Eng Ru
Отправить письмо

PE проводник — что это такое и для чего нужно. Шина в электрике что это


Нулевая шина в щитке - Всё о электрике в доме

Для чего нужна нулевая шина?

Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Нулевая шина в щитке

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Назначение

Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

  1. Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
  2. Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
  3. Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
  4. Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
  5. Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник. мы рассказывали в отдельной статье.

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

Нулевая шина в щитке

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

Нулевая шина в щитке

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?

Подробности Опубликовано: 17 Февраль 2016 Просмотров: 3006

Здесь описываю недавний случай, как нам пришлось выкручиваться из ситуации, когда не оказалось в наличии специальных нулевых шинок.

Клиент купил встраиваемый шкаф фирмы ABB Mistral на 24 модуля. Это крутой и очень удобный щиток, но с ним в комплекте шла одна большая шина для заземления и еще одна большая нулевая шина. Так как в щитке планировалось установить три УЗО, то соответственно нам нужно было три маленьких нулевых шины вместо одной большой. В данном типе шкафов идут специальные планки, на которые крепятся все шины в специальных корпусах. Что-то подобрать сюда от других производителей нельзя, так как просто не возможно будет их установить на планку. Также в самом щитке не оказалось ни одного свободного модуля, куда бы можно было разместить обычную шину с креплением на DIN-рейку.

Такие нулевые шины для шкафов ABB Mistral в Самаре можно купить, но они идут под заказ и ждать нужно было 1-2 недели. Времени у нас столько не было, поэтому нам пришлось включать смекалку и как-то выходить из сложившейся ситуации.

Нам вместо одной большой шины NK/S26 нужно было три маленьких NK/S06. Они показаны на фото ниже.

Нулевая шина в щитке

У нас в наличии была только одна большая шинка NK/S26. Ее корпус легко открывается и внутри находится обычная латунная шинка с болтиками на 26 отверстий. Она в корпус ложится сверху и не гуляет в нем по сторонам, так как в корпусе есть перпендикулярные перегородки. Благодаря этим перегородкам болты шины не позволяют ей играть вправо-влево. На фото ниже видно в сером корпусе эти поперечные перегородки.

Клиент сразу сам предложил существующую латунную шину распилить на три части. Я же решил, что стоит купить три коротенькие шинки и вставить их в корпус. Конечно же я их купил, но как оказалось, они не хотели вставать надежно в серый корпус между перегородками. Поэтому я согласился с клиентом и распилил одну большую шину на три части, удалив лишние участки.

Нулевая шина в щитке

Первая отпиленная часть шины готова и установлена на место.

Нулевая шина в щитке

Вот все отпиленные латунные шинки в общем корпусе. Подгонял я эти отрезки так, чтобы они надежно вставали на перегородки и существующие болты не давали им ходу вправо — влево. Как видите на фото ниже диаметр отверстий в них разный и поэтому просто так садиться на места шины не хотели. Нужно было их подгонять и подбирать по расстоянию между болтами.

Нулевая шина в щитке

На нижнем фото хорошо видно, что шинки в перегородках лежат очень надежно.

Нулевая шина в щитке

Затем я закрыл корпус и стал проводить эксперимент, смогут ли отрезанные шинки выйти из пазов и коснуться друг друга. На фото ниже видно, что прогал между шинами составляет по три отверстия.

Нулевая шина в щитке

Вид сверху куда заводятся провода.

Нулевая шина в щитке

Полученную нулевую шину «три в одном» я вертел, тряс и переворачивал очень настойчиво. Шинки как стояли на своих местах, таки остались стоять. Поэтому сделал заключение, что данная нулевая шина работать будет и ее можно использовать.

Нулевая шина в щитке

Вот она уже стоит в щитке.

Нулевая шина в щитке

Отсутствие нужных материалов на складах в нашем городе позволяет нам развиваться, проявлять смекалку и экспериментировать. Поэтому мы такие умные )))

Нулевая шина в щитке

Вот здесь нужно быть очень внимательным. Неправильный выбор автоматического выключателя по номиналу может привести к возгоранию проводки или автомат будет срабатывать на отключение по пять раз.

У вас дома в квартирном щитке сработал автоматический выключатель. В итоге какая-то часть квартиры обесточилась. В такой ситуации оказывался практически каждый. Какие ваши дальнейшие действия.

Нулевая шина в щитке Лампочки перегорали, перегорают и будут перегорать иначе не выгодно их производить. Сами подумайте завод изготовил одну лампочку, человек ее купил, вкрутил у себя дома и она работает положенны.

Нулевая шина в щитке Кабели и провода играют одну из самых важных ролей в электропитании вашего дома. Не правильный выбор сечения может привести к перегреву изоляции, ее пробою, короткому замыканию и к серьезным п.

Друзья, уважайте чужой труд и при копировании материалов, пожалуйста, ставьте открытую ссылку на источник sam-sebe-electric.ru, а то свет отключу. |

Как подключить несколько автоматов и как надежней подключить нулевую шинку в щитке.

Нулевая шина в щитке Приветствую вас читатель сайта www.ceshka.ru.

Сегодня представляю вашему вниманию очередную статью от опытного электрика- практика Сергея Панагушина из г.Ижевска. Кстати у Сергея недавно родился сын- можете его поздравить)))

На этот раз Сергей расскажет как подключать в распределительных щитках коммутационные аппараты- с помощью специальной гребёнки или самодельных перемычек из монтажного провода, а так же расскажет как подключить нулевую шину. Итак, предоставляю слово Сергею Панагушину.

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня хотел бы с вами поделится опытом по подключению в щитках различных коммутационных аппаратов ( в дальнейшем КА )(на примере модульных автоматов ВА 47-63 от EKF и нулевой шинки на изоляторе под дин-рейку от компании IEK).

И так самый простой и массово применяемый способ подключения КА это соединительная шина в простанародии «гребенка». Выглядит она вот так.

Нулевая шина в щитке

Состоит она из латунной пластинки и изолятора из пластика:

Нулевая шина в щитке

Хотя на сколько этот пластик в действительности изолятор я честно говоря не знаю. Но всегда обматываю дополнительно эту гребенку изолентой.

Нулевая шина в щитке

В обмотке изолентой я преследую сразу две цели:

  1. Это гребенка не вываливается из пластикового изолятора.
  2. С торцов наверняка не будут торчать оголенные участки гребенки находящейся под напряжением.

И такой вариант меня в щитке устраивает больше, да и думаю тех кто в этот щиток полезет после меня будет устраивать тоже. Да действительно есть торцевые заглушки для таких гребенок. Но в магазинах я что то их не встречал в свободной продаже. Подключать КА такой гребенкой в щитке очень легко и просто. Но и тут есть небольшие тонкости. Устанавливать гребенку нужно вот таким образом как на фото:

Нулевая шина в щитке

Провод находится между гребенкой и нижней прижимной пластиной КА, по этой причине выступ с изолированным пластиком необходимо напрявлять к винтам автомата. Так как на фото выше.

Если сделать на оборот то получается не очень красивое соединение и если автоматы зафиксированы на дин-рейке то выгнет провод. На фото ниже автоматы не зафиксированы дин-рейкой по этой причине подняло автомат. Да и внешний вид такого подключения выглядит не очень симпатично:

Нулевая шина в щитке

К сожалению такие гребенки продаются кусками по метру длинной и если вам необходимо установить 2-3 автомата то покупать такую гребенку особого смысла нет.

Но есть другой вариант изготовит такую гребенку самостоятельно из провода. Как изготовить гребенку из многопроволочного провода марки ПВ3 я расскажу вам позднее, в статье про обжим проводов наконечниками различных типов НШВИ, НКИ и.т.д. А вот из моножильного провода изготовить гребенку в полне реально и не так уж и сложно.

Достаточно взять моножильный провод я для примера взял АПВ1*4 да да алюминиевый провод, это не очепятка, у себя на работе в сфере ЖКХ мы его еще очень много используем для ремонтных работ.

Так вернемся к нашим баранам, то есть гребенкам.

Что мы делаем. Зачишаем провод на конце, на две глубины входа в КА и складываем его попалам как бы петелькой и сжимаем пассатижами, после чего не раскусывая провод загибаем его буквой П и в другой стороне срезаем изоляцию ножем аккуратно как на фото:

Нулевая шина в щитке

После чего отводим остатки изоляции от провода и срезаем ее тем же ножом:

Нулевая шина в щитке

Ну вот по сути у нас готова гребенка на два КА тем же «макарам» делаем и на три КА и на большее число тоже можно.

Нулевая шина в щитке

Нулевая шина в щитке

И еще не вздумайте делать перемычки между автоматами вот таким образом как на фото ниже:

Нулевая шина в щитке

Как показала практика через некоторое время такие перемычки начинают греется и портить клеммы КА.

Ну что ж как можно подключить КА я вам рассказал теперь расскажу как более надежно подключить провода к нулевой шинке. Самый надежный контакт должен быть в месте подключения основного или питающего (кому как нравится) нулевого провода к шинке.

И так нам потребуется не одна шинка, а две и один изолятор (в моем случае он на дин-рейку).

Мы просто берем и зачищаем провод побольше так чтоб у нас он обогнул эти две шинки дважды. Отвинчиваем прижимные винты и заводим прямой провод через два отверстия на шинке как на фото:

Нулевая шина в щитке

Загибаем зачищенный участок крючком так чтоб мы смогли завести зачищенные участки под все 4 винта обеих шинок.

Вот так чтоб он зашел:

Нулевая шина в щитке

Нулевая шина в щитке

Контакт при таком подключении увеличивается в 4 раза в месте подключения основного нулевого провода. Теперь в каждом отверстии на отходящих проводах у вас провод будет прижат не одним, а двумя винтами и площадь контакта у вас будет в два раза больше. Что несравненно очень большой плюс.

Очень надеюсь что статья будет вам полезна и самое главное надеюсь что она будет вам понятно.

С уважением Сергей Панагушин.

Ну и в заключении- немного видео от Сергея Панагушина:

Буду рад вашим комментариям, если есть какие то технические вопросы- то прошу задавать их на форуме, именно там я отвечаю на вопросы- ФОРУМ .

Свежее видео с канала “Советы электрика”:

Смотрите еще много видео по электрике для дома!

Узнайте первыми о новостях сайта!

Просто заполни форму:

Навигация по записям

Навигация по комментариям

Навигация по комментариям

Источники: http://samelectrik.ru/dlya-chego-nuzhna-nulevaya-shina.html, http://sam-sebe-electric.ru/raspredelitelnyj-shchit/157-kak-byt-esli-net-nuzhnykh-nulevykh-shin-v-nalichii, http://ceshka.ru/sovety/kak-podklyuchit-neskolko-avtomatov-i-kak-nadezhney-podklyuchit-nulevuyu-shinku-v-shhitke

electricremont.ru

PE и PEN проводник - что это такое и для чего нужно.

PE проводник в системе TN-S-C

Система заземления TN-C, несмотря на то, что она пока еще используется в большинстве многоквартирных домов, является устаревшей и ее активно заменяют на более совершенные в плане защиты TN-S или TN-C-S. Как итог, в схемах электроцепей используется N, как рабочий ноль, и PE проводник – это защитный ноль, который появляется в цепи после разделения провода PEN, или взятый непосредственно из контура заземления.

Основные требования к разделению PEN проводника

Все, что необходимо знать для грамотного выполнения таких работ, прописано в положениях ПУЭ. В частности про необходимость осуществления такого подключения говорится в пункте 7.1.13

ПУЭ пункт 7.1.13

Как подключение должно выглядеть на схеме, описано в пункте 1.7.135 – когда в каком-либо месте РЕН проводник разделен на нулевой и заземляющий провода в последующем их объединения не допускается.

ПУЭ пункт 7.1.135

После разделения шины считаются разными и должны быть соответствующим образом промаркированы – нулевая синим цветом, а PE помечается желто-зеленым.

Перемычка между заземляющей шиной и нулевой, делается из материала сечение не меньше чем сами шины от которых дальше идут провода PE и N. При этом шина защитного проводника PE может контактировать с корпусом трансформатора, а шина n отдельно устанавливается на изоляторах. PE шина должно быть заземлена – в идеальном варианте для неё должен быть отдельный контур (ПУЭ – 1.7.61).

ПУЭ 7.1.61

При использовании устройств УЗО, ноль, использующийся для подключения электрооборудования, никак не должен контактировать с нолем, который приходит на вводной автомат и счётчик. По такому принципу подключаются все эти устройства.

Место разделения PEN проводника на PE и N провод, по ряду причин, осуществляется в ВРУ, который стоит на входе в многоквартирный или частный дом.

Провод PEN, который будет разделяться на рабочий ноль и заземление, должен иметь сечение не меньше 10 мм² если это медь, и 16 квадратов если это алюминий. В противном случае, делать разделение запрещено.

Почему нельзя разделять PEN проводник в этажном щите

PE проводник в щитке

Такой вариант нельзя применять по целому ряду причин:

  1. Если принимать во внимание исключительно положения ПУЭ, то в них говорится что разделение проводов должно происходить на вводном автомате многоквартирного или частного отдельного дома.
  2. Даже если квартирный щиток считать водным автоматом (что сделать довольно-таки проблематично), такое подключение будет неправильным согласно другому требованию, а именно – PE проводник должен быть повторно заземлен, чего в этажном щитке добиться невозможно.
  3. Даже если исхитриться и подвести заземление к этажному щитку, то есть еще одно препятствие, грозящее большими штрафами. Дело в том что электрическая схема при строительстве дома утверждается в нескольких инстанциях и ее самовольное изменение это грубейшее нарушение всех существующих правил – по сути это изменение проекта по которому дом был подключен к сети. Такими делами должна заниматься исключительно организация обслуживающая этот дом или район.

Разумеется, если таковая организация и будет планировать какие-либо работы по разделению Pen проводника, то нет смысла возиться с каждым этажном щитком в отдельности. Самым оптимальным вариантом будет разделения его на вводном автомате, что и будет делаться.

разделение PEN проводника на PE и N в щитке

Дополнительный довод в пользу разделения Pen проводника на одном автомате жилого дома является требование ПУЭ (п. 7.1.87) монтировать в этом месте система уравнивания потенциалов.

ПУЭ 7.1.87

В любом другом месте ее делать запрещено, а это означает, что разделение PEN проводника в этажном щите в любом случае будет сделано без соблюдения всех необходимых правил и мер предосторожности.

Как итог единственный правильный метод сделать в доме заземление это коллективное обращение к организации обслуживающей дом или район.

Зачем разделять PEN проводник, если между PE и N шинами ставится перемычка – «физика» процесса

Прямого ответа на этот вопрос в ПУЭ и ГОСТах не дается – есть только рекомендации «как это сделать», а «почему» – не рассматривается, скорее всего, исходя из того предположения что и так должно быть ясно. Поэтому все последующие объяснения надо воспринимать как мнение автора, подкрепленное принципами подключения электропроводки и требованиями ПУЭ.

Главные моменты здесь следующие:

  1. В любой схеме, где иллюстрируется разделение PEN проводника на PE и N, заземление всегда ставится первым и уже от него идет перемычка к рабочему нолю. Это основное требование, от которого надо отталкиваться при разделении PEN проводника – наоборот не делается никогда и ни при каких условиях.
  2. Даже отдельно сделанное заземление наиболее эффективно при подключение через автомат УЗО. В противном случае даже если напряжение с корпусом электроприбора Будет уходить в землю всё равно остается риск поражения человека током хотя и значительно меньший.
  3. Любой провод обладает неким электрическим сопротивлением, соответственно, чем длиннее провод, тем выше его сопротивление электрическому току.

Чтобы понять саму «физику процесса» надо рассмотреть как ведут себя различные схемы подключения при возникновении нештатной ситуации.

Если нет перемычки и автомата УЗО, ноль и заземление не связаны

Фаза попадает на корпус прибора от него уходит на шину заземления из него уходит в землю по которой идет на трансформаторная подстанцию.

Если взять среднее значение сопротивления заземляющего устройства в 20 Ом, ток короткого замыкания не будет достаточно большим для отключения вводного автомата. Соответственно, электрическая цепь будет работать до тех пор, пока не перегорит повреждённый участок (в любом случае в этом месте будет повышенная температура и провод рано или поздно испортится), или же повреждение не разовьется в полноценное короткое замыкание между фазой и нулем.

В лучшем случае здесь человека может ощутимо «пощекотать» током или устройство может испортиться. В худшем, прибор может воспламениться и спровоцировать пожар.

Если есть перемычка между нолем и заземлением, нет автомата УЗО

В таком случае схема работает примерно так же как если бы просто в дом завести PEN проводник, с той лишь разницей, что человек будет более защищен благодаря заземлению. Это будет происходить как раз из-за длины провода – так как в любом случае ВРУ находится на некотором удалении от квартиры или дома, во внимание надо принимать сопротивление провода.

При замыкании фазы на корпус прибора, ток утечки пойдет на шину заземления, где у него будет только два выхода: часть его уйдет в землю, а другая вернется по нулевому проводу, спровоцировав отключение вводного квартирного автомата.

То есть, в данном случае перемычка нужна для того чтобы сработал защитный автоматический выключатель.

Если есть перемычки между PE и N, установлен УЗО

Так как у нулевого и заземляющего провода есть определенное сопротивление электрическому току, понятно, что в этом случае УЗО будет срабатывать в штатном режиме. Если появляется замыкание на корпус прибора, ток утечки, в первую очередь, идет по проводу к самому УЗО, а дальше уже уходит на ВРУ жилого дома. Здесь он опять же частично уходит в землю и частично через перемычку возвращаются назад провоцируя выключения вводного автомата, но до этого, скорее всего, дело не дойдет, так как УЗО сработает раньше.

Понятно, что в этом случае перемычка не играет особой роли и является больше лишней перестраховкой на тот почти невероятный случай, если не сработает защитный автомат УЗО.

Если нет перемычки между PE и N, установлен УЗО

Такая схема будет отрабатывать точно так же, как если бы перемычка между заземлением и рабочим нулем присутствовала. Единственное исключение в ней это отсутствие страховки на тот случай, если вдруг УЗО выйдет из строя. Тогда схема будет отрабатывать по первому варианту – вводной автомат может не сработать до тех пор, пока замыкания на корпус прибора не превратится в короткое замыкание между фазой и нулем.

На самом деле, такой вариант событий практически невозможен, потому что по факту такое подключение это уже схема заземления TN-S или даже TT, в которых предусмотрена двухфакторная защита – без нее такое подключение не примет энергонадзор.

Особенности разделения PEN проводника на вводе в частный дом

Для предотвращения воровства электроэнергии, представитель энергонадзора может потребовать, чтобы провод PEN был подключен непосредственно к счетчику и уже после него разделяться на линии проводника PE и рабочего N. В целом, такое подключение имеет право на жизнь, но правильнее всё-таки будет разделение выполнить до счётчика и опломбировать вводной автомат. В таком случае подключение будет надежнее, выполняются требования ПУЭ, а инспектора получают линию, защищенную от несанкционированного доступа.

Подробнее о PE и PEN проводниках в частном доме смотрите в этом видео:

Как итог, выполняя разделение PEN проводника достаточно знать и применять требования ПУЭ, которые дают исчерпывающие рекомендации по этому вопросу, независимо от места и способов подключения.

yaelectrik.ru

требования к устройству и назначение

Главная шина заземления — элемент распределительных щитов, который служит для подключения проводников PE, рабочего нуля N и внешнего заземляющего контура. Основное назначение ГЗШ — составляющая системы заземления, которая в свою очередь предназначена для защиты человека от поражения электрическим током в результате утечки. В этой статье мы рассмотрим устройство, назначение и правила установки главной заземляющей шины в щитке.

Требования к устройству

Ctil

ГЗШ (на фото ниже) может быть изготовлена из медной или же стальной полосы. Применение алюминия не допускается.

Соединение заземляющих проводников

Располагается ГЗШ внутри распределительных щитов и имеет электрический контакт с корпусом, а также, может быть, как самостоятельное устройство установлено отдельно вблизи распределительной установки. Обязательно ее отмечают знаком электробезопасности «заземление».

Знак заземлено

На главную заземляющую шину подключают PEN проводники, а также провод с повторного заземления. Количество мест для крепления должно соответствовать количеству подсоединенных проводов, то есть обеспечивать возможность индивидуального отключения на ГЗШ. Присоединение проводов производится таким образом, чтобы снятие с нее возможно было только с помощью инструмента, как правило, это болтовое соединение под шайбу.

Согласно правилам ПУЭ 1.7.119 в качестве ГЗШ внутри вводного устройства до 1 кВ, можно использовать шину РЕ.

Маркировка изделия выглядит следующим образом:

Шифр

Нюансы установки

Установка главной шины заземления производится в легко доступном для обслуживания месте. Если к месту монтажа возможен доступ посторонних лиц (подъезды, подвалы), то ее устанавливают в ящик под замок, а на дверцу наносят знак заземления.

Ящик

В том случае, если здание имеет несколько вводов, ГЗШ необходимо установить для каждого устройства и соединить их уравнителями потенциала, сечение которых не должно быть меньше половины сечения РЕ (PEN) той, что имеет большее сечение.

Главная шина фото

Также возможно соединение их сторонними проводящими частями, если они соответствуют требованиям правил и обеспечивают целостность и непрерывность.

Важно! Не стоит путать ГЗШ с шинами PE и N. Они соединены электрически, но назначение у них разное. Что такое шина PEN и как разделить PEN проводник в щитке мы рассказывали в соответствующей статье.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о назначении и требовании к устройству главной заземляющей шины. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной и интересной!

Советуем также прочитать:

Нравится(0)Не нравится(0)

samelectrik.ru

особенности применения и 115 фото вариантов подсоединения

При функционировании электрической сети в 400 Вольт не обойтись без специальной защиты — заземляющих проводников и рабочих нулей, подключаются которые через нулевую шину. Без нее сборка полноценного и отвечающего всем параметрам техники безопасности электрощитка невозможна, поэтому важно каждому владельцу высоковольтной линии знать детали монтажа нулевой шины своими руками.

Краткое содержимое статьи:

Коротко о конструкции и принципе работы

Если внимательно посмотреть на фотографию нулевой шины, то можно увидеть токопроводящую жилу из электротехнической меди или латуни на пластмассовом основании. Каждая мини шина отделяется от соседней прозрачной пластиной, гарантируя безопасность и изоляцию.

Отверстия и зажимные болты в конструкции предназначены для закрепления проводников и их безопасной разводки, а посредством пластмассового корпуса устройство фиксируется на DIN рейке.

Длина изделия зависит от количества имеющихся монтажных отверстий, однако несмотря на разницу в зажимных болтах, шина всегда монолитна, что упрощает обслуживание, повышает безопасность и надежность креплений.

Также шины заземления различаются по наличию корпуса:

Нулевые шины с корпусом внутри не отличаются от «оголенных» аналогов, а внешне заключены в специальный пластмассовый блок, который в большинстве случаев с трех сторон выполнен из непрозрачного белого пластика, а с лицевой стороны с прозрачной синеватой крышкой.

Нулевая шина на изоляторах отличается большей компактностью: линия с клеммами располагается на миниатюрном основании или двух «ножках» из пластика.

Определить данное устройство заземление легко в щитке не только по продолговатой форме, но и обязательному наличию на корпусе, основании синего или голубого цвета — явного указателя на нулевой тип элемента электросети.

Подробнее о назначении

Использование заземляющей нулевой шины в системе проводке позволяет решить много важных моментов:

  • Создание нескольких точек, чтобы разделить общую нагрузку от основного ввода к нулевому проводнику.
  • «Открытие» механизма заземления посредством использования в конструкции прозрачной крышки, защищающей клеммы.
  • Повышение эффективности и работоспособности автоматических устройства защиты.
  • Обеспечение непрерывности линии от непосредственного заземления до выходной точки.
  • Экономия места в щитке, так как не будет необходимости размещать несколько одиночных шин.
  • Разделение проводов нулевого и фазного типа.

В целом, нулевая шина позволяет поднять безопасность функционирования сети на качественно новый уровень, однако ее использование и подключение должно быть максимально грамотным, поэтому к монтажу данного элемента электротехнической сети предъявляются особые требования.

Необходимые технические характеристики

Нормативной документацией установлены четкие требования к используемым шинам, где главным стандартом является соотношение сечения нулевого провода в главной заземляющей шине и нулевой. Точнее, диаметр жилы не должен превышать свой «главный» аналог.

Остальные характеристики подбираются с учетом диктуемых существующей системой электропроводки требованиям, так как параметры заземления варьируются в зависимости от производителя.

При выборе важно обращать внимание на следующие конструктивные особенности:

  • Типоисполнение;
  • Диаметр отверстий зажимных болтов;
  • Максимальный ток;
  • Тип изолятора;
  • Способ монтажа.

Секреты и нормы монтажа

При установке нулевой шины может быть использован один из нескольких возможных типов монтажа (соответствующий прописывается в инструкции):

  • На изолятор, винтовой по центру или по краям;
  • Винтовой;
  • На рейку DIN;
  • На G-рейку.

В свою очередь, изоляторы нулевой шины могут отсутствовать или быть корпусным, типа «стойка», комбинированным, одиночным или двойным угловым (типа » ножка»).

Также монтаж бывает закрытым (например, для мощного или важного оборудования, чтобы исключить возможность злонамеренной порчи шины) и открытым (когда отсутствует риск взлома или порчи агрегата).

Ниже представлена подробная инструкция, как подключить нулевую шину, сопровождаемая пошаговыми фотографиями:

  • Ознакомиться с подходящей схемой подключения щитка, найти нулевую шину на изображении (иконка повторяет общий вид устройства с пометкой «N»).
  • Обесточить электрический щиток, выкрутив все находящиеся пробки или поставив автоматы в неработающее положение.
  • Проверить отсутствие напряжения, поднеся к вводным проводникам индикаторную отвертку или мультиметр.
  • Определить место для размещения шины в зависимости от ее конструктивных особенностей (если предусмотрена фиксация к специальным планкам, то установите необходимые в щитке, если нет — крепите через изоляторы на свободное место).
  • Установить на DIN или G планку, воспользовавшись специальными фиксаторами, или непосредственно в щиток, используя винтовой тип монтажа с центра или боков (где размещен изолятор).
  • Проверить надежность креплений, попробовав «расшатать» установленную конструкцию.
  • Подключить проводник, идущий из устройства защитного отключения в один из зажимных болтов шины.
  • Если в цепи предусмотрено два и более устройства защитного подключения, то каждый из них последовательно соединяется с шиной.
  • Соединить нулевые проводники, идущие от автоматов каждой ветки сети, с соответствующей клеммой нулевого защитного устройства.
  • Общий «ноль» сети соединить с крайним зажимом на нулевой шине.
  • Проверить правильность и качество всех произведенных соединений.
  • Включить подачу электричества.

В процессе работы важно следовать правилам техники безопасности:

  • Монтировать только при отсутствии тока в жилах;
  • Использовать специальные зажимы, клеммы, а не самодельные «скрутки»;
  • Обеспечить хороший контакт проводов, при необходимости подрезать и зачистить их концы;
  • Не допускать наложения, скруток, обломов и преломления проводов;
  • Не пренебрегать маркировкой проводников любым доступным способом (цветом, подписью, знаками).

Нулевая линия — неотъемлемая часть любой электрической сети, поэтому важно правильно организовать ее функционирование внутри щитка. Нулевая шина обеспечит порядок и возможность последовательного подключения всех контактов, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и полноценное пользование электроэнергией.

Фото нулевой шины

electrikmaster.ru

ГЗШ,защитная шина PE, и нулевая шина N

        Прежде чем перейти к выбору:  ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками,   в     ПУЭ 7-го  (пп. 7.1.36, 7.1.45).

Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ):

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него. Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ. При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства. Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии. Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается. В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента. 

Рис. 1

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1. 

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ):

 

   ГЗШ — шина, являющаяся частью заземляющего устройства (см. примечание ниже)электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

Рис. 1 Общий вид щита ГЗШ

  •     Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется).
  •     Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.).
  •     Металлический каркас здания.
  •     Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования.
  •  При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов.
  •      Систему молниезащиты.
  •   Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Структура условного обозначения  ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ:

Общий вид ГЗШ:     Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.2). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается  обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

Рис. 2 (а) ГЗШ из меди

Рис . 2 (б) ГЗШ из стали

Рис. 2 (в) ГЗШ из горячеоцинкованной стали

    

 

 

 

 

 Шины заземления РЕ И N:

Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.

Пример ниже шины защитного заземления РЕ с токовой нагрузкой 63 А и креплением на Din-рейку:

Технические характеристики шины заземления РЕ (ток 63 А):

Вид шины заземления РЕ  (63 А) с креплением на DIN-рейку (рис. 3) и нулевой рабочей шины N (рис. 4):

Рис. 3

Рис. 4

 

 

 

 

 

 

    Далее рассмотрим:  (см. продолжение статьи)     Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин РЕ и N и схемы соединения.

Примечание:

В данной статье не рассматривается заземление и заземляющее устройство устройство, т.к. эти разделы опубликованы ранее на сайте, см.  статьи:   Заземление ЭУ      Паспорт заземляющего устройства.

Вернутся в раздел:       Электрика

energetik.com.ru

Главная заземляющая шина (ГЗШ): устройство, монтаж

Одним из основных условий при обустройстве электрических установок в помещениях разного типа и назначения является заземляющая система. В паре с автоматическим оборудованием отключения система заземления позволяет значительно снизить риск возгораний при возникновении коротких замыканий. Также заземление существенно снижает риск травматизма. При монтаже любых видов установок и электрического оборудования должна быть обустроена и главная заземляющая шина ГЗШ по ПУЭ. Что это такое? Ответ на этот вопрос смотрите в нашей сегодняшней статье.

Конструктивные особенности

По конструкции заземляющая система представляет собой элементы из металла – одну или более. Эти детали позволяют надежно соединить корпус электрооборудования с землей. главная заземляющая шина гзш Среди базовых частей данной системы можно выделить главную заземляющую шину ГЗШ, провод заземления в проводке, отвод от корпуса, общий контур. На самом деле схема достаточно проста, но система должна обеспечивать возможность индивидуального подключения/отключения защитных проводников при наличии специнструмента. Число соединений – пять или больше. Все зависит от выбранной схемы подключения. По требованиям ГОСТов и ПУЭ (Правил устройства электроустановок), каждая деталь системы должна изготавливаться из стали (или ее сплавов) и меди. Эти требования распространяются на любой элемент, вне зависимости от типа конструкции контура заземления и самой электрической установки.

Главная заземляющая шина ГЗШ-медь 100x10 наиболее предпочтительна. Это обуславливается высокими показателями электрической проводимости, медленными окислительными процессами при воздействии высоких напряжений, а также стойкости меди к коррозии. Стальные элементы применяются только с целью экономии. Медную шину часто используют в частном домостроительстве. главная заземляющая шина гзш медь 100x10 На эффективность защитных контуров особенное влияние оказывает уровень электрического сопротивления. Среди классических вариантов подключения к главной заземляющей шине ГЗШ можно выделить заземляющие контуры, канализационные и водопроводные магистрали.

Установка может выполняться открытым либо закрытым методом. Место установки должно быть удобным в доступе и обслуживании. Открытый тип пользуется популярностью на объектах, куда доступ посторонним лицам ограничен. Но нередко можно встретить открытый монтаж в щитовых ящиках жилых домов. Закрытый метод применяют в щитовых шкафах – в ящиках главной заземляющей шины ГЗШ.

Влияние сопротивления на контур

Общим сопротивлением элементов заземления называют показатель отдельно каждого элемента, проводников либо всего контура, который находится в земле. Нередко данной величиной пренебрегают. Детали из металла (при условии качественного соединения), отличаются хорошими характеристиками электрической проводимости и небольшим сопротивлением. главная заземляющая шина гзш 10 Наибольшее значение имеет сопротивление почвы. Чем меньше данный показатель, тем эффективнее система. В пункте 7.1.101 Правил устройства электроустановок указано, что в зданиях с электросетями на 220 или 380 В сопротивление должно быть не выше 30 Ом. Для генераторов, а также для трансформаторной подстанции уровень сопротивления не превышает 4 Ом.

В системах, которые собраны на базе схем TN-S или TN-C, необходимо выровнять потенциалы на каждом участке цепи. Для этих целей предназначена ГЗШ.

TN-C

Схема TN-С разработана и применяется до сих пор с 1913 года. Впервые собирать по ней заземляющие контуры начали в Германии. Этот тип используется в старых строениях по всей Европе, а также в странах постсоветского пространства. Данная схема отличается способом подключения нулевого проводника. Его включают непосредственно в заземляющую шину.

Если нулевой провод оборвется, на корпусе установки могут возникать напряжения, превышающие фазовые в 1,7 раза. Это значительно повышает риски травматизма людей.

TN-S

TN-S применяется с 1930-х годов. В ней учли и устранили все минусы предыдущего варианта подключения. Схема предусматривает отдельный провод, который проходит от заземляющей системы в подстанции до контура системы заземления в строении через ГЗШ. В случае комбинированного подключения на отдельных участках допустимо соединять нулевой нейтральный проводник с линией заземления при помощи PE-проводников. Электрические цепи проводов от любых электрических установок, подлежащих заземлению, присоединяются к ГЗШ. На ней же можно заземлить элементы прочих коммуникаций.

Требования ПУЭ

В правилах по обустройству электрических установок, в пункте 1.7.119 определены все базовые требования, касающиеся обустройства главной заземляющей шины ГЗШ в сетях мощностью до 1 кВт. Система располагается в распределительном шкафу конкретного устройства. В случае большого количества проводников заземления, допускается монтаж в отдельный дополнительный шкаф. главная заземляющая шина гзш 21 Для систем, реализованных на базе TN-С, используют шину РЕ в качестве ГЗШ. Но следует учитывать, что сечение РЕ должно быть больше самих проводов. Для обустройства ГЗШ рекомендуется использовать медь. Реже устанавливают сталь. А вот алюминий – это самая грубая ошибка. Этот материал строго запрещен для эксплуатации в данных условиях.

Все соединения должны быть разборными. Обычно они крепятся на болтах. Провода обжимаются к наконечникам и далее привинчиваются на шину. На стене рядом с последней обязательно наносят символ, указывающий на заземляющую шину.

В пункте 1.7.120 определено, что для помещений с двумя и более вводами должна оборудоваться отдельная шина. Ее на различных распределительных устройствах обязательно соединяют проводниками. Для соединения шин от различных устройств можно применять металлоконструкции. Но только при условии, что они неразборные и имеют постоянный электро-контакт. При этом в качестве проводников для заземления запрещается использовать нефте-/газо-/водо- трубопроводы, системы отопления, оболочки кабелей, тросы и несущие конструкции кабелей. Стоит обратить внимание на важный нюанс.главная заземляющая шина гзш пуэ

Это частая ошибка при обустройстве главной заземляющей шины ГЗШ – правила устройства электроустановок (пункт 1.7.20) разрешает заземлять данные конструкции на главную шину. Однако соединять их напрямую из разных шкафов при помощи этих конструкции строго запрещено. Это значится в пункте 1.7.123 правил устройства электроустановок.

Технические характеристики

Главная заземляющая шина обязательно монтируется в электрическом щитке. Затем она подсоединяется к заземляющему контуру. Внутри вводного оборудования применяют шины типа РЕ. В этом случае проводники должны обладать определенным сечением:

  • Для меди – 1,1 сантиметра и выше.
  • Для алюминия – от 1,7 сантиметров и более.
  • Для стали – от 7,5 сантиметров.

Показатели сечения заземляющей шины должны строго соответствовать типу и характеристикам провода.

Конструктивные особенности

Что такое ГЗШ? Это пластина из медного сплава с отверстиями для присоединения наконечников проводников. Размер шины и число отверстий зависит от типа и размеров шкафа, а также от числа элементов и проводов, которые будут заземляться. Фото ГЗШ читатель может увидеть в данной статье.ящик главной заземляющей шины гзш Производители изготавливают изделия в самых разных размерах. Например, главная заземляющая шина ГЗШ-21 имеет размер 395x310x120 миллиметров. Она способна выдержать ток от 340 до 1525 Ампер.

Монтаж ГЗШ в шкаф

Как это делается? Для подсоединения применяется проводник РЕ-типа и ящик главной заземляющей шины ГЗШ-10 или другой. Шину следует располагать таким образом, чтобы в случае ремонта был надежный и безопасный доступ к ней. Сечение ее не должно быть меньше заземляющего провода. При необходимости можно соединять несколько шин при помощи стандартного крепежа. ящик главной заземляющей шины гзш 10Шкафы с шиной допускается размещать на фасадных частях зданий или в специальных щитовых. Для систем наружного или уличного освещения можно подобрать корпус с индексом IP. Монтаж включает в себя фиксацию шины при помощи болтового соединения в корпусе шкафа, подсоединение защитных элементов к «нулевой» рейке.

Установка вне шкафа: технология, нюансы

Наружный монтаж планок главной заземляющей шины ГЗШ-10 можно выполнять в местах, где имеется хорошая защита от посторонних лиц. Фиксируют элемент на прочные изоляторы. Среди наиболее удобных вариантов являются DIN-рейки. Это металлический профиль, что используется в электротехнической промышленности. Данная рейка может быть алюминиевой либо гальванизированной. Но сейчас популярно использование сварки. Она соответствует всем ГОСТам.

Итак, мы выяснили, что являет собой главная заземляющая шина ГЗШ, каким требованиям она должна соответствовать.

fb.ru

Нулевая шина: виды и применение

Нулевая шина – это один из элементов конструкции систем сборных шин, который используется для подключения проводов заземления и нулевых проводников. Сфера использования данного изделия – электрические сети с переменным и постоянным током. Напряжения в сетях может достигать 400В. Сегодня при монтаже электрощита специальные нулевые шины крайне необходимы и не имеют аналогов. О том, в чем, собственно, заключается важность данных аксессуаров для электрощитов, мы расскажем в нашей статье.

Подробно и внимательно рассматривая конструкцию нулевой шины становится очевидным, что по сути она состоит из ТПЖ и пластикового основания, при помощи которого осуществляется монтаж на дин-рейку.

Токопроводящая жила оснащена специальными отверстиями, а также зажимными болтами, что служит для прочного закрепления проводников внутри конструкции. Кроме того, такие особенности позволяют аккуратно и с наибольшей безопасностью развести нулевые проводники.

Нулевые шины на современном рынке электротехнической продукции представлены в большом разнообразии. Так, все изделия отличаются друг от друга методом крепления, числом отверстий для монтажа, а также длиной.

Нулевая шина – это цельный токопроводящий медный или латунный элемент, обеспечивающий качественное соединение. Количество зажимов, идущих от нулевых проводников, может быть абсолютно различным. Данное изделие имеет корпус или же монтируется в изолятор.

Применение нулевых шин

Использование такого, на первый взгляд незначительного элемента, как нулевая шина, позволяет решить ряд очень серьезных задач. К таковым относятся:

  • возможность создания сразу некоторого числа точек для подсоединения нагрузок, которые имеют направление «общий ввод – нулевой проводник»;
  • возможность сделать заземление видимым за счет прозрачной крышки, закрывающей клеммы;
  • повышение эффективности защитных автоматов;
  • гарантия неразрывности электроцепи на отрезке «заземление – конкретная нагрузка»;
  • возможность разделения проводов в системе.

На сегодняшний день действуют строгие требования в отношении выбора нулевых шин. Самым важным правилом является исключение превышения сечения проводника относительно величины в главной заземляющей шине.

Правила монтажа

Нулевая шина может устанавливаться на дин-рейку и внутрь электрощита. Возможна и открытая, и закрытая установка. Первый вариант является самым оптимальным для закрытого электрического шкафа, а второй – для оборудования, присоединяемого к наиболее важным элементам. Пример: силовая розетка для различных электроинструментов. 

Торговая сеть "Планета Электрика" имеет в своем ассортименте большой выбор аксессуаров для электромонтажа, в том числе компоненты систем сборных шин. Нулевые шины, представленные в наших торгово-выставочных залах, выпускаются такими производителями, как IEK, Schneider Electric,  TDM ELECTRIC  и др. 

www.elektro.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта