История энергетики россии: История энергетики России

Совет ветеранов Энергетики

ГлавнаяИстория энергетикиЗначимые этапы развития отрасли электроэнергетики

Развитие человеческого общества и его успехи на пути цивилизации и прогресса непосредственно связаны с повышением производительности труда и улучшением материальных условий жизни людей. Научно-технический и социальный прогресс сопровождается увеличением потребляемой электрической энергии.

Влияние электроэнергетики на культуру, духовное развитие человека образно охарактеризовал К. Г. Паустовский, сказав, что лишняя тонна угля – это лишняя книжка хороших стихов, это тепло, свет, это спрессованная в черном блестящем камне сила жизни, сила и богатство мыслей и ощущений нашей эпохи. В самом деле, обеспечение электроэнергией – это необходимая основа для того, чтобы человек мог творчески создавать новую технику, заниматься науками, искусством, литературой – всем тем, что обобщенно называется культурой.

Технический прогресс и развитие цивилизации с далеких исторических времен непосредственно связаны с количеством используемых энергоресурсов. Но если на первых этапах развития человек располагал только своей мускульной энергией и мускульной силой животных, то затем большую часть труда он стал возлагать на машины.

Освоение природных энергетических ресурсов стимулировало создание машин, выполнявших довольно сложные операции и позволявших переложить на них значительную часть вначале физического, а затем (в настоящее время) и нетворческого умственного труда. Совершенствование машин освобождало время для наиболее творческой работы, позволяло глубже проникать в законы природы, используя их для своего блага. Это, в свою очередь, способствовало созданию более совершенных орудий труда.

Бурный прогресс техники и тот уровень, которого она сейчас достигла, были бы невозможны без использования качественно новых видов энергии, в первую очередь электрической. Электрическая энергия широко применяется в жизни современного человека. Можно без преувеличения сказать, что без электрической энергии невозможна нормальная жизнь современного общества. Электрическая энергия широко используется в промышленности для приведения в действие различных механизмов, непосредственно в технологических процессах, на транспорте, в быту. Работа современных средств связи – телеграфа, телефона, радио, телевидения – основана на применении электрической энергии. Без нее невозможно было бы развитие кибернетики, вычислительной техники, космической техники и т. д. Именно электрическая энергия, как это и было предсказано еще на заре ее становления, явилась той движущей силой, которая привела к созданию крупного машинного производства, обеспечившего невиданное развитие производительных сил. Основные отличительные свойства электрической энергии состоят в том, что она может легко передаваться на большие расстояния и относительно просто с малыми потерями преобразовываться в другие виды энергии.

Суммарная мощность всех электростанций мира (2 млрд. кВт) уже соизмерима с мощностью многих явлений природы.

Начало развития электроэнергетики России связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). В плане были заложены принципы централизации выработки электроэнергии и концентрации генерирующих мощностей на крупных районных электростанциях обеспечили высокую надежность работы и эффективность энергетического хозяйства страны.

В 1935 г. (конечный срок выполнения плана ГОЭЛРО) его количественные показатели по развитию основных отраслей промышленности и электроэнергетики были значительно перевыполнены. Вместо намеченного планом сооружения 30 электростанций было построено 40. По производству электроэнергии в 1935 г. СССР перегнал такие экономически развитые страны, как Англия, Франция, Италия, и занял третье место в мире после США и Германии.

К 1935 г. работало шесть энергосистем с годовой выработкой электроэнергии свыше 1 млрд. кВт·ч каждая, в том числе Московская – около 4 млрд. кВт·ч, Ленинградская, Донецкая и Днепровская – более чем по 2 млрд. кВт·ч. Первые энергосистемы были созданы на основе линий электропередачи напряжением 110 кВ, а в Днепровской энергосистеме – напряжением 154 кВ, которое было принято для выдачи мощности Днепровской ГЭС.

Со следующим этапом развития энергосистем, характеризующимся ростом передаваемой мощности и соединением электрических сетей смежных энергосистем, связано освоение электропередач класса 220 кВ. В 1940 г. для связи двух крупнейших энергосистем Юга страны была сооружена межсистемная линия 220 кВ Донбасс-Днепр.

В 1940-е гг. было организовано первое Объединенное диспетчерское управление (ОДУ). Оно было создано на Урале в 1942 г. для координации работы трех районных энергетических управлений: Свердловэнерго, Пермэнерго и Челябэнерго. Эти энергосистемы работали параллельно по линиям напряжением 220 кВ.

В начале 1950-х гг. развернулось строительство каскада гидроузлов на Волге. От них протянулись на тысячу и более километров к промышленным районам Центра и Урала линии электропередачи напряжением 500 кВ. Наряду с выдачей мощности двух крупнейших Волжских ГЭС это обеспечило возможность параллельной работы энергосистем Центра, Средней и Нижней Волги и Урала. Так был завершен первый этап создания Единой энергетической системы (ЕЭС) страны.

В 1970 г. к Единой энергосистеме европейской части страны была присоединена Объединенная энергосистема (ОЭС) Закавказья, а в 1972 г. – ОЭС Казахстана и отдельные районы Западной Сибири.

Важным этапом развития ЕЭС явилось присоединение к ней энергосистем Сибири путем ввода в работу в 1977 г. транзита 500 кВ Урал-Казахстан-Сибирь, что способствовало покрытию дефицита электроэнергии в Сибири в условиях маловодных лет, и, с другой стороны, использованию в ЕЭС свободных мощностей сибирских ГЭС.

С присоединением энергосистем Сибири к ЕЭС работа наиболее крупных электростанций и основных системообразующих линий электропередачи стала управляться из единого пункта – Центрального диспетчерского управления ЕЭС в Москве.

К 1990 г. электроэнергетика страны получила дальнейшее развитие. Мощности отдельных электростанций достигли около 5 млн. кВт. Наибольшую установленную мощность имели Сургутская ГРЭС – 4,8 млн. кВт, Курская, Балаковская и Ленинградская АЭС – 4,0 млн кВт, Саяно-Шушенская ГЭС – 6,4 млн кВт.

Электроэнергетика бывшего СССР в течение длительного периода времени развивалась как единый народнохозяйственный комплекс, а ЕЭС страны, являющаяся его частью, обеспечивала межреспубликанские перетоки мощности и электроэнергии. До 1991 г. ЕЭС функционировала как государственная общесоюзная централизованная структура. Образование на территории СССР независимых государств привело к коренному изменению структуры управления и развития электроэнергетики.

Основные изменения в электроэнергетике России связаны с акционированием объектов электроэнергетики, в результате которого на федеральном уровне было образовано Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО) «ЕЭС России», на региональном уровне – акционерные общества – АО-энерго и началось создание федерального оптового рынка электроэнергии и мощности.

ЕЭС России охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является крупнейшим в мире централизованно управляемым энергообъединением. В составе ЕЭС России действует семь ОЭС – Северо-Запада, Центра, Средней Волги, Урала, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время параллельно работает пять первых ОЭС. Энергосистема Калининградской области Янтарьэнерго отделена от России территорией государств Балтии. На территории России действуют изолированно работающие энергосистемы Якутии, Магадана, Сахалина, Камчатки, районов Норильска и Колымы. В целом энергоснабжение потребителей России обеспечивают 74 территориальные энергосистемы.

По плану реформы, проводимой с 2003 г. [7], электростанции были разделены на три группы. В первую группу входят государственные генерирующие компании, объединяющие все атомные (концерн «Росэнергоатом») и гидростанции (ОАО «Гидро ОГК», с 2008 г. – ОАО «РусГидро»). На долю этих компаний приходится около четверти электроэнергии, поступающей на оптовый рынок.

Вторая группа – территориальные генерирующие компании (ТГК), главный продукт электростанций которых – тепловая, а не электрическая энергия. Эти электростанции сгруппированы по территориальному принципу.

Третья группа – генерирующие компании оптового рынка (ОГК) – включают крупные электростанции страны. Эта группа компаний формирует цены на оптовом рынке, где электроэнергию приобретают крупнейшие потребители. Чтобы избежать монополии на производство электроэнергии в отдельных регионах в состав каждой ОГК включены электростанции, расположенные в разных районах страны.

В 2008 г. закончено формирование целевой структуры всех ОГК и ТГК, в основном завершена организация компании «РусГидро». РАО «ЕЭС России» в целом выполнило поставленные задачи по реформированию отрасли и прекратило свое существование.

Магистральные электрические сети (напряжением 220 кВ и выше) перешли под контроль Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). Функции и активы региональных диспетчерских управлений переданы общероссийскому системному оператору. В основном закончен процесс выделения сетевых компаний на базе реорганизованных АО-энерго, созданы все магистральные сетевые компании. АО-энерго сохраняются только в изолированно работающих энергосистемах страны (Сахалинэнерго, Камчатскэнерго и др.).

 

Электроснабжение – это обеспечение потребителей электрической энергией [5].

Потребитель электрической энергии – электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории [5]. В то же время, согласно [4] потребительэлектрической энергии – юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) на основании заключенного договора.

Приемник электрической энергии (электроприемник) – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

Система электроснабжения – совокупность электроустановок, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергией. Централизованное электроснабжение – электроснабжение потребителей электрической энергии от энергосистемы.

В системе электроснабжения предприятий можно выделить три вида электроустановок: по производству электроэнергии – электрические станции; по передаче, преобразованию и распределению электроэнергии –электрические сети и подстанции; по потреблению электроэнергии – приемники электроэнергии.

Электрической станцией называется предприятие, на котором вырабатывается электрическая энергия. На этих станциях различные виды энергии (энергия топлива, падающей воды, ветра, атомная и др.) с помощью электрических машин (генераторов), преобразуются в электрическую энергию. В зависимости от используемого вида первичной энергии все существующие электрические станции разделяются на тепловые, гидравлические, атомные, ветряные и др.

Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии между пользователями электрической сети, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Согласно ПУЭ [5], различают нормальный и послеаварийный режимы потребителя электрической энергии.

Нормальный режим – режим, при котором обеспечиваются заданные значения параметров его работы.

Послеаварийный режим – режим, в котором находится потребитель электрической энергии в результате нарушения в системе его электроснабжения до установления нормального режима после локализации отказа.

Независимый источник питания – источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции или системы шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций или систем шин.

В стандарте [4] вводится ряд дополнительных определений.

Сетевая организация – организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывающая услуги по передаче электрической энергии и осуществляющая в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Точка передачи электрической энергии – точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определенная в процессе технологического присоединения.

Пользователь электрической сети – сторона, получающая электрическую энергию от электрической сети либо передающая электрическую энергию в электрическую сеть. К пользователям электрических сетей относят сетевые организации и иных владельцев электрических сетей, потребителей электрической энергии, а также генерирующие организации.

 

История

В 2022 году «Мосэнерго» отмечает 135-летие. На протяжении всей истории своей деятельности компания является флагманом развития энергетической отрасли страны.

Именно в Москве было положено начало первой энергетической системе в России. Московские энергетики принимали активное участие в разработке и практической реализации Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). С 1930-х годов в столице начала развиваться первая в стране централизованная система теплоснабжения, которая к концу XX века крупнейшей в мире.

Московские энергетики внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, обеспечив надежное энергоснабжение оборонных предприятий, ведомств и жилых домов. Восстановление Московской энергосистемы в послевоенные годы, строительство новых мощных электростанций, внедрение современных технологий — все это важные этапы деятельности «Мосэнерго» в последующие годы.

Сегодня ПАО «Мосэнерго» продолжает динамично развиваться, в ежедневном режиме выполняя свою главную задачу — обеспечение надежной работы производственных объектов, снабжающих электроэнергией и теплом потребителей Московского региона.

Более подробно с историей компании вы можете познакомиться на сайте Музея истории «Мосэнерго».

1887–1917 1887–1917

Создание Московской энергосистемы

В 1886 году по инициативе братьев Сименс в Санкт-Петербурге учреждено акционерное «Общество Электрического Освещения».

31 июля 1887 года правление «Общества 1886 года» одобрило контракт на устройство электрического освещения пассажа Постниковой на Тверской улице. Эта дата считается днем рождения «Мосэнерго».

В конце 1888 года была успешно реализована задача строительства первой центральной электростанции: дала ток станция Георгиевская. В 1897 году введена первая очередь электростанции Раушская мощностью 3,3 МВт. Сегодня это старейшая в «Мосэнерго» электростанция — ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича. В 1907 году введена городская электростанция Трамвайная (позднее — ГЭС-2) мощностью 6 МВт.

В 1914 году введена в эксплуатацию первая в мире торфяная электростанция Электропередача (сегодня — ГРЭС-3 им. Р. Э. Классона) мощностью 10 МВт в Богородском районе Московской губернии. Для ее строительства и последующей эксплуатации годом ранее было учреждено Акционерное Московское общество «Электропередача». В 1915 году Электропередачу перевели на параллельную работу с Раушской — так было положено начало создания Московской энергетической системы. Акционерные общества «Электрического Освещения 1886 года» и «Электропередача» успешно функционировали до октября 1917 года. После революции они были национализированы, и в декабре 1917 года закончили свою деятельность в прежнем качестве.

1917–1941 1917–1941

Московская энергосистема в 1917–1941 годах

После революции управление государственными электростанциями было возложено на Электроотдел Высшего Совета Народного Хозяйства. Тогда же, в декабре 1917 года, впервые были озвучены предложения по дальнейшему развитию московской энергетики, разработанные Иваном Радченко и Александром Винтером.

Эти предложения легли в основу первого государственного плана электрификации всей страны — плана ГОЭЛРО, принятого 22 декабря 1920 года VIII Всероссийским съездом Советов.

В Московском регионе по плану ГОЭЛРО были построены Каширская и Шатурская ГРЭС, введены в эксплуатацию Краснопресненская ТЭЦ (позднее — ТЭЦ-7), ТЭЦ-6 и ТЭЦ-8, реконструированы ГЭС-1, ГЭС-2, ГРЭС-3. В Москве появился новый электрифицированный транспорт: электропоезд, троллейбус и метрополитен.

Одним из значимых событий этого периода стало завершение строительства первой в стране линии электропередачи напряжением 110 кВ на участке Кашира-Москва и двухцепного кольца линий электропередачи и подстанций вокруг Москвы напряжением 115 кВ — с его вводом столица получила надежную схему электроснабжения.

В 1930-х годах в Москве начались работы по централизованной теплофикации города. В 1931 году введена в работу первая теплофикационная магистраль горячей воды от ГЭС-1, создано предприятие по эксплуатации и развитии теплосети. На основе принятого первого Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году был разработан Генеральный план теплофикации столицы.

В 1932 году трест МОГЭС (Объединенное управление электростанциями Московского региона) преобразован в Районное энергетическое управление (РЭУ) «Мосэнерго».

В 1933 году введена ТЭЦ высокого давления (сегодня — ТЭЦ-9), где впервые был апробирован прямоточный котел высокого давления. В 1936 году введена в эксплуатацию Сталинская ТЭЦ (сегодня — ТЭЦ-11 им. М. Я. Уфаева), спроектированная на работу исключительно отечественного оборудования.

1941–1945 1941–1945

Великая Отечественная война

В 1941 году введена в эксплуатацию Фрунзенская ТЭЦ (ТЭЦ-12). Начавшаяся Великая Отечественная война прервала развитие энергосистемы.

Работы по строительству новых энергообъектов сворачиваются, оборудование московских электростанций эвакуируется в восточные районы страны. Установленная мощность «Мосэнерго» снизилась в два раза. В этих сложных условиях московские энергетики обеспечивали бесперебойное электроснабжение оборонных объектов столицы, возводили электрозаграждения высокого напряжения на пути войск противника, монтировали энергопоезда для освобожденных районов страны.

Сразу же после успешного контрнаступления советских войск зимой 1941–1942 годов началось восстановление энергохозяйства. В 1943 году началось возвращение в Москву из эвакуации энергетического оборудования, введено в строй более 200 МВт новой мощности. Уже в 1945 году «Мосэнерго» восстановило довоенный уровень установленной мощности.

За самоотверженную работу в годы войны коллектив «Мосэнерго» награжден орденом Отечественной войны I степени, который вручался только за боевые заслуги.

1945–19911945–1991

Развитие энергосистемы, модернизация оборудования

В первые послевоенные годы в «Мосэнерго» началось использование нового вида топлива: на сжигание природного газа перешли ГЭС-1 и ГЭС-2.

Крупномасштабный перевод столичных ТЭЦ на газ произошел в 1960-е годы, что внесло значительный вклад в улучшение экологической обстановки в городе.

В конце 1940-х годов осуществлена связь Московской энергосистемы с Ивановской, Ярославской и Горьковской энергосистемами. В 1956 году, с вводом высоковольтной линии из Куйбышева (сегодня — Самара) в Москву, было создано первое звено Единой энергосистемы Европейской части страны.

В 1950 году была введена ТЭЦ-17 в подмосковном городе Ступино, в 1952 году — ТЭЦ-20 на юго-западе Москвы, а в 1955 году — ТЭЦ-16 на северо-западе столицы.

Начиная с 1960-х годов, активно велось проектирование и строительство новой группы мощных ТЭЦ, расположенных рядом с Московской кольцевой автомобильной дорогой. В 1960 году введены в строй первые агрегаты ТЭЦ-22, в 1963 году — ТЭЦ-21, в 1966 году — ТЭЦ-23. Во второй половине 1970-х годов введены в эксплуатацию ТЭЦ-25 и ТЭЦ-26. Начиная с 1970-х годов на вышеперечисленных электростанциях «Мосэнерго» устанавливались теплофикационные турбины Т-250, ставшие основными источниками в структуре теплоснабжения столицы. От новых мощных ТЭЦ к районам массовой жилой застройки прокладывались тепловые магистрали протяженностью 20–30 км диаметром труб 1 200 — 1400 мм. Одновременно в Московской энергосистеме ввелось интенсивное строительство электрических сетей.

30 декабря 1987 года был введен первый гидроагрегат Загорской гидроаккумулирующей электростанции (ЗаГАЭС) — единственного в России энергетического объекта, регулирующего пиковые нагрузки в энергосистеме.

1991–20071991–2007

«Мосэнерго» — акционерное общество. Реформирование Московской энергосистемы

В 1990-х годах «Мосэнерго» продолжало строительство новых генерирующих мощностей. В 1992 году были введены в эксплуатацию водогрейные котлы Северной ТЭЦ (сегодня — ТЭЦ-27), в 1996 году — первый, а в 1998 году — второй энергоблок этой электростанции.

В 1993 году производственное объединение «Мосэнерго» было преобразовано в акционерное общество открытого типа, его акции начали обращаться на бирже. С середины 1990-х годов акции «Мосэнерго» компании входили в число наиболее ликвидных ценных бумаг российского фондового рынка. В 1995 году «Мосэнерго» стало первой чисто российской компанией (без иностранного участия), вышедшей на западный фондовый рынок и разместившей американские депозитарные расписки (АДР) на акции Общества.

В апреле 2005 года, в ходе реформирования российской электроэнергетики ОАО «Мосэнерго» — крупнейшая на тот момент вертикально-интегрированная региональная энергетическая компания России — было разделено на 14 самостоятельных компаний по видам деятельности: генерация, передача электроэнергии, сбыт, энергоремонт и т. д. «Мосэнерго» сохранило за собой производство электроэнергии и тепла, сосредоточившись на развитии генерации.

В 2005 году ПАО «Мосэнерго» разработало и приступило к реализации первой в современной российской энергетике Программы технического развития и ввода новых генерирующих мощностей.

2007-н.в.2007-н.в.

Интенсивное развитие

В 2007 году стратегическим инвестором «Мосэнерго» становится «Газпром», консолидировавший контрольный пакет акций (53,5% уставного капитала) Общества. Собственником блокирующего пакета акций (26,45%) «Мосэнерго» стало Правительство Москвы.

В 2007–2015 годах на электростанциях Компании введено в эксплуатацию девять новых объектов генерации, в том числе семь парогазовых энергоблоков на ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, ТЭЦ-20, ТЭЦ-21, ТЭЦ-26 и ТЭЦ-27 общей мощностью 2,9 ГВт (более 22% от общей установленной мощности компании). Строительство новых генерирующих мощностей осуществлялось в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ), гарантирующих возврат инвестиций.

После вхождения в 2013 году в состав Группы «Газпром» Московской объединенной энергетической компании в «Мосэнерго» было передано свыше 40 теплогенерирующих объектов «МОЭК». Общая установленная тепловая мощность присоединенных котельных составляет 10 тыс. Гкал/ч — более 20% общей установленной тепловой мощности «Мосэнерго».

На ТЭЦ-22 «Мосэнерго» реализован пилотный проект реконструкции энергоблока № 9, в рамках которого вместо теплофикационной турбины Т-250, эксплуатировавшейся с 1972 года, установлена турбина нового образца — Т-295.

Внеочередное Общее собрание акционеров «Мосэнерго» 20 мая 2015 года приняло решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества управляющей организации — ООО «Газпром энергохолдинг». Это решение принято в целях повышения эффективности управления, исключения дублирования функций, сокращения управленческих расходов и других затрат.

В настоящее время «Мосэнерго» работает над повышением операционной эффективности и улучшением качества активов. В числе перспективных проектов, реализуемых в компании — вывод неэффективных мощностей, переключение тепловых нагрузок с котельных на ТЭЦ, снижение затрат на водопотребление, водоотведение и химическую обработку воды, переход на централизованную модель складского хозяйства, развитие сети электрозарядных станций.

Прошлое, настоящее и будущее российской энергетической стратегии

Премьер-министр России Владимир Путин (2 слева) осматривает реконструированную Саяно-Шушенскую ГЭС, крупнейшую в России ГЭС, в Черемушках, 24 февраля 2010 г.

(АЛЕКСЕЙ ДРУЖИНИН/AFP/ Getty Images)

Будущая способность России оставаться мировым поставщиком энергии и сила, которую российский энергетический сектор дает Кремлю, все чаще ставятся под сомнение. После десятилетия активного экспорта энергоносителей и доходов Россия снижает цены на природный газ для Европы, в то время как прогнозы доходов ее энергетического гиганта, Газпрома, с этого года снижаются.

Россия обладает крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа и постоянно чередуется с Саудовской Аравией в качестве главного производителя нефти. Страна поставляет треть нефти и природного газа в Европу и начинает экспортировать больше на энергоемкие рынки Восточной Азии. Энергетический сектор для Москвы гораздо больше, чем коммерческий актив; это был один из столпов стабилизации и укрепления России на протяжении более века. Кремль определил энергетическую безопасность в качестве основного вопроса национальной безопасности России, тем более что недавние изменения в мировых и внутренних тенденциях поставили под сомнение сохраняющуюся силу энергетического сектора.

На протяжении всей российской истории энергетический сектор страны периодически то усиливался, то ослабевал. Управление этим циклом было центральным элементом внутренней и внешней политики России еще с царских времен. Это историческое бремя теперь ложится на режим Владимира Путина.

Императивы России и энергетический фактор

Россия по своей природе уязвима, окружена другими великими державами и не имеет легко обороняемых границ. Кроме того, Россия представляет собой огромную, по большей части негостеприимную территорию, населенную разнообразными этническими группами, которые исторически были не в ладах с централизованной властью Москвы. Это оставляет России четкий набор императивов, чтобы держаться вместе как страна и утвердиться в качестве региональной державы. Во-первых, Россия должна консолидировать свое общество под одной властью. Во-вторых, она должна расширить свою власть в непосредственной близости от нее, чтобы создать буферы против других держав. (Создание Советского Союза является самым ярким примером этого императива в действии.) Наконец, он должен использовать свои природные ресурсы для достижения баланса с великими державами за пределами своей периферии.

На протяжении всей истории Россия использовала множество инструментов для достижения этих императивов, начиная от сельскохозяйственного экспорта и заканчивая чисто военными завоеваниями и запугиванием. Начиная с конца 1800-х годов Россия добавила энергию в список жизненно важных товаров, которые она могла использовать для достижения своих основных стратегических целей. К 1950-м годам энергетический сектор России стал одной из главных опор ее экономической и политической мощи.

На протяжении всей российской истории энергетический сектор страны периодически то усиливался, то ослабевал. Управление этим циклом было центральным элементом внутренней и внешней политики России еще с царских времен.

Доходы от экспорта нефти и природного газа показывают, как энергетический сектор помог Кремлю консолидировать страну. Доходы Российской империи от экспорта энергоносителей начали поступать в государственную казну в конце 1800-х годов, при этом доходы от экспорта нефти составляли 7 процентов от экспортных поступлений. Эти доходы выросли до 14 процентов в конце 1920-х годов на ранних этапах существования Советского Союза и к 1950-м годам составляли половину советских экспортных поступлений. В настоящее время доходы от энергетики составляют половину государственного бюджета. Этот приток капитала был и продолжает играть важную роль в создании военной и промышленной базы России, необходимой для сохранения ее статуса региональной, если не глобальной державы. Однако по мере того, как российские правительства стали зависеть от энергии, доходы также стали большой уязвимостью.

Помимо доходов от экспорта, энергетический сектор способствовал созданию внутри стабильного и промышленно развитого государства. Внутреннее потребление энергии в России очень велико из-за чрезвычайно холодной погоды в течение большей части года, но, несмотря на неэффективность энергетического сектора и стоимость производства энергии, внутренние резервы страны позволили Москве обеспечить своих граждан и отрасли, в которых они работают, низкие цены на энергоносители.

Энергетический сектор также способствует расширению влияния России на ближайших соседей. Использование Москвой энергии в качестве рычага воздействия в буферных государствах различается от страны к стране и варьируется от контроля над региональным производством энергии (как это было ранее в отношении азербайджанских и казахстанских нефтяных месторождений) до субсидирования поставок дешевой энергии в страны и контроля над транспортной инфраструктурой энергоносителей. Россия использовала аналогичные стратегии для формирования отношений за пределами бывших советских республик. Например, Россия является одним из двух основных поставщиков энергии в Европу и единственным европейским поставщиком с большими запасами нефти и природного газа и исторически низкими ценами. Физическая связь России с Европой и способность подорвать любого конкурента послужили основой многих отношений Москвы в Европе.

Эволюция российских энергетических стратегий

Полезность энергетики как средства достижения трех основных императивов России со временем менялась, поскольку России приходилось менять свои стратегии в зависимости от изменений во внутренних или международных обстоятельствах. Сила Москвы заключается в ее гибкости в управлении своим энергетическим сектором.

Важность российской энергетики была установлена ​​в конце 1800-х годов, когда монархия увидела большой потенциал для Российской империи, если бы она могла развивать этот сектор в больших масштабах. Однако у империи не было ни технологий, ни капитала, чтобы создать местную энергетическую промышленность. В качестве решения монархия ослабила ограничения на иностранные инвестиции, пригласив европейские и американские фирмы для разработки нефтяных месторождений в Баку и на Волге. Это привело к непродолжительному периоду потепления отношений между Российской империей и многими западными партнерами, особенно Великобританией, Францией и Соединенными Штатами. Вскоре все стороны поняли, что единственный способ сделать российский нефтяной бизнес прибыльным, несмотря на высокие затраты, связанные с суровой и обширной географией страны, — это превратить Россию в крупного производителя. На рубеже веков Российская империя производила 31% мирового экспорта нефти.

Энергетический сектор способствует расширению влияния России на ближайших соседей.

По мере роста значения энергетического сектора Российской империи стало ясно, что внутренняя стабильность России сильно влияет на этот сектор. Большевики использовали энергетический сектор в своих попытках свергнуть монархию в начале 1900-х годов. Нефтедобывающие регионы были одним из основных центров деятельности большевиков, потому что энергетика была одним из немногих секторов с организованными рабочими. Кроме того, большевики использовали нефтяные железнодорожные сети для распространения пропаганды по стране и за рубежом. В 1904.04, когда Российская империя подавила восстание в Санкт-Петербурге, протестующие, в основном большевики, подожгли бакинские нефтяные промыслы. Это сократило экспорт нефти из России на две трети, заставив Москву и внешние рынки осознать большую уязвимость экспорта нефти для внутренней стабильности России.

Современные энергетические стратегии России начали формироваться после Второй мировой войны. Поскольку Советский Союз остался одним из двух мировых гегемонов, возвышающихся над разделенной Европой, Москва не видела препятствий для достижения господства в мировой энергетике. Между 19В 50-е и 1960-е годы добыча советской нефти удвоилась, что снова сделало Советский Союз вторым по величине производителем нефти в мире и основным поставщиком как в Восточную, так и в Западную Европу. Доходы от экспорта нефти стали составлять почти половину экспортных доходов СССР.

Поскольку Советский Союз добывал нефть в больших количествах, а советская система поддерживала низкую стоимость рабочей силы, Россия могла продавать свою нефть по ценам, почти на 50 процентов ниже, чем нефть с Ближнего Востока. Субсидирование нефти советскому блоку, а затем странам Западной Европы помогло Москве подорвать западные режимы и укрепить свои позиции на собственной периферии — стратегия, которую ЦРУ окрестило советским экономическим наступлением. Для Советов это было не столько зарабатывание денег (хотя они их зарабатывали), сколько формирование сферы влияния и подрыв Запада. Эта стратегия дорого обошлась, поскольку Москва не приносила столько доходов, сколько могла бы, и неэффективно добывала нефть, быстро истощая свои месторождения.

В 1970-х цена на нефть взлетела из-за серии кризисов, в основном на Ближнем Востоке. В то же время Россия уже чувствовала напряжение, связанное с поддержанием огромного Советского Союза. Режиму советского лидера Леонида Брежнева был предоставлен выбор: использовать высокие мировые цены как повод для повышения цен в Восточной Европе и принести пользу советской экономике, или продолжать субсидировать Восточный блок, чтобы держать его в долгу перед Москвой и не подталкивать его к начать думать о других источниках энергии. Это был выбор между двумя императивами: советской национальной стабильностью и сохранением буферной зоны. В конце концов Москва предпочла защищать свои интересы и в 1975 повысила цену на нефть для своих клиентов, допустив дальнейшее повышение в зависимости от мировых рыночных цен. К 1976 году цены на нефть в Восточном блоке почти удвоились, оставаясь ниже мировых цен, но поднявшись достаточно высоко, чтобы заставить некоторые страны блока брать кредиты.

Советский Союз сосредоточил внимание на поддержании высоких доходов от энергоносителей до середины 1980-х годов, когда эти доходы составляли почти все притоки твердой валюты в Советский Союз. Но в середине 19-го года Советскому Союзу был нанесен двойной удар.80-е годы, когда цена на нефть рухнула, и Запад ввел эмбарго на советскую нефть, что побудило Саудовскую Аравию наводнить нефтяные рынки. Более того, Советский Союз сильно отставал от Запада в технологиях, особенно в энергетике и сельском хозяйстве. В ответ, начиная с 1985 года, Советский Союз приблизился к рыночной экономике энергетики, подняв цены для стран Восточного блока, потребовав твердой валюты для оплаты и позволив иностранным фирмам снова войти в энергетический сектор.

Но сдвиги в российской стратегии не были достаточно глубокими и своевременными, чтобы предотвратить распад Советского Союза. В течение десятилетия после распада советского блока российская энергетика находилась в упадке. Энергетическая либерализация, начавшаяся при Михаиле Горбачеве в XIX80-е были доведены до крайности при Борисе Ельцине в 1990-х. В результате производство сократилось вдвое, а российский энергетический сектор был разделен между иностранными группами и зарождающимся классом российских олигархов.

Современные энергетические стратегии России начали формироваться после Второй мировой войны. Поскольку Советский Союз остался одним из двух мировых гегемонов, возвышающихся над разделенной Европой, Москва не видела препятствий для достижения господства в мировой энергетике.

Ситуация изменилась при Владимире Путине в 2000 году. Одним из первых пунктов путинской повестки дня по стабилизации страны была консолидация энергетического сектора под контролем государства. Это означало радикальное изменение либеральной политики двух десятилетий назад. Правительство фактически национализировало большую часть энергетического сектора под управлением трех государственных гигантов: «Газпрома», «Роснефти» и «Транснефти». Кремль стал более агрессивно вести переговоры о контрактах на поставку с бывшими советскими республиками и Европой, заключая их в больших объемах по чрезвычайно высоким ценам, потому что у этих потребителей не было альтернативных источников энергии. Кремль также начал сокращать поставки энергоносителей на определенные рынки, обвиняя в этом проблемные транзитные государства, такие как Украина, чтобы повлиять на другие политические переговоры.

Хотя энергетическая стратегия Москвы стала довольно агрессивной, она помогла сделать Россию более сильной и стабильной. Доходы России от энергоносителей резко выросли из-за высоких мировых цен на нефть и высоких цен на природный газ в Европе. У России были избыточные средства, которые можно было вкачивать в свой политический, социальный, экономический и военный секторы. Энергетическая политика также помогла России усилить свое влияние на ее бывшем заднем дворе и вынудила Европу отказаться от противодействия возрождению России. Конечно, финансовые кризисы, охватившие Европу и Россию в 2008 году, напомнили России о ее потребности в крупнейших энергетических клиентах, когда цены на нефть упали и спрос начал снижаться.

Проблемы с поддержанием энергоснабжения России

Главной проблемой России является ее уязвимость к колебаниям цен на энергоносители. Поскольку половина российского бюджета формируется за счет доходов от энергоносителей (из них 80 процентов — за счет нефти и 20 процентов — за счет природного газа), правительство может пострадать, если цены на энергоносители упадут. Кремль уже снизил свой бюджетный прогноз по ценам на нефть до 93 долларов за баррель вместо 119 долларов, хотя даже при такой цене правительство играет в азартную игру. Stratfor не занимается прогнозированием цен на нефть, но исторические закономерности показывают, что крупные международные кризисы и колебания мировых моделей потребления и производства неоднократно оказывали достаточное влияние на цены на нефть и доходы Москвы, чтобы дестабилизировать страну.

Доходы от экспорта природного газа также находятся под вопросом. С появлением альтернативных источников природного газа для крупнейшего потребителя России, Европы, Кремль был вынужден снизить цены на него в последние месяцы. В этом году Газпром рассчитывает предоставить европейским потребителям 4,7 миллиарда долларов — примерно 10 процентов чистой выручки Газпрома — в виде скидок за счет снижения цен.

Энергетический сектор России в его нынешнем виде находится в напряжении. Консолидация сектора в основном под управлением двух крупных государственных компаний принесла Кремлю много преимуществ, но после десятилетия консолидации недостатки накапливаются. Поскольку конкуренция с российским газовым гигантом «Газпромом» незначительна, эта фирма отстает в технологиях и считается недружелюбной к внешним инвестициям. Российский нефтяной гигант «Роснефть» недавно начал превращаться в более крупную монополию, подобную «Газпрому», что может привести к тому, что она попадет в аналогичную ловушку. Поскольку будущие энергетические проекты в России потребуют более передовых технологий (из-за их местоположения и окружающей среды) и большего капитала, и «Газпрому», и «Роснефти» нужны модернизация и иностранные инвестиции.

Коррупция также является важным фактором: по разным оценкам от 20 до 40 процентов доходов Газпрома теряется либо из-за коррупции, либо из-за неэффективной практики. Аналогичные проблемы есть и у «Роснефти». Эти потери были бы устойчивыми при прежних высоких доходах Москвы от энергии, но они не будут устойчивыми в будущем, если цены на энергоносители упадут или обслуживание и расширение энергетического сектора станет более дорогим. Кремль ведет расследование в отношении «Газпрома», хотя в условиях безудержной коррупции на протяжении всей российской истории Кремль мало что сможет сделать для устранения правонарушений в газовой компании.

Более того, зависимость Европы от российских энергоресурсов снижается. Нехватка природного газа в Европе во время российско-украинских кризисов 2006 и 2009 годов стала ярким напоминанием о том, насколько уязвимыми были европейские страны из-за своей зависимости от российского экспорта природного газа. Как в одностороннем порядке, так и через Евросоюз европейские страны начали разрабатывать стратегии, которые позволили бы им смягчить не только уязвимость Европы перед спорами между Москвой и странами-посредниками транзита, но и ее общую зависимость от энергоносителей из России.

Одним из таких усилий является ускоренное развитие новых и модернизированных мощностей по импорту сжиженного природного газа. Это даст некоторым странам — в первую очередь Литве и Польше — возможность импортировать природный газ от поставщиков по всему миру и обойти традиционный рычаг России: физическую связь. Это особенно важно в свете ускоренной разработки нескольких нетрадиционных месторождений природного газа в мире, особенно сланцевых запасов в Соединенных Штатах. Разработка проекта трубопровода, который поставит нероссийский каспийский природный газ на европейский рынок, является еще одной попыткой — хотя пока и менее успешной — уменьшить зависимость Европы от российского природного газа.

Кроме того, ряд общеевропейских политик, включая Третий энергетический пакет, начал предоставлять странам-членам ЕС политические и юридические инструменты для смягчения доминирования Газпрома в их соответствующих цепочках поставок природного газа. Эта общая структура также позволяет европейским странам выступить более единым фронтом в борьбе с определенными методами ведения бизнеса, которые они считают монополистическими — последним примером является расследование Комиссией ЕС ценовой стратегии «Газпрома» в Центральной Европе. Это, в сочетании с финансируемыми ЕС усилиями по физическому соединению газоснабжающих сетей стран-членов ЕС в Центральной Европе, усложняет для России использование ценообразования на природный газ в качестве инструмента внешней политики. Это серьезное изменение в том, как Москва обращалась с регионом в последнее десятилетие, когда она вознаградила более тесные связи с Россией низкими ценами на газ (как и в случае с Беларусью) и повысила тарифы для тех, кто бросил ей вызов (страны Балтии).

Наконец, Россия сталкивается с простой, но серьезной возможностью того, что обостряющийся финансовый и политический кризис в Европе продолжит сокращать потребление энергии на континенте или, по крайней мере, предотвратит его рост в следующем десятилетии.

Следующий шаг России

Администрация Путина хорошо осведомлена о проблемах, стоящих перед российским энергетическим сектором. Попытки России в последнее десятилетие уйти от зависимости от экспорта энергоресурсов, сосредоточившись на промышленном развитии, не увенчались особым успехом и держат страну в зависимости от судьбы своего энергетического сектора. Стратегия России использовать свой экспорт энергоносителей как инструмент внешней политики и как источник дохода иногда противоречива: чтобы использовать энергию во внешней политике, Москва должна иметь возможность снижать или повышать цены и угрожать прекращением поставок, что является анафемой для доходоприносящий аспект.

Хотя энергетическая стратегия Москвы стала довольно агрессивной, она помогла сделать Россию более сильной и стабильной.

Глобальные и региональные обстоятельства изменились до такой степени, что Москве пришлось сделать приоритетным одно из двух направлений использования своей энергетической отрасли — и она однозначно решила сохранить свою способность приносить доход. Кремль приступил к разработке комплекса мер, направленных на то, чтобы приспособить страну к изменениям, которые произойдут в следующие два десятилетия.

г. Во-первых, Россия решает проблему очень опасной неопределенности, связанной с ее отношениями с ключевыми транзитными государствами, которые традиционно позволяли ей экспортировать энергию в Европу. Строительство нефтяного терминала Усть-Луга на Балтийском море позволяет России в значительной степени обойти белорусскую трубопроводную систему и поставлять нефть и нефтепродукты напрямую потребителям. Точно так же строительство газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря — и, в конечном итоге, его южного аналога, «Южного потока», через Черное море — позволит российскому природному газу в случае необходимости обходить украинскую и белорусскую транзитные системы. Эти два газопровода в первую очередь обеспечат поставки природного газа на основные европейские потребительские рынки в Германию и Италию, с которыми Россия стремится поддерживать долгосрочные стратегические партнерские отношения.

Позволяя России гарантировать поставки своим основным европейским клиентам, байпасные системы обеспечивают жизненно важные энергетические доходы Москвы. Эта стратегия будущего гибкого экспорта энергоносителей также постепенно сократит рычаги, которые Минск и Киев могут использовать для отражения попыток Москвы консолидировать Беларусь и Киев в качестве вассальных буферных государств — одна из немногих внешнеполитических целей, которые Москва все еще намерена преследовать с помощью энергетической стратегии.

Кроме того, Москва адаптировала свою энергетическую стратегию в отношении европейских клиентов на фоне растущей диверсификации и усилий по либерализации. «Газпром» начал расширять скидки на природный газ, ранее предназначенные для стратегических партнеров, таких как Германия или Италия. Кремль знает, что его единственная надежда сохранить доходы от природного газа перед лицом потенциального глобального сланцевого бума — это заключить со своими клиентами конкурентоспособные по цене долгосрочные контракты. Москва будет продолжать демонстрировать, что она может предложить европейским потребителям гарантированные большие объемы и недорогие поставки, которые редко могут себе позволить производители, использующие перевозки сжиженного природного газа для транспорта.

Наконец, Россия уделяет значительное внимание и выделяет средства на развитие связей с растущими энергетическими рынками Восточной Азии, диверсифицируя свой экспортный портфель, если вызовы на европейском рынке продолжат усиливаться. Одним из общих аспектов всех стратегий, которые Россия намерена проводить в следующем десятилетии, является наличие большого капитала, необходимого для их реализации; Стоимость одного только нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан составляет почти 15 миллиардов долларов. Несмотря на последствия финансового кризиса 2009 г., Россия все еще имеет огромные капитальные резервы, предназначенные для этих масштабных проектов, но эти средства не бесконечны.

Кремль, похоже, хорошо осведомлен о проблемах, с которыми Россия столкнется в следующие два десятилетия, когда очередной энергетический цикл подходит к концу. В отличие от Брежнева и Горбачева, Путин доказал свою способность проводить эффективные политические и стратегические изменения в российской энергетической сфере. В то время как зависимость России от высоких цен на нефть продолжает беспокоить Москву, Путину до сих пор удавалось активно реагировать на другие внешние изменения в структуре потребления и производства энергии, особенно те, которые затрагивают европейский рынок природного газа. Однако долгосрочная устойчивость модели, к которой движется Россия, остается под вопросом.

Article Search

почему торговля газом между Россией и Европой странным образом не затронута политикой

Российские газопроводы на северо-западе Сибири. Фото: Александр Неменов/AFP/Getty

Мост: природный газ в разделенной Европе Тейн Густафсон Гарвардский ун-т. Press (2020)

Многие считают, что геополитика движет торговлей энергоносителями между Россией и Европой. Как гласит история, каждая сторона стремится использовать газ и нефть, чтобы влиять на другую в большой игре силовой политики, и Россия, похоже, одерживает верх. В настоящее время Европейский союз импортирует почти 40% своего природного газа из России. На протяжении десятилетий специалисты по национальной безопасности рекомендовали европейцам любой ценой снизить свою зависимость от этого импорта. Совсем недавно ожесточенные дебаты по поводу «Северного потока — 2» — второго российского газопровода через Балтийское море в Германию — заставили конгрессменов США пригрозить санкциями.

Политолог Тейн Густафсон оспаривает эту точку зрения в Мост . Он утверждает, что торговля газом отражает медленные модели рыночного спроса и предложения, которые, в свою очередь, связаны с постепенными изменениями в технологиях перекачки, трубопроводов и потребления топлива. Результатом является модель удивительно стабильной экономической взаимозависимости, которая кажется невосприимчивой к геополитической среде.

Зловещие тренды биобезопасности при Путине

Как добыча и трубопроводная техника открыли советские газовые месторождения в 19В 60-е годы и продолжающееся послевоенное восстановление Европы стимулировало спрос, торговля газом между Востоком и Западом стала почти неизбежной. С тех пор Россия хотела поставлять газ, а Европа хотела его покупать. Последние 50 лет были свидетелями энергетических потрясений и перенасыщений; крупные политические кризисы от Польши до бывшей Югославии; распад Советского Союза и подъем авторитарного государства президента России Владимира Путина; откровенная война на Украине и в других местах; массовые эксперименты по дерегулированию; и подъем экологии. Тем не менее, отношения между Европой и Россией в газовом секторе остаются почти постоянными. Это связано с тем, что три фактора меняются медленно: доказанные запасы газа, совокупный спрос на энергию и инвестиции в физическую инфраструктуру, связывающую эти два фактора.

Мост — это обзор, а не результат оригинального исследования. Тем не менее, он предлагает удобочитаемую, разумную и беспристрастную историческую интерпретацию этих современных экономических отношений. Он четко делит отношения между Востоком и Западом в области природного газа на три отдельных периода.

Первый начинается примерно в 1960 году с распространением транспорта и использования природного газа в Европе, первоначально ограниченного небольшими локальными сетями в Италии и Нидерландах. Опираясь на опыт США, европейцы начали рассматривать возможность строительства дальних газопроводов из Сибири и предоставили Советскому Союзу западное промышленное оборудование, инвестиции и технические ноу-хау. Жесткость коммунистической системы означала, что производство было запущено почти десять лет назад. В конце концов, газ прибыл, сначала через терминал в Австрии.

Второй период начинается после 1970 года, когда увеличилось количество российского природного газа, поступающего в Европу. Европейское потребление быстро расширилось; газ оказался дешевле и экологически чище, чем уголь или нефть. Другие страны, особенно производители подводного газа Норвегия и Великобритания, также создали высокоцентрализованные системы добычи и транспортировки топлива. Тем не менее обширные недорогие российские запасы обладали сравнительным преимуществом, увеличившись и обеспечив почти половину потребления в европейских странах, в первую очередь в Германии и Италии.

Рабочие строят трубопровод в Германии, одном из крупнейших потребителей российского газа. Фото: Krisztian Bocsi/Bloomberg via Getty

Этот период, утверждает Густафсон, демонстрирует исключительно стабильный характер этого типа международного экономического сотрудничества. Трубопроводы строятся десятилетиями, а затем, как правило, работают еще десятилетия, часто на основе одного или двух долгосрочных контрактов. Физическая, осязаемая связь между производителем и потребителем «автоматически создает взаимную зависимость», пишет он. Более того, поскольку трубопроводы централизованы, они поощряют господство монополий на рынке — в 19В 70-е годы в их состав входили Министерство газовой промышленности СССР и европейские национальные или региональные коммунальные предприятия. Природный газ или что-либо еще, что проходит через стационарную инфраструктуру, становится «товаром отношений»: инвестиции, личные контакты и доли рынка следуют за технологией.

Экологическая расплата в высоких широтах Арктики

Именно поэтому, утверждает Густафсон, торговля газом между Востоком и Западом остается невосприимчивой к геополитическим потрясениям. В 1968 году, вскоре после советского вторжения в Чехословакию, Австрия приняла первые поставки российского газа в Европу. В 19В 81 году, когда продемократическое движение «Солидарность» в Польше привело к введению военного положения при поддержке Советского Союза, администрация США при президенте Рональде Рейгане ввела санкции в отношении экспорта трубопроводных технологий. Он мог себе это позволить, потому что практически не участвовал в торговле энергоносителями между Востоком и Западом.

Однако за кулисами этих политических потрясений настоящие заинтересованные стороны действовали иначе. Советский Союз разработал отечественные альтернативные компрессоры и трубопроводные технологии, необходимые для транспортировки газа, а Европа продолжала продавать технологии, которые Советы не могли производить дома.

Третий период начался примерно в 1990 году. Геополитика стала более неуправляемой. Советский Союз распался в 1991 году. Министерство газа было преобразовано в крупную государственную корпорацию «Газпром», которая затем была в значительной степени приватизирована. Путин, ставший президентом в 2000 году, вернул «Газпром» почти под полный контроль государства. Россия также спровоцировала ряд интервенций и конфликтов в Грузии, Молдавии, Сирии и Украине. Запад ответил введением санкций — ограничений на инвестиции и экспорт чувствительных военных и гражданских технологий и даже на инвестиции в энергетику. Контрсанкции России в основном были направлены против западного экспорта сельскохозяйственной продукции. Совсем недавно Россия оказалась замешанной в срыве выборов на Западе и в кибервойне. Тем не менее, газ спокойно продолжает течь по трубопроводу Восток-Запад.

Сканирование энергетического горизонта

Большая часть анализа книги последнего периода сосредоточена на другом потенциально разрушительном изменении: новых правилах ЕС. Густафсон придает большое значение тому факту, что 30 лет назад Европейская комиссия начала настаивать на открытии европейского энергетического рынка для большей конкуренции. Директивы делают цены более прозрачными и единообразными и вынуждают фирмы поставлять газ через границы. В то же время комиссия действует более жестко, чтобы ограничить монополии и картели, а дерегулирование внутри страны привело к появлению новых корпоративных игроков.

В целом, эта согласованная политика ЕС еще больше укрепила позиции Европы. Россия не может использовать эмбарго или сегментацию рынка для эксплуатации отдельных стран. А «Газпром», который по-прежнему обладает почти монополией на российский экспорт, хотя и теряет долю на внутреннем рынке, не может занять доминирующее положение в Европе. Это важное событие — и, с точки зрения Запада, положительное.

Тем не менее, трудно понять, как политика ЕС каким-либо фундаментальным образом изменила торговлю газом России с Европой. И страны-экспортеры, и страны-импортеры нашли способы сохранить полный контроль над своими рынками. Во всяком случае, анализ Густафсона, похоже, показывает, что основное влияние консолидации ЕС заключается в том, чтобы оградить взаимовыгодный экономический статус-кво от разрушения.

В заключение Густафсон обдумывает долгосрочные угрозы, которые он вводит только для того, чтобы отмахнуться. В течение 20 лет конфликт с Украиной — сначала из-за цен на энергоносители, а затем из-за политики — привел к тому, что Россия предложила новые трубопроводы, которые географически обходят ее соседа.

История энергетики россии: История энергетики России