Eng Ru
Отправить письмо

О безопасности объектов ТЭК из первых уст. Законодательство, проблемы, перспективы. Закон о безопасности объектов топливно энергетического комплекса


О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, Проект Федерального закона от 21 июля 2011 года №522325-5

О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Проект N 522325-5

ПринятГосударственной Думой6 июля 2011 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;

3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;

4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;

5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;

6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;

7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;

8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также -объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;

10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;

12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;

14) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;7) осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса

1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;5) наличие на объекте уязвимых мест.

2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:1) объекты высокой категории опасности;2) объекты средней категории опасности;3) объекты низкой категории опасности.

3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяемым Президентом Российской Федерации (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению* к настоящему Федеральному закону.____________________* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса

1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства.

4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.

2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса

1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:1) в установленном порядке получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;3) привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:1) незамедлительно информировать в порядке, установленном органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса;2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения;4) осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций;5) обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

3. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса

Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса

Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.

Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.

2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.

2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

3. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.

ПрезидентРоссийской ФедерацииД.Медведев

Электронный текст документаподготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:рассылка

docs.cntd.ru

К вопросу о применении статьи 15 Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

 

25 октября 2011 года вступили в законную силу основные положения Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Данный Закон очень заинтересовал меня как юриста предприятия регулируемой сферы деятельности. Особенно озадачило положение статьи 15 названного Закона, которое, как представляется, вызовет большое количество вопросов правоприменительного характера в ближайшем будущем. Своими размышлениями по поводу указанной статьи хочу поделиться.

Так, статьей 15 Закона установлена обязанность субъектов ТЭК, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте ТЭК, возникшей в связи с террористическом актом или диверсией.

Механизм осуществления обязанности по страхованию ответственности (определение страховых случаев, страховых сумм, страхового тарифа, страховой выплаты и т.п.) в указанном Законе не прописан.

Вместе с тем, 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», регламентирующий порядок страхования ответственности, но для владельцев опасных объектов.

Проанализировав понятия «объект ТЭК» и «опасный объект», можно сделать вывод, что понятие «опасный объект» является более широким по своему содержанию и включает в себя понятие «объект ТЭК». Исходя из чего, представляется допустимым утверждать, что вопросы страхования ответственности субъектов ТЭК в связи с исполнением обязанности, предусмотренной статьей 15 Закона «О безопасности…», регулируются Законом «Об обязательном страховании…».

Однако норма части 9 статьи 8 Закона «Об обязательном страховании…» перечеркивает все практическое действие статьи 15 Закона «О безопасности…», поскольку предусматривает, что страховщик освобождается от обязанности осуществить страховую выплату, если вред потерпевшим причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 964 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в результате диверсий и террористических актов.

Складывается парадоксальная ситуация – субъект ТЭК заключает договор на случай причинения вреда аварией, возникшей вследствие диверсии или теракта, но при наступлении страхового случая потерпевшим в страховой выплате будет отказано именно по причине возникновения аварии в результате диверсии или теракта!

В связи с чем, встает вопрос о том, какими же мотивами руководствовался законодатель, устанавливая для субъектов ТЭК обязанность по страхованию указанной ответственности, а следовательно, создавая для них условия для дополнительных финансовых расходов (и, судя по всему весьма, значительных), если уплаченные суммы так и не достигнут главной цели – возмещения потерпевшим причиненного ущерба?!

Возможно, в будущем планируется принятие специального закона, определяющего процедуру страхования ответственности по статье 15 Закона «О безопасности…». Однако это не исключает возникновение споров о конкуренции норм между вновь принятым законом и Законом «Об обязательном страховании…», а это «лазейка» для страховщиков, позволяющая отказать в страховой выплате.

Также вызывает сомнения целесообразность возложения имущественной ответственности за последствия терактов и диверсий на субъектов ТЭК. Предотвращение терактов входит в компетенцию государственных органов, располагающих всеми возможностями для проведения антитеррористических мероприятий. Недопущение ущерба от диверсии и теракта со стороны субъектов ТЭК может быть достигнуто только усилением охраны объектов ТЭК, на что в принципе нацелены иные положения нормативно-правовых актов (в частности, Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», статьи 6, 7, 9-13 того же Закона «О безопасности…» и т.д.).

Следует обратить внимание, что поскольку борьба с терроризмом – одна из главных обязанностей государства,  частью 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в результате террористического акта, возмещается государством.

В связи же с принятием анализируемой статьи Закона «О безопасности…», как видится, возможно возникновение спорных ситуаций при установлении лица, обязанного возместить ущерб, причиненный аварией в результате теракта.

Так, с одной стороны, субъект ТЭК, ссылаясь на заключенный договор страхования, вправе указать на страховщика как на лицо, обязанное возместить данный вред. С другой стороны, страховщик на основании части 9 статьи 8 Закона «Об обязательном страховании…» имеет законные основания для отказа в страховой выплате. А с третьей стороны, государство при обращении пострадавших при аварии лиц за компенсационными выплатами может переадресовать их к субъекту ТЭК и его страховщику в силу статьи 15 Закона «О безопасности…».

В результате несогласованности и противоречивости изложенных норм для потерпевших получение сумм в возмещение ущерба может превратиться в «бег по замкнутому кругу».

zakon.ru

О безопасности объектов ТЭК из первых уст. Законодательство, проблемы, перспективы.

Как Вы знаете, уважаемые наши читатели, 4 декабря 2014 года в г. Москве («Президент-Отель») состоялась III ежегодная Всероссийская конференция «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса»

СВЕДЕНИЯ И ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ ЗДЕСЬ ⇒ Многие, кто не смог или не захотел участвовать в Конференции по тем или иным причинам не только лишили себя возможности быть в курсе последних событий отрасли, но и упустили шанс внести свою лепту в формирование уникального документа - Решение Конференции (скачать⇒), которое содержит не только положительные практики и результаты деятельности в области безопасности объектов ТЭК, но и замечания и предложения участников Конференции по всему кругу проблем (подробнее ⇒).

Однако, учитывая по-прежнему поступающие в большом количестве в адрес исполнительной дирекции Конференции письма и запросы,  касающиеся «больных» тем рассматриваемых на Конференции, проанализировав их, представляем Вам сегодня обобщенную информацию по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» по вопросу обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Ознакомившись с ней, Вы узнаете наиболее актуальную и последнюю информацию о положении дел с правовым регулированием определения субъекта охраны объектов ТЭК средней и высокой категории опасности, обязательным привлечением к категорированию объектов ТЭК специализированных организаций, а также проведением подтверждения соответствия ТСО, предназначенных для физической защиты объектов ТЭК.

В сентябре 2014 г. на официальном сайте www.regulation.gov.ru был размещен для публичного обсуждения в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов ТЭК» по вопросу обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК». В октябре 2014 г. Общественная Палата Российской Федерации провела общественные слушания указанного законопроекта.

Законопроект получил большой общественный резонанс.

Вместе с тем, он был подготовлен Минэнерго России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № АД-П9-7862 о реализации одобренных Президентом России В.В. Путиным 5 октября 2013 г. (№ Пр-2356) предложений Совета Безопасности РФ по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Целью указанного законопроекта является правовое регулирование вопросов определения субъекта охраны объектов топливно-энергетического комплекса средней и высокой категории опасности, обязательного привлечения к категорированию объектов топливно-энергетического комплекса специализированных организаций, а также проведения подтверждения соответствия технических средств охраны, предназначенных для физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса.

Предлагаемое правовое регулирование направлено на повышение качества работы по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса, усиление мер по обеспечению физической защиты объектов ТЭК и на безусловное обеспечение требуемого уровня защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства.

Законопроектом предусмотрено внесение следующих изменений в Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон о безопасности объектов ТЭК). 1.    В целях повышения качества работы по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса субъектам топливно-энергетического комплекса необходимо будет привлекать специализированные организации в области обеспечения безопасности объектов ТЭК для проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса и оценки социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта при проведении категорирования объекта, для проведения оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта, и к составлению паспорта безопасности объекта. 

Привлечение сотрудников специализированных организаций в настоящее время предусмотрено Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, однако данное условие не является обязательным и реализуется в зависимости от решения председателя комиссии.

Вместе с тем практика показывает, что привлечение к категорированию специализированных организаций значительно повышает его качество. 

Под термином «специализированные организации в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» законопроект подразумевает юридические лица, основным видом деятельности которых является проведение указанных мероприятий. 

Законопроектом предусмотрено, что порядок проведения специализированными организациями указанных мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Предлагаемый подход соответствует аналогичному правовому регулированию в части привлечения специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности. 

Отредактированный законопроект не предусматривает проведения аккредитации специализированных организаций в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, как предлагалось на более ранней стадии разработки законопроекта, а устанавливает, что Правительством РФ будет утверждаться порядок, критерии отбора специализированных организаций, которым предоставляется право проводить спецмероприятия. Перечень таких организаций будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, будет открытым и корректируемым. 

2.    Законом о безопасности объектов ТЭК предусмотрено обязательное выполнение субъектами ТЭК требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, которые установлены Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458. С учетом указанных выше предложений Совета Безопасности Российской Федерации в части особых требований к техническим средствам, предназначенным для физической защиты объекта, законопроектом предусматривается, что субъекты топливно-энергетического комплекса будут не вправе использовать для охраны объектов ТЭК технические средства, не прошедшие подтверждение соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. Формы подтверждения соответствия предусмотрены статьей 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 144-ФЗ «О техническом регулировании».

Законопроектом предусмотрено, что данная норма начнет действовать с 1 января 2016 года с учетом необходимого времени для проведения соответствующих организационных мероприятий. 

3.    Во исполнение пункта 5 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 30 октября 2013 г. № АД-П9-7862 в части осуществления охраны объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных по результатам категорирования к высокой и средней категории опасности, исключительно ведомственными охранными структурами в законопроекте обозначены субъекты охраны указанных объектов ТЭК: подразделения полиции в части объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, указанным в пункте 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», и организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Данная норма развивает положение части 4 статьи 9 Закона о безопасности объектов ТЭК, согласно которому определено, что привлечение тех или иных охранных подразделений (организаций) к обеспечению физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса находится в зависимости от категории объекта, а также учитывает, что согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 25 статьи 12 указанного закона).

Вторым субъектом охраны объектов ТЭК высокой и средней категории опасности является ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

На основании перечней объектов ТЭК, утвержденных руководителями субъектов Российской Федерации, по состоянию на 3 октября 2014 г. категорированию в соответствии с Законом о безопасности объектов ТЭК подлежало 10377 объектов. 

По результатам категорирования 97 % объектов (от количества объектов, подлежащих категорированию) к указанному времени категория опасности «высокая» была присвоена 89 объектам, «средняя» – 714, что составляло 803 объекта. При этом часть из них в настоящее время уже охраняется подразделениями полиции и ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

Требование осуществления охраны указанных объектов ТЭК исключительно ведомственными охранными структурами обусловлено вопросами безусловного обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов от актов незаконного вмешательства в связи с существенными различиями полномочий работников ведомственной охраны и частных охранных организаций (отсутствие у последних таких полномочий, как осуществление досмотра, административного задержания, оформление протоколов об административных правонарушениях и других).

В настоящее время проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» по вопросу обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» прошел все необходимые процедуры публичного обсуждения и по завершению согласительных процедур межведомственного характера будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

www.securitymedia.ru

Закон РФ О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 21.07.2011 № 256-ФЗ Закон РФ О безопасности объектов ТЭК



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные иправовые основы в сфере обеспечения безопасности объектовтопливно-энергетического комплекса в Российской...

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используютсяследующие основные понятия:

1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие(бездействие), в том...

Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Целями обеспечения безопасности объектовтопливно-энергетического комплекса являются их устойчивое ибезопасное функционирование, защита интересов личности,...

Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Основными принципами обеспечения безопасности объектовтопливно-энергетического комплекса являются:

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов...

Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса

1. Для установления дифференцированных требований обеспечениябезопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетомстепени потенциальной опасности совершения акта...

Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетическогокомплекса осуществляется субъектами топливно-энергетическогокомплекса, если иное не установлено законодательством...

Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Требования обеспечения безопасности объектовтопливно-энергетического комплекса и требованияантитеррористической защищенности объектов...

Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляютпаспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплексапо форме согласно приложению к настоящему Федеральному...

Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса

1. Система физической защиты объектов топливно-энергетическогокомплекса представляет собой совокупность направленных напредотвращение актов незаконного вмешательства...

Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

1. На работу, непосредственно связанную с обеспечениембезопасности объектов топливно-энергетического комплекса, непринимаются лица:

1) имеющие неснятую или...

Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса

1. В целях обеспечения безопасности объектовтопливно-энергетического комплекса субъектытопливно-энергетического комплекса создают на этих объектах...

Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:

1) в установленном порядке получать от уполномоченногофедерального органа исполнительной власти...

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Нарушение должностными лицами федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления,...

Статья 14. Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса

Гражданско-правовую ответственность за причинение вредафизическим и юридическим лицам, а также государству в результатесовершения акта незаконного вмешательства на...

Статья 15. Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса

Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие направе собственности или ином законном праве объектамитопливно-энергетического комплекса, которые отнесены к...

Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасностиобъектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счетсобственных средств организаций, цены на товары (услуги)...

Статья 17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие направе собственности или ином законном праве объектами системыгазоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие...

Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечениидевяноста дней после дня его официального опубликования, заисключением положений, для которых настоящей статьей...

rus-kodeksy.com


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта