Конспект урока по окружающему миру "Солнце -источник света и тепла "4 класс. Что является главным источником света и тепла на земле для 4 классаУрок познания мира. 4 класс. Тема: "Земля - шарообразное тело. СолнцеУрок познания мира 4 класс Тема : «Земля – шарообразное тело. Солнце – источник света и тепла» Тема: Земля – шарообразное тело. Солнце – источник света и тепла. Экономим электроэнергию. Ход: 1.Земля – шарообразное тело. - Является ли это для вас открытием? Нет. Приведите доказательства ( в группе по кругу) 2.Решив кроссворд, мы определим вторую тему нашего урока Кроссворд 1.Прибор для наблюдения за звёздами (телескоп) 2.Путь небесного тела вокруг солнца (орбита) 3. В переводе с древнегреческого «блуждающие звёзды» (планеты) 4. Луна, по отношению к Земле. (спутник) 5. Сатурн непременно узнаешь в лицо- Его окружает большое …. (кольцо) 6. Вторая планета от солнца. (Венера) . 3. Вторая тема – Солнце. - Есть ли уже какие-то знания о Солнце? Расширим их, посмотрев видеоролик + карточка - прежде, чем приступить к просмотру видео определи, какую информацию должны уловить. (можно работать текстовыделителем). Видео – 4 минуты + 2 минуты на завершение, уточнение, работу с учебником. 4. Беседа по теме урока. - Что узнали о Солнце? - Почему оно не имеет четкой границы? - Если Солнце жёлтый карлик, то почему оно нам кажется таким большим? - Какое расстояние от Солнца до Земли? Как это сказывается на нашей планете? - Какое значение имеет Солнце для нас? 5. Солнечная энергия. Чтение последнего абзаца учебника. Для того, чтобы выяснить, почему же человечество настолько заинтересовалось солнечной энергией, выясним, что же такое – энергия, что относится к возобновляемым и невозобновляемым источникам энергии. Просмотр видеоролика + опорная схема на доске. 6. Работа по группам. (Германия, Китай, Япония) Определите 3 страны – лидера по количеству производства и потребления солнечной энергии. - Есть ли среди этих стран Казахстан? - Чем по вашему мнению это можно объяснить? ( выскажите свои предположения и обсудите их в группе) 2 Китай Почему Китай стремится увеличивать объёмы производства и потребления солнечной энергии? 3 Казахстан (ЭКСПО) Докажите, что тема выставки ЭКСПО 2018 актуальна. - Почему Казахстан предложил именно эту тему? - Что на данный момент является главным источником энергии? - Почему это тревожит народ? - Как скоро Казахстан сможет перейти на массовое использование альтернативных источников энергии? 4 ВКО(рекламка) -Можно ли приобрести альтернативные источники энергии в Восточном Казахстане? Если «да», то какие и где? Позволит ли это экономить электроэнергию и как отразится на экологии? 5 Диаграмма Защита, ответы на вопросы. 7.Экономия в быту. - Актуальна ли проблема экономии электричества в ваших семьях? Практическая работа с квитанциями ВК РЭК Определить, какая из семей наиболее экономно использует электричество. (проверка Волковы Егоровы Рыжковы Новиковы Огнёвы 8. Разработать советы по экономии электричества в быту. Мультфильм «Фиксики» ( резерв) 9. Подведение итогов. - Почему, изучая тему « Солнце», столько внимания уделили экономии электричества? 10. Домашнее задание составить диаграмму по квитанциям семьи, определить, в какие из месяцев был наибольший и наименьший платёж. Постараться сделать так, чтобы сумма в следующей квитанции стала меньше. infourok.ru Урок познания мира "Солнце - источник тепла и света" 4 классУрок по познанию мира в 4-м классе "Солнце - источник тепла и света" Тип урока: Урок овладения новыми знаниями. Цели: Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света; Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой. Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе; активное отношение к изучаемому материалу. Ход урока. I. Орг. момент. Психологический настрой учащихся.(Новые подходы в обучении) - Когда давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос. II. Проверка домашнего задания. ( Критическое мышление «Да - нетка») 1.Всего выделяют 100 созведий(88) 2.Невооружённым глазом можно увидеть около 300 звёзд(3000) 3.Солнце – ближайшая к нам звезда?(да) 5.Галактики образуют Вселенную(да) 6.У Сатурна 17 спутников (да) 7.12 апреля 1961 года осуществлён первый полёт человека?(да) 8.На Марсе есть жизнь (нет) 9.Самая большая планета Марс(Юпитер) 10.Земля – третья от солнца планета?(да) III. Постановка цели урока. - С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Тема нашего урока: Солнце-источник тепла и света. - Запишите в тетрадях дату и тему урока. IV. Организация восприятия и осмысления новой информации. - В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце? - В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце. (Учащиеся самостоятельно составляют кластер) - Поработай те в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах. (Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах) - Давайте составим общий кластер: (Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп). - Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги. ( Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися) - Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда. - Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце? Обсудите это в группе и сформулируйте по 2 вопроса от группы. (Чтение вопросов и их фиксация на доске) - Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника. Поработайте с ним и отметьте всё новое, что вы узнали. - Обсудите в группах, что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ? (работа в группах и выступление спикеров) -Еще в глубокой древности люди стали поклоняться Солнцу – источнику тепла и света. Потом древние греки обратили внимание на целебное значение солнечных лучей. И только совсем недавно ученые установили, что Солнце оказывает исключительно большое и самое разнообразное влияние на нашу Землю, не только положительное, но и отрицательное. Первым нашел много подтверждений этому советский ученый А. Л. Чижевский. Ученых разных специальностей увлекли идеи А. Чижевского, и они принялись активно изучать соответствующие статистические данные за большие отрезки времени. И натолкнулись при этом на самые неожиданные открытия. - Сейчас вам предстоит самим совершить подобные открытия. Одна часть класса докажет нам, что Солнце имеет исключительно положительное влияние на Землю, другая, что солнце наносит вред. (Работа в группах и выступление спикеров) - Какой вывод мы можем сделать из сказанного? (Солнце может быть и полезным , и вредным для человека, но без него нам обойтись нельзя) V. Подведение итогов. - Понравился ли вам урок? - Что на уроке для вас было интересным? Важным? - Что бы вы ещё хотели узнать? - Как вы оцениваете работу своей группы? VI. Домашнее задание: Написать сочинение «Я- солнце». Оценивание.
Окружающий мир «Солнце – источник света и тепла» 4 классТема « Солнце – источник света и тепла» - 4 класс Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла; определить, что Солнце является центром Солнечной системы; рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле; развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы; воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах; Тип урока: урок - исследование Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный I Организационный момент - психологический настрой ( слайд 1) Землю освещает солнце, а человека – труд. - Как понимаете эту пословицу? - К чему она призывает? II Мобилизующий этап - определение темы, цели Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь Улыбаешься в оконце И зовут тебя все … ( солнце) - Что даёт нам солнце? Тема … ( слайд 2) - запись числа, темы Определим задачи, посмотрев слайды - Что должны понять? - Что должны узнать? ( слайд – физминутка) Задачи … ( слайд) III Наблюдения в природе - Какие изменения происходят с Солнцем? - На что это влияет? ( дни длиннее ночи короче) IV Актуализация знаний Давайте вспомним , что мы знаем по этой теме - игра « Продолжи» ( мозговой штурм) 1. Звезда – это … ( солнце) 2. Невооружённым глазом на небе видно ( 3000 звёзд) 3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет) 4. Спутник Земли – это … ( луна) 5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему) 6. Окружающий Землю мир - … ( Вселенная) - самооценка - игра « Определи название и место» Вспомним названия , разгадав шифровку: МЕР ВЕ ЗЕМ МА Ю СА У НЕ ПЛУ - Что это за планета и где её место? ( макет Солнечной Системы)
- самооценка V Проверка домашнего задания - ответы на вопросы ( работа в парах) Назови первого космонавта Назови первого космонавта Казахстана - Как исследуется космос в наше время - Какую работу выполняют в космосе искусственные спутники Земли? Покажите на карте Казахстана космодром Байконур - самооценка - проведение теста ( карточки) ( слайды) - самооценка - пересказ статьи VI Работа над новым материалом -отгадывание загадки Улыбается на небе Освещает всё вокруг Вечером идёт на отдых Утром снова тут как тут ( солнце) Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца Наш девиз: Вот солнце бежит босиком по росе Зовёт за собою нас в путь Исследователи, такие же люди, как все Но любопытней чуть-чуть. - А что мы знаем о Солнце? ( зимой опускается ниже над горизонтом, А летом поднимается выше) - Что умеем? ( определять стороны горизонта) Солнце – источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре. Солнце светит всем Солнце греет всех. Во всей Вселенной нет ничего щедрее и справедливее этого светила. - отгадывание загадок В дверь, в окно стучать не будет А взойдёт и всех разбудит. Кто-то утром не спеша Надувает красный шар А как выпустит из рук Станет вдруг светло вокруг. Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная гуцульская легенда о Солнце. Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает. Если умер праведный ( добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц. - Какой вывод вы сделали для себя? ( лучше быть добрым) VII Физминутка ( слайд-песенка) Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос: - работа в группах 1. Дать понятие о Солнце 2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км? 3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн.км? 4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? 5. Как человек использует солнечную энергию? 6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию? - слово учителя Солнце – звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины. Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство. - мультивидео ( 1.50 - 2.34) Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн.раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло. Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле. - слово магистрам ( ученики) Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает , что расстояние от Земли до Солнца маленькое, оно составляет 150 млн. км. ( слайд) Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние. И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю. - сказка про Солнце ( слайд 14-24) Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому. « Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!»- решил он. « Что ты! Что ты! – заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор. « Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха ! Не желаю! « Не соглаш–шайся», - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог … Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.» Отправился Звездочёт к Самолёту: « Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?» « 10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.» « Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!» Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: « Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз… Вспомним сказку по слайдам ( показ слайдов) - Какой вывод можно сделать? И сейчас существуют люди, которые изучают Солнце. Почему? Да, Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим. - рассматривание слайда - работа по группам Объясните, каким образом работает Солнце, если оно … свет дождь тепло энергия воздух день год свет – светит, видим окружающий мир дождь – испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух энергия – существуют солнечные электростанции воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом день- смена дня и ночи ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим) - компетентностное задание - Почему человек называет Солнце « солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете? Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны ( протуберанцы) Все эти явления влияют на самочувствие человека. - А какие ассоциации возникают со словом « солнце»? ( загар) - дополнительный материал К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем. - слово Айболиту ( рассказ, стихотворение) - Полезен ли такой загар? - игра « Оптимисты – пессимисты» загар – сгореть сушённые фрукты – свежие светит – щурится греет – жарко - работа с пословицами Там куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу. Солнце садится – лентяй веселится, солнышко всходит- лентяй с ума сходит. - Как понимаете? - К чему призывают эти пословицы? - Какие вы знаете пословицы о солнце? VIII Домашнее задание ( с. пересказ) IX Итог урока Сегодня я понял … Я хотел (а) бы узнать … X Рефлексия (слайд) На уроке я работал … ( активно, пассивно) - А кто ещё? Встаньте. Своей работой на уроке я … ( доволен, не доволен) Урок для меня показался … ( длинным, коротким) За урок я … ( устал, не устал) Моё настроение … ( стало лучше, стало хуже) - С каким фруктом можно сравнить солнышко? Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день globuss24.ru Окружающий мир «Солнце – источник света и тепла» 4 классТема « Солнце – источник света и тепла» - 4 класс Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла; определить, что Солнце является центром Солнечной системы; рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле; развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы; воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах; Тип урока: урок - исследование Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный I Организационный момент - психологический настрой ( слайд 1) Землю освещает солнце, а человека – труд. - Как понимаете эту пословицу? - К чему она призывает? II Мобилизующий этап - определение темы, цели Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь Улыбаешься в оконце И зовут тебя все … ( солнце) - Что даёт нам солнце? Тема … ( слайд 2) - запись числа, темы Определим задачи, посмотрев слайды ( мультивидео « Солнце в центре Солнечной системы)) - Что должны понять? - Что должны узнать? ( слайд – физминутка) Задачи … ( слайд) III Наблюдения в природе - Какие изменения происходят с Солнцем? - На что это влияет? ( дни длиннее ночи короче) IV Актуализация знаний Давайте вспомним , что мы знаем по этой теме - игра « Продолжи» ( мозговой штурм) 1. Звезда – это … ( солнце) 2. Невооружённым глазом на небе видно ( 3000 звёзд) 3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет) 4. Спутник Земли – это … ( луна) 5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему) 6. Окружающий Землю мир - … ( Вселенная) - самооценка - игра « Определи название и место» Вспомним названия , разгадав шифровку: МЕР ВЕ ЗЕМ МА Ю СА У НЕ ПЛУ - Что это за планета и где её место? ( макет Солнечной Системы)
- самооценка V Проверка домашнего задания - ответы на вопросы ( работа в парах) Назови первого космонавта Назови первого космонавта Казахстана - Как исследуется космос в наше время - Какую работу выполняют в космосе искусственные спутники Земли? Покажите на карте Казахстана космодром Байконур - самооценка - проведение теста ( карточки) ( слайды) - самооценка - пересказ статьи VI Работа над новым материалом -отгадывание загадки Улыбается на небе Освещает всё вокруг Вечером идёт на отдых Утром снова тут как тут ( солнце) Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца Наш девиз: Вот солнце бежит босиком по росе Зовёт за собою нас в путь Исследователи, такие же люди, как все Но любопытней чуть-чуть. - А что мы знаем о Солнце? ( зимой опускается ниже над горизонтом, А летом поднимается выше) - Что умеем? ( определять стороны горизонта) Солнце – источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре. Солнце светит всем Солнце греет всех. Во всей Вселенной нет ничего щедрее и справедливее этого светила. - отгадывание загадок В дверь, в окно стучать не будет А взойдёт и всех разбудит. Кто-то утром не спеша Надувает красный шар А как выпустит из рук Станет вдруг светло вокруг. Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная гуцульская легенда о Солнце. Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает. Если умер праведный ( добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц. - Какой вывод вы сделали для себя? ( лучше быть добрым) VII Физминутка ( слайд-песенка) Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос: - работа в группах 1. Дать понятие о Солнце 2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км? 3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн.км? 4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? 5. Как человек использует солнечную энергию? 6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию? - слово учителя Солнце – звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины. Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство. - мультивидео ( 1.50 - 2.34) Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн.раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло. Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле. - слово магистрам ( ученики) Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает , что расстояние от Земли до Солнца маленькое, оно составляет 150 млн. км. ( слайд) Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние. И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю. - сказка про Солнце ( слайд 14-24) Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому. « Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!»- решил он. « Что ты! Что ты! – заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор. « Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха ! Не желаю! « Не соглаш–шайся», - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог … Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.» Отправился Звездочёт к Самолёту: « Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?» « 10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.» « Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!» Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: « Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз… Вспомним сказку по слайдам ( показ слайдов) - Какой вывод можно сделать? И сейчас существуют люди, которые изучают Солнце. Почему? Да, Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим. - рассматривание слайда - работа по группам Объясните, каким образом работает Солнце, если оно … свет дождь тепло энергия воздух день год свет – светит, видим окружающий мир дождь – испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух энергия – существуют солнечные электростанции воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом день- смена дня и ночи ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим) - компетентностное задание - Почему человек называет Солнце « солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете? Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны ( протуберанцы) Все эти явления влияют на самочувствие человека. - А какие ассоциации возникают со словом « солнце»? ( загар) - дополнительный материал К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем. - слово Айболиту ( рассказ, стихотворение) - Полезен ли такой загар? - игра « Оптимисты – пессимисты» загар – сгореть сушённые фрукты – свежие светит – щурится греет – жарко - работа с пословицами Там куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу. Солнце садится – лентяй веселится, солнышко всходит- лентяй с ума сходит. - Как понимаете? - К чему призывают эти пословицы? - Какие вы знаете пословицы о солнце? VIII Домашнее задание ( с. пересказ) IX Итог урока Сегодня я понял … Я хотел (а) бы узнать … X Рефлексия (слайд) На уроке я работал … ( активно, пассивно) - А кто ещё? Встаньте. Своей работой на уроке я … ( доволен, не доволен) Урок для меня показался … ( длинным, коротким) За урок я … ( устал, не устал) Моё настроение … ( стало лучше, стало хуже) - С каким фруктом можно сравнить солнышко? Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день doc4web.ru Урок познания мира по теме "СолнцеУрок познания мира Тема: «Солнце - источник света и тепла». Подготовила и провела учитель начальных классов КГУ «Средняя школа 23» Города Астаны Дуэнко Татьяна Васильевна Тема: Солнце- источник света и тепла. Цель: учащиеся сформируют представление и понятие о космосе и космических телах, и в частности о солнце как источнике жизни на Земле. Задачи: · Сформировать знания о Солнце и его значении как источника света и тепла. · Совершенствовать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. · Развивать умения выполнять арифметический действия · Развивать навыки работы с текстом. · Расширить кругозор и умение владеть речью. · Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность. Методы и приёмы. Эвристический Индивидуальная, групповая , исследовательская работа. Практические Ход урока. I. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на занятии. Создание игровой ситуации на фоне спокойной мелодии. - Мой маленький дом планета Земля, - Мой большой дом – необъятная Вселенная. - Значит, я – часть большой Вселенной. II. Проверка домашнего задания Выявление уровня и качества овладения знаниями, обеспечение коррекции. 1.Индивидуальная работа. Задание. Выберите только верные утверждения. (Детям раздаются карточки трёх цветов) Я считаю, что 1 Звёзды – это солнца 2 Звёзды – это планеты 3 Звёзды нам кажутся маленькими точками. Потому что они находятся далеко от Земли 4 Планета в переводе с греческого языка означает блуждающая звезда 5 Планеты испускают собственный свет 6 Звёзды гораздо меньше, чем наша планета Земля, поэтому они кажутся нам маленькими 7 Сейчас в космосе постоянно работают совместные орбитальные станции 8 В космосе была обнаружена обитаемая планета 9 Солнечные лучи отражаются от поверхности планет и поэтому на ночном небе они смотрятся как звёзды. Я считаю, что 1 Солнечная система часть необъятной Вселенной 2 Только солнце имеет солнечную систему 3 Каждая звезда имеет свою солнечную систему 4 В состав солнечной системы входят только восемь планет 5 В состав солнечной системы входят 8 планет, 63 спутника, астероиды, малые планеты, метеоры и метеориты, кометы. 6 Расстояние между космическими телами измеряется в километрах 7 За единицу измерения между космическими телами берётся скорость распространения света 8 Американские астронавты Нил Армстронг и Здвин Олндрин 20 июля 1969 года осуществили первую посадку на луну. 9 Научные исследования в космосе помогают вести космические аппараты Я считаю, что 1 Вселенной мы называем весь окружающий Землю мир 2 Галактика это часть солнечной системы 3 Дорога в космос была открыта 4 октября 1957 года 4 Самое ближайшее к Земле небесное тело это солнце 5 Самое ближайшее к земле небесное тело – это Луна 6 В Казахстане находится космодром Байконур, с которого стартуют космические корабли 7 Спутник – это космическое тело, которое движется вокруг планеты. Вокруг звезды 8 Первый летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 9 Первую посадку на Луну совершил самолёт ТУ – 134 с пассажирами на борту - Посмотрите, как выполнили данную работу Ваши товарищи. Капитан группы зачитывает правильные ответы. За каждый правильный ответ ученик получает в оценочный лист 1 балл. 2. Задание группе. - Составить модель Солнечной системы. Рассказать об одной из планет
3. Рубрика «Это интересно» На доске начало предложения, дети должны найти правильный ответ из предоставленного материала 1 группа Самая большая планета Самая маленькая планета Планета Диаметр планеты Меркурий 4878 км Венера 12 100 км Земля 12 756 км Марс 6 787 км Юпитер 139 822 км Сатурн 114 464 км Уран 50724 км Нептун 49526 км 2 группа Самая горячая планета Самая холодная планета Планета Температура на поверхности планеты Меркурий -185° Венера + 500°С Земля + 15°С Марс - 63°С Юпитер -153°С Сатурн -185°С Уран - 214С Нептун - 225°С 3 группа Самый продолжительный день самый короткий день Планета Продолжительность суток планеты Меркурий 59 суток Венера 243 сутки Земля 23 часа 56 минут Марс 24 часа 37 минут Юпитер 10 часов Сатурн 11 часов Уран 17 часов Нептун 16 часов ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока Обеспечение мотивации, определение и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений 1. Расшифровать телеграмму ( Каждая группа получает индивидуальное задание) 1 группа Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а - Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать. 2 группа Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а - Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать. 3 группа Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а - Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать. В ходе выполнения задания, на доске записывается слово СОЛНЦЕ - Что вы знаете о солнце? - Что бы вы хотели узнать о солнце? ΙV. Работа по теме урока Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. 1. Игра. " Строение солнца." 1 группа получает круги разные по диаметру и по цвету с цифрами от 1 до 6 - "части солнца" 2 группа - карточки с названием частей 1. Солнечное, гелевое ядро. 2. Зона излучения.(Водородный сой) 3 Конвекционная зона. 4.Фотосфера. 5. Хромосфера. 6. Корона. 3 группа - карточки с характеристикой каждой части. 1. Гигантская термоядерная печь. Здесь вырабатывается тепло и свет. - фотоны. толстый слой слегка охлаждённого газа. 3. Конвекционная зона. 4. Яркая поверхность солнца - слой наблюдаемый нами с Земли. Выглядит он как кастрюля с кипящим рисом, поскольку покрыта гранулами. Они выносят энергию солнца на поверхность. 5. Это тот слой атмосферы, в котором происходит весь чудовищный солнечный фейерверк. 6. Ореол из сверхгорячих газов. Он постоянно расширяется и меняет свою форму Дети по очереди выходят к доске и рассказывают о строении Солнца. V. Физминутка На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп) Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой) Меркурий — раз, (Описать круг руками) Венера - два, (Хлопок) Три — Земля, четыре — Марс, (Присесть) Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево) Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад) Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок) Кто не видит — выйди вон! ( Развести руки в стороны) 2. Решение арифметических задач 1 группа. Узнайте диаметр солнца. 12 756 х 109 +2 560 2 группа Узнайте температуру Солнца на поверхности Средняя температура на поверхности Земли составляет 15 градусов. А на поверхности Солнца в 400 раз больше. 3 группа Узнайте температуру Солнца в ядре. Средняя температура на поверхности Землисоставляет 15 градусов. А в ядре в 1 000 000 раз больше. 3. Афиширование ответов - Мы узнали, что 4. Практическая работа. - Узнаем массу Солнца. Возьмите квадрат. На сколько равных частей он разделён (100). Отрежем 1 квадрат. Разделим его на 9 равных частей, отрежем 1 часть. Вот эта часть - масса всей Солнечной системы, а всё остальное - это масса Солнца. 5. Просмотр фильма о солнце http://www.dokumentals.ru/rutube/bbc-solntse 6. Самостоятельная работа учащихся ( Работа с информацией) 1 группа - Узнать, какое значение имеет Солнце для жизнедеятельности на Земле. (Учебник. с.70) 2 группа - Как используется солнечная энергия (Учебник с.70) 3 группа Это интересно Многие народы обожествляли Солнце и поклонялись ему. В древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра. Его символизировал Голубой жук скарабей. Ра пересекает на лодке царство мёртвых В опасном путешествии его сопровождал бог Луны Тог. Долгое время люди были уверены, что Солнце обитаемо. Ещё в начале 19 века учёный Гершель открывший планету Уран, доказывал, что за ослепительно пылающей оболочкой как на атмосферой планет, скрываются прохладные области на поверхности Солнца, там живут "гелионы". На самом деле Солнце - самая обычная рядовая звезда. Солнце заметно отличается от планет, например, оно по своим размерам больше Земли. В 1822 году учёный Кассини подсчитал, что расстояние от Земли до солнца составляет 86 миллионов миль. Уже в наши дни это расстояние было уточнено, т.е. равно - 150 млн.км. Много это или мало? Самолёту нужно было бы лететь - 20 лет, на автомобиле - 200 лет, человеку - 3 500 лет. Тепло и свет - или просто энергия - образуются в ядре солнца. При этом происходит выброс огромного количества мельчайших частичек световой энергии - фотонов. Чтобы добраться из глубины до поверхности Солнца фотонам требуется 10 миллионов лет, а чтобы добраться до Земли - всего 8 минут! Поэтому солнечный свет, который мы видим сейчас, фактически образовался в недрах звезды целых 10 миллионов лет назад! V. Этап проверки знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Афиширование - - Мы узнали, что ... VΙ. Этап подведение итогов Дать анализ и оценку успешности достижения цели Организатор группы подводит итог работы участников группы VΙΙ. Этап информации о домашнем задании Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 1 группа. Написать ЭССЕ «Солнце утратило свою силу» 2 группа. Подготовить 4 вопроса по теме: «Солнце- источник света и тепла». 3 группа. Пересказ темы стр. 70 - 71. Использованная литература. Познание мира, 4 класс. Издательство «Алматыкытап»,2011г. http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kosmos/solnechnajasistema.html http://www.dokumentals.ru/rutube/bbc-solntse infourok.ru Урок по познанию мира 4 класс "Солнце – источник света и тепла"
Краткосрочный план Учитель: Чех Наталья Николаевна ГКУ «Средняя школа №4 с ДМЦ» г. Капшагай
Класс 4 «а» Предмет Познание мира Дата 18.03.2014год Урок 3 Тема урока: Солнце – источник света и тепла
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков и понятий о Солнце. Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света; 2. Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой. 3. Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе; активное отношение к изучаемому.
Результат обучения: (А,Б,В) А: умеют различать и осмысливать существенные признаки и понятия о Солнце, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, вести продуктивный диалог. Б:наблюдается рациональность в понимании и решении проблемныхучебных вопросов, умеют пользоваться алгоритмом, предлагаемым в учебнике; выступать в различных ролевых функциях (учитель – ученик), предусмотренных заданиями; В: знают и применяют через систематизацию знаний, опыта детей и помощь учителя. Вид деятельности (краткий ход урока с указанием подходов и времени) Действия учителя Действия ученика Вводная часть: 10 мин. Использование ИКТ (слайд№1)
Слайд №2-9
Тест по теме «Космос»
Игра «Старт»
КМ приём «Бортовой журнал»
Слайд 10-12
Основная часть урока. Организация восприятия и осмысления новой информации.
ДО приём «Кочующий репортер» (8 мин) слайд №13
ВО Разноуровневые задания
слайд № 14 (5 мин)
ОО и ОдО приём «Сверь с образцом» взаимопроверка
Диалог учителя с учениками»
ИКТ Фрагмент мультфильма «Краденое солнце» (2 мин) 1.Круг радости, организует и активизирует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой, знакомит с гостями(LS учителя)
Проверка домашнего задания. По теме «Космос» .Тест.
2.Постановка цели урока. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем аппарате НЛО, а вы будите его пилотами. Внимание! Всем пилотам занять свои места! - Пристегнуть ремни!
- Какие еще объекты относятся к неживой природе? А какие мы относим к живой природе? Вывод: Солнце - объект неживой природы.
Актуализация знаний по пройденной теме. Учитель следит за правильностью сказанных понятий.
Проверка знаний.
Оформление работ на доске.
-Представьте себе, что Солнце погасло. Возможна ли жизнь на Земле без Солнца?
Учащиеся передают солнышко по кругу: Лучик, лучик золотой, Луч везде и луч со мной. Добро в тебе, добро во мне, Добро кругом на всей Земле!
Повторяем: правила в группах; критерии успешности. 1гр.-Исследование космоса. 2гр.Первый космонавт. 3гр.-Каз.космонавты. 4гр. -Космодром «Байконыр»
Дети находят свою ракету и рассаживаются в группы и заполняют перед взлётом «Бортовой журнал»: 1колонка: что мне известно. 2 колонка: что нового я узнал
Кочующий репортер – Нечаева Наталья
- Как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце? Вывод: Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днем.
- В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце? В каждой группе ученик А. 1гр. –астроном, 2гр.- ботаник, 3гр.- биолог, 4гр.-антрополог. Пожалуйста, астроном, вам слово: 1.«Солнце - это звезда Итак, как мы видим Солнце - это звезда, источник света. -Просим выступить ботаника по данному вопросу: 2.Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Поместим на схему 3.(Выступает биолог) Животные также обогреваются теплом Солнца. Заполним данные элементы в схему. 4.Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку? (выступает антрополог). Как же человек использует Солнечную энергию? А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло. (схема). Вывод дети делают сами.
Работа по теме урока. (отработка практических навыков) Работа с учебником. слайды №10 (8мин)
Приём ДО «Взаимоопрос» Слайд 15
.Осмысление Работа в группах составление кластера. слайды № 16-17
ОдО критериальное оценивание групп.
.КМ стратегия «Кластер» работа в группах 5 мин
ОдО взаимооценивание «смайлики»
Работа по учебнику. 1)самостоятельная работа ОДО «Светофор» 4 мин 1. Актуализация знаний, задач урока.
А сейчас работа по учебнику на стр.108-109 .
Взаимоопрос.
В течение одной минуты составьте все ассоциации к слову солнце. - Поработайте в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах. - Давайте составим общий кластер. Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
Презентация кластеров Еще в глубокой древности люди стали поклоняться Солнцу - источнику тепла и света. Потом древние греки обратили внимание на целебное значение солнечных лучей. И только совсем недавно ученые установили, что Солнце оказывает исключительно большое и самое разнообразное влияние на нашу Землю, не только положительное, но и отрицательное. - Сейчас вам предстоит самим совершить подобные открытия. Одна часть класса докажет нам, что Солнце имеет исключительно положительное влияние на Землю, другая, что солнце наносит вред. - Какой вывод мы можем сделать из сказанного?
-Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте пошлем отчет на Землю. Для этого на своих компьютерах составьте алгоритм «Солнце - источник света и тепла»
Выполните подайте сигнал светофора. (самооценивание-взаимооценивание)
2.А,Б, В: слушают учителя, Дети разбиваются на мини- группы по 2 человека. Читают по абзацам,задают друг другу вопросы.
3. Активизация познавательных интересов уч-ся А.Б и В в процессе обсуждения и анализа. Светофором показывают, готовность к ответу.
А, Б,В: распределение работы внутри группы: лидерство-выбор спикера, сотрудничество –«обратная связь» Критериальное оценивание по заранее оговоренный критериям.
А, Б,В: индивидуальная работа с текстом. Помощь учителя ученикуВ по сигналу светофора. (Представление работ учащимися) - Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце - центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце - ближайшая к Земле звезда. (работа в группах и выступление спикеров)
(Работа в группах и выступление спикеров)
Примерный алгоритм. (Выбирается из работ учащихся командиром)Солнце. 1.Плазменная звезда. 2.Неживой предмет природы. 3.Дает тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле. 4.Издревне почитается людьми и находит отражение в их творчестве. 5.Лучи солнца отражают и рассеивают предметы. Заключительная часть: (3 мин) ОдО Рефлексия. КМ приём «Бортовой журнал»
Заполнение 2 колонки «Бортового журнала» -самооценивание 2.Рефлексия « Возвращение на Землю» 3.Сумативное оценивание учителя (по ходу урока).
Дети заполняют 2 колонку «Бортового журнала» Ресурсы:
Домашнее задание:
слайд №18 Написать сочинение «Я- солнце». Оценивание.
kopilkaurokov.ru Конспект урока по окружающему миру "Солнце -источник света и тепла "4 классУрок с использованием новых педагогических технологий МАОУ «Гимназия №3» г.о. Балашиха.Учитель Пантелеева Вера Ивановна Тема урока Солнце- источник света и тепла. План. Цели обучения, которые достигаются на данном уроке Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света Цели урока Будут иметь представление о солнце, как единственном источнике тепла и света; научатся добывать информацию Расширят кругозора, научатся применять информацию, научатся анализировать, рассуждать, делать выводы. Научатся самостоятельно работать с информацией. Систематизировать свои знания; активно относятся к изучаемому. Критерии успеха Знать основные характеристики солнца: солнце-это звезда, масса, объем, температура, расстояние до Земли. Знать строение Солнца. Языковые цели Солнце- звезда. Космическое тело. Солнечная система. Привитие ценностей Доброжелательно относятся друг к другу при работе в группе; Межпредметные связи Литературное чтение, музыка, география, русский язык. Навыки использования ИКТ При выполнении домашнего задания ребята могут развивать навыки использования ИКТ Предварительные знания Солнце-звезда, источник света и тепла, имеет форму шара, раскаленный шар, очень далеко от Земли, посылает на Землю губительные ультрафиолетовые лучи. Ход урока Запланирован- ные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 1 этап - «Вызов» 5 мин 1.Психологический настрой. -Ребята, солнце, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните к нему руки, искупайтесь в его лучиках и согрейтесь солнечным теплом. Возьмитесь за руки, передайте теплоту солнышка друг другу. Это солнышко сегодня будет у нас на уроке. Пусть в нашем классе будет тепло и радостно. 2.Проверка домашнего задания. Работа в парах. Стратегия "Тонкие и толстые вопросы." -Вам нужно было подготовить вопросы друг другу по прошлой теме. -Ребята, а какой знаменательный день вчера был? (День Космонавтики. 12 апреля) Давайте на карточках-самолетиках запишем подготовленные вами вопросы. Инструкция: Обсудите и составьте по 2 вопроса по материалу предыдущего урока. Задайте свои вопросы всему классу и получите ответы. Оцените себя, как вы отвечали. 3. Загадка Ты весь мир обогреваешьИ усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,А зовут тебя все ... -Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце? Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Солнце – это… … - космическое вещество … - огонь, греющий Землю … - горящий шар и др. предположения Подведение итогов работы групп. Постановка целей урока. - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце? Это тело, солнце, играет исключительную роль в жизни Земли. -Издавна является объектом поклонения. Его считали самым могучим божеством. - Греки его называли Гелиос, римляне- Апполоном, персы- Митрой, а славяне- Ярилой. - В честь него воздвигали храмы, слагали гимны, приносили жертвы. -Что вы знаете по этой теме? Является источником света, тепла и энергии. - Что хотели бы узнать? infourok.ru |