «Новая заря», посвятил  ему сорт мыла, названный «Электрическим». На электричество возлагали не только коммерческие, но и «цивилизационные» надежды. Инженер Роберт Классон, составивший эпоху в истории дореволюционной русской электрификации, утверждал, что стоит провести электричество в русскую избу, как мужик начнет умываться с мылом и сменит лапти на сапоги.  

Роберта Классона «Общество-86» пригласило заведовать московским электричеством в год открытия Раушской станции. Первые городские станции работали на очень дорогой нефти, а он предложил  использовать в качестве топлива местный болотный торф, коим изобиловало Подмосковье — по легенде, его бесценные залежи Классон обнаружил на охоте близ города Богородска (ныне Ногинск). Идея электростанции на торфе грозила революцией электрификации. Классон сумел привлечь крупные иностранные инвестиции и уговорить местных помещиков разрешить провести линии по их владениям, для чего его помощнику Г.И.Кржижановскому пришлось распить с ними сотню бутылок коньяка. Для строительства и эксплуатации Богородской станции было учреждено акционерное общество «Электропередача», а сам Классон изобрел метод механизированной гидравлической добычи торфа. В 1915 году Богородскую электростанцию объединили с «Раушской». Это и было созданием единой Московской энергетической системы, которая досталось в наследство советской власти и ее плану ГОЭЛРО. Только за один месяц экономия достигала в Москве 88 тысяч пудов нефти, а сложившаяся  московская энергосистема обеспечивала 20% всей потребности Москвы в электричестве. Кроме того создавалась возможность электрификации России за счет районных электростанций на местном топливе, а следовательно, проведение полной электрификации русской промышленности.

Определенную почву для реализации плана ГОЭЛРО подготовила дореволюционная Россия, фактически национализировав сименсовские предприятия во время  I Мировой войны. Статус Сименса вызывал у отечественных промышленников желание подорвать его фактическую монополию, московским властям вменяли в вину, что они допустили создание у себя монстра-монополиста, да еще и в области электричества. В 1914 году Московская городская дума постановила ходатайствовать перед правительством о прекращении деятельности «Общества-86» и о передаче его предприятий в муниципальную собственность. Такую политику определил Высочайший указ от 28 июля 1914 года  о прекращении деятельности на территории России подданных неприятельских государств. На фоне погромов и антинемецких настроений у многих явился искус конфисковать лакомые сименсовские предприятия в казну, чтобы затем выкупить их за малую цену или получить в управление. И само «Общество-86» спровоцировало конфликт: в начале войны правление перевело часть акций своих российских предприятий за границу. Его противники и конкуренты сначала указывали на немецкую принадлежность директоров и членов правления Общества, а затем напирали на факт, что руководство Общества выполняет указания из Германии, несамостоятельно в своих решениях, а следовательно — фиктивно русское, то есть имеет лишь высочайше утвержденный устав, а по существу оно —  германское.  

На совещании Министерства юстиции раздавались и речи в защиту Сименса. Его сторонники указывали на неприкосновенность частной собственности, которую нельзя трогать в угоду революционерам, на дворянство, пожалованное Сименсу императором, на опасность отторжения иностранного капитала от России, а также на угрозу резкого повышения цен на электричество в случае перехода этих предприятий в муниципальное ведение. Они предлагали ограничиться введением на русских предприятиях Сименса временного государственного управления. К тому же «Общество-86» действовало на основании русского устава, и не имелось законодательных мер для принятия санкций против него. Главное, у казны не было средств для выкупа этих предприятий. Постановили устроить там особое правление из надежных, пользующихся доверием власти людей, но противники Сименса настаивали на полной смене акционеров и покупкой государством контрольного пакета акций. Это и было в итоге реализовано. Энергетика оказалась полностью в руках государства. Революция лишь закрепила сложившееся положение декретом СНК о национализации «Общества электрического освещения 1886 года», подписанного Лениным в декабре 1917 года.

Что касается истории происхождения плана ГОЭЛРО, то на этот вопрос нет единого взгляда. Создание энергетической базы до революции очевидно. Не только столицы имели собственные электростанции, их сеть раскинулась по всей России, до Владивостока и Читы. И электричество имело не только широкую сферу применения, как освещение частных домов, улиц и городского транспорта. За счет повсеместной электрификации промышленности создавались предпосылки для перехода к более крупным территориальным электростанциям, этот процесс подорвала только война.

По одной версии, план ГОЭЛРО был списан с дореволюционного плана электрификации России, разработанного профессором Кленинсборгом для «Общества-86». Этот проект предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций с участием государственного и частного капитала, и повсеместную, всеобщую электрификацию промышленности. Таким образом, ряд ученых полагает, что план ГОЭЛРО не был самостоятельным порождением революции. С другой стороны, мифы о создании электричества «с нуля» тоже появились в советское время. Составители плана ГОЭЛРО были давно знакомы с отечественной электрификацией. Всем нам памятен эпизод, так мастерски описанный в финале эпопеи «Хождение по мукам», как для демонстрации плана ГОЭЛРО в Большом театре пришлось выключить все освещение Кремля кроме ленинской зеленой лампы в 14 свечей. Это ведь объяснялось не отсутствием в дореволюционной России развитого электричества, а его полной разрухой после революции и гражданской войны. Другое дело, что тогда пришлось не только поднимать разрушенное, но и строить новое. Это создание новых мощных электростанций сделало план ГОЭЛРО преемником и продолжателем, но не основоположником электрификации России.

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

www.rus-obr.ru

Интересные факты и легенды из истории энергетики

Впервые электрическое освещение появилось в Москве в 1881 году - зажглись первые 100 электросветильников, из которых 24 освещали площадь у Храма Христа Спасителя. В 1883 году электрическими светильниками были впервые иллюминированы Кремль и колокольни Ивана Великого.

22 декабря энергетики России отмечают свой профессиональный праздник.  

Впервые электрическое освещение появилось в Москве в 1881 году - зажглись первые 100 электросветильников, из которых 24 освещали площадь у Храма Христа Спасителя. В 1883 году электрическими светильниками были впервые иллюминированы Кремль и колокольни Ивана Великого. На Софийской набережной против Кремля для этой цели была построена передвижная электростанция, где работали 18 локомобилей и 40 динамо-машин. Первая стационарная городская электростанция на постоянном токе в центре Москвы появилась в 1888 году.

В начале ХХ века электростанции использовали в качестве топлива преимущественно нефть или уголь. В Москву то и другое нужно было привозить издалека, и электроэнергия была непомерно дорога. Русский инженер Роберт Классон, наполовину швед, наполовину немец, родившийся в Киеве, решил использовать торф, чтобы сделать электроэнергию дешевле и доступнее. В 1912 году на подмосковном торфяном болоте было начато строительство первой в мире электростанции, работающей на торфе. Станция «Электропередача» (сегодня ГРЭС-3 в Ногинске) была введена в строй в 1914 году.

В декабре 1920 года VIII Всероссийским съездом Советов был принят план ГОЭЛРО, согласно которому за 10-15 лет объем мощности московской энергосистемы намечалось увеличить почти в четыре раза (с 93 тыс. до 340 тыс. кВт.). Всего в Советском Союзе, согласно плану ГОЭЛРО, было построено тридцать районных электростанций. К 1931 году государственный план электрификации был выполнен. К середине 1930-х годов установленная мощность станций достигла 820 тыс. кВт. В то время по выработке электроэнергии СССР занимал второе место в Европе и третье в мире.

Первая стационарная московская электростанция постоянного тока была сооружена в 1888 году. Она была построена на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка - ныне в этом здании располагается Малый манеж. Вначале электростанция имела мощность 100 кВт, но уже к 1895 г. мощность увеличилась в 15 раз. В 1897 году была торжественно открыта Московская городская электростанция № 1 мощностью 3,3 МВт. Она впервые стала вырабатывать переменный трехфазный ток, что позволило использовать более высокое напряжение и передавать мощности на далекие расстояния.

Возможно, уже в ближайшем будущем человек сможет «вырабатывать» электроэнергию прогуливаясь по парку или совершая утреннюю пробежку. Дело в том, что группа американских исследователей разрабатывает технологию, которая позволит получать электричество, наступая на специальные пластмассовые вставки в обуви. Работать каблучный генератор будет просто: когда человек идет или бежит, давление его ног на вставки заставляет их сжиматься и растягиваться, и вырабатывать небольшое количество электричества. Простая ходьба даст от одного до трех ватт. Генератор можно будет соединить с аккумулятором, запасающим энергию. Ее вполне хватит для того, чтобы послушать радио или СD-плейер.

В 1977-м году в Соединенных Штатах началось преподавание культуры энергопотребления в школах и колледжах, а с 1980-го соответствующий раздел был включен в базовый курс экономики для университетов. На уроках юные американцы узнают о том, сколько теряют и страна, и каждый человек, если свет остается непогашенным, а кондиционер включенным с излишней мощностью. А из многочисленных комиксов и рекламных роликов молодежь воспринимает несложную идею: «Выключая свет, ты сколачиваешь себе капитал». Тут же предлагается размещать сэкономленные центы и доллары в банке, приплюсовывается процент и выясняется, что через 30 лет сэкономленной суммы будет достаточно... для покупки автомобиля.

В 1874 году русский инженер Федор Пироцкий предложил использовать в качестве проводника электрической энергии железнодорожные рельсы. В то время передача электричества по проводам сопровождалась большими потерями. Уменьшить потери в линии представлялось возможным при увеличении сечения проводника. Пироцкий провел опыты передачи энергии по рельсам Сестрорецкой железной дороги. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй - обратным. Изобретатель попробовал использовать идею для развития городского транспорта и пустить по рельсам-проводникам небольшой вагончик. Однако это оказалось небезопасно для пешеходов. Впрочем, позже такая система нашла развитие в виде современного метро.

Первые попытки создания осветительных приборов предпринимались уже в античности. Так, древние египтяне и жители средиземноморья использовали для освещения оливковое масло, заливая его в специальные глиняные сосуды с фитилями из хлопчатобумажных нитей. А вот жители побережья Каспийского моря в похожие светильники помещали другой подручный горючий материал - нефть. Первые свечи были изобретены уже в Средние века и изготовлялись из пчелиного воска и говяжьего сала. Затем в течение нескольких столетий величайшие умы человечества, включая Леонардо да Винчи, трудились над изобретением керосиновой лампы. Однако безопасная конструкция, годная для массового производства, появилась лишь в середине 19 века. Впрочем, электрическая лампочка пришла ей на смену всего четверть века спустя.

Подземное тепло планеты Земля - хорошо известный источник энергии. Первая в России геотермальная теплоэлектростанция была построена еще в 1966 г. А столица Исландии Рейкьявик сегодня получает тепло исключительно от горячих подземных источников. Однако потенциальная мощность геотермальной энергетики намного выше. Оказывается, на глубине 4-6 км под землей залегают раскаленные до 100-200°С массивы. На нескольких миллионах квадратных километров располагаются подземные реки и моря с глубиной залегания до 3.5 км и с температурой воды до 200°С. Пробурив скважину, можно получить фонтан пара и горячей воды и пустить этот дар природы на обогрев зданий или на турбины электростанций. Такая картина наблюдается на территории большинства стран мира.

История возникновения и развития российской энергетики тесно связана с именем Вернера фон Сименса - основателя немецкого концерна Siemens. Вернер фон Сименс в 1852 году предпринял ознакомительную поездку в Россию с целью налаживания деловых контактов и выяснения перспектив организации в стране электротехнического дела. Вскоре брат Вернера Карл Фридрих фон Сименс возглавил российскую дочку компании «Сименс и Гальске». Первыми «электрическими» проектами братьев Сименсов в Москве стало освещение выставки картин Айвазовского в 1880 году и иллюминация московского Кремля в мае 1883 года.

Картина «Свет электричества», прославляющая ученых и инженеров, преобразивших современную жизнь, считается одной из самых больших в мире. Она была выполнена в 1930-е годы известным художником-фовистом Раулем Дюфи. В парижский Музей современного искусства, более известный как Центр Помпиду, она перекочевала в 1964 году. Однако в 2001 году выяснилось, что энергетический шедевр покрыт с изнанки асбестом, провоцирующим рак и болезни легких. Стоимость работ по очищению панно, состоящего из 250 деревянных пластин общей площадью 600 квадратных метров, от канцерогенного материала была оценена в миллион долларов.

Немногие специалисты знают сегодня о том, что централизованное теплоснабжение - благо современных мегаполисов - всего лишь побочный продукт электрификации. Первые электростанции работали за счет тепловой энергии, получаемой в результате сгорания топлива - угля, нефти, торфа. Эта энергия нагревала воду, а образовавшийся пар поступал в турбину и вращал генератор. Отработанный пар поначалу не имел никакого применения и в буквальном смысле вылетал в трубу. Идея использовать его для обогрева помещений оказалась до гениальности простой и способствовала значительной экономии топлива. Тепло отработанного пара нагревало воду, а та при помощи насосов приводилась в движение по трубам систем теплофикации. Первую тепловую электростанцию построил в 1882 году в Нью-Йорке знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон. Любопытно, что в современной энергетике ситуация прямо противоположна изначальной: на станциях, вырабатывающих тепло, побочным продуктом считается уже электричество.

До 1899 года главным общественным транспортом в Москве была железнодорожная конка, скорость которой не превышала восьми километров в час. Москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!» В 1898 году для питания трамвая была построена подстанция мощностью 320 кВт постоянного тока. Кабельная линия связывала ее с электростанцией, расположенной на Раушской набережной (МГЭС-1). Открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта 1899 года.

До середины 14 века единственным источником механической энергии на Руси была мускульная сила людей и животных. Единственным источником тепла кроме Солнца были дрова из леса, обильно произраставшего за московским частоколом - предшественником кремлевских стен. К 1389 году относится первое упоминание об использовании гидроэнергии в Москве: в завещании Великого князя Дмитрия Донского говорится о работе водяных мельниц на реках Яузе и Ходынке. В 1516 году на Руси появилась первая каменная плотина. Она была сооружена на речке Неглинной.

Знаменитый русский электротехник Павел Николаевич Яблочков изобрел не только электрическую лампочку, но и ее непосредственную предшественницу - электрическую свечу. Именно с помощью свечей Яблочкова осуществлялось первоначально уличное освещение. Каждая свеча стоила 20 копеек и горела 1,5 часа. Затем ее необходимо было заменить на новую. Впоследствии были придуманы фонари с автоматической заменой свечей. Свеча Яблочкова, конечно, имела значительные неудобства по сравнению с электрической лампой: она была недолговечна и обладала переменным световым потоком. Но все же она стала первым изобретением, позволившим широко применить электрическое освещение на улицах и площадях крупных городов, в театрах и магазинах.

Центральное отопление - изобретение сравнительно недавнее. Еще в 10-х годах ХХ века большинство домов в российских столицах отапливалось с помощью дровяных печей. Лишь некоторые предприятия и крупные дома пользовались услугами котельных. Так, в центре Москвы располагалось 1760 котельных, отапливающих 1170 зданий. Теплофикация Санкт-Петербурга началась 25 ноября 1924 года, когда впервые в шестиэтажный дом на Фонтанке было подано тепло по впервые проложенному теплопроводу. В Москве курс был первоначально взят на централизованное теплоснабжение промышленных предприятий. Идея создания централизованной системы теплоснабжения определила уникальность столичной энергосистемы: для московских электростанций главным продуктом является тепло, а электричество - продукт побочный, хоть и не менее важный.

Обычно имя Томаса Эдисона (1847-1931) связывают с электрической лампочкой. Однако на счету известного американского изобретателя всего более 1000 патентов. Первым его изобретением был телеграфный аппарат, а через несколько лет Эдисон изобрел многоканальный телеграф. Затем ученый сделал аппарат для записи звука человеческой речи - фонограф. Один из своих первых фонографов Томас Эдисон послал Л. Н. Толстому. Благодаря этому для потомков сохранился голос писателя. Чудо-изобретателю также принадлежит идея в качестве первого слова при разговоре по телефону говорить «алло» (вместо «Эй, кто там?»). Именно Эдисон изобрел прибор для измерения количества использованной электроэнергии - электрический счетчик. И... электрический стул.

Любителям сказочного творчества Александра Сергеевича Пушкина будет интересно узнать, что на юго-восточном побережье Австралии запущена первая в мире электросиловая установка, использующая в качестве топлива... ореховую скорлупу. Пока скорлупки действительно «золотые», ведь строительство «зеленого» генератора обошлось австралийцам в три миллиона местных долларов. Однако высокая производительность электростанции, которая будет перерабатывать до 1680 килограммов ненужной ореховой скорлупы в час, производя при этом 1,5 мегаватта электричества, позволяет надеяться на ее быструю окупаемость. Мало того, министерство энергетики Австралии планирует удвоить производительность предприятия в течение ближайших двух лет.

Впервые в истории часы перевели жители Великобритании в 1908 г. Сегодня переводят стрелки граждане 110 стран. В нашей стране первый раз это произошло в 1917 г. Затем в 1930 страна перешла на так называемое «декретное» время и круглогодично жила на час «впереди планеты всей». В 1981 г. «летнее время» вновь начинает действовать на территории СССР. Следовательно, летом часы советских граждан отрываются от реальности уже на два часа. Лишь в марте 1991 г. декретное время было отменено, поясное «зимнее» время восстановлено в своих правах, а летом часы стали переводиться на час вперед как во всех сопредельных государствах. «Летнее» время позволяет эффективнее использовать энергоресурсы. В России таким образом экономится 2 - 2,5 млрд кВт·ч в год. При этом снижается нагрузка на энергооборудование и улучшается экологическая обстановка.

Как известно, государственный выставочный зал «Малый манеж» находится в здании первой московской электростанции «Георгиевская». Это далеко не единственный пример вторжения искусства в пространство социально-экономической жизни современного города. Уже существуют музеи-фабрики, музеи-вокзалы, музеи-электростанции, а в настоящее время строится даже музей-пляж. Самый известный музей, разместивший свою экспозицию в здании бывшей электростанции - лондонский Новый Музей современного искусства Тейт Модерн. Менее известный, но не менее стильный и оригинальный музей античного искусства Электростанция Монтемартини находится в Риме. Античные статуи особенно радуют глаз посетителя в инженерном интерьере машинного зала.

Прообразом современного трансформатора, позволяющего передавать электроэнергию высокого напряжения на большие расстояния, была индукционная катушка - первый электроприбор, использовавший явление электромагнитной индукции. В середине 19 века во время Крымской войны российский академик Б. С. Якоби применил это изобретение отнюдь не в мирных целях: ему удалось оградить Кронштадт подводными минами, чьи пороховые заряды воспламенялись с помощью индукционных катушек. Один из кораблей непобедимой англо-французской эскадры подорвался на электрической мине, и остальные в полной растерянности покинули Финский залив. Так неизвестные противнику русские электрические «катюши» заставили отступить великолепный европейский флот.

Недостатка в грандиозных энергетических проектах не было никогда. В начале прошлого века известностью пользовалась идея «приручения» энергии Гибралтарского пролива. Через него из Атлантики в Средиземное море каждую секунду перетекает десятки тысяч кубометров воды. Авторы проекта предлагали искусственно понизить уровень Средиземного моря на 200 метров и, установив в проливе несколько электростанций, получать энергию огромной по тем временам мощности - 120 ГВт. Для этого надо было лишь перегородить Гибралтар плотиной.

Возможно, электричество существовало уже в Древнем Египте, Месопотамии и Южной Америке. Ученые считают, что работы внутри египетских и южноамериканских пирамид, а также росписи стен цветными красками могли осуществляться при электрическом освещении помещений с помощью небольших переносных светильников. Действительно, на внутренней поверхности пирамид не обнаружено следов копоти, что исключает использование факелов. Зато источники искусственного света упоминаются в древних текстах. Более того, на сохранившихся рисунках у древних рудокопов во лбу сияет подобие фонаря, а на стенах храмов в Египте обнаружены изображения жреца, держащего в руках огромную лампу. Конечно, древние рисунки часто носят символический характер, однако совершенно достоверно известно, что для защиты от ударов молний египтяне использовали вколоченные в землю металлические мечи.

Индийские ученые придумали еще один альтернативный источник питания. Они решили использовать фрукты, овощи и отходы от них для питания несложной бытовой техники. Батарейки содержат внутри пасту из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей или фруктов, в которой размещены электроды из цинка и меди. От четырех таких батареек можно запустить стенные часы, пользоваться электронной игрой или карманным калькулятором. Новинка рассчитана, прежде всего, на жителей сельских районов, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки необычных батареек.

Солнечную электростанцию стоимостью в миллиард австралийских долларов планирует построить электроэнергетическая компания Enviromission. Согласно проекту, электростанция станет самым высоким сооружением в мире - башня высотой в 1 000 м (примерно в два раза выше знаменитой телебашни в Торонто) и с основанием размером с футбольное поле будет построена в малонаселенном районе Буронга штата Новый Южный Уэльс. Амбициозные планы австралийцев - часть всемирной кампании за расширение использования возобновляемых источников энергии. Ожидается, что электричества, вырабатываемого башней, хватит для снабжения 200 000 домов, а ее эксплуатация позволит предотвратить выброс 900 000 т парниковых газов в год.

Первую в мире парогазовую турбину построил русский моряк, а точнее - инженер-механик Российского военного флота Павел Дмитриевич Кузьминский. Интересы изобретателя Кузьминского простирались от вопросов механики корабля до теплотехники и воздухоплавания. Так, Кузьминский был одним из инициаторов создания воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Парогазовую турбину, или, как она тогда называлась, газопарород, капитан Кузьминский построил и испытал в 1892 году. А год спустя он предложил военному министерству проект дирижабля с турбинным двигателем собственной конструкции. Известно, что Кузьминский готовил парогазовую турбину к показу на Всемирной выставке в Париже 1900 года, до которой не дожил нескольких месяцев.

ria.ru

Первая электростанция (АЭС) в России была построена задолго до возникновения СССР

Электроэнергия способствовала развитию прогресса, она служит ключевым фактором в функционировании любого направления народного хозяйства. Сегодня электричество используется повсеместно, оно стало естественным и привычным явлением для каждого человека, однако, так было не всегда. Когда же появилась первая электростанция в России, то есть «фабрика, производящая электрическую энергию»?

Начало развития электроэнергетики

Первые электростанции в России были построеныБытует ложное мнение о появлении электрической энергии в стране лишь после прихода большевиков, подписанным декретом Ленина «Об электрификации». Но первые электростанции в России были построены задолго до возникновения СССР. Еще в 1879 году, во времена правления императора Александра II (дедушки Николая II) в Северной Столице была построена электростанция. Это была небольшая установка, ее предназначением было освещать Литейный мост, проект был реализован под руководством инженера П. Яблочкова. Спустя некоторое время, аналогичная электростанция строится в Москве, она обеспечивала освещение Лубянского пассажа. Спустя 5 лет такие станции располагались во многих крупных городах Российской империи, они функционировали на твердом топливе и были способны производить электроэнергию для освещения.

Гидроэлектростанции — развитие прогресса

Одновременно с тепловыми станциями стали проектировать установки, способные вырабатывать электроэнергию, используя для этого природные стихии. Где была построена первая электростанция в России, перерабатывающая энергию движения воды в электричество? Первая станция была построена также в Петербурге, она располагалась на реке Охта и имела малую по современным меркам мощность, всего 350 лошадиных сил. Более мощная гидроэлектростанция была построена в 1903 году на реке Подкумке около Ессентуков. Ее мощности было достаточно для освящения близлежащих городов: Пятигорска, Железноводска, Кисловодска.

Строительство электростанции в России — основное назначение

Начало XX века принесли в мир серьезные изменения, развитие промышленности, индустриализация, машиностроение требовали большое количество потребляемой электроэнергии. Строительство электростанций стало важной составляющей развития технического прогресса, в том числе в следующих отраслях:

  • Машиностроение;
  • Черная и цветная металлургия;
  • IT-технологии;
  • Транспортная инфраструктура.

В общем, без электричества и станций, которые его вырабатывают, наш мир не был бы таким, каким мы его привыкли видеть.

Строительство АЭС в РФ

На сегодняшний день самым дешевым и доступным видом электроэнергии остается атомная энергия. Использование цепной ядерной реакции позволяет вырабатывать колоссальные объемы тепловой энергии, которую перерабатывают в электричество. Достоверно известно, когда появилась первая электростанция на территории современной России, работающая на атомной энергии. В 1954 году советские ученые во главе с академиком Курчатовым реализовали проект по созданию «мирного атома», постройка Обнинской АЭС прошла в рекордно короткие сроки.

Мощность первого реактора была незначительной, всего 5МВт, для сравнения самая мощная из современных электростанций Касивадзаки-Карива производит 8122МВТ.

На территории России осуществляется полноценный цикл, от добычи и переработки урана, до постройки, последующей эксплуатации АЭС и утилизации отходов производства.

Дальнейшие перспективы развития отрасли

Потребность в электроэнергии с каждым годом растет, соответственно с увеличением потребления должно пропорционально возрастать объемы производства электричества. Для этих целей строятся новые и модернизируются уже существующие электростанции.

Кроме уже существующих станций начинают появляться новые экологически безопасные проекты, обеспечивающие население необходимой энергией.

Строительство первой АЭС в РФБольшой потенциал у солнечных и ветровых станций, а также использование энергии приливов и отливов. Каждый год в мире появляются новые изобретения, обеспечивающие новые источники электричества, что соответственно, способствует дальнейшему развитию прогресса.

Роль России в мировом развитии и строительстве электростанций

Страна стояла у истоков развития данной отрасли, часто на несколько лет опережая ближайших конкурентов в данном направлении, а именно США. Так первая зарубежная АЭС появилась лишь 1958 году, то есть спустя 4 года после успешной реализации проекта советскими учеными и инженерами. Сегодня Россия является одним из основных производителей электроэнергии в мире, а также успешно реализовывает проекты по строительству атомных ректоров во многих странах мира. Целесообразность постройки такой станции актуальна лишь в случае наличия большого промышленного потенциала, реализация проекта требует значительных затрат, окупаемость составляет порой несколько десятилетий, при учете бесперебойной эксплуатации. Тепловые станции требуют постоянные источники топлива, а гидроэлектростанции наличие крупной водной артерии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

madenergy.ru

Когда появилось электричество: история возникновения

Мало кто задумывается, когда появилось электричество. А история его довольно интересна. Электричество делает жизнь комфортнее. Благодаря ему, стало доступно телевидение, Интернет и многое другое. И современную жизнь без электричества уже невозможно представить. Оно значительно ускорило развитие человечества.

История электричества

Если начать разбираться, когда появилось электричество,то нужно вспомнить греческого философа Фалеса. Именно он первый обратил внимание на это явление в 700 г. до н. э. Фаллес обнаружил, что при трении янтаря о шерсть камень начинает притягивать к себе легкие предметы.когда появилось электричество

В каком году появилось электричество? После греческого философа долгое время это явление никто не исследовал. И знаний в этой области не прибавлялось до 1600 г. В этом году Уильям Гилберт ввел термин «электричество», исследовав магниты и их свойства. С того времени это явление начали интенсивно изучать ученые.

Первые открытия

Когда появилось электричество, примененное в технических решениях? В 1663 г. была создана первая электромашина, которая позволяла наблюдать эффекты отталкивания и притяжения. В 1729 г. английский ученый Стивен Грей провел первый опыт, когда электричество передавалось на расстоянии. Спустя четыре года французский ученый Ш. Дюфе обнаружил, что электричество имеет 2 типа заряда: смоляной и стеклянный. В 1745 г. появился первый электроконденсатор – Лейденская банка.

в каком году появилось электричество

В 1747 г. Бенджамином Франклином была создана первая теория, объясняющая это явление. А в 1785 г. появился закон Кулона. Электричество долго изучали Гальвани и Вольт. Был написан трактат о действии этого явления при мышечном движении и изобретен гальванический предмет. А русский ученый В. Петров стал открывателем вольтовой дуги.

Освещение

Когда появилось электричество в домах и квартирах? Для многих это явление связано в первую очередь с освещением. Таким образом, следует рассматривать, когда была изобретена первая лампочка. Это произошло в 1809 г. Изобретателем стал англичанин Деларю. Чуть позже появились спиралевидные лампочки, которые были наполнены инертным газом. Производиться они начали в 1909 г.

Появление электричества в России

Через некоторое время после введения термина «электричество» это явление начали исследовать во многих странах. Началом перемен можно считать появление освещения. В каком году появилось электричество в России? Согласно общественному резонансу, эта дата – 1879 год. Именно тогда в Петербурге впервые была проведена электрификация Литейного моста с помощью ламп.когда появилось электричество в россии

Но на год раньше в Киеве, в одном из железнодорожных цехов, были установлены электрические фонари. Поэтому дата появления электричества в России - несколько спорный вопрос. Но так как это событие осталось без внимания, то официальной датой можно считать именно освещение Литейного моста.

Но есть еще одна версия, когда появилось электричество в России. С юридической точки зрения эта дата – тридцатое января 1880 года. В этот день в Русском техническом обществе появился первый электротехнический отдел. В его обязанности вменялось курировать внедрение электричества в повседневную жизнь. В 1881 г. Царское село стало первым европейским городом, который был полностью освещен.

Еще одна знаковая дата – пятнадцатое мая 1883 г. В этот день впервые была проведена иллюминация Кремля. Событие было приурочено к вступлению на российский трон Александра III. Для освещения Кремля на Софийской набережной специалистами-электриками была установлена небольшая электростанция. После этого события освещение сначала появилось на главной улице Петербурга, а потом в Зимнем дворце.в каком году появилось электричество в россии

Летом 1886 г. указом императора было учреждено «Общество электроосвещения». Оно занималось электрификацией всего Петербурга и Москвы. А в 1888 г. начали строиться первые электростанции в крупнейших городах. Летом 1892 г. в России был запущен дебютный электротрамвай. А в 1895 г. появилась первая ГЭС. Она была построена в Петербурге, на р. Большая Охта.

А в Москве первая электростанция появилась в 1897 г. Она была построена на Раушской набережной. Электростанция вырабатывала переменный трехфазный ток. И это позволяло передавать электричество на большие расстояния без существенной потери мощности. В других городах России электростанции начали строиться на заре двадцатого века, перед Первой мировой войной.

загрузка...

worldfb.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта