Eng Ru
Отправить письмо

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ. Энергетические установки


энергетическая установка - это... Что такое энергетическая установка?

 энергетическая установка

3.9 энергетическая установка: Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

Смотри также родственные термины:

129 энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель, генератор переменного или постоянного тока, электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.

энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование автономного локомотива, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары при использовании тягового гидравлического привода.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 65]

3.5 энергетическая установка на топливных элементах (fuel cell propulsion system): Комбинация бортовой системы хранения топлива, электрической энергосистемы на ТЭ и трансмиссии.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • Энергетическая стационарная газотурбинная установка
  • энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава

Смотреть что такое "энергетическая установка" в других словарях:

  • энергетическая установка — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power plantpower modulePM …   Справочник технического переводчика

  • Энергетическая установка — 2.12. Энергетическая установка комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии... Источник: Приказ Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 …   Официальная терминология

  • "Энергетическая установка" — 2.12. Энергетическая установка комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. Источник: Правила: Правила работы с персоналом в …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Энергетическая установка — (энергоустановка) – комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. ГОСТ 19431 84 …   Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — (ЭУ) корабля, комплекс техн. средств (машины, механизмы, системы и устройства, электрооборудование и т.п.), предназнач. для автон. обеспечения корабля всеми видами энергии, необходимыми для решения им… …   Энциклопедия РВСН

  • энергетическая установка — Устройство, которое непосредственно служит для получения (добычи), облагораживания, переработки, преобразования, специализированного транспорта, конечного использования энергетических ресурсов или утилизации побочных энергетических ресурсов …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • энергетическая установка Министерства энергетики США — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN DOE owned facility …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка закрытого типа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN indoor electric installation …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка открытого типа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN open [outdoor] electric installation …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка с использованием солнечной энергии — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN solar energy system …   Справочник технического переводчика

normative_reference_dictionary.academic.ru

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ

 СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ устройства для обеспечения движения кораблей, катеров и других судов. К движителям относятся гребной винт и гребное колесо. В качестве судовых энергетических установок используются, как правило, паровые машины и турбины, газовые турбины и двигатели внутреннего сгорания, в основном дизельные. На крупных и мощных специализированных судах типа ледоколов и подводных лодок часто применяются атомные энергетические установки. По-видимому, первым предложил использовать энергию пара для движения судов Леонардо да Винчи (1452-1519). В 1705 Т.Ньюкомен (Англия) запатентовал первую довольно эффективную паровую машину, но его попытки использовать возвратно-поступательное движение поршня для вращения гребного колеса оказались неудачными.ТИПЫ СУДОВЫХ УСТАНОВОКПар - традиционный источник энергии для движения судов. Пар получают при сжигании топлива в водотрубных котлах. Чаще других применяются двухбарабанные водотрубные котлы. В этих котлах имеются топки с водоохлаждаемыми стенками, пароперегреватели, экономайзеры, а иногда и воздухоподогреватели. Их КПД достигает 88%.См. также КОТЕЛ ПАРОВОЙ. Дизели впервые появились в качестве судовых двигателей в 1903. Расход топлива в судовых дизелях составляет 0,25-0,3 кг/кВтЧч, а паровые машины расходуют 0,3-0,5 кг/кВтЧч в зависимости от конструкции двигателя, привода и других конструктивных особенностей. Дизели, особенно в сочетании с электроприводом, очень удобны для применения на паромах и буксирах, поскольку обеспечивают высокую маневренность. См. также ДВИГАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ.Поршневые паровые машины. Времена поршневых машин, когда-то служивших самым разнообразным целям, прошли. По КПД они существенно уступают как паровым турбинам, так и дизелям. На тех судах, где еще стоят паровые машины, - это компаунд-машины: пар расширяется последовательно в трех или даже четырех цилиндрах. Поршни всех цилиндров работают на один вал.Паровые турбины. Судовые паровые турбины обычно состоят из двух каскадов: высокого и низкого давления, каждый из которых через понижающий редуктор вращает вал гребного винта. На военно-морских судах часто дополнительно ставят небольшие турбины для крейсерского режима, которые используют для повышения экономичности, а при максимальных скоростях включаются мощные турбины. Каскад высокого давления вращается со скоростью 5000 об/мин.См. также ТУРБИНА. На современных паровых судах питательная вода из конденсаторов в подогреватели подается через несколько ступеней нагрева. Нагрев производится за счет тепла рабочего тела турбины и отходящих топочных газов, обтекающих экономайзер. Почти все вспомогательное оборудование имеет электрический привод. Электрогенераторы с приводом от паровых турбин обычно вырабатывают постоянный ток напряжением 250 В. Используется и переменный ток. Если передача мощности от турбины на винт осуществляется через редуктор, то для обеспечения заднего хода (обратное вращение винта) применяется дополнительная небольшая турбина. Мощность на валу при обратном вращении составляет 20-40% основной мощности. Электропривод от турбины к гребному винту был очень популярен в 1930-е годы. В этом случае турбина вращает высокооборотный генератор, а выработанная электроэнергия передается на малооборотные электродвигатели, которые вращают гребной вал. КПД зубчатой передачи (редуктора) примерно 97,5%, электропривода - около 90%. В случае электропривода обратное вращение обеспечивается просто переключением полярности.Газовые турбины. Газовые турбины появились на судах значительно позже, чем в авиации, поскольку выигрыш в весе в судостроении не так важен, и этот выигрыш не перевешивал высокую стоимость и сложность монтажа и эксплуатации первых газовых турбин.См. также АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Газовые турбины используют на судах не только как главные двигатели; они нашли применение в качестве приводов для пожарных насосов и вспомогательных электрогенераторов, где выгодны их небольшой вес, компактность и быстрый запуск. В военно-морском флоте газовые турбины широко применяются на небольших скоростных судах: десантных катерах, минных тральщиках, судах на подводных крыльях; на больших кораблях их используют для получения максимальной мощности. Современные газовые турбины обладают приемлемым уровнем надежности, стоимости эксплуатации и производства. Учитывая их малый вес, компактность и быстрый запуск, они во многих случаях становятся конкурентоспособными с дизелями и паровыми турбинами.Дизельные двигатели. Впервые дизель как судовой двигатель был установлен на "Вандале" в Санкт-Петербурге (1903). Это произошло всего через 6 лет после изобретения Дизелем своего двигателя. На "Вандале", ходившем по Волге, было два гребных винта; каждый винт устанавливался на одном валу с 75-кВт электродвигателем. Электроэнергия вырабатывалась двумя дизель-генераторами. Трехцилиндровые дизели мощностью по 90 кВт имели постоянную частоту вращения (240 об/мин). Мощность от них нельзя было передавать непосредственно на гребной вал, поскольку не было реверса. Пробная эксплуатация "Вандала" опровергла общее мнение, что дизели нельзя применять на судах из-за опасности вибраций и высоких давлений. Более того, расход топлива составил только 20% от расхода топлива на пароходах того же водоизмещения.Внедрение дизелей. За десять лет, прошедших после установки первого дизеля на речное судно, эти двигатели подверглись значительному усовершенствованию. Увеличилась их мощность за счет повышения числа оборотов, увеличения диаметра цилиндра, удлинения хода поршня, а также разработки двухтактных двигателей. Число оборотов существующих дизелей составляет от 100 до 2000 об/мин; высокооборотные дизели применяются на небольших быстроходных катерах и во вспомогательных дизель-генераторных системах. Их мощность варьируется в столь же широком диапазоне (10-20 000 кВт). В последние годы появились дизели с наддувом, что увеличивает их мощность примерно на 20%.Сравнение дизельных двигателей с паровыми. Дизели имеют преимущество над паровыми двигателями на небольших судах благодаря своей компактности; кроме того, они легче при одинаковой мощности. Дизели расходуют меньше топлива на единицу мощности; правда, дизельное топливо дороже топочного. Расход дизельного топлива можно уменьшить дожиганием отработанных газов. На выбор энергетической установки влияет и тип судна. Дизельные двигатели запускаются гораздо быстрее: их не надо предварительно разогревать. Это очень важное преимущество для портовых судов и вспомогательных или резервных силовых установок. Однако есть преимущества и у паротурбинных установок, которые надежнее в эксплуатации, способны длительное время работать без регламентного обслуживания, отличаются меньшим уровнем вибраций благодаря отсутствию возвратно-поступательного движения.Судовые дизели. Судовые дизели отличаются от прочих дизелей только вспомогательными элементами. Они непосредственно либо через редуктор вращают гребной вал и должны обеспечивать обратное вращение. В четырехтактных двигателях для этого служит дополнительная муфта обратного хода, которая входит в зацепление при необходимости обратного вращения. В двухтактных двигателях с обеспечением обратного вращения проще, поскольку последовательность работы клапанов определяется положением поршня в соответствующем цилиндре. В небольших двигателях обратное вращение получают с помощью муфты сцепления и зубчатой передачи. На некоторых сторожевых кораблях и амфибиях длиной менее 60 м ставят реверсивные гребные винты (см. ниже). Для того чтобы число оборотов двигателя не превысило безопасный предел, все двигатели оборудованы ограничителями частоты вращения.Электрическая тяга. Термином "суда с электрической тягой" называют суда, у которых одним из элементов системы преобразования энергии топлива в механическую энергию вращения гребного вала является электрическая машина. Один или несколько электродвигателей соединяются с валом винта напрямую или через редуктор. Питание электродвигателей осуществляется от электрогенераторов, приводом которых служит паровая или газовая турбина либо дизель. На подводных лодках в подводном положении питание электродвигателей осуществляется от аккумуляторов, а в надводном - от дизель-генераторов. Электрические машины постоянного тока обычно устанавливаются на небольших и на высокоманевренных судах. Машины переменного тока используются на океанских лайнерах.Турбоэлектроходы. На рис. 1 представлена схема турбоэлектропривода с котельной установкой для получения пара. Пар вращает турбину, которая, в свою очередь, вращает электрогенератор. Выработанная электроэнергия подается на электродвигатели, которые связаны с гребным валом. Обычно каждый турбогенератор работает на один электродвигатель, который вращает свой винт. Однако такая схема позволяет легко подсоединить к одному турбогенератору несколько электродвигателей, а следовательно, несколько гребных винтов.Рис. 1. СХЕМА ТУРБОЭЛЕКТРОПРИВОДА. 1 - панель управления; 2 - главный электрогенератор; 3 - конденсатор; 4 - турбина; 5 - выход охлаждающей воды; 6 - подача охлаждающей воды; 7 - главный паропровод; 8 - клапан парового котла; 9 - паровой котел; 10 - силовой электрический кабель; 11 - гребной электродвигатель; 12 - гребной вал; 13 - гребной винт. Судовые турбогенераторы переменного тока могут вырабатывать ток с частотой в пределах 25-100% максимальной, но не более 100 Гц. Генераторы переменного тока вырабатывают ток напряжением до 6000 В, постоянного - до СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ900 В.Дизельэлектроходы. Дизельэлектрический привод по существу не отличается от турбоэлектрического, за исключением того, что котельная установка и паровая турбина заменены дизельным двигателем. На небольших судах обычно на каждый винт работают один дизель-генератор и один электродвигатель, однако при необходимости можно отключить один дизель-генератор для экономии или включить дополнительный для увеличения мощности и скорости.КПД. Электродвигатели постоянного тока на низких оборотах создают больший крутящий момент, чем турбины и дизели с механической передачей. Кроме того, у двигателей и постоянного и переменного тока крутящий момент одинаков как при прямом, так и при обратном вращении. Полный КПД турбоэлектропривода (отношение мощности на гребном валу к энергии топлива, выделяющейся в единицу времени) ниже, чем КПД турбинного привода, хотя турбина и соединена с гребным валом через два понижающих редуктора. Турбоэлектропривод тяжелее и дороже механического турбинного привода. Полный КПД дизельэлектропривода примерно такой же, как у механического турбинного привода. Каждый тип привода имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому выбор типа двигательной установки определяется типом судна и условиями его эксплуатации.Электроиндукционная муфта. В этом случае передача мощности от двигателя к гребному винту производится электромагнитным полем. Принципиально такой привод подобен обычному асинхронному электродвигателю, за исключением того, что и статор и якорь электродвигателя в электромагнитном приводе сделаны вращающимися; один из них связан с валом двигателя, а другой - с гребным валом. Элемент, связанный с двигателем, представляет собой обмотку возбуждения, которая питается от внешнего источника постоянного тока и создает электромагнитное поле. Элемент, связанный с гребным валом, представляет собой короткозамкнутую обмотку без внешнего питания. Оба элемента разделены воздушным промежутком. Вращающееся магнитное поле возбуждает в обмотке второго элемента ток, что заставляет этот элемент вращаться, но всегда медленнее (со скольжением), чем первый элемент. Возникающий крутящий момент пропорционален разности частот вращения этих элементов. Выключение тока возбуждения в первичной обмотке "разъединяет" эти элементы. Частоту вращения второго элемента можно регулировать, меняя ток возбуждения. При одном дизельном двигателе на судне использование электромагнитного привода позволяет снизить вибрации благодаря отсутствию механической связи двигателя с гребным валом; при нескольких дизельных двигателях такой привод повышает маневренность судна за счет переключения гребных винтов, поскольку направление их вращения легко изменить.Атомные энергетические установки. На судах с атомными энергетическими установками главным источником энергии является ядерный реактор. Тепло, выделяющееся в процессе деления ядерного горючего, служит для генерации пара, поступающего затем в паровую турбину.См. АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА. В реакторной установке, как и в обычном паровом котле, имеются насосы, теплообменники и другое вспомогательное оборудование. Особенностью ядерного реактора является его радиоактивное излучение, которое требует специальной защиты обслуживающего персонала.Безопасность. Вокруг реактора приходитсяставить массивную биологическую защиту. Обычные защитные материалы от радиоактивного излучения - бетон, свинец, вода, пластмассы и сталь. Существует проблема хранения жидких и газообразных радиоактивных отходов. Жидкие отходы хранятся в специальных емкостях, а газообразные поглощаются активированным древесным углем. Затем отходы переправляются на берег на предприятия по их переработке.Судовые ядерные реакторы. Основными элементами ядерного реактора являются стержни с делящимся веществом (ТВЭЛы), управляющие стержни, охладитель (теплоноситель), замедлитель и отражатель. Эти элементы заключены в герметичный корпус и расположены так, чтобы обеспечить управляемую ядерную реакцию и отвод выделяющегося тепла. Горючим может быть уран-235, плутоний либо их смесь; эти элементы могут быть химически связаны с иными элементами, быть в жидкой или твердой фазе. Для охлаждения реактора используется тяжелая или легкая вода, жидкие металлы, органические соединения или газы. Теплоноситель может быть использован для передачи тепла другому рабочему телу и производства пара, а может использоваться непосредственно для вращения турбины. Замедлитель служит для уменьшения скорости образующихся нейтронов до значения, наиболее эффективного для реакции деления. Отражатель возвращает в активную зону нейтроны. Замедлителем и отражателем обычно служат тяжелая и легкая вода, жидкие металлы, графит и бериллий. На всех военно-морских судах, на первом атомном ледоколе "Ленин", на первом грузо-пассажирском судне "Саванна" стоят энергетические установки, выполненные по двухконтурной схеме. В первичном контуре такого реактора вода находится под давлением до 13 МПа и поэтому не вскипает при температуре 270° С, обычной для тракта охлаждения реактора. Вода, нагретая в первичном контуре, служит теплоносителем для производства пара во вторичном контуре. В первичном контуре могут использоваться и жидкие металлы. Такая схема применена на подводной лодке ВМС США "Си Вулф", где теплоносителем является смесь жидкого натрия с жидким калием. Давление в системе такой схемы сравнительно невелико. Это же преимущество можно реализовать, используя в качестве теплоносителя парафинообразные органические вещества - дифенилы и трифенилы. В первом случае недостатком является проблема коррозии, а во втором - образование смолистых отложений. Существуют одноконтурные схемы, в которых рабочее тело, нагретое в реакторе, циркулирует между ним и главным двигателем. По одноконтурной схеме работают газоохлаждаемые реакторы. Рабочим телом служит газ, например, гелий, который нагревается в реакторе, а затем вращает газовую турбину.Защита. Ее главная функция - обеспечить защиту экипажа и оборудования от излучения, испускаемого реактором и другими элементами, имеющими контакт с радиоактивными веществами. Это излучение делится на две категории: нейтроны, выделяющиеся при делении ядер, и гамма-излучение, возникающее в активной зоне и в активированных материалах. В общем случае на судах имеются две защитные оболочки. Первая расположена непосредственно вокруг корпуса реактора. Вторичная (биологическая) защита охватывает парогенераторное оборудование, систему очистки и емкости для отходов. Первичная защита поглощает большую часть нейтронов и гамма-излучение реактора. Это снижает радиоактивность вспомогательного оборудования реактора. Первичная защита может представлять собой двухоболочечный герметичный резервуар с пространством между оболочками, заполненным водой, и наружным свинцовым экраном толщиной от 2 до 10 см. Вода поглощает большую часть нейтронов, а гамма-излучение частично поглощается стенками корпуса, водой и свинцом. Основная функция вторичной защиты - снизить излучение радиоактивного изотопа азота 16N, который образуется в теплоносителе, прошедшем через реактор. Для вторичной защиты используются емкости с водой, бетон, свинец и полиэтилен. Экономичность судов с атомными энергетическими установками. Для боевых кораблей стоимость постройки и эксплуатационные расходы имеют меньшее значение, чем преимущества почти неограниченной дальности плавания, большей энерговооруженности и скорости кораблей, компактности установки и сокращения обслуживающего персонала. Эти достоинства атомных энергетических установок обусловили их широкое применение на подводных лодках. Оправданно и применение энергии атома на ледоколах.СУДОВЫЕ ДВИЖИТЕЛИСуществует четыре основных вида судовых движителей: водометные движители, гребные колеса, гребные винты (в том числе с направляющей насадкой) и крыльчатый движитель.Водометный движитель. Водометный движитель - это, по существу, просто поршневой или центробежный насос, который засасывает воду через отверстие в носу или днище корабля и выбрасывает через сопла в кормовой его части. Создаваемый упор (сила тяги) определяется разностью количеств движения струи воды на выходе и входе в движитель. Водометный движитель был впервые предложен и запатентован Тугудом и Хейсом в Англии в 1661. Позднее разные варианты такого двигателя предлагали многие, но все конструкции были неудачными из-за низкого КПД. Водометный движитель применяется в некоторых случаях, когда низкий КПД компенсирутся преимуществами в других отношениях, например для плавания по мелководным или засоренным рекам.Гребное колесо. Гребное колесо в самом простом случае - это широкое колесо, у которого по периферии установлены лопасти. В более совершенных конструкциях лопасти могут поворачиваться относительно колеса так, чтобы они создавали нужную пропульсивную силу при минимальных потерях. Ось вращения колеса расположена выше уровня воды, и погружена лишь его небольшая часть, поэтому в каждый данный момент времени только несколько лопастей создают упор. КПД гребного колеса, вообще говоря, возрастает с увеличением его диаметра; не редкость значения диаметра 6 м и более. Частота вращения большого колеса получается низкой. Невысокое число оборотов соответствовало возможностям первых паровых машин; однако со временем машины совершенствовались, их скорости возросли, и малые обороты колеса стали серьезным препятствием. В итоге гребные колеса уступили место гребным винтам.Гребные винты. Еще древние египтяне использовали винт для подачи воды из Нила. Есть свидетельства, что в средневековом Китае для движения судов использовали винт с ручным приводом. В Европе винт в качестве судового движителя впервые предложил Р. Гук (1680).Конструкция и характеристики. Современный гребной винт обычно имеет несколько лопастей примерно эллиптической формы, равномерно расположенных на центральной втулке. Поверхность лопасти, обращенную вперед, в нос судна, называют засасывающей, обращенную назад - нагнетающей. Засасывающая поверхность лопасти выпуклая, нагнетающая - обычно почти плоская. На рис. 2 схематично показана типичная лопасть гребного винта. Осевое перемещение винтовой поверхности за один оборот называют шагом p; произведение шага на число оборотов в секунду pn - осевая скорость лопасти винта нулевой толщины в недеформируемой среде. Разность (pn - v0), где v0 - истинная осевая скорость винта, характеризует меру деформируемости среды, называемую скольжением. Отношение (pn - v0)/pn - относительное скольжение. Это отношение - один из основных параметров гребного винта.Рис. 2. ТИПИЧНАЯ ЛОПАСТЬ гребного винта. а - вид по оси вращения; б - профили сечений лопасти в плане; в - вид сбоку.Важнейшим параметром, определяющим рабочие характеристики гребного винта, является отношение шага винта к его диаметру. Следующие по значимости - количество лопастей, их ширина, толщина и форма, форма профиля и дисковое отношение (отношение суммарной площади лопастей к площади описывающего их круга) и отношение диаметра втулки к диаметру винта. Экспериментально определены диапазоны изменения этих параметров, обеспечивающие хорошие рабочие характеристики: шаговое отношение (отношение шага винта к его диаметру) 0,6-1,5, отношение максимальной ширины лопасти к диаметру винта 0,20-0,50, отношение максимальной толщины лопасти вблизи втулки к диаметру 0,04-0,05, отношение диаметра втулки к диаметру винта 0,18-0,22. Форма лопасти обычно яйцевидная, а форма профиля - плавно обтекаемая, очень похожая на профиль крыла самолета. Размеры современных гребных винтов варьируются от 20 см до 6 м и более. Мощность, развиваемая винтом, может составлять доли киловатта, а может превышать 40 000 кВт; соответственно, частота вращения лежит в диапазоне от 2000 об/мин для малых винтов до 60 для больших. КПД хороших винтов составляет 0,60-0,75 в зависимости от шагового отношения, числа лопастей и других параметров.Применение. На судах ставят один, два или четыре гребных винта в зависимости от размеров судна и требуемой мощности. Одиночный винт обеспечивает более высокий КПД, поскольку отсутствует интерференция и часть энергии, затрачиваемой на движение судна, восстанавливается гребным винтом. Это восстановление выше, если гребной винт установлен в середине спутной струи сразу за ахтерштевнем. Некоторое увеличение пропульсивной силы может быть достигнуто с помощью разрезного руля, для чего верхнюю и нижнюю части руля немного отклоняют в противоположные стороны (соответственно вращению винта), с тем чтобы использовать поперечную составляющую скорости струи после винта для создания дополнительной составляющей силы в направлении движения судна. Применение нескольких винтов увеличивает маневренность судна и возможности поворота без использования рулей, когда винты создают упор в разных направлениях. Как правило, реверсирование упора (изменение направления действия пропульсивной силы на обратное) достигается реверсированием вращения гребных двигателей, но существуют и специальные реверсивные винты, которые позволяют реверсировать упор без изменения направления вращения валов; это достигается поворотом лопастей относительно втулки с помощью механизма, расположенного во втулке и приводимого в действие через полый вал. Гребные винты изготавливают из бронзы, отливают из стали или чугуна. Для работы в соленой воде предпочтительнее сплав бронзы, легированной марганцем, поскольку он хорошо поддается шлифованию и успешно противостоит кавитации и воздействию соленой воды. Спроектированы и созданы высокоскоростные суперкавитирующие винты, у которых вся засасывающая поверхность занята зоной кавитации. При малых скоростях такие винты обладают несколько меньшим КПД, однако они значительно эффективнее обычных при высоких скоростях. См. также КАВИТАЦИЯ.Винт с направляющей насадкой. Винт с насадкой - обычный винт, установленный в коротком сопле, - изобретен немецким инженером Л.Кортом. Насадка жестко соединена с корпусом судна или выполнена с ним как одно целое.Принцип действия. Был сделан ряд попыток установить винт в трубе для улучшения его рабочих характеристик. В 1925 Корт обобщил результаты этих исследований и существенно усовершенствовал конструкцию: он превратил трубу в короткое сопло, диаметр которого на входе был больше, а форма соответствовала аэродинамическому профилю. Корт установил, что такая конструкция обеспечивает значительно больший упор при заданной мощности по сравнению с обычными винтами, поскольку струя, ускоряемая винтом, при наличии насадки сужается в меньшей степени (рис. 3). При одинаковых расходах скорость за винтом с насадкой (v0 + uў) меньше, чем за винтом без насадки (v0 + u). Поэтому идеальный КПД винта с насадкой возрастает в отношении (2v0 + u)/(2v0 + uў).Рис. 3. СХЕМА ТЕЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГРЕБНОЙ ВИНТ. а - без направляющей насадки, б - с направляющей насадкой.Преимущества. Преимущество винта с направляющей насадкой над обычным винтом проверено практикой. Выигрыш выше, когда скорость судна (v0) невелика, а винт тяжело нагружен, т.е. велика скорость скольжения (u). В связи с этим винты с насадкой чаще ставят на буксирах, траулерах и аналогичных судах, которые буксируют тяжелые грузы с малой скоростью. Для таких судов выигрыш на единицу мощности, создаваемый винтом с насадкой, может достигать 30-40%. На быстроходных судах винт с насадкой не имеет преимуществ, поскольку небольшой выигрыш в КПД теряется из-за увеличения сопротивления на насадке.Крыльчатые движители. Такой движитель представляет собой диск, на котором по периферии перпендикулярно плоскости диска размещены 6-8 лопатообразных лопастей. Диск установлен заподлицо с днищем корабля, а в поток опущены только лопасти движителя. Диск с лопастями вращается относительно своей оси, и, кроме того, лопасти совершают вращательное или колебательное движение относительно своей продольной оси. В результате вращательного и колебательного движений лопастей вода ускоряется в требуемом направлении, и создается упор для движения судна. Такой тип движителя имеет преимущество перед гребным винтом и гребным колесом, поскольку может создавать упор в любом желаемом направлении: вперед, назад и даже вбок без изменения направления вращения двигателя. Поэтому для управления судами с крыльчатым движителем не требуется рулей или других механизмов. Хотя крыльчатые движители не могут заменить гребные винты по универсальности применения, в некоторых специальных случаях они весьма эффективны.ЛИТЕРАТУРААкимов Р.Н. и др. Справочник судового механика. М., 1973-1974 Самсонов В.И. и др. Судовые двигатели внутреннего сгорания. М., 1981 Овсянников М.К., Петухов В.А. Судовые дизельные установки (спр.). Л., 1986 Артюшков Л.С. и др. Судовые движители. Л., 1988 Батырев А.Н. и др. Корабельные ядерные установки зарубежных стран. СПб., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • МУНЬОС МАРИН Луис
  • ГИДРОЛОКАТОР

Смотреть что такое "СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ" в других словарях:

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ — один из самых важных видов энергии. Электроэнергия в своей конечной форме может передаваться на большие расстояния потребителю. См. также ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Производство и распределение электроэнергии. На районной (т.е.… …   Энциклопедия Кольера

  • ТУРБИНА — первичный двигатель с вращательным движением рабочего органа для преобразования кинетической энергии потока жидкого или газообразного рабочего тела в механическую энергию на валу. Турбина состоит из ротора с лопатками (облопаченного рабочего… …   Энциклопедия Кольера

  • КОТЕЛ ПАРОВОЙ — сосуд давления, в котором нагревается вода, превращающаяся в пар. Тепловая энергия, подводимая к паровому котлу, может представлять собой тепло от сгорания топлива, электрическую, ядерную, солнечную или геотермальную энергию. Поскольку котел дает …   Энциклопедия Кольера

  • СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ — речные или морские суда, использующие устройство в форме крыла для того, чтобы поднять корпус судна над водой и уменьшить силы трения и сопротивления, ограничивающие скорость передвижения обычных судов. При движении в воде подводное крыло создает …   Энциклопедия Кольера

  • МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ — устройства, соединяющие концы двух валов с целью передачи вращения. МЕХАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ Механические соединительные муфты это постоянные разъемные соединения. Очень длинные валы, например гребные валы судов, разделяют на секции,… …   Энциклопедия Кольера

  • ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах. Водные пути. Пути по рекам и озерам существенно облегчали исследование и освоение почти всех… …   Энциклопедия Кольера

  • Одесская национальная морская академия — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

dic.academic.ru

Судовые энергетические установки

СЭУ, Модуль 1.1., Чистяков А.Ю., 05.03.2017

Модуль 1.1

1.1.1. Историческая справка

Современное судно оборудовано разнообразными машинами и механиз­мами, которые в совокупности и во взаимосвязи с устройствами и аппаратами образуют судовую энергетическую установку (СЭУ). С помощью СЭУ обеспе­чиваются движение судна и его маневры, безопасность плавания и живучесть, грузовые операции и другие функции в соответствии с назначением судна, сохранность перевозимого груза, нормальные условия для работы и отдыха экипажа и пассажиров.

О сложности СЭУ современных, судов можно судить по таким данным: мощность главных двигателей достигает 80 МВт и более; мощности судовой электростанции бывает достаточно для энергоснабжения небольшого города, а паровых котлов — для отопления целого городского района; насосы на судне перекачивают сотни тонн воды, топлива и масла, а длина трубопроводов и ка­белей составляет десятки километров; подача грузовых насосов на танкерах достигает 5000 м3 в час.

Для вырабатывания, преобразования и расходования механической, элек­трической и тепловой энергии СЭУ должна потреблять органическое или ядер­ное топливо.

Со времен глубокой древности ход судна осуществлялся за счет энергии ветра. В начале XIX в. парусный флот стали вытеснять самоходные суда с ЭУ, преобразующими химическую энергию топлива. На протяжении почти 100 лет практически единственным типом СЭУ были паросиловые установки (ПСУ) с паровыми поршневыми машинами и паровыми котлами, работавшими на ка­менном угле или на дровах. В конце XIX и начале XX вв. на судах стали устанавливать паросиловые котлотурбинные и дизельные ЭУ, а в ПСУ с порш­невыми машинами или турбинами начали использовать жидкое нефтяное топ­ливо.

В 1904 г. был построен первый корабль русского флота с ПСУ «Ласточка», а в 1912 г. на верфи Путиловского завода — самый быстроходный в мире эскадренный миноносец «Новик» с паротурбинной установкой (ПТУ) мощ­ностью 29,5 МВт и скоростью более 37 уз. Первое в мире самоходное судно с дизельной установкой (ДУ) было создано в России в 1903 г. (нефтеналив­ное судно «Вандал» с установкой мощностью 250 кВт).

На протяжении 20-х и 30-х годов судовые ПТУ и ДУ постепенно вытес­няли СЭУ с паровыми машинами, работавшими на угле.

После второй мировой войны началось развитие газотурбинных (ГТУ) и ядерных (ЯЭУ) энергетических установок. В 50-х годах полностью отказались от постройки судов с паровыми машинами и от использования каменного угля в качестве топлива. На судах стали применять преимущественно ДУ.

В 40-х и 50-х годах в связи с применением ГТУ фактически была совер­шена техническая революция — резко увеличились агрегатная мощность и ско­рость судна. Было построено и первое русское опытное торговое судно — сухогруз «Парижская коммуна» с ГТУ мощностью 9,55 МВт. В настоящее время ГТУ широко применяются главным образом на военных кораблях, а так­же на ряде специализированных судов.

В 1959 г. было введено в эксплуатацию построенное в СССР первое в мире надводное судно с ЯЭУ (паротурбинной, с электродвижением) — ледокол «Ленин».

В настоящее время большинство судов оборудовано ДУ. Дизели сегодня — самые экономичные тепловые двигатели, позволяющие, кроме того, сравнительно просто механизировать и автоматизиро­вать основные производственные процессы на судне.

В последние годы уделяется большое внимание топливной экономичности СЭУ и судов в целом. С этой целью принимают следующие меры: снижают сопротивление движению судна; уменьшают его скорость; применяют винты регу­лируемого шага (ВРШ), позволяющие эффективно использовать мощность в условиях плавания, отличающихся от спецификационных; обеспечивают по­вышенные среднеэксплуатационные КПД первичных двигателей их работой на полной или близкой к полной мощности на различных режимах, отбором мощ­ности главных двигателей на вспомогательные нужды (электрогенераторы, на­сосы и т. п.), применением соответствующих оптимизирующих режим работы средств автоматизации. Особое значение имеет повышение полноты исполь­зования энергии топлива, сжигаемого в первичных двигателях. С этой целью применяют развитую (глубокую) утилизацию теплоты выпускных газов (впрочем, ограниченно применимую в связи со значительным усовершенствованием первичных двигателей за последние несколько десятков лет и соответственным снижением температуры выпускных газов), ох­лаждающей двигатели среды, горячего наддувочного воздуха для получения механической энергии (и передачи ее на винт), электроэнергии, пара и горя­чей воды для опреснительных и отопительных установок, подогрева топлива и горячего водоснабжения.

В настоящее время дизелестроительные и судостроительные фирмы стара­ются решать проблему экономии топлива совершенствованием двигателя и судна в целом.

Рост топливной экономичности СЭУ достигается также повышением пара­метров работы их главных двигателей (увеличением среднего эффективного давления в дизелях, температуры газов перед турбиной в ГТУ, давления и температуры пара в ПТУ и т. д.).

Особое значение имеет решение проблемы сжигания тяжелых высоковяз­ких и так называемых альтернативных топлив, водотопливных эмульсий.

Эффективность и надежность работы СЭУ зависят от совершенства не только главных двигателей, но и вспомогательных ЭУ, их элементов.

studfiles.net

Энергетика и энергетические установки. Термины.

В настоящем разделе приведены применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области энергетики и электрификации, относящиеся к производству, переда­че, распределению и потреблению электрической энергии и тепла. Для подготовки данного раздела использован ГОСТ 19431-84 «Энерге­тика и электрификация. Термины и определения».

Для каждого понятия установлен один стандартизованный тер­мин. Применение терминов-синонимов стандартизованного терми­на запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены «Ндп».

Для отдельных стандартизованных терминов в тексте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается приме­нять в случаях, исключающих возможность их различного толкова­ния. Установленные определения можно при необходимости изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приве­дено и соответственно в графе «Определение» поставлен прочерк.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым, а недопустимые синонимы — курсивом.

Термин

Определение

1. Энергетика

Область экономики, науки и техники, охватывающая энергетические ресурсы, производство, передачу, пре­образование, аккумулирование, распределение и по­требление различных видов энергии

2. Электроэнергетика

Раздел энергетики, обеспечивающий электрификацию страны на основе рационального расширения произ­водства и использования электрической энергии

3. Теплоэнергетика

Раздел энергетики, связанный с получением, исполь­зованием и преобразованием тепла в различные виды энергии

4. Гидроэнергетика

Раздел энергетики, связанный с использованием меха­нической энергии водных ресурсов для получения элек­трической энергии

Термин

Определение

5. Ядерная энергетика

Раздел энергетики, связанный с использованием ядер­ной энергии для производства тепла и электрической энергии

6. Энергоснабжение (электро­снабжение)

Обеспечение потребителей энергией (электрической энергией)

7. Теплоснабжение

Обеспечение потребителей теплом

8. Централизованное элект­роснабжение

Электроснабжение потребителей от энергетической системы

9. Децентрализованное элект­роснабжение

Электроснабжение потребителя от источника, не име­ющего связи с энергетической системой

10. Централизованное тепло­снабжение

Теплоснабжение потребителей от источников тепла через общую тепловую сеть

1 1 . Децентрализованное теп­лоснабжение

Теплоснабжение потребителей от источников тепла, не имеющих связи с общей тепловой сетью

12. Электрификация

Введение электрической энергии в народное хозяйство и быт

13. Теплофикация

Централизованное теплоснабжение при производстве электрической энергии и тепла в едином технологи­ческом цикле

14. Энергетическая система

Энергосистема

Комплекс инженерных сооружений обычно в рамках одного юридического лица по обеспечению потребите­лей энергией (тепловой или тепловой и электрической)

15. Электроэнергетическая система

То же самое, по обеспечению в первую очередь элект­рической энергией

16. Структура электропотребления

Долевое распределение суммарного электропотребления по типам потребителей

Термин

Определение

17. Структура установленной мощности электростанций

Долевое распределение суммарной установленной мощности электростанций по их типам или по типам агрегатов

Примечание. Распределение может производиться по стране, району и т.д.

18. Энергетический баланс

Энергобаланс

Количественная характеристика производства, потребления и потерь энергии или мощности за установленный интервал времени для определенной отрасли хозяйства, зоны энергоснабжения, предприятия, установки

19. Качество электрической энергии

По ГОСТ 13109-97. Система показателей, устанавливаемая государственными стандартами или иными нормативными актами, подтверждающая потребительские свойства и пригодность энергии для потребления

20. Преобразование электрической энергии

Изменение рода тока, напряжения, частоты или числа фаз

21. Потребитель электрической энергии (тепла)

Потребитель

Предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло)

22. Потребитель-регулятор

нагрузки

Потребитель-регулятор

Потребитель электрической энергии или тепла, режим работы которого предусматривает возможность ограничения электропотребления или теплопотребления в часы максимума для выравнивания графика нагрузки энергетической системы или электростанции и увеличения нагрузки в часы минимума

23. Абонент энергоснабжающей организации

Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации

Термин

Определение

Основные виды энергоустановок

24. Энергоустановка

Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии

25. Электроустановка

Энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии

26. Система энергоснабжения

(электроснабжения, теплоснабжения)

Совокупность взаимосвязанных энергоустановок, осуществляющих энергоснабжение (электроснабжение, теплоснабжение) района, города, предприятия

27. Электростанция

Энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла

28. Тепловая электростанция ТЭС

Электростанция, преобразующая химическую энергию топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло

29. Атомная электростанция АЭС

Электростанция, преобразующая энергию деления ядер атомов в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло

30. Термоядерная электростанция

Электростанция, преобразующая энергию синтеза ядер атомов в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло

31. Гидроэлектростанция ГЭС

Электростанция, преобразующая механическую энергию воды в электрическую энергию

32. Блок-станция

Электростанция, работающая в энергетической системе и оперативно управляемая ее диспетчерской службой, но не входящая в число предприятий системы поведомственной принадлежности

Термин

Определение

33. Электрическая линия

Комплекс сооружений, предназначенный для передачи электрической энергии

34. Линия электропередачи ЛЭП

Электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние

35. Воздушная линия электропередачи

ВЛ

36. Кабельная линия электропередачи

КЛ

37. Электрическая подстанция ПС

Электроустановка, предназначенная для преобразования и распределения электрической энергии

38. Электрическая сеть

Совокупность подстанций, распределтельных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии

39. Тепловая сеть

Совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепла к потребителям

40. Приемник электрической энергии

Устройство, в котором происходит преобразование

электрической энергии в другой вид энергии для ее использования

41. Энерготехнологнческая остановка

Энергоустановка для комплексного использования топлива.

Примечание. При комплексном использовании топлива производятся: электрическая энергия, химические продукты, а также металлургическое, бытовое и искусственное жидкое топливо

Термин

Определение

Основные режимы и параметры работы энергоустановок

42. Режим работы энергоустановки

Режим энергоустановки

Характеристика энергетического процесса, протекающего в энергоустановке и определяемого значениями изменяющихся во времени основных параметров этого процесса

43. Нагрузки энерго-установки потребителя

Нагрузка потребителя

Значение мощности или количества тепла, потребляемых энергоустановкой в установленный момент времени

44. Мощность электроустанояки (группы электроустановок)

Суммарная активная мощность, отдаваемая в данный момент времени генерирующей электроустановкой (группой электроустановок) приемникам электрической энергии, включая потери в электрических сетях

45. График нагрузки энергоустановки потребителя

График нагрузки

Кривая изменений во времени нагрузки энергоустановки потребителя

46. График продолжительности нагрузки (мощности)

энергоустановки

потребителя

Кривая, показывающая суммарную длительность данного и большего значения нагрузки (мощности) энергоустановки в течение установленного интервала времени

Примечание. За установленный интервал времени принимают год

47. Максимум нагрузки энергоустановки (группы электроустановок)

Максимум нагрузки

Ндп. Пик нагрузки

Наибольшее значение нагрузки энергоустановки потребителя (группы энергоустановок) за установленный интервал времени.

Примечание. За установленный интервал времени принимают сутки, неделю, месяц, год

48. Базисный режим электростанции

Базисный режим

Режим работы электростанции с заданной, практически постоянной, мощностью в течение установленного интервала времени

Термин

Определение

49. Маневренный ре-жим электростанции

Маневренный режим

Режим работы электростанции с переменной мощностью в течение установленного интервала времени

50. Установленная мощность электроустановки

Установленная мощность

Наибольшая активная электрическая мощность, с которой электроустановка может длительно работать без перегрузки в соответствии с техническими условиями или паспортом на оборудование

51. Ограничение мощности агрегата (электростанции)

Ограничение мощности

Ндп. Разрывы мощности

Значение вынужденного недоиспользования установленной мощности генерирующего агрегата (электростанции)

Примечание. Снижение мощности из-за ремонтных работ в ограничение мощности не включают

52. Располагаемая мощность агрегата (электростанции)

Располагаемая мощность

Установленная мощность генерирующего агрегата (электростанции), за вычетом ограничений его мощно­сти

53. Рабочая мощность электростанции

Рабочая мощность

Располагаемая мощность электростанции, за вычетом мощности оборудования, выведенного в ремонт

54. Резервная мощность электроустановки

Резервная мощность

Разность между рабочей мощностью генерирующей электроустановки и мощностью, генерируемой в установленный момент времени

55. Присоединенная мощность электроустановки

Присоединенная

мощность

Сумма номинальных мощностей трансформаторов и приемников электрической энергии потребителя, непосредственно подключенных к электрической сети

Термин

Определение

56. Коэффициент неравномерности графика нагрузки энергоустановки потребителя

Коэффициент

неравномерности

Отношение минимального значения ординаты графика нагрузки потребителя к максимальному за установленный интервал времени

57. Коэффициент заполнения графика нагрузки энергоустановки потребителя

Коэффициент заполнения

Отношение среднеарифметического значения нагрузки энергоустановки потребителя к максимальному за установленный интервал времени

58. Коэффициент спроса

Отношение совмещенного максимума нагрузки приемников энергии к их суммарной установленной мощности

59. Коэффициент одновре­менности

Отношение совмещенного максимума нагрузки прием­ников энергии к их суммарной установленной мощноти

60. Показатель использова­ния установленной мощности электростанции

Показатель

использования

Отношение произведенной электростанцией электри­ческой энергии за установленный интервал времени к установленной мощности электростанции.

Примечание. Показатель использования обычно выражают в часах за год

61 . Коэффициент использова­ния установленной мощности электроустановки

Отношение среднеарифметической мощности к уста­новленной мощности электроустановки за установлен­ный интервал времени

62. Коэффициент сменности по энергопотреблению

Коэффициент сменности

Отношение годового количества электроэнергии, по­требляемой предприятием, к условному годовому по­треблению.

Примечание. Под условным годовым потреблением понимают потребление при работе всех смен в режиме наиболее загру­женной смены

Термин

Определение

63. Уровень напряжения в пунктах электрической сети

Значение напряжения в пунктах электрической сети, усредненное по времени или по некоторому числу узлов сети

64. Замыкающие затраты на топливо (электрическую энергию)

Удельные народнохозяйственные затраты на увеличе­ние потребности в различных видах топлива (электри­ческой энергии) в данном районе в установленный интервал времени

65. Тариф на электрическую энергию (тепло)

Тариф на энергию

Система ставок, по которым взимают плату за потреб­ленную электрическую энергию (тепло)

studfiles.net

Энергетическая установка - это... Что такое Энергетическая установка?

 Энергетическая установка (энергоустановка) – комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

ГОСТ 19431—84.

Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: Энас. В.В. Красник. 2006.

  • энергоустановка
  • энергобаланс

Смотреть что такое "Энергетическая установка" в других словарях:

  • энергетическая установка — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power plantpower modulePM …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка — 3.9 энергетическая установка: Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Энергетическая установка — 2.12. Энергетическая установка комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии... Источник: Приказ Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 …   Официальная терминология

  • "Энергетическая установка" — 2.12. Энергетическая установка комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. Источник: Правила: Правила работы с персоналом в …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — (ЭУ) корабля, комплекс техн. средств (машины, механизмы, системы и устройства, электрооборудование и т.п.), предназнач. для автон. обеспечения корабля всеми видами энергии, необходимыми для решения им… …   Энциклопедия РВСН

  • энергетическая установка — Устройство, которое непосредственно служит для получения (добычи), облагораживания, переработки, преобразования, специализированного транспорта, конечного использования энергетических ресурсов или утилизации побочных энергетических ресурсов …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • энергетическая установка Министерства энергетики США — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN DOE owned facility …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка закрытого типа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN indoor electric installation …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка открытого типа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN open [outdoor] electric installation …   Справочник технического переводчика

  • энергетическая установка с использованием солнечной энергии — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN solar energy system …   Справочник технического переводчика

commercial_electric_power.academic.ru

Судовые энергетические установки

СЭУ, Модуль 4.1., Чистяков А.Ю., 22.11.10

Модуль 4.1.

4.1.1. Физические основы работы ядерных энергетических реакторов

Источником энергии, вырабатываемой ядерной энергетиче­ской установкой, является процесс деления ядер атомов изото­пов таких тяжелых элементов, как U235, U233, Pu239, осуществ­ляемый в ядерном реакторе.

Делящиеся вещества, используемые в работе ядерных реак­торов, называют ядерным топливом, или ядерным горючим. В судовых ядерных энергетических установках практически основным ядерным горючим является U235; в природном уране его содержится всего около 0,7%. Уран с повышенным по срав­нению с природным содержанием U235 называют обогащенным.

Одним из возможных видов ядерных превращений является процесс деления ядер урана под воздействием нейтронов. В ре­зультате этого превращения ядро урана распадается на два одноименно заряженных и примерно равных по массе и заряду осколка, которые, отталкиваясь один от другого, разлетаются с очень большими скоростями. При столкновении осколков с атомами среды, в которой происходит деление, их кинетиче­ская энергия переходит в тепловую энергию атомов среды. В этом процессе при каждом акте деления урана на один погло­щенный нейтрон вылетают в среднем 2,5 нейтрона, которые, в свою очередь, при известных условиях вызывают деление дру­гих ядер U235. Так протекает цепная реакция деления ядерного горючего, которая может быть стационарной, затухающей или нарастающей и соответственно этому состояние реактора счи­тается критическим, подкритическим и надкритическим.

Процесс цепной реакции деления протекает в так называе­мой активной зоне реактора, в которой расположен делящийся материал.

Испускаемые при делении ядер U235 нейтроны в среднем об­ладают большой энергией, а следовательно, и большой ско­ростью, при которой вероятность захвата их другими ядрами U235 невелика; это вызывает необходимость для обеспечения цепной реакции применять в ядерных реакторах в качестве го­рючего уран, обогащенный изотопом U235, а также вводить в активную зону некоторых типов реакторов специальное веще­ство — замедлитель нейтронов. В качестве замедлителя приме­няют воду (обычную и тяжелую), бериллий и графит; наилуч­шими замедляющими свойствами обладает тяжелая вода; бериллий и графит по своим характеристикам весьма близки один к другому. Обычная вода обладает несколько худшими за­медляющими свойствами, но ввиду наличия у нее ряда других преимуществ она нашла широкое применение как замедлитель и одновременно теплоноситель в реакторах судовых энергети­ческих установок.

Таким образом, для реакторов, работающих на тепловых и промежуточных нейтронах, обязательным элементом, кроме ядерного горючего, является также и замедлитель нейтронов.

Расположение ядерного горючего в энергетических реакто­рах может быть различным. Если ядерное горючее собрано в блоки, окруженные замедлителем, то такой реактор называют гетерогенным. Если же ядерное горючее равномерно распреде­лено в веществе замедлителя, то реактор называют гомогенным. В судовых ядерных энергетических установках в настоящее время применяются лишь гетерогенные реакторы.

Блоки ядерного горючего в гетерогенном реакторе состоят из тепловыделяющих элементов. Каждый тепловыделяющий эле­мент состоит из сердечника, содержащего делящийся материал, и из наружной оболочки, изолирующей последний от теплоно­сителя и исключающей его размыв, коррозионное разрушение или деформацию сердечника. Группа тепловыделяющих элемен­тов обычно объединяется в топливные сборки (кассеты).

Пространство внутри корпуса реактора, занятое тепловыде­ляющими элементами и замедлителем, называют активной зо­ной. Она окружена отражателем, способствующим уменьшению потерь нейтронов, а следовательно, и уменьшению критических размеров активной зоны. Кроме того, отражатель повышает равномерность нейтронного потока в зоне. В качестве отража­теля применяют те же вещества, что и для замедлителя. В водо-водяном реакторе, где в качестве замедлителя и теплоноси­теля используется вода, последняя, окружая активную зону реактора, выполняет также и функции отражателя нейтронов.

Отвод тепла из активной зоны реактора осуществляется по­средством охлаждающего вещества — теплоносителя. В каче­стве теплоносителей могут быть применены: обычная вода, орга­нические жидкости, жидкие металлы и их сплавы (натрий, калий и их сплавы, сплавы свинца и висмута и пр.), а также газы (гелий, азот, углекислый газ и пр.).

К настоящему времени в судовых ядерных энергетических установках практическое применение нашли лишь реакторы на тепловых нейтронах, в которых в качестве теплоносителя и за­медлителя нейтронов используется обычная вода высокой чистоты.

При работе реактора на установившемся режиме его актив­ная зона находится в критическом состоянии: среднее значение нейтронного потока в ней и число делений в единицу времени постоянны. При изменении заданной мощности реактора значе­ние нейтронного потока и число делений в единицу времени должны быть временно изменены и приведены к новому постоянному значению, соответствующему новому режиму работы. Для этого реакторы имеют специальную систему автоматиче­ского регулирования мощности, связанную с системой их авто­матической защиты.

В процессе работы энергетических реакторов их ядерное го­рючее расходуется («выгорает»). После его выгорания до опре­деленной степени требуется произвести замену ядерного горю­чего. Время работы активной зоны реактора между загрузками ядерным горючим называется кампанией реактора.

Активная зона всякого энергетического реактора в начале ее использования обладает значительной избыточной реактив­ностью, постепенно уменьшающейся в процессе работы реак­тора. Начальную избыточную реактивность активной зоны реак­тора гасят специальными компенсирующими средствами, кото­рые по мере выгорания делящихся материалов и накопления продуктов распада горючего постепенно извлекают (выдвигают) из активной зоны, чем высвобождается ее реактивность.

Эксплуатацию судового энергетического реактора на тепло­вых нейтронах осложняет так называемое отравление реактора. Оно обусловлено тем, что в процессе работы реактора возни­кают осколки и продукты деления, обладающие большим сече­нием поглощения тепловых нейтронов. Наиболее сильно погло­щает нейтроны ксенон135 (Хе135). После остановки реактора убыль Хе135 будет происходить только за счет его распада, так как нейтронный поток в реакторе уже прекратился и убыли за счет поглощения нейтронов не будет. В зависимости от уровня мощности, на которой работал реактор до его остановки, изме­няется концентрация Хе135. Особенно значительной величины концентрация достигает после внезапной остановки реактора, работавшего до этого на большой мощности. Пуск реактора возможен лишь в случае наличия избыточной реактивности. Если же ее не имеется, то пуск реактора возможен лишь после снижения концентрации Хе135. на что требуется длительное время.

Из сказанного следует, что обязательным составным элемен­том реактора является система управления и защиты.

Регулирование реактора энергетических установок осущест­вляется воздействием на величину потока нейтронов путем вве­дения в активную зону реактора элементов, обладающих хоро­шей способностью поглощать нейтроны (кадмий, бор).

При управлении реактором требуется не только поддержи­вать его мощность на определенном заданном уровне, но также учитывать и изменение его реактивности, происходящей в ре­зультате отравления, зашлаковывания, выгорания горючего, температурных эффектов и других физических явлений. По­этому в комплексе устройств управления и защиты реактора предусматривают:

а) систему автоматического регулирования, поддерживаю­щую мощность реактора на заданном уровне;

б) систему компенсации, предназначенную для возмещения потери реактивности, происходящей из-за отравления реактора, выгорания топлива и других причин;

в) систему аварийной защиты, мгновенно прекращающую цепную реакцию в активной зоне при возникновении неисправ­ностей как в паропроизводительной, так и в турбинной уста­новке, грозящих вывести реактор из строя. К этим неисправностям могут быть отнесены резкие отклонения от заданных значений параметров теплоносителя (повышение или падение давления и температуры сверх допустимых норм), появление радиоактивности в системе второго контура, нарушение плот­ности конденсационной системы и проникновение вследствие этого в питательную воду парогенераторов забортной соленой воды, обесточивание систем, обслуживающих установку (насо­сов, систем управления).

Система управления и защиты реактора сблокирована с си­стемой регулирования турбинной установки.

Измерение мощности реактора основано на том принципе, что мощность реактора прямо пропорциональна потоку нейтро­нов. Следовательно, измерив поток нейтронов, можно опреде­лить мощность реактора. Измерение мощности производится с помощью так называемых ионизационных камер, принцип дей­ствия которых основан на свойстве заряженных частиц вызы­вать по пути своего движения ионизацию молекул газа.

В результате ядерных реакций, происходящих в реакторе, примерно 80% выделяющейся энергии превращается в тепловую» а остальные 20% выделяются в виде излучений, от вред­ного воздействия которых на судах необходимо защищать команду и пассажиров, а также соответствующие грузы. Это достигается при помощи экранов, образующих биологическую за­щиту ядерной энергетической установки.

При работе реактора возникают радиоактивные излучения, основными из которых при создании биологической защиты яв­ляются нейтронное и -излучение, так как- и-излучения об­ладают малой проникающей способностью. Нейтроны, являю­щиеся продуктами ядерных реакций, обладают большой проникающей способностью и могут проходить в среде большие рас­стояния. Следует отметить, что у большинства элементов при поглощении нейтронов возникает вторичное-излучение.

В задачу биологической защиты входит как поглощение нейтронного потока и -излучений, исходящих из активной зоны реактора, так и вторичных-излучений, представляющих в не­которых случаях один из главных источников излучения.

Конструкция и размеры (толщина) биологической защиты определяются также с учетом радиоактивности теплоносителя, который, проходя через активную зону реактора, подвергается воздействию интенсивных потоков нейтронов. Поэтому все обо­рудование, соприкасающееся с теплоносителем (трубопроводы, насосы, теплообменники), обеспечивается биологической за­щитой.

Общую активность теплоносителя составляют как собствен­ная активность, так и активность примесей — наведенная актив­ность. Собственная активность связана с ядерными свойствами самого теплоносителя. Наличие в теплоносителе посторонних примесей повышает его радиоактивность и представляет дополнительный источник излучения. Примесями в теплоносителе, обусловливающими наведенную активность, могут быть про­дукты коррозии металла трубопроводов контура теплоносителя, минеральные соли (для воды), посторонние металлические включения и окислы (для металлических теплоносителей). По­этому теплоносители должны подвергаться тщательной очистке до и после заполнения контура; трубопроводы контура теплоносителя изготовляются из коррозионно стойких материалов и тщательно промываются до заполнения контура теплоносителем.

Биологическая защита ядерной энергетической установки должна настолько ослаблять поток излучений, чтобы их интен­сивность не вызывала у людей каких-либо нарушений нормаль­ного течения биологических процессов или обмена веществ в организме. При этом комплекс биологической защиты должен обеспечить защиту не только от внешнего облучения, но и от попадания радиоактивных веществ внутрь организма через ды­хательный и пищевой тракты в виде аэрозолей и газов. Это до­стигается герметизацией ядерных энергетических установок в специальных отсеках или контейнерах, в которых при работе установки поддерживается небольшое разрежение, предотвра­щающее распространение радиоактивных газов и аэрозолей.

Системы очистки воздуха и кондиционирования отсеков уста­новок конструктивно выполняются автономными, изолирован­ными от общесудовых систем.

Вес биологической защиты современных ядерных энергети­ческих установок составляет весьма значительную часть их об­щего веса, особенно в установках небольшой мощности. Так, для энергетических установок мощностью около 20 000 л.с. вес биологической защиты составляет 40—50% от общего веса их паропроизводительной установки.

studfiles.net

Дизельные энергетические установки

Большинство судов морского транспортного флота оборудованы дизель-ными установками с МОД (малооборотными двигателями), СОД (среднеобо-ротными двигателями) и ВОД (высокооборотными двигателями).

а) Установки с МОД

Применение МОД обусловлено их высокой экономичностью, возмож-ностью использования дешевых остаточных высоковязких топлив, высокой надежностью, отсутствием передач между двигателем и валопроводом, удобст-вом обслуживания, низким уровнем шума и вибрации.

В состав ДУ с МОД входят один или несколько главных МОД; судовые валопроводы, гребные винты, системы.

МОД выпускаются с диаметром цилиндра от 350 до 900 мм и ходом поршня от 1000 до 3000 мм. Эти двигатели имеют достаточно низкие удель-ные расходы топлива – около 167-170 г/(кВт·ч). Число цилиндров МОД может изменяться 4 до 12, что позволяет перекрывать необходимый для СЭУ диа-пазон мощности ГД от 1,5 до 40 МВт. МОД могут работать на котельных мазутах с вязкостью выше 350 мм2/с и содержанием серы до 3-4%. Для

работы на тяжелых сортах топлива необходима хорошая топливоподготовка –

очитка, подогрев до 100-110 °С. В МОД применяются высокие давления впрыска (до 120 – 130 МПа), что способствует повышению качества горения. Стоимость остаточных топлив в 1,5 – 2 раза ниже дисциллятных.

Особенностью масляных систем МОД является наличие в них специа-льных лубрикаторных систем смазки цилиндров, которые обеспечивают по-дачу строго дозированных количеств масла в каждый цилиндр. Чтобы избе-жать образования кокса при сгорании масла, лубрикаторы обеспечивают подачу необходимого его количества в определенных точках цилиндра двигателя.

Основные теплонапряженные детали МОД (цилиндровые втулки, порш-ни, крышки) охлаждаются пресной водой.

б) Установки с СОД

Дизельные установки с СОД применяются на морских судах транспор-тного, технического, вспомогательного и промыслового флота, на судах сме-шанного плавания, речных и специальных. После установок с МОД они занимают второе место по распространенности и область их применения постоянно расширяется. К СОД обычно относятся двигатели, частота враще-ния которых составляет 350-750 об/мин. Поскольку для эффективной работы винтов требуется несколько меньшая частота вращения (60-150 об/мин), то в состав ДУ с СОД входят редукторы. Современные СОД отличаются больши-ми значениями среднего эффективного давления (ре = 1,7-2 МПа), поэтому массогабаритные показатели СОД лучше, чем у МОД примерно в 1,5-2 раза. Высота ДРА с СОД почти в два раза меньше, чем с МОД. Судовые СОД выпускаются в рядном и V-образном исполнении. При рядном исполнении число цилиндров может быть от 6 до 10, а при V-образном от 10 до 18. Пропульсивные установки с СОД и механическими передачами могут иметь разнообразное конструктивное исполнение: одномашинные с одним ГД, подключенными к редуктору, двух-, трех-, или четырехмашинные, также подключенные к одному редуктору. Как и установки других типов, ДУ с СОД могут быть одно- и многовальными.

в) Установки с ВОД

К ВОД относят двигатели, имеющие частоту вращения более 750 об/мин. Ниже приведены сравнительные данные некоторых типов ДВС, применяемых в СЭУ. Высокооборотные двигатели имеют в сравнении с МОД и СОД лучшие массовые и стоимости показатели, однако большие удельные расходы топлива и масла, меньший ресурс работы и повышенный уровень шума. Большинство ВОД могут работать только на легких сортах топлива, вследствие чего они не нашли широкого применения на судах. Высокооборотные двигатели применяются на судах с динамическими принципами поддержания, катерах, портовых буксирах. Применение ВОД в ДУ позволяет значительно снизить массу и габариты ПУ, обеспечить более

высокую ремонтопригодность и более низкую стоимость установки. СЭУ на

основе СОД и МОД отличаются большим разнообразием конструктивных и компоновочных схем, которые во многом определяются типом и назначени-ем судов. В них чаще, чем в установках с МОД, применяется навешивание вспомогательных механизмов, что упрощает компоновку систем и уменьша-ет нагрузку СЭС. В то же время опыт эксплуатации СЭУ показывает, что навешивание механизмов может снижать ее надежность и ремонтопригод-ность.

studfiles.net


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта