Энергетика казахстана: Электроэнергетика Казахстана: ключевые факты

Энергетика Казахстана нуждается в долгосрочной стратегии развития

Наличие системных проблем в базовой отрасли экономики – энергетике, чему свидетельствует как дефицитный баланс по электроэнергии в период с 2022 по 2028 год, так и участившиеся аварии на объектах энергетики, требует модернизации системы управления и регулирования отрасли, а также разработки сбалансированной стратегии развития с горизонтом планирования в 10-15 лет.

На сегодняшний день энергетическая отрасль Казахстана сталкивается с большим количеством масштабных вызовов, как накопленных в предыдущие годы, так и вновь возникших. Согласно Прогнозному балансу электрической энергии в ЕЭК РК на 2022-2028 годы, дефицит электрической энергии в 2022 году составит 4,6 млрд кВт\ч, дефицит электрической мощности составит 1 327 МВт. Более того, по данным официальной статистики, продолжительность аварийных отключений с начала 2021 года в сравнении с аналогичным показателем 2020 года увеличилась на 25%. Даже если новые мощности будут своевременно введены в эксплуатацию, дефицит электрической энергии сохранится на протяжении как минимум 7 лет, до 2028 года.

Кроме того, есть вопросы по качеству прогнозов. Так, в официальных прогнозах предполагается, что в среднем будет не более чем 2% рост объемов потребляемой электроэнергии. Однако, как следует из официальной статистики, в 2021 году рост потребления составил 6%. Причем растет оно неравномерно, так, в северной зоне республики потребление увеличилось на 5%, в южной — на 9%, а в западной — на 7%.

На сегодня целевые показатели, прямо или косвенно связанные с энергетикой, разбросаны по самым различным нормативным правовым актам и документам государственного планирования. По поручению главы государства министерство энергетики совместно с АО «KEGOC» с прошлого года осуществляют разработку Прогнозного баланса до 2035 года. Согласно предварительным результатам, с учетом прогнозируемого потребления, к 2035 году, по сценарию «Зеленый», необходимо ввести в эксплуатацию порядка 19 ГВт генерирующих мощностей, что равно всей располагаемой мощности РК (на текущий момент), которая была построена за 50 последних лет. То есть фактически за 13 лет предстоит удвоить генерирующие мощности страны.

«Говоря о том, что мы сейчас будем наращивать мощности по электро- и теплоэнергии, нам надо понимать, на каком топливе мы будем их генерировать. С одной стороны, нас поджимает экологическая повестка, с другой стороны – необходимость удовлетворения потребностей городов при их дальнейшем расширении, так, ежегодно планируется введение новых площадей в объеме не менее 15 млн кв. м – это дома, детские сады, школы, и их нужно обеспечивать теплом и электроэнергией», – отмечает глава Казахстанской электроэнергетической ассоциации Талгат Темирханов.

Следует отметить, что если в случае с электроэнергетикой имеются хотя бы какие-то направления и целевые индикаторы, то в случае с теплоэнергетикой нет и этого. Так, ни один документ стратегического планирования на уровне страны не упоминает теплоэнергетику вообще. «Если сфера электроэнергетики, за которую отвечает министерство энергетики, в большей части отрегулирована и на законодательном, и на подзаконном уровне, а также в части тарифообразования, то по теплу мы ощущаем ряд недочетов. Остро стоит необходимость скорейшего принятия закона о теплоэнергетике, перехода к стимулирующему тарифообразованию. При обсуждении всех этих вопросов с комитетом по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики нужно исходить из отраслевой повестки», – констатирует Талгат Темирханов.

Между тем в последние годы дефицит тепловой энергии наблюдается в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и других областях. По мнению экспертов, даже незамедлительное принятие мер по расширению действующих или строительству новых тепловых источников не позволит избежать дефицита, а непринятие срочных мер однозначно приведет к коллапсу в жизнедеятельности населенных пунктов. При этом критичность ситуации по дефициту состоит в том, что в отличие от электроэнергии тепловую энергию практически невозможно импортировать откуда-либо.

«Остро стоит вопрос по обеспечению городов теплом. К примеру, по нашим расчетам, в Петропавловске, при нынешних темпах развития города, мы не сможем удовлетворять потребность по теплу начиная с 2024 года. Это на самом деле очень острый вопрос. В целом проблема износа станций есть по всей стране, особенно по Караганде, Павлодару, Кокшетау и ряду городов южных регионов», – говорит Талгат Темирханов. По его словам, «действующие станции имеют ограничения производственных мощностей, и поэтому больше своего ресурса они дать не смогут». «Нам надо просто определиться, будем ли мы наращивать мощности на угле или все-таки перейдем на иные, альтернативные источники, чтобы удовлетворить города теплом и электроэнергией», – резюмирует глава КЭА.

При этом следует отметить, что на сегодняшний день в Казахстане нет единого долгосрочного стратегического документа, который бы показал, как энергетическая отрасль достигнет поставленных перед ней целей. «Ключевым в базовых направлениях реформы является разработка всесистемного взаимосвязанного подхода к развитию электроэнергетики. С фиксацией прямой связи между целеполаганием и стратегией развития сектора, регулированием, ценообразованием и низкоуглеродными целями/бюджетом», – заявила, выступая на прошедшем осенью прошлого года форуме Kazenergy, один из соавторов Национального энергетического доклада, руководитель британской консалтинговой компании SEEPX Energy Катя де Вере Уолкер.

С такой оценкой согласен Талгат Темирханов. «Отрасли необходим стратегический документ, который будет формировать политику дальнейшего развития электроэнергетической промышленности страны в долгосрочной перспективе. Потому что в энергетике горизонты в 3-5 лет не работают. Сроки строительства станций могут достигать до 8 лет, – считает председатель КЭА. – Как мы понимаем, стране нужна стабильная энергосистема, низкая аварийность, конкурентная среда с высоким потенциалом для дальнейшего развития и привлечения инвестиций». По его словам, доктрина низкоуглеродного развития, которая сейчас обсуждается в министерстве национальной экономики, подразумевает сокращение угольной генерации.

«Если мы говорим о сокращении, то надо четко понимать, какие именно станции подпадут под «выбытие» и чем мы будем замещать ту электроэнергию, которая будет выпадать. Будут ли это альтернативные и возобновляемые источники энергии, или переход на газ, или широкомасштабное строительство гидростанций», – комментирует Талгат Темирханов.

В свою очередь Катя де Вере Уолкер также считает, что подход должен учитывать, прежде всего, сложившиеся в Казахстане реалии. Так, по ее данным, по оценкам дорожной карты «Определяемых на национальном уровне вкладов» (ОНУВ) по сокращению выбросов парниковых газов, при потенциале их сокращения в 641 млн т CO2 до 2030 года потребуется порядка 44 млрд долларов инвестиций.

«Это означает порядка 5 млрд долларов инвестиций ежегодно до 2030 года. При этом львиная доля, порядка 25 млрд долларов на весь период, или около 3 млрд долларов ежегодно, придется на энергетику. Это значит, что порядка 3% ВВП Казахстана (159,8 млрд долларов в 2020 году) будет направлено на достижение целей ОНУВ, из которых около 2% ВВП на электроэнергетику. Для сравнения: по оценкам ЕС и Великобритании, инвестиции в достижение углеродной нейтральности оцениваются в 1-2% ВВП», – сообщила Катя де Вере Уолкер.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.

  • Дамир Суентаев вошел в совет директоров KEGOC

  • В KEGOC объяснили отключение света в западной энергозоне

  • Отключение электроснабжения не повлияло на отгрузку нефти КТК

EES EAEC. Мировая энергетика — Энергетический профиль Казахстана

Astana, Kazakhstan. At night. Averaged over March 2021. Night lights in Google Maps. The Earth Observation Group

Энергетика Казахстана

В 2019 году производство органического топлива — 301096 тыс. тут. Общая поставка — 157308 тыс. тут. На преобразование на электростанциях и отопительных установках израсходовано 62888 тыс. тут или 40,0 % от общей поставки. Установленная мощность – нетто электростанций — 23965 МВт, в том числе: тепловые электростанции, сжигающие органическое топливо (ТЭС) — 83,8 % , возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — 16,2 %. Производство электроэнергии-брутто — 106879 млн. кВт∙ч , в том числе: ТЭС — 89,2 % , ВИЭ — 10,8 %. Конечное потребление электроэнергии — 71954 млн. кВт∙ч, из которого: промышленность — 61,3 %, транспорт — 6,9 %, бытовые потребители — 21,5 %, коммерческий сектор и предприятия общего пользования — 11,2 %, сельское, лесное хозяйство и рыболовство — 1,2 %

Обновлено: 9 ноября 2022 года

Возможны изменения и дополнения

Следующее обновление: апрель-май 2023 года

Ключевые слова:

Республика Казахстан (Казахстан). Макроэкономические показатели. Топливные балансы. Энергетические балансы. Показатели энергетической эффективности. Энергоэкономическая модель

Краткий энергетический профиль за 2019 год

Суммарные запасы энергоносителей (оценочно), млрд тут — 31.581

Население, млн чел. — 18.632

Валовой внутренний продукт (ППС — ВВП*), млрд долларов — 508.459

Установленная мощность-нетто электростанций, МВт — 23965

Производство электроэнергии-брутто, млн кВт∙ч — 106879

Конечное потребление электроэнергии, млн кВт∙ч — 71954

Душевое потребление ВВП* (номинальные цены), доллары — 27290

Душевое (валовое) потребление электроэнергии, кВт∙ч — 3862

Душевое потребление электроэнергии населением, кВт∙ч — 831

Душевое потребление энергоносителей, кг/тут — 2508

Уровень технологического развития — 15. 62%

Число часов использования установленной мощности-нетто, часы — 4189

Макроэкономические показатели

Казахстан. Население, 1992-2021, млн чел.

Казахстан. Валовой внутренний продукт (по паритету покупательной способности — ВВП*),

1992-2021, млрд долларов

Доказанные извлекаемые запасы природных энергоносителей

(по данным EIA на декабрь 2015 года)

Сырая нефть на 1 января 2013 — 6.530 млрд тут

Природный газ на 1 января 2013 — 3.204 млрд тут

Уголь на 31 декабря 2011 — 22.027 млрд. тут

Суммарные запасы — 31. 581 млрд тут

Доля в мировых запасах — 2.521 %

Ключевая энергетическая организация

Министерство энергетики. Сайт Министерства

Сводный баланс топлива

Казахстан. Сводный баланс топлива, 1992-2018, тыс тут

*Без производства электроэнергии ВИЭ

Казахстан. Производство электроэнергии на ВИЭ, 1992-2019, млрд. кВт∙ч

Казахстан. Структура производства электроэнергии на ВИЭ в 1992 и 2019 годах, млрд. кВт∙ч (%)

Казахстан. Динамика конечного потребления первичной энергии, 1992-2019, тыс тут

Электроэнергетический комплекс

Карта-схема высоковольтных ВЛ 110-1150 кВ Единой электроэнергетической системы Казахстана на 1 января 2022 года

photos.app.goo.gl/SjumaLqifAbHUtRy8

Источник и все права KEGOK. Для работы с картой воспользуйтесь приведенной ьвыше ссылкой

Баланс мощности

Казахстан. Установленная мощность-нетто электростанций по типам и классам, 1992-2018 (на конец года), МВт

Казахстан. Динамика установленной номинальной мощности-нетто электростанций,

1992-2019, МВт

Казахстан. Структура установленной мощности-нетто генерирующих источников по типам

на конец 2019 года, МВт (проценты)

Ключевые субъекты электроэнергетики

Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК

выполняет функции национального регулятора, осуществляющего руководство в сферах защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках, в том числе на рынке электрической энергии

Штаб-квартира: 010000 Астана, ул. Орынбор 8, подъезд 4

Сайт Комитета

АО «KEGOK»

Системный оператор Единой электроэнергетической системы Казахстана.

Сайт компании

Источник снимка

Здесь и далее: Все права на отдельные снимки принадлежат их авторам и (или) владельцам

АО «КОРЭМ»

Коммерческий оператор Единой электроэнергетической системы Казахстана..

Единственным акционером является

АО «ФНБ «САМРУК-КАЗЫНА» — 100%

Штаб-квартира:

Астана, Есильский район, ул. Сыганак, д. 70, 4 этаж

Сайт компании

Источник снимка и все права собственности

АО «Самрук-энерго»

Единственным акционером является

АО «ФНБ «САМРУК-КАЗЫНА» — 100%

Штаб-квартира: 010000, г. Астана, пр. Кабанбай батыра, 15А, Блок Б, Бизнес-Центр «Q»

Сайт компании

Электростанции национального значения

Крупнейшие (1000 МВт и выше) тепловые электростанции

(в порядке убывания по установленной мощности)

Экибастузская ГРЭС-1 им. Нуржана Булатова — 4000 МВт

АО «Евроазиатская энергетическая корпорация»

(Аксуская ГРЭС) — 2450 МВт

Жамбыльская ГРЭС им. Т.И.Батурова — 1230 МВт

Экибастузская ГРЭС-2 — 1000 МВт

В числе других ТЭС, входящих в электростанции национального значения, установленная мощность которой менее 1000 МВт

ГРЭС ТОО «Kazakhmys Energy»

(Карагандинская ГРЭС-2, Топарская ГРЭС) — 633 МВт

Автор снимка — Маргарита Москалюк. Все права на снимок принадлежат его автору и (или) собственнику

Гидроэлектростанции национального значения,

образующие каскад ГЭС на реке Иртыш

Бухтарминская ГЭС — 675 МВт

Усть-Каменогорская ГЭС — 331,2 МВт

Шульбинская ГЭС — 702 МВт

Баланс электрической энергии

Казахстан. Баланс электрической энергии, 1992- 2018, млн. кВт∙ч

Справочно

Производство электроэнергии-брутто в Казахстане, 1945-2019, млрд. кВт∙ч

Баланс тепловой энергии

Казахстан. Баланс тепловой энергии, 1992-2018, ТДж

Показатели энергетической эффективности

Казахстан. Душевое потребление ВВП*, 1992-2021, долл./чел.

Казахстан. Душевое потребление электроэнергии, 1992-2019, кВт∙ч/чел.

Казахстан. Душевое потребление энергоносителей, 1992-2019, кг (условное топливо)/чел.

Казахстан. Число часов использования установленной мощности- нетто электростанций,

1992-2019, часы

Казахстан. Потери электроэнергии в сетях, 1992-2019, проценты к производству-нетто

Казахстан. Уровень технологического развития, 1992-2019, проценты

Энергоэкономическая модель

Итоги 25-летнего развития Казахстана

Энергоэкономическая модель, 1992-2016 годы, (1992 год — базовый)‎, проценты

Справочно: (по данным годового отчета за 2021 год АО «KEGOK»)

Энергетика Казахстана в 2021 году

Примечание: Все права на использованный рисунок принадлежат их авторам и (или) собственникам

Установленная мощность генерирующих источников (на 31 декабря 2021 года) — 23957,3 МВт

Районирование Казахстана и распределение генерирующих мощностей на конец 2021 года

KEGOK. Структура установленной мощности электростанций Казахстана по типам за 2021 год,

МВт (проценты)

Производство электроэнергии в 2021 году — 114448 млн кВт∙ч

KEGOK. Структура производства электростанций Казахстана по типам за 2021 год, млн кВт∙ч (%)

Казахстан. Уровни средних цен на электроэнергию*, 2011-2021, KZT/кВт∙ч

Ссылки:

Правительство Республики Казахстан

Министерство энергетики Республики Казахстан

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»

Комитет по регулированию естественных монополий

Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам

Республики Казахстан

Информационно-аналитическая система Агентства Республики по статистики ТАЛДАУ

АО «KEGOK»

АО «КОРЭМ»

АО «Самрук-Энерго»

Энергетический профиль Казахстана – Анализ

МЭА (2020 г. ), Энергетический профиль Казахстана , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/kazakhstan-energy-profile, Лицензия: CC BY 4.0

  • Поделиться в Твиттере Твиттер
  • Поделиться на Facebook Facebook
  • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
  • Поделиться по электронной почте Электронная почта
  • Выложить в печать Распечатать

Скачать

Это выдержка, полный отчет доступен для скачивания в формате PDF

Скачать полный отчет

Обзор страны

Республика Казахстан (Казахстан) расположена в северной части Средней Азии и граничит с Российской Федерацией (Россией) на севере, Китаем на востоке, Кыргызстаном и Узбекистаном на юге и омывается Каспийским морем и Туркменистаном на западе. Территория Казахстана составляет 2 717 300 квадратных километров ( 2 км ) с почти 1 894 км береговой линии на Каспийском море. Столица – Нур-Султан (ранее Астана), в стране проживает 18,7 млн ​​человек (www.stat.gov.kz).

До 2015 года Казахстан входил в десятку самых быстрорастущих экономик мира, в основном благодаря освоению своих богатых ресурсов нефти, газа и угля и политике, ориентированной на экспорт. Страна является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии, занимая 12-е место в мире по доказанным запасам сырой нефти. Его валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения вырос в шесть раз с 2002 г. (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3), а в 2019 г.его реальный ВВП вырос на 4,5% в результате роста потребительских расходов и инвестиций, связанных с добычей полезных ископаемых (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3). Однако из-за глобальной пандемии COVID‑19 ВВП Казахстана может сократиться на 3% в 2020 году, согласно оценкам Всемирного банка (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3).

Казахстан добыл 91,9 млн тонн (Мт) сырой нефти в 2018 году (включая газовый конденсат) при увеличении добычи на Кашаганском месторождении (https://www. kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19)._ru.pdf). Ожидается, что Кашаган, пятое по величине месторождение в мире, сыграет важную роль в будущей добыче нефти в Казахстане с прогнозируемой добычей в 450 тысяч баррелей в сутки к 2025 году и 955 тысяч баррелей в сутки к 2040 году.

Достигнут прогресс в развитии газовой сети Казахстана: в 2016 году завершено строительство трех ниток транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, увеличив объемы транзита газа с 30 млрд куб. м в год (млрд. м3/год) до 55 млрд м3/год. , а в 2016 году также был введен в эксплуатацию трубопровод Бейнеу-Бозой-Шымкент, соединяющий западный район добычи с густонаселенным югом (http://energo.gov.kz/index.php?id=49).).

Ключевые энергетические данные
  • Казахстан является крупным производителем всех ископаемых видов топлива (уголь, сырая нефть и природный газ).
  • В 2018 году Казахстан занимал 9-е место в мире по добыче угля (108 млн тонн [Мт]). Он занимает 17-е место в мире по добыче сырой нефти (91,9 млн тонн) и 24-е место по добыче природного газа (38,7 млрд куб. м).
  • Является первым производителем энергии среди стран фокуса EU4Energy (16-е место в мире в 2018 году). Он производит более чем в два раза больше сырой нефти, чем Азербайджан, но примерно половину природного газа, добываемого в Туркменистане.
  • Общий объем производства энергии в Казахстане (178 миллионов тонн нефтяного эквивалента [Мтнэ] в 2018 году) более чем в два раза покрывает потребность в энергии.
Поставка
  • Казахстан также является крупным экспортером энергии. В 2018 году он был 9-м по величине экспортером угля в мире, 9-м — сырой нефти и 12-м — природного газа.
Экспорт
  • В 2018 году потребление энергии в Казахстане (измеряемое по общему предложению первичной энергии) составило 76 Мтнэ, что сопоставимо с потреблением в Нидерландах (73 Мтнэ). Среди стран, в которых фокусируется EU4Energy, Казахстан является вторым по величине потребителем энергии после Украины.
  • Уголь составляет около половины энергетического баланса Казахстана (50% в 2018 году), за ним следуют нефть и природный газ (оба с долей 25%).
  • Уголь в основном преобразуется в электроэнергию и тепло перед поступлением к конечному потребителю. Уголь обеспечивает около 70% выработки электроэнергии (в 2018 г.), за ним следует природный газ (20% в 2018 г.).
  • Общее конечное потребление (ОКП; без учета процессов трансформации) составляет около 40 млн т н.э. (42 млн т н.э. в 2018 г.).
  • Промышленность является основным конечным потребителем энергии (16 млн т н.э. в 2018 г.), за ней следует жилищный сектор (11 млн т н.э.).
  • Нефть и уголь вместе составляют более 50% конечного потребления. Доля природного газа относительно невелика (13% доли ТФК в 2018 г.).
Спрос
  • В 2018 году доля возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления (ОППЭ) составила всего 1,4%. Доля производства электроэнергии в 2018 году составила 10,4%, большая часть которой приходится на гидроэлектроэнергию. Генерация ветряных электростанций увеличилась на 18,3% с 2017 по 2018 год (https://www.korem.kz/rus/o_kompanii/godovye_otchety/).
Возобновляемые источники энергии
Управление энергетическим сектором

Согласно Конституции, президент определяет стратегические направления внутренней и внешней политики, а исполнительная власть по закону уполномочена соответствующим образом формулировать свою экономическую, социальную и иную политику.

Вновь созданное Министерство энергетики является ключевым директивным органом, регулирующим добычу нефти и газа, нефтепереработку, транспортировку углеводородов, переработку и распределение газа, производство электроэнергии, добычу угля и ядерную энергию.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития отвечает за развитие отрасли промышленности: промышленно-инновационные разработки; научно-технические разработки; развитие горно-металлургического комплекса; и местное содержание, развитие машиностроения, угольной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности.

Вновь созданный Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (2019 г.) отвечает за политику в области охраны окружающей среды, развитие «зеленой экономики», управление отходами (за исключением коммунальных, медицинских и радиоактивных отходов) и др.

Министерство национальной экономики отвечает за разработку скоординированной макроэкономической политики посредством стратегического и бюджетного планирования.

Ключевой задачей Министерства финансов является разработка и реализация бюджетной политики.

Исполнительный

Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом в составе сената (верхней палаты) в составе 47 депутатов и Мажилиса (или Мажилиса ) (нижняя палата) из 107 депутатов. Парламент Казахстана вносит поправки в Конституцию, утверждает бюджет, программы и отчеты правительства, принимает законы, решает, находится ли страна в состоянии войны или мира, инициирует референдумы и ратифицирует международные договоры, среди прочих обязанностей. В настоящее время он реализует две президентские программы: «100 конкретных шагов» и «Стратегия Казахстан до 2050 года». Мажилис, как правило, не играет роли в разработке политики, но анализирует политику, разработанную и предлагаемую правительством, и соответственно принимает законы.

В начале 2017 года Президент Казахстана принял решение о передаче части президентских полномочий (в регулировании социально-экономических процессов) парламенту и правительству. Однако эта передача власти носит лишь технический характер: за президентом сохраняется статус верховного арбитра, способного регулировать отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, решать вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны (http ://khabar.kz/ru/archiv-zheti-kn/item/73940-жети-кн-29-января-2017).

Законодательный

В Казахстане действуют Верховный суд, местные (областные, городские и районные) суды и специализированные (военные, ювенальные и хозяйственные) суды; могут создаваться и другие специализированные суды. Верховный суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подведомственным нижестоящим судам, — осуществляет процессуальные формы судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В 2016 году система правосудия Казахстана была преобразована в трехуровневую систему (первой, апелляционной и кассационной) и вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс. Для повышения своей привлекательности для иностранных инвесторов Казахстан планирует обобщить судебную практику по инвестиционным спорам. В вопросах административно-уголовной гуманизации законодательства планируется применение штрафных санкций и разумных сроков их уплаты (http://www.kazpravda.kz/articles/view/sudebnaya-sistema—vazhnoe-zveno-uspeshnoi-realizatsii-poslaniya1 /).

Судебная власть

Управление социально-экономического мониторинга Администрации Президента контролирует реализацию стратегических направлений, поставленных Президентом. Министерство энергетики выполняет большинство регулирующих и контрольных функций в энергетическом секторе, а Министерство по инвестициям и развитию обладает полномочиями по регулированию промышленной безопасности, а также лицензированию экспорта и импорта, в том числе энергетических товаров. Проекты контрактов на недропользование и технико-экономические обоснования для проектов разведки и добычи рассматриваются на предмет их потенциального экономического эффекта Министерством национальной экономики, а общие регулирующие функции Министерства финансов включают мониторинг активов, признанных государством стратегическими. Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство образования и науки контролируют энергетические проекты, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям для найма местного казахстанского персонала (Закон о недропользовании 2010 г. требует, чтобы производители нефти и газа поставляли установленные проценты товаров, услуг персонал на месте) (http://kazenergy. com/images/NationalReport15_English.pdf).

Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – государственный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках; за контролем и регулированием деятельности, связанной с государственной монополией, в пределах, предусмотренных законодательством; и для межотраслевой координации, регулирования и контроля естественных монополий и регулируемых рынков. Он отвечает за контроль и регулирование деятельности энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций в соответствии с Законом об электроэнергетике (http://www.kremzk.gov.kz/eng/).

Нормативно-правовая база
Ключевые политики

В 2012 году правительство запустило Стратегию «Казахстан 2050», определяющую курс на долгосрочное развитие экономики. В нем определены социальные, экономические и политические реформы, направленные на вхождение Казахстана в число 30 крупнейших экономик мира к 2050 году. Экономический рост должен быть достигнут за счет выхода на новые экспортные рынки, улучшения инвестиционного климата и дальнейшего развития частного сектора и государственно-частного партнерства. Стратегия предусматривает, что к 2050 году альтернативные и «зеленые» энергетические технологии должны генерировать до 50% всей потребляемой энергии. В ней также декларируется переход всех горнодобывающих компаний только на экологически чистое производство.

В мае 2013 г. была принята Концепция «зеленой» экономики, в которой поставлена ​​амбициозная цель: к 2050 г. производство электроэнергии на 50% из источников, отличных от угля или нефти, включая газ, ядерную энергию и возобновляемые источники энергии. стареющая инфраструктура, увеличение использования этих альтернативных видов топлива, внедрение эффективных энергетических технологий и соблюдение высоких экологических стандартов.

Программа «100 конкретных шагов», введенная в 2015 году, направлена ​​на повышение прозрачности и подотчетности посредством структурных реформ, которые: 1) создадут профессиональный государственный аппарат; 2) обеспечивать законность; и 3) улучшить политику индустриализации и способствовать росту. Шаги включают приватизацию сельскохозяйственных земель для поощрения их эффективного использования; оптимизация налоговой и таможенной политики и процедур; внедрение принципа «единого окна» для таможенных процедур для экспортеров и импортеров; интеграция таможенной и налоговой систем; упрощение процедуры легализации имущества и денег; приватизация государственной монополизированной экспертизы предпроектной и проектной документации; и замена устаревших строительных норм и правил системой еврокодов. В рамках программы в 2018 году был открыт Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), одним из инструментов привлечения инвесторов которого является инвестиционное резидентство. Правительство также провело реформы для поддержки благоприятного инвестиционного климата: в феврале 2015 г. были приняты правила создания единого окна для инвесторов, а в декабре 2014 г. были внесены поправки в Закон об инвестициях, подкрепленные либерализацией визового режима.

Энергетическая статистика

Официальная энергетическая статистика в Казахстане находится в ведении Комитета по статистике при Министерстве национальной экономики.

В 2016 году система сбора энергетических данных была изменена в рамках модернизации Комитета по статистике. В 2018 году Комитет по статистике провел обследование потребления топлива и энергии домохозяйствами, охватив 21 000 домохозяйств. Это было первое в Казахстане обследование домохозяйств, специально посвященное потреблению энергии. Опрос включал различные вопросы о расходе топлива на отопление, приготовление пищи, нагрев воды и т. д., а результаты доступны на веб-сайте Комитета по статистике.

Основным изданием по энергетике является ежегодный Топливно-энергетический баланс Республики Казахстан. Он содержит годовые данные о спросе и предложении энергии в физических и энергетических единицах с отраслевой разбивкой, а также показатели энергоемкости. Публикация доступна онлайн в электронном формате, а макет соответствует тому, что был разработан во времена Советского Союза.

Официальные ежегодные данные передаются Статистическому отделу Организации Объединенных Наций (СОООН) и Международному энергетическому агентству (МЭА) посредством пяти совместных вопросников МЭА/Евростата/ЕЭК ООН. Ежемесячные данные по нефти и газу также собираются и передаются в СОООН для публикации через Совместную инициативу организаций по данным (СИОД), а также в Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (СНГ).

Комитет по статистике поддерживает национальную рабочую группу по статистике энергетики, объединяющую поставщиков данных и пользователей данных (энергетические компании, исследователи и представители министерств) для улучшения качества и использования данных об энергетике. Официальная энергетическая статистика активно используется для моделирования электроэнергетического сектора Казахским научно-исследовательским институтом энергетики. Региональные показатели энергоемкости используются в политике регионального развития.

В последние годы Комитет по статистике проделал большую работу по консолидации статистики энергетики при некоторой технической и финансовой поддержке программ Казстата и INOGATE, финансируемых на международном уровне. Также планируется опубликовать энергетический баланс в формате Международных рекомендаций по статистике энергетики (IRES) в дополнение к стандартному формату, чтобы расширить использование национальных энергетических данных как внутри страны, так и за рубежом.

Устойчивое развитие – Энергетический профиль Казахстана – Анализ

МЭА (2020 г.), Энергетический профиль Казахстана , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/kazakhstan-energy-profile, Лицензия: CC BY 4.0

  • Поделиться в Твиттере Твиттер
  • Поделиться на Facebook Facebook
  • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
  • Поделиться по электронной почте Электронная почта
  • Выложить в печать Распечатать

Скачать

Энергетический профиль КазахстанаЭнергетический профиль Казахстана

Возобновляемая энергия

В 2019 году общая установленная мощность малых ГЭС составила 224,6 МВт, выработано 1 105,3 млн кВт·ч электроэнергии (https://www. gov.kz/memleket/entities/energo/documents/details/12625?lang=ru) .

Малая ГЭС

Согласно отчету КОРЭМ за 2018 г., выработка электроэнергии солнечными электростанциями (СЭС) в 2018 г. составила 137,9 млн кВтч, что на 53,6% выше показателя 890,9 млн кВтч в 2017 году (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf). Мощность солнечной генерации обеспечивает Капшагайская СЭС (2 МВт) в Алматинской области; Бурное Солар-1 и Отар в Жамбылской области; ТОО «СКЗ‑У» СЭС в Кызылординской области; и Очистной и Акбайской СЭС ТОО «Аксу-Энерго» в Южно-Казахстанской области (https://www.korem.kz/details/ndownload.php?fn=5079&lang=rus).

Солнечная

Климатические условия Казахстана благоприятны для ветроэнергетики: на 50% территории Казахстана средняя скорость ветра составляет 4 метра в секунду (м/сек) на высоте 30 м. В 2018 году выработка ветровыми электростанциями составила 400,5 млн кВтч, что на 18,3% больше, чем в 2017 году (https://www. korem.kz/rus/about/godovye_otchety/). Крупнейшие ветроэлектростанции (Ерейментау-1 [45 МВт] и Кордай [19,6 МВт]) расположены в Акмолинской и Жамбылской областях. Малые ветряные электростанции (3,5 МВт и 2 МВт) начали работу в Северо-Казахстанской области в 2013 году (http://www.korem.kz/rus/o_kompanii/godovye_otchety/).

Ветер

Казахстан обладает значительными запасами средне- и низкотемпературных термальных вод. Суммарные ресурсы термальных вод оцениваются в 520 мегаватт тепловых (МВт тыс. ) (безнапорный режим) или 4300 МВт тыс. (насосных). Доказанные ресурсы меловых отложений на юге и юго-западе Казахстана (Панфиловское месторождение) для производства электроэнергии составляют 12 МВт . Основные районы термальных вод расположены вблизи городов Шымкент, Алматы и Кызылорда, а также на побережье Каспийского моря (http://www.energypartner.kz).

Геотермальная

Лишь 4% всей территории Казахстана (более 10 млн га) занимают леса, из них 4,7 млн га покрыты саксаулом (Haloxylon). Энергетический потенциал древесных отходов составляет более 200 килотонн нефтяного эквивалента (тыс. .energypartner.kz). Кроме того, в 2020 году должен был вернуться в строй завод по производству этанола на пшеничной основе «Биохим» на севере Казахстана (https://inbusiness.kz/ru/last/zavod-biohim-perenes-sroki-zapuska-linii-po-proizvodstvu -биоэтанол).

Существует потенциал для развития биомассы в крупных фермах и сельскохозяйственных предприятиях, занимающихся животноводством или растениеводством. К основным отходам в таких хозяйствах относятся навоз, пожнивные остатки и остатки скотобойни. В Казахстане имеются следующие потенциальные оценочные объемы доступных остатков отходов: 1,5 млн тонн навоза (сухого), 0,1 млн тонн остатков убоя (влажных) и 5,1 млн тонн растительных остатков (сухих) (https://www.ebrd.com/ cs/Satellite?c=Content&cid=1395284589614&pagename=EBRD%2FContent%2FDownloadDocument). В городах при разделении твердых бытовых отходов могут образовываться биологические отходы для использования в качестве энергии, при этом имеется 5,4 млн тонн отходов, из которых количество биоотходов составляет 2,0 млн тонн (37%) (https://www. ebrd.com/cs/ Спутник?c=Content&cid=1395284589614&pagename=EBRD%2FContent%2FDownloadDocument).

Биомасса

По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, из всех образовавшихся в 2016 году промышленных отходов переработано и утилизировано 26,8%; 30,9% было использовано в 2017 г. и 32,2% в 2018 г. Доля твердых бытовых отходов (ТБО), переработанных и использованных, составила 11,5% в 2018 г., 9% в 2017 г. и 2,6% в 2016 г.

(https://www.gov.gov .kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/5522?lang=ru).

Казахстан ежегодно производит 5-6 млн тонн ТБО; она сортируется и перерабатывается на заводах в Нур-Султане, Шымкенте и Жанаозене, а также на различных МСП. Фактически более 130 предприятий перерабатывают вторсырье в стране, выпуская более 20 видов продукции: пластик, металл, дерево, стекло, бумагу, резиновую крошку и резинотехнические изделия; биогаз; удобрения; и пиролизное топливо. На конец 2018 года в Казахстане насчитывалась 3 521 свалка, из которых только 17,6% были официально законными. Свалки негативно влияют на окружающую среду, особенно на качество грунтовых вод, почвенного покрова и атмосферного воздуха, являются источником инфекций, грызунов и переносчиков болезней. В 2019 годувласти запретили вывоз пластика, бумаги и стекла на свалки без предварительной сортировки (https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-problemy-utilizatsii-i-pererabotki-otkhodov-v-kazakhstane/29741211.html).

Строительство мусоросортировочного комплекса ТОО «GreenRecycle» в г. Алматы завершено в 2018 году. Завод мощностью 550 тыс. % целлофан, 29% стекло, 7% пластик и 7% металл) я? страница = 89). Концепция «зеленой» экономики направлена ​​на переработку 40% всех отходов к 2030 г. и 50% к 2050 г. (http://gbpp.org/wp-content/uploads/2014/04/Green_Concept_En.pdf, по состоянию на 21 февраля 2017 г.).

С 1 января 2016 года вступила в силу программа расширенной ответственности производителей и импортеров, согласно которой импортеры и производители товаров должны платить сборы за утилизацию. На утвержденный перечень продукции (товаров) распространяются расширенные обязательства производителя (импортера), а ТОО «Оператор РОП» осуществляет надзор за программой утилизации, сбором платежей и управлением собранными средствами. Оператор РОП также запустил компенсационную программу по утилизации старых автомобилей (https://www.kursiv.kz/examination/blog/kto-budet-platit-za-utilizaciu-othodov-v-kazahstane/ и https://recycle .kz/).

В Казахстане поэтапно внедряется раздельный сбор ТБО. При финансовой поддержке Оператора РОП установлено 12 196 контейнеров для раздельного сбора в 10 регионах и городе Нур-Султан; введено 147 пунктов сбора в 8 регионах; в 2018–2019 годах закуплено 28 специализированных автомобилей. В 11 регионах установлен 2 321 контейнер для ртутьсодержащих ламп и химических источников питания (https://www.inform.kz/ru/naskol-ko-effektivno-rabotaet-koncepciya-rop-v-kazahstane_a3620805). В 2017 году запущен завод по утилизации устаревших автомобилей в Карагандинской области; принято на утилизацию 121 477 автомобилей и переработано 102 000 старых автомобилей (https://tengrinews. kz/kazakhstan_news/12-milliardov-tenge-vyidelil-operator-rop-sbor-pererabotku-385762/).

Отходы
Энергоэффективность

По показателю энергоемкости ВВП (энергоемкость первичной энергии в мегаджоулях [МДж] на доллар США 2011 года по паритету покупательной способности [ППС] ВВП) Казахстан в 2015 году занимал 31-е место в мире по данным Всемирного банка (https: //data.worldbank.org/indicator/EG.EGY.PRIM.PP.KD?most_recent_value_desc=true) из-за сурового континентального климата, продолжительных и холодных зим, преобладания в экономике энергоемких отраслей, большой территории развитая транспортная инфраструктура (нефте- и газопроводы, линии электропередач и водоводы). Из-за наличия доступного угля и относительно низких регулируемых тарифов на энергию (на тепло, газ и электроэнергию) привлекательность инвестиций в энергосберегающие проекты остается низкой (http://kazenergy.com/images/NationalReport15_English.pdf).

Определенный прогресс, однако, был достигнут с Законом об энергосбережении и энергоэффективности, который ввел:

  • Порядок проведения энергоаудита для оценки энергоэффективности и внедрения систем управления энергоснабжением на крупных промышленных предприятиях и других зданиях .
  • Помещения для обучения энергоаудиторов и менеджеров, а также для проведения исследовательской деятельности.
  • Энергосервисные контракты.
  • Запрет на продажу светильников с лампами накаливания и на продажу электротехнической продукции без указания класса энергоэффективности.
  • Дифференцированные платежи за потребление тепла в зависимости от наличия учета тепла (http://kazenergy.com/images/NationalReport15_English.pdf).
  • Соблюдение нормативов энергопотребления и нормативных значений коэффициента мощности в электросетях.
  • Обзоры проектов нового строительства по энергоэффективности и энергосбережению (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf).

В Казахстане имеется значительный потенциал для повышения энергоэффективности зданий. Среднее энергопотребление в жилых помещениях (270 кВтч/м²) превышает потребление в Европейском Союзе (от 100 кВтч/м² до 120 кВтч/м²) и в России (210 кВтч/м²). Для нового жилищного строительства Закон об энергосбережении и энергоэффективности предусматривает использование современных энергосберегающих материалов и установку автоматизированных систем отопления и приборов учета коммунальных услуг. Для существующих жилых строений Закон требует, чтобы такие материалы, системы отопления и устройства были установлены при капитальном ремонте или реконструкции (http://kazenergy.com/images/NationalReport15_English.pdf).

Переключение топлива

В рамках Концепции «зеленой экономики» необходимы инвестиции для создания газовой инфраструктуры в Северном, Восточном и Южном регионах, чтобы обеспечить переход ТЭЦ с угля на газ во всех крупных городах. Это приведет к снижению местных выбросов и улучшению качества воздуха, а также обеспечит гибкую резервную мощность для прерывистых возобновляемых источников энергии. Электроэнергия, вырабатываемая угольными электростанциями, останется на нынешнем уровне до 2030 г., но газ в производстве электроэнергии к 2030 г. удвоится с 4 млрд куб. м/год в 2012 г. до 8 млрд куб. /2014/04/Green_Concept_En.pdf).

В 2014 году правительство утвердило Генеральную схему на 2015–2030 годы для разграничения доступа страны к газу. Реалистичный сценарий предполагает расширение распределительных газопроводов в регионах, уже имеющих доступ к газу, и строительство новых ответвлений в районы, расположенные вблизи магистральных газопроводов (в западном и южном Казахстане). За последние семь лет (по состоянию на 2020 г.) более 3 миллионов граждан были обеспечены трубопроводным газом, что расширило доступ к газу более чем 9 миллионов жителей (рост с 30% в 2013 г. до 51% в 2019 г.).) (https://www.kaztransgas.kz/images/01_reports/annual-2019-rus.pdf).

С 2016 года по газопроводу «Бейнеу-Бозой-Шымкент» осуществляется перемещение газа из западных регионов газодобычи страны в южные районы. В ноябре 2018 года начато строительство газопровода «Сарыарка» для обеспечения газом Нур-Султана, а также Центрального и Северного Казахстана к 2023 году. В октябре 2019 года завершен первый этап строительства от Кызылорды до Нур-Султана (https:// ru.sputniknews.kz/economy/20191129/12161758/Вторая-очередь-газопровода-Сарыарка-оценивается-в-124-миллиона-долларов.html). За короткий срок было построено 1 061,3 км газопровода, пять мощных автоматизированных газораспределительных станций и газоизмерительный пункт (https://informburo.kz/novosti/gazoprovod-saryarka-vveli-v-ekspluataciyu-100415.html). ). Ожидается, что газопровод пропускной способностью 2,2 млрд м3 в год обеспечит газом 171 населенный пункт и 2,7 млн ​​человек в Карагандинской и Акмолинской областях.

Также в 2016 году ООО «Газпром экспорт» и ТОО «Глобал Газ Регазификация», входящее в состав компании Global Gas Group, подписали первый в истории контракт на поставку малотоннажного СПГ автомобильным транспортом из России в Казахстан. В 2017 году из Екатеринбурга в Нур-Султан поставлено 320 тыс. тонн СПГ. В феврале 2017 года в Нур-Султане в рамках проекта «Астана СПГ 2020» запущен первый комплекс регазификации СПГ («Туран»), первым потребителем стал Назарбаев Университет (https://globalgas. kz/ru/company/press- центр/новости/otkrytie-krspg-turan/). ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в 2018 г. поставило в Казахстан 7,7 тыс. т СПГ и более 9тыс. т в 2019 г. Таким образом, в 2019 г. компания увеличила поставки СПГ в Казахстан на 16,9% 17).

Защита окружающей среды

Казахстан страдает от деградации земель, опустынивания и нехватки воды в результате прошлых программ военных ядерных испытаний, а также промышленной и горнодобывающей деятельности. Поскольку аналогичные условия преобладают во всем регионе Центральной Азии, в 2010 году Казахстан учредил Партнерскую программу «Зеленый мост» для устойчивого развития в регионе и за его пределами. В Центральной Азии программа решает вопросы, связанные с энергетическими и водными связями.

Кроме того, Казахстан ратифицировал более 20 международных природоохранных договоров. Они составляют основу национальной нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, которая включает национальные законы, указы президента и постановления правительства.

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов управляет охраной окружающей среды в Казахстане, а Экологический кодекс 2007 года является основной законодательной базой страны для любой деятельности, требующей охраны окружающей среды (http://adilet.zan.kz/). Экологическое разрешение требуется на любые выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на сброс сточных вод и размещение отходов в окружающую среду, а также на открытое хранение серы. Государственные органы налагают штрафы за экологические правонарушения либо приостанавливают или отменяют экологическое разрешение (https://iclg.com/practice-areas/environment-and-climate-change-law/environment-and-climate-change-law-2016/ Казахстан).

Тем не менее, некоторые важные экологические проблемы включают отсутствие систем удаления золы и шлака угольных электростанций; недостаточное улавливание золы в дымовых трубах угольных электростанций; загрязнение воздуха и воды в местах добычи и переработки полезных ископаемых (http://kazenergy. com/images/NationalReport15_English.pdf). Текущие стандарты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане значительно отстают от стандартов Европейского Союза, и в большинстве городов Казахстана плохое качество воздуха (https://www.annalsofglobalhealth.org/articles/10.5334/aogh.2535/). Крайне высокие риски развития хронических последствий воздействия тяжелых металлов выявлены в Усть-Каменогорске, Шымкенте, Алматы, Таразе и Балхаше. Согласно Концепции зеленой экономики, ужесточены нормы выбросов твердых частиц, диоксида серы (SO 2 ) и оксид азота (NO x ) должны быть приняты (http://gbpp.org/wp-content/uploads/2014/04/Green_Concept_En.pdf).

Текущие стандарты выбросов в Казахстане менее строгие, чем в странах ОЭСР и Китае. Допустимые выбросы твердых частиц угольными электростанциями в Казахстане в несколько раз превышают лимиты ЕС. Поэтому Kazenergy (2019) подчеркивает важность внедрения высокоэффективных электрофильтров с двойной продувкой, систем оптимизации сгорания и систем контроля оксидов серы для сокращения выбросов в приоритетных областях (https://www. kazenergy.com/upload/document/energy-report). /Национальный отчет19_ru.pdf).

Изменение климата

Казахстан представил свой Предполагаемый определяемый на национальном уровне вклад (INDC) на 21-ю Конференцию сторон (COP21) в Париже в сентябре 2015 года с обязательством сократить выбросы парниковых газов (ПГ) на 15-25% по сравнению с уровнем 1990 года к 31 декабря. 2030 г. Он ратифицировал Парижское соглашение в декабре 2016 г., и целевой показатель в 15 %, включая выбросы в результате землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ), является безусловным, в то время как целевой показатель в 25 % (также включая ЗИЗЛХ) зависит от доступа к дополнительным международные инвестиции, механизмы передачи низкоуглеродных технологий, экологически чистые климатические фонды и гибкие механизмы для стран с переходной экономикой. Безусловная цель эквивалентна увеличению выбросов на 13 % в 2020 г. по сравнению с 2012 г. и на 1 % в 2025 и 2030 гг. (http://climateactiontracker.org/countries/kazakhstan.html).

Последний национальный кадастр показывает, что выбросы ПГ в Казахстане (без учета ЗИЗЛХ) в 2017 году составили 353,2 млн тонн эквивалента диоксида углерода (МтCO 2 -экв), что на 8,5% ниже, чем в базовом 1990 году; Выбросы ПГ от энергетического сектора составили 82% от общего объема выбросов. Выбросы ПГ от сжигания топлива в Казахстане можно четко разделить на два периода: постепенное снижение с 1990 г. до начала 1999 г. и более медленный рост с небольшими колебаниями с 2000 г. (http://unfccc.int/national_reports/annex_i_ghg_inventories/national_inventories_submissions/items/9492.php).

Казахстан утвердил свою схему торговли квотами на выбросы (ETS) в 2011 г. На этапе I (2013 г.) обязательства по отказу от квот были наложены на 178 компаний, а предел был установлен на уровне 147 млн ​​тонн CO 2 (плюс резерв в размере 20,6 млн тонн CO 2 ), что соответствует уровню 2010 года. Этап II (2014–2015 гг.) охватывал 166 компаний, а предельные значения были установлены на уровне 155,4 млн т CO 90 193 2 90 194 на 2014 г. и 153 млн т CO 90 193 2 90 194 на 2015 г., т. е. целевые показатели сокращения на 0 % в 2014 г. и 1,5 % в 2015 г. 2 выбросы ограниченных организаций в 2011-2012 гг. Ограничение этапа III (2016–2020 гг.) установлено на уровне 746,5 млн тонн CO 90 193 2 90 194 (плюс резерв в размере 21,9 млн тонн CO 90 193 2 90 194 ), и затрагиваются 140 компаний.

Первые два этапа включали бесплатные квоты с возможностью проведения аукционов на этапе III. Распределение надбавок было основано на историческом подходе, и в 2016 году было предложено распределять надбавки на основе сравнительного анализа. В начале 2016 года торговля выбросами была приостановлена ​​до 2018 года для корректировки и улучшения системы распределения квот. В апреле 2018 года вице-министр энергетики г-н Жаксалиев сообщил, что 76 предприятий выбрали исторический подход и 149выбрал бенчмаркинг. Исторический метод распределения квот основывается на среднем значении выбросов за предыдущий период времени, а бенчмаркинг сравнивает интенсивность выбросов по отношению к выпуску. Национальный план распределения квот, принятый в январе 2018 г., устанавливает общий лимит выбросов для 129 компаний на 2018–2020 гг. (https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_etsmap&task=export&format=pdf&layout=list&systems%5B%5D=46). Kazenergy (2019) утверждает, что бенчмарки предназначены для предоставления большего количества бесплатных разрешений для электростанций, работающих на угле, чем на газе, поскольку интенсивность выбросов электроэнергии, работающей на угле, составляла 0,9.85 тCO 2 /МВтч в 2018 году, в то время как для электроэнергии, выработанной из других видов топлива (мазут и природный газ), этот показатель составлял всего 0,621 тCO 2 /МВтч. Таким образом, такая политика снижает стимулы к переходу с угля на газ для производства электроэнергии (https://www.kazenergy. com/upload/document/energy-report/NationalReport19_ru.pdf).

Недавнее моделирование показывает, что цель Казахстана -15% INDC является довольно амбициозной и потребует ускоренного строительства трубопроводов в регионы, не имеющие доступа к газу. Успеха СТВ и мер, предусмотренных Концепцией зеленой экономики, недостаточно для достижения этой цели, поэтому необходимы дополнительные усилия в секторах транспорта, сельского хозяйства, отходов и жилищного строительства, не входящих в СТВ (https://www.ucc.ie/). ru/media/research/iew2016/BakytzhanSuleimenov.pdf).

В 2015 году Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР) выделило 1,6 млрд тенге (почти 100 млн долларов США по курсу 2015 года) на поддержку 51 проекта. Приоритеты правительства включают развитие: информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для телекоммуникационного сектора; возобновляемые источники энергии; новые материалы; фармацевтические продукты; и, наконец, новые технологии и инновации в нефтегазовом секторе (https://www. cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/1339).7-технопарки-в-казахстане-помогут-развивать-инновационный-сектор?.html).

Финансовая поддержка развития науки и исследований в Казахстане осуществляется в основном из республиканского бюджета по нескольким видам финансирования: базовое; программно-целевые; и гранты. В 2018 году внутренние расходы на исследования и разработки (НИОКР) составили 72,2 млрд тенге, или 0,12% ВВП Казахстана. Эта доля постоянно снижается последние пять лет (https://kursiv.kz/news/ekonomika/2019).-05/увеличить-расходы-на-научно-исследовательские-работы-предлагают-депутаты). Однако на заседании правительства под председательством премьер-министра Аскара Мамина в декабре 2019 г. было принято решение о повышении к 2025 г. расходов на образование и науку до 7% ВВП Казахстана (https://primeminister.kz/ru/news/rashody-na). -образование-и-науку-к-2025-году-вырастут-до-7-от-ввп-казахстана).

Проект по коммерциализации технологий, инициатива Глобальной практики торговли и конкурентоспособности Группы Всемирного банка и Правительства Казахстана, предоставил гранты ученым в период с 2008 по 2015 год. Проект инициировал 65 новых научных стартапов в сельском хозяйстве, газе, нефть, медицина и другие направления (http://www.worldbank.org/en/results/2016/12/20/getting-kazakhstans-technology-out-of-the-lab-and-into-global-markets).

Также в сотрудничестве со Всемирным банком с 2014 года Министерство образования и науки реализует проект «Содействие продуктивным инновациям». Проект состоит из пяти компонентов: разработка базы знаний для инноваций; формирование инновационных консорциумов; консолидация цикла коммерциализации технологий; усиление координации национальной инновационной системы для повышения потенциала существующих институциональных структур; и реализации проектов поддержки (http://projects.worldbank.org/P150402?lang=en).

В 2014 году правительством был принят специальный Закон «Об инновационном кластере Парк инновационных технологий», определяющий особый статус свободной экономической зоны «Парк инновационных технологий» (ПИТ), а также особенности привлечения иностранной рабочей силы автономным кластерным фондом ПИТ .

Энергетика казахстана: Электроэнергетика Казахстана: ключевые факты