Eng Ru
Отправить письмо

Анализ и эколого-экономическая оценка технологий в теплоэнергетике. Тэс технико экономические особенности


Анализ и эколого-экономическая оценка технологий в теплоэнергетике

Виды тепловых электростанций

Тепловая электростанция - электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора.

Существуют различные виды тепловых электростанций в зависимости от используемого в них топлива и внутреннего устройства.

На тепловых паротурбинных электростанциях (ТПЭС) в качестве топлива используют мазут, дизель, природный газ, уголь, торф, сланцы. КПД таких электростанций составляет около 40 %, а мощность может достигать 3-6 ГВт.

Государственные районные электрические станции (ГРЭС), оборудованы специальными конденсационными турбинами. Они не используются для выработки тепла и обогрева зданий. Эти электростанции называют конденсационными.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) имеют теплофикационные турбины, которые преобразуют вторичную энергию отработанного пара в тепловую энергию. Это тепло используют для обогрева зданий в коммунальном хозяйстве и для промышленных служб.

Газотурбинные электростанции (ГТЭС) работают на природном газе или жидком топливе. Генератор в них вращает газовая турбина. КПД таких электростанций невысок, всего 27-29%, поэтому зачастую их используют как резервные источники электроэнергии для покрытия пиков нагрузки на электрическую сеть, или для электрификации небольших населенных пунктов.

Тепловые электростанции с парогазотурбинной установкой (ПГЭС) – комбинированные электростанции. Они оснащены паротурбинными и газотурбинными механизмами. Такие электростанции позволяют использовать тепловую энергию, их КПД может достигать 41-44%.

Тепловая электроэнергетика – это основная отрасль энергетики в России. Тепловую электроэнергию используют в промышленности и коммунальном хозяйстве по всей стране. (см схему 1)

Технико-экономические показатели ТЭС

Можно выделить шесть основных технико-экономических показателей:

Тепловой баланс - количественная характеристика производства, потребления и потерь тепла.

Тепловая нагрузка системы теплоснабжения - суммарное количество тепла, получаемое от источников тепла, равное сумме теплопотреблений приемников тепла и потерь в тепловых сетях в единицу времени.

График тепловой нагрузки системы теплоснабжения - изменение во времени тепловой нагрузки системы теплоснабжения.

Удельный расход топлива на отпуск электрической энергии - количество топлива, израсходованного на единицу отпущенной электрической энергии.

Удельный расход топлива на отпуск тепла - количество топлива, израсходованного на единицу отпущенного тепла.

Коэффициент теплофикации - отношение тепловой мощности отборов турбин к максимальной мощности источников тепла.

Экологические показатели ТЭС

Основными экологическими показателями деятельности ТЭС являются размеры отходов переработки топлива (угля, газа, мазута) и размеры выбросов в атмосферу (газообразных) и в водоемы (жидких).

Можно выделить несколько основных групп наиболее важных взаимодействий теплоэнергоустановок с конденсированными компонентами окружающей среды.

  • Водопотребление и водоиспользование, обуславливающее изменение естественного материального баланса водной среды(перенос солей, питательных веществ).

  • Осаждение на поверхности твёрдых выбросов продуктов сгорания органических топлив из атмосферы, вызывающее изменение свойств воды, её цветности, альбедо.

  • Выпадение на поверхности в виде твёрдых частиц и жидких растворов продуктов выброса в атмосферу, в том числе: кислот и кислотных остатков, металлов и их соединений, канцерогенных веществ.

  • Выбросы непосредственно на поверхность суши и воды продуктов сжигания твёрдых топлив(зола, шлаки), а также продуктов продувок, очистки поверхностей нагрева (сажа, зола).

  • Выбросы на поверхность воды и суши твёрдых топлив при транспортировке, переработке, перегрузке.

  • Выбросы твёрдых и жидких радиоактивных отходов, характеризуемых условиями их распространения в гидросфере и литосфере.

  • Выбросы теплоты, следствиями которых могут быть: постоянное локальное повышение температуры в водоёме, временное повышение температуры, изменение условий ледосостава, зимнего гидрологического режима, изменение условий паводков, изменение распределения осадков, испарений, туманов.

  • Создание водохранилищ в долинах рек или с использованием естественного рельефа поверхности, а также создание искусственных прудов-охладителей, что вызывает: изменение качественного и качественного и количественного состава речных стоков, изменение гидрологии водного бассейна, увеличения давления на дно, проникновение влаги в разломы коры и изменение сейсмичности, изменение условий рыболовства, развития планктона и водной растительности, изменение микроклимата, изменение условий отдыха, спортивных занятий, бальнеологических и других факторов водной среды.

  • Изменение ландшафта при сооружении разнородных теплоэнергетических объектов, потребление ресурсов литосферы, в том числе: вырубка лесов, изъятие из сельскохозяйственного оборота пахотных земель, лугов, взаимодействие берегов с водохранилищами.

  • Воздействие выбросов, выносов и изменение характера взаимодействия водных бассейнов с сушей на структуру и свойства континентальных шлейфов.

На фоне проблемы глобального потепления актуальным становится тепло, выделяемое тепловыми электростанции. По количеству выделяемого тепла в атмосферу ТЭС обгоняют любой другой вид энергопроизводящих предприятий. Обширность отрасли делает эти выбросы столь глобальными, что многие ученые одной из причин всемирного потепления считают именно теплоэнергетическую отрасль.2

studfiles.net

Урок географии по теме "Электоэнергетика мира"

Разделы: География

Цели урока:

  1. Продолжить формирование ЗУН по предметам: читать карту, заполнять таблицу, работать с учебной литературой, строить диаграмму, делать выводы. Обеспечить в ходе урока ознакомление учащихся со структурой электроэнергетики, её проблемами и перспективами развития.
  2. Продолжить работу над развитием речи учащихся, их мышления, памяти и внимания.
  3. Воспитывать положительное отношение к предметам и знаниям. Продолжить формировать нравственные качества учащихся.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Показать развитие электроэнергетики как одной из отраслей авангардной тройки.
  2. Дать характеристику различных типов электростанций.
  3. В целях экологического воспитания показать влияние электроэнергетики на окружающую среду.

Оборудование: Карта “Электроэнергетика мира”. Таблицы: “Ведущие производители электроэнергии”, “Десять крупнейших ГЭС мира”. Атласы, учебники В.П. Максаковский “География - 10” М. Просвещение, 2005.; карточки-задания, калькуляторы, компьютеры, интерактивная доска, слайдовая презентация.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: коллективная, индивидуальная.

Режимы урока: экстраактивный, интраактивный, интерактивный.

Методы урока: метод контроля, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока:

  1. Организационный этап 4 мин.
  2. Повторение пройденного материала 8 мин.
  3. Изучение нового материала 33 мин.
  4. Практическая работа 38 мин.
  5. Заключительный этап 7 мин.

Ход урока

Учитель географии:

I. Организационный этап.

Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок географии и физики.

Тема урока: “Электроэнергетика мира”.

На уроках географии мы рассматриваем эту тему при изучении топливно-энергетического комплекса мира. На уроках физики при изучении тем: “Тепловые двигатели” и “Производство и передача электроэнергии”.

Готовясь к этому уроку, вы получили опережающее задание подготовить материал о различных видах электростанций мира.

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • о состоянии мировой энергетики.
  • о различных типах электростанций.
  • о проблемах и перспективах отрасли.

На уроке научитесь:

  • анализировать диаграмму, выстроенную в заданном масштабе.
  • делать выводы о развитии отрасли.

Ваша работа будет успешной, если вы активно будете работать с учебником, дополнительным материалом и внимательно слушать выступления учащихся.

II. Повторение пройденного материала.

Индивидуальный опрос по темам:

1. Топливная промышленность. 2. Основные виды энергетических ресурсов.

Учитель физики:

3.Что вы узнали об энергии топлива на уроках физики?

III. Изучение нового материала.

Откройте тетради и запишите тему урока: “Электроэнергетика мира”

Изучать отрасль будем по плану:

1. Значение отрасли. 2. Объёмы выработки электроэнергии по странам мира. 3. Структура электроэнергетики (по видам электростанций). 4. Проблемы отрасли. 5. Перспективы развития - использование альтернативных источников энергии.

Учитель географии:

1. Значение отрасли.

В нашем цивилизованном обществе от энергии зависит всё, без неё не будет совершаться работа. Энергия может совершать иногда созидательную, а иногда разрушительную работу (например, атомная бомба).

Электроэнергетика-это ключевой элемент жизнеобеспечения стран. Без энергии хозяйство мертво, а жизнь страны невозможна. Даже изменение цен на отдельные энергоносители приводит к неожиданным последствиям в экономике. Так, энергетический кризис 1985г., когда нефтедобывающие страны (ОПЕК) подняли цены на нефть, привёл к потрясению всю мировую экономику.

Электроэнергетика – одна из отраслей авангардной тройки. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. Её значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплекса автоматизации производства. Производство и потребление электроэнергии растёт быстрыми темпами. Так в 1990 г. – 11,6 трлн. кВт? ч. в 2000г.- 16,4 трлн кВт? ч.

2. Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.

По объёмам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся страны.

- Среди регионов мира лидируют Северная Америка и западная Европа. - Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются (показать на карте):

“Ведущие производители электроэнергии” Таблица №1

Страна Выработка, млрд кВт*ч
1.США 2.Янония 3.Китай 4.Россия 5.Канада 6.ФРГ 7.Франция 8.Индия 9.Великобритания 10.Бразилия 3600 950 900 860 530 525 470 400 310 265

В составе “первой десятки” лидируют семь стран Севера и три страны Юга. По объёмам выработки электроэнергии на душу населения, безусловно, лидируют Норвегия, Канада, Швеция, США, Финляндия. Наименьший показатель - страны Африки, Китай, Индия.

Обратимся к учебнику за интересными фактами (ДТ [2] с. 165)

Учитель географии:

3. Структура электроэнергии.

Ребята, какие вы знаете традиционные типы электростанций?

- Ответ: ( ТЭС, ГЭС, АЭС)

Давайте обратимся к карте “Электроэнергетика мира” По круговой диаграмме видно, что:

а) В структуре выработки электроэнергии в мире первое место принадлежит ТЭС. Их доля составляет 63% б) Второе место производства электроэнергии обеспечивает ГЭС. Их доля составляет 20% в) Третье место принадлежит АЭС. Их доля составляет 17%

Сейчас мы будем заносить данные по традиционным видам электростанций в карточку №1. Приготовьтесь с ней работать. Внесите данные в графы тип электростанции и доля вырабатываемой ими электроэнергии.

К сегодняшнему уроку вы готовили рефераты о работе различных типов электростанций. Прослушаем учащихся, готовивших материал о ТЭС. По ходу выступлений докладчиков всем остальным надо будет заполнять карточку. Поэтому будьте предельно внимательны при заполнении колонки технико-экономические особенности.

Итак, слушаем материал о ТЭС, ГЭС и АЭС.

По ходу заполнения карточки идут дополнения учителей.

Учитель географии:

Десять крупнейших ГЭС мира.

Таблица №2

Название Страна Мощность, млн кВт*ч
Итайпу Бразилия-Парагвай 12,6
Гранд-Кули США 10,8
Гурии Венесуэла 10,3
Тукурун Бразилия 8,0
Саяно-Шушенская Россия 6.4
Корпус-Посадос Аргентина-Парагвай 6,0
Красноярская Россия 6,0
Ла-Гранд-2 Канада 5,2
Черчила-Фолз Канада 5,2
Кориндо Бразилия 5,0

Учитель физики:

Третье место принадлежит АЭС. В мире 450 атомных реакторов. Атомная энергетика обеспечена сырьём. К числу главных производителей уранового концентрата (U3 O8) относятся Канада, Австралия, Намибия, США и Россия.

Выступление учащихся об АЭС.

Карточка №1(ожидаемый результат)

Тип электростанции Доля вырабатываемой электроэнергии Технико-экономические особенности Крупнейшие электростанции
ТЭС 63% 1. Используют невозобновляемые ресурсы 2. Сильно загрязняют атмосферу 3. Воздействуют на водные ресурсы 4. Быстро строятся. США, Китай, Россия, ФРГ, Польша, ЮАР, Нидерланды, Италия.
ГЭС 20% 1. Используют возобновляемые энергоресурсы 2. Производят самую дешёвую электроэнергию 3. Длительное время строительства 4. Меняют уровень грунтовых вод, что приводит к заболачиванию территории Канада, США, Бразилия, Россия, Китай, Норвегия.
АЭС 17% 1. Создают опасность радиационного заражения 2. Производят дорогую электроэнергию 3. Неисчерпаемый запас топлива США, Франция, Япония, ФРГ, Швеция, Россия, КНР, Канада, Великобритания, Украина.

Учитель географии:

4. Проблемы отрасли.

Итак, как вы поняли из выступлений, что основными проблемами электроэнергетики является:

1. Истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание. 2. Загрязнение и разрушение природной среды.

Об этом более подробно расскажет наш эколог.

Эколог:

Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ (двуокись серы, окись азота, зола и т.д.), тем самым изменяется газовый состав атмосферы, повышается температура воды и воздуха.

Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС: затоплению земель и нарушению водного баланса территории, гибели рыб, изменению режима рек и растительного покрова.

Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов и аварий на АЭС.

Учитель физики:

5. Перспективы развития – использование альтернативных источников энергии.

Решение проблем, перечисленных нашим экологом и проблем истощения запасов минерального топлива, видится в переходе к энергосберегающей политике, к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии.

Какие вы знаете нетрадиционные типы электростанций?

Ответ: ПЭС, СЭС, ВЭС, ГеоТЭС

Давайте послушаем наших докладчиков и заполним карточку №2, внося в неё названия стран.

Карточка №2 (ожидаемый результат)

Приливные электростанции (ТЭС) Солнечные электростанции (СЭС) Ветровые электростанции (ВЭС) Геотермальные электростанции (ГеоТЭС)
Франция Великобритания Канада Россия Индия Китай Кислогубская Работают в 30 странах мира Франция Испания Япония США Крым Западная Европа Дания, ФРГ Великобритания Нидерланды США, Индия Китай Север России Страны Центральной Америки Филиппины Исландия Камчатка (Паужетская ГТЭС)

Учитель географии:

Давайте обратимся к учебнику за справочным материалом о ВЭС стр. 166 и ГТЭС стр.166.

Международная транспортировка электроэнергии осуществляется с помощью магистральных ЛЭП.

Итак, вы узнали о состоянии мировой электроэнергетики, о различных типах электростанций и проблемах и перспективах отрасли.

А сейчас переходим ко второй части урока - практической работе.

IV. Практическая работа.

1. Постройте диаграмму, используя таблицу №1“Ведущие производители электроэнергии” в масштабе: в 0,5 см. 265 млрд кВт? ч Ответьте ,в каких странах электроэнергия развивается на собственном сырье, в каких на привозном?

2. Заполните карточку №3: “География промышленности”.

С помощью текста учебника (стр.130-131) заполните пропуски в предложениях.

(Ожидаемый результат).

1) Наиболее ярко ориентация на ТЭС выражена в таких “угольных ” странах, как Польша или ЮАР, и в таких “нефтяных” странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Алжир, где ТЭС дают всю электроэнергию. 2) Гидроэлектростанции вырабатывают более 90 % электроэнергии в Норвегии, Бразилии и Киргизии. 3) Более всего электроэнергии на АЭС вырабатывают Франция, Литва и Бельгия. 4) Геотермальные электростанции в Исландии используются не только для получения электроэнергии, но и для отопления.

Давайте проверим правильность заполнения карточки (один ученик читает ответы, другие проверяют).

3. Заполните карточку №4, (задание выполняется на компьютере).

“Электроэнергетика” Карточка № 4

1. На рисунке показаны доли электроэнергии, производимой различными типами электростанций. Подпишите их, отметьте их процентное содержание.

2. Укажите, к каким типам электростанций относятся следующие технико-экономические особенности:

  • Используют невозобновляемые ресурсы.
  • Сильно загрязняют атмосферу.
  • Воздействуют на водные ресурсы.
  • Используют возобновляемые энергоресурсы.
  • Длительное время строительства.
  • Дают самую дешёвую электроэнергию.
  • Создают опасность радиационного заражения.
  • Дают много твёрдых отходов.
  • Дают дорогую электроэнергию.

Учитель географии:

V. Заключительный этап.

1. Домашнее задание: на контурной карте разными цветами нанесите крупнейшие электростанции мира, используя карточку №1.

2. Пользуясь планом, скажите, пожалуйста, что вы узнали нового на уроке, чему научились? Сформулируйте вывод урока.

Вывод урока (ожидаемый результат):

Электроэнергетика – одна из отраслей “авангардной тройки”. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения.

Производство и потребление электроэнергии растёт высокими темпами. Отрасль продолжает изменяться и, прежде всего под воздействием НТР. В состав “первой десятки” стран по объёмам выработки электроэнергии лидируют семь стран Севера и три страны Юга. Но по размерам выработки электроэнергии на душу населения различия между ними остаются ещё большими.

Электроэнергия вырабатывается на различных видах электростанций ТЭС -63%, ГЭС-20%, АЭС-17%, которые имеют технико-экономические особенности.

Проблема отрасли состоит в истощении запасов первичных энергоресурсов и загрязнении природной среды.

Перспективы отрасли - в энергосберегающих технологиях и использовании нетрадиционных источниках энергии ПЭС, СЭС, ВЭС и т.д.

Оценки за работу на уроке.

Спасибо за урок.

Приложение 1;Приложение 2;Приложение 3.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

33. Виды тепловых электростанций (конденсационные и теплофикационные). Сравнительная технико-экономическая оценка

Т.о.ТЭС по исп-ю отработанного пара делится на КЭС(конденсационная э/ст-я) и на ТЭЦ ( теплоэлектроцентральная э/ст-я)

Конденсационная электростанция (КЭС), тепловая паротурбинная электростанция, назначение которой — производство электрической энергии с использованием конденсационных турбин. На КЭС применяется органическое топливо: твердое топливо, преимущественно уголь разных сортов в пылевидном состоянии, газ, мазут и т. п. Тепло, выделяемое при сжигании топлива, передаётся в котельном агрегате (парогенераторе) рабочему телу, обычно — водяному пару. КЭС, работающую на ядерном горючем, называют атомной электростанцией (АЭС) или конденсационной АЭС (АКЭС). Тепловая энергия водяного пара преобразуется в конденсационной турбине в механическую энергию, а последняя в электрическом генераторе — в электрическую энергию. Отработавший в турбине пар конденсируется, конденсат пара перекачивается сначала конденсатным, а затем питательным насосами в паровой котёл (котлоагрегат, парогенератор). Таким образом создаётся замкнутый пароводяной тракт: паровой котёл с пароперегревателем — паропроводы от котла к турбине — турбина — конденсатор — конденсатный и питательные насосы — трубопроводы питательной воды — паровой котёл. Схема пароводяного тракта является основной технологической схемой паротурбинной электростанции и носит название тепловой схемы КЭС. Для конденсации отработавшего пара требуется большое количество охлаждающей воды с температурой 10—20°С (около 10 м3/сек для турбин мощностью 300 Мвт). КЭС являются основным источником электроэнергии в большинстве промышленных стран мира; на долю КЭС в России приходится 2/3 общей мощности всех тепловых электростанций страны.

Теплофикационная электростанция, тепловая электростанция, вырабатывающая не только электрическую энергию, но и тепло, отпускаемое потребителям в виде пара и горячей воды. Использование в практических целях отработавшего тепла двигателей, вращающих электрические генераторы, является отличительной особенностью ТЭЦ и носит название теплофикация. Комбинированное производство энергии двух видов способствует более экономному использованию топлива по сравнению с раздельной выработкой электроэнергии на конденсационных электростанциях (в СССР — ГРЭС) и тепловой энергии на местных котельных установках. Замена местных котельных, нерационально использующих топливо и загрязняющих атмосферу городов и посёлков, централизованной системой теплоснабжения способствует не только значительной экономии топлива, но и повышению чистоты воздушного бассейна, улучшению санитарного состояния населённых мест.

  Исходный источник энергии на ТЭЦ — органическое топливо (на паротурбинных и газотурбинных ТЭЦ) либо ядерное топливо (на планируемых атомных ТЭЦ). Преимущественное распространение имеют паротурбинные ТЭЦ на органическом топливе являющиеся наряду с конденсационными электростанциями основным видом тепловых паротурбинных электростанций (ТПЭС). Различают ТЭЦ промышленного типа — для снабжения теплом промышленных предприятий, и отопительного типа — для отопления жилых и общественных зданий, а также для снабжения их горячей водой. Тепло от промышленных ТЭЦ передаётся на расстояние до нескольких км (преимущественно в виде тепла пара), от отопительных — на расстояние до 20—30 км (в виде тепла горячей воды).

  Основное оборудование паротурбинных ТЭЦ — турбоагрегаты, преобразующие энергию рабочего вещества (пара) в электрическую энергию, и котлоагрегаты, вырабатывающие пар для турбин. В состав турбоагрегата входят паровая турбина и синхронный генератор. Паровые турбины, используемые на ТЭЦ, называются теплофикационными турбинами (ТТ).

studfiles.net

Технико-экономические характеристики АЭС как элементов энергосистем

Количество просмотров публикации Технико-экономические характеристики АЭС как элементов энергосистем - 261

● Свобода размещения АЭС по территории объясняется следующими факторами:

Ø размещение АЭС не связано с тепловой нагрузкой по (как КЭС) и створом реки (как ГЭС), однако (при одина­ковой мощности турбин на АЭС и КЭС) АЭС расходует циркуля­ционной воды примерно в 2 раза больше, а значит требует наличия соответствующих водных ресурсов;

Ø АЭС неза­висима от источников топлива ввиду незначительного (по сравнению с КЭС) годового расхода ядерного топлива.

● Электрическая мощность АЭС постоянна, в связи с этим ее целœесообразно загружать активной мощностью.

● АЭС не могут участвовать в покрытии переменной части графика электрической нагрузки. Вы­работка электрической энергии атомных станций размещается в базо­вой зоне суточного графика нагрузки, что объясняется техническими и экономическими причинами.

Ø Технические причины:

v частые разгрузки и остановки реактора невозможны из-за ксенонового и йодного отравления активной зоны, которые не позво­ляют быстро ввести блок в работу;

v АЭС имеют серьезные ограничения по диапазону изменения нагрузки. Во избежание аварии скорость изменения нагрузки на АЭС не должна превы­шать 0,4-0,7% от установленной мощности в минуту.

Ø Экономические причины:

v при изменении режима работы АЭС топливная состав­ляющая себестоимости электроэнергии при неизменной глубинœе выгорания ядерного топлива практически не меняется;

v структура постоянных и переменных затрат на производство электрической энергии на АЭС (Ипост = 70-80%; Ипер = 20-30%) обратна структуре затрат на КЭС, в связи с этим снижение числа часов использования установленной мощности существенно увеличивает себестоимость энергии.

В целях сохранения экономично­сти и безопасности работы АЭС, им следует задавать равно­мерный режим загрузки.

· Для АЭС характерно долгое пребывание ядерного горючего в активной зоне реактора и принципиальная невозможность его полного использования. Ядерное горючее не только ʼʼсжигаетсяʼʼ, но и воспроиз­водится.

· По мере выгорания ядерного горючего мощность реактора сни­жается. Для поддержания постоянной мощности АЭС крайне важно периодически про­изводить перегрузку ядерного горючего в активной зоне.

· АЭС обладают большей экологической чистотой по сравнению с КЭС, но создают постоянную угрозу радиоактивного загрязнения.

· Температура и давление свежего пара перед турбинами АЭС ниже по сравнению с ТЭС. В результате КПД реакторных блоков составляет порядка 30-35 % (ηКЭС = 38-42%).

· Расход электроэнергии на собственные нужды АЭС выше, чем на КЭС, по причинœе многоконтурного исполнения тепловых схем.

· Удельные капитальные затраты в АЭС больше, чем на КЭС более чем в два раза в результате использования более ка­чественных и дорогих материалов и металлов для изготовления оборудования и бóльших габаритов оборудования по сравнению с КЭС.

· Себестоимость электроэнергии на АЭС ниже, чем на угольных КЭС, и примерно такая же, как на КЭС, работающих на природном газе.

· АЭС входят в состав концерна ʼʼРосатомʼʼ и являются субъектами оптового рынка энергии и мощности.

referatwork.ru

Предисловие

Учебная дисциплина «Технико-экономическиеосновы проектирования ТЭС и АЭС» является завершающей в цикле специальных дисциплин преподаваемых студентам VI курса по специальности 1005 – «Тепловые электрические станции».

Целью изучения дисциплины является получение навыков в техникоэкономической оптимизации, принятии основных решений при определении структуры и параметров электростанции, их тепловой схемы и выбор основного и вспомогательного оборудования. В курсе рассматриваются основные этапы развития электроэнергетики и направления совершенствования техникоэкономических характеристик электростанций. Формулируются основные требования к работе электростанций. Дается понятие о критериях и особенностях техникоэкономической оптимизации при проектировании ТЭС и АЭС. Анализируются особенности и эффективность использования теплофикации и её влияние на выбор оборудования ТЭЦ.

Рассматриваются вопросы оптимизации таких важнейших параметрических характеристик электростанции, как начальные и конечные параметры пара параметры промежуточного перегрева, систем регенеративного подогрева питательной воды, а также выбор и оптимизация отдельных элементов тепловой схемы и комплектующего оборудования. Особое внимание уделено вопросам технико-экономическихобоснований и выбору проектных решений энергоустановок в условиях перехода к рыночным отношениям. Рассматриваются элементы методологии обоснования решений, действующих в странах с рыночной экономикой.

Изложение материала в рамках рассматриваемой дисциплины базируется на предшествующем изучении студентами таких базовых дисциплин как «Техническая термодинамика», «Тепловые и атомные станции», «Турбины ТЭС и АЭС», «Котельные установки и парогенераторы», «Экономика энергетических предприятий» и др. Данное учебное пособие ставит целью помочь студентам обучающимся заочно усвоить основные принципы технико-экономическойоптимизации и выбора проектных решений, применительно к тепловым к атомным электростанциям.

Сделана попытка облегчить решение конкретных задач и расчетов связанных с экономическими оценками, определением эксплуатационных показателей и критериев оптимальности на уровне курсовых и дипломных проектов, а также в дальнейшей инженерной деятельности.

Издание предназначено для студентов энергетических вузов, а также может быть использовано научными и инженерно-техническимиработниками энергетических и энергомашиностроительных специальностей.

Лимитированный объем учебного пособия позволил только в самом сжатом объеме дать общие понятия, принципы и навыки для выбора проектных решений. В процессе практического использования пособия будет выявлена необходимость его доработки с целью дальнейшего улучшения и дополнения.

studfiles.net


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта