Eng Ru
Отправить письмо

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Типы станций


4.4. Основные типы промежуточных станций

В зависимости от взаимного расположения приемоотправочных путей различают три типа промежуточных станций: поперечные, продольные и полупродольные. По расположению пассажирского здания и грузовых устройств станции бывают двух видов: с расположением грузовых устройств со стороны пассажирского здания, либо с противоположной стороны. Кроме того, промежуточные станции на однопутных участках несколько отличаются от станций двухпутных линий.

На рис. 4.8 показаны принципиальные схемы путевого развития промежуточных станций однопутных участков.

Станции поперечного типа (рис. 4.8.а) располагаются на относительно небольшой площадке, протяженность которой определяется длиной приемоотправочных путей с учетом стрелочных горловин.

Грузовые устройства могут располагаться как со стороны пассажирского здания, так и с противоположной стороны. Предпочтительным является второй вариант, в котором имеется возможность при увеличении грузовой работы осуществлять развитие устройств в противоположную от пассажирского здания (населенного пункта) сторону.

Станции продольного типа (рис. 4.8.б) требуют более протяженной площадки и дополнительной территории для размещения стрелочных горловин. На таких станциях пути для пропуска пассажирских поездов и приема грузовых, в том числе сборных и вывозных, а также грузовые устройства располагаются на основной площадке напротив пассажирского здания. На этих путях осуществляется маневровая работа. Для выполнения маневровых передвижений имеется вытяжной путь (7) полезной длиной до половины состава грузового (сборного, вывозного) поезда.

Станции полупродольного типа (рис. 4.8.в) располагаются на меньшей площадке, чем станции продольного и большей, чем станции поперечного типа. При этом нет прямого выхода с приемоотправочных путей четного направления (2; 4) на путь нечетного направления (3).

Станции продольного и полупродольного типа обладают определенными преимуществами перед станциями поперечного типа. На таких станциях создаются более безопасные условия для одновременного приема поездов противоположных направлений при скрещении, пропуске длинносоставных и сдвоенных поездов, имеются более благоприятные условия для пассажиров размещения грузовых устройств с возможностью их дальнейшего развития.

Такие станции позволяют организовывать безостановочное скрещение поездов, что значительно поднимает как участковую скорость, так и пропускную способность однопутной линии.

Двухпутные линии, как правило, появляются в результате прокладки второго главного пути на существующих однопутных участках. Поэтому схемы путевого развития промежуточных станций двухпутных линий аналогичны схемам станций однопутных участков.

На рис. 4.9 приведены принципиальные схемы промежуточных станций двухпутных участков с поперечным (а), продольным (б) и полупродольным (в) расположением приемоотправочных путей. На двухпутных линиях сооружение грузовых устройств со стороны пассажирского здания на станциях поперечного типа является нецелесообразным с точки зрения дальнейшего развития станции.

Схемы путевого развития существующих промежуточных станций изменяются при их реконструкции, связанной с внедрением других видов тяги, строительством второго главного пути, развитием грузовых устройств, подъездных путей предприятий. При этом могут изменятся: конструкция стрелочных горловин, длина приемоотправочных путей, устройства связи, автоматики и телемеханики.

studfiles.net

Станция закрытого типа Википедия

Типовая конструкция станции закрытого типа («горизонтальный лифт») Станция «Ломоносовская»

Ста́нция закры́того ти́па — станция, посадочная платформа на которой для защиты от прибывающих поездов[1] огорожена от станционных путей стеной, двери в которой открываются во время посадки в вагоны. Конструкция предназначена для предотвращения падения людей на пути, а также ограничения несанкционированного доступа в тоннели метрополитена[2].

Станция закрытого типа («горизонтальный лифт») в России — особый тип колонно-стеновой станции метрополитена без боковых посадочных платформ.

По обеим сторонам центрального зала такой станции находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Тип таких станций также получил условное название «горизонтальный лифт» за сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверями шахты, расположенными на площадке соответствующего этажа. Первоначально предложение о применении данного типа было выдвинуто относительно станции «Чернышевская», однако впервые в мире по типу «горизонтальный лифт» был построен подземный зал станции «Парк Победы». Станция была открыта в 1961 году, её разработкой занимался А. К. Андреев. Вид станций с «горизонтальным лифтом» в СССР прижился только в Ленинграде. Машинисты поездов, работающие на линии с такими станциями, получают прибавку к зарплате[источник не указан 311 дней].

Типы

Технология горизонтального лифта бывает двух типов:

  • Платформенные раздвижные двери — система, состоящая из барьера в виде стены с раздвижными дверьми, чаще всего из стекла, доходящих до потолка и полостью изолирующих станцию от путей (например, станции «Новокрестовская» и «Беговая», большая часть станций метро в Китае и метросистем типа VAL).
  • Автоматические платформенные ворота — система, состоящая из барьера в виде ограждения различной высоты с раздвижными дверьми, чаще всего из стекла, не доходящего до потолка и не изолирующего полностью станцию от путей, она обычно составляет лишь половину высоты системы платформенных раздвижных дверей (например, станция Син-Накано), но иногда оно достигает высоты поезда (например станция Ang Mo Kio MRT Station[en]).

Платформенные раздвижные двери

Достоинства:

  • Предотвращает случайное падения людей на пути.
  • Уменьшает риск несчастных случаев.
  • Улучшает климат-контроль на станции (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха более эффективны, когда станция изолирована от туннеля).
  • Улучшает безопасность — доступ на железнодорожные пути и к туннелям ограничен.
  • Более низкие затраты — устраняет необходимость использования машинистов и кондукторов при использовании в сочетании с автоведением, тем самым снижая затраты на рабочую силу.
  • Предотвращает падение на пути мусора, который может быть пожароопасным.
  • Улучшение качества звука объявлений на платформе, поскольку фоновый шум от туннелей и поездов уменьшается.

Основным недостатком этой системы является её стоимость; установка системы обычно стоит несколько миллионов долларов США за каждую станцию. При использовании для модернизации старых станций эта система ограничивает тип подвижного состава, который может использоваться на линии, так как двери на поездах должны иметь точно такое же расположение, что и двери платформы; это приводит к дополнительным расходам из-за модернизации и закупок подвижного состава. Она также препятствуют естественной вентиляции, увеличивая затраты на климат-контроль.

Двери также создают собственные риски для безопасности. Главный риск состоит в том, что люди могут оказаться в ловушке между дверями платформы и вагона поезда и могут быть раздавлены, когда поезд начнет двигаться. Случаи этого происшествия редки и могут зависеть от СКУД и дизайна дверей.

Автоматические платформенные ворота

Эта система состоит из барьера в виде ограждения с дверьми, высота которого обычно составляет лишь половину высоты системы платформенных раздвижных дверей. Располагается на краю железнодорожных платформ в целях предотвращения случайного падения пассажиров на железнодорожные пути. Подобно системе платформенных раздвижных дверей, двери на станции открываются и закрываются одновременно с дверьми поезда.

Установка этой системы дешевле системы платформенных раздвижных дверей, поэтому некоторые железнодорожные компании предпочитают эту систему при модернизации старых станций и установки на новых, как вариант для повышения безопасности на железнодорожных платформах и в то же время без использования системы кондиционирования воздуха в пользу естественной вентиляции. Тем не менее, эта система менее эффективна, чем система платформенных раздвижных дверей, так как не полностью изолирует станцию от железнодорожных путей и не помогает в случае намеренного попадания людей на железнодорожные пути.

Россия (Санкт-Петербург)

Станция «Маяковская» Петербургского метрополитена

Всего в Санкт-Петербурге (ранее Ленинграде) на сегодняшний день было построено двенадцать станций закрытого типа (в скобках дата ввода в эксплуатацию):

  1. Парк Победы (29 апреля 1961 года)
  2. Петроградская (1 июля 1963 года)
  3. Василеостровская (3 ноября 1967 года)
  4. Гостиный двор (3 ноября 1967 года)
  5. Маяковская (3 ноября 1967 года)
  6. Площадь Александра Невского (3 ноября 1967 года)
  7. Московская (25 декабря 1969 года)
  8. Елизаровская (21 декабря 1970 года)
  9. Ломоносовская (21 декабря 1970 года)
  10. Звёздная (25 декабря 1972 года)
  11. Беговая (26 мая 2018 года)
  12. Новокрестовская (26 мая 2018 года)

Однако станции закрытого типа оказались сложнее и дороже в эксплуатации. Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания. Снижается пропускная способность станции из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, что приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, увеличению интервалов движения поездов. За станциями закрытого типа оборотные тупики можно разместить только с отклонением по стрелочному переводу, что также приводит к уменьшению скорости поездов. Отдельно стоит отметить, что для ленинградского метрополитена пришлось конструировать новые типы подвижного состава[3], поскольку необходимо было выдержать заданный станциями интервал между дверями вагонов.

Строительство станций закрытого типа велось в Ленинграде до разработки конструкции и индустриального алгоритма сооружения односводчатой станции. В результате отказались от применения первого типа в пользу второго, и на смену «горизонтальным лифтам» в начале 1970-х годов пришли «односводы».

26 мая 2018 года были открыты станции Новокрестовская и Беговая, которые имеют стеклянные ограждения платформы от путей и стеклянные защитные двери платформ. Это явилось неким аналогом предыдущих станций закрытого типа, которые были построены в Ленинграде до 1970-х годов. Но к типу «горизонтального лифта» данные станции относятся лишь частично, так как «горизонтальный лифт» — это разновидность пилонной станции (новые станции построены колонными многопролётными), станция закрытого типа раздельных платформ направления движений поездов не имеет, а тоннели на уровне станций разделены единым залом, с которого происходит посадка пассажиров на определенные два направления (в плане сторон) движения поездов. Единственное общее что имеют эти станции — удешевление их строительства, так как особенность современных закрытых станций в том, что они имеют двухпутный тоннель (вместо двух раздельных) и следовательно две платформы, которые ограждают вышеуказанные стеклянные перекрытия единого двухпутного тоннеля.

Особенности конструкции

Поезда на таких станциях закрытого типа останавливаются с таким расчётом, чтобы створы дверей их вагонов точно совпадали со створами дверей зала. Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещённому знаку «Остановка первого вагона». Контроль за совмещением производится при помощи , состоящего из блока ламп и фотоэлемента, находящихся на уровне первого вагона.

Специальное устройство синхронизирует время, очерёдность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Открытие дверей может производиться как автоматически, так и с пульта управления для машиниста. Также имеется возможность внештатного открытия конкретной двери ключом с платформы.

Во избежание попадания людей и посторонних предметов между станционными дверями и поездом установлены системы (подменная) и (основная), которые при помощи инфракрасного луча определяют, свободен ли просвет между поездом и станционной стеной. В случае попадания чего-либо в это пространство в рельсовую цепь подаётся нулевая частота для запрещения отправления поезда.

В качестве преимуществ строительства подобных станций приводились следующие аргументы:

  • Сокращаются сроки возведения станции и значительно снижается стоимость работ.
  • При строительстве станции максимально применяются индустриальные методы и механизация работ.
  • Пассажиры и обслуживающий персонал станции полностью изолируются от движущихся поездов, путевого хозяйства и контактной сети. Результат — нулевая смертность, на станции не гибнут люди.
  • Станция нового типа — более совершенное сооружение, максимально использующее достижения автоматики.
  • Для пассажиров создаются максимально комфортные условия пребывания на станции, так как снижается шум от проходящих поездов.

Решающим фактором применения станций закрытого типа было удешевление и ускорение строительства. Ускорение обеспечивалось за счёт более простой технологии строительства станции, при которой перегонные тоннели станции проходят транзитом, с укладкой в них специальных тюбингов, в результате чего отпадает необходимость перемонтажа и разворота проходческого щита. Далее проходят станционный зал и раскрывают проёмы. Всё это в сочетании с уменьшением отделочных работ и материалов (отсутствует необходимость отделки станционных тоннелей) позволяло примерно на четверть удешевить строительство.

Станции закрытого типа в Санкт-Петербурге необходимо отличать от станций с закрытым воздушным контуром, распространённых в зарубежных странах, особенно в странах с жарким климатом. Их легко можно отличить по наличию платформы (у «горизонтальных лифтов» платформы нет), отделённой от путей дверями, изолирующими тоннели от центрального зала, однако не влияющими на конструкцию станции. Причина строительства подобных станций, а также сооружения платформенных дверей на действующих станциях в необходимости разделить воздушные контуры станции и тоннеля для улучшения условий кондиционирования воздуха.

Цвета станционных дверей

Московско-Петроградская линия
  • Первоначально (предположительно до 1965 года) на станции «Парк Победы» находились стеклянные двери. Затем они были заменены на двери бело-молочного цвета, позже — на нынешние, причём они сначала были серого цвета, а уже потом стали чёрными.
  • На станции «Московская» сначала стояли серые двери, затем они стали серебристо-металлического окраса, позже они стали чёрными.
  • На станции «Звёздная» изначально чередовались серебристые и золотистые двери, затем они были выкрашены в чёрные.
  • На станции «Петроградская» до 2008 года находились синие двери, затем они были перекрашены в чёрные.
Невско-Василеостровская линия

Япония

В Японии большое распространение получила система автоматических платформенных ворот, чем система платформенных раздвижных дверей, в силу своей более низкой стоимости при модернизации построенных станций в прошлом и установки на новых. В большинстве старых, крупных и в основном уже построенных в XX веке системах метро таких как в Японии и Европе, модернизация станций, которые не предусматривали изначально систему горизонтальных лифтов, обходится дороже, чем установка на уже рассчитанных на эту систему новых станций, относительно молодых быстро растущих метро, таких как Сингапурское метро, Сеульское метро, Гонконгское метро и т. д. В целом высота дверей в японской разновидности этой системы ниже, чем в других странах. Система платформенных раздвижных дверей в Японии используется только на относительно молодых и новых системах метро и линиях: Хиросимский метрополитен, линия Намбоку в Токийском метро (является первой в японском метрополитене и единственной в токийском метро) и линия Tōzai Line (Kyoto)[en] в Киотском метро.

См. также

Термины

Ссылки

wikiredia.ru

Интернет-проект о транспорте в России и мире

По расположению относительно уровня земли станции подразделяются на эстакадные, наземные, станции мелкого заложения и станции глубокого заложения. В зависимости от конструкции станции могут быть колонными, односводчатыми, однопролётными, пилонными и так далее. В Москве встречаются станции практически всех типов, за исключением станций закрытого типа. Три станции («Лубянка», «Чистые пруды» и «Павелецкая» Замоскворецкой линии) при постройке были пилонными двухсводчатыми («станциями лондонского типа»), но позже у всех были достроены центральные залы, в результате чего они стали трёхсводчатыми пилонными (из-за распространённости их чаще всего называют просто пилонными).

Эстакадные станции

Эстакадная станция — станция метрополитена, конструкции которой приподняты над поверхностью земли на металлических или железобетонных опорах.

Эстакадные крытые станции

Станция «Воробьёвы горы»

Единственной эстакадной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Воробьёвы горы».

 

Эстакадные открытые станции

Станция «Улица Скобелевская»

Ярким примером эстакадных станций являются станции Бутовской линии Московского метрополитена: «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея».

 

Наземные станции

Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.

Наземные крытые станции

Станция «Мякинино»

В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.

Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.

К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».

 

Наземные открытые станции

Станция «Измайловская»

Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.

В Москве больше всего наземных станций на Филёвской линии: «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Кунцевская».

К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».

 

Станции мелкого заложения

Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.

Колонные станции мелкого заложения

Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн (поперечный разрез)

Станция «Сокольники»

Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.

Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».

Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».

Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.

 

Однопролётные станции мелкого заложения

Станция «Волжская»

Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.

Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.

 

Односводчатые станции мелкого заложения

Станция «Митино»

Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.

Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.

Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.

 

Станции глубокого заложения

Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.

Пилонные станции глубокого заложения

Трехсводчатая пилонная станция (общий вид)

Строящаяся станция «Нижняя Масловка» (проект)

Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.

Всего в Москве построено 50 пилонных станций глубокого заложения. Ещё семь станций («Верхние Лихоборы», «Дорогомиловская», «Нижняя Масловка», «Окружная», «Плющиха», «Суворовская» и «Фонвизинская») проектируется и строится.

 

Пилонные станции глубокого заложения с укороченным центральным залом

Трехсводчатая пилонная станция с укороченным центральным залом (план, профиль и поперечный разрез)

Станция «Шаболовская»

Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.

К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».

 

Колонно-пилонные станции глубокого заложения

Схема колонно-пилонной станции глубокого заложения

Станция «Сретенский бульвар»

Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.

В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.

 

Колонные станции глубокого заложения

Трехсводчатая колонная станция (общий вид)

Станция «Маяковская»

Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.

Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.

 

Колонно-стеновые станции глубокого заложения

Схема колонно-стеновой станции глубокого заложения

Станция «Крестьянская Застава»

Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.

Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.

 

Односводчатые станции глубокого заложения

Станция «Тимирязевская»

Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.

Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».

 

Текст: Константин Венцлавович

www.nashtransport.ru

Станция закрытого типа — Википедия

(!) Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Типовая конструкция станции закрытого типа («горизонтальный лифт») Станция «Ломоносовская»

Ста́нция закры́того ти́па («горизонтальный лифт») — особый тип колонно-стеновой станции метрополитена глубокого заложения без боковых посадочных платформ. По обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Тип таких станций также получил условное название «горизонтальный лифт» за сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверями шахты, расположенными на площадке соответствующего этажа.

«Горизонтальные лифты» в СССР строились только в Ленинграде. Первоначально предложение о применении данного типа было выдвинуто относительно станции «Чернышевская». Но впервые в мире по типу «горизонтальный лифт» был построен подземный зал станции «Парк Победы». Станция была открыта в 1961 году, её разработкой занимался А. К. Андреев. Нововведение с «горизонтальным лифтом» прижилось только в Санкт-Петербурге; больше нигде подобных станций не строили.

Особенности конструкции[править]

Поезда на станциях закрытого типа останавливаются с таким расчётом, чтобы створы дверей их вагонов точно совпадали со створами дверей зала. Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещённому знаку «Остановка первого вагона». Контроль за совмещением производится при помощи СОСД, состоящего из блока ламп и фотоэлемента, находящихся на уровне первого вагона.

Специальное устройство синхронизирует время, очерёдность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Открытие дверей может производиться как автоматически, так и с пульта управления для машиниста. Также имеется возможность внештатного открытия конкретной двери ключом с платформы.

Во избежание попадания людей и посторонних предметов между станционными дверями и поездом установлены системы УФКП (подменная) и РУБЕЖ-3М (основная), которые при помощи инфракрасного луча определяют, свободен ли просвет между поездом и станционной стеной. В случае попадания чего-либо в это пространство в рельсовую цепь подаётся нулевая частота для запрещения отправления поезда.

В качестве преимуществ строительства подобных станций приводились следующие аргументы:

  • Сокращаются сроки возведения станции и значительно снижается стоимость работ.
  • При строительстве станции максимально применяются индустриальные методы и механизация работ.
  • Пассажиры и обслуживающий персонал станции полностью изолируются от движущихся поездов, путевого хозяйства и контактной сети. Результат — нулевая смертность, на станции не гибнут люди.
  • Станция нового типа — более совершенное сооружение, максимально использующее достижения автоматики.
  • Для пассажиров создаются максимально комфортные условия пребывания на станции, так как снижается шум от проходящих поездов.

Но решающим фактором применения станций закрытого типа всё же было удешевление и ускорение строительства. Ускорение обеспечивалось за счёт более простой технологии строительства станции, при которой перегонные тоннели станции проходят транзитом, с укладкой в них специальных тюбингов, в результате чего отпадает необходимость перемонтажа и разворота проходческого щита. Далее проходят станционный зал и раскрывают проёмы. Всё это в сочетании с уменьшением отделочных работ и материалов (отсутствует необходимость отделки станционных тоннелей) позволяло примерно на четверть удешевить строительство.

Станции закрытого типа необходимо отличать от распространённых в последнее время в зарубежных странах, особенно в странах с жарким климатом, станций с так называемым «закрытым воздушным контуром». Их легко можно отличить по наличию платформы (у «горизонтальных лифтов» платформы нет), отделённой от путей дверьми, изолирующими тоннели от центрального зала, однако не влияющими на конструкцию станции. Причина строительства подобных станций, а также сооружения платформенных дверей на действующих станциях в необходимости разделить воздушные контуры станции и тоннеля для улучшения условий кондиционирования.

Станция «Маяковская» Петербургского метрополитена

Всего было построено десять станций закрытого типа (в скобках дата ввода в эксплуатацию):

  1. Spb metro line2.svg «Парк Победы» (29 апреля 1961 года)
  2. Spb metro line2.svg «Петроградская» (1 июля 1963 года)
  3. Spb metro line3.svg «Василеостровская» (3 ноября 1967 года)
  4. Spb metro line3.svg «Гостиный двор» (3 ноября 1967 года)
  5. Spb metro line3.svg «Маяковская» (3 ноября 1967 года)
  6. Spb metro line3.svg «Площадь Александра Невского-1» (3 ноября 1967 года)
  7. Spb metro line2.svg «Московская» (25 декабря 1969 года)
  8. Spb metro line3.svg «Елизаровская» (21 декабря 1970 года)
  9. Spb metro line3.svg «Ломоносовская» (21 декабря 1970 года)
  10. Spb metro line2.svg «Звёздная» (25 декабря 1972 года)

Позже выяснились недостатки такого типа станций. Станции оказались сложнее и дороже в эксплуатации. Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания. Снижается пропускная способность станции из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, что приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, увеличению интервалов движения поездов. Отдельно стоит отметить, что для ленинградского метрополитена пришлось конструировать новые типы подвижного состава[1], поскольку необходимо было выдержать заданный станциями интервал между дверями вагонов.

Строительство станций закрытого типа велось в Ленинграде до разработки конструкции и индустриального алгоритма сооружения односводчатой станции. В результате отказались от применения первого типа в пользу второго, и на смену «горизонтальным лифтам» в начале 1970-х годов пришли «односводы».

Цвета станционных дверей[править]

Московско-Петроградская линия[править]

  • Первоначально (предположительно до 1965 года) на станции «Парк Победы» находились стеклянные двери. Затем их заменили на двери бело-молочного цвета, позже - на нынешние, причём они сначала были серого цвета, а уже потом стали чёрными.
  • На станции «Московская» сначала стояли серые двери, затем они стали серебристо-металлического окраса, позже они стали чёрными.
  • На станции «Звёздная» изначально чередовались серебристые и золотистые двери, затем они были выкрашены в чёрные.
  • На станции «Петроградская» до 2008 года находились синие двери, затем они были перекрашены в чёрные.

Невско-Василеостровская линия[править]

Путевое развитие за станциями[править]

В случае сооружения оборотного тупика за станциями такого типа приходится отклонять главные пути, поэтому за ними иногда сооружались съезды.

Оборотные тупики сооружены за станциями «Петроградская», «Московская», «Площадь Александра Невского» и «Ломоносовская», съезды - за «Василеостровской» и «Парком Победы» (перекрёстный, разобран в 1969-1970 годах).

  1. ↑ В. А. Раков «Локомотивы отечественных ж.д. 1956—1975 гг.»

wp.wiki-wiki.ru

Тип - станция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Тип - станция

Cтраница 1

Тип станции или узла ( декадно-шаговые, координатные, квазиэлектронные, электронные) определяется типом основного коммутационного элемента.  [1]

Тип станции дренажной защиты определяется по примененной электродренажной установке.  [2]

Некоторые типы станций, например АТС-54А, АТС К-50 / 200М, требуют крепления к стенам. Каркасы крепят с помощью угольников. Конец крепящего угольника заделывают в стену на глубину 200 - 250 мм. Глубина отверстия должна быть на 20 мм больше заделываемого конца. Размер отверстия для угольника 60X45 мм делают не более 100X100 мм. Заделку отверстий после установки угольника производят цементным раствором. Отверстие в стенах перед заполнением раствором смачивают водой. При заделке отверстий раствором оставляют выемку глубиной 10 мм, которую потом оштукатуривают. Крепление к потолку, а также крепление вертикальных желобов открытого типа при прохождении междуэтажных перекрытий производят аналогично.  [3]

Выбор типа станции и предварительную оценку ее мощности осуществляют на стадии составления задания на проектирование. Для ТЭС, кроме того, в задании указывается марка топлива. Так как изолированные электростанции в отечественной энергетике встречаются все реже, то при изложении материала будем полагать, что проектируемая станция входит в энергосистему.  [4]

Для каждого типа станции разрабатывается своя технологическая схема превращения первичной энергии в электрическую, а для ТЭЦ - ив тепловую. Технологическая схема характеризует последовательность процесса производства электрической и тепловой энергии и оснащение преобразовательного процесса основным оборудованием ( паровыми котлами ( атомными реакторами), паровыми или гидравлическими турбинами, электрическими генераторами), а также разнообразное вспомогательное оборудование и предусматривает высокую степень механизации и автоматизации процесса.  [5]

Для обеих типов станций предусмотрены защиты от коротких замыканий, перегрузок, понижения напряжения и обрыва фазы Ш та-ющей сети. Основные технические данные станций приведены в табл. 6.2, а на рис. 6.22 показана функциональная схема станции ТСУР-2120. Двигатель и тахогенератор в состав станции не входят. Тиристорная станция состоит из пяти силовых блоков БС1 - БС5 и блоков управления БУ1 - БУ5 и размещается в шкафу с токоогра - - шчивающими реакторами L.  [6]

Энергоснабжение всех типов станций предусмотрено осуществлять от одного-двух вводов ЛЭП, резервируемых дизель-генераторами. Для станций с автономным питанием используется дизельная электростанция.  [8]

Один из типов станций для полной биохимической очистки сточных вод приведен на рис. 4.163. Установка рекомендуется для школ-интернатов и других учреждений, где вследствие значительного количества сточных вод применение подземной фильтрации нецелесообразно. Биологически очищенная вода пропускается через песчаный фильтр, что обеспечивает практически полное задержание выносимых из вторичного отстойника нерастворенных примесей.  [10]

При выборе типа станции и места ее установки необходимо руководствоваться следующими соображениями.  [11]

В зависимости от типа станций компоновка их производится или по блочной схеме ( без поперечных связей), при которой каждый блок работает самостоятельно, что характерно для конденсационных электростанций, или с поперечными связями, что характерно для теплоэлектроцентралей, где все агрегаты связаны между собой паровыми и водяными коммуникациями. Это позволяет подводить пар от любого котлоагрегата к любому турбогенератору.  [12]

В зависимости от типа станции, в которую включены телефонные аппараты, последние делятся на аппараты РТС ( включенные в телефонные станции ручного обслуживания) и аппараты АТС. Аппараты АТС отличаются от аппаратов РТС тех же марок наличием номеронабирателя и могут быть лишь системы ЦБ, тогда как аппараты РТС существуют как системы МБ, так и системы ЦБ.  [13]

Следует различать два типа станций: станции перекачки, выполняющие функции транзитных станций, перекачивающих осадки за город, и районные или главные, находящиеся на территории очистных сооружений. Вторые отличаются от первых большими размерами; помимо перекачки осадков за пределы станции, они обслуживают местную транспортировку осадков на территории очистной станции.  [14]

В зависимости от типа станции и степени ее автоматизации на автоматическое управление переводят все или часть перечисленных процессов.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

rulibs.com : Документальная литература : Документальная литература : Типы станций метрополитена : Матвей Гречко : читать онлайн : читать бесплатно

Типы станций метрополитена

Станция мелкого заложения — обобщающее название нескольких типов подземных станций метрополитена, отличительной особенностью которых является минимальная глубина, непосредственно ниже точки промерзания грунта. Строительство такой станции может вестись открытым способом, т. е. в укрепленном котловане.

Выделяют следующие типы станций мелкого заложения:

— колонные трехпролетные — с двумя рядами поддерживающих колонн вдоль путей, их жаргонное название — «сороконожки»;

— колонные двухпролетные — с одним рядом колонн посередине платформы;

— односводчатые — то есть вообще без поддерживающих колонн с одним широким сводом над платформой и путями. Их стали строить совсем недавно;

— однопролетные — они похожи на односводчатые, т. е. без колонн, но не имеют красивых сводов, их потолок ровный, горизонтальный, опирается на вертикальные стены.

Станции глубокого заложения расположены глубже 20 метров. С вестибюлем такая станция связывается наклонным ходом с эскалаторами. Строительство такой станции ведется чаще всего через шахтный ствол, затем к станции проводятся тоннели, а на последнем этапе сооружается вестибюль с наклонным ходом.

Выделяют следующие типы станций глубокого заложения:

Станции без центрального зала. Такими были «Кировская», «Павелецкая»-радиальная, «Лубянка»… Не имея еще опыта возведения больших залов на большой глубине, инженеры ограничивались маленькими зальчиками у эскалаторов и несколькими довольно узкими проходами между платформами, прорубленными в массиве. Такие станции были надежными, но очень неудобными, и конечно, их пришлось перестроить.

Пилонная — почти такой же старый тип. Такая станция состоит из трех независимых залов — двух платформ и центрального, отделенных друг от друга рядом пилонов (столбов очень большого сечения) с проходами между ними. Эта конструкция лучше всего противостоит давлению толщи земли, однако узость проходов делает ее неудобной в часы пик.

Колонная — похожа на пилонную, только колонны уже пилонов. Первой в мире колонной станцией глубокого заложения стала открытая в 1938 году в Москве «Маяковская».

Односводчатая — по внешнему виду точно такая, как одноименная станция мелкого заложения. Станция состоит из следующих конструктивных элементов: свод, набранный из обжатых в породу омоноличенных железобетонных блоков, опорные тоннели с бетонной подушкой и обратный свод. В Москве только одна такая «глубокая» станция — «Тимирязевская», в Петербурге таких станций несколько.

Бывают еще станции закрытого типа, но в Москве их нет, зато много в Санкт-Петербурге. У таких станций боковых залов нет вообще, свод опирается на мощные пилоны, между которыми располагаются раздвижные двери. Искусство машиниста состоит в том, чтобы подогнать двери вагонов поезда к дверям станции. Порой случаются ошибки, и тогда пассажирам приходится проталкиваться в узкие щели.

Двухъярусная пересадочная односводчатая станция в России всего одна и не в Москве. Это станция «Спортивная» в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что поезда в ней будут прибывать на два нижних и два верхних пути, объединенных одним центральным залом, что сделает удобной пересадку. Но к сожалению, в качестве пересадочной она сейчас не используется.

Некоторые термины

Вентиляционная шахта (сокращено ВШ) — строение в виде киоска, служащее для обеспечения непрерывного воздухообмена в метрополитене. ВШ обычно представляет собой киоск, расположенный на поверхности, ствол шахты с решетками, и нижнюю вентиляционную установку. ВШ находятся вблизи парков и зеленых насаждений, чтобы исключить попадание вредных газов в метрополитен, и не далее трехсот метров от тоннеля метро. Эти шахты весьма и весьма привлекают диггеров.

Депо — предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного состава.

Метромост — мост, по которому проходит линия метро.

Пошерстный съезд — ветка, соединяющая два разнонаправленных железнодорожных пути. Позволяет развернуть поезд, меняя лишь его направление, как это делается на конечной станции метрополитена. Поезд двигается вдоль съезда, останавливает движение, меняются кабины, и, двигаясь в обратном направлении, поезд съезжает с главного пути на второй, прибывая на вторую платформу под посадку пассажиров.

Сбойка — подземная горная выработка (горизонтальная или наклонная), соединяющая две близко расположенные выработки, например штрек и просек.

Тюбинг (от англ. tube — труба), элемент сборной крепи подземного сооружения (например, тоннеля метрополитена). Материал — чугун, сталь, железо бетон.

rulibs.com

Станция закрытого типа Википедия

Типовая конструкция станции закрытого типа («горизонтальный лифт») Станция «Ломоносовская»

Ста́нция закры́того ти́па — станция, посадочная платформа на которой для защиты от прибывающих поездов[1] огорожена от станционных путей стеной, двери в которой открываются во время посадки в вагоны. Конструкция предназначена для предотвращения падения людей на пути, а также ограничения несанкционированного доступа в тоннели метрополитена[2].

Станция закрытого типа («горизонтальный лифт») в России — особый тип колонно-стеновой станции метрополитена без боковых посадочных платформ.

По обеим сторонам центрального зала такой станции находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Тип таких станций также получил условное название «горизонтальный лифт» за сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверями шахты, расположенными на площадке соответствующего этажа. Первоначально предложение о применении данного типа было выдвинуто относительно станции «Чернышевская», однако впервые в мире по типу «горизонтальный лифт» был построен подземный зал станции «Парк Победы». Станция была открыта в 1961 году, её разработкой занимался А. К. Андреев. Вид станций с «горизонтальным лифтом» в СССР прижился только в Ленинграде. Машинисты поездов, работающие на линии с такими станциями, получают прибавку к зарплате[источник не указан 311 дней].

Типы[ | код]

Технология горизонтального лифта бывает двух типов:

  • Платформенные раздвижные двери — система, состоящая из барьера в виде стены с раздвижными дверьми, чаще всего из стекла, доходящих до потолка и полостью изолирующих станцию от путей (например, станции «Новокрестовская» и «Беговая», большая часть станций метро в Китае и метросистем типа VAL).
  • Автоматические платформенные ворота — система, состоящая из барьера в виде ограждения различной высоты с раздвижными дверьми, чаще всего из стекла, не доходящего до потолка и не изолирующего полностью станцию от путей, она обычно составляет лишь половину высоты системы платформенных раздвижных дверей (например, станция Син-Накано), но иногда оно достигает высоты поезда (например станция Ang Mo Kio MRT Station[en]).

Платформенные раздвижные двери[ |

ru-wiki.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта