Eng Ru
Отправить письмо

Российский проект для большого мира. Ввэр тои


ВВЭР-ТОИ: как обычно на бумаге всё гладко...

ingressimage_RU.jpg Photo: gidropress.podolsk.ru

Общественные слушания пройдут в городе-спутнике Курской АЭС

Мероприятие официально называется «общественные обсуждения в форме общественных слушаний по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» по размещению, сооружению и эксплуатации энергоблоков №1 и №2 Курской АЭС-2». По опыту предыдущих общественных слушаний можно предположить, что атомщики постараются превратить мероприятие в некий «междусобойчик», не допустив серьёзного обсуждения как возможных не ядерных альтернатив, так и широкого участия в слушаниях не зависимых от атомной электростанции граждан.

Прибывший сегодня в город Курчатов представитель Беллоны не смог обнаружить ни одного объявления с приглашением горожан на слушания. На городском Дворце культуры, в котором через несколько часов должны начаться слушания, висит реклама спектакля «Лебединое озеро», но отсутствует хоть какая-то информация о слушаниях.

Что собираются строить?

На общественное обсуждение вынесен разработанный ОАО «Атомэнергопроект» пятый том Обоснования инвестиций в строительство Курской АЭС-2. Том называется «Оценка воздействия на окружающую среду» (далее — ОВОС).

«В рамках Курской АЭС-2 предусматривается разработка проекта технологии ВВЭР на основе проекта ВВЭР-ТОИ (типового оптимизированного, информатизированного». «Каждый энергетический блок предусматриавается мощностью 1255 МВт в составе реакторной установки типа В-510 и тихоходной одновальной конденсационной турбины ARABELLE TM производства ООО «АЛЬСТОМ Атомэнергомаш» по лицензии «Alstom». «В рамках проекта Курской АЭС-2 разработана черырёхпетлевая реакторная установка В-510 на базе оборудования и схемно-режимных решений РУ [реакторной установки] проекта прототипа В-392М» (Лист 18 ОВОС).

Важно отметить, что разработчики ОВОС умалчивают о том, что РУ «проекта прототипа» В-392М — это реактор ВВЭР-1200 проекта «АЭС-2006», ни один из которых пока нигде не построен и не введён в эксплуатацию. Выходит, реактор-прототип пока не существует, как не существует экспериментальных доказательств правильности «схемно-режимных решений» этого реактора. Поэтому «доказательства» безопасности и работоспособности ВВЭР-ТОИ во многом носят лишь теоретический характер. В такой ситуации очень легко выдавать желаемое за действительное, что, к сожалению, и проделывают разработчики ОВОС экспериментального реактора. Некоторые примеры таких манипуляций приведём ниже.

По сути, жителям Курской области Росатом предлагает поддержать опасный эксперимент по сооружению реактора до того как реактор-прототип построен и на практике сможет доказать (или не доказать) работоспособность и безопасность.

Зачем понадобились новые реакторы?

«Целью сооружения энергоблоков №1 и 2 Курской АЭС-2 является своевременное замещение энергоблоков №1 и 2 Курской АЭС после окончания срока их эксплуатации в 2021 и 2024 годах соответственно» (ОВОС, лист 12).

Важно отметить, что Росатом обозначил намерение не выводить из эксплуатации старые и опасные энергоблоки Курской АЭС с чернобыльскими реакторами РБМК-1000 до 2021 и 24 года. Установленный проектом 30-летний срок эксплуатации этих реакторов уже завершился в 2006 и 2009 годах соответственно. То есть в настоящее время на Курской АЭС проходит эксперимент по сверхпроектной эксплуатации старых реакторов. К 2021 и 24 году реакторы достигнут 45-летнего возраста. Нельзя исключить, что к тому времени они не будут работоспособны, например, из-за проблем с графитовой кладкой, как это уже случилось на 40-м году работы с РБМК-1000 первого энергоблока Ленинградской АЭС.

Таким образом, не исключено что обычные, не ядерные замещающие мощности потребуются задолго до планируемого ввода в эксплуатацию ВВЭР-ТОИ. К тому же надо учитывать повсеместную практику задержек с вводом в эксплуатацию атомных энергоблоков, особенно с не серийными, экспериментальными реакторами, к которым относится ВВЭР-ТОИ.

Есть ли альтернативы?

Разработчики ОВОС не справились с обязательным анализом доступных альтернатив. На листах 12-13 ОВОС констатируются очевидные факты: «Курская область не обладает перспективными гидроресурсами, позволяющими строительство ГЭС необходимой мощности». Также сообщается о невозможности использования ветровой и солнечной энергии и о том, что электростанции, работающие на угле, являются чрезвычайно грязными.

По непонятным причинам из рассмотрения исключена возможность использования природного газа и возможность получения электроэнергии из соседних регионов. Разработчики ОВОС пытаются представить ситуацию так, будто бы Курская область является не частью России, а неким изолированным островом, на котором неоткуда взять газ или электроэнергию. Выходит, лишь при исключении возможности сооружения современных ПГУ на природном газе в настоящее время можно хоть как-то обосновать необходимость сооружения новых атомных энергоблоков.

Напомним, что в Докладе Объединения Беллона «Об экономике российской ядерной электроэнергетики» (СПб, 2011) на основе подробного анализа экономических показателей АЭС России делается вывод:

«Электричество ядерных электростанций уже сейчас стоит дороже потребителю, чем то, что вырабатывают газовые станции. При этом потребительский тариф далеко не покрывает настоящих издержек ядерной электроэнергетики. Дефицит покрывается за счёт того, что государство предоставляет [ядерной] отрасли практически бесплатный капитал, несёт непокрытые страховыми премиями атомные риски, в значительной степени участвует в прямом финансировании ядерного топливного цикла».

Что делать с ОЯТ?

По традиции в ОВОС отсутствует оценка воздействия на окружающую среду обращения с наиболее опасными отходами АЭС — отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). На листах 28-29 ОВОС подробно описываются операции по перегрузке и вывозу ОЯТ и говорится, что состав с опасным грузом отправится «на объект регенерации топлива». При этом не указывается ни объём образования ОЯТ, ни изотопный состав, ни технологии «регенерации», ни местонахождение загадочного «объекта регенерации». Дело в том, что так называемая «регеренация» — выделение из ОЯТ урана и плутония — процесс приводящий к существенному увеличению объёмов радиоактивных отходов. Именно в результате деятельности по «регенерации» ОЯТ оказались загрязнены огромные территории вокруг единственного действующего в стране завода по регенерации топлива на печально известном Комбинате «Маяк» в Челябинской области. Но этот завод из-за технологических ограничений не может обращаться с отработавшим топливом не только реакторов ВВЭР-ТОИ, но и «прототипов» ВВЭР-1200. Если есть намерения разрабатывать технологию регенерации топлива этих реакторов и строить новое предприятие для этого, то следует оценить как финансовые расходы на этот проект, так и его воздействие на окружающую среду.

Пока этого не сделано, ОВОС Курской АЭС-2 явно не полностью описывает воздействие объекта на окружающую среду – «забывать» про обращение с ОЯТ — общепринятая практика Росатома, но это по меньшей мере не честно.

Возможны ли аварии и катастрофы?

Очевидно, что оценка последствий аварий на реакторе, который никогда не был реализован в металле, может носить лишь теоретический, расчётный характер. Заверения разработчиков АЭС не могут быть проверены на практике, чем они активно пользуются, заявляя о «безопасности» нового реактора. В этом нет ничего нового, достаточно вспомнить, что точно также в начале 1980-х представители атомной индустрии доказывали «безопасность» чернобыльских реакторов РБМК-1000.

При запроектной аварии разработчики ОВОС рекомендуют лишь «исключить рыбную ловлю на водоёме-охладителе» (ОВОС, лист 297). Ни о возможности эвакуации населения, ни о таких мерах защиты людей как укрытие или йодная профилактика в ОВОС речи не идёт.

Дело в том, что разработчики ОВОС как правило рассматривают лишь самую «удобную» для себя запроектную аварию, необоснованно исключая из рассмотрения сценарии аварий, приводящих к более тяжёлым последствиям. Эта наиболее «удобная» авария описана в ОВОС на листах 56-57. В качестве исходного события такой аварии предлагается рассматривать «образование течи из первого контура во второй эквивалентным диаметром 100 мм». При этой аварии происходит выброс накопленных в реакторе радионуклидов прямо в атмосферу через быстродействующее редукционное устройство сброса пара в атмосферу (БРУ-А). Вобщем, почти как на Фукусиме-1 — сброс пара вместе со всей радиацией… Но — маленькая хитрость проектантов — постулируется, что «разгерметизация оболочек твэлов в данной аварии не происходит». Поэтому и расчётный радиоактивный выброс оказывается очень мал — всего 1,72*1010 Беккерель (Бк) цезия-137. Напомню, что, например, для современных реакторов в Финляндии выброс цензия-137 при запроектной аварии законодательно установлен в 1014 Бк, то есть в 5800 раз больше, чем утверждают разработчики ОВОС Курской АЭС-2.

Норматив установлен правительством Финляндии (Решение 395/1991), чтобы не дать представителям атомной промышленности приуменьшить последствия запроектных аварий. Следует принять во внимание, что, по последним оценкам, выброс цезия в результате катастрофы на АЭС «Фукусима-­1» был больше этого «потолка» в 400 раз и составил 4*1016 Бк.

Следует предположить, что в случае с ОВОС Курской АЭС-2 заказчики и разработчики ОВОС сознательно предприняли попытку существенно, более чем в 5 тысяч раз занизить последствия тяжёлой запроектной аварии, необоснованно исключив из рассмотрения возможные сценарии такой аварии, например, связанные с массовым разрушением трубчатки одного из парогенераторов.

Учтено ли мнение соседей?

Площадка Курской АЭС-2 расположена близ границы с Украиной: до границы по прямой менее 60 км, до г. Сумы примерно 100 км, до Шостки и Харькова – 150 км. Очевидно, что при определённых погодных условиях в следствие тяжёлой запроектной аварии на экспериментальном реакторе ВВЭР-ТОИ серьёзному загрязнению может подвергнуться густонаселённая территория Украины. При этом никакой информации о консультациях с Украиной в ОВОС не содержится. Ранее представители Росатома неоднократно заявляли о готовности проводить такие консультации «в духе Конвенции Эспоо». Правда эти заявления касались стран Евросоюза, территория которых может пострадать при катастрофах на Калининградской или Ленинградской АЭС. Пока не известно, будут ли предложены Украине проведение обсуждения проекта Курской АЭС-2 или в случае не евросоюзного соседа Росатом предпочтёт вовсе не рассматривать возможное трансграничное воздействыие новой АЭС.

Риски нового проекта

Всё же основной проблемой остаётся обоснованность намерений Госкорпорации «Росатом» начать широкомасштабное строительство реакторов ВВЭР-ТОИ на Курской и Смоленской АЭС, не проверив на практике работоспособность и безопасность реакторов ВВЭР-1200, которые являются прототипом для ВВЭР-ТОИ.

Говорит руководитель Эколого-правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин:

«Проект ВВЭР-ТОИ имеет свою специфику, которая должна быть проверена на практике. Сегодня не возможно оценить как будет работать та оптимизация процессов обслуживания, ремонта, обращения с РАО и т.д., которая предусмотрена проектом. А главное, нет уверенности (из-за отсутствия проверки на практике), что основное оборудование, такое как корпус реактора, парогенераторы и др., смогут проработать заявленный в проекте срок 60 лет. Остается не совсем ясным вопрос с топливом, которое намерены использовать в этом реакторе. Если это будет МОКС, то возникнут дополнительные вопросы, а возможно и проблемы с безопасностью».

bellona.ru

««Атомэнергопроект» завершил разработку проекта ВВЭР-ТОИ» в блоге «Энергетика и ТЭК»

Проект ВВЭР-ТОИ способен успешно конкурировать на мировом рынке за счет следующих факторов: разработчики добились снижения стоимости строительства на 17% и уменьшения эксплуатационных расходов почти на 10%; срок сооружения головного энергоблока приблизился к 48 месяцам.

Специалисты ОАО «Атомэнергопроект» (Москва) приступили к завершающей стадии выполнения работ по проекту ВВЭР-ТОИ – согласованию проекта с заказчиком (ОАО «Концерн Росэнергоатом») и подготовке комплектов документации для отправки на экспертизу в Госкорпорацию «Росатом» и Ростехнадзор.

Проект выполнен в современной информационной среде с обеспечением возможности управления информацией на протяжении всего жизненного цикла энергоблока.Кроме того, проведена актуализация нормативно-правовых актов, что позволяет применять инновационные технологии проектирования и сооружения.По словам заместителя генерального директора - директора по перспективному проектированию ОАО «Атомэнергопроект» Ильи Копытова, особое внимание отводится повышению безопасности энергоблока: «В проекте ВВЭР-ТОИ применяются системы безопасности, использующие активные и пассивные принципы работы. Технические решения гарантируют переход реакторной установки в безопасное состояние при различных комбинациях исходных событий, природных и техногенных, приводящих к потере всех источников электроснабжения».Для международной сертификации проекта ВВЭР-ТОИ планируется направить комплекты документации в Клуб Европейских эксплуатирующих организаций (EUR) и МАГАТЭ.В разработке проекта «ВВЭР-ТОИ», то есть типового проекта АЭС с оптимизированным и информатизированным энергоблоком большой мощности на базе технологии ВВЭР,  принимали участие ведущие организации отрасли: ОАО «Атомэнергопроект» (генеральный проектировщик), ОКБ «Гидропресс» (главный конструктор), НИЦ «Курчатовский институт» (научный руководитель), ОАО «ВНИИАЭС» (архитектор-инженер, генеральный конструктор АСУ ТП), ОАО «НИАЭП» совместно с компанией «Альстом»  (разработчик машинного зала).

sdelanounas.ru

Развитие и инновации

vver-toi2015.jpg

 

ВВЭР-ТОИ — это типовой проект двухблочной, оптимизированной по технико-экономическим показателям АЭС поколения III+ с реакторными установками технологии ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), разработанный в современной информационно-технологической среде проектирования.

 

Проект ВВЭР-ТОИ разработан на основе материалов проекта АЭС-2006, с максимальным учётом опыта, полученного отраслевыми организациями при создании последних проектов АЭС технологии ВВЭР (Ленинградская АЭС-2, Нововоронежская АЭС-2).

 

Применение базового варианта проекта ВВЭР-ТОИ в индивидуальных проектах различных АЭС не требует изменений основных концептуальных, конструктивных и компоновочных решений. Кроме того, разработан ряд дополнительных опций, расширяющих базовый функционал проекта ВВЭР-ТОИ:

 

  • повышенная сейсмостойкость основных зданий и сооружений АЭС

  • маневрирование выдаваемой мощностью

  • устойчивость к падению объектов на здание реактора (самолёт весом 400 т)

  • применение MOX-топлива

Проект ВВЭР-ТОИ направлен на обеспечение конкурентоспособности российской технологии ВВЭР на международном рынке и ориентирован на последующее серийное сооружение АЭС с ВВЭР-ТОИ как в России, так и за рубежом.

 

Требования, реализованные в проекте ВВЭР-ТОИ:

 

  • устойчивость при экстремальных внешних воздействиях и природных катаклизмах
  • соответствие принятым в мировой практике нормам и правилам
  • автономность при потере внешних источников электро- и водоснабжения
  • соответствие климатическим условиям от тропиков до северных регионов

На сегодняшний день проект ВВЭР-ТОИ реализуется на площадке Курской АЭС-2.

www.rosenergoatom.ru

ТОИ - первые впечатления / Энергичный блог / Publicatom

Разработка проекта ВВЭР-ТОИ вступает в новую фазу — стадию экспертизы и критики и доводки по их итогам.

Неизменяемая часть

Основные параметры ВВЭР-ТОИ были неоднократно озвучены в 2012 году. Электрическая мощность такого блока составит 1255 МВт(эл.). Значение к.п.д. — 38%. По коэффициенту готовности предполагается серьёзный рост — до 93%. Автономность блока — 72 часа, срок строительства — 40 месяцев (если точнее, то 48 месяцев для головного блока с перспективой снижения до 40 для серийного).

ВВЭР-ТОИ нельзя назвать революционным проектом. Он основан на референтных решениях АЭС-2006. Его РУ представляет собой модернизацию проекта В-392М (НВ АЭС-2). В проекте сохранён традиционный российский подход из комбинации пассивных и активных систем безопасности.

Своё название проект получил во времена пребывания в ГК «Росатом» П.Г.Щедровицкого. Хотя многие считают аббревиатуру ТОИ неудачной, она по-прежнему сохраняет свой статус официальной.

Буква «Т» означает слово «типизированный». По условию задачи, блоки с ВВЭР-ТОИ должны быть пригодны к размещению без значительных изменений в самых разных климатических, сейсмологических и т.п. зонах — от севера России до жарких тропиков, от регионов с умеренным климатом до зон ураганов, торнадо и наводнений.

В генплан станции входит до 200 объектов, включая здания и коммуникации. Стандартизовать весь этот список невозможно, да и не нужно. Поэтому в проекте ВВЭР-ТОИ выделена так называемая неизменяемая часть, ответственная за безопасность. Что до вспомогательных сооружений — в том числе, схемы выдачи мощности, гидротехнических сооружений и объектов системы физзащиты — то их по-прежнему придётся привязывать к конкретной площадке.

В России имеется три АЭП, причём два из них уже работают над проектами станций с ВВЭР-ТОИ. В каждом из них немало грамотных специалистов, желающих внести в проект свой личный вклад. Создатели ВВЭР-ТОИ относятся к этому с осторожностью — неизменяемая часть проекта обязана оставаться неизменной, иначе мы никогда не сможем уйти от сегодняшнего положения дел с «зоопарком» непохожих друг на друга блоков.

Важный шаг к серийности и типизации — создание отраслевого каталога оборудования. Но это благое начинание может пустить под откос принятая в России система госзакупок и лицензирования.

Наши новые блоки лицензируются последовательно, один за другим, и процесс этот длительный. Если приобретать оборудование только после получения лицензии на строительство, то для каждого блока придётся объявлять отдельный конкурс. В этом случае нет никакой гарантии, что блоки на одной и той же площадке не окажутся непохожими.

Выход из этой ситуации предполагает определённую долю коммерческого риска. Нормативная база и единый отраслевой стандарт закупок ГК «Росатом» не запрещают заказывать оборудование сразу на все новые блоки на площадке. Теоретически может случиться так, что, допустим, первый и второй блоки новой станции будут лицензированы, а третий и четвёртый — нет. Тогда атомщики останутся с партией заказанного, но не востребованного оборудования на руках.

Однако история показывает, что вероятность подобного развития событий мала, и станции со временем достраиваются, как минимум, до четырёх блоков. Поэтому конкурсы по оборудованию для Курской АЭС-2 и турецкой АЭС «Аккую» будут проводиться по четырём блокам каждый. Рассматривается даже вариант объединения обоих конкурсов в один — то есть, заказ оборудования для восьми блоков сразу.

Коэффициент готовности и сроки строительства

Достижимо ли значение коэффициента готовности 93%? Опыт работы действующих российских блоков показывает, что за эту величину можно побороться.

Так, в 2012 году среднее значение КИУМ по станциям «Росэнергоатома» едва ли не впервые в истории превысило 85%, а средний коэффициент готовности подошёл к 88%. На четырёх блоках (№№3-4 Балаковской, №2 Ростовской и №3 Калининской) коэффициент готовности в ушедшем году по факту превысил 90%.

Как можно двигаться дальше? Один из путей повышения коэффициента готовности связан с более тщательной подготовкой к началу средних и капитальных ремонтов. Работы по подготовке полярного крана, перегрузмашины и другого важного для обеспечения ППР оборудования могут начинаться за двое-трое суток до начала собственно ППР. Соответствующая норма в СанПиНе появится уже в 2013 году.

Второй путь — изменение длительности межремонтного периода. Сегодня РТН требует проводить каждые четыре года полную выгрузку активной зоны для проверки металла корпуса реактора и систем первого контура. В концерне надеются, что в 2013 году заданное значение будет заменено на норму с обоснованием. Действительно, сроки проверок могли бы отличаться для блоков различных поколений, и для новых реакторов интервалы между проверками могут быть обоснованно увеличены.

Следует отметить, что по второму пути уже сейчас идёт китайская эксплуатирующая организация на АЭС «Тяньвань». Она обратилась к российской стороной с просьбой подготовить обоснование для увеличения периодичности контроля до восьми лет. Такое обоснование в прошлом году было выполнено, и сейчас китайские атомщики намерены передать его для рассмотрения в свой орган атомнадзора.

Заявленные для ВВЭР-ТОИ сроки строительства — 48 месяцев до готовности головного блока к физпуску — также реально обеспечить. Есть два фактора, оптимизация которых позволит в сумме обеспечить сокращение сроков на требуемый год от нынешних 60 месяцев.

Первый из них — должная организация подготовительного периода и сокращение времени на ожидание (поставок, рабочей силы, документации и т.д.). Здесь реально получить выигрыш до шести месяцев. Второй, равный по выигрышу фактор — использование в проекте ВВЭР-ТОИ новых технологий, таких как укрупнение трубопроводов, оборудования и металлоконструкций, использование несъёмной опалубки, переход на фибробетон и так далее.

Оптимизация

Оптимизация связана с буквой «О» в названии ВВЭР-ТОИ. По данному направлению за три года была проделана немалая работа.

Так, в главном корпусе оптимизированы системы вентиляции и схема обращения с радиоактивными отходами. Внесены изменения в процедуру доставки топлива — оно больше не будет подвозиться к порталам блоков по железной дороге; топливо на станции теперь будет перегружаться на автомобиль.

Перекомпонованы основные здания главного корпуса с целью сокращения коммуникаций, в том числе, для трубопроводов ответственных потребителей. Также перенесено здание электроснабжения нормальной эксплуатации — если на НВ АЭС-2 оно располагается сбоку машзала, то на блоках с ВВЭР-ТОИ ему найдено место между машзалом и зданием реактора, что даёт значительный выигрыш по длине кабелей.

Всего, по сравнению с проектом НВ АЭС-2, площадь промплощадки и периметр физзащиты для проекта ВВЭР-ТОИ сократятся на четверть. Выигрыш по длине трубопроводов ответственных потребителей составит 40%.

В реакторной установке самое серьёзное оптимизационное решение — переход на схему параллельного расположения парогенераторов, предлагавшуюся ещё для ВВЭР-1500. В результате ожидается оптимизация процессов обслуживания и ремонта. Кроме этого, такая схема позволяет вынести под палубу обслуживания гидроёмкости первой ступени и, соответственно, разгрузить эту палубу для нужд ремонтников.

В денежном выражении проект ВВЭР-ТОИ пока выглядит достойно. В сводном сметном расчёте проекта фигурирует стоимость строительства порядка 2500 долларов за киловатт. Как и любая бумажная оценка, она почти наверняка окажется заниженной по сравнению с реальностью. Но о 2700-2800 долларах за установленный киловатт можно говорить с большой уверенностью.

АСУ ТП, парогенераторы, турбины

АСУ ТП для проекта ВВЭР-ТОИ будет на первых порах мало отличаться от системы, реализуемой на блоках с АЭС-2006. Однако в будущем было бы желательным перейти на отечественное оборудование, то есть, обойтись без помощи AREVA и «Siemens».

Среди других направлений развития АСУ ТП на перспективу можно выделить работу по сокращению числа точек контроля и исполнительных механизмов, которое в нынешних российских проектах ряд специалистов считает избыточным.

Настоящим революционным изменением в АСУ ТП стал бы переход на датчики, использующие волоконную оптику вместо кабелей. Если это удастся реализовать, то выигрыш можно получить сразу по многим параметрам — пожаробезопасности, стоимости, уходу от кабельных трасс и так далее.

По-прежнему звучат голоса сомневающихся в том, что корпуса реакторов, парогенераторы и другое основное оборудование смогут проработать заявленный для ВВЭР-ТОИ срок 60 лет. Есть надежда, однако, что поставленный рубеж в 60 лет будет взят. В частности, для корпусов залогом успеха может стать переход на стали с пониженным содержанием никеля.

И наконец, вопрос о турбинах. Пока что проект ВВЭР-ТОИ ориентируется на машзал с турбинным оборудованием, которое должно будет выпускать совместное предприятие ГК «Росатом» с компанией «Alstom».

По предварительным оценкам, французская турбина не будет слишком сильно отличаться по техническим характеристикам от турбин украинского «Турбоатома» или новой разработки тихоходной турбины от «Силовых машин». А вот в цене турбин могут быть значительные различия, и не обязательно в пользу французского оборудования.

В конце декабря гендиректор «Росэнергоатома» Евгений Романов пояснил, что концерн не собирается исключать «Турбоатом» и «Силмаш» из числа возможных поставщиков турбинного оборудования. Более того, Романов считает, что «как минимум, у нас должно быть два поставщика этих турбин». Соответственно, в проекте ВВЭР-ТОИ может появиться опциональный вариант машзала.

Материал atominfo.ru

publicatom.ru

ВВЭР-ТОИ - первые впечатления | Атомная энергия 2.0

Разработка проекта ВВЭР-ТОИ вступает в новую фазу — стадию экспертизы и критики и доводки по их итогам.

Неизменяемая часть

Основные параметры ВВЭР-ТОИ были неоднократно озвучены в 2012 году. Электрическая мощность такого блока составит 1255 МВт(эл.). Значение к.п.д. — 38%. По коэффициенту готовности предполагается серьёзный рост — до 93%. Автономность блока — 72 часа, срок строительства — 40 месяцев (если точнее, то 48 месяцев для головного блока с перспективой снижения до 40 для серийного).

ВВЭР-ТОИ нельзя назвать революционным проектом. Он основан на референтных решениях АЭС-2006. Его РУ представляет собой модернизацию проекта В-392М (НВ АЭС-2). В проекте сохранён традиционный российский подход из комбинации пассивных и активных систем безопасности.

Своё название проект получил во времена пребывания в ГК «Росатом» П.Г.Щедровицкого. Хотя многие считают аббревиатуру ТОИ неудачной, она по-прежнему сохраняет свой статус официальной.

Буква «Т» означает слово «типизированный». По условию задачи, блоки с ВВЭР-ТОИ должны быть пригодны к размещению без значительных изменений в самых разных климатических, сейсмологических и т.п. зонах — от севера России до жарких тропиков, от регионов с умеренным климатом до зон ураганов, торнадо и наводнений.

В генплан станции входит до 200 объектов, включая здания и коммуникации. Стандартизовать весь этот список невозможно, да и не нужно. Поэтому в проекте ВВЭР-ТОИ выделена так называемая неизменяемая часть, ответственная за безопасность. Что до вспомогательных сооружений — в том числе, схемы выдачи мощности, гидротехнических сооружений и объектов системы физзащиты — то их по-прежнему придётся привязывать к конкретной площадке.

В России имеется три АЭП, причём два из них уже работают над проектами станций с ВВЭР-ТОИ. В каждом из них немало грамотных специалистов, желающих внести в проект свой личный вклад. Создатели ВВЭР-ТОИ относятся к этому с осторожностью — неизменяемая часть проекта обязана оставаться неизменной, иначе мы никогда не сможем уйти от сегодняшнего положения дел с «зоопарком» непохожих друг на друга блоков.

Важный шаг к серийности и типизации — создание отраслевого каталога оборудования. Но это благое начинание может пустить под откос принятая в России система госзакупок и лицензирования.

Наши новые блоки лицензируются последовательно, один за другим, и процесс этот длительный. Если приобретать оборудование только после получения лицензии на строительство, то для каждого блока придётся объявлять отдельный конкурс. В этом случае нет никакой гарантии, что блоки на одной и той же площадке не окажутся непохожими.

Выход из этой ситуации предполагает определённую долю коммерческого риска. Нормативная база и единый отраслевой стандарт закупок ГК «Росатом» не запрещают заказывать оборудование сразу на все новые блоки на площадке. Теоретически может случиться так, что, допустим, первый и второй блоки новой станции будут лицензированы, а третий и четвёртый — нет. Тогда атомщики останутся с партией заказанного, но не востребованного оборудования на руках.

Однако история показывает, что вероятность подобного развития событий мала, и станции со временем достраиваются, как минимум, до четырёх блоков. Поэтому конкурсы по оборудованию для Курской АЭС-2 и турецкой АЭС «Аккую» будут проводиться по четырём блокам каждый. Рассматривается даже вариант объединения обоих конкурсов в один — то есть, заказ оборудования для восьми блоков сразу.

Коэффициент готовности и сроки строительства

Достижимо ли значение коэффициента готовности 93%? Опыт работы действующих российских блоков показывает, что за эту величину можно побороться.

Так, в 2012 году среднее значение КИУМ по станциям «Росэнергоатома» едва ли не впервые в истории превысило 85%, а средний коэффициент готовности подошёл к 88%. На четырёх блоках (№№3-4 Балаковской, №2 Ростовской и №3 Калининской) коэффициент готовности в ушедшем году по факту превысил 90%.

Как можно двигаться дальше? Один из путей повышения коэффициента готовности связан с более тщательной подготовкой к началу средних и капитальных ремонтов. Работы по подготовке полярного крана, перегрузмашины и другого важного для обеспечения ППР оборудования могут начинаться за двое-трое суток до начала собственно ППР. Соответствующая норма в СанПиНе появится уже в 2013 году.

Второй путь — изменение длительности межремонтного периода. Сегодня РТН требует проводить каждые четыре года полную выгрузку активной зоны для проверки металла корпуса реактора и систем первого контура. В концерне надеются, что в 2013 году заданное значение будет заменено на норму с обоснованием. Действительно, сроки проверок могли бы отличаться для блоков различных поколений, и для новых реакторов интервалы между проверками могут быть обоснованно увеличены.

Следует отметить, что по второму пути уже сейчас идёт китайская эксплуатирующая организация на АЭС «Тяньвань». Она обратилась к российской стороной с просьбой подготовить обоснование для увеличения периодичности контроля до восьми лет. Такое обоснование в прошлом году было выполнено, и сейчас китайские атомщики намерены передать его для рассмотрения в свой орган атомнадзора.

Заявленные для ВВЭР-ТОИ сроки строительства — 48 месяцев до готовности головного блока к физпуску — также реально обеспечить. Есть два фактора, оптимизация которых позволит в сумме обеспечить сокращение сроков на требуемый год от нынешних 60 месяцев.

Первый из них — должная организация подготовительного периода и сокращение времени на ожидание (поставок, рабочей силы, документации и т.д.). Здесь реально получить выигрыш до шести месяцев. Второй, равный по выигрышу фактор — использование в проекте ВВЭР-ТОИ новых технологий, таких как укрупнение трубопроводов, оборудования и металлоконструкций, использование несъёмной опалубки, переход на фибробетон и так далее.

Оптимизация

Оптимизация связана с буквой «О» в названии ВВЭР-ТОИ. По данному направлению за три года была проделана немалая работа.

Так, в главном корпусе оптимизированы системы вентиляции и схема обращения с радиоактивными отходами. Внесены изменения в процедуру доставки топлива — оно больше не будет подвозиться к порталам блоков по железной дороге; топливо на станции теперь будет перегружаться на автомобиль.

Перекомпонованы основные здания главного корпуса с целью сокращения коммуникаций, в том числе, для трубопроводов ответственных потребителей. Также перенесено здание электроснабжения нормальной эксплуатации — если на НВ АЭС-2 оно располагается сбоку машзала, то на блоках с ВВЭР-ТОИ ему найдено место между машзалом и зданием реактора, что даёт значительный выигрыш по длине кабелей.

Всего, по сравнению с проектом НВ АЭС-2, площадь промплощадки и периметр физзащиты для проекта ВВЭР-ТОИ сократятся на четверть. Выигрыш по длине трубопроводов ответственных потребителей составит 40%.

В реакторной установке самое серьёзное оптимизационное решение — переход на схему параллельного расположения парогенераторов, предлагавшуюся ещё для ВВЭР-1500. В результате ожидается оптимизация процессов обслуживания и ремонта. Кроме этого, такая схема позволяет вынести под палубу обслуживания гидроёмкости первой ступени и, соответственно, разгрузить эту палубу для нужд ремонтников.

В денежном выражении проект ВВЭР-ТОИ пока выглядит достойно. В сводном сметном расчёте проекта фигурирует стоимость строительства порядка 2500 долларов за киловатт. Как и любая бумажная оценка, она почти наверняка окажется заниженной по сравнению с реальностью. Но о 2700-2800 долларах за установленный киловатт можно говорить с большой уверенностью.

АСУ ТП, парогенераторы, турбины

АСУ ТП для проекта ВВЭР-ТОИ будет на первых порах мало отличаться от системы, реализуемой на блоках с АЭС-2006. Однако в будущем было бы желательным перейти на отечественное оборудование, то есть, обойтись без помощи AREVA и «Siemens».

Среди других направлений развития АСУ ТП на перспективу можно выделить работу по сокращению числа точек контроля и исполнительных механизмов, которое в нынешних российских проектах ряд специалистов считает избыточным.

Настоящим революционным изменением в АСУ ТП стал бы переход на датчики, использующие волоконную оптику вместо кабелей. Если это удастся реализовать, то выигрыш можно получить сразу по многим параметрам — пожаробезопасности, стоимости, уходу от кабельных трасс и так далее.

По-прежнему звучат голоса сомневающихся в том, что корпуса реакторов, парогенераторы и другое основное оборудование смогут проработать заявленный для ВВЭР-ТОИ срок 60 лет. Есть надежда, однако, что поставленный рубеж в 60 лет будет взят. В частности, для корпусов залогом успеха может стать переход на стали с пониженным содержанием никеля.

И наконец, вопрос о турбинах. Пока что проект ВВЭР-ТОИ ориентируется на машзал с турбинным оборудованием, которое должно будет выпускать совместное предприятие ГК «Росатом» с компанией «Alstom».

По предварительным оценкам, французская турбина не будет слишком сильно отличаться по техническим характеристикам от турбин украинского «Турбоатома» или новой разработки тихоходной турбины от «Силовых машин». А вот в цене турбин могут быть значительные различия, и не обязательно в пользу французского оборудования.

В конце декабря гендиректор «Росэнергоатома» Евгений Романов пояснил, что концерн не собирается исключать «Турбоатом» и «Силмаш» из числа возможных поставщиков турбинного оборудования. Более того, Романов считает, что «как минимум, у нас должно быть два поставщика этих турбин». Соответственно, в проекте ВВЭР-ТОИ может появиться опциональный вариант машзала.

www.atomic-energy.ru

ВВЭР-ТОИ

ВВЭР-ТОИ В-510 – типовой оптимизированный и информатизированный проект двухблочной АЭС с реактором ВВЭР-1300 водо-водяной энергетический реактор, выполняемый в современной информационной среде и в соответствии с требованиями ядерной и радиационной безопасности

По итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 22 июля 2009 года, Госкорпорация «Росатом» реализует программу строительства атомных энергоблоков в России Масштабы развития АЭС до 2020 года определены, исходя из прогнозируемых возможностей энергомашиностроения по ежегодному выпуску основного оборудования АЭС с типовым энергоблоком ВВЭР и возможностей атомного строительного энергокомплекса по параллельному вводу основного оборудования на разных площадках

Разработка проекта «ВВЭР-ТОИ» выполняется на базе проектных материалов, разработанных для проекта АЭС-2006, с максимальным учётом опыта, полученного отраслевыми организациями при разработке последних проектов АЭС, основанных на технологии ВВЭР Нововоронежская АЭС-2

В проекте «ВВЭР-ТОИ» учитывается опыт сооружения и эксплуатации АЭС с ВВЭР как в России, так и за рубежом Проектные решения оптимизированы с целью минимизации отказов, отрицательно влияющих на экономические показатели энергоблока

Двухблочная АЭС с энергоблоком ВВЭР-ТОИ

Содержание

  • 1 Цель
  • 2 Задачи
  • 3 Основные технико-экономические показатели
  • 4 Исходные требования к проекту
  • 5 Принципы обеспечения безопасности
    • 51 Защита населения и окружающей среды
    • 52 Барьеры безопасности
    • 53 Защита АЭС от внешних воздействий
    • 54 Управление тяжёлыми авариями
  • 6 Отличительные особенности проекта
    • 61 Типовой проект
    • 62 Инновационные технологии проектирования
  • 7 Возможность модернизации
  • 8 Центр виртуального прототипирования
  • 9 Сроки реализации проекта
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Цельправить

Цель разработки проекта «ВВЭР-ТОИ» – создание типового оптимизированного, информатизированного проекта энергоблока технологии ВВЭР нового поколения III+1, удовлетворяющего набору целевых параметров с использованием современных информационных и управленческих технологийПроект «ВВЭР-ТОИ» направлен на обеспечение конкурентоспособности российской технологии ВВЭР на международном рынке и ориентирован на последующее серийное сооружение АЭС с ВВЭР-ТОИ как в России, так и за рубежом

Задачиправить

  1. Разработка типового проекта энергоблока АЭС на базе оптимизированных технических решений проекта АЭС-2006
  2. Создание информационной модели энергоблока и обеспечение её дальнейшего информационного сопровождения на всех стадиях жизненного цикла АЭС
  3. Создание единого информационного пространства для работы территориально распределенных участников Проекта, в частности разработка портальных и интеграционных решений
  4. Создание современного инструментария для проектирования и конструирования с обеспечением передачи всей необходимой информации на последующие стадии жизненного цикла энергоблока АЭС
  5. Создание системы управления закупками, поставками и автоматизированной идентификации оборудования
  6. Создание системы моделирования сооружения энергоблока, обеспечивающей взаимодействие в режиме реального времени между системой проектирования, системой управления закупками оборудования и системой управления сроками сооружения энергоблока2

Основные технико-экономические показателиправить

№п/п Наименование характеристики Величина
1 Срок службы, лет:- энергоблок - реакторная установка 6060
2 Мощность энергоблока, МВт:- электрическая брутто, гарантийный режим - тепловая, передаваемая в машинный зал 12553300
3 Максимальное расчётное землетрясение, баллы по шкале MSK-64:- базовое значение - для конструкций и узлов, выполняющих функции безопасности за счёт дополнительных мероприятий 89
4 Проектное землетрясение, баллы по шкале MSK-64 7
5 Время обеспечения автономности работы станции в случае запроектной аварии, ч 72
6 Турбина тихоходная
7 Срок сооружения АЭС от первого бетона до физического пуска для серийного блока, месяцы 40
8 Снижение расчётной стоимости сооружения для серийного блока по сравнению с первым блоком Нововоронежской АЭС-2, % 20
9 Снижение проектных эксплуатационных затрат энергоблока по сравнению с четвёртым блоком Балаковской АЭС, % 10

Исходные требования к проектуправить

  1. Устойчивость при экстремальных внешних воздействиях и природных катаклизмах
  2. Соответствие принятым в мировой практике нормам и правилам
  3. Соответствие климатическим условиям от тропиков до северных регионов
  4. Автономность при потере внешних источников электро- и водоснабжения

Принципы обеспечения безопасностиправить

Принципы обеспечения безопасности

Защита населения и окружающей средыправить

Обеспечение радиационной безопасности организуется и осуществляется в целях предотвращения недопустимого воздействия источников ионизирующего излучения на персонал, население и окружающую среду в районе размещения АЭСКонцепция по обеспечению радиационной и ядерной безопасности в проекте «ВВЭР-ТОИ» основана на:

  • требованиях отечественных действующих правил и норм по безопасности в области атомной энергетики применительно к специфике разрабатываемого энергоблока с учётом их дальнейшего развития;
  • современной философии и принципах безопасности, выработанных мировым ядерным сообществом и закрепленных в нормах безопасности МАГАТЭ;
  • публикациях Международной консультативной группы по ядерной безопасности INSAG, требованиях EUR;
  • комплексе отработанных и проверенных эксплуатацией технических решений с учётом работ по их совершенствованию, направленных на устранение выявленных в процессе эксплуатации «слабых звеньев»;
  • верифицированных и аттестованных расчётных методах, кодах и программах, отработанной методологии анализа безопасности, достоверной базе данных;
  • организационных и технических мерах по предотвращению и ограничению последствий тяжёлых аварий, которые разработаны по результатам исследований в области тяжёлых аварий;
  • опыте разработки установок нового поколения повышенной безопасности;
  • обеспечении низкой чувствительности к ошибкам и ошибочным решениям персонала;
  • обеспечении низких рисков значительных выбросов радиоактивных веществ при авариях;
  • обеспечении возможности выполнения функций безопасности без подвода энергии извне и управления через интерфейс «человек-машина»;
  • обеспечении отсутствия необходимости эвакуации населения, проживающего вблизи АЭС, при тяжёлых авариях

Барьеры безопасностиправить

Барьеры безопасности

В проекте «ВВЭР-ТОИ» реализованы следующие принципы современной концепции многократной глубоко эшелонированной защиты:

  • создание ряда последовательных барьеров на пути выхода в окружающую среду накопленных при эксплуатации радиоактивных продуктов Для АЭС с реакторами ВВЭР такими барьерами являются ядерное топливо топливная матрица и герметичные оболочки твэлов, границы контура теплоносителя, охлаждающего активную зону реактора корпус реактора, компенсаторы давления, главные циркуляционные насосы, коллекторы парогенераторов, трубопроводы первого контура и соединенных с ним систем, теплообменные трубки парогенераторов и герметичные ограждения помещений, внутри которых размещено оборудование и трубопроводы реакторной установки;
  • высокий уровень надежности за счёт реализации специальных требований к обеспечению и контролю качества при конструировании, изготовлении и монтаже, поддержание достигнутого уровня при эксплуатации за счёт проведения контроля и диагностики непрерывных или периодических состояния физических барьеров и устранения обнаруженных дефектов, повреждений и отказов;
  • создание защитных и локализующих систем, предназначенных для предотвращения повреждений физических барьеров, ограничения или снижения размеров радиационных последствий при возможных нарушениях пределов и условий нормальной эксплуатации и аварийных ситуаций

Защита АЭС от внешних воздействийправить

Защита от внешних воздействий

Внешние природные и техногенные воздействия, характеризующие условия площадки, принимаются с учётом обеспечения возможности строительства АЭС с энергоблоком ВВЭР-ТОИ в различных природно-географических регионах, а также в регионах, характеризующихся различными техногенными воздействиямиНаиболее значимыми воздействиями, параметры которых существенно повлияли на технические решения проекта «ВВЭР-ТОИ», являются:

  • сейсмические воздействия;
  • воздействия, связанные с падением самолёта;
  • воздействие внешней воздушной ударной волны;
  • наводнения и штормы;
  • ураганы и смерчи

Системы и элементы АЭС в составе базового варианта проекта разработаны исходя из следующих природных и техногенных проектных воздействий:

  • максимального расчётного землетрясения МРЗ до 8 баллов по шкале MSK-64 с максимальным горизонтальным ускорением на свободной поверхности грунта 0,25g;
  • проектного землетрясения ПЗ до 7 баллов по шкале MSK-64 с максимальным горизонтальным ускорением на свободной поверхности грунта 0,12g;
  • падения самолёта массой 20 т со скоростью 215 м/с в качестве проектного исходного события;
  • падения тяжёлого самолёта массой 400 т со скоростью 150 м/с в качестве запроектного исходного события с учётом возгорания топлива; для этого события проект обеспечивает отсутствие выхода радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • внешней ударной волны с давлением сжатия во фронте 30 кПа и продолжительностью фазы сжатия до 1 с;
  • расчётной максимальной скорости ветра до 56 м/с

Управление тяжёлыми авариямиправить

Устройство локализации расплава Процесс моделирования сооружения АЭС

Современные АЭС отличает беспрецедентно низкий риск распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду Это достигается за счёт новейших защитных и локализующих технологий системы безопасностиВ проекте «ВВЭР-ТОИ» принята в качестве базового варианта конфигурация, построенная на двухканальной структуре активных систем безопасности без внутреннего резервирования и четырёхканальной структуре пассивных систем безопасностиСостав активных систем безопасности:

  • система аварийного и планового расхолаживания и охлаждения бассейна выдержки;
  • система аварийного ввода бора;
  • система аварийного расхолаживания парогенераторов;
  • система аварийного электропитания дизель-генераторы

Состав пассивных систем безопасности:

  • пассивная часть системы аварийного охлаждения зоны;
  • система пассивного залива активной зоны;
  • система подачи воды бассейна выдержки в первый контур;
  • система пассивного отвода тепла от парогенераторов;
  • система защиты первого контура от превышения давления;
  • система защиты второго контура от превышения давления;
  • быстродействующая редукционная установка;
  • система аварийного газоудаления;
  • система аварийного электропитания аккумуляторы;
  • пассивная система фильтрации протечек из внутренней оболочки

В качестве одного из средств управления запроектными авариями в состав проекта «ВВЭР-ТОИ» входит устройство локализации расплава активной зоны УЛР – уникальная российская технология безопасности, которая обеспечивает гарантированное управление безопасностью благодаря локализации и охлаждению расплава при тяжёлой запроектной аварии на внекорпусной стадии локализации расплава В рамках проекта «ВВЭР-ТОИ» выполняются работы по оптимизации технических решений проекта устройства локализации расплава с целью снижения стоимостных показателей и параллельному обоснованию эффективности работы УЛР Предполагается достичь значительного уменьшения габаритных размеров корпуса УЛР и массы жертвенных материалов, а также перейти к модульной конструкции корпуса УЛР, что позволит облегчить вопросы транспортировки крупногабаритного оборудования на площадку сооружения АЭС

Предусматриваемое в проекте «ВВЭР-ТОИ» сочетание пассивных и активных систем безопасности обеспечивает отсутствие разрушения активной зоны в течение не менее 72 часов с начала возникновения тяжёлой запроектной аварии при любом сценарии её развития, а технические решения проекта гарантируют переход реакторной установки в безопасное состояние при любых комбинациях исходных событий природных и техногенных, приводящих к потере всех источников электроснабжения, что существенно повышает конкурентоспособность проекта на внешнем и внутреннем рынках производства электроэнергии3

Отличительные особенности проектаправить

Генеральный план АЭС с ВВЭР-ТОИ

Типовой проектправить

Проект «ВВЭР-ТОИ» является основой разработки проектов серийного строительства атомных станций на площадках с широким диапазоном природно-климатических условий, в расчёте на весь спектр внутренних экстремальных и внешних техногенных воздействий, характерных для всех потенциальных площадок строительства Проект разрабатывается таким образом, чтобы его применение в индивидуальных проектах различных АЭС не требовало изменений основных концептуальных, конструктивных и компоновочных решений, а также дополнительных анализов безопасности и других обосновывающих документов, представляемых в государственные надзорные органы для получения лицензий на строительство

Инновационные технологии проектированияправить

  1. Единое информационное пространство проектирования – мультиплатформенный программно-аппаратный комплекс управления инженерными данными для конструирования и проектирования, а также организации коммуникаций между территориально распределенными участниками проекта
  2. Расширенный функциональный анализ основан на расширенном применении стандартов МАГАТЭ – практическая основа для уточнения задания на автоматизацию технологических процессов АЭС и проектирования организационно-функциональной структуры эксплуатации и обоснованного расчёта штатного коэффициента
  3. MultiD-проектирование – развитие опыта «полевого инжиниринга», существенно повышающего возможности управления проектом за счёт детальной проработки технологических решений по строительству и монтажу оборудования

Возможность модернизацииправить

3D-проект энергоблока ВВЭР-ТОИ

Схемные решения, конструкция оборудования, систем и сооружений энергоблока ВВЭР-ТОИ обеспечивают возможность его модернизации, позволяющей:

  • повышать годовую энерговыработку например, за счёт повышения КИУМ, сокращения времени плановых и неплановых простоев и тд;
  • уменьшать энергопотребление собственных нужд;
  • снижать потери электрической и тепловой энергии;
  • улучшать условия работы персонала;
  • поддерживать должный уровень безопасности, следуя всевозрастающим требованиям нормативных документов и необходимости периодического получения разрешений на эксплуатацию в период проектного срока службы АЭС

Центр виртуального прототипированияправить

Центр виртуального прототипирования

Центр виртуального прототипирования – это комплекс программно-технических средств, позволяющих визуализировать проектные и конструкторские модели Он представляет собой сферу диаметром 6 м, в центре которой на прозрачной стеклянной площадке, на высоте 2 м, зрителям демонстрируется изображение в 3D-формате Это позволяет достичь эффекта полного погружения в виртуальную средуПрактическое применение комплекса:

  • интерактивное управление моделью АЭС;
  • планирование и анализ проектных решений;
  • отработка процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта АЭС;
  • моделирование действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • возможность использования в качестве полигона для ситуационно-кризисного центра
CAVE Cave Automatic Virtual Environment или «пещера» – система виртуальной реальности полного погружения

В настоящее время в России нет аналогичных технических реализаций при проектировании сложных технологических объектов Такой способ демонстрации применяется пока только в оборонной промышленности, крупных автомобильных корпорациях и авиастроении4

Сроки реализации проектаправить

В этой статье не хватает ссылок на источники информации Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удаленаВы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источникиЭта отметка установлена 19 января 2015 года
Моделирование монтажа купола здания реактора

2009 год:

  • 22 июля 2009 года принято решение Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России о начале проекта в рамках краткосрочного приоритета развития ядерных технологий в РФ;
  • стадия инициирования работ по проекту

2010 год:

  • концептуальная модель ядерного острова и энергоблока ВВЭР-ТОИ;
  • создание организации-держателя базовой технологии, оснащённой современными инструментами проектирования и конструирования

2011 год:

  • 3D-проект ядерного острова и энергоблока;
  • выполнение расчётных обоснований безопасности

2012 год:

  • MultiD-проект АЭС с ВВЭР-ТОИ;
  • формирование пакета актуализированных нормативно-технических документов в целях обеспечения применения в проекте новых технологий проектирования и сооружения

2016 год:

  • Начались полномасштабные строительные работы по проекту ВВЭР-ТОИ на Курской АЭС-25

Примечанияправить

  1. ↑ eceuropaeu/research/press/2009/pdf/fisa/heikinheimopdf, Gen III/III+ Nuclear Reactors RESEARCH NEEDES AND CHALLENGES, FISA 2009, Prague
  2. ↑ wwwaepru/activity/prospective/2006, ОАО «Атомэнергопроект»
  3. ↑ АЮ Кучумов, АЮ Алаев «Концепция безопасности проекта «ВВЭР-ТОИ» // Росэнергоатом — 2011 — № 4
  4. ↑ wwwrosenergoatomru/wps/wcm/connect/rosenergoatom/site/journalist/presscenter/news/1453c60047ae2dee813f9932dd078209, Управление информации и общественных связей ОАО «Концерн Росэнергоатом»
  5. ↑ tassru/tek/3366202,На Курской АЭС-2 начались полномасштабные строительные работы

Ссылкиправить

  • wwwrosatomru
  • wwwrosenergoatomru
  • wwwi-russiaru
  • wwwaepru
  • wwwniaepru
Ядерные реакторы СССР и России Исследовательские Промышленныеоружейные Энергетические Судовые Космические
Исторические Действующие Строящиеся
Ф-1 БР-2,-5,-10 РГ-1М ВВР-С
НИИАР: БОР-60 СМ МИР РБТ РБТ-6,РБТ-10 ВК-50

ОИЯИ: ИБР-2ПИЯФ: ВВР-МНИЦ КИ: ИР-8 АргусНИФХИ: ВВР-цИРМ: ИВВ-2СГУ: ИР-1001

НИТИ: 
НИИАР: МБИРПИЯФ: ПИК
Плутониевые
А-1 АВ-1 АВ-3 АИ АДЭ-1,-2,-3,-4,-5,-6
ВВЭР список РБМК список БН Другие
ВВЭР-210 ВВЭР-365 ВВЭР-440 ВВЭР-1000 ВВЭР-1200 ВВЭР-1300
РБМК-1000 РБМК-1500 РБМКП-2400 МКЭР-1500
БН-350 БН-600 БН-800 БН-1200
ЭГП-6 БРЕСТ СВБР ВТГР-300 ВБЭР-300 АСТ-500ПАТЭС: КЛТ-40 РИТМ 200
Водо-водяные Жидкометаллические
Подводных лодок: ВМ-А ВМ-4 ОК-650Надводных кораблей: ОК-150ОК-900 ОК-900А КН-З КЛТ-40 РИТМ 200
РМ-1 БМ-40А ОК-550
Ромашка Бук Топаз Тополь Енисей
  1. ↑ На территории Крымского полуострова, присоединение которого к России не получило международного признания

ВВЭР-ТОИ Информация о

ВВЭР-ТОИВВЭР-ТОИ

ВВЭР-ТОИ Информация Видео

ВВЭР-ТОИ Просмотр темы.

ВВЭР-ТОИ что, ВВЭР-ТОИ кто, ВВЭР-ТОИ объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Российский проект для большого мира / Идеи и люди / Независимая газета

ядерный реактор, энергетика, мирный атом, росатом Энергоблок и машинный зал ВВЭР-ТОИ.

Для большинства людей самая хорошая новость об атомной энергетике – это отсутствие новостей. Но молчать накануне профессионального праздника, Дня энергетика, о достижениях самой инновационной и конкурентоспособной на сегодняшний день отрасли российской экономики было бы несправедливо. Отечественный мирный атом переживает настоящий ренессанс. В России функционируют 34 энергоблока, которые дают около 16,5% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. В 2011 году российскими АЭС был достигнут рекордный уровень выработки электроэнергии, а ОАО «Концерн «Росэнергоатом», занимающийся эксплуатацией всех отечественных атомных станций, стал главным производителем электроэнергии, войдя в пятерку мировых лидеров по этому показателю.

Оптимальной долей атомного электричества в энергобалансе страны признана цифра 25–27%, сегодня атомные станции дают 16,5%. Правительством РФ перед госкорпорацией «Росатом» поставлена стратегическая задача – не только заместить выбывающие мощности, но и нарастить долю АЭС при учете общего роста рынка электроэнергии. По словам главы госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко, это означает, что до 2030 года в зависимости от экономической ситуации у нас в стране должно быть построено от 26 до 34 энергоблоков. Это необходимость. Ведь в ближайшие 15 лет намечена масштабная замена выводимых из эксплуатации реакторов типа РБМК так называемой чернобыльской серии – энергоблоков Ленинградской, Смоленской и Курской станций. Продлевать срок службы или модернизировать их нецелесообразно.

Магистральное направление отечественной ядерной энергетики на десятилетия вперед уже выбрано – это последняя разработка российских ученых-ядерщиков проект – ВВЭР-ТОИ. Именно реакторы данного типа будут заменять выбывающие энергоблоки старых АЭС и предлагаться на экспорт. Расшифровывается аббревиатура ВВЭР-ТОИ так: водо-водяной энергетический реактор, типовой оптимизированный информатизированный. В реальной жизни типовая станция, использующая технологию ВВЭР-ТОИ, будет выглядеть как двухблочная АЭС с реактором мощностью 1250 МВт, выполненная в современной информационной среде и в полном соответствии с максимальными требованиями к ядерной и радиационной безопасности.

Разработка проекта ВВЭР-ТОИ окончательно завершена

Последние несколько лет о ВВЭР-ТОИ много говорилось как о перспективном, находящемся в разработке проекте. На данный момент, к концу декабря 2012 года, можно уверенно говорить, что проектная инфраструктура ВВЭР-ТОИ полностью создана, все технические документы, которые требуются в таких случаях, окончательно готовы. В этом качестве проект достиг всех своих целей и теперь готов к следующему этапу – непосредственно строительству станции Курской АЭС-2, первый энергоблок которой станет головным реактором ВВЭР-ТОИ. Строительство на площадке в Курске начнется в 2013 году, то есть первый реактор будет введен в строй не раньше 2017 года, учитывая срок строительства – 48 месяцев.

В нашей стране прототипом ВВЭР-ТОИ служит Нововоронежская АЭС-2. Турецкой республике при проектировании АЭС «Аккую» также формально предлагается аналогичный проект. Но за время согласования и проектирования станции в Турции российские атомщики закончили проект ВВЭР-ТОИ, поэтому технология и все преимущества типового оптимизированного информатизированного проекта будут предложены и Турецкой Республике. Хотя с формальной точки зрения первым ВВЭР-ТОИ будет именно первый энергоблок Курской АЭС-2.

По словам генерального директора Проектно-конструкторского филиала ОАО «Концерн «Росэнергоатом» Сергея Егорова, в конце этого года состоится передача госкорпорации «Росатом» той части работы, которая называется проектными материалами. Это надводная часть айсберга. Есть еще информационная основа. Именно в ней заключается инновационность ВВЭР-ТОИ. Это огромное количество взаимосвязанных между собой инженерных данных: десятки зданий, сотни систем, тысячи элементов, и это все в виде виртуальных машин, гигантских накопителей баз данных, информационных связей между участниками проекта. В самое ближайшее время в Ростехнадзор поступит на рассмотрение пакет документов по безопасности, и если возникнут какие-либо замечания, они будут обязательно учтены. Потом, собственно, начнется реализация курского проекта в металле и бетоне.

Проектирование атомных станций – не индивидуальная деятельность. Над программой в течение пяти лет работали более 3000 специалистов. Создателями ВВЭР-ТОИ можно назвать научные коллективы НИЦ «Курчатовский институт», московского ОАО «Атомэнергопроект», ОАО ОКБ «Гидропресс», нижегородского ОАО «Атомэнергопроект», СП «Аlstom –Атомэнергомаш» и еще целый ряд предприятий отрасли, в том числе ОАО «ВНИИАЭС», дизайн-центр ВВЭР-ТОИ, проектный офис ВВЭР-ТОИ.

Безопаснее, дешевле, быстрее

ВВЭР-ТОИ – передовой проект по многим основаниям, благодаря которому Россия с полным правом в ближайшие годы может претендовать на мировое лидерство в атомной энергетике. Хотя, по словам разработчиков, изначально задача, которая была поставлена руководством ОАО «Концерн «Росэнергоатом», была скромнее. Заказ был на типовой проект, являющийся основанием для строительства серии новых АЭС, прежде всего для замещения выбывающих из эксплуатации с 2020 года энергоблоков прежних серий. Требовался надежный реактор на ближайшие десятилетия и он был сделан.

Проект «АЭС-2006», как теперь признают специалисты «Росатома», они вынуждены были делать в режиме «индивидуального пошива» для Нововоронежской АЭС-2 – длинной серии там не просматривается. Головной блок Нововоронежской АЭС-2 – это энергоблок проекта «АЭС-2006», а вот все энергоблоки, которые будут строиться в дальнейшем, – уже ВВЭР-ТОИ. Если кратко говорить о преимуществах и отличиях ВВЭР-ТОИ перед «АЭС-2006», то неплохой проект сделали откровенно хорошим. ВВЭР-ТОИ – это разумный рестайлинг «АЭС-2006» с улучшенными эксплуатационными характеристиками. База «АЭС-2006» и ВВЭР-ТОИ одинаковая – реактор ВВЭР-1200. На сегодня госкорпорация «Росатом» планирует использовать опыт СССР, который уже переняли лучшие зарубежные энергетические компании, – серийное строительство атомных станций. Основой серии отечественных АЭС был выбран проект ВВЭР-ТОИ.

Достоинства его в сравнении с «АЭС-2006» очевидны. Во-первых, экономические показатели: он на 20% дешевле и в полтора раза быстрее в строительстве. Во-вторых, учтены все негативные факторы, вызвавшие аварию на АЭС «Фукусима», даже для внутрироссийского потребления, где нет требований устойчивости к цунами и к мощным землетрясениям. С точки зрения безопасности мирного атома ВВЭР-ТОИ – это текущий максимум в сравнении с лучшими зарубежными образцами.

Энергоблок ВВЭР-ТОИ рассчитан на обеспечение отсутствия выхода радиоактивных веществ в окружающую среду при землетрясении до 8 баллов, падении тяжелого самолета массой 400 т со скоростью 150 м/с с учетом возгорания и взрыва топлива; расчетной максимальной скорости ветра до 56 м/с.

На случай более серьезных катаклизмов в состав проекта ВВЭР-ТОИ входит устройство локализации расплава активной зоны (УЛР) – уникальная российская технология, которая обеспечивает гарантированное управление безопасностью благодаря локализации и охлаждению расплава ядерного топлива при разрушении оболочки реактора. Предусматриваемое в проекте ВВЭР-ТОИ сочетание пассивных и активных систем безопасности обеспечивает отсутствие разрушения активной зоны реактора в течение не менее 72 часов при любом сценарии протекания аварии, а технические решения проекта гарантируют переход реакторной установки в безопасное состояние при любых комбинациях исходных событий (природных и техногенных), в том числе и приводящих к потере всех источников электроснабжения.

ВВЭР-ТОИ – практическая модернизация процесса проектирования АЭС

Неспециалисту трудно в полной мере оценить инновационность проекта ВВЭР-ТОИ. В первую очередь это интернациональный характер работ – при создании ВВЭР-ТОИ использовались не только российские технологии, но и французские, немецкие проектные решения. Если брать в расчет использованное программное обеспечение, то география будет еще шире. Впервые в России при проектировании АЭС применялись 3D-моделирование и Единое информационное пространство проектирования – мультиплатформенный программно-аппаратный комплекс управления инженерными данными для конструирования и проектирования, а также организации коммуникаций между территориально распределенными участниками проекта.

Генеральный план ВВЭР-ТОИ.

Уникальная особенность ВВЭР-ТОИ – комплекс виртуального прототипирования, где можно показать, как выглядит объект в целом. Он представляет собой сферу диаметром 6 м, в центре которой на прозрачной стеклянной площадке, на высоте 2 м зрителям демонстрируется изображение в 3D-формате, что позволяет достичь эффекта полного погружения в виртуальную среду. Это не только позволяет визуализировать проектные и конструкторские модели, но и отрабатывать процессы технического обслуживания и ремонта АЭС, моделировать действия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Подобные центры существуют в некоторых крупных автомобильных и аэрокосмических концернах, для атомной отрасли это инновация мирового значения.

Парадоксально, но этот эффектный внешний результат, «сверкающая вершина», самих разработчиков особо не впечатляет. Для них первична скрытая часть проекта, огромный сложный мир инженерных решений, выполненных в рамках реализации проекта ВВЭР-ТОИ. По сути, в ходе выполнения проекта произошла практическая модернизация технологий конструирования и проектирования для апгрейда всех технологических процессов, которые называются проектированием АЭС. Многомерное проектирование само по себе не новация, речь идет о культурном изменении. Новация в том, чтобы собрать много коллективов и добиться, чтобы они работали в унисон. Это как раз та самая модернизация не на словах, а на деле. В будущем проект будет служить практической основой для дальнейшего продвижения вперед в части строительных, монтажных технологий, эксплуатации.

Экспортные перспективы

Сегодня по объемам нового строительства АЭС Россия вышла на 2-е место в мире, а практическая инсталляция проекта ВВЭР-ТОИ позволит России в ближайшие годы выйти на лидирующие позиции. Подписание контракта в атомной энергетике, как и в оборонной сфере, предполагает долгий и сложный переговорный процесс, и всегда связано с большой политикой и финансами. Поэтому о детальных расчетах экспортного потенциала ВВЭР-ТОИ говорить пока преждевременно, но уже сейчас ведутся переговоры и консультации с несколькими странами. Важно понимать, что речь идет не о строительстве одного-единственного объекта, а целой серии проектов в большом географическом диапазоне и соответственно в различных климатических и экономических условиях.

Кроме того, атомная энергетика – некая проекция состязания сверхдержав в научной сфере, которые непосредственно не конкурируют – идет заочная борьба, присутствует контроль за партнером – потенциальным соперником. Тендеры в данной сфере редкость, и в них гораздо больше политической составляющей, чем экономики. Но в любом случае ВВЭР-ТОИ – конкурентоспособный объект. Госкорпорация «Росатом» может предлагать на внешних рынках очень гибкую платформу локализации и широкие возможности для сотрудничества, в отличие от американских «друзей», которые серьезно зациклены на собственный производственный базис и на подконтрольные американскому и японскому капиталу предприятия. Например, у корпорации Westinghouse экономическая модель отличается от нашей. По аналогии с разработкой компьютерных операционных систем она использует не открытую архитектуру, а закрытый программный код. Российские же атомщики при сооружении АЭС больше готовы к коммуникациям, сотрудничеству с местными компаниями.

Другим преимуществом проекта ВВЭР-ТОИ служит достижение проектировщиками разумного, оптимального компромисса между экономическими показателями и показателями безопасности. Атомная электростанция хоть и стратегический объект, но показатели эффективности и рентабельности также принимаются в расчет. Американские и французские компании всегда ставят заказчика АЭС перед выбором в пользу только одного из критериев: либо экономика, либо безопасность. А то, что проект ВВЭР-ТОИ предлагает одновременно и экономичную и безопасную АЭС, существенно повышает конкурентоспособность данного проекта на рынке производства электроэнергии.

Директор Проектно-конструкторского филиала ОАО «Концерн «Росэнергоатом» Егоров Сергей Владимирович:

«Проект, который мы завершили, – это лучшая из практик, унаследованная от Советского Союза, когда партнерам предлагалась открытая архитектура самого объекта с возможностью для развития, начиная с финской АЭС «Ловиза» и условно заканчивая индийской «Куданкулам». Мы делаем проект для большого мира, он не келеен, он ответственен и тем привлекателен. Мы эти качества в ВВЭР-ТОИ постарались сгруппировать, создав плацдарм для последующего движения на десятилетия. Завершив работу над ВВЭР-ТОИ, мы сформировали ядро с

высоким потенциалом адаптивности и жизнеспособности. Это потребовало от системы проектирования компромисса и гибкости, учитывая возможность изменений, их допустимости и, конечно, скорость принятия решений, связанных с этими изменениями. Безусловно, какие-то элементы разумнее будет сделать индивидуальными, но при этом система проектирования в любом случае должна остаться типовой. Таковыми будет система обработки инженерных данных и доставки этих данных. Чтобы ни говорилось про преимущества «быстрых реакторов», это довольно отдаленная перспектива, новое поколение, которое последует за ВВЭР-ТОИ. Обеспечивать энергобаланс страны на протяжении ближайших 60 лет будут атомные станции, оснащенные именно ВВЭР-ТОИ».

www.ng.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта